МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 9
1.1 Представления о мотивационной готовности в психологии 9
1.2 Мотивационная готовность к службе в Вооружённых Силах РФ как
условие профессионального развития военнослужащих по призыву 19
1.3 Роль интеллектуальных особенностей личности в процессе
профессионального становления военнослужащих по призыву в Вооружённые силы РФ 32
1.4 Интеллектуальные особенности как основа мотивационной готовности к
службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих по призыву 39
Глава II Эмпирическое изучение особенностей мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования 50
2.3 Рекомендации по формированию мотивационной готовности к службе в
Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра 69
2.4 Программа развития личности военнослужащих и мотивационной
готовности к службе в армии 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения 93
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 9
1.1 Представления о мотивационной готовности в психологии 9
1.2 Мотивационная готовность к службе в Вооружённых Силах РФ как
условие профессионального развития военнослужащих по призыву 19
1.3 Роль интеллектуальных особенностей личности в процессе
профессионального становления военнослужащих по призыву в Вооружённые силы РФ 32
1.4 Интеллектуальные особенности как основа мотивационной готовности к
службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих по призыву 39
Глава II Эмпирическое изучение особенностей мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования 50
2.3 Рекомендации по формированию мотивационной готовности к службе в
Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра 69
2.4 Программа развития личности военнослужащих и мотивационной
готовности к службе в армии 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения 93
Актуальность исследования. Преобразования и реформы, принятые в настоящее время в Вооруженных силах нашего государства, обнаруживают необходимость с особой тщательностью относиться к процессу подготовки военных кадров, наибольший акцент делая на особенностях личности военнослужащего. Одним из наиболее важных представляется вопрос изучения побудительных сил, мотивационной готовности военнослужащих к воинской службе. Если в военный вуз молодые люди, главным образом, поступают намеренно, то на срочную службу поступают далеко не всегда целенаправленно и осознанно. Знание мотивов службы в войсках у призывников, их содержания и динамики развития, механизмов формирования позволит повысить качество и организацию образовательной и воспитательной работы с военнослужащими срочной службы.
Под мотивационной готовностью принято целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Наличие смысла в военной службе, соответствующая направленность и профессиональные установки определяют в совокупности мотивационную готовность военнослужащего к службе в Вооружённых Силах РФ. Высокому уровню готовности военнослужащего к службе в войсках соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Для развития мотивационной готовности необходимым является выявление условий, способствующих этому процессу. Данный вопрос является недостаточно изученным. По нашему мнению, одним из таких условий является достаточное интеллектуальное развитие военнослужащих по призыву Это связано с тем, что интеллектуальное развитие представляет собой качественный показатель особенностей личности, оказывающий непосредственное влияние на мотивационную и поведенческую сферу личности. Интеллект является не только механизмом переработки информации, но и механизмом регуляции психической и поведенческой активности человека, как утверждал Л.Л. Терстоун. Именно достаточный уровень интеллекта является необходимой базой для развития мотивационной готовности.
Анализ литературы показывает, что в психологической литературе уделяется значительное внимание конкретным формам готовности: готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л.С. Нерсесян и др.). Для раскрытия сущности природы психологической готовности к трудовой деятельности важное значение имеют проводимые исследования профессиографического изучения различных профессий (И.Н. Шпильрейн и др.), профпригодности к деятельности (К.М. Гуревич и др.), профессионального самоопределения (Е.А. Климов и др.), степени военно¬профессиональной направленности курсантов (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф., Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др.).
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя положениями::
- значимостью мотивационно-ценностного фактора в практической деятельности военнослужащих по призыву в интересах организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения военной подготовки, которому в настоящее время не уделяется должного внимания;
- недостаточной изученностью мотивационной готовности военнослужащих по призыву военного центра и условий, способствующих ее развитию.
Проблема исследования: какова мотивационная готовность к службе в ВС РФ у военнослужащих учебного центра имеющих разный уровень интеллектуального развития?
Цель исследования: изучить мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к службе в армии с разным уровнем интеллектуального развития.
Объект исследования: мотивационная готовность военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ.
Предмет исследования: мотивационная готовность военнослужащих учебного центра к службе в Вооружённых Силах РФ с разным уровнем интеллектуального развития.
Гипотеза: существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность мотивационной готовности военнослужащих по призыву к службе в войсках и путей её формирования.
2. Изучить роль интеллектуального развития личности в формировании мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ.
3. Описать мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к профессиональной деятельности в войсках.
4. Изучить интеллектуальные особенности военнослужащих по призыву к службе в Вооружённых Силах РФ.
5. Выявить особенности мотивационной готовности о службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития.
6. Разработать рекомендации и программу по формированию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в рамках учебного центра.
Методы исследования:
- организационный (сравнительный);
- эмпирический (беседа, тестирование);
- обработка данных (количественный и качественный анализ данных, критерии математической статистики - достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса);
- интерпретации (структурный метод).
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования поставленных задач нами был использован комплекс следующих психодиагностических методик:
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р Амтхауэра, предназначенный для исследования особенностей интеллектуального развития и его структуры;
- Опросник оoeннпепpoфссеиoнольнoй мтииаации, пpeднaзнaдeнный для изучения и адeнчи иcлoвныx бoмлoдeновв оОщей и военно - профессиональной моивации;
- Тест САТ (Э. Шостром), целью которого является изучение особенностей самоуктуализации личности;
- Тест смыслояшзненных (Д.А. Леонтьев),
предназначенный доя изучения cмыcлежч[знeнныx о[.:) и сита пин личности, составляющих основу образа Я.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет.
Теоретике - методологической основой исследования являются отечественные разработки и концептуальные положения в области общей психологии, психологии труда и военной психологии (Б.А. Агеев, Е.П. Ильин, А.Г. Караяни, В.Д. Ковалев, Л.М. Королев, А.Г. Маклаков, В.А. Сластенин, И.В. Сыромятников, Р.Е. Овчарова, В.Д. Шадриков и др.).
Решение задач осуществлялось на основе следующих методологических принципов: детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); единства внешних воздействий и внутренних условий; единства сознания и деятельности.
Научная новизна исследования. Впервые в психологии труда и военной психологии рассмотрен вопрос о соотношении мотивационной готовности к службе в Вооружённых силах РФ и интеллектуального развития военнослужащих.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволили разработать ряд рекомендаций по развитию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в условиях учебного центра. Эти рекомендации будут способствовать оптимизации образовательного и воспитательного процесса в учебном центре. Анализ мотивационной готовности военнослужащих по призыву позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Исследование проводилось в течение года и включало три этапа'. подготовительный, организационно-исполнительный и заключительный.
На подготовительном этапе проводился теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; был произведён анализ подходов отечественных и зарубежных авторов к проблематике исследования; формулировалась цель, определялись гипотеза, предмет и задачи исследования; подбирались методы исследования.
На втором этапе (организации и проведения исследования) непосредственно проводилось исследование, в результате которого было проведено исследование и изучены особенности мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих по призыву с разным уровнем интеллектуального развития.
На заключительном этапе исследования был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Под мотивационной готовностью принято целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Наличие смысла в военной службе, соответствующая направленность и профессиональные установки определяют в совокупности мотивационную готовность военнослужащего к службе в Вооружённых Силах РФ. Высокому уровню готовности военнослужащего к службе в войсках соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Для развития мотивационной готовности необходимым является выявление условий, способствующих этому процессу. Данный вопрос является недостаточно изученным. По нашему мнению, одним из таких условий является достаточное интеллектуальное развитие военнослужащих по призыву Это связано с тем, что интеллектуальное развитие представляет собой качественный показатель особенностей личности, оказывающий непосредственное влияние на мотивационную и поведенческую сферу личности. Интеллект является не только механизмом переработки информации, но и механизмом регуляции психической и поведенческой активности человека, как утверждал Л.Л. Терстоун. Именно достаточный уровень интеллекта является необходимой базой для развития мотивационной готовности.
Анализ литературы показывает, что в психологической литературе уделяется значительное внимание конкретным формам готовности: готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л.С. Нерсесян и др.). Для раскрытия сущности природы психологической готовности к трудовой деятельности важное значение имеют проводимые исследования профессиографического изучения различных профессий (И.Н. Шпильрейн и др.), профпригодности к деятельности (К.М. Гуревич и др.), профессионального самоопределения (Е.А. Климов и др.), степени военно¬профессиональной направленности курсантов (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф., Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др.).
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя положениями::
- значимостью мотивационно-ценностного фактора в практической деятельности военнослужащих по призыву в интересах организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения военной подготовки, которому в настоящее время не уделяется должного внимания;
- недостаточной изученностью мотивационной готовности военнослужащих по призыву военного центра и условий, способствующих ее развитию.
Проблема исследования: какова мотивационная готовность к службе в ВС РФ у военнослужащих учебного центра имеющих разный уровень интеллектуального развития?
Цель исследования: изучить мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к службе в армии с разным уровнем интеллектуального развития.
Объект исследования: мотивационная готовность военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ.
Предмет исследования: мотивационная готовность военнослужащих учебного центра к службе в Вооружённых Силах РФ с разным уровнем интеллектуального развития.
Гипотеза: существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность мотивационной готовности военнослужащих по призыву к службе в войсках и путей её формирования.
2. Изучить роль интеллектуального развития личности в формировании мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ.
3. Описать мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к профессиональной деятельности в войсках.
4. Изучить интеллектуальные особенности военнослужащих по призыву к службе в Вооружённых Силах РФ.
5. Выявить особенности мотивационной готовности о службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития.
6. Разработать рекомендации и программу по формированию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в рамках учебного центра.
Методы исследования:
- организационный (сравнительный);
- эмпирический (беседа, тестирование);
- обработка данных (количественный и качественный анализ данных, критерии математической статистики - достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса);
- интерпретации (структурный метод).
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования поставленных задач нами был использован комплекс следующих психодиагностических методик:
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р Амтхауэра, предназначенный для исследования особенностей интеллектуального развития и его структуры;
- Опросник оoeннпепpoфссеиoнольнoй мтииаации, пpeднaзнaдeнный для изучения и адeнчи иcлoвныx бoмлoдeновв оОщей и военно - профессиональной моивации;
- Тест САТ (Э. Шостром), целью которого является изучение особенностей самоуктуализации личности;
- Тест смыслояшзненных (Д.А. Леонтьев),
предназначенный доя изучения cмыcлежч[знeнныx о[.:) и сита пин личности, составляющих основу образа Я.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет.
Теоретике - методологической основой исследования являются отечественные разработки и концептуальные положения в области общей психологии, психологии труда и военной психологии (Б.А. Агеев, Е.П. Ильин, А.Г. Караяни, В.Д. Ковалев, Л.М. Королев, А.Г. Маклаков, В.А. Сластенин, И.В. Сыромятников, Р.Е. Овчарова, В.Д. Шадриков и др.).
Решение задач осуществлялось на основе следующих методологических принципов: детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); единства внешних воздействий и внутренних условий; единства сознания и деятельности.
Научная новизна исследования. Впервые в психологии труда и военной психологии рассмотрен вопрос о соотношении мотивационной готовности к службе в Вооружённых силах РФ и интеллектуального развития военнослужащих.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволили разработать ряд рекомендаций по развитию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в условиях учебного центра. Эти рекомендации будут способствовать оптимизации образовательного и воспитательного процесса в учебном центре. Анализ мотивационной готовности военнослужащих по призыву позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Исследование проводилось в течение года и включало три этапа'. подготовительный, организационно-исполнительный и заключительный.
На подготовительном этапе проводился теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; был произведён анализ подходов отечественных и зарубежных авторов к проблематике исследования; формулировалась цель, определялись гипотеза, предмет и задачи исследования; подбирались методы исследования.
На втором этапе (организации и проведения исследования) непосредственно проводилось исследование, в результате которого было проведено исследование и изучены особенности мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих по призыву с разным уровнем интеллектуального развития.
На заключительном этапе исследования был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Мотивационная готовность является важнейшим условием профессионального развития военнослужащих по призыву, а также условием их благополучной адаптации и самореализации в рамках срочной службы. Это связано с тем, что мотивационная готовность является центральным компонентом психологической готовности и оказывает большее влияние на эмоции и поведение молодых людей, нежели остальные. Мотивация является сложным процессом интериорезирующего воздействия объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Она реализуется через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения.
Военно-профессиональная мотивация - результат процесса осознания и принятия условий и факторов социольной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего. В этой связи интересным представляется изучение особенностей мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ с различным уровнем развития интеллектуальных способностей, поскольку, по мнению Л.С. Выготского, «сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения».
Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет. В ходе проведённого исследования было выявлено, что большинство военнослужащих характеризуются средним уровнем развития интеллектуальных способностей, кроме этого, наиболее развитым в данной выборке является вербальный интеллект. Наиболее развитые конструктивные способности, являющиеся хорошим основанием для общенаучной одаренности, отмечены в группе испытуемых с высоким интеллектуальным развитием, соответственно, наименее развитыми они являются в группе респондентов с низким уровнем развития интеллекта.
Среди испытуемых с низким уровнем развития интеллектуальных способностей выявлены испытуемые с низким и ниже среднего уровнем мотивации, в то время как таковые отсутствуют в группе испытуемых с высоким уровнем интеллектуального развития. Напротив, в данной группе присутствуют респонденты с высоким уровнем сформированности военно - профессиональной мотивации. Военнослужащие с более высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характеризуются более глубоким и постоянным стремлением к самореализации личности, они в большей мере способны эффективно контролировать биологические мотивации, для них характерна устойчивая тенденция личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности, нежели у испытуемых второй группы. Испытуемые с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей в большей мере способны находить реализацию личных интересов в военной службе и возможности для личностного становления.
Для военнослужащих с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характерна высокая ориентация на будущее, целеустремленность, четкое осознание своих желаний и возможностей. Они воспринимают жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. Они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Военнослужащие с низким уровнем интеллектуальных возможностей испытывают сложности в постановке и достижении цели, они в меньшей мере испытывают желание брать на себя ответственность за собственную жизнь, в результате чего убеждены, что не имеют возможности на нее влиять.
Военнослужащие с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей стремятся к самоактуализации и самореализации. Им свойственно ориентироваться на себя при выработке ценностей и принятии решений. Они целостно воспринимают свою жизнь и осознают связь между прошлым, настоящим и будущим. Представители этой группы уважают, ценят и принимают себя со своими недостатками. Они общительны и доброжелательны к другим людям, стремятся к получению новых знаний и способны проявлять творческий подход к решению вопросов. Испытуемые с низким уровнем развития интеллектуальных способностей, напротив, не стремятся к самоактуализации, живут «сегодняшним» днем, для принятия решений им необходимо опираться на чье-то мнение извне, они регидны нестандартных ситуациях и не стремятся познавать окружающую действительность.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями, подтвердилась.
На основе полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации и программа развития мотивационной готовности военнослужащих. В рекомендациях описаны разные аспекты готовности военнослужащих (психологическая, моральная, мотивационная). Программа развития мотивационной готовности военнослужащих включает развитие компонентов самосознания (самопознания, самоотношения и саморегулиции), рефлексии и целеполагания. Данные рекомендации могут быть использованы в образовательном и воспитательном процессе военнослужащих. Это позволит более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Перспективы нашего исследования неограниченны. В первую очередь мы бы хотели продолжить изучение условий развития мотивационной готовности военнослужащих, поскольку данная проблема в настоящее время является актуальной. Интересно было бы выявить тенденции развития психологической и мотивационной готовности в лонгитюдном исследовании. Хотелось бы продолжить исследование различных компонентов готовности военнослужащих. Вот основные задачи, которые нам предстоит решить в будущем.
Военно-профессиональная мотивация - результат процесса осознания и принятия условий и факторов социольной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего. В этой связи интересным представляется изучение особенностей мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ с различным уровнем развития интеллектуальных способностей, поскольку, по мнению Л.С. Выготского, «сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения».
Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет. В ходе проведённого исследования было выявлено, что большинство военнослужащих характеризуются средним уровнем развития интеллектуальных способностей, кроме этого, наиболее развитым в данной выборке является вербальный интеллект. Наиболее развитые конструктивные способности, являющиеся хорошим основанием для общенаучной одаренности, отмечены в группе испытуемых с высоким интеллектуальным развитием, соответственно, наименее развитыми они являются в группе респондентов с низким уровнем развития интеллекта.
Среди испытуемых с низким уровнем развития интеллектуальных способностей выявлены испытуемые с низким и ниже среднего уровнем мотивации, в то время как таковые отсутствуют в группе испытуемых с высоким уровнем интеллектуального развития. Напротив, в данной группе присутствуют респонденты с высоким уровнем сформированности военно - профессиональной мотивации. Военнослужащие с более высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характеризуются более глубоким и постоянным стремлением к самореализации личности, они в большей мере способны эффективно контролировать биологические мотивации, для них характерна устойчивая тенденция личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности, нежели у испытуемых второй группы. Испытуемые с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей в большей мере способны находить реализацию личных интересов в военной службе и возможности для личностного становления.
Для военнослужащих с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характерна высокая ориентация на будущее, целеустремленность, четкое осознание своих желаний и возможностей. Они воспринимают жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. Они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Военнослужащие с низким уровнем интеллектуальных возможностей испытывают сложности в постановке и достижении цели, они в меньшей мере испытывают желание брать на себя ответственность за собственную жизнь, в результате чего убеждены, что не имеют возможности на нее влиять.
Военнослужащие с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей стремятся к самоактуализации и самореализации. Им свойственно ориентироваться на себя при выработке ценностей и принятии решений. Они целостно воспринимают свою жизнь и осознают связь между прошлым, настоящим и будущим. Представители этой группы уважают, ценят и принимают себя со своими недостатками. Они общительны и доброжелательны к другим людям, стремятся к получению новых знаний и способны проявлять творческий подход к решению вопросов. Испытуемые с низким уровнем развития интеллектуальных способностей, напротив, не стремятся к самоактуализации, живут «сегодняшним» днем, для принятия решений им необходимо опираться на чье-то мнение извне, они регидны нестандартных ситуациях и не стремятся познавать окружающую действительность.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями, подтвердилась.
На основе полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации и программа развития мотивационной готовности военнослужащих. В рекомендациях описаны разные аспекты готовности военнослужащих (психологическая, моральная, мотивационная). Программа развития мотивационной готовности военнослужащих включает развитие компонентов самосознания (самопознания, самоотношения и саморегулиции), рефлексии и целеполагания. Данные рекомендации могут быть использованы в образовательном и воспитательном процессе военнослужащих. Это позволит более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Перспективы нашего исследования неограниченны. В первую очередь мы бы хотели продолжить изучение условий развития мотивационной готовности военнослужащих, поскольку данная проблема в настоящее время является актуальной. Интересно было бы выявить тенденции развития психологической и мотивационной готовности в лонгитюдном исследовании. Хотелось бы продолжить исследование различных компонентов готовности военнослужащих. Вот основные задачи, которые нам предстоит решить в будущем.
Подобные работы
- МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧЕБНОГО
ЦЕНТРА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
К СЛУЖБЕ В АРМИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЁННЫХ
СИЛАХ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИЗЫВНИКОВ-СРОЧНИКОВ И КУРСАНТОВ-КАДЕТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологического сопровождения
военнослужащих
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВОЕННОГО АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД
Магистерская диссертация, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016



