Введение.
Глава I. Произраильский уклон в ближневосточной политике администрации Дж. Буша-мл.: кризис процесса мирного урегулирования.
1.1. Политика Дж. Буша-мл. в отношении палестино-израильского конфликта в первый президентский срок.
1.2. Политика Дж. Буша-мл. в отношении палестино-израильского конфликта во второй президентский срок.
Глава II. Попытки балансирования политики США в отношении палестинского вопроса в период президентства Б. Обамы
2.1. Политика Б. Обамы в отношении палестино-израильского конфликта в первый президентский срок
2.2. Политика Б. Обамы в отношении палестино-израильского конфликта во второй президентский срок
Глава III.Произраильская ориентация в политике США по отношению к палестино-израильскому конфликту в эпоху президентства Д. Трампа. ...... 37
2.1. Политика Д. Трампа в отношении палестино-израильского конфликта в 2017-2018 гг.
2.2. Политика Д. Трампа в отношении палестино-израильского конфликта в 2019-2020 гг.
Заключение.
Приложение
Список источников и литературы
Ближний Восток уже многие десятилетия является одним из наиболее неспокойных и взрывоопасных регионов мира. Этому способствует серьезная политическая раздробленность региона, а также непосредственное столкновение на данной территории интересов мировых держав политического, экономического, а также военного характера. Брюс Палмер, автор книги «Великая стратегия на 1980-е годы», писал, что «… Ближний Восток относится к наиболее стратегическим регионам в мире не только из-за его геополитической позиции. Важнейшие мировые воздушные и морские маршруты проходят через территорию, составляющую мост между евразийским массивом и африканским континентом. Высока значимость Ближнего Востока и в культурном, историческом, религиозном отношениях. Он является родиной западных цивилизаций, здесь находятся Иерусалим и Мекка – символические центры трех основных религий – христианства, иудаизма, ислама. Регион, обладая большим энергетическим потенциалом, является жизненным для большинства индустриально развитых держав мира и решающим для амбициозных устремлений многих развивающихся наций».
Предмет данного исследования, арабо-израильский конфликт с акцентом на палестинском вопросе, является одним из наиболее острых конфликтных противостояний современности, а неразрешенность и актуальность данного вопроса заставляют исследователей и специалистов вновь и вновь возвращаться к обозначенной проблеме. Рассматриваемый вопрос очень сложен и многогранен. Феномен этничности, включенный в данную проблему, создает сложность ее разрешения. Арабо-израильский конфликт — это не просто территориально-этническое противостояние, это борьба за историю, традиции, религию, связанные у евреев и арабов с этой землей. И если интересы могут быть предметом, где возможен поиск компромиссов, то ценности и память предков – нет. Австралийский специалист, дипломат, ученый, автор теории разрешения и предупреждения социальных конфликтов Джон Бертон предложил следующее определение понятия «ценности»: «Ценностями называют те идеи, привычки, традиции и верования, которые характерны для определенной социальной общности. <…> Сохранение ценностей – причина защитного и агрессивного вариантов поведения». Именно поэтому противоборствующие стороны не склонны идти на уступки, т.к. вопрос, по их мнению, относится к проблеме уникальности их культуры и сохранения их народов.
Арабо-израильский конфликт – это один из самых затяжных конфликтов в современной истории. Свое активное начало он берет в 1948 году – год образования государства Израиль – год, когда арабо-израильские противоречия переросли в борьбу открытого характера. Арабо-израильский конфликт можно подразделить на несколько крупных аспектов:
• палестинская проблема – первостепенный вопрос арабо-израильского конфликта, связанный с обеспечением права арабского народа Палестины на самоопределение и создание собственного независимого государства. Сюда же относится и вопрос о палестинских беженцах. Нерешенность палестинской проблемы напрямую затрагивает интересы и судьбы всех арабских государств, в особенности соседей Израиля - Египта, Иордании, Ливана, Сирии, а также непосредственно влияет на взаимоотношения государств арабского мира, проводимую ими политику и их позицию на мировой арене. Данная проблема также является одним из элементов таких многоуровневых проблем, как обеспечение безопасности Израиля, борьба с террористическими актами и т.д.
• помимо трэка Израиль – палестинцы неурегулированными остаются конфликтные диады Израиль – Сирия и Израиль – Ливан.
• проблема Иерусалима: принадлежность города оспаривается как еврейской, так и арабской сторонами. Иерусалим - религиозный центр и святыня трех мировых религий.
• борьба с экстремизмом на Ближнем Востоке. Арабо-израильский конфликт является одним из факторов, способствующий обострению экстремистских тенденций в данном регионе. Так, например, палестинское движение «ХАМАС» («Исламское движение сопротивления») за время своего существования претерпело существенные изменения и приобрело облик террористической организации. Сегодня «ХАМАС» признан террористической организацией такими странами как Израиль, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Приверженность «ХАМАС» террористическим методам достижения цели существенно тормозит процесс разрешения арабо-израильского конфликта. Следует отметить, что в большинстве случаев террористическая деятельность представляет собой следствие существования глубинных проблем, решение которых может снизить вероятность новых террористических актов. Арабо-израильские противоречия порождают активное распространение радикализма и усиление влияния террористических организаций.
В настоящее время арабо-израильская конфронтация продолжает представлять собой одну из наиболее актуальных проблем международного характера. Необходимо обеспечить мир, безопасность и стабильность в регионе, решить проблему путем политического диалога. Судьба полномасштабного мирного урегулирования на Ближнем Востоке во многом определяется именно развитием переговорного процесса именно на палестино-израильском направлении.
Главным инициатором такого политического диалога выступают Соединенные Штаты Америки. Ближний Восток является стратегически важным для США регионом и на протяжении последних десятилетий Соединенные Штаты выступали в арабо-израильской конфронтации в роли посредника, медиатора. Кроме того, США старались и стараются монополизировать процесс урегулирования конфликта, будучи убежденными в том, что они в состоянии самостоятельно наладить мир и порядок в регионе.
В стратегии Вашингтона по урегулированию ближневосточного конфликта принципиальное значение имеет полномасштабная поддержка своего стратегического партнера по региону - Израиля. Израиль и США имеют давнюю историю стратегического партнерства: после окончания срока действия британского мандата в Палестине в мае 1948 года первой страной, признавшей Израиль как суверенное государство, стали Соединенные Штаты Америки; американо-израильское военно-политическое сотрудничества оформилось с середины 1960-х годов, когда администрация Дж. Кеннеди объявила о существовании «особых отношений с Израилем» и заключила с ним соглашение о военных поставках ; в период «холодной войны» основной целью военно-политического сотрудничества США и Израиля являлось сдерживание влияния СССР на Ближнем Востоке; в пост биполярном мире государства столкнулись с новыми общими угрозами, такие как международный терроризм и активность радикального политического ислама на Ближнем Востоке. Некими переломными моментами в истории становления партнерских отношений двух государств можно рассматривать Шестидневную войну 1967 года, после которой Израиль стал восприниматься как маленький, но очень стойкий островок демократии в море диктаторского Ближнего Востока, а также события 11 сентября 2001 года, которые усилили и без того высокий уровень симпатий к Израилю, ведущему борьбу с исламистами на Ближнем Востоке.
Взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество – основа для любого стратегического союза. Стратегические союзы предусматривают долгосрочные обязательства сторон, которые имеют цели, прямо связанные со стратегическими интересами своего партнера. Термин «стратегический союз» может охватывать множество организационных форм и в контексте взаимоотношений Соединенных Штатов и Израиля такой стратегический союз следует рассматривать как военно-политический. Военно-политический союз означает осуществление совместных действий государствами для решения общих политических, экономических и военных задач на международной арене. В условиях регионального конфликта основой стратегического союза между государствами наиболее часто становится именно военно-политический союз.
«Казус Израиля» в американской зарубежной политике оказывает серьезное влияние на процесс урегулирования арабо-израильских противоречий. Являясь одним из активных сторонников установления стабильности в регионе, США выдвигают себя в качестве непредвзятого посредника, содействующего ближневосточному урегулированию, однако американская позиция во многих вопросах более отвечает израильским интересам чем арабским. Американо-израильское стратегическое сотрудничество дискредитирует усилия США как беспристрастного посредника в урегулировании ближневосточного конфликта. Именно поэтому несмотря на многочисленные дипломатические инициативы США по урегулированию арабо-израильского конфликта, Соединенные Штаты Америки часто не рассматриваются мировым сообществом как абсолютно непредвзятый посредник из-за традиционных дружественных и союзнических отношений с Израилем.
Однако стратегическое партнерство США и Израиля является перманентно положительным. Подход Вашингтона к комплексу проблем арабо-израильских противоречий за время существования конфликта претерпел ряд изменений. Эти изменения в большинстве случаев не являлись следствием автономного развития американской позиции по определенному аспекту арабо-израильских противоречий, а отражали глобальные тенденции в регионе, а также были вызваны внешнеполитическими мотивами общего характера и внутриполитической конъюнктурой в самих Соединённых Штатах. Кроме того, американская дипломатия, работающая в направлении урегулирования арабо-израильского конфликта, на протяжении всех десятилетий была подвержена ряду факторов, которые в свою очередь влияли на выработку миротворческих инициатив.
В первую очередь, среди прочих факторов, стоит выделить существование в Соединенных Штатах влиятельного произраильского лобби. Лобби является неотъемлемой частью политической системы США и оказывает серьезное влияние на ее эффективное функционирование. Самой влиятельной, хотя и не самой многочисленной, лоббистской группой этнического характера в США являются именно произраильские лоббистские структуры. Они играют важную роль в принятии многих решений в Конгрессе и исполнительных органах США, являясь таким образом существенной частью американского политического механизма. Ведущая роль в произральском лоббировании принадлежит, американской политически активной и мощной в финансовом отношении еврейской общине. Важно отметить, что рост влияния еврейской общины на внешнюю политику США далеко не связан с созданием независимого еврейского государства, а заключается скорее в организации самой общины в Соединенных Штатах и процессе дальнейшей структуризации гражданского общества в США.
Формальное произральское лобби, организованное еврейской общиной США, в первую очередь, представлено лоббистской организацией АИКОС (AIPAC) – Американо-Израильским комитетом по общественным связям (American-IsraelPublicAffairsCommittee). На сегодняшний день Американо-Израильский комитет по общественным связям является одной из самых влиятельных лоббистских организаций в США. Две основные задачи АИКОС заключаются в воздействии на Конгресс при решении вопросов, находящихся в компетенции американских законодателей (прежде всего это касается оказания экономической и военной помощи) и в противостоянии принятию политических решений, не отвечающих интересам Израиля. Другими словами, стратегической задачей комитета на протяжении всей его истории является поддержка Израиля и защита его интересов. Существенным преимуществом АИКОС является тот факт, что его сотрудники – это, преимущественно, люди, имеющие за плечами солидный опыт работы и связи в Конгрессе или в структурах исполнительной власти. Это позволяет им напрямую связываться с конгрессменами, донося свою точку зрения по той или иной ситуации. Личные контакты – наиболее редкий, а потому и ценный ресурс – являются крайне эффективным механизмом в лоббистской деятельности. Помимо тесных контактов по дипломатическим каналам мощным фактором произраильского лоббирования является финансирование различных избирательных кампаний: «успех АИПАК во многом объясняется его способностью поощрять депутатов и кандидатов в депутаты, поддерживающих политику Комитета, и наказывать тех, кто ее не поддерживает. Эта способность, главным образом, основывается на возможности выделять значительные пожертвования в избирательные фонды». Другими преимуществами израильского лобби являются дружеские отношения со СМИ, академической элитой и различными мозговыми центрами, а также различные методы и способы воздействия на общественное мнение в Соединенных Штатов. В целом, в немалой степени именно благодаря усилиям данной организации в политике Вашингтона на Ближнем Востоке нередко заметен сильный произральский крен.
Помимо АИКОС в США существуют и другие организации, занимающиеся лоббированием интересов Израиля. Особо можно выделить JStreet, представляющего собой более либеральное крыло израильского лобби и как следствие главного конкурента АИКОС, Сионистскую организацию Америки (СОА) и Американский еврейский комитет (АЕК). В Соединенных Штатах не существует единой лоббистской организации, которая может с уверенностью заявить, что она представляет собой еврейский голос Америки.
Помимо израильского лобби, другими важными факторами, влияющими на выработку Вашингтоном внешнеполитического курса в отношении арабо-израильского противостояния, являются личные взаимоотношения глав двух государств, правительственный курс Израиля в тот или иной период времени, причастность палестинцев к терроризму, демократический характер государства Израиль и левая ориентация большинства палестинцев. Роль всех этих факторов будет проанализирована в данной исследовательской работе.
Итак, суммируя вышеизложенное, Соединенные Штаты являются одним из главных медиаторов в урегулировании арабо-израильского конфликта. Многие президенты Соединенных Штатов стремились войти в историю как лидер, благодаря которому была бы достигнута столь амбициозная цель. Каждый президент стремился добиться положительных результатов от переговорного процесса различными методами, последствия которых доставались в наследство последующему лидеру страны. При этом Соединенные Штаты являются стратегическим союзником еврейского государства, что в некоторой степени подрывает статус непредвзятого посредника. Иными словами, палестино-израильский конфликт изначально представляет собой асимметричное противостояние, представленное военно-силовыми действиями Государства Израиль, поддерживаемого Соединенными Штатами, одним из крупнейших мировых лидеров, и контрусилиями палестинцев, так и не сумевших добиться образования суверенного государства и ограничившихся лишь национальной автономией. Исходя из данных фактов, интерес вызывает динамика стратегического союза государств Израиль и США, а также влияние американо-израильского альянса на урегулирование арабо-израильского конфликта и на обеспечение безопасности и стабильности ближневосточного региона. Действительно ли ярлыки, существующие в отношении взаимоотношений данных двух государств, соответствуют реальной политике, проводимой Израилем и Соединенными Штатами? Безусловно минимальные стандарты взаимоотношений задаются факторами, которые являются константой в коммуникации двух государств (израильское лобби, цивилизационная близость, исторические сложившийся стратегический союз и т.д.), однако они не гарантируют невозможность возникновения разногласий и кризиса между партнерами.
Именно поэтому целью данной исследовательской работы является выявление степени преемственности с одной стороны и степени вариативности с другой стороны в политике Соединенных Штатов в отношении палестинского вопроса в период администраций Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа с точки зрения ее произраильского уклона.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности внешний политики Дж. Буша-мл. в отношении арабо-израильского конфликта в период его первой и второй администраций.
2. Рассмотреть влияние событий 11 сентября 2001 года на изменение внешнеполитического курса Вашингтона на Ближнем Востоке.
3. Исследовать внешнеполитический курс Б. Обамы, затрагивающий вопрос урегулирования данного конфликта, в период его первого и второго срока пребывания в Белом доме.
4. Изучить специфика двусторонних отношений трех американских президентов с израильскими премьер-министрами.
5. Проанализировать политический курс и позиция Д. Трампа в отношении урегулирования арабо-израильских противоречий.
6. Исследовать основные американские миротворческие инициативы, предпринятые в обозначенный период, и выявлены основные причины их провалов.
7. Рассмотреть роль влияния лоббистских сил на формирование ближневосточной политики Соединенных Штатов.
8. Провести анализ плана «Сделка века» и рассмотрена реакция противоборствующих сторон конфликта на данный выдвинутый Соединенными Штатами план.
9. Определить состояние арабо-израильского конфликта и американо-израильских отношений на период 2020 года.
Хронологически исследовательская работа будет охватывать период с событий 11 сентября 2001 г. по апрель 2020 г, затрагивая таким образом политику трех последних американских президентов: Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа.
Широкая источниковая база дала возможность провести глубокий анализ поднимаемого вопроса. Данное исследование охватывает широкий круг первичных источников, включая декларации, материалы резолюций Организации Объединенных Наций, публичные заявления и выступления официальных лиц, интервью, записи политических деятелей в их официальных аккаунтах в социальных сетях, позволяющие ознакомится с позицией лидеров.
Степень научной разработанности темы. Для достижения поставленной цели в первую очередь были изучены работы, посвященные непосредственно политике Соединенных Штатов в отношении палестино-израильского конфликта и участию американской дипломатии в процессе его мирного урегулирования. Большинство данных исследовательских работ написаны американскими авторами: Н. Хомски, Н. Арури, Дж. Петрас, М. Индик, В. Квандт, С. Шпигель и др.
Российские исследователи в основном большее внимание уделяют самому палестино-израильскому конфликту и процессу его мирного урегулирования. Это работы А.З. Егорина, Е.М. Примакова, Е.Я. Сатановского и др. Кроме того, особое внимание было уделено монографиям известного израильского ученого А.Д. Эпштейна.
Изучены автором были и работы, посвященные событиям палестино-израильского конфликта, предшествующие обозначенным хронологическим рамкам работы: процессу Осло, Кэмп-Дэвидскому саммиту 2000 г., сирийско-израильским переговорам и др.
Помимо монографий были проанализирован ряд научных статей, как российских, так и зарубежных авторов, посвященные непосредственному всему арабо-израильскому конфликту или отдельным его частям, а также американской вовлеченности в процесс его мирного урегулирования. Как правило, статьи отличаются большим многообразием представленных точек зрения, в том числе таких, которые носят полемический характер. Отдельно можно отметить большую группу работ, посвященных непосредственно произраильскому лобби и его влиянию на ближневосточную политику США.
Различныеаспектызаявленнойпроблематикитакженашлисамоеширокоесвоеосвещениевразличныхзарубежныхжурналах: «ForeignAffairs», «TheEconomist», «Palestine-IsraelJournalofPolitics», «TheNewYorkTimes», «TheWashingtonPost», «LosAngelesTimes», «Ha’aretz», «JerusalemPost» идр.
При проведении исследования были использованы историко-сравнительный метод, культурологический метод (изучение традиций и стереотипов), метод изучения документов, метод сравнительного анализа.
Являясь одним из самых затяжных и трудноразрешимых конфликтных ситуаций современности, арабо-израильский конфликт продолжает оставаться в центре внимания мирового сообщества. Процесс его урегулирования вовлекает множество посредников, т.к. исключительно грамотные политические шаги третьей стороны могут способствовать достижению долгожданного мира. В обозримом будущем, без чуткого внешнего руководства арабо-израильские противоречия не смогут быть разрешены. Одним из главных посредников являются Соединенные Штаты Америки. Заключение мира между государством Израиль и его арабскими соседями тесно связано с ключевыми интересами Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке. В свое время Израиль получил статус стратегического партнера США, и до сих пор у Соединенных Штатов нет других столь верных союзников на Ближнем Востоке, поэтому Вашингтон традиционно играет важную роль в процессе мирного урегулирования арабо-израильского конфликта.
Стоит отметить, однако, что стратегическое партнерство Соединенных Штатов и Израиля, а также политическая поддержка Соединенными Штатами еврейского государство не являлось перманентно положительным и зависело как от самой международной конъектуры, так и от личности американского президента и его отношений с действующим израильским премьер-министром, от состава и подходов каждой новой администрации Белого дома. Это два основополагающих фактора, влияющих на выработку Вашингтоном политики в отношении палестинского вопроса. Другими наиважнейшими факторами, влияющими на выработку Вашингтоном внешнеполитического курса в отношении арабо-израильского противостояния, являются израильское лобби, правительственный курс Израиля в определенный период времени, причастность палестинцев к терроризму, демократический характер государства Израиль и левая ориентация большинства палестинцев.
Целью данной исследовательской работы являлось выявление степени преемственности с одной стороны и степени вариативности с другой стороны в политике Соединенных Штатов в отношении палестинского вопроса в период администраций Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа с точки зрения ее произраильского уклона.
Итак, внешнеполитические курсы, затрагивающий вопросы арабо-израильского урегулирования, трех последних президентов Соединенных Штатов существенно отличаются друг от друга, но тем не менее остаются неизменными по ряду вопросов. Дж. Буша-младшего и Дональда Трампа можно обозначить как произраильски ориентированных президентов (хотя и в разной степени по силе произраильского уклона в ближневосточной политике: Д. Трамп - более произраильски настроенный американский президент, в сравнении с Дж. Буш-мл), в то время как Б. Обама представляет собой скорее антиизраильского президента Соединенных Штатов. Интересно отметить, что так же, как в свое время Барак Обама решительно старался отойти от внешней политики Джорджа Буша, так и Дональд Трамп кардинально изменил курс своего предшественника. Во-первых, стоит отметить отличие во взаимоотношениях между странами в периоды президентства американских лидеров. Так в период президентства Барака Обамы в двусторонних государственных и персональных отношениях двух лидеров, Обамы и Нетаньяху, наметились серьезные трения. Американский президент проявил принципиальность в вопросе расширения еврейских поселений, что спровоцировало серьезные американо-израильские разногласия и осложнило весь переговорный процесс. Израильский премьер считал, что требование о прекращении строительства поселений вселило в палестинцев веру в то, что можно рассчитывать на ещё более выгодные условия, а для самого Израиля оно непосредственно затронуло вопрос безопасности еврейского государства. Стоит четко понимать, что проблема собственной безопасности является первоочередным вопросом для Израиля, и он никогда не рассматривал, и не будет рассматривать весь процесс миротворчества в регионе в отрыве от этой проблемы. Любой вариант мирного урегулирования арабо-израильского противостояния должен гарантировать безопасность государственных границ Израиля. В свою очередь Дональд Трамп, вступив в должность президента Америки, избрал строго произраильский внешнеполитический курс: перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами, осуждение принятой в период президентства Б. Обамы резолюции ООН №2334 и т.д. Дж. Буш-мл. в период своего президентства также имел крайне дружественные отношения как с А. Шароном, так и с Э. Ольмертом, которого президент в свое время назвал «честным парнем», обладающим «стратегическим мышлением». На протяжении всех двух своих президентских сроков Буш- младший занимал откровенно про израильскую позицию в миротворческой и дипломатической активности. Откровенно про израильскую позицию Белый дом также занимал относительно войны против Ливана и даже поддерживал план «размежевания». Все это четко демонстрирует резкие колебания в политике Соединенных Штатов Америки: от партнерских отношений при Дж. Буше-мл., к кризису в американо-израильских отношениях, имеющих место при президентстве Барака Обамы и до резко произраильской политики Дональда Трампа.
Во-вторых, отличаются у президентов и пути урегулирования арабо-израильского конфликта. Барак Обама в свое время призывал вернуться к границам 1967 года, что позволило бы образовать палестинское государство, и заключить мир с Сирией (вернув ей Голанские высоты), за что подвергся сокрушительной критике. Данная позиция Барака Обамы относительно возвращения к границам 1967 года противоречила ранее озвученным в период президентства Дж Буша-мл. американо-израильским договоренностям. Дональд Трамп напротив время признал полноправный суверенитет Израиля над Голанскими высотами, а также опубликовал крайне произраильский план по урегулированию арабо-израильских противоречий: «сделку века».
Преемственность позиций американских президентов можно наблюдать в сохранении курса на реализацию плана по обмену территориями для решения конфликта по схеме «два государства для двух народов», а также военной поддержке еврейского государства. Даже в период прохладных американо-израильских отношений в период президентства Барака Обамы военная поддержка не уменьшалась, а наоборот даже расширялась. Вашингтон всегда уделял особое внимание обеспечению безопасности своего стратегического союзника в регионе.
На сегодняшний день крайне неясным (по ряду причин, описанных в 3 главе данной исследовательской работы) является вопрос сможет ли «большая сделка» сдвинуть многолетний конфликт с мертвой точки. Мировому сообществу остается только наблюдать за действиями такой нестандартной фигуры на политической арене как Дональд Трамп. Любое заявление лидера великой державы может быть расценено как провокация, необходимо взвешивать каждое слово и каждый политический шаг. Также Соединенным Штатам в поиске путей выхода из сложившегося «тупика» необходимо взаимодействовать как с Организацией Объединенных Наций, так и с другими членами «ближневосточной четверки». Это позволит укрепить доверие палестинской стороны к «сделке века», смягчить образ Америки как защитника исключительно интересов Израиля, как предвзятого медиатора. Если 45-ый президент Соединенных Штатов Америки желает добиться всестороннего политического урегулирования конфликта, то ему необходимо учитывать чаяния всех сторон конфликта и пытаться найти подходящий компромисс. Безусловно, Соединенным Штатам стоит отстаивать легитимные требования еврейского государства, связанные, например, с обеспечением безопасности государства, но при этом их следует отделять от иных требований, таких как расширение поселений, которые противоречат императивам мирного процесса. В таких вопросах США необходимо проявлять стойкость и решимость, дабы просьбы и претензии сторон конфликта не тормозили продвижение мирных инициатив. Безусловно, задача перед американским президентом стоит архисложная, однако без эффективных, последовательных и обдуманных посреднических шагов со стороны Соединенных Штатов добиться мирного урегулирования конфликта между Израилем и арабским миром не представляется возможным. Сейчас остается только продолжать наблюдать за развитием событий.
1. Declaration of Israel's Independence 1948. // Avalon Project: Documents in Law, History and Diplomacy. – URL: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/israel.asp
2. Full text of Donald Trump’s speech to AIPAC. // The Times of Israel. 22.03.2016. URL: http://www.timesofisrael.com/donald-trumps-full-speech-to-aipac/
3. Golan Heights Law. // Israeli Ministry of Foreign Affairs. 14.12.1981. URL: https://mfa.gov.il/mfa/foreignpolicy/peace/guide/pages/golan%20heights%20law.aspx
4. Herzliya Conference. Balance of Israel’s National Security. The Fifth Annual
Conference. Conference Conclusions. // Herzliya, December 2004. URL: https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/2004/hc2004.aspx
5. Jerusalem Embassy Act of 1995. // Congress.gov. URL: https://www.congress.gov/104/plaws/publ45/PLAW-104publ45.pdf
6. Letter from U.S. President George W. Bush to Prime Minister Ariel Sharon, April 14, 2004. // Jerusalem Center for Public Affairs. Israeli Security, Regional Diplomacy, and International Law. August 29, 2008. URL: https://jcpa.org/article/defensible-borders-for-a-lasting-peace-appendix-2/
7. Memorandum of Conversation. Palm Beach, Florida, December 27, 1962, 10 a.m. // The Department of State of U.S. The Office of the Historian. Historical Documents. Foreign Relations of the United States, 1961-1963, Volume XVIII: Near East 1962-1963. Document 121. URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v18/d121
8. National Strategy for Counterterrorism. // The White House. 28.06.2011. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/counterterrorism_strategy.pdf
9. National Strategy for Counterterrorism. // The White House. September 2006. URL: https://www.hsdl.org/?view&did=466588
10. No: 137, 14 May 2018, Press Release Regarding the Decision of the US Administration to Move Its Embassy in Tel Aviv to Jerusalem. // Republic of Turkey. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.tr/no_-137_-abdnin-telaviv-buyukelciligini-kuduse-tasimasi-hk.en.mfa
11. Peace to Prosperity. A Vision to Improve the Lives of the Palestinian and Israeli People. // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/peacetoprosperity/political/
12. President Delivers State of the Union Address.The United States Capitol. Washington, D.C. // The White House. January 29, 2002. URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
13. Remarks by President Trump and Prime Minister Netanyahu of the State of Israel in Joint Statements. // The White House. January 28, 2020. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-prime-minister-netanyahu-state-israel-joint-statements/
14. Statement by President Trump on Jerusalem. // The White House. 06.12.2017. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-president-trump-jerusalem/
15. Text: Obama’s Speech in Cairo. // The New York Times. 04.06.2009. URL: https://www.nytimes.com/2009/06/04/us/politics/04obama.text.html
16. The National Military Strategy of the United States of America 2011. // June 2015. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=hxL1ztIllqP7EhmEScJtbkt7A3N7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vUThoWUFxVzJVSWlSZmladGtKYTVqZGR1Vjc3NS9zQURYaW15RnY3MkU5ND0iLCJ0aXRsZSI6IjIwMTVfTmF0aW9uYWxfTWlsaXRhcnlfU3RyYXRlZ3kucGRmIiwidWlkIjoiMCIsInl1IjoiMTQ2OTc3OTE2MTM0NjYxNzI1NyIsIm5vaWZyYW1lIjp0cnVlLCJ0cyI6MTU1NjQzOTAxMDc1N30%3D&page=1&lang=ru
17. The National Security Strategy of the United States of America 2010. // White House. May 2010. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf
18. The National Security Strategy of the United States of America 2015. //. The White House. February 2015. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf
19. The National Security Strategy of the United States of America 2017. // The White House. December 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
20. Официальный аккаунт Д. Трампа в Twitter. Сообщение от 23 декабря 2016 года. // URL: https://twitter.com/realDonaldTrump
21. Официальный аккаунт Сами Абу Зухри в Twitter. // URL: https://mobile.twitter.com/SamiZuhri
22. Официальный аккаунт ХусамЗомлота в Twitter. Сообщение от 28 января 2020 года. // URL:https://mobile.twitter.com/hzomlot
23. Резолюция № 2334. // Совет Безопасности ООН. 23.12.2016. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2334(2016)
24. Резолюция № 497 от 17 декабря 1981 года. // Совет Безопасности ООН. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/497(1981)
25. Речь главы правительства Ариэля Шарона в Кнессете, приуроченная к голосованию по Программе размежевания. 25 октября 2004 г. URL: http://mognovse.ru/oux-reche-glavi-pravitelestva-arielya-sharona-v-knessete-priur.html
Литература:
Статьи:
1. Аджами Ф. «Арабская весна – первый год». // Россия в глобальной политике. 03.05.2012. URL: https://globalaffairs.ru/number/Arabskaya-vesna--pervyi-god-15537
2. Галстян А. «Фактор евангелистского лобби в американо-израильских отношениях». // РСМД. Российский совет по международным делам. 26.06.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/united-states/faktor-evangelistskogo-lobbi-v-amerikano-izrailskikh-otnosheniyakh/
3. Дегтерев Д.А., Степкин Е.А. «Американская помощь Израилю: истоки, структура, динамика». // Вестник МГИМО-Университета. 2013. URL: https://vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/1335/1074
4. Индик М., Либерталь К., О’Хэнлон М. «Оценка внешней политики Обамы». // Россия в глобальной политике. 01.07.2012. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/otcenka-vneshnei-politiki-obamy-15602
5. Кравченко И.Ю. «"Новый курс" Б. Обамы в палестино-израильском конфликте». // КиберЛенинка. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/novyy-kurs-b-obamy-v-palestino-izrailskom-konflikte-1
6. Лещеня И.А. «Деятельность "Ближневосточного квартета" по урегулирования палестино-израильского конфликта в рамках проекта "Дорожная карта" (2003-2008)». // КиберЛенинка. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-blizhnevostochnogo-kvarteta-uregulirovanie-palestino-izrailskogo-konflikta-v-ramkah-proekta-dorozhnaya-karta-2003-2008
7. Мазур В.С. «"Декларация Трампа" как эскалация палестино-израильского конфликта». // КиберЛенинка. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deklaratsiya-trampa-kak-eskalatsiya-palestino-izrailskogo-konflikta
8. Рогов С.М. «Доктрина Обамы. Властелин двух колец». // РСМД. Российский совет по международным делам. 06.05.2013. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/doktrina-obamy-vlastelin-dvukh-kolets/
9. Васецова Е.С. «Вопрос о статусе Иерусалима в геополитической ситуации на Ближнем Востоке». // КиберЛенинка. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vopros-o-statuse-ierusalima-v-geopoliticheskoy-situatsiina-blizhnem-vostoke
10. Крылов А. «Ближневосточный "квартет" в палестино-израильском урегулировании». // РСМД. Российский совет по международным делам. 17.05.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/blizhnevostochnyy-kvartet-v-palestino-izrailskom-uregulirovanii/?sphrase_id=28379796
11. Наумкин В. «"Двойной тулуп" Трампа». // РСМД. Российский совет по международным делам. 09.12.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dvoynoy-tulup-trampa/
12. Карасова Т. «"Новая страница" в израильско-американских отношениях: ожидания, надежды и опасения». // РСМД. Российский совет по международным делам. 17.02.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-stranitsa-v-izrailsko-amerikanskikh-otnosheniyakh-ozh/
13. Хохлышева О.О., Колобов А.О. «Общее и особенное в процессе ближневосточного урегулирования на современном этапе развития международных отношений». // КиберЛенинка. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschee-i-osobennoe-v-protsesse-blizhnevostochnogo-uregulirovaniya-na-sovremennom-etape-razvitiya-mezhdunarodnyh-otnosheniy
14. Давыдов А. «"Принципиальный реализм" Трампа на Ближнем Востоке». // РСМД. Российский совет по международным делам. 24.05.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/printsipialnyy-realizm-trampa-na-blizhnem-vostoke/
15. Голубев Д. С. «Город раскола: к чему приведет решение Трампа по Иерусалиму». // РСМД. Российский совет по международным делам. 11.12.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/gorod-raskola-k-chemu-privedet-reshenie-trampa-po-ierusalimu/
16. Голубев Д. С. «Проблема равноудаленности третьей стороны в этнополитическом конфликте на примере посредничества США в урегулировании арабо-израильского конфликта». //КиберЛенинка. 2010. URL.https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ravnoudalennosti-tretiey-storony-v-etnopoliticheskom-konflikte-na-primere-posrednichestva-ssha-v-uregulirovanii-arabo
17. Сучков М. «Стратегия "достаточного присутствия": политика США на Ближнем востоке при Д. Трампе». // РСМД. Российский совет по международным делам. 19.01.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-dostatochnogo-prisutstviya-politika-ssha-na-blizhnem-vostoke-pri-d-trampe/?sphrase_id=28379796
18. Карасова Т. «Палестино-израильские мирные переговоры: временный тупик или окончательный провал?» // РСМД. Российский совет по международным делам. 17.07.2014. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/palestino-izrailskie-mirnye-peregovory-vremennyy-tupik-ili-o/?sphrase_id=28379796
19. Хлебникова Л.Р. «Израильский лоббизм: голос без права вето». // КиберЛенинка. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izrailskiy-lobbizm-golos-bez-prava-veto
20. Эпштейн Е.Е. «Стратегический союз США и Израиля как фактор ближневосточного конфликта». // КиберЛенинка. 2006. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-soyuz-ssha-i-izrailya-kak-faktor-blizhnevostochnogo-konflikta-1
Монографии:
1. Бард М. Мифы и факты: Путеводитель по арабо-израильскому конфликту. - М.: Еврейское слово, 2007. – 480 стр.
2. Голубев Д.С. В поисках оптимальной модели посредничества: США и проблемы мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. – 354 стр.
3. Карасова Т. Л. Израиль и США: Основные этапы становления стратегического партнерства (1948-2014). – М.: Аспект Пресс, 2015. - 464 стр.
4. Королев В. И. Кровь на Святой Земле. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 574 стр.
5. Эпштейн А.Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Восток, 2003. - 230 стр.
6. Эпштейн А.Д. Горизонты и миражи палестинской государственности. – Мосты культуры, 2016. – 432 стр.
7. Эпштейн А.Д. Израильтяне и палестинцы. От конфронтации – к переговорам и обратно. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Восток, 2009. - 192 стр.
8. Эпштейн А.Д. От антитеррористической операции — к войне: Израиль и исламистское вооруженное сопротивление летом 2014 года. - М.: Институт Ближнего Востока, 2014. - 103 стр.