Введение 2
Глава 1. Петр Берхорий: биография, авторский метод, источники и специфика восприятия античной мифологии в трактате «Ovidus Moralizatus» 12
Глава 2. Трактат Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» в контексте гуманистической рецепции античной мифологии 23
Фабий Планцидад Фульгенций как представитель ранней средневековой рецепции античности 24
Петр Берхорий как представитель гуманистической традиции отношения к античной мифологии 21
Трактат Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» в контексте средневековой рецепции античной мифологии во Франции 31
Глава 3. Вопрос средневекового отношения к тексту: функционализм или «поиск истины»? 35
Трактат Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» в контексте средневекового мировосприятия 35
Трактат «Ovidus Moralizatus» в контексте средневековых «примеров» exempla 42
Трактат «Ovidus Moralizatus» как пособие для проповеди 47
Глава 4. Авторское переосмысление античной мифологии в творчестве Овидия и средневековая рецепция «Метаморфоз» в трактате «Ovidus Moralizatus» 54
История идей как методология исторического исследования 54
Публий Овидий Назон как интерпретатор античной мифологии 57
Средневековая рецепция «Метаморфоз» Овидия на примере трактата Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» 63
Заключение 67
Список источников 69
Приложение
Античная мифология и, в частности, «Метаморфозы» Овидия во все времена привлекали к себе внимание поэтов, богословов обывателей. Не будет преувеличением сказать, что образы и сюжеты, представленные «Метаморфозах», стали и являются неотъемлемой частью европейской культуры. При этом каждая из эпох по-своему воспринимала многообразие образов, представленных в античной мифологии, осуществляла их рецепцию, вносила в них собственные смыслы. Интересно отметить, что наряду с великими произведениями Ренессанса: творениями Ботичелли, Тициана, Микеланджело, Рафаэля, прославляющими человеческую природу через возврат к античной эстетике, практически в то же самое время существовала и иная трактовка произведений античности. Согласно этой трактовке, представленной главным образом богословами и христианскими философами, произведения античных классиков есть ни что иное, как зашифрованное послание, при правильном прочтении которого становится очевидным скрытый в них христианский смысл.
Сложность исследования рецепции античной мифологии в Средние века (или, вообще, сложность исследования артефактов, принадлежащих к одной исторической эпохе, в контексте другой исторической эпохи) состоит в том, что исследователь должен не просто описать имеющиеся материальные источники, но и попытаться сконструировать на их основе ход мысли и мировоззренческие позиции их авторов, учитывая при этом общий интеллектуальный фон обеих эпох. Так, говоря о рецепции античной мифологии в Средние века и выделяя в качестве объекта исследования богословский трактат Петра Берхория «Морализованный Овидий», мы не имеем права ограничиться рассмотрением данного труда самого по себе, то есть без учета вопросов, связанных со средневековой рецепцией античности в целом; кроме того, мы должны будем отдельно коснуться вопроса специфики средневекового мировосприятия как такового.
Отдельного внимания в рамках нашего исследования, заслуживают и сами «Метаморфозы» Овидия. Здесь мы снова должны будем учитывать общий философский контекст эпохи их автора. Таким образом, проанализировав «Метаморфозы» Овидия в контексте мировосприятия, свойственного «веку Августа», мы сможем дать характеристику данного произведения с точки зрения заложенных в нем основных идей. Только после этого, учитывая контекст написания как самих «Метаморфоз», так и трактата Петра Берхория, мы сможем проанализировать рецепцию античной мифологии в Средние века на примере данных произведений.
Объектом данного исследования, как уже было указано ранее, является трактат Петра Берхория «Ovidus Moralizatus», а его предметом - представленная в данном трактате рецепция античной мифологии.
Цель данной работы состоит в комплексном анализе трактата Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» в контексте средневековой рецепции античной мифологии.
В соответствии с целью исследования, были поставлены следующие
задачи:
1. Охарактеризовать трактат Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» с точки зрения его содержания, источников, которыми пользовался автор при его написании, методов работы автора. Обратить внимание на личность самого Петра Берхория, представить краткую биографическую справку и указать на то место, которое занимает трактат «Ovidus Moralizatus» среди его работ.
2. Рассмотреть вопрос о связи Петра Берхория с гуманистами. Указать на специфику отношения гуманистов к античному наследию, сопоставив данную специфику с рецепцией античности, представленной в трактате
Петра Берхория. Сделать выводы о степени влияния взглядов гуманистов на Петра Берхория и его труд.
3. Проанализировать трактат «Ovidus Moralizatus» с точки зрения целей его написания. Поставить вопрос о том, какие мотивы двигали самим автором при написании трактата - поиск «скрытого смысла», или соображения чисто практического характера. Провести сравнительный анализ трактата Петра Берхория и средневековых сборников примеров для проповеди exempla.
4. Сопоставить трактат «Ovidus Moralizatus» и сами «Метаморфозы» Овидия с точки зрения содержащихся в них идей. Указать на преломление идей, содержащихся в поэме Овидия в средневековой рецепции данного произведения.
Исследование трактата Петра Берхория «Ovidus Moralizatus» в контексте средневековой рецепции античной мифологии произведено при помощи сравнительно-исторического метода.
В заключение работы хотелось бы еще раз обратить внимание на приведенные в ней выводы.
Прежде всего, стоит отметить, что Петр Берхорий активно пользуется произведениями других мифологов и морализаторов в своей работе. Порой, он переписывает довольно большие куски текста, делая от себя только некоторые «красочные» дополнения. Уже одно это позволяет нам говорить о том, что Петр Берхорий находится в традиции аллегорического понимания античной мифологии.
Кроме того, нельзя не отметить то глубокое влияние, которое оказала на Петра Берхория гуманистическая традиция. И речь здесь не только о цитировании гуманистов, или личном знакомстве с некоторыми из них, но и об общем понимании мифологии античных времен, как неких историй (басен), наполненных «тайным» христианским смыслом. Безусловно, Петр Берхорий, как и гуманисты Италии и Франции, считал что изучение античного наследия не только допустимо, но и обязательно для христианина.
Традиция аллегорической, «морализаторской» трактовки античной мифологии, как показано
Средневековье и связано с именем Фабия Планцидада Фульгенция: автора, чьи сочинения активно цитирует Петр Берхорий. Данная традиция переживает нападки консервативных служителей Церкви (до Тридентского собора) и переносится из Италии во Францию, где существует в специфической форме «христианского гуманизма»: гуманизма, не ставящего под сомнение истины Веры, а, скорее, подстраивающего, приводящего произведения искусства в соответствие с христианским духом.
Как показано в работе, Петра Берхория невозможно относить к мистикам. Трактат «Ovidus Moralizatus» с точки зрения цели его написания направлен не на постижение Бога, а на предоставление проповедникам примеров для проповеди. В этом смысле можно говорить о том, что автор трактата
преследовал при его составлении число практические цели. Однако, мы должны учитывать специфику средневекового мировосприятия как такового, мировосприятия, в котором «мирское» и «небесное» слиты воедино до степени неразличимости. В этом смысле, любой сюжет и образ, почерпнутый из античной мифологии отсылает к трансцендентальному смыслу ничуть не менее, чем изящные измышления религиозных философов.
Говоря о рассмотрении средневековой рецепции античной мифологии с точки зрения истории идей, отметим, что представленный в данной работе анализ рецепции «Метаморфоз» в трактате Петра Берхория ни в коем случае не может считаться исчерпывающим. Работа в данном направлении только начата и должна быть продолжена в дальнейшем. В данной работе мы, скорее, наметили пути будущего углубленного анализа данного вопроса, чем сделали выводы, сколь бы то ни было близкие к окончательным.
Вулих, Н.В. Овидий. – М.: Мол. гвардия – ЖЗЛ; Соратник, 1996. – 280 [8]
с., ил.
2. Гаспаров, М.Л. Античная риторика как система / Избранные труды. Т.1. О
поэтах Стр. 596; Цит. по: Хорева, Л.Г. Риторическая обработка примеров
(exempla) как путь их новеллизации (на примере сборника Хуана Мануэля
«Граф Луканор») // Историческая и социально-образовательная мысль. –
2014. – №4(26). – С. 276-281.
3. Горфункель, А.Х. Полемика вокруг античного наследия в эпоху
Возрождения // Античное наследие в культуре Возроджения. - М.: "Наука",
1984. – С. 6-19.
4. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: "Искусство", 1984.
- 286с.
5. Гуревич, А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами
современников. – М.: «Искусство», 1989. – 368с.
6. Гусейнов, Ч.Г. Истолкование мифологии на рубеже античности и
средневековья: из книги латинского грамматика V-VIвв. // Античность как
тип культуры / А.Ф.Лосев, Н.А.Чистяков, Т.Ю.Бородай и др. - М.: Наука,
1988. - С. 325-334.
7. Евдокимова, Л.В. "Sensus Historicus" и исторический смысл
аллегорического текста в эпоху позднего средневековья: Дешан, "Баллада о
ласточке-клеветнице" // Вестник Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета. Серия 3: Филология. - 2013. - №3(33). - С.52-65.70
8. Журбина, А.В. Судьба Метаморфоз Овидия во Франции на пороге Нового
времени (нач. XIV – сер. XVI в.): от аллегории к литературному переводу:
автореферат к дис. ...канд. филологических наук: 10.01.03: защищена
09.02.2010: - М., 2010. – 25с.
9. Журбина, А.В. Позднеантичный Вергилий: автор или авторитет? Казус
Фульгенция // Индоевропейское языкознание и классическая филология. -
2016. - №том1. - С. 310-319.
10. Журбина, А.В., Пьер Берсюир. О внешнем облике и значении богов /
Перев. с Лат., Вступит. ст. и примеч. А.В.Журбиной // Вестник РГГУ. Серия:
История. Филология. Культурология. Востоковедение. – 2008. - №12 – С.
252-288.
11. История идей как методология познания: Коллективная монография / Под
ред. проф. Г.Н. Оботуровой. – Вологда: ВГПУ, издательство, 2012. – 136с.
12. Кнабе, Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой
культуры: Наследия Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс
лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. –
429с.
13. Литовченко, Е.В. Фабий Планцидад Фульгенций и первая рецепция
античности // Научные ведомости Белгородского государственного
университета. Серия: История. Политилогия. - 2010. - №16. - С. 53-57.
14. Майзульс, М. Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние
века и в раннее Новое время // Государство, религия, церковь в России и за
рубежом. 2017. №2. С.