Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Проблема личностной атрибуции в межпоколенных отношениях 7
1.1. Личностная атрибуция 7
1.2. Межпоколенные отношения: анализ понятия и существующих подходов в психологии 21
1.3. Личностная атрибуция в межпоколенных отношениях 31
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Методическое обеспечение исследования личностной атрибуции в межпоколенных отношениях 36
2.1. Обоснование модели исследования 36
2.2. Описание выборки исследования 37
2.3. Методы и процедура исследования 37
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 45
Глава 3. Результаты исследования личностной атрибуции в межпоколенных отношениях 46
3.1. Психологические особенности и жизненные ценности подростков и матерей: сравнительный анализ 46
3.2. Удовлетворенность подростков и матерей качеством различных аспектов межпоколенных отношений 59
3.3. Анализ точности личностных атрибуций в межпоколенных отношениях 71
3.4. Анализ взаимосвязей между уровнем субъективного ощущения счастья и базовыми убеждениями личности 85
3.5. Психологические особенности и личностные атрибуции: анализ результатов семей с тремя поколениями 90
Выводы 96
Заключение 99
Список использованных источников: 100
Приложение А 105
Приложение Б 118
Приложение В 121
Исследование межпоколенных отношений входит в область интересов многих отечественных и зарубежных авторов в различных сферах науки. В психологии особое значение приобретают вопросы, связанные с пониманием значения данного вида отношений в индивидуальном развитии человека.
Традиционным в литературе является утверждение, что людям разных поколений все сложнее понимать друг друга, даже в рамках одной семьи, что связано с объективными тенденциями изменения реальности, вследствие чего разные поколения фактически принадлежат к разным культурам. Особенное значение эта проблема приобретает в контексте взаимоотношений матерей и детей, т.к. они являются одним из главных факторов формирования счастливой и благополучной личности. Однако они же, при неблагоприятном характере, могут стать фактором, препятствующим оптимальному развитию. Подобная противоречивость, в первую очередь, связана с качеством рассматриваемых межпоколенных отношений, которое раскрывается через уровень близости и доверия, степень теплоты отношений и особенности совместного времяпрепровождения, удовлетворяющего обе стороны отношений.
Для создания оптимального взаимодействия необходимы определенные навыки и способности, среди которых стоит отметить умение партнеров по коммуникации точно и адекватно оценивать личностные особенности друг друга, а также понимать действия и мотивы тех или иных поступков. Особенности понимания, построения точных атрибуций в межпоколенных отношениях особенно заинтересовал нас. Однако исследования личностной атрибуции в межпоколенных отношениях разрозненны и единичны. Принимая это во внимание, мы обозначили цели и гипотезы исследования.
Целью исследования стало изучение личностной атрибуции в контексте межпоколенных отношений.
Объект исследования: личностная атрибуция в межпоколенных отношениях.
Предмет исследования: точность прогнозирования личностных особенностей (личностной атрибуции).
Основная гипотеза исследования: точность прогнозирования личностных особенностей (личностной атрибуции) связана с субъективными оценками качества межпоколенных отношений в семье.
Дополнительные гипотезы исследования:
1. Уровень субъективного ощущения счастья связан с удовлетворенностью различными аспектами межпоколенных отношений.
2. Уровень субъективного ощущения счастья связан с базовыми убеждениями в том, что окружающий мир является благосклонным, осмысленным, а также убеждениями относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения.
3. Люди оценивают члена своей семьи выше, чем типичного человека, аналогичного пола и возраста.
Для установления и поддержания оптимального межпоколенного взаимодействия необходимо правильное понимание ситуаций общения, поступков, черт друг друга. В то же время, именно во взаимодействии члены семьи узнают друг друга, часто с новых сторон, а также учатся лучше понимать мысли и чувства, желания и потребности, мотивацию и поступки друг друга. Наше исследование доказало существование взаимосвязей между качеством межпоколенных отношений, как его оценивают члены семьи, и личностными атрибуциями между поколениями. Это открывает большие просторы для дальнейшей исследовательской деятельности в данной области науки. Помня о том, что качество близких отношений во многом определяет уровень счастья и психологического благополучия человека, можно утверждать, что исследования, ставящие своей целью поиск факторов повышения качества межпоколенных отношений, обладают актуальностью во все времена.
1. Dodge K.A. A social competence in children // Minnesota symposium on child psychology / ed. by M. Perlmutter. Hilsdale, N.J., 1986. P. 77-125
2. Girgus, J. S. Sex differences in depression and explanatory style in children / J. S. Girgus, S. Nolen-Hoeksema, M. E. P. Seligman // Journal of Youth and Adolescence. - 1991. - Vol. 20, № 2. - P. 233 - 245.
3. Janoff-Bulman, Ronnie, Shattered Assumptions: Towards a New Psychology of Trauma. New York: Free Press, 1992, pp. 256
4. Lerner, M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. — New York: Plenum Press, 1980.
5. North American, European and Russian literature: modern problems of study. Volume 2 / ed. by M.Asper. – New York, CIBUNET Publishing, 2013. – р.3-22.
6. Pettit G. S., Mize J. Social-cognitive processes in the development of antisocial and violence behavior / ed. by D. J. Flannery, A. T. Vazsonyi, I. Waldman. N.Y., 2007. P. 322-343
7. Weiner B., Graham S., Stern P.Using affective cues to infer causal thoughts // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18 P. 278-286
8. Аргайл М.., Психология счастья. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
9. Бережная М.С. Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье: автореферат. канд. психол. наук. - М., 2014.
10. Водяха Ю.Е., Марамыгина Е.Л. Современные теории мотивации достижения: атрибутивный подход // Сборник докладов V-й Международной научной заочной конференции (Липецк, 18 декабря 2010 г.). В 2-х ч. Ч. II. Психологические науки / Под ред. А.В. Горбенко, С.В. Довженко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. – С. 6-10.
11. Глотов М.Б.. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. -2004. -№10. С.42-48
12. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 200. – 464 с.
13. Дмитриева В.А. Социально-психологические факторы интуитивной атрибуции личностных качеств: автореферат канд. психол. Наук. –М., 2007
14. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984, С. 127-137.
15. Кондратьев М.Ю. Азбука социального психолога-практика.— М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
16. Красовская Я.Е. Психометрическое обоснование Опросника атрибутивного стиля К. Петерсона и М. Селигмана // Философия и социальные науки. - 2012. - № 1/2. - С. 93-97.
17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: «Академия», 1999. 232 с.
18. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: автореферат доктора психологических наук:/ МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1989.- 43 с.
19. Налчаджян А.А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. – М., «Когито-Центр», 2006. -549 с.
20. Нечепоренко О.В., Сенакова Ю.В. Взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля подростка // Вестник Омского Университета. -2011. -№2. –С.51-57
21. Новый Большой англо-русский словарь / Под общ. рук. Ю. Д. Апресяна и Э. М. Медниковой. М: Русcкий язык, 1993 – 1994 гг.
22. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой.: ЗАО Издательский дом «Питер»; Санкт-Петербург; 2004
23. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии, № 5, 1982, стр. 139–141.
24. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения, Москва: Институт Психологии РАН, 2008. - 25 с.
25. Постникова М.И. Психологические аспекты межпоколенных отношений в контексте современного научного знания / М.И. Постникова // Мир психологии. – 2009. - №3. – С.176-184
26. Постникова М.И. Психологическое знание как фактор оптимизации межпоколенных отношений / М.И. Постникова // Известия РГПУ Психолого-педагогические науки. – 2009. - №100. – С.65-77
27. Рикель А.М., Тычинина М.И. Межпоколенные различия стратегий межличностных отношений // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 9. URL: http://psystudy.ru
28. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. – М., 1999
29. Садохин А.П. Проблема восприятия в формировании межкультурной компетентности // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2010. №2. С. 55-75
30. Сапоровская М. В. Поколения в семье: методология, теория и практика исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. №1-2.
31. Сапоровская М.В. Характеристики межпоколенных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией // Сибирский педагогический журнал. -2012. -№2. –С.86-91
32. Сатир В. Как строить себя и свою семью // В. Сатир. –М.: Педагогика-Пресс, 1992, с.158
33. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни, изд. «София», 2006
34. Сизова М.А. Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи – Кострома, 2012
35. Смирнова Ю.С. Атрибутивные процессы в конфликтном взаимодействии. Психологический журнал, 2001. №1-2
36. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А., Психодиагностика толерантности личности, М: Смысл, 2008. — С. 172.
37. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.
38. Социальная психология: Учебник для высших учеб¬ных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
39. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник НовГУ. 2015. №5 (88).
40. Фельдштейн Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований Российской академии образования // Мир психологии. 2006. №1. С.67-76
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп, М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
42. Франкл В. Человек в поисках смысла // Москва: Прогресс, - 1990 г.
43. Хузеева Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. С. 10. URL: http://psystudy.ru
44. Хьюстоун, М. Теория атрибуции и исследования. Основные вопросы и применения Текст. / М. Хьюстоун, Ф.Финчем // Перспективы социальной психологии: пер. с англ. М.: ЭКОМО — Пресс.- 2001.- С. 189
45. Циринг Д.А., Эвнина К.Ю. Вопросы диагностики оптимизма и пессимизма в контексте теории диспозиционного оптимизма // Психологические исследования. -2013. –Т.6 -№31. –С. 6
46. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: диссертация доктора психологических наук: 19.00.01/ Место защиты: Том. гос. ун-т.- Томск, 2010.- 456 с.
47. Шевеленкова Т.Д. , Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005 г., №3, стр. 95-121.
48. Юревич А.В. Атрибуция / А.В. Юревич // Социальная психология. Словарь / под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2006. – с.34
49. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов.– Мн.: АСАР, 2005. – 800 с.