Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной социальной помощи семье и детям
Введение……………………………………………………….…………..……...3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1.1. Подходы к пониманию профилактики девиантного поведения
1.2. Деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……19
Глава 2. Межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних………………...30
2.1. Цели и характеристики межведомственного взаимодействия……………30
2.2. Принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…...39
Глава 3. Исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних…………………………………………………………...51
3.1. Программа исследования и результаты
3.2. Рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Одной из главных целей социальной работы является достижение общественного благополучия через оптимизацию взаимодействия индивида, государства и общества. В качестве одного из индикаторов достижения социального благополучия можно рассматривать низкий уровень проявления девиантного поведения: преступность, аддиктивное поведение, агрессия, безнадзорность, социальное сиротство и т.д. Вместе с тем, современная социальная работа декларирует применение ранних предупреждающих воздействий к ситуациям и условиям, определяющим девиации.
Для этого в России была создана государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающая в себя различные службы и структуры, направленная на организацию совместной деятельности различных государственных органов и служб по решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Система направлена на предупреждение условий и предпосылок, определяющих возникновение подобных явлений путем реализации совместных мероприятий.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует ряд проблем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на то, что ежегодно фиксируется снижение общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (таб.1), наблюдается их качественное изменение- возрастает число тяжких и особо тяжких преступлений среди несовершеннолетних (таб. 2). Данная тенденция характерна для всех регионов России.
Рассматривая проблему безнадзорности, возникают трудности уже в определении количественных показателей этого явления, так как сегодня ни один субъект системы профилактики не обладает точными данными о числе безнадзорных детей, а имеющиеся данные у каждого из субъектов весьма различны и противоречивы. К примеру, согласно данным МВД РФ, в 2020 году число безнадзорных детей составило 75, 5 тыс., а рост данного явления составляет 2,8% в год. [8] Генеральная Прокуратура РФ описывает иные данные: в 2020 году число безнадзорных детей составило 62,1 тыс., с наблюдаемой динамикой снижения их числа на 1,18% в год. [9]
Данное обстоятельство иллюстрирует недостаточную координацию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в совместной работе несмотря на то, что все субъекты функционируют в единой системе межведомственного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы
В работах М. Блума[65], Е. Рубингтона, М. Вайнберга, [67] О. И. Бородкиной[13], Т. В. Шипуновой[57-58], Максудова Р. Р.[33], М. Столтенборга [79], Г. Боухарда[76] и др. представлены различные подходы к пониманию понятия «профилактика», даны ее основные содержательные характеристики и отмечены основные тенденции в развитии превентивной социальной работы.
Работы Н. А. Сапроновой [45], Д. М. Варнаковой [16],А. В. Сергеева [48], А. А. Антонова[11], Е. В. Скворцовой [49], Ю. В. Слободчиковой [50] посвящены анализу деятельности субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Труды М. Вебера [69], Д. Хоманса [71], Т. Парсонса [36-37] содержат разработку концепций социального действия и взаимодействия. А. В. Костюков [29], С. З. Кимова [23], В. Л. Баскасков[12] детально изучают характеристики межведомственного взаимодействия, его особенности и структуру.
А. К. Быков [14], А. С. Дудкин [19], В. Г. Зарубин [21], В. А. Семенов [21], В. Д. Пинчук [39], Ю. А. Петровская [38] описывают принципы, формы и механизмы, с помощью которых реализуется межведомственное взаимодействие в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несмотря на это, существует незначительное количество работ, посвященных категории проблем осуществления межведомственного взаимодействия.
Цель работы –выявление проблем и определение роли межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе социальной помощи семье и детям.
Задачи:
1) проанализировать подходы к пониманию профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
2) охарактеризовать деятельность субъектов межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) изучить цели и характеристики межведомственного взаимодействия;
4) проанализировать принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) провести исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
6) разработать рекомендации по совершенствованию реализации межведомственного взаимодействия.
Объект исследования- субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Предметом исследования является межведомственное взаимодействие субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Методы исследования
Для достижения цели исследования был использованы следующие методы:
1) теоретические - анализ и синтез, обобщение и систематизация материалов научной и учебно-методической литературы, нормативно-правовых документов;
2) эмпирические – глубинное полуструктурированное интервью, метод включенного наблюдения, анализ внутриорганизационных документов.
Эмпирическая база исследования:
1) Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербурга;
2) Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия».
Генеральная совокупность и выборка
Генеральной совокупностью исследования являются специалисты служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выборку исследования составили 13 специалистов служб системы профилактики: 6 интервью со специалистами по социальной работе, 5 интервью с заведующими отделениями, 2 интервью с инспекторами по делам несовершеннолетних.
Гипотеза
Одним из барьеров в межведомственном взаимодействии субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является отсутствие общей информационной системы, обеспечивающей равный доступ всех субъектов к требуемой информации.
Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлена актуализация проблем межведомственного взаимодействия в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: определены нормативно-правовые, психологические, ресурсные, информационные, методические барьеры межведомственного взаимодействия.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и двух приложений. В работе использованы 3 таблицы. Общий объем работы составляет 80 страниц, список литературных источников включает 84 наименования, в том числе 20 источников на иностранном языке.
В соответствии с целью работы и поставленными задачами, были достигнуты следующие результаты:
1) были проанализированы различные подходы к профилактике девиантного поведения. Это позволило определить основные направления и цели профилактики, несмотря на наличие различных ее трактовок;
2) была охарактеризована деятельность субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что является основой для понимания роли каждого из них в процессе межведомственного взаимодействия;
3) изучены цели и характеристики межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие является видом социального действия, в котором субъекты взаимодействия реализуют свою целевую деятельность путем совместного согласования интересов. Оно предполагает конструктивную организацию общих действий для сохранения успешного функционирования всех субъектов взаимодействия. Совокупность специфических функций, целей и задач межведомственного взаимодействия позволяет конструировать эффективные каналы обмена между субъектами с целью повышения эффективности и результативности социальной помощи;
4) были проанализированы принципы и механизмы межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были выявлены общие основания, на которых построен процесс межведомственного взаимодействия, а также рассмотрены различные методы, формы и технологии, обеспечивающие межведомственное взаимодействие;
5) проведено исследование барьеров межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Были определены и актуализированы социальные факторы, затрудняющие мобильность субъектов в разного рода взаимодействиях и обмене. Исследование дает представление об актуальных ограничениях, препятствующих эффективному межведомственному взаимодействию: предоставление информации по истечению установленных сроков; отсутствие обратной связи об итогах проделанной работы; стандарты информационного обмена, различные у каждого субъекта; отсутствие общего банка данных для всех субъектов профилактики, недостаточное разнообразие форм совместной деятельности.
6) разработаны рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия. Были рассмотрены возможности применения общей системы электронного документооборота как метода повышения оперативности межведомственного взаимодействия. Наряду с этим, предложено введение единого стандарта информационного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве альтернативных форм межведомственного взаимодействия рассмотрено применение метода супервизии.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14.12.1990 //;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // -М.: Юрайт, 2021. -70 с.;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации // -М.: Юрайт, 2021. -624 с.;
4. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ //Государственное социальное обеспечение / [Текст] — М/ : Юрайт, 2021. — 223 с.;
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) //Государственное социальное обеспечение / [Текст] — М/ :Юрайт, 2021. — 223 с.;
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // Государственное социальное обеспечение / [Текст] — М/ :Юрайт, 2021. — 223 с.;
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Семейное право / [Текст] -М.: Юрайт, 2021.-561 с.;
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года // Статистический сборник МВД РФ;
9. Состояние преступности в России за январь - сентябрь 2020 года // Статистический сборник Генеральной Прокуратуры РФ;
10. АшихминаТ. И. Межведомственное взаимодействие - важнейшее условие эффективной работы центра // Социальная педагогика. - 2016. - №5. - С. 41-44;
11. Балашова Т. Н., Власенко М. С. Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении [Текст] // Закон и право. - 2020. - №03. - С. 32-35.;
12. БаскасковВ. Л. Инновационные условия межведомственного взаимодействия социальной защиты населения c подразделениями МВД России в программах реабилитации подростков [Текст] // HUMANITY SPACE. - 2016. - №4 (2). - С. 202-208.;
13. Бородкина О. И. Современные тенденции развития профилактической социальной работы [Текст] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2012. - №3. - С. 142-151.;
14. Быков А. К. Социальное сопровождение семей с детьми в организациях социального обслуживания: теория и практика [Текст] //Сотис- социальные технологии, исследования. - 2016. - №6 (80). - С. 79-88.;
15. Васильева Л.П., Ковальчук А.Ю. Социально-психологические особенности подростков, находящихся в условиях социального приюта, влияющие на их социальную адаптацию [Текст] // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. - Белгород: ООО "ГиК" ,2016. - С. 122-129.;
16. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. [Текст] - 5 изд. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 444 с.;
17. Гиль А. Ю. Возможности сетевой формы организации межведомственного взаимодействия власти в решении социально значимых задач [Текст]// Вестник Томского государственного университета. культурология и искусствоведение. - 2016. - №4 (20). - С. 97-103.;
18. ГинтоваМ. А. Межведомственные взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - №19. - С. 3-11.;
19. Дудкин А. С. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию[Текст] // Регионология. - 2016. - №1 (66). - С. 255-261.;
20. Замолоцких Ю. Н. Мониторинг результативности межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти в Российской Федерации [Текст] // Вестник Поволжского института управления. -2016. № 5 (56). -С. 18-23.;
21. Зарубин В. Г., Семенов В. А. Социология управления[Текст] - М.:Юрайт, 2020. - 292 с.;
22. Калашникова О.В. Восстановительный подход в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в социальных учреждениях [Текст]// Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты. - Уфа: Автономная некоммерческая организация "Исследовательский центр информационно-правовых технологий", 2017. - С. 233-236.;
23. КимоваС. З., Степанова Н. В. Актуальные проблемы современного детства: профилактика безнадзорности и правонарушений, защита прав и законных интересов несовершеннолетних.[Текст] - Чита: Государственное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Забайкальского края" , 2019. - 133 с.;
24. КоберникЕ. В.,МоложавенкоВ. Л. Социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие как эффективные формы реализации модели социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]// Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - №6-4(26). - С. 113-115.;
25. Колесникова Г. И. Девиантология [Текст]. - 3 изд. - М.: Юрайт, 2020. - 161 с.;
26. Колышкина В.А. Проблемы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: взгляд молодого ученого. Сборник Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь) , 2019. - С. 150-155.;
27. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А Теория коммуникации. [Текст] - 2 изд. - М.: Юрайт, 2020. - 415 с.;
28. Король Л. Г. Осуществление межведомственного взаимодействия органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в Амурской области [Текст] // Апробация и применение профессиональных стандартов социальной сферы: реализация моделей межведомственного взаимодействия. - М.: 2017. - С. 173-177.;
29. Костюков А. В. Межведомственный штаб - новая форма взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными органами [Текст] // Молодой ученый. - 2020. - №34. - С. 93-95.;
30. Лакомова А.А. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: межведомственное взаимодействие школы и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [Текст] // НАУКА. МЫСЛЬ: электронный периодический журнал. - 2017. - №3-2. - С. 31-36.;
31. Лебедева И. С. Межсекторное социальное партнерство как социальная система [Текст] // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. №4.1 (04). С. 471-478.;
32. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства[Текст] / Т.В.Лодкина. - М.: Академия, 2008. - 208 с.;
33. Максудов Р. Р. Восстановительная медиация: идеяитехнология: [Текст]: методические рекомендации. — М.: Институтправаипубличной политики, 2009. — 72 с.;
34. МашароваТ. В., Созонтова М. В. Реализация восстановительного подхода в практике деятельности образовательных учреждений Кировской области [Текст] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.Социокинетика. - 2018. - №19. - С. 11-15.;
35. Мозговая Т. П. Восстановительный подход в профилактикеделинквентногоповедения подростков [Текст] // Идеи и идеалы. - 2016. - №2 9(6). - С. 34-39.;
36. Парсонс Т. О социальных системах. [Текст] - М.: Академический проект, 2002. - 412 с.;
37. Парсонс Т. О структуре социального действия. [Текст] -М.: Академический проект, 2000. - 878 с.;
38. Петровская Ю. А. Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на региональном уровне (на примере республики Карелия) [Текст] //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - №1. - с. 343-351.;
39. Пинчук В. Д. Индивидуальная профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как важнейшее направление деятельности ИДН ОВД [Текст] // Курсантские исследования. - 2017. - №1 (45). - С. 100-102.;
40. Притула О. Д., Ратковская И. А., Штрейс Д. С. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в проектном управлении с использованием технологии блокчейн [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. – № 5(12). -С. 59-71.;
41. ПудоваО. С. Аналитический обзор деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге в 2018 году [Текст] //Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. -Спб.: Городской информационно-методический центр «Семья», 2019. - С. 19-30.;
42. Попаденко Е. В., Силкин В. П. От карательного подхода к восстановительному правосудию [Текст] // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - №4 (48). - С. 205-210;
43. Рыбалка Е. А. Деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Научный портал МВД России. - 2018. - №1 (45). - С. 121-125.;
44. Салахова В. Б. Проблема профилактики безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними на территории Краснодарского края [Текст] // Эпомен. - 2019. - №28. - С. 219-223.;
45. Сапронова Н.А.,ВарнаковаД.М. Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. - 2019. - С. 216-218.;
46. Семенов В. М. О социальном партнерстве [Текст] // Управленец. 2019. №8-12. С. 82-88.;
47. Семенюк Р.А. Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2016. - С. 19-22.;
48. Сергеев А.В., Антонов А.А. Проблемные вопросы программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними [Текст] // Дневник науки. - 2019. - №35. - С. 51-59.;
49. Скворцова Е. В., Слободчикова Ю. В., Белькова А. В. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей как субъект профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // Известия Тульского государственного университета. экономические и юридические науки. - 2019. - №2. - С. 129-139.;
50. СтаурскийС. С.,СтаурскийЕ. С. Государство и социальное партнерство [Текст] // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2017. №38. С. 108-111.;
51. Тяглов С.Г. Сетракова Е.В. Оценка эффективности социального партнерства [Текст] // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. №8.19. С. 113-120.;
52. УлезькоС.И.,БидоваБ.Б. Девиантное поведение как социально-культурный феномен, механизм профилактики девиантного поведения молодежи и предметпедагогической пропедевтики [Текст] // Материалы конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 80-летию чеченского государственного университета. - Грозный: ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет", 2018. - С. 397-404.;
53. Холостова Е. И. Менеджмент в социальной работе [Текст] // — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 365 с.;
54. Холостова Е. И. Управление в социальной работе [Текст] //- 2-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 319 с.;
55. ЧенцоваМ.МНормативное обеспечение межведомственного взаимодействия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по материалам белгородской области) [Текст] // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2018. - С. 166-170.;
56. Шестакова С. В. О возможных путях решения проблем организации межведомственного взаимодействия в системе предоставления государственных и муниципальных услуг [Текст] // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №11 (38). - С. 50-63.;
57. Шипунова О. Д.,БунееваА. М. Проблемы управления социальной системой в информационном обществе: коммуникативные и человеческие факторы [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. - 2015. - №3. - С. 51-57.;
58. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. [Текст] - М.: Академия, 2011. - 240 с.;
59. Юрков Н. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] // проблемы и перспективы развития современной науки. - 2019. - №3(31). - С. 183-187.;
60. Яскевич Я. С., Васюков В. Л. Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации. - 2 изд. [Текст] - М.: Юрайт, 2020. - 246 с.;
61. ЯценкоА.О., МакайдаП.А. Социальное партнерство в России [Текст] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2018. №2. С. 286-291.;
62. Afanaseva, O. O., Anikeeva, O. A., Karpunina, A. V., Sizikova, V. V., &Zritneva, E. I. (2019). Modern cooperation and integration processes in solving social problems doi:10.1007/978-3-030-57831-2_39 ;
63. Ahad, M. A., Parry, Y. K., & Willis, E. (2018). The prevalence and impact of maltreatment of child laborers in the context of four south asian countries: A scoping review. ChildAbuseandNeglect, 117;
64. Aunger, J. A., Millar, R., Greenhalgh, J., Mannion, R., Rafferty, A. -., & McLeod, H. (2021). Why do some inter-organisational collaborations in healthcare work when others do not? A realistreview. SystematicReviews, 10(1);
65. Bloom M. Primary prevention: a possible science. N. J.: Prentice-Hall, 1981. 242 p.;
66. Emmott, E. H., Myers, S., & Page, A. E. (2020). Who cares for women with children? crossing the bridge between disciplines. Philosophical Transactions of the Royal Society of London.Series B, Biological Sciences, 376(1827);
67. Gilbert, R., Widom, C. S., Browne, K., Fergusson, D., Webb, E., & Janson, S. (2019). Burden and consequences of child maltreatment in high-income countries. TheLancet, 373(9657), 68–81;
68. Grymonpre, R. E., Bainbridge, L., Nasmith, L., & Baker, C. (2021). Development of accreditation standards for interprofessional education: A canadian case study. HumanResourcesforHealth;
69. Håkansson, C., Leo, U., Oudin, A., Arvidsson, I., Nilsson, K., Österberg, K., & Persson, R. (2016). Organizational and social work environment factors, occupational balance and no or negligible stress symptoms among swedish principals – a cross-sectional study. BMC PublicHealth, 21(1);
70. Hildyard, K. L., & Wolfe, D. A. (2019). Child neglect: developmental issues and outcomes. ChildAbuse&Neglect, 26(6-7), 679–695;
71. Homans G. Social behavior as exchange. — In: W. G. Bennis, E. H. Schein et. al. Homans (eds) InterpersonalDynamics. Illinois, 1964;
72. Leach, L. S., Dinh, H., Cooklin, A., Nicholson, J. M., &Strazdins, L. (2021). Australian parents’ work–family conflict: Accumulated effects on children’s family environment and mental health. SocialPsychiatryandPsychiatricEpidemiology;
73. Mandy A. O'Hara MD, MPH Peer Victimization of Maltreated Youth: Distinct Risk for Physically Abused Versus Neglected Children 2020 School Health;
74. Mónica Ruiz-Casares& Carl Lacharité& Florence Martin, (2020). "Child Neglect Indicators: a Field in Critical Need of Development Globally," Child Indicators Research, Springer;The International Society of Child Indicators (ISCI), vol. 13(2), pages 363-367, April.;
75. Nakahori, N., Sekine, M., Tatsuse, T., & Yamada, M. (2017). Effect modification by workplace social capital on the association between depression and workplace and family stress: The japanese civil servant study. BMC PublicHealth, 21(1);
76. Plamondon, A., Bouchard, G., & Lachance-Grzela, M. (2018). Family dynamics and young adults’ well-being: The mediating role of sibling bullying. JournalofInterpersonalViolence, 36(9-10);
77. Puchalska-Kamińska, M., Łądka-Barańska, A., &Roczniewska, M. (2020). Social purpose in an organization from the perspective of an employee: A self-determination outlook on the meaning of work. BMC ResearchNotes, 14(1);
78. Shumate, M., Hsieh, Y. P., & O’Connor, A. (2018). A nonprofit perspective on Business–Nonprofit partnerships: Extending the symbiotic sustainability model. BusinessandSociety, 57(7);
79. Stoltenborgh, M., Bakermans-Kranenburg, M. J., & van IJzendoorn, M. H. (2018). The neglect of child neglect: a meta-analytic review of the prevalence of neglect. SocialPsychiatryandPsychiatricEpidemiology;
80. Storø, J. (2019). Leaving care in norway in a historic and current perspective: As a function of the nordic welfare model. ChildandFamilySocialWork, 26(2);
81. Weber M. Economy and Society. Vol. 1 Berkeley, 1978 P. 24-25;
82. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] //Открытые данные Министерство просвещения Российской Федерации. -URL: https://opendata.edu.gov.ru/opendata/7707418081-BankDeti (дата обращения: 20.03.2020);
83. О государственной программе Санкт-Петербурга "Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге": Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 года № 452 [Электронный ресурс] // Справочная система «Техэксперт» -URL: https://docs.cntd.ru/document/822403529 (дата обращения: 20.03.2020);
84. Система межведомственного электронного взаимодействия [Электронный ресурс] // Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) -URL: https://smev.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения 17.03.2020).