Евроинтеграция Турции при президентстве Эрдогана
|
Введение…………………………………………………………………………..……………...3
Глава 1 История взаимоотношений между Турцией и ЕЭС-ЕС…………………………….14
1.1 История отношений Турецкой Республики и европейских государств
1.2 Этапы интеграции Турции в европейское пространство
1.3 Процедура вступления в Европейский союз …………………………………………………………………………………………………...27
Глава 2. Препятствия Турции на пути интеграции в Европейский союз…………………...31
2.1 Политические и культурные препятствия Турции на пути в ЕС………………………..31
2.2 Экономический аспект отношений Евросоюза и Турции……………………………….52
2.3 Соответствие Турции критериям вступления в Европейский союз. Маастрихтские и Копенгагенские критерии……………………………………………………………………...58
Глава 3. Основные аспекты взаимодействия Турции и Евросоюза в период президентства Эрдогана
3.1 Роль личности Эрдогана во внутренней и внешней политики………………………….66
3.2 Перспективы евроинтеграции Турции при президенте Эрдогане: три сценария……...74
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение…
Глава 1 История взаимоотношений между Турцией и ЕЭС-ЕС…………………………….14
1.1 История отношений Турецкой Республики и европейских государств
1.2 Этапы интеграции Турции в европейское пространство
1.3 Процедура вступления в Европейский союз …………………………………………………………………………………………………...27
Глава 2. Препятствия Турции на пути интеграции в Европейский союз…………………...31
2.1 Политические и культурные препятствия Турции на пути в ЕС………………………..31
2.2 Экономический аспект отношений Евросоюза и Турции……………………………….52
2.3 Соответствие Турции критериям вступления в Европейский союз. Маастрихтские и Копенгагенские критерии……………………………………………………………………...58
Глава 3. Основные аспекты взаимодействия Турции и Евросоюза в период президентства Эрдогана
3.1 Роль личности Эрдогана во внутренней и внешней политики………………………….66
3.2 Перспективы евроинтеграции Турции при президенте Эрдогане: три сценария……...74
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение…
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в системе международных отношений особое место занимает Европейский Союз. До образования ЕС, союз был Европейским экономическим сообществом, а преобразовался в Европейский Союз только в 1993 году, на основании Маастрихтского договора. Так за долгие годы существования сообщества европейских стран, государства смогли завязать крепкие отношения практически со всеми странами мира. В период противоборства двух блоков социалистического и капиталистического, особенно важным было «переманить» страны находящиеся между двух систем. Так, одним из важнейших партнеров европейского экономического сообщества становится Турция, которая впоследствии стала и остается, по сей день, одним из ведущих партнеров Европы.
По значимости для ЕС Турция стоит в одном ряду с соседней Россией и уступает США и Китаю на мировой арене. Важность Турции для Европы коренится в исторических связях между двумя сторонами, которая начинается еще с османских времен. На протяжении веков отношения между ними характеризовались сотрудничеством и конвергенцией, например глубокими экономическими, культурными, художественными и социальными обменами между Османской империей и европейскими державами и городами-государствами в XV-XVII веках. В то же время конфликт и конкуренция были широко распространены, особенно во время войны Османской империи и Габсбургов, до «европейского баланса сил» в восемнадцатом веке.
Однако, если обратиться к истории турецко – европейского сотрудничества в двадцатом и двадцать первом веке, можно заметить волнообразный характер отношений, которые характеризовались то положительными, то отрицательными периодами. Первые шаги в европейской интеграции Турция предприняла более полувека назад, обратившись с просьбой о заключении соглашения об евроассоциации с Европейским экономическим сообществом. Так, документ подписали в 1963 году, однако переговоры о вступлении Турции в ЕС официально начались лишь в 2005 году. Евроинтеграция в Турции носила волнообразный характер, потепление и похолодание в отношениях ЕС и Турции относительно евроинтеграции зависели от многих факторов. Такими факторами были, например, смены политических элит Турции или же меняющиеся мнения в Европейском сообществе, касательно вопроса интеграции Турции в ЕС. Европа двояко смотрела на перспективу вступления Турции в сообщество, так как это очень ответственный шаг, кроме регулирования экономической составляющей, стране вступающей в союз следует координировать свою социально – политическую, идентификационную, экономическую и даже мировоззренческую позицию, то есть по сути, страна должна будет ассимилироваться в Европейском Союзе. Поэтому мнения в Европе насчет вступления менялись в зависимости от экономического положения стран ЕЭС, есть ли у Европейского сообщества экономические возможности принять страну, от соблюдения европейских норм в Турецкой республики, и, в целом, от мировой обстановки. Так, некоторые факторы провоцировали интенсивность евроинтеграции, а другие могли замедлить ее.
Говоря о политических элитах, нужно выделить современную ситуации и нынешнюю правящую элиту в Турции. Сегодня президентом Турецкой Республики, является Реджеп Тайип Эрдоган. Эрдоган активно участвует в политической жизни своей страны еще с 1990-х годов прошлого века, в 2002 году Эрдоган стал премьер-министром Турции, и, лишь в 2014 году ему удалось одержать победу на президентских выборах и стать 12-м президентом Турции. Практически с начала своего президентского срока Эрдоган поставил вопрос о Евроинтеграции Турции достаточно остро. Турецкий президент заявил о своем отказе от Евроинтеграции а случае дальнейшего затягивания данного процесса со стороны Европы. Однако Турция не спешит так сразу разорвать связи с Европой. В связи с последними событиями и обстановкой вокруг Сирийского конфликта, возникает закономерный вопрос о возможности дальнейшей Турецкой Евроинтеграции. Помешает ли нынешний кризис дальнейшему развитию отношений или, страны все же смогут договориться и наконец, республика станет частью Европы. Данная проблема остро стоит на повестке дня, как в Турецкой Республике, так и во всем мире, ведь если Турция станет частью Европы, поменяется нынешняя карта мира, нужно будет регулировать конфликты, которые существуют в Турции, а это также окажет влияние на мировое сообщество. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность данного исследования.
Таким образом, автор предлагает разобраться в нынешней мировой обстановке, изучить плюсы и минусы евроинтеграции Турции для ведущих игроков мирового сообщества, а также выяснить перспективы дальнейшей Турецкой евроинтеграции, предложив три сценария развития.
Новизна диссертации определяется отсутствием научных работ по теме влияния президента Турции Эрдогана на процесс интеграции в европейское пространство, а также необходимостью сделать вклад в развитие данной темы в рамках российского академического сообщества. Автор диссертации сделал акцент на новейших тенденциях в отношениях Турецкой Республики – Европейского Союза, и, проведя аналитическую работу, сравнив историческую и современную ситуацию в отношениях сторон, смог спрогнозировать дальнейшее развитие отношений.
Цель исследования – определить основные успехи Турции в вопросе евроинтеграции, а также внутриполитические и внешнеполитические проблемы, препятствующие ее вступлению в Европейский Союз. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
- Проанализировать историю взаимоотношения Турции и ЕС
- Раскрыть основные этапы евроинтеграции Турции
- Определить процедуру вступления в Европейский Союз
-Выявить внутриполитические и внешнеполитические препятствия Турции, тормозящие ее вхождение в ЕС
- Спрогнозировать дальнейшую тенденцию во взаимоотношениях ЕС – Турция, при президентстве Эрдогана
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1963 по 2020 гг.
Объект исследования данной работы – интеграционное движение Турции в общее европейское пространство
Предметом исследования является интенсивность интеграционных процессов Турции в ЕС при президентстве Эрдогана
Источниковая база исследования. Документальная база диссертации состоит из следующих групп источников:
1. Документы Министерства иностранных дел Турции
В данной группе автор предполагает выделить документы с официального сайта Министерства иностранных дел Турции и других официальных источников, которые были заключены между Турцией и ЕС (ранее Европейским экономическим сообществом).
Официальный сайт МИД Турции и раздел МИД Турции по делам ЕС , позволяет найти все необходимые договоры и соглашения, заключенные между Турцией и ЕС. В настоящей работе, среди договоров представляющих наибольшую ценность для магистерской диссертации представляют такие, как «Анкарское соглашение об Евроассоциации» подписанное в 1963 году Европейским Сообществом и Турцией на добровольном согласии и Дополнительный протокол 1970 г. к нему, с целью создания более глубокой интеграции между ЕЭС и Турции, в сфере политики, культуры, торговли и укрепления безопасности. Данные документы, является важным для диссертации, так как, по сути, запустил процесс евроинтеграции, были первыми после подачи заявки Турцией на ассоциированное членство в Европейском экономическом сообществе в июле 1959 года. Данные документы дают исследователю возможность изучить условия, на которых выстраивались взаимоотношения на начальных этапах евроинтеграции;
Следующим источником, отметим «мнение ЕС по заявке Турции на вступление в Европейское экономическое сообщество» 1989 г., что также является немаловажным для исследователя, в рамках понимания специфики взаимоотношений и реакции ЕЭС на начавшуюся евроинтеграцию Турции. Данный документ поможет сравнить отношение ЕС к евроинтеграции в исторической перспективе и на современном этапе;
Следующими важными источником, являются Национальные программы для принятия Acquis 2001, 2003, 2008 года, которые описывают национальные приоритеты вступления Турции в ЕС, а также шаги, с помощью которых будет осуществляться евроинтеграция. Данные документы, важны с точки зрения изучения плана турецкого государства по внедрению европейских ценностей в турецкое общество и анализа того, смогла ли Турция достичь поставленных целей или нет.
Далее, обращаем внимание на специальный раздел сайта МИД Турции по делам ЕС под названием «Программа согласования Acquis с 2007 по 2013 гг.» . В данном разделе представлены документы Турции по каждой главе Acquis, стратегия исполнения и различные успехи или препятствия. Так, автор изучил все предоставленные документы и частично пользовался многими из них при анализе и изучении проблемы. Данные документы носят как информацию, связанную со стратегией исполнения глав, так и статистическую информацию, которая, безусловно, является важной при написании работы.
Следующим пунктом, представляем документы о партнерстве Турции от 2001, 2003, 2006, 2008 гг. Данные документы предоставляют информацию о евроинтеграции Турции, в частности об успехах в определенных областях, проблемах на внутригосударственном и внешнегосударственном уровне, а также обязанностях Турции.
Также, важными считаются отчеты о ходе работы подготовленные турецкой стороной, среди которых доклад о ходе работы за 2012 год, доклад о ходе работы подготовленный за 2013 год . Данные доклады, бесспорно, являются важными при написании диссертационной работы, с точки зрения анализа турецкого взгляда на то, как государство справляется с процессом евроинтеграции.
2. Документы Европейского Союза
В данной группе автор предполагает выделить документы с официального сайта Министерства иностранных дел Европы и других официальных источников, которые были заключены между ЕС (ранее Европейским экономическим сообществом) и Турцией.
В настоящей работе использовались:
Ежегодные отчеты Европейской комиссии по Турции с 1998 по 2019 год, среди которых конкретно были использованы отчеты 1998 года, 2004, 2006, 2012, 2015, 2016, 2018, 2019 года . Данные отчеты раскрывают успехи и неудачи турецкой евроинтеграции. Документы были использованы с целью анализа успехов турецкой евроинтеграции и выявления проблемных зон, с точки зрения Европейского Союза. Также, отчеты были полезны при описании таких проблем, как Кипрская, курдская, миграционный кризис. Кроме того, автор данного исследования пользовался информацией из подготовленных резолюций Европейского Парламента, например, Резолюция Европейского парламента «О политическом решении Армянского Вопроса» от 18 июня 1987 г. .
Далее, можно отметить Европейскую стратегию для Турции 1998 г ., которая предусматривала внедрение правовых стандартов Евросоюза и распространение условий ETC на секторы услуг и сельского хозяйства.
Также были использованы «заключения и решения Европейского Совета и Совета по ассоциации», среди которых «Council conclusion on enlargement and stabilization and association process», «Соглашение о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией» . Данные документы были проанализированы автором с целью выявления определенных решений Европейского Совета по проблемам, которые остро стоят на повестке дня. Документы описывают заключения и решения, принимаемые Европейским Советом по вопросам ассоциации.
3. Прочие документы
Данная группа документов предполагает такие источники, как статистическую информацию, документы, предоставляющие сведения о торговых взаимоотношениях между ЕС и Турцией, сведения касающиеся отчетов межправительственных и неправительственных организаций и т.д.
В настоящей работе использовались:
Документы о саммитах Турции и ЕС, например, саммит Хельсинки . Данные документы описывают заключения по саммитам, в частности, то, к какому решению смогли прийти стороны, о чем договориться. Данные документы являлись важными с точки зрения, анализа повестки саммита и то каких результатов удалось добиться после проведения саммита. Среди прочих документов были использованы, такие документы, как данные ЦРУ о населении Турции, а также данные МВФ, которые содержат различные экономические данные относительно финансовой ситуации в Турции и/или в ЕС. Кроме того, был использован отчет Международной Амнистии, содержащий данные по репрессиям на площади Таксим в Турции, также были использованы различные документы и официальные новости Организации Объединенных Наций, касающиеся турецких проблем, миграционного кризиса и т.д. .
Разработанность в научной литературе. Теме турецкой евроинтеграции посвящено достаточное количество научной литературы. При написании магистерской работы использовались исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, которые занимались вопросами анализа турецкой евроинтеграции, анализом европейско – турецких отношений, вопросами экономического, политического, социального и других соответствий в странах Европы и Турции.
Экономический взгляд на проблему Турецкой евроинтеграции, освещает в своей монографии, отечественный автор - Кунаков В. В. «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции» . В книге данного автора подробно описано развитие отношений между Турцией и западноевропейскими странами как в рамках их интеграционной группировки (ЕЭС – Европейские Сообщества – Евросоюз), так и на двусторонней основе, а также дается оценка сотрудничества на данном современном этапе. Данная работа помогает автору исследования проанализировать «глубину» евроинтеграции Турции в исторической перспективе (в книге описан 1999 год) и сравнить ее с современным этапом. Так автор монографии приходит к выводу о том, что Турция еще не готова к становлению частью европейского общества. После сравнения данных книги, автор диссертации приходит к идентичным выводам. А значит, после одиннадцати лет евроинтеграции Турции общие тенденции не изменились.
Особый вклад в исследование данной темы внесла работа отечественного автора Кудряшовой Ю. С. «Турция и Европейский союз: проблемы и тенденции евроинтеграции». Кудряшова Ю. С. является доцентом кафедры экономической теории университета МГИМО, а также старшим сотрудником центра евро-атлантической безопасности и института международных исследований. Монография Кудряшовой Ю. С. посвящена европейскому направлению внешней политики Турции. Если говорить конкретнее, данная работа описывает весь комплекс политических, экономических, идеологических, религиозных и культурологических проблем, которые на протяжении всего периода интеграционной политики Анкары влияли на содержание и динамику развития процесса интеграции. Монография, по сути, представляет собой энциклопедию европейского направления во внешней политике Турции. Данная работа важна для исследователя, с точки зрения изучения основных сфер сотрудничества двух стран, а также с точки зрения полноценного анализа двусторонних отношений.
Следующим немаловажным исследованием, которым автор данной диссертации пользовался при написании, является работа Шлыкова Вячеслава Ивановича «Турция на пути в Евросоюз: надежды и разочарования Анкары», который является кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М.В.Ломоносова. Данная работа охватывает, как исторические проблемы турецкой евроинтеграции, так и отвечает на некоторые современные вопросы, касательно возможности интеграции Турции в Европейский Союз. Вячеслав Иванович помимо стандартных требований ЕС раскрывает и цивилизационные вопросы, связанные с принадлежностью Турции к миру ислама, а также в целом затрагивает тему правомерности присоединения Турции к «касту» европейских народов. Кроме того, поднимаются такие «застарелые» вопросы как кипрская и курдская проблемы. Данная монография была полезна автору диссертации в изучении вопросов препятствий Турции на пути в Евросоюз, в том числе, подробно была проанализирована кипрская проблема.
Другим отечественным автором, внесшим вклад в изучение темы, является Ходнева М. С. и ее статья «Проблема соответствия Турции политическим критериям вступления в Союз» . Данная статья является современным исследованием, написанная в 2019 году, отражает реалии современной ситуации. В статье кроме описания событий серьезно тормозящих турецкую евроинтеграцию, также описаны политические действия президента страны и политической элиты. Автор данного исследования раскрывает по большей мере проблему несоответствия политическим критериям Европейского Союза. Данная работа, безусловно, несет пользу для автора данной магистерской диссертации с точки зрения новизны работы. Автору диссертации удалось проанализировать данную статью и выявить то, какие изменения во внешнеполитических отношениях произошли между сторонами, а какие проблемные стороны удалось урегулировать.
Весомый вклад в раскрытие вопроса современной Турции и ее внутренних и внешних проблем и устремлений, внесла работа «Современная Турция: тренды развития и значение для России» под общей редакцией И.Я. Кобринской, Л.С. Вартазаровой, С.В. Уткина ИМЭМО РАН. И. Я. Кобинская - кандидат исторических наук, руководитель центр ситуационного анализа, ведущий научный сотрудник центра прогнозных исследований; Л. С. Вартазарова - начальник информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации; С. В. Уткин - кандидат политических наук, руководитель группы стратегических оценок, ведущий научный сотрудник центра ситуационного анализа. Авторы данной работы уделяют особое внимание раскрытию личности Эрдогана у власти Турции в качестве президента. В частности, раскрываются вопросы турецкого «соседства» и проблем, которые на сегодняшний день имеет Турция со своими соседями. Также проводится анализ отношений Турции и России и дальнейших перспектив их развития. Данная научная работа помогает разобраться автору в отношениях Турции со своими соседями, а также, как данные отношения влияют на турецкую евроинтеграцию. Важнейшим аспектом данной работы становится анализ личности Эрдогана и его «подход» к власти.
Стоит также упомянуть зарубежное исследование, которым автор пользовался при написании магистерской работы, а именно к статье автора Ömer Cihad Vardan «Turkey – EU Relations and Democracy in Turkey: Problems and Prospects» . Автор данного исследования, является председателем Независимой ассоциации промышленников и предпринимателей (MÜSIAD) в Турции. В данной работе, автор рассказывает о проблемах, которые на сегодняшний день могут препятствовать турецкой евроинтеграции, в частности, это проблемы демократии и «разности» законодательной базы Турции и ЕС. Таким образом, данная статья является важной для автора диссертации, в теме исследования проблемы демократии, прав и свобод человека, с точки зрения турецкого взгляда.
Другим зарубежным исследованием, которое было использовано автором при написании данной работы, является книга турецкого автора Serap Yolcu, под научным руководством другого турецкого профессора, доктора Sibel Turan «TÜRKİYE’NİN AVRUPA BİRLİĞİ’NE ENTEGRASYON UNU ENGELLEYEN FAKTÖRLER ÜZERİNE BİR İNCELEME». Данная работа раскрывает вопрос турецкой евроинтеграции с точки зрения турецких авторов, что является важным для исследователя. В исследовании затрагивается сложность взаимоотношений сторон, в частности, исследование имеет важное значение для выявления проблем, с которыми Турция могла столкнуться в процессе интеграции в ЕС и с которыми в итоге столкнулась. В данной работе подробно описаны факторы, препятствующие интеграции, в отношениях между Турцией и Европейским Союзом. Автор диссертации считает данную научную работу довольно полезной, в частности, она помогает автору разобраться с истоками проблем турецкой евроинтеграции, отследить первопричину тех или иных событий, а также на основе полученных данных, проанализировать глубину «корня» проблем, что даст возможность спрогнозировать дальнейшее развитие отношений ЕС – Турция.
Другим зарубежным исследованием, которое было использовано при написании диссертационной работы, является совместная работа двух авторов Мехмета Канбура и Томаса Берната «Europeanization in Turkey and accession process to the European Union». Мехмет Канбур и Томас Бернат являются профессорами польского университета, отдела макроэкономики. В своей работе авторы отмечают такие проблемы, как высокую миграцию в Турции, рост безработицы, географические, культурные и другие различия, которые, скорее всего не позволят Турции стать частью Европейского Союза. Кроме того, авторы данного исследования выделяют собственные прогнозы на дальнейшее развитие ситуации вокруг евроинтеграции. Данное исследование помогло при написании собственных прогнозов автора диссертации на дальнейшее развитие отношений ЕС – Турции в период президентства Эрдогана.
Методологическая основа исследования. В работе использовались общенаучные методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, историко-правовой, системно-структурный и сравнительно-правовой.
Особую роль сыграл сравнительный метод, который помог провести сравнительный анализ скорости и условий вступления различных стран в ЕС и выяснить проблемные моменты Турецкого присоединения к Европе.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых несколько параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
По значимости для ЕС Турция стоит в одном ряду с соседней Россией и уступает США и Китаю на мировой арене. Важность Турции для Европы коренится в исторических связях между двумя сторонами, которая начинается еще с османских времен. На протяжении веков отношения между ними характеризовались сотрудничеством и конвергенцией, например глубокими экономическими, культурными, художественными и социальными обменами между Османской империей и европейскими державами и городами-государствами в XV-XVII веках. В то же время конфликт и конкуренция были широко распространены, особенно во время войны Османской империи и Габсбургов, до «европейского баланса сил» в восемнадцатом веке.
Однако, если обратиться к истории турецко – европейского сотрудничества в двадцатом и двадцать первом веке, можно заметить волнообразный характер отношений, которые характеризовались то положительными, то отрицательными периодами. Первые шаги в европейской интеграции Турция предприняла более полувека назад, обратившись с просьбой о заключении соглашения об евроассоциации с Европейским экономическим сообществом. Так, документ подписали в 1963 году, однако переговоры о вступлении Турции в ЕС официально начались лишь в 2005 году. Евроинтеграция в Турции носила волнообразный характер, потепление и похолодание в отношениях ЕС и Турции относительно евроинтеграции зависели от многих факторов. Такими факторами были, например, смены политических элит Турции или же меняющиеся мнения в Европейском сообществе, касательно вопроса интеграции Турции в ЕС. Европа двояко смотрела на перспективу вступления Турции в сообщество, так как это очень ответственный шаг, кроме регулирования экономической составляющей, стране вступающей в союз следует координировать свою социально – политическую, идентификационную, экономическую и даже мировоззренческую позицию, то есть по сути, страна должна будет ассимилироваться в Европейском Союзе. Поэтому мнения в Европе насчет вступления менялись в зависимости от экономического положения стран ЕЭС, есть ли у Европейского сообщества экономические возможности принять страну, от соблюдения европейских норм в Турецкой республики, и, в целом, от мировой обстановки. Так, некоторые факторы провоцировали интенсивность евроинтеграции, а другие могли замедлить ее.
Говоря о политических элитах, нужно выделить современную ситуации и нынешнюю правящую элиту в Турции. Сегодня президентом Турецкой Республики, является Реджеп Тайип Эрдоган. Эрдоган активно участвует в политической жизни своей страны еще с 1990-х годов прошлого века, в 2002 году Эрдоган стал премьер-министром Турции, и, лишь в 2014 году ему удалось одержать победу на президентских выборах и стать 12-м президентом Турции. Практически с начала своего президентского срока Эрдоган поставил вопрос о Евроинтеграции Турции достаточно остро. Турецкий президент заявил о своем отказе от Евроинтеграции а случае дальнейшего затягивания данного процесса со стороны Европы. Однако Турция не спешит так сразу разорвать связи с Европой. В связи с последними событиями и обстановкой вокруг Сирийского конфликта, возникает закономерный вопрос о возможности дальнейшей Турецкой Евроинтеграции. Помешает ли нынешний кризис дальнейшему развитию отношений или, страны все же смогут договориться и наконец, республика станет частью Европы. Данная проблема остро стоит на повестке дня, как в Турецкой Республике, так и во всем мире, ведь если Турция станет частью Европы, поменяется нынешняя карта мира, нужно будет регулировать конфликты, которые существуют в Турции, а это также окажет влияние на мировое сообщество. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность данного исследования.
Таким образом, автор предлагает разобраться в нынешней мировой обстановке, изучить плюсы и минусы евроинтеграции Турции для ведущих игроков мирового сообщества, а также выяснить перспективы дальнейшей Турецкой евроинтеграции, предложив три сценария развития.
Новизна диссертации определяется отсутствием научных работ по теме влияния президента Турции Эрдогана на процесс интеграции в европейское пространство, а также необходимостью сделать вклад в развитие данной темы в рамках российского академического сообщества. Автор диссертации сделал акцент на новейших тенденциях в отношениях Турецкой Республики – Европейского Союза, и, проведя аналитическую работу, сравнив историческую и современную ситуацию в отношениях сторон, смог спрогнозировать дальнейшее развитие отношений.
Цель исследования – определить основные успехи Турции в вопросе евроинтеграции, а также внутриполитические и внешнеполитические проблемы, препятствующие ее вступлению в Европейский Союз. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
- Проанализировать историю взаимоотношения Турции и ЕС
- Раскрыть основные этапы евроинтеграции Турции
- Определить процедуру вступления в Европейский Союз
-Выявить внутриполитические и внешнеполитические препятствия Турции, тормозящие ее вхождение в ЕС
- Спрогнозировать дальнейшую тенденцию во взаимоотношениях ЕС – Турция, при президентстве Эрдогана
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с 1963 по 2020 гг.
Объект исследования данной работы – интеграционное движение Турции в общее европейское пространство
Предметом исследования является интенсивность интеграционных процессов Турции в ЕС при президентстве Эрдогана
Источниковая база исследования. Документальная база диссертации состоит из следующих групп источников:
1. Документы Министерства иностранных дел Турции
В данной группе автор предполагает выделить документы с официального сайта Министерства иностранных дел Турции и других официальных источников, которые были заключены между Турцией и ЕС (ранее Европейским экономическим сообществом).
Официальный сайт МИД Турции и раздел МИД Турции по делам ЕС , позволяет найти все необходимые договоры и соглашения, заключенные между Турцией и ЕС. В настоящей работе, среди договоров представляющих наибольшую ценность для магистерской диссертации представляют такие, как «Анкарское соглашение об Евроассоциации» подписанное в 1963 году Европейским Сообществом и Турцией на добровольном согласии и Дополнительный протокол 1970 г. к нему, с целью создания более глубокой интеграции между ЕЭС и Турции, в сфере политики, культуры, торговли и укрепления безопасности. Данные документы, является важным для диссертации, так как, по сути, запустил процесс евроинтеграции, были первыми после подачи заявки Турцией на ассоциированное членство в Европейском экономическом сообществе в июле 1959 года. Данные документы дают исследователю возможность изучить условия, на которых выстраивались взаимоотношения на начальных этапах евроинтеграции;
Следующим источником, отметим «мнение ЕС по заявке Турции на вступление в Европейское экономическое сообщество» 1989 г., что также является немаловажным для исследователя, в рамках понимания специфики взаимоотношений и реакции ЕЭС на начавшуюся евроинтеграцию Турции. Данный документ поможет сравнить отношение ЕС к евроинтеграции в исторической перспективе и на современном этапе;
Следующими важными источником, являются Национальные программы для принятия Acquis 2001, 2003, 2008 года, которые описывают национальные приоритеты вступления Турции в ЕС, а также шаги, с помощью которых будет осуществляться евроинтеграция. Данные документы, важны с точки зрения изучения плана турецкого государства по внедрению европейских ценностей в турецкое общество и анализа того, смогла ли Турция достичь поставленных целей или нет.
Далее, обращаем внимание на специальный раздел сайта МИД Турции по делам ЕС под названием «Программа согласования Acquis с 2007 по 2013 гг.» . В данном разделе представлены документы Турции по каждой главе Acquis, стратегия исполнения и различные успехи или препятствия. Так, автор изучил все предоставленные документы и частично пользовался многими из них при анализе и изучении проблемы. Данные документы носят как информацию, связанную со стратегией исполнения глав, так и статистическую информацию, которая, безусловно, является важной при написании работы.
Следующим пунктом, представляем документы о партнерстве Турции от 2001, 2003, 2006, 2008 гг. Данные документы предоставляют информацию о евроинтеграции Турции, в частности об успехах в определенных областях, проблемах на внутригосударственном и внешнегосударственном уровне, а также обязанностях Турции.
Также, важными считаются отчеты о ходе работы подготовленные турецкой стороной, среди которых доклад о ходе работы за 2012 год, доклад о ходе работы подготовленный за 2013 год . Данные доклады, бесспорно, являются важными при написании диссертационной работы, с точки зрения анализа турецкого взгляда на то, как государство справляется с процессом евроинтеграции.
2. Документы Европейского Союза
В данной группе автор предполагает выделить документы с официального сайта Министерства иностранных дел Европы и других официальных источников, которые были заключены между ЕС (ранее Европейским экономическим сообществом) и Турцией.
В настоящей работе использовались:
Ежегодные отчеты Европейской комиссии по Турции с 1998 по 2019 год, среди которых конкретно были использованы отчеты 1998 года, 2004, 2006, 2012, 2015, 2016, 2018, 2019 года . Данные отчеты раскрывают успехи и неудачи турецкой евроинтеграции. Документы были использованы с целью анализа успехов турецкой евроинтеграции и выявления проблемных зон, с точки зрения Европейского Союза. Также, отчеты были полезны при описании таких проблем, как Кипрская, курдская, миграционный кризис. Кроме того, автор данного исследования пользовался информацией из подготовленных резолюций Европейского Парламента, например, Резолюция Европейского парламента «О политическом решении Армянского Вопроса» от 18 июня 1987 г. .
Далее, можно отметить Европейскую стратегию для Турции 1998 г ., которая предусматривала внедрение правовых стандартов Евросоюза и распространение условий ETC на секторы услуг и сельского хозяйства.
Также были использованы «заключения и решения Европейского Совета и Совета по ассоциации», среди которых «Council conclusion on enlargement and stabilization and association process», «Соглашение о создании ассоциации между Европейским экономическим сообществом и Турцией» . Данные документы были проанализированы автором с целью выявления определенных решений Европейского Совета по проблемам, которые остро стоят на повестке дня. Документы описывают заключения и решения, принимаемые Европейским Советом по вопросам ассоциации.
3. Прочие документы
Данная группа документов предполагает такие источники, как статистическую информацию, документы, предоставляющие сведения о торговых взаимоотношениях между ЕС и Турцией, сведения касающиеся отчетов межправительственных и неправительственных организаций и т.д.
В настоящей работе использовались:
Документы о саммитах Турции и ЕС, например, саммит Хельсинки . Данные документы описывают заключения по саммитам, в частности, то, к какому решению смогли прийти стороны, о чем договориться. Данные документы являлись важными с точки зрения, анализа повестки саммита и то каких результатов удалось добиться после проведения саммита. Среди прочих документов были использованы, такие документы, как данные ЦРУ о населении Турции, а также данные МВФ, которые содержат различные экономические данные относительно финансовой ситуации в Турции и/или в ЕС. Кроме того, был использован отчет Международной Амнистии, содержащий данные по репрессиям на площади Таксим в Турции, также были использованы различные документы и официальные новости Организации Объединенных Наций, касающиеся турецких проблем, миграционного кризиса и т.д. .
Разработанность в научной литературе. Теме турецкой евроинтеграции посвящено достаточное количество научной литературы. При написании магистерской работы использовались исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, которые занимались вопросами анализа турецкой евроинтеграции, анализом европейско – турецких отношений, вопросами экономического, политического, социального и других соответствий в странах Европы и Турции.
Экономический взгляд на проблему Турецкой евроинтеграции, освещает в своей монографии, отечественный автор - Кунаков В. В. «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции» . В книге данного автора подробно описано развитие отношений между Турцией и западноевропейскими странами как в рамках их интеграционной группировки (ЕЭС – Европейские Сообщества – Евросоюз), так и на двусторонней основе, а также дается оценка сотрудничества на данном современном этапе. Данная работа помогает автору исследования проанализировать «глубину» евроинтеграции Турции в исторической перспективе (в книге описан 1999 год) и сравнить ее с современным этапом. Так автор монографии приходит к выводу о том, что Турция еще не готова к становлению частью европейского общества. После сравнения данных книги, автор диссертации приходит к идентичным выводам. А значит, после одиннадцати лет евроинтеграции Турции общие тенденции не изменились.
Особый вклад в исследование данной темы внесла работа отечественного автора Кудряшовой Ю. С. «Турция и Европейский союз: проблемы и тенденции евроинтеграции». Кудряшова Ю. С. является доцентом кафедры экономической теории университета МГИМО, а также старшим сотрудником центра евро-атлантической безопасности и института международных исследований. Монография Кудряшовой Ю. С. посвящена европейскому направлению внешней политики Турции. Если говорить конкретнее, данная работа описывает весь комплекс политических, экономических, идеологических, религиозных и культурологических проблем, которые на протяжении всего периода интеграционной политики Анкары влияли на содержание и динамику развития процесса интеграции. Монография, по сути, представляет собой энциклопедию европейского направления во внешней политике Турции. Данная работа важна для исследователя, с точки зрения изучения основных сфер сотрудничества двух стран, а также с точки зрения полноценного анализа двусторонних отношений.
Следующим немаловажным исследованием, которым автор данной диссертации пользовался при написании, является работа Шлыкова Вячеслава Ивановича «Турция на пути в Евросоюз: надежды и разочарования Анкары», который является кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Ближнего и Среднего Востока Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ им. М.В.Ломоносова. Данная работа охватывает, как исторические проблемы турецкой евроинтеграции, так и отвечает на некоторые современные вопросы, касательно возможности интеграции Турции в Европейский Союз. Вячеслав Иванович помимо стандартных требований ЕС раскрывает и цивилизационные вопросы, связанные с принадлежностью Турции к миру ислама, а также в целом затрагивает тему правомерности присоединения Турции к «касту» европейских народов. Кроме того, поднимаются такие «застарелые» вопросы как кипрская и курдская проблемы. Данная монография была полезна автору диссертации в изучении вопросов препятствий Турции на пути в Евросоюз, в том числе, подробно была проанализирована кипрская проблема.
Другим отечественным автором, внесшим вклад в изучение темы, является Ходнева М. С. и ее статья «Проблема соответствия Турции политическим критериям вступления в Союз» . Данная статья является современным исследованием, написанная в 2019 году, отражает реалии современной ситуации. В статье кроме описания событий серьезно тормозящих турецкую евроинтеграцию, также описаны политические действия президента страны и политической элиты. Автор данного исследования раскрывает по большей мере проблему несоответствия политическим критериям Европейского Союза. Данная работа, безусловно, несет пользу для автора данной магистерской диссертации с точки зрения новизны работы. Автору диссертации удалось проанализировать данную статью и выявить то, какие изменения во внешнеполитических отношениях произошли между сторонами, а какие проблемные стороны удалось урегулировать.
Весомый вклад в раскрытие вопроса современной Турции и ее внутренних и внешних проблем и устремлений, внесла работа «Современная Турция: тренды развития и значение для России» под общей редакцией И.Я. Кобринской, Л.С. Вартазаровой, С.В. Уткина ИМЭМО РАН. И. Я. Кобинская - кандидат исторических наук, руководитель центр ситуационного анализа, ведущий научный сотрудник центра прогнозных исследований; Л. С. Вартазарова - начальник информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации; С. В. Уткин - кандидат политических наук, руководитель группы стратегических оценок, ведущий научный сотрудник центра ситуационного анализа. Авторы данной работы уделяют особое внимание раскрытию личности Эрдогана у власти Турции в качестве президента. В частности, раскрываются вопросы турецкого «соседства» и проблем, которые на сегодняшний день имеет Турция со своими соседями. Также проводится анализ отношений Турции и России и дальнейших перспектив их развития. Данная научная работа помогает разобраться автору в отношениях Турции со своими соседями, а также, как данные отношения влияют на турецкую евроинтеграцию. Важнейшим аспектом данной работы становится анализ личности Эрдогана и его «подход» к власти.
Стоит также упомянуть зарубежное исследование, которым автор пользовался при написании магистерской работы, а именно к статье автора Ömer Cihad Vardan «Turkey – EU Relations and Democracy in Turkey: Problems and Prospects» . Автор данного исследования, является председателем Независимой ассоциации промышленников и предпринимателей (MÜSIAD) в Турции. В данной работе, автор рассказывает о проблемах, которые на сегодняшний день могут препятствовать турецкой евроинтеграции, в частности, это проблемы демократии и «разности» законодательной базы Турции и ЕС. Таким образом, данная статья является важной для автора диссертации, в теме исследования проблемы демократии, прав и свобод человека, с точки зрения турецкого взгляда.
Другим зарубежным исследованием, которое было использовано автором при написании данной работы, является книга турецкого автора Serap Yolcu, под научным руководством другого турецкого профессора, доктора Sibel Turan «TÜRKİYE’NİN AVRUPA BİRLİĞİ’NE ENTEGRASYON UNU ENGELLEYEN FAKTÖRLER ÜZERİNE BİR İNCELEME». Данная работа раскрывает вопрос турецкой евроинтеграции с точки зрения турецких авторов, что является важным для исследователя. В исследовании затрагивается сложность взаимоотношений сторон, в частности, исследование имеет важное значение для выявления проблем, с которыми Турция могла столкнуться в процессе интеграции в ЕС и с которыми в итоге столкнулась. В данной работе подробно описаны факторы, препятствующие интеграции, в отношениях между Турцией и Европейским Союзом. Автор диссертации считает данную научную работу довольно полезной, в частности, она помогает автору разобраться с истоками проблем турецкой евроинтеграции, отследить первопричину тех или иных событий, а также на основе полученных данных, проанализировать глубину «корня» проблем, что даст возможность спрогнозировать дальнейшее развитие отношений ЕС – Турция.
Другим зарубежным исследованием, которое было использовано при написании диссертационной работы, является совместная работа двух авторов Мехмета Канбура и Томаса Берната «Europeanization in Turkey and accession process to the European Union». Мехмет Канбур и Томас Бернат являются профессорами польского университета, отдела макроэкономики. В своей работе авторы отмечают такие проблемы, как высокую миграцию в Турции, рост безработицы, географические, культурные и другие различия, которые, скорее всего не позволят Турции стать частью Европейского Союза. Кроме того, авторы данного исследования выделяют собственные прогнозы на дальнейшее развитие ситуации вокруг евроинтеграции. Данное исследование помогло при написании собственных прогнозов автора диссертации на дальнейшее развитие отношений ЕС – Турции в период президентства Эрдогана.
Методологическая основа исследования. В работе использовались общенаучные методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, историко-правовой, системно-структурный и сравнительно-правовой.
Особую роль сыграл сравнительный метод, который помог провести сравнительный анализ скорости и условий вступления различных стран в ЕС и выяснить проблемные моменты Турецкого присоединения к Европе.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых несколько параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Отношения Турции и Европейского Союза имеют длинную историю. Турция, будучи Османской Империей, долгое время воевала, сотрудничала, познавала, перенимала европейскую культуру, политику и даже языки. За столь длинный промежуток времени нынешняя Турция и Европа серьезно «увязли» в отношениях друг с другом. В отношениях сторон были как сложные времена, которые сопровождались войнами, противостояниями, так и времена двустороннего подъема, при котором Турция и Европа действительно объединялись, познавали культуру друг друга, защищали границы друг друга. На сегодняшний день сложно представить турецкую республику и Европейский Союз противниками на международной арене, слишком много связывает эти две стороны, слишком много усилий было затрачено, для того, чтобы наконец объединится и стать единой Европой.
Евроинтеграция Турции прошла несколько этапов, среди которых подписание Анкарского соглашения, подписание дополнительного протокола, вступление в силу соглашения о Таможенном союзе и так далее. Так, Турция постепенно двигалась к членству в Евросоюзе и в 1999 году на саммите в Хельсинки получала статус кандидата в ЕС. Однако, данному событию предшествовало двенадцать лет, так как страна изначально подала заявку на вступление еще в 1987 году. Итак, после получения статуса кандидата Турция постепенно преобразовывала свое законодательство, культурную, политическую, образовательную и другие сферы жизни для соответствия европейским ценностям и нормам. Однако, даже после определенных успехов, Европейский Союз не готов был принять Турцию в качестве полноправного члена ЕС. Специальной комиссией ЕС проводились различные проверки на «соответствие» Турции европейским стандартам, выпускались ежегодные отчеты. И если в экономической сфере в Турции произошли довольно серьезные сдвиги и страна стала одним из главных партнеров ЕС, в сфере безопасности и стратегического сотрудничества страны в первую очередь сотрудничали в рамках НАТО, то вот в политической сфере и на внутригосударственном уровне у Турции, согласно отчетам существовали определенные проблемы. В отчетах также были описаны и другие проблемы Евросоюза, которые описаны в главе два данной работы.
Если отметить кратко, можно выделить одни из самых основных: курдский вопрос, который Турция многие годы не может решить, а с приходом президента Эрдогана данный вопрос особо усугубился, далее, Кипрский вопрос, который также является серьезным препятствием на пути вступления Турции в Евросоюз, а также вопрос признания армянского геноцида, миграционные проблемы, проблема идентичности, или например, проблемы несоответствия Маастрихтским и Копенгагенским критериям.
Итак, как уже отмечалось выше, проблемы в отношениях Европейского Союза и Турции особо усугубились с приходом к власти в Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдогана в качестве президента. Эрдоган является достаточно неординарной личностью. С детства Эрдоган воспитывался в довольно религиозной семье, что, конечно, повлияло его взгляды, в том числе на политику. Сегодня политика Эрдогана направлена в первую очередь на укрепление его у власти в качестве авторитарного лидера, что не может не быть замечено Европейским Союзом, и, соответственно, негативно воспринимается в Европе, которая строит свою политику на основе демократии.
На сегодняшний день трудно предсказать, как дальше будут развиваться отношения между Европой и Турцией, однако, ЕС намерен приостановить переговоры по вступлению Турции в ЕС. Данное решение может как негативно, так и положительно отразится на дальнейшем развитии событий. Может, как побудить Турцию к активным действиям по сокращению разрыва между ней и Европой, так и может побудить к диаметрально противоположным действиям Эрдогана по эскалации отношений. Однако одно известно точно – отношения не будут легкими и решения принимаемые сторонами, в любом случае повлекут последствия. На сегодняшний день, по мнению автора, следует в первую очередь сохранить экономическое сотрудничество и укрепить «сильные» стороны отношений, а также придать особое значение вопросу для чего Турции необходимо стать частью Европы и для чего Европе новый, такой «непохожий» на предыдущих кандидатов, член в лице Турции.
Итак, подводя итоги диссертационной работы, следует выделить следующие аспекты:
1. В главе один рассмотрены вопросы исторического характера, среди которых вопрос об историческом характере отношений ЕС – Турция. Вопросы, касающиеся этапов евроинтеграции Турции, а также вопросы, касающиеся процедуры вступления Турции в ЕС. В частности, сделаны выводы о том, что отношения Турции и ЕС носили конфронтационный характер в исторической ретроспективе. Имели место быть войны, долгое нахождение Европы под влиянием Османской Империи, что повлияло на сплетение культуры двух сторон, а также наложило определенный отпечаток на сознание европейских народов о том, что Турция «другая», в некотором смысле, даже агрессивная. У турецкого народа другая религия, а значит «другое» восприятие мира. Еще одним выводом к данной главе стал вывод о том, что Турция довольно медленно «двигается» к Европе, что можно проследить на основе длинных временных периодов турецкой интеграции, где, например, приятие решения о Турции как кандидате ЕС заняло целых двенадцать лет. Таким образом, в данной главе автором были выполнены задачи — проанализировать историю взаимоотношения Турции и ЕС, раскрыть основные этапы евроинтеграции Турции и определить процедуру вступления в Европейский Союз, поставленные во введении данного исследования.
2. Во второй главе автор рассматривает проблемы, которые препятствуют Турции в интеграции в Европейский Союз. Здесь автор рассматривает такие проблемы, как курдский вопрос, который остается нерешенным. А именно, Турция, в частности президент Эрдоган, проводит акции в отношении курдского населения страны, которые в Европе воспринимаются, как неправомерные. Европа настаивает на защите прав курдского населения, как неотъемлемой части турецкого населения, борясь за права курдов и настаивая на их праве голоса и мирного существования. Также, среди других проблем выделяется миграционная проблема. В данной сфере Европа пытается справиться с миграционными потоками населения Ближнего Востока, проходящими через территорию Турции. Однако, турецкое правительство зачастую пользуется данным положением, с целью достижения собственных интересов. В третьих, выделяется такая проблема, как непризнание армянского геноцида со стороны Турции, на чем настаивает Европа. Данная проблема не носит глобальный характер, однако, важна для Европы с точки зрения государства защищающего и отстаивающего право и справедливость. Среди других проблем можно также отметить несоответствия Турции Копенгагенским критериям. Подводя итоги данной главы, можно сказать о том, что у Турции и Европы слишком много серьезных нерешенных проблем на данном этапе, которые не позволяют Турции стать частью европейских ценностей. Итак, автор при написании данной главы, выполнил задачу направленную на выявление внутриполитических и внешнеполитических препятствий Турции, тормозящие ее вхождение в ЕС поставленную во введении к данному диссертационному исследованию.
3. Наконец, третья глава данного исследования касается непосредственно личности президента Турции Эрдогана и его политики в отношении Европы. Эрдоган довольно уверенный лидер, с набором определенных качеств авторитарного правителя. Данный аспект является «тормозящим» Турцию на пути в Европу. Эрдоган довольно часто комментирует стремление Турецкой Республики в Европу, говоря о нежелании «стучаться в закрытые двери». В частности, в январе 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган констатировал, что его страну больше не интересует вопрос вступления в ЕС. Ранее об этом же говорил и вице-премьер Бюлент Арынч, а министр по делам ЕС Волкан Бозкыр отметил, что переговоры о вступлении «не могут продолжаться в том формате, которого требует ЕС», и подчеркнул, что демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы . Так же, знаменитой становится фраза Эрдогана о том, что «если в ЕС думают, что Турция будет умолять о своём вступлении в эту структуру, то они ошибаются» . Уже в октябре 2017 года президент Эрдоган заявил, что Турция больше не нуждается в членстве Евросоюза, однако, страна пока не собирается останавливать переговоры по вступлению. Позже, в 2018 Эрдоган назвал вступление в Европейский союз одной из стратегических целей страны. В 2019 году Эрдоган заявляет о нежелании Евросоюза принимать Турцию в свой состав, считая при этом истинной причиной такого нежелания угрозу для «христианского клуба» Европы религию исповедующую большинством турков. В данной главе мы можем заметить не только противоречивый характер личности Эрдогана, но и его, во многом, личное нежелание интеграции Турции в ЕС. Решения Эрдогана носят зачастую персонализированный характер, являются противоречивыми и зависят политических выгод или перспектив. Сегодня, действительно, переговоры постепенно зашли в тупик. При Эрдогане произошел «откат» от европейских ценностей и данный период отношений можно считать периодом стагнации. Сложно сказать, как будут развиваться отношения, однако, автор предлагает три прогноза на дальнейшее развитие. Автор попытался в полной мере охватить все стороны сотрудничества и описать «черно – белые» сценарии дальнейшего развития евроинтеграции. Данные сценарии носят скорее идеалистический характер, однако, допускается, что в будущем, при президентстве Эрдогана произойдут тематические события, описанные в сценариях третей главы. Таким образом, в третьей главе автор попытался раскрыть личность президента Эрдогана, а также спрогнозировать дальнейшую тенденцию во взаимоотношениях ЕС – Турция при президентстве Эрдогана, основываясь на трех сценариях, выполнив задачу, поставленную в ведении к данному исследованию.
Итак, евроинтеграция Турции прошла довольно долгий и сложный период, на котором были как положительные, так и отрицательные события, повлиявшие на отношения между двумя сторонами. В отношениях между ЕС и Турцией существует множество трудностей. В ближайшие месяцы внутренняя политика обеих сторон и международная обстановка, вероятно, не помогут разрешить данные противоречия. Нельзя недооценивать возможность полного застоя в отношениях между ЕС и Турцией. Если Турция прямо откажется улучшить свою ситуацию с верховенством права ради реконструкции таможенного союза между ЕС и Турцией, это станет главной причиной для политических кругов ЕС продлить паузу. Однако, как и упоминалось выше, на сегодняшний день, сторонам в первую очередь нужно честно ответить на следующие вопросы: «нужно ли Европейскому Союзу пополнение в лице Турции?» и «сможет ли Турция стать частью Европы в период президентства Эрдогана и для чего?».
Евроинтеграция Турции прошла несколько этапов, среди которых подписание Анкарского соглашения, подписание дополнительного протокола, вступление в силу соглашения о Таможенном союзе и так далее. Так, Турция постепенно двигалась к членству в Евросоюзе и в 1999 году на саммите в Хельсинки получала статус кандидата в ЕС. Однако, данному событию предшествовало двенадцать лет, так как страна изначально подала заявку на вступление еще в 1987 году. Итак, после получения статуса кандидата Турция постепенно преобразовывала свое законодательство, культурную, политическую, образовательную и другие сферы жизни для соответствия европейским ценностям и нормам. Однако, даже после определенных успехов, Европейский Союз не готов был принять Турцию в качестве полноправного члена ЕС. Специальной комиссией ЕС проводились различные проверки на «соответствие» Турции европейским стандартам, выпускались ежегодные отчеты. И если в экономической сфере в Турции произошли довольно серьезные сдвиги и страна стала одним из главных партнеров ЕС, в сфере безопасности и стратегического сотрудничества страны в первую очередь сотрудничали в рамках НАТО, то вот в политической сфере и на внутригосударственном уровне у Турции, согласно отчетам существовали определенные проблемы. В отчетах также были описаны и другие проблемы Евросоюза, которые описаны в главе два данной работы.
Если отметить кратко, можно выделить одни из самых основных: курдский вопрос, который Турция многие годы не может решить, а с приходом президента Эрдогана данный вопрос особо усугубился, далее, Кипрский вопрос, который также является серьезным препятствием на пути вступления Турции в Евросоюз, а также вопрос признания армянского геноцида, миграционные проблемы, проблема идентичности, или например, проблемы несоответствия Маастрихтским и Копенгагенским критериям.
Итак, как уже отмечалось выше, проблемы в отношениях Европейского Союза и Турции особо усугубились с приходом к власти в Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдогана в качестве президента. Эрдоган является достаточно неординарной личностью. С детства Эрдоган воспитывался в довольно религиозной семье, что, конечно, повлияло его взгляды, в том числе на политику. Сегодня политика Эрдогана направлена в первую очередь на укрепление его у власти в качестве авторитарного лидера, что не может не быть замечено Европейским Союзом, и, соответственно, негативно воспринимается в Европе, которая строит свою политику на основе демократии.
На сегодняшний день трудно предсказать, как дальше будут развиваться отношения между Европой и Турцией, однако, ЕС намерен приостановить переговоры по вступлению Турции в ЕС. Данное решение может как негативно, так и положительно отразится на дальнейшем развитии событий. Может, как побудить Турцию к активным действиям по сокращению разрыва между ней и Европой, так и может побудить к диаметрально противоположным действиям Эрдогана по эскалации отношений. Однако одно известно точно – отношения не будут легкими и решения принимаемые сторонами, в любом случае повлекут последствия. На сегодняшний день, по мнению автора, следует в первую очередь сохранить экономическое сотрудничество и укрепить «сильные» стороны отношений, а также придать особое значение вопросу для чего Турции необходимо стать частью Европы и для чего Европе новый, такой «непохожий» на предыдущих кандидатов, член в лице Турции.
Итак, подводя итоги диссертационной работы, следует выделить следующие аспекты:
1. В главе один рассмотрены вопросы исторического характера, среди которых вопрос об историческом характере отношений ЕС – Турция. Вопросы, касающиеся этапов евроинтеграции Турции, а также вопросы, касающиеся процедуры вступления Турции в ЕС. В частности, сделаны выводы о том, что отношения Турции и ЕС носили конфронтационный характер в исторической ретроспективе. Имели место быть войны, долгое нахождение Европы под влиянием Османской Империи, что повлияло на сплетение культуры двух сторон, а также наложило определенный отпечаток на сознание европейских народов о том, что Турция «другая», в некотором смысле, даже агрессивная. У турецкого народа другая религия, а значит «другое» восприятие мира. Еще одним выводом к данной главе стал вывод о том, что Турция довольно медленно «двигается» к Европе, что можно проследить на основе длинных временных периодов турецкой интеграции, где, например, приятие решения о Турции как кандидате ЕС заняло целых двенадцать лет. Таким образом, в данной главе автором были выполнены задачи — проанализировать историю взаимоотношения Турции и ЕС, раскрыть основные этапы евроинтеграции Турции и определить процедуру вступления в Европейский Союз, поставленные во введении данного исследования.
2. Во второй главе автор рассматривает проблемы, которые препятствуют Турции в интеграции в Европейский Союз. Здесь автор рассматривает такие проблемы, как курдский вопрос, который остается нерешенным. А именно, Турция, в частности президент Эрдоган, проводит акции в отношении курдского населения страны, которые в Европе воспринимаются, как неправомерные. Европа настаивает на защите прав курдского населения, как неотъемлемой части турецкого населения, борясь за права курдов и настаивая на их праве голоса и мирного существования. Также, среди других проблем выделяется миграционная проблема. В данной сфере Европа пытается справиться с миграционными потоками населения Ближнего Востока, проходящими через территорию Турции. Однако, турецкое правительство зачастую пользуется данным положением, с целью достижения собственных интересов. В третьих, выделяется такая проблема, как непризнание армянского геноцида со стороны Турции, на чем настаивает Европа. Данная проблема не носит глобальный характер, однако, важна для Европы с точки зрения государства защищающего и отстаивающего право и справедливость. Среди других проблем можно также отметить несоответствия Турции Копенгагенским критериям. Подводя итоги данной главы, можно сказать о том, что у Турции и Европы слишком много серьезных нерешенных проблем на данном этапе, которые не позволяют Турции стать частью европейских ценностей. Итак, автор при написании данной главы, выполнил задачу направленную на выявление внутриполитических и внешнеполитических препятствий Турции, тормозящие ее вхождение в ЕС поставленную во введении к данному диссертационному исследованию.
3. Наконец, третья глава данного исследования касается непосредственно личности президента Турции Эрдогана и его политики в отношении Европы. Эрдоган довольно уверенный лидер, с набором определенных качеств авторитарного правителя. Данный аспект является «тормозящим» Турцию на пути в Европу. Эрдоган довольно часто комментирует стремление Турецкой Республики в Европу, говоря о нежелании «стучаться в закрытые двери». В частности, в январе 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган констатировал, что его страну больше не интересует вопрос вступления в ЕС. Ранее об этом же говорил и вице-премьер Бюлент Арынч, а министр по делам ЕС Волкан Бозкыр отметил, что переговоры о вступлении «не могут продолжаться в том формате, которого требует ЕС», и подчеркнул, что демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы . Так же, знаменитой становится фраза Эрдогана о том, что «если в ЕС думают, что Турция будет умолять о своём вступлении в эту структуру, то они ошибаются» . Уже в октябре 2017 года президент Эрдоган заявил, что Турция больше не нуждается в членстве Евросоюза, однако, страна пока не собирается останавливать переговоры по вступлению. Позже, в 2018 Эрдоган назвал вступление в Европейский союз одной из стратегических целей страны. В 2019 году Эрдоган заявляет о нежелании Евросоюза принимать Турцию в свой состав, считая при этом истинной причиной такого нежелания угрозу для «христианского клуба» Европы религию исповедующую большинством турков. В данной главе мы можем заметить не только противоречивый характер личности Эрдогана, но и его, во многом, личное нежелание интеграции Турции в ЕС. Решения Эрдогана носят зачастую персонализированный характер, являются противоречивыми и зависят политических выгод или перспектив. Сегодня, действительно, переговоры постепенно зашли в тупик. При Эрдогане произошел «откат» от европейских ценностей и данный период отношений можно считать периодом стагнации. Сложно сказать, как будут развиваться отношения, однако, автор предлагает три прогноза на дальнейшее развитие. Автор попытался в полной мере охватить все стороны сотрудничества и описать «черно – белые» сценарии дальнейшего развития евроинтеграции. Данные сценарии носят скорее идеалистический характер, однако, допускается, что в будущем, при президентстве Эрдогана произойдут тематические события, описанные в сценариях третей главы. Таким образом, в третьей главе автор попытался раскрыть личность президента Эрдогана, а также спрогнозировать дальнейшую тенденцию во взаимоотношениях ЕС – Турция при президентстве Эрдогана, основываясь на трех сценариях, выполнив задачу, поставленную в ведении к данному исследованию.
Итак, евроинтеграция Турции прошла довольно долгий и сложный период, на котором были как положительные, так и отрицательные события, повлиявшие на отношения между двумя сторонами. В отношениях между ЕС и Турцией существует множество трудностей. В ближайшие месяцы внутренняя политика обеих сторон и международная обстановка, вероятно, не помогут разрешить данные противоречия. Нельзя недооценивать возможность полного застоя в отношениях между ЕС и Турцией. Если Турция прямо откажется улучшить свою ситуацию с верховенством права ради реконструкции таможенного союза между ЕС и Турцией, это станет главной причиной для политических кругов ЕС продлить паузу. Однако, как и упоминалось выше, на сегодняшний день, сторонам в первую очередь нужно честно ответить на следующие вопросы: «нужно ли Европейскому Союзу пополнение в лице Турции?» и «сможет ли Турция стать частью Европы в период президентства Эрдогана и для чего?».



