Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства реализации персуазивной стратегии в программах немецких политических партий

Работа №136597

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Лингвопрагматические параметры текста партийной программы 6
1.1. Лингвистическая характеристика партийной программы в контексте современной политической коммуникации 6
1.2 Программа политической партии как особый тип текста 7
1.3 Языковые особенности программы политической партии 11
1.4 Персуазивность как доминанта партийной программы 18
1.4.1 Понятие персуазивности и персуазивной коммуникации 18
1.4.2 Персуазивные стратегии 21
1.4.3 Типичные языковые средства реализации персуазивных стратегий 27
Выводы к Главе 1 29
Глава 2. Персуазивные стратегии и средства их реализации в предвыборной программе партии Пиратов (Bundestagswahlprogramm) 31
2.1. Стратегия самопрезентации 33
2.2 Стратегии борьбы за власть 39
2.2.1 Стратегия дискредетации оппонента 40
2.2.2 Манипулятивная стратегия 45
2.3 Стратегии удержания власти 49
2.3.1 Информационно-интерпретационная стратегия 49
2.3.2 Стратегия формирования эмоционального настроя адресата 60
2.4 Стратегии убеждения 64
2.4.1 Аргументативная стратегия 64
2.4.2 Агитационная стратегия 69
2.5 Общие (неспециализированные) тактики 72
2.5.1 Тактика акцентирования 73
2.5.2 Тактика дистанцирования 74
Выводы к Главе 2 76
Заключение 81
Список использованной литературы 84


Политика является важной частью жизни современного общества, а политические партии – неотъемлемой частью современной демократии.
Для того чтобы предоставить наиболее полную информацию о своих намерениях и взглядах, политические партии составляют программы. Однако данные тексты должны не только информировать читателя, но и убедить его в правильности взглядов и предложений данной партии, и, как следствие, склонить его к решению голосовать за эту партию.
Чтобы достичь поставленной цели, составители программы используют разнообразные персуазивные стратегии, реализующиеся в тексте с помощью различных языковых средств.
Так как партийная программа, прежде всего, является частью политического дискурса, вполне закономерно, что данный тип текста чаще рассматривается в рамках смежных дисциплин, например, в журналистике и социологии. При этом лингвистической стороне текста нередко уделяется недостаточно внимания. В то же время, политическая лингвистика предпочитает жанры дебатов, интервью и обращения жанру партийной программы. Кроме того, язык программ «молодых» партий, к которым относится партия Пиратов, еще мало изучен. Это определяет актуальность данной работы, призванной восполнить существующую лакуну.
Объектом дипломной работы являются персуазивные стратегии в современной политической коммуникации.
Предметом дипломной работы являются языковые средства выражения персуазивности в типе текста «предвыборная программа партии», а также основные стратегии и тактики, реализуемые в отдельно взятом тексте политической программы.
Основная цель исследования заключается в системном описании языковых средств, используемых для реализации персуазивных стратегий в программе политической партии.
Для достижения цели исследования в нем решаются следующие конкретные задачи:
• партийная программа характеризуется как особый тип текста;
• выявляются особенности политической коммуникации;
• формулируется определение персуазивной коммуникации;
• определяются понятия «коммуникативная стратегия персуазивности» и «персуазивная тактика»;
• выявляются и анализируются основные персуазивные стратегии партийной программы и языковые средства их выражения.
В соответствии с целью и задачами исследования в качестве основных методов анализа использовались метод выявления коммуникативных стратегий, метод контекстуально-интерпретационного анализа.
Теоретической основой исследования явились положения и концепции, которые представлены в работах:
• по теории дискурса;
• по теории политической коммуникации;
• по стилистике и типологии текста;
• по теории речевого воздействия;
• по теории персуазивности.
Материалом исследования послужила предвыборная программа немецкой партии Пиратов, составленная в 2013 году в рамках предвыборной борьбы за места в Бундестаг. Накануне выборов в Бундестаг 2017, рассмотрение именно этого вида партийной программы является своевременным откликом на современные события политической жизни Германии.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются особенности партийной программы как персуазивного текста, персуазивные стратегии и возможные способы их реализации. Во второй главе приводятся конкретные персуазивные стратегии и языковые средства их реализации. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основная цель настоящей работы состояла в описании языковых средств, используемых для реализации персуазивной стратегии в программе политической партии.
В соответствии с поставленной целью в работе были обозначены и решены следующие задачи:
• дана характеристика партийной программы, как особого типа текста;
• дано представление об особенностях политической коммуникации;
• сформулировано определение персуазивной коммуникации;
• дано определение понятиям «коммуникативная стратегия персуазивности» и «персуазивная тактика»;
• выявлены и проанализированы основные персуазивные стратегии партийной программы и языковые средства их выражения.
В соответствии с поставленными задачами была проанализирована программа немецкой политической партии Пиратов (Wahlkampfprogramm), состоящая из 13 глав, общим объемом 166 страниц.
В ходе исследования было установлено, что ряд языковых средств используется в рамках различных персузивных стратегий. Для текста в целом характерно использование лексики, направленной на положительную репрезентацию партии и ее взглядов, а также на демонстрацию уверенной и сильной позиции партии.
В рамках политической борьбы одной из главных задач является формирование имиджа партии. Важную роль в этом играет стратегия самопрезентации. Ей свойственно использование лексики с положительной оценкой, позволяющей сформировать положительный образ партии. Использование личного местоимения wir (мы), притяжательного unser (наш), неопределенных местоимений и существительных с обобщающим значением создает впечатление единства, общности взглядов партии и ее потенциальных избирателей.
Не менее важным для партии представляется дискредитация оппонентов. Этой цели служит одноименная стратегия. Формирование отрицательного образа оппонента партии осуществляется с помощью оценочных прилагательных, метафор и противопоставления. Положительный образа самой партии передается прилагательными с положительной коннотацией, часто в сочетании с ключевыми словами и словами-символами, входящие в семантическое поле «Государство и право».
Для манипулятивной стратегии характерно использование образных выражений, лексем с положительным значением и большого количества абстрактных существительных, ключевых слов и слов-символов. В сочетании с безличными грамматическими конструкциями и пассивным залогом они открывают широкое поле для интерпретации и позволяют представить информацию с необходимой адресанту точки зрения.
Информационно-интерпретационная стратегия в основном направлена на раскрытие авторского понимания проблемы. Поэтому ей свойственно использование таких языковых средств, которые создают ощущение обстоятельного рассмотрения проблемы. К примеру, общеизвестные понятия, термины, синтаксические конструкции с семантикой долженствования или усилительные лексические единицы. Комментируя, давая разъяснение или рассматривая проблему под другим углом, автор обычно стремиться сформировать у адресата такое представление о предмете, которое выгодно ему.
Для партийной программы важна не только фактическая сторона коммуникации, но и эмоциональная. Адресат проголосует за ту партию, которая вызывает в его сознании положительный отклик. Чтобы добиться этого, используется стратегия формирования эмоционального настроя адресата. Абстрактная лексика, лексемы с эмоционально оценочным значением и пассивный залог позволяют в некоторой степени абстрагироваться от конкретных, реальных вопросов и проблем, обычно связанных с негативными эмоциями. А апелляция к человеческим ценностям и лексика, вызывающей в сознании адресата положительный ассоциативный ряд, помогают создать нужный эмоциональный фон.
Аргументативная стратегия используется для обоснования мотивации тех или иных действий, указания на необходимость осуществления стратегических целей и планов партии. Формулирование точки зрения партии опирается на слова-символы, ключевые слова и примеры. Использование пассивного залога при описании перспектив и целей позволяет снять с автора часть ответственности за приводимую информацию. При этом важно не доказательство истинности какого-либо высказывания, но утверждение мнения партии, привлечение ее сторонников.
Для мобилизации избирателей используется агитационная стратегия. Для нее характерно апеллирование к ценностной системе адресата, использование оценочных прилагательных. Партия демонстрирует свое стремление заботиться об интересах граждан с помощью понятий и ключевых слов с семантикой заботы, порядка. Восклицательные предложения и повелительное наклонение призваны побудить адресата к совершению определенного действия – голосованию за партию.
Таким образом, нам удалось выявить языковые средства персуазивности, наиболее характерные для программы политической партии. В перспективе представляется целесообразным провести комплексное исследование программ других политических партий, появившихся на политической арене за последние 10-15 лет, и определить персузивные стратегии, наиболее часто используемые каждой партией, а также выявить языковые средства их реализации.



1. Акопова, Д. Р. Стратегии и тактики политического дискурса /Д.Р. Акопова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. – Вып. 6 (1), с. 403-409.
2. Вознесенская, Ю.В. Речевые стратегии конфликта в немецкой политической коммуникации (на материале парламентских дебатов в Бундестаге): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. – СПб: СПбГУ, 2010. – 18с.
3. Гаврилова, М. В. Лингвистический анализ политического текста / М.В. Гаврилова // Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований СПбГУ. – СПб: СПбГУ, 2002. – Вып.3. С.88-108.
4. Голоднов, А. В. Риторический метадискурс: основания прагмалингвистического моделирования и социокультурной реализации (на материале современного немецкого языка): монография. – СПб.: Астерион, 2011. – 344 с.
5. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / И.Б. Голуб // М.: Логос, 2002. – 432 с.
6. Иссерс, О. С. Коммуникактивные стратегии и тактики русской речи //О.С. Иссерс/ – М.: ЛКИ, 2008. – Изд. 5-е. – 288 с.
7. Комисарова, Т. С. Механизмы речевого воздействия и их реализация в политическом дискурсе (на материале речей Г. Шрёдера): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. – Воронеж, 2008. – 22 с.
8. Логинова, И. Ю. Лингвопрагматические особенности текста программы политической партии (На материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. – СПб., 2004. – 28 c.
9. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров// – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
10. Михалева, О. Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия / О.Л. Михалева // М.: Либроком, 2009. – 256 с.
11. Михалева, О. Л. Политический дискурс: способы реализации агональности / О. Л. Михалева // Построение гражданского общества: материалы Междунар. гуманит. конгр., 2002 г. – Иркутск, 2002. - Ч. 3: Русский язык: его современное состояние и проблемы преподавания. - С. 96-105.
12. Паршина, О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: автореф. дис. … д-ра. филол. наук: 10.02.01. – Саратов, 2005. – 25 с.
13. Солопова, О. А. Образ будущего в предвыборных программах политических партий / О.А. Солопова // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2008. – Вып. 1(24). – С. 55-64.
14. Стрижкова, О. В. Стратегия персуазивности как одна из основных стратегий рекламного дискурса / О. В Стрижкова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2009. – Вып. 8 (27): в 2-х ч. Ч. II. – C. 189-193.
15. Филаткина, Г. С. Коммуникативные стратегии в политическом медиадискурсе президентов Венесуэлы, Эквадора, Бразилии (1999-2014 гг.): дис. … канд. филол. наук: 10.02.10. – Москва, 2015. – 265 с.
16. Чудинов, А. П. Дискурсивные характеристики политической Коммуникации / А. П. Чудинов // Политическая лингвистика. – 2012. – Вып. 2 (40). – С. 53-54.
17. Чудинов, А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие / А.П. Чудинов // М.: Флинта: Наука, 2006. – 254 с.
18. Bartels, Henning. Die Piratenpartei Entstehung, Forderungen und Perspektiven der Bewegung / Henning Bartels // Berlin: Contumax-Verlag. – 2009. – 290 s.
19. Fröhlich, Romy. Politik – PR – Persuasion / Romy Fröhlich, Thomas Koch // Wiesbaden: Springer VS. – 2015. – 306 s.
20. Gansel, Christina. Grammatik und Stil // Grammatik wozu? Vom Nutzen des Grammatikwissens in Alltag und Schule / Habermann, Mechthild. – Mannheim: Dudenverlag (Thema Deutsch Band 11) – S. 249-263.
21. Gruner, Paul-Hermann. Inszenierte Polarisierung, organisiertes Trugbild — Sechs Thesen zur Sprache des Wahlkampfes // Sprache statt Politik? / Kor. Manfred Opp de Hipt, Erich Latniak. – 1991. – Teil 3. – S. 23-37.
22. Hüpper, Dagmar. Wahlkampfsprache 2013 / Dagmar Hüpper, Constanze Spieß// Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur: Themenheft: Wahlkampfsprache 2013. – Bremen: Hempen Verlag – 1. Auflage, Heft 03. – 2013. – S.11-14.
23. Klein, Josef. Bundestagswahlkampf und Wahlkampfsprache 2005 im politischen Prozess. Eine Einführung // Aptum. Zeitschrift für Sprachkritik und Sprachkultur: Themenheft: Wahlkampfsprache. 2005. – Bremen: Hempen Verlag. – 1. Auflage, Heft 01. – 2006. – S.193-194.
24. Klein, Josef. Politische Kommunikation als Sprachstrategie // Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft/ Kor. Otfried Jarren, Ulrich Sarcinelli, Ulrich Saxer. – Opladen: Westdt. Verl. – 1998. – Teil 3. – S. 731-755.
25. Klein, Josef. Politische Semantik: bedeutungsanalytische und sprachkritische Beiträge zur politischen Sprachverwendung / Josef Klein // Opladen: Westdt. Verl., 1989. – 333 s.
26. Klein, Josef. Textsorten im Bereich politischer Institutionen. // Text- und Gesprächslinguistik/ Klaus Brinker, Gerd Antos, Wolfgang Heinemann, Sven F. Sager (Hrsg.). – Berlin, 2000. – 1. Halbband. – S. 1376-1395.
27. Niehr, Thomas. Einführung in die Politolinguistik / Thomas Niehr // Stuttgart: UTB, 2014. – 189 s.
28. Niehr, Thomas. Schlagwörter im politisch-kulturellen Kontext / Thomas Niehr // Wiesbaden, Deutscher Universitätsverlag, 1993. – 456 s.
29. Toman-Banke, Monika: Die Wahlslogans der Bundestagswahlen 1949-1994 / Monika Toman-Banke // – Wiesbaden : DUV, Dt. Univ.-Verl., 1996. – 411 s.
30. Winfried, Schulz. Politische Kommunikation. Theoretische Ansätze und Ergebnisse empirischer Forschung / Schulz Winfried // Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. – 386 s.
Электронные ресурсы:
1. Бабаева, Е. В. Лингвокультурологические характеристики русской и немецкой аксиологических картин мира: дис. …. д-ра .филол. наук. : Спец. 10.02.20 – Волгоград, 2004. Режим доступа: http://31f.ru/dissertation/11-dissertaciya-lingvokulturologicheskie-xarakteristiki-russkoj-i-nemeckoj-aksiologicheskix-kartin-mira.html, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
2. Виноградов, С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи / С.И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996. – C. 281-317. Режим доступа: http://www.durov.com/study/1117989399-145.html, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
3. Голоднов, А. В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации: На примере современной немецкоязычной рекламы: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. – СПб., 2003. – 23 с. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/lingvopragmaticheskie-osobennosti-persuazivnoy-kommunikatsii, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
4. Николаева, Т. М. Текст / Т.М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990 Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
5. Паули, Ю. С. Язык политического дискурса как способ формирования политического института / Ю.С. Паули // Теория и практика общественного развития. – Вестник Кемеровского Государственного университета, 2011. – Вып. 8 – С. 389-391. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/8/filologiya/pauli.pdf, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
6. Смирнова, И. В. Программа политической партии в системе текстов политического дискурса и ее персуазивное воздействие на избирателя / И.В. Смирнова // Вестник МГИМО - Университета. – 2014. – Вып. 1. – С. 270-276. Режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/034_filologiya_smirnovaiv.pdf, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
7. Чернявская, В. Е. Программа политической партии как персуазивный текст / В. Е. Чернявская, И. Ю. Логинова // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, Т.5 – 2005. Вып. 11 – С. 64-75. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/programma-politicheskoy-partii-kak-persuazivnyy-tekst.pdf., свободный (дата обращения: 15.05.2015)
8. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса: дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01. – М.: РГБ, 2000. – 434 с. Режим доступа: http://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/EBD/10.02.00/020004014.pdf, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
Словари:
1. Кураков, Л. П. Экономика и право: словарь-справочник / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков // М.: Вуз и школа, 2004. – 1288 с. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/12354/%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9C%D0%90, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
2. Duden - Das große Wörterbuch der deutschen Sprache. Bibliographisches Institut GmbH, 2013. Режим доступа: http://www.duden.de/, свободный (дата обращения: 15.05.2015)
Источник языкового материала:
1. Wahlprogramm zur Bundestagswahl 2013, Piretenpartei Deutschland. – 1. Auflage. – 2013. – Berlin. – Режим доступа: https://www.piratenpartei.de/wp-content/uploads/2013/06/PP-Bund-BTW13v1.pdf, свободный (дата обращения: 15.05.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ