Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изученности эмоционального выгорания педагогов 10
1.1 Психологическое понимание синдрома эмоционального
выгорания 10
1.2 Детерминанты и этапы синдрома эмоционального выгорания
(обзор теоретических моделей синдрома эмоционального выгорания) 12
1.3 Особенности формирования эмоционального выгорания
педагогических работников 19
Глава 2 Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными
возможностями здоровья 29
2.1 Организация эмпирического этапа и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Профилактика эмоционального выгорания, методы и
рекомендации 63
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 73
Актуальность и научная значимость исследования
Стрессоры нас окружают всюду, во всех жизненных ситуациях, Стресс может быть, как положительным, так и отрицательным, физиологическим и психологическим, в любом случае он оказывает на человека огромное влияние. Как бы не звучало парадоксально, но, по моему мнению, в том числе и благодаря стрессам, в какой-то мере мы формируемся как личности, учимся справляться с проблемами, закаляем характер и так далее. Особенно сильно выражено влияние психологического стресса на человека, в межличностной коммуникации.
Хотелось бы подробнее остановиться на таком феномене, как синдром эмоционального выгорания (СЭВ), для которого стрессовые ситуации, такие как, рабочий стресс, профессиональный стресс, организационный стресс являются триггерами.
Как это не парадоксально звучит, но одной из основных причин развития синдрома эмоционального выгорания, является стремление помочь нуждающимся в этом, оказать поддержку, стать опорой в определенный момент их жизни.
Из-за распространения коронавирусной инфекции, ставшей огромной угрозой для населения России, мира и огромной нагрузкой, и испытанием на систему здравоохранения и социальные институты в целом. Проблема эмоционального выгорания медиков, вышла на первое место по значимости в 2020 году Темпы заболевания коронавирусной инфекцией, оказали большое значение на состояние физического и психологического здоровья медицинских работников [11].
В 2020 году вышла книга профессора Джорджио Нардоне основателя КСТ (Краткосрочная Стратегическая Терапия) «Ковид-19: психоз и ипохондрия: управление новыми страхами» [39]. В которой он рассматривает поведение социума, влияние на общество фейковых новостей, неконтролируемого потока информации, эмоциональные состояния людей, связанные с COVID-19, а также рассматривает коммуникативные стратегии, направленные на улучшение отношений медик - пациент.
По словам министра здравоохранения, РФ М.А. Мурашко, приводимых изданием интерфакс, «Во многих учреждениях Минздрава в настоящий момент производится работа по профилактике и предотвращению синдрома эмоционального выгорания у медиков, применяются меры по охране труда, социальные меры, поддерживается здоровый климат в коллективе, организовано предоставление профессиональной психологической помощи» [13].
«В условиях высокого уровня психологических нагрузок, накопление негативных эмоций, страх быть инфицированным вирусной инфекцией, ощущение беспомощности оказывают на медицинский персонал всего мира значимое влияние» [23].
Свою лепту в актуализацию проблемы синдрома эмоционального выгорания, внесла так же специальная военная операция (СВО) России на Украине, начавшаяся 24.02.2022 года. На освобожденные территории едут волонтеры; медики, соцработники, учителя. Тяжелые условия труда на освобожденных территориях (опасность обстрелов, диверсии, бытовые проблемы) являются дополнительными факторами для развития синдрома эмоционального выгорания, для и без того подверженных риску эмоционального выгорания профессионалов (медики, соцработники, педагоги, спасатели и так далее).
К представителям помогающих профессий, работающим в зоне военных действий, чрезвычайных ситуаций и приравненных к ним территориям предъявляются повышенные требования по
стрессоустойчивости, способности к адаптации в тяжелых условиях труда. При неблагоприятных условиях труда, к которым можно отнести, нехватку времени, ненормированный рабочий день, опасная эпидемиологическая обстановка, опасность для здоровья и жизни, ведет к ускоренному исчерпанию адаптационных резервов организма, что в свою очередь приводит к образованию синдрома эмоционального выгорания.
...
Проблема эмоционального выгорания среди людей, работающих в системе человек-человек сегодня актуальна как никогда.
Помимо профессиональных и личностных факторов, влияющих на развитие эмоционального выгорания к ним сегодня добавляются экономические и социальные триггеры, что повышает и без того не маленькую психологическую нагрузку на профессионалов занятых в системе человек-человек.
Мы провели работу по исследованию синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников занятых в работе с детьми с «ОВЗ».
Проведя анализ научной литературы по проблеме эмоционального выгорания, мы пришли к следующим заключениям.
Синдром эмоционального выгорания, являет собой состояние истощения умственного и эмоционального, сильного утомления, которое возникает на фоне систематических рабочих стрессов, развитию эмоционального выгорания наиболее подвержены представители помогающих профессий (педагоги, медики, психологи).
Педагогические работники относятся к категории лиц, которые с высокой степенью вероятности подвергаются эмоциональному выгоранию.
Хочется отметить одну особенность профессиональной деятельности педагогов в нашем конкретном случае. Из-за особенностей детей педагог закрепляется за ребенком на весь срок пребывания последнего в «Доме ребенка», такая своеобразная монотония, так же может оказывать влияние на развитие эмоционального выгорания.
В процессе нашего исследования нами был решен ряд задач.
Мы рассмотрели личностные и профессиональные черты и качества педагогов, изначальное отсутствие или утрата некоторых из них во время трудовой деятельности, является фактором, усиливающим действие синдрома эмоционального выгорания на психическое и физическое состояние профессионала.
Рассмотрели процессы протекания эмоционального выгорания, с точки зрения различных научных подходов к этому синдрому.
Исследовали формирование эмоционального выгорания у педагогических работников.
Провели эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов и медицинских работников, работающих с детьми с «ОВЗ», мы составили тестовую батарею, в которую вошли:
- опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ) (C. Maslach,
S. Jackson), в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой для медицинских работников;
- опросник «Профессиональное выгорание» (ПВ) (C. Maslach, S. Jackson), в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой для педагогических работников;
- тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. Бойко;
- методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак);
- опросник «Синдром выгорания» (А. Рукавишников).
Провели психодиагностическое исследование и проанализировали его результаты. В исследовании приняли участие 38 респондентов, которые были разделены на две группы: группа педагогов 19 человек и группа медиков 19 человек.
Результаты нашего исследования показали, что разница в выраженности эмоционального выгорания между группами педагогов и медиков существует, но не имеет статистической значимости.
Только одни данные по одной методике «Профессиональное выгорание» (ПВ) (C. Maslach, S. Jackson), в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой из четырех, показали статистически значимые различия между группами педагогов и медиков по показателям «Интегральный показатель выгорания» и по субфактору «Деперсонализация / цинизм».
По данным всех остальных методик различия, так же существуют, но не имеют статистической значимости.
На этом основании нами был сделан вывод, что на различия в развитии эмоционального выгорания у сотрудников, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, фактор профессии не играет большого значения.
Гипотеза о том, что педагоги отличаются от медиков по степени и параметрам эмоционального выгорания, не нашла своего подтверждения.
Различия между группами респондентов можно рассматривать только в контексте данного исследования, их нельзя распространять на всю генеральную совокупность педагогов и медиков, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2002. 288 с.
2. Бабанов. С. А. Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания ГОУ ВПО Самарский государственный медицинский университет. Справочник поликлинического врача. 2010. №1. С. 12-16.
3. Бергис Т. А. Проблема профессионального стресса педагогов // Карельский научный журнал. 2020. № 1(30). С. 47-49.
4. Бек. А. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2006. 400 с.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. 473 с.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
7. Водопьянова Н Е, Старченкова Е.С. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
8. Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2017. 343 с.
9. Доктор Спокойствие: анонимный бот психолог для социальных
сетей: [электронный ресурс] URL: https://vk.com/doctor_calm?z=video-
192832710_45623 9034%2Fvideos- 192832710%2Fpl_-192832710_-2 (дата
обращения: 17.06.2023).
10. Глузман Ю. В. Подготовка педагогов к работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: опыт зарубежных университетов // журнал «Гуманитарные науки» 1/49 2020г. С 94-98.
11. Деловая Россия: Психические расстройства и последствия
пандемии обзор исследований: [электронный ресурс] URL:
https://deloros.ru/press-centr/slovo-
gensoveta/psikhicheskie_rasstroystva_i_posledstviya_pandemii_obzor_issledovaniy/?ysclid=lrbmq5ayaf137109395 (дата обращения 20.01.2023).
12. Известия: Число прибывших в РФ беженцев с территории Донбасса
и Украины превысило 3,6 млн: [электронный ресурс] URL:
https://iz.ru/1383744/2022-08-23/chislo-pribyvshikh-v-rf-bezhentcev-s-territorii-donbassa-i-ukrainy-prevysilo-36-mln дата обращения 20.02.2023).
13. Интерфакс - Россия: В РФ борются с синдромом эмоционального выгорания у медиков на фоне COVID: 22.07.2021г: [электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/russia/780248 (дата обращения 05.03.2023).
14. Каверин Ю. Профессионально важные качества и умения учителя /
Ю. Каверин. 2021. [электронный ресурс] URL:
https://pedsovet.org/article/professionalno-vajnye-kachestva-i-umeniya-uchitelya(дата обращения 12.01.2023).
15. Кузнецова Е. В., Петровская В. Г., Рязанцева С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. Куйбышев, 2012. 96 с.
...
42 источника