Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной социальной помощи семье и детям
|
Введение……………………………………………………….…………..……...3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.1. Подходы к пониманию профилактики девиантного поведения
1.2. Деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……19
Глава 2. Межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………...30
2.1. Цели и характеристики межведомственного взаимодействия……………30
2.2. Принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…...39
Глава 3. Исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………...51
3.1. Программа исследования и результаты
3.2. Рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.1. Подходы к пониманию профилактики девиантного поведения
1.2. Деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……19
Глава 2. Межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………...30
2.1. Цели и характеристики межведомственного взаимодействия……………30
2.2. Принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…...39
Глава 3. Исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………...51
3.1. Программа исследования и результаты
3.2. Рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Одной из главных целей социальной работы является достижение общественного благополучия через оптимизацию взаимодействия индивида, государства и общества. В качестве одного из индикаторов достижения социального благополучия можно рассматривать низкий уровень проявления девиантного поведения: преступность, аддиктивное поведение, агрессия, безнадзорность, социальное сиротство и т.д. Вместе с тем, современная социальная работа декларирует применение ранних предупреждающих воздействий к ситуациям и условиям, определяющим девиации.
Для этого в России была создана государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающая в себя различные службы и структуры, направленная на организацию совместной деятельности различных государственных органов и служб по решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Система направлена на предупреждение условий и предпосылок, определяющих возникновение подобных явлений путем реализации совместных мероприятий.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд проблем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на то, что ежегодно фиксируется снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (таб.1), наблюдается их качественное изменение- возрастает число тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних (таб. 2). Данная тенденция характерна для всех регионов России.
Рассматривая проблему безнадзорности, возникают трудности уже в определении количественных показателей этого явления, так как сегодня ни один субъект системы профилактики не обладает точными данными о числе безнадзорных детей, а имеющиеся данные у каждого из субъектов весьма различны и противоречивы. К примеру, согласно данным МВД РФ, в 2020 году число безнадзорных детей составило 75, 5 тыс., а рост данного явления составляет 2,8% в год. [8] Генеральная Прокуратура РФ описывает иные данные: в 2020 году число безнадзорных детей составило 62,1 тыс., с наблюдаемой динамикой снижения их числа на 1,18% в год. [9]
Данное обстоятельство иллюстрирует недостаточную координацию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в совместной работе несмотря на то, что все субъекты функционируют в единой системе межведомственного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы
В работах М. Блума[65], Е. Рубингтона, М. Вайнберга, [67] О. И. Бородкиной[13], Т. В. Шипуновой[57-58], Максудова Р. Р.[33], М. Столтенборга [79], Г. Боухарда[76] и др. представлены различные подходы к пониманию понятия «профилактика», даны ее основные содержательные характеристики и отмечены основные тенденции в развитии превентивной социальной работы.
Работы Н. А. Сапроновой [45], Д. М. Варнаковой [16],А. В. Сергеева [48], А. А. Антонова[11], Е. В. Скворцовой [49], Ю. В. Слободчиковой [50] посвящены анализу деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Труды М. Вебера [69], Д. Хоманса [71], Т. Парсонса [36-37] содержат разработку концепций социального действия и взаимодействия. А. В. Костюков [29], С. З. Кимова [23], В. Л. Баскасков[12] детально изучают характеристики межведомственного взаимодействия, его особенности и структуру.
А. К. Быков [14], А. С. Дудкин [19], В. Г. Зарубин [21], В. А. Семенов [21], В. Д. Пинчук [39], Ю. А. Петровская [38] описывают принципы, формы и механизмы, с помощью которых реализуется межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на это, существует незначительное количество работ, посвященных категории проблем осуществления межведомственного взаимодействия.
Цель работы –выявление проблем и определение роли межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1) проанализировать подходы к пониманию профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
2) охарактеризовать деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) изучить цели и характеристики межведомственного взаимодействия;
4) проанализировать принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) провести исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) разработать рекомендации по совершенствованию реализации межведомственного взаимодействия.
Объект исследования- субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом исследования является межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования
Для достижения цели исследования был использованы следующие методы:
1) теоретические - анализ и синтез, обобщение и систематизация материалов научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов;
2) эмпирические – глубинное полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения, анализ внутриорганизационных документов.
Эмпирическая база исследования:
1) Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербурга;
2) Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия».
Генеральная совокупность и выборка
Генеральной совокупностью исследования являются специалисты служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выборку исследования составили 13 специалистов служб системы профилактики: 6 интервью со специалистами по социальной работе, 5 интервью с заведующими отделениями, 2 интервью с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Гипотеза
Одним из барьеров в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является отсутствие общей информационной системы, обеспечивающей равный доступ всех субъектов к требуемой информации.
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлена актуализация проблем межведомственного взаимодействия в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: определены нормативно-правовые, психологические, ресурсные, информационные, методические барьеры межведомственного взаимодействия.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и двух приложений. В работе использованы 3 таблицы. Общий объем работы составляет 80 страниц, список литературных источников включает 84 наименования, в том числе 20 источников на иностранном языке.
Для этого в России была создана государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающая в себя различные службы и структуры, направленная на организацию совместной деятельности различных государственных органов и служб по решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Система направлена на предупреждение условий и предпосылок, определяющих возникновение подобных явлений путем реализации совместных мероприятий.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд проблем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на то, что ежегодно фиксируется снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (таб.1), наблюдается их качественное изменение- возрастает число тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних (таб. 2). Данная тенденция характерна для всех регионов России.
Рассматривая проблему безнадзорности, возникают трудности уже в определении количественных показателей этого явления, так как сегодня ни один субъект системы профилактики не обладает точными данными о числе безнадзорных детей, а имеющиеся данные у каждого из субъектов весьма различны и противоречивы. К примеру, согласно данным МВД РФ, в 2020 году число безнадзорных детей составило 75, 5 тыс., а рост данного явления составляет 2,8% в год. [8] Генеральная Прокуратура РФ описывает иные данные: в 2020 году число безнадзорных детей составило 62,1 тыс., с наблюдаемой динамикой снижения их числа на 1,18% в год. [9]
Данное обстоятельство иллюстрирует недостаточную координацию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в совместной работе несмотря на то, что все субъекты функционируют в единой системе межведомственного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы
В работах М. Блума[65], Е. Рубингтона, М. Вайнберга, [67] О. И. Бородкиной[13], Т. В. Шипуновой[57-58], Максудова Р. Р.[33], М. Столтенборга [79], Г. Боухарда[76] и др. представлены различные подходы к пониманию понятия «профилактика», даны ее основные содержательные характеристики и отмечены основные тенденции в развитии превентивной социальной работы.
Работы Н. А. Сапроновой [45], Д. М. Варнаковой [16],А. В. Сергеева [48], А. А. Антонова[11], Е. В. Скворцовой [49], Ю. В. Слободчиковой [50] посвящены анализу деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Труды М. Вебера [69], Д. Хоманса [71], Т. Парсонса [36-37] содержат разработку концепций социального действия и взаимодействия. А. В. Костюков [29], С. З. Кимова [23], В. Л. Баскасков[12] детально изучают характеристики межведомственного взаимодействия, его особенности и структуру.
А. К. Быков [14], А. С. Дудкин [19], В. Г. Зарубин [21], В. А. Семенов [21], В. Д. Пинчук [39], Ю. А. Петровская [38] описывают принципы, формы и механизмы, с помощью которых реализуется межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на это, существует незначительное количество работ, посвященных категории проблем осуществления межведомственного взаимодействия.
Цель работы –выявление проблем и определение роли межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1) проанализировать подходы к пониманию профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
2) охарактеризовать деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) изучить цели и характеристики межведомственного взаимодействия;
4) проанализировать принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) провести исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) разработать рекомендации по совершенствованию реализации межведомственного взаимодействия.
Объект исследования- субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом исследования является межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования
Для достижения цели исследования был использованы следующие методы:
1) теоретические - анализ и синтез, обобщение и систематизация материалов научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов;
2) эмпирические – глубинное полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения, анализ внутриорганизационных документов.
Эмпирическая база исследования:
1) Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербурга;
2) Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия».
Генеральная совокупность и выборка
Генеральной совокупностью исследования являются специалисты служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выборку исследования составили 13 специалистов служб системы профилактики: 6 интервью со специалистами по социальной работе, 5 интервью с заведующими отделениями, 2 интервью с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Гипотеза
Одним из барьеров в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является отсутствие общей информационной системы, обеспечивающей равный доступ всех субъектов к требуемой информации.
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлена актуализация проблем межведомственного взаимодействия в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: определены нормативно-правовые, психологические, ресурсные, информационные, методические барьеры межведомственного взаимодействия.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и двух приложений. В работе использованы 3 таблицы. Общий объем работы составляет 80 страниц, список литературных источников включает 84 наименования, в том числе 20 источников на иностранном языке.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами, были достигнуты следующие результаты:
1) были проанализированы различные подходы к профилактике девиантного поведения. Это позволило определить основные направления и цели профилактики, несмотря на наличие различных ее трактовок;
2) была охарактеризована деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что является основой для понимания роли каждого из них в процессе межведомственного взаимодействия;
3) изучены цели и характеристики межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие является видом социального действия, в котором субъекты взаимодействия реализуют свою целевую деятельность путем совместного согласования интересов. Оно предполагает конструктивную организацию общих действий для сохранения успешного функционирования всех субъектов взаимодействия. Совокупность специфических функций, целей и задач межведомственного взаимодействия позволяет конструировать эффективные каналы обмена между субъектами с целью повышения эффективности и результативности социальной помощи;
4) были проанализированы принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были выявлены общие основания, на которых построен процесс межведомственного взаимодействия, а также рассмотрены различные методы, формы и технологии, обеспечивающие межведомственное взаимодействие;
5) проведено исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были определены и актуализированы социальные факторы, затрудняющие мобильность субъектов в разного рода взаимодействиях и обмене. Исследование дает представление об актуальных ограничениях, препятствующих эффективному межведомственному взаимодействию: предоставление информации по истечению установленных сроков; отсутствие обратной связи об итогах проделанной работы; стандарты информационного обмена, различные у каждого субъекта; отсутствие общего банка данных для всех субъектов профилактики, недостаточное разнообразие форм совместной деятельности.
6) разработаны рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия. Были рассмотрены возможности применения общей системы электронного документооборота как метода повышения оперативности межведомственного взаимодействия. Наряду с этим, предложено введение единого стандарта информационного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве альтернативных форм межведомственного взаимодействия рассмотрено применение метода супервизии.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
1) были проанализированы различные подходы к профилактике девиантного поведения. Это позволило определить основные направления и цели профилактики, несмотря на наличие различных ее трактовок;
2) была охарактеризована деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что является основой для понимания роли каждого из них в процессе межведомственного взаимодействия;
3) изучены цели и характеристики межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие является видом социального действия, в котором субъекты взаимодействия реализуют свою целевую деятельность путем совместного согласования интересов. Оно предполагает конструктивную организацию общих действий для сохранения успешного функционирования всех субъектов взаимодействия. Совокупность специфических функций, целей и задач межведомственного взаимодействия позволяет конструировать эффективные каналы обмена между субъектами с целью повышения эффективности и результативности социальной помощи;
4) были проанализированы принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были выявлены общие основания, на которых построен процесс межведомственного взаимодействия, а также рассмотрены различные методы, формы и технологии, обеспечивающие межведомственное взаимодействие;
5) проведено исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были определены и актуализированы социальные факторы, затрудняющие мобильность субъектов в разного рода взаимодействиях и обмене. Исследование дает представление об актуальных ограничениях, препятствующих эффективному межведомственному взаимодействию: предоставление информации по истечению установленных сроков; отсутствие обратной связи об итогах проделанной работы; стандарты информационного обмена, различные у каждого субъекта; отсутствие общего банка данных для всех субъектов профилактики, недостаточное разнообразие форм совместной деятельности.
6) разработаны рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия. Были рассмотрены возможности применения общей системы электронного документооборота как метода повышения оперативности межведомственного взаимодействия. Наряду с этим, предложено введение единого стандарта информационного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве альтернативных форм межведомственного взаимодействия рассмотрено применение метода супервизии.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута.



