Введение 3
Глава 1. Политическое сотрудничество РК и Вьетнама 7
1.1 Взаимоотношения стран на уровне правительств 7
Глава 2. Экономическое сотрудничество РК и Вьетнама 18
2.1 Экспорт и импорт товаров между странами. 18
2.2. Инвестиции РК во вьетнамскую экономику и их конкурентоспособность 23
2.3. Экономическая деятельность РК на территории Вьетнама 30
Глава 3: Межкультурное сотрудничество РК и Вьетнама 35
3.1 Культурный обмен и миграционные процессы 35
3.2 Взаимоотношения между рядовыми гражданами Вьетнама и Южной Кореи 44
Заключение 51
Список источников 55
Список литературы 65
Дипломатические отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Республикой Кореей были официально установлены в 1992 года в ходе совместного заявления двух стран.
Несмотря на это, обе страны имели различные дипломатические и культурные контакты ещё в древние времена. Во многом этому поспособствовало довольно близкое географическое расположение Вьетнама и Южной Кореей, их схожие природные условия, а также некоторые сходства в историческом развитии и культурных традициях.
Однако лишь 22 декабря 1992 года две страны решили установить официальные дипломатические отношения, которые помогли открыть обоим народам новую эру в их двустороннем сотрудничестве. Впервые в истории была создана официальная основа для развития понимания и доверия между корейцами и вьетнамцами. С тех пор дружба и сотрудничество между двумя странами развивались очень динамично практически во всех областях.
В XXI веке сотрудничество между Южной Кореей и Вьетнамом продолжало усиливаться в экономической, дипломатической, социальной и многих других сферах. Особенно сильно данная тенденция стала проявлять себя с начала 2010-х годов, когда вьетнамское правительство решило инициировать программу по привлечению в экономику страны большого количества иностранных инвестиций. Именно это явление, а также заключение ряда выгодных как для Республики Кореи, так и для Вьетнама торговых договоров, привлекло на вьетнамский рынок немалое количество корейских компаний.
Целью данной работы является прослеживание динамики отношений между такими странами как Республика Корея и Социалистическая Республика Вьетнам в период с 2011 по 2017 гг.
Задачами данной работы являются:
- Проследить динамику отношений руководящего состава и глав рассматриваемых государств в период с 2011 по 2017 гг., а также выяснить смогли ли на них повлиять какие-либо внешние факторы.
- Выяснить, несла ли инвестиционная деятельность южнокорейских корпораций на территории Вьетнама негативные или позитивные последствия как для вьетнамской экономики, так и для обычных вьетнамцев.
- Определить, на сколько существенно отразились политические и экономические отношения между странами с 2011 по 2017 гг. на жизнях обычных граждан рассматриваемых государств.
- Проследить то, как торговые отношения между Республикой Кореей и Вьетнамом повлияли на экономическое состояние каждой из стран.
При написании данной работы в качестве источников использовались различные статистические данные об экспорте и импорте товаров между Вьетнамом и Южной Кореей, торговые соглашения, программы международных организаций, а также сведения о миграционных процессах в рассматриваемых государствах.
В отечественной научной литературе тема инвестиционных и экономических взаимоотношений Южной Кореи и Вьетнама практически не раскрыта. Поэтому для освещения данных аспектов взаимоотношений двух стран, во время написания данной работы автором, в основном, были использованы работы таких зарубежных экономических исследователей, как: Джи Янг Чон ; Бах ТхиНгокТранг ; Тхан Хоан Фан и Джи Янг Чон; Дао ХонгКуен ; ЛыонгКуокЗан; Зоан Май Линь; Нгуен Ван Лок и Нгуен ТхиНян ; Кэтрин Х.С. Мун ; Тайлер Карлайл ; Ли Хёнок, Линди Уильямс и ФлориоАргуильяс; КвакСунгли ; Ку Мин Гё ; Пак СангЧул ; Ле Тхи Май, Буй Лан Туэй и До Сюань Ха ; Аксель Маркс и ДжадирСоареш ; Ким Ын Ми, Ким Пил Хо и Ким Дин Кьюнг; Фам ТхиБинь.
Также во время работы над данным исследованием автор множество раз прибегал к трудам отечественных исследователей в области Вьетнама и Республики Кореи. Такими исследователями выступают: Колотов В. Н., Леженина Т.В., Тригубенко М.Е., Ставропольский Ю.В., Костюнина Г.М., Лабудин А.В, Локшин Г. М.
Особенно хотелось бы отметить то, что при написании данного исследования использовались работы Марины Евгеньевны Тригубенко, которая является кандидатом экономических наук, доцентом, ведущим научным сотрудником Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН.
Сфера научных интересов Марины Евгеньевны являются международные экономические отношения в Восточной и Юго-Восточной Азии, страновые исследования по Корее, Монголии и Вьетнаму.
Также при написании данной работы были использованы научные труды Владимира Николаевича Колотова, являющегося доктором исторических наук и заведующим кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ. Также, Владимир Николаевич занимает должность директора Института Хо Ши Мина при СПбГУ, является членом редакционной коллегии рецензируемого научного журнала «Юго-восточная Азия. Актуальные проблемы развития», а также состоит в редакционном совете серии «Востоковедение, африканистика» журнала «Вестник СПбГУ».
Сферой научных интересов Владимира Николаевича являются история Вьетнама, история вьетнамских религий, военная история и национально-освободительная борьба во Вьетнаме, история Китая, история Камбоджи, проблемы региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и т.д.
Для написания данной работы автором была использована следующая методология:
Интент-анализ —данный метод будет использоваться при анализе публичных выступлений, политических заявлений, дискуссий политических деятелей, публичный персон и лидеров Республики Корея и Вьетнама для выявления скрытого смыслы, намерений и целей ораторов.
Контент-анализ — будет использоваться при переводе массовой текстовой (качественной) информации в количественные показатели с последующей их статистической обработкой, а также при решении задач сбора, обработки и анализа публикаций (сообщений) в СМИ по вопросам взаимоотношений рассматриваемых государств.
Системный подход – будет использоваться для фиксирования изменений в международных отношениях, выявления детерминант, влиявших на поведение РК и Вьетнама, а также для прогнозирования развития взаимоотношений рассматриваемых стран.
Изучение статистических данных о политике – будет использоваться для выявления влияния взаимоотношений РК и Вьетнама на статистические данные (в экономике, социальной удовлетворенности граждан, торговле) в обеих странах.
Статистический анализ – будет использоваться для определения и оценки специфики и особенностей экономических взаимоотношений РК и Вьетнама, изучения их структуры, взаимосвязей и закономерностей их развития.
Научная новизна данной работы заключается в том, что она рассматривает ранее крайне слабо раскрытую в отечественной научной литературе тему массовых инвестиционных вложений крупнейших южнокорейских корпораций в экономику Социалистической Республики Вьетнам. Помимо этого, в работе над данным исследованием были использованы материалы XI и XII Съездов КПВ, которые были нужны для большего понимания целей верхушки коммунистической партии от привлечения в страну большого количества иностранных инвестиций.
Объектом данного исследования являются экономические, политические и социальные отношения таких стран как Республика Корея и Социалистическая Республика Вьетнам в период с 2011 года до начала 2017 года. Временные рамки данной работы обусловлены тем, что на проведенном в 2011 году XI Съезде Коммунистической партии Вьетнама руководство страны поставило перед собой задачу за 5 лет (до следующего Съезда КПВ в 2016 году) обновить всю экономическую структуру страны по всем направлениям и на всех уровнях путем построения многоукладной экономики, а также активного привлечения иностранного капитала и технологий. По итогам XII Съезда Коммунистической партии Вьетнама члены КПВ отметили, что выполнение поставленных на XI Съезде задач поспособствовало экономическому развитию страны и её интеграции в мировую экономику .
Предметом исследования данной работы являются взаимоотношения стран на уровне правительств, саммитов и международных организаций, культурный обмен и миграционные процессы между рассматриваемыми государствами, а также статистические данные показателей экспорта и импорта товаров между Республикой Кореей и Вьетнамом в период с 2011 по 2017 гг.
Данная работы разделена на 3 главы, каждая из которых посвящена отдельному аспекту взаимоотношений между Республикой Кореей и Социалистической Республикой Вьетнам.
Первая глава посвящена политическому сотрудничеству РК и Вьетнама в рассматриваемый временной период. В данной главе автором рассматриваются взаимоотношения между странами как на уровне правительств, так и на уровне министерств, дипломатических миссий, саммитов и международных организаций (таких как АСЕАН и ВТО).
В целом, в данной главе автор приходит к выводу о том, что политические лидеры за рассматриваемые 5 лет внесли большой вклад в укрепление отношений между двумя государствами и в целом видели перспективы в дальнейшем развитии связей между РК и Вьетнамом.
Во второй главе автор проводит анализ экономическое сотрудничество РК и Вьетнама, а именно таким его аспектам, как: экспорт и импорт товаров между странами; инвестиции РК во вьетнамскую экономику и их конкурентоспособность; экономическая деятельность корейских компаний и производителей на территории Вьетнама.
Выводом данной главы является то, что приток иностранных инвестиций (в большей степени корейских) на вьетнамский рынок является больше позитивным явлением для всей страны, которое в будущем способно помочь Вьетнаму встать по уровню экономических показателей в один ряд с такими странами как Тайвань и Япония. Кроме того, благодаря вливанию большого количества инвестиций в экономику Вьетнама, Республика Корея содействовала и содействует обмену стран опытом в области финансовой политики, экологической политики, развития сельских районов, земельной политики, науки и техники.
Третья и последняя глава данной работы посвящена межкультурному сотрудничеству РК и Вьетнама, а именно культурному обмену, миграционным процессам и взаимоотношениям между рядовыми гражданами Вьетнама и Южной Кореи.
В данной главе автор приходит к выводу о том, что в рассматриваемый период между двумя странами происходил массивный культурный обмен, который активно поддерживался со стороны правительств Республики Кореи и Вьетнама.
В рассматриваемые 6 лет как представители власти Республики Кореи и Вьетнама, так и рядовые граждане двух стран, по большей части,содействовали развитию двухстороннего сотрудничества в дипломатической, экономической, социальной и культурной сферах.
Дипломатические взаимоотношения РК и Вьетнама активно поддерживались и со стороны корейского, и со стороны вьетнамского руководящего состава. Главы государств и представители правительств в период 2011-2017 гг. активно проводили двухсторонние встречи, основными задачами которых, в основном, являлось усиление взаимного сотрудничества и создание фундамента для дальнейшего развития корейского-вьетнамских отношений.Результатом проведения большого количества таких мероприятий стало заложение правовой базы для дальнейшего экономического сотрудничества, сотрудничества в области миротворческой деятельности, в проведении культурных обменов, в развитии инфраструктуры двух стран и т.д.
Наилучшим примером налаженной дипломатической связи между вьетнамским и южнокорейским правительствами может послужить подписание в 2014 году Договора о свободной торговле между Вьетнамом и Республикой Кореей. Заключение данного соглашения не только заложило основы для будущих корейско-вьетнамских экономических отношений, но и показало то, что руководства Вьетнама и Республики Кореи видели в экономическом сотрудничестве основу для дальнейшего развития всесторонней совместной деятельности двух государств.
Именно заключение этого соглашение позволило уже в 2017 году достичь двусторонней торговле между двумя странами отметки в 45, 1 млрд. долларов. Объем же южнокорейских ПИИ во вьетнамскую экономику к тому моменту подходил к отметке в 5,16 млрд. долларов, что составляло 21,2% от общего объема иностранных инвестиций во вьетнамскую экономику в 2017 году.
Немаловажную роль в экономических отношениях двух стран в период 2011-2017 гг. играли и южнокорейские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) во вьетнамскую экономику, объем которых из года в год неизменно рос.Так, корейские инвесторы стали активно переносить свои производства на территорию Вьетнама и посредствам найма местной рабочей силы организовывали производство одежды, обуви и электронных товаров для экспорта в другие страны.
Однако не только корейские компании старались проникнуть во вьетнамскую экономику при помощи вложения в неё своих финансов и строительства новых объектов инфраструктуры. К примеру, японские и американские инвесторы также старались вкладывать во Вьетнам немалые деньги.
Японцы делали больший акцент на вложение своих денег в имеющиеся вьетнамские предприятия и, с одобрения местного правительства, помогали при строительстве объектов вьетнамской инфраструктуры. Однако в силу того, что японские компании не видели Вьетнам в качестве приоритетной цели для своих инвестиций,они не старались организовывать свои производства на территории этой страны, а лишь инвестировали в уже имевшихся местных производителей.
В тоже время корейцы делали огромный упор именно на некий “захват” некоторых наиболее свободных от конкуренции секторов местной экономики (автомобильная промышленность, кинопроизводство, производство электроники и т.д.) путем вливания большого количества финансов в перенос своих предприятий на вьетнамскую территорию. Во многом данная тактика корейских инвесторов помогла местной экономике окрепнуть и создать огромное количество новых рабочих мест для местного населения, однако в тоже время местные производители начали страдать от чрезмерно сильной конкуренции со стороны корейских корпораций, из-за чего на прилавках вьетнамских магазинов начали доминировать именно товары, произведенные на корейских предприятиях. Именно такие методы и позволили Южной Корее со временем стать одним из крупнейших инвесторов вьетнамской экономики.
Объяснением же такому массовому притоку иностранных инвестиций во Вьетнам может служить рост урбанизации внутри страны и непрерывно растущий потребительский спросвьетнамского рынка, который нес в себе огромный потенциал для иностранных инвесторов, особенно в таких секторах, как: розничная торговля, технологии, финансы и здравоохранение. Помимо этого, различные представители правительства Социалистической Республики Вьетнам неоднократно заявляли о важности привлечения в страну иностранного капитала и своей готовности всячески поддерживать тенденцию увеличения количества иностранных представителей в экономике Вьетнама.
Благодаря же огромному притоку иностранных ПИИ власти Вьетнама успешно смогли модернизировать менеджмент и корпоративное управления; обучить новую группу молодых и энергичных менеджеров: так , за рассматриваемый временной период, порядка 300 000 вьетнамских рабочих прошли обучение или переподготовку, а 25 000 техников и менеджеров, в том числе около 6000 человек, были обучены частично за границей.
Однако несмотря на всю экономическую открытость и предоставление зарубежным инвесторам со стороны официальных властей Вьетнама различных привилегий, экономика страны продолжала оставаться плановой и во многом контролироваться государственными властями. Именно поэтому около 95% вьетнамцев выступали за полный переход к системе свободного рынка. Это во многом можно связать с тем, что к тому моменту число вьетнамских граждан, принадлежащих к среднему классу, стало активно увеличиваться. Тем не менее на тот момент данный факт не привел к серьезным требованиям политических реформ со стороны местного населения. Недовольство вьетнамцев обычно выражалось в социальных сетях, а не на улицах и площадях.
Кроме того, у Вьетнама также все еще имелись проблемы с коррупцией в государственном аппарате и судебной системе, из-за чего иностранные инвесторы легко могли получить доступ к конфиденциальной информации о внутриполитической конъюнктуреили подкупить судей во время важного судебного разбирательства.
В тоже время массовый наплыв корейских инвесторов и иных иностранных компаний в будущем может крайне негативно повлиять на конкурентоспособность местных вьетнамских производителей в некоторых областях внутренней экономики. Это будет связано с тем, что конкуренция со стороны иностранных корпораций будет слишком высока и местные производители попросту не смогут производить товары и оказывать услуги местному населению на том же качественном уровне. Такой расклад уже можно было наблюдать в таких сферах вьетнамской экономики как: прокат кино, где количество кинотеатров южнокорейских корпораций во множество раз превышало число кинотеатров вьетнамских прокатчиков; розничная торговля, в которой также доминировали южнокорейские сети гипермаркетов; банковский бизнес, где именно южнокорейские банки имели преимущества перед местными банками благодаря оказанию своим клиентам высокотехнологичных услуг.
Тем не менее в целом приток ПИИ на вьетнамский рынок являлся скорее позитивным явлением для страны, которое в будущем возможно будет способно помочь Вьетнаму встать на один уровень экономическим показателям в один ряд с такими странами как Тайвань и Япония.
Помимо же южнокорейских ПИИ и корейско-вьетнамских экономических отношений, ещё одним важным пунктом взаимодействия двух стран являлся начавшийся в то время массивный культурный обмен, который активно поддерживался правительствами Республики Кореи и Вьетнама .
Данное увеличение социального взаимодействия граждан двух государств поспособствовало увеличению интереса вьетнамских граждан к корейской культуре, и в то же время повысило популярность вьетнамской культуры и туризма среди корейцев. Во многом, появлению данной тенденции поспособствовал высокий уровень мягкой силы Южной Кореи в регионе.
Кроме того, деятельность Samsung, LG и других корейских компаний, которые к тому моменту наладили производство своей продукции во Вьетнаме, также поспособствовала формированию положительного имиджа Республики Кореи среди вьетнамцев.
Формирование благоприятного образа Южной Кореи среди обычных вьетнамцев привело к интенсификации обмена между странами на уровне рядовых граждан. Многие вьетнамские граждане также стали все больше и больше изъявлять желание изучать корейский язык и знакомиться с корейской культурой. Со временем, в местных университетах и школах корейский язык по популярности встал на одну позицию с английский и чуть ли не утвердился в качестве второго государственного языка. Так, порядка двадцати государственных вьетнамских университета к 2016 году уже имели кафедры изучения корейского языка.
Для южнокорейцев же Вьетнам стал одним из самых популярных туристических направлений. Все больше и больше обеспеченных южнокорейцев начали предпочитать проводить свои отпуска и выходные на пляжах вьетнамских курортных городов.
Наблюдая данную тенденцию, при поддержке южнокорейского и вьетнамского правительств, в обеих странах начали действовать программы культурного обмена между Вьетнамом и Кореей, включавшие в себя: культурные выставки, кинофестивали, художественные представления.
В свою очередь вьетнамскиеи корейские авиационные компаниистали открыватьбольше таких направлений как Ханой-Сеул и Хошимин-Сеул. Прежде всегоэто было предназначены для того, чтобы совладать с резко усилившимися миграционными потоками вьетнамцев и южнокорейцев.
Однако данное решение привело не только к увеличению количества южнокорейских туристов во Вьетнаме, но и повлекло за собой некоторые нежелательные последствия.Так, благодаря увеличению пассажиропотока, число вьетнамцев, проживавших и работавшихна территории Республики Кореи нелегально с 2014 года, возросло во много раз.
Другой негативнойтенденцией стал рост количества браков между вьетнамскими гражданами и иностранцами. Нежелательной же данная тенденция из-за того, что почти каждая пятая вьетнамско-корейская пара подала на развод спустя всего несколько дней после заключения брака.
Также эти межкультурные браки обнажили немало непреодолимых культурных различий между вьетнамским и корейским народами, чем в итоге привнесли и некоторые аспекты негативного восприятия корейцев среди вьетнамских граждан. Ещё одним отрицательным моментом являлось то,что очень часто имело место существенное имущественное расслоение между сторонами брака, в которых обычно именно вьетнамские жены находились на попечении у своих корейских мужей.
Однако подобные брачные союзы не всегда приводили к разводам и страданиям всех членов семьи. Так, увеличившаяся частота корейско-вьетнамских браков все же привела к тому, что приехавшие из Вьетнама женщины на территории Республики Кореи получали намного больше личных свобод и прав. Кроме того, такого рода браки стали катализатором для усиления потока вьетнамских мигрантов в РК, немалое число которых в итоге успешно переняло местную культуру и интегрировалось в корейское общество, содействуя уменьшению культурного барьера между двумя народами.
В целом, временной период 2011-2017 гг. являлся крайне плодотворным для обоих государств, которые смогли укрепить свои дружеские отношения, увеличить товарооборот и поднять на новый уровень социальное взаимодействие своих граждан.
Что касается перспектив корейско-вьетнамских взаимоотношений, то оно видится крайне многообещающим для обеих стран.
Так, в ноябре 2017 года министр промышленности и торговли Вьетнама ТранТуан Ань и министр торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи Сунг Юнь Мо подписали Меморандум о взаимопонимании (МОВ. В соответствии с этим меморандумом обе страны приступили к реализации плана действий по увеличению двусторонней торговли до 100 млрд. долларов к 2020 году. Согласно этому меморандуму, Республика Корея должна оказывать поддержку вьетнамским предприятиям, повышая их конкурентоспособность в таких производственных областях, как электроника, автомобили и компьютерные комплектующие. Поэтому в будущем обозначенные ранее позитивные тренды в области инвестирования в реальный сектор Вьетнама со стороны РК будут сохранять прежнюю динамику.
Также, вьетнамскими и южнокорейским экономистами ожидается, что благодаря Соглашению о свободной торговле 2015 года Вьетнам к 2020 году должен выйти на второе место по количеству экспортируемых на его территорию товаров из Южной Кореи, обогнав по этому показателю США .
1. ASEAN-KoreaRelations/URL: https://www.aseankorea.org/eng/ASEAN/ak_overview.asp (дата обращения: 14.03.2019)
2. VietnamExportstoSouthKorea/URL: https://tradingeconomics.com/vietnam/exports/south-korea (дата обращения: 06.04.2019)
3. SouthKoreaExportstoVietnam/URL: https://tradingeconomics.com/south-korea/exports-to-vietnam(датаобращения: 06.04.2019)
4. SouthKoreaImportsfromVietnam/URL: https://tradingeconomics.com/south-korea/imports/vietnam (дата обращения: 06.04.2019)
5. Youth Exchange Program// URL: https://en.kf.or.kr/?menuno=3809 (дата обращения: 10.04.2019)
6. Korea-VietnamTradeStatistics/ URL: http://www.koreavietnamfta.org/en/selectFirstYear.do (дата обращения: 03.05.2019)
7. Vietnam-Korea Free Trade Agreement (VKFTA)/ URL: http://www.wtocenter.vn/chuyen-de/12689-vkfta-full-content (дата обращения: 10.04.2019)
8. Vietnam Migration Profile 2016// International Organization for Migration (IOM). Ha Noi, August 2017
9. World Bank Group; Ministry of Planning and Investment of Vietnam. Vietnam 2035: Toward Prosperity, Creativity, Equity, and Democracy// International Bank for Reconstruction and Development /The World Bank and The Ministry of Planning and Investment of Vietnam. 201
Список литературы
Отечественная литература
10. Колотов В. Н. Навстречу XII съезду КПВ: Анализ внутриполитической ситуации и международной обстановки// журнал “Вьетнамские исследования”, 2016.г стр. 108-120
11. Колотов В. Н. Характеристика геополитического положения Вьетнама // Современный Вьетнам. Справочник. - М.: ИД «Форум», 2015. стр. 229-236.
12. Костюнина Г.М. Южнокорейская политика участия в региональных торговых соглашениях// Проект «Трансформация международных отношений в Северо-Восточной Азии и национальные интересы России». №16-03-00602. 2015
13. Лабудин А.В., Нгуен Ван Лок, Нгуен ТхиНян. Прямые иностранные инвестиции во Вьетнам: итоги, достижения, проблемы и перспективы/ СПБГСУ. 2014. стр. 81-89
14. Леженина Т.В., Тригубенко М. Е. Основные направления внешней и внешнеэкономической политики Вьетнама в условиях новых вызовов и угроз XXI века // «Научное обозрение. Серия № 1. Экономика и право». М. стр. 101-107.
15. Локшин Г.М. XI съезд КПВ: политике обновления («Дой мой») альтернативы нет/ Локшин, Г.М. – М: Вьетнамские исследования, 2012. Стр. 14 - 40
16. Ставропольский Ю.В. Социологические измерения корейского мультикультурализма// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 (23). стр. 17.
17. Тригубенко М.Е. Зона свободной торговли Вьетнама с Республикой Корея// Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 2-3. стр. 128-134.
18. Тригубенко М.Е. Устойчивое развитие экономики Вьетнама в условиях мирового кризиса: некоторые итоги накануне XII съезде КПВ // «Научное обозрение». Серия 1. Экономика и право. № 3, июнь 2015. стр. 52-59.
19. Тригубенко М.Е. Развитие внешней торговли Вьетнама в новой архитектонике глобальных экономических отношений в XXI веке // «Экономика и управление». Санкт-Петербург. 2016. № 5. стр. 14-20.
20. Тригубенко М.Е. Вьетнамская экономика сегодня: достижения и проблемы // «Экономика и управление». Санкт-Петербург. 2017. № 5. стр. 26-31.
Иностранная литература
21. Дао ХонгКуен. Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономических связей Вьетнама: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2011. стр. 6
22. Зоан Май Линь. Основные направления внешней политики Вьетнама в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 1986 г. По 2010 г.: дисс... канд. истор. наук / Зоан, М. Л. – М. 2011PhamQuangMinh. VietnamcatchestheKoreanwave/ VNU, Hanoi. 2015
23. Хонг К.Д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Вьетнама// Международная экономика. 2011. № 3. стр. 55-58.
24. ЛыонгКуокЗан. Модернизация финансовой системы Вьетнама: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2011. стр. 13
25. Фам Т.Б. Прямые иностранные инвестиции в экономике социалистической республики Вьетнам: современное состояние и перспективы развития// автореферат дис. ... кандидата экономических наук / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2009
26. Katharine H.S. Moon. South Korea’s demographic changes and their political impact//East Asia policy Paper 6. October 2015
27. Carlyle Thayer. Vietnamese Diplomacy, 1975-2015: From Member of the Socialist Camp to Proactive International Integration// Presentation to International Conference on Vietnam: 40 Yearsof Reunification, Development and Integration (1975-2015). ThủDầuMột University, BìnhDương province, Vietnam. April 25, 2015
28. Hyunok Lee, Lindy Williams and Florio Arguillas. Adapting to Marriage Markets: International Marriage Migration from Vietnam to South Korea// Journal of Comparative Family Studies Vol. 47, No. 2. Spring 2016, p. 267-288
29. Kwak Sungil. South Korea’s development assistance and economic outreach toward southeast Asia// Joint U.S.-Korea Academic Studies; Kwak: South Korea’s Development Assistance. 2013. p. 153-179
30. Thanh Hoan Phan and Ji Young Jeong. An analysis of Korea-Vietnam bilateral trade relations// Chonbuk National University, South Korea, Hue College of Economics, Vietnam; MPRA Paper No. 48312, 15 July 2013
31. Koo Min Gyo. South Korea’s Free Trade Agreements: Moving from an Emulative to a Competitive Strategy// Seoul, E-13. June 2008. p. 42
32. Cheong I. Korea’s Policy Package for Enhancing its FTА Utilization and Implications for Korea’s Policy // ERIA Discussion Paper Series. 2014-11.
33. Park S.-Ch. South Korea Trade Strategies in the Post Global Financial Crisis/ Park, S. C. URL: http://cibg.org.au/wp-content/uploads/2018/01/6-12.pdf (датаобращения: 18.04.2019)
34. Le Thi Mai, Bui Loan Thuy and Do Xuan Ha. Social Integration of Vietnamese Women Married to Foreigners (Case Study in Penghu Islands and Taipei, Taiwan)// Global Academy of Training & Research (GATR) Enterprise. ISSN 0128-2603. 2017
35. Kim EunMee, Kim Pil Ho, Kim Jin Kyung. From development to development cooperation: foreign aid, country ownership, and the developmental state in South Korea// v. 26, n. 3, 2013. p. 313–336
36. Kwak Sun Gil. South Korea’s Development Assistance and Economic Outreach Toward Southeast Asia// Joint U.S. Korea Academic Studies 2015, p. 153–179.
37. Marx Axel and SoaresJadir. South Korea’s Transition from Recipient to DAC Donor: Assessing Korea’s Development Cooperation Policy// International Development Policy, 2013.p. 20
38. Bach Thi Ngoc Trang. Similarities of Vietnam and South Korea – linking to the strategy cooperation partnership and its future direction// Department of Culture Management, Inha University, South Korea. 2012. p. 88-91