Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 9
1.1 Представления о мотивационной готовности в психологии 9
1.2 Мотивационная готовность к службе в Вооружённых Силах РФ как
условие профессионального развития военнослужащих по призыву 19
1.3 Роль интеллектуальных особенностей личности в процессе
профессионального становления военнослужащих по призыву в Вооружённые силы РФ 32
1.4 Интеллектуальные особенности как основа мотивационной готовности к
службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих по призыву 39
Глава II Эмпирическое изучение особенностей мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования 50
2.3 Рекомендации по формированию мотивационной готовности к службе в
Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра 69
2.4 Программа развития личности военнослужащих и мотивационной
готовности к службе в армии 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения 93
Актуальность исследования. Преобразования и реформы, принятые в настоящее время в Вооруженных силах нашего государства, обнаруживают необходимость с особой тщательностью относиться к процессу подготовки военных кадров, наибольший акцент делая на особенностях личности военнослужащего. Одним из наиболее важных представляется вопрос изучения побудительных сил, мотивационной готовности военнослужащих к воинской службе. Если в военный вуз молодые люди, главным образом, поступают намеренно, то на срочную службу поступают далеко не всегда целенаправленно и осознанно. Знание мотивов службы в войсках у призывников, их содержания и динамики развития, механизмов формирования позволит повысить качество и организацию образовательной и воспитательной работы с военнослужащими срочной службы.
Под мотивационной готовностью принято целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Наличие смысла в военной службе, соответствующая направленность и профессиональные установки определяют в совокупности мотивационную готовность военнослужащего к службе в Вооружённых Силах РФ. Высокому уровню готовности военнослужащего к службе в войсках соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Для развития мотивационной готовности необходимым является выявление условий, способствующих этому процессу. Данный вопрос является недостаточно изученным. По нашему мнению, одним из таких условий является достаточное интеллектуальное развитие военнослужащих по призыву Это связано с тем, что интеллектуальное развитие представляет собой качественный показатель особенностей личности, оказывающий непосредственное влияние на мотивационную и поведенческую сферу личности. Интеллект является не только механизмом переработки информации, но и механизмом регуляции психической и поведенческой активности человека, как утверждал Л.Л. Терстоун. Именно достаточный уровень интеллекта является необходимой базой для развития мотивационной готовности.
Анализ литературы показывает, что в психологической литературе уделяется значительное внимание конкретным формам готовности: готовности личности к трудовой деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л.С. Нерсесян и др.). Для раскрытия сущности природы психологической готовности к трудовой деятельности важное значение имеют проводимые исследования профессиографического изучения различных профессий (И.Н. Шпильрейн и др.), профпригодности к деятельности (К.М. Гуревич и др.), профессионального самоопределения (Е.А. Климов и др.), степени военно¬профессиональной направленности курсантов (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф., Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др.).
Таким образом, актуальность исследования определяется двумя положениями::
- значимостью мотивационно-ценностного фактора в практической деятельности военнослужащих по призыву в интересах организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения военной подготовки, которому в настоящее время не уделяется должного внимания;
- недостаточной изученностью мотивационной готовности военнослужащих по призыву военного центра и условий, способствующих ее развитию.
Проблема исследования: какова мотивационная готовность к службе в ВС РФ у военнослужащих учебного центра имеющих разный уровень интеллектуального развития?
Цель исследования: изучить мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к службе в армии с разным уровнем интеллектуального развития.
Объект исследования: мотивационная готовность военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ.
Предмет исследования: мотивационная готовность военнослужащих учебного центра к службе в Вооружённых Силах РФ с разным уровнем интеллектуального развития.
Гипотеза: существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность мотивационной готовности военнослужащих по призыву к службе в войсках и путей её формирования.
2. Изучить роль интеллектуального развития личности в формировании мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ.
3. Описать мотивационную готовность военнослужащих учебного центра к профессиональной деятельности в войсках.
4. Изучить интеллектуальные особенности военнослужащих по призыву к службе в Вооружённых Силах РФ.
5. Выявить особенности мотивационной готовности о службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих учебного центра с разным уровнем интеллектуального развития.
6. Разработать рекомендации и программу по формированию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в рамках учебного центра.
Методы исследования:
- организационный (сравнительный);
- эмпирический (беседа, тестирование);
- обработка данных (количественный и качественный анализ данных, критерии математической статистики - достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем конфликтологической культуры определялась по критерию Крускала - Уоллиса);
- интерпретации (структурный метод).
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования поставленных задач нами был использован комплекс следующих психодиагностических методик:
- Тест структуры интеллекта (TSI) Р Амтхауэра, предназначенный для исследования особенностей интеллектуального развития и его структуры;
- Опросник оoeннпепpoфссеиoнольнoй мтииаации, пpeднaзнaдeнный для изучения и адeнчи иcлoвныx бoмлoдeновв оОщей и военно - профессиональной моивации;
- Тест САТ (Э. Шостром), целью которого является изучение особенностей самоуктуализации личности;
- Тест смыслояшзненных (Д.А. Леонтьев),
предназначенный доя изучения cмыcлежч[знeнныx о[.:) и сита пин личности, составляющих основу образа Я.
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет.
Теоретике - методологической основой исследования являются отечественные разработки и концептуальные положения в области общей психологии, психологии труда и военной психологии (Б.А. Агеев, Е.П. Ильин, А.Г. Караяни, В.Д. Ковалев, Л.М. Королев, А.Г. Маклаков, В.А. Сластенин, И.В. Сыромятников, Р.Е. Овчарова, В.Д. Шадриков и др.).
Решение задач осуществлялось на основе следующих методологических принципов: детерминизма (причиной обусловленности и закономерности психологических явлений); единства внешних воздействий и внутренних условий; единства сознания и деятельности.
Научная новизна исследования. Впервые в психологии труда и военной психологии рассмотрен вопрос о соотношении мотивационной готовности к службе в Вооружённых силах РФ и интеллектуального развития военнослужащих.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволили разработать ряд рекомендаций по развитию мотивационной готовности военнослужащих по призыву в условиях учебного центра. Эти рекомендации будут способствовать оптимизации образовательного и воспитательного процесса в учебном центре. Анализ мотивационной готовности военнослужащих по призыву позволяет более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Исследование проводилось в течение года и включало три этапа'. подготовительный, организационно-исполнительный и заключительный.
На подготовительном этапе проводился теоретический анализ специальной литературы по теме исследования; был произведён анализ подходов отечественных и зарубежных авторов к проблематике исследования; формулировалась цель, определялись гипотеза, предмет и задачи исследования; подбирались методы исследования.
На втором этапе (организации и проведения исследования) непосредственно проводилось исследование, в результате которого было проведено исследование и изучены особенности мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих по призыву с разным уровнем интеллектуального развития.
На заключительном этапе исследования был проведен анализ и интерпретация результатов исследования.
Структура магистерской диссертации включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Мотивационная готовность является важнейшим условием профессионального развития военнослужащих по призыву, а также условием их благополучной адаптации и самореализации в рамках срочной службы. Это связано с тем, что мотивационная готовность является центральным компонентом психологической готовности и оказывает большее влияние на эмоции и поведение молодых людей, нежели остальные. Мотивация является сложным процессом интериорезирующего воздействия объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Она реализуется через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения.
Военно-профессиональная мотивация - результат процесса осознания и принятия условий и факторов социольной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего. В этой связи интересным представляется изучение особенностей мотивационной готовности военнослужащих к службе в Вооружённых Силах РФ с различным уровнем развития интеллектуальных способностей, поскольку, по мнению Л.С. Выготского, «сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения».
Исследование проводилось на базе учебного центра воинской части г. Белгорода. Всего в исследовании приняли участие 80 военнослужащих в возрасте от 18 до 22 лет. В ходе проведённого исследования было выявлено, что большинство военнослужащих характеризуются средним уровнем развития интеллектуальных способностей, кроме этого, наиболее развитым в данной выборке является вербальный интеллект. Наиболее развитые конструктивные способности, являющиеся хорошим основанием для общенаучной одаренности, отмечены в группе испытуемых с высоким интеллектуальным развитием, соответственно, наименее развитыми они являются в группе респондентов с низким уровнем развития интеллекта.
Среди испытуемых с низким уровнем развития интеллектуальных способностей выявлены испытуемые с низким и ниже среднего уровнем мотивации, в то время как таковые отсутствуют в группе испытуемых с высоким уровнем интеллектуального развития. Напротив, в данной группе присутствуют респонденты с высоким уровнем сформированности военно - профессиональной мотивации. Военнослужащие с более высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характеризуются более глубоким и постоянным стремлением к самореализации личности, они в большей мере способны эффективно контролировать биологические мотивации, для них характерна устойчивая тенденция личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности, нежели у испытуемых второй группы. Испытуемые с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей в большей мере способны находить реализацию личных интересов в военной службе и возможности для личностного становления.
Для военнослужащих с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей характерна высокая ориентация на будущее, целеустремленность, четкое осознание своих желаний и возможностей. Они воспринимают жизнь как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом. Они обладают достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Военнослужащие с низким уровнем интеллектуальных возможностей испытывают сложности в постановке и достижении цели, они в меньшей мере испытывают желание брать на себя ответственность за собственную жизнь, в результате чего убеждены, что не имеют возможности на нее влиять.
Военнослужащие с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей стремятся к самоактуализации и самореализации. Им свойственно ориентироваться на себя при выработке ценностей и принятии решений. Они целостно воспринимают свою жизнь и осознают связь между прошлым, настоящим и будущим. Представители этой группы уважают, ценят и принимают себя со своими недостатками. Они общительны и доброжелательны к другим людям, стремятся к получению новых знаний и способны проявлять творческий подход к решению вопросов. Испытуемые с низким уровнем развития интеллектуальных способностей, напротив, не стремятся к самоактуализации, живут «сегодняшним» днем, для принятия решений им необходимо опираться на чье-то мнение извне, они регидны нестандартных ситуациях и не стремятся познавать окружающую действительность.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что существуют различия в мотивационной готовности к службе в Вооружённых Силах РФ у военнослужащих с разным уровнем развития интеллектуальных способностей, а именно в группе с высокими интеллектуальными способностями наблюдается более высокий уровень военно - профессиональной мотивации, стремление к самоактуализации и высокая осмысленность жизни по сравнению с группой военнослужащих с низкими интеллектуальными способностями, подтвердилась.
На основе полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации и программа развития мотивационной готовности военнослужащих. В рекомендациях описаны разные аспекты готовности военнослужащих (психологическая, моральная, мотивационная). Программа развития мотивационной готовности военнослужащих включает развитие компонентов самосознания (самопознания, самоотношения и саморегулиции), рефлексии и целеполагания. Данные рекомендации могут быть использованы в образовательном и воспитательном процессе военнослужащих. Это позволит более эффективно выстраивать систему индивидуализированного подхода по реализации психолого-педагогического воздействия в процессе обучения.
Перспективы нашего исследования неограниченны. В первую очередь мы бы хотели продолжить изучение условий развития мотивационной готовности военнослужащих, поскольку данная проблема в настоящее время является актуальной. Интересно было бы выявить тенденции развития психологической и мотивационной готовности в лонгитюдном исследовании. Хотелось бы продолжить исследование различных компонентов готовности военнослужащих. Вот основные задачи, которые нам предстоит решить в будущем.
1. Ааппова, Г.В . Ргиионлььная система пттpиoаичсcкoнo воспитнния молодёжи / Г.В. Агапова. - Воронеж: ВГУ, 2007. - 224 с.
2. Аеевв , Б.А. ^Hoтивоциoыыая нoоoвнoвть молодых офицеров к военно - профессиональной деятельности / Б.А. Агеев. - М.: ГА, 1994. - 234 с.
3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - №1, 1995. - С.111 - 131.
4. Aхлpxвеpдoв , В.МТ Сонннние как тарщике / В.МТ Aхлpxведдвв . - СПб: «Издательство ДНК», 2000. - 528 с.
5. Анниш, , Б.Г. Избрннные рруды по пиихолоиии / Б.Г. Линньвв . - СПб: Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007. - 412 с.
6. Андреваа, Г. А. ГГиихолоиия coцихIIантнo понннния / Г. А. Анд^ваа. - М.: Аспект Пресс, 2005.- 303 с.
7. Андруник, А.П. Военно - профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском воспитании / А.П. Андруник,
A. Н. Безматерных //Современные проблемы науки и образования. - №3. - 2013; URL: https://www.science-education.Uru/article/view?id==9565 (дата обращения: 25.12.2016).
8. Анцупов, А.Я. Социально - психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров / А.Я. Анцупов. - М., 1992. - 87 с.
9. Большой пиихологический словррь / под рдд . Мещерякова Б.Г. , Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.
10. Вильни, , В .К . IIа^p(.хн.тr^тIcааие' мсаанизмы моттащии члловека /
B. К. Вильянс. - М.: Просвещение, 2010. - 340 с.
11. Bхлиoв , Б.С . Пиихолоиия юнотти и молодости - Б.C.Bхаивв . - М.: Трикста, 2006.-256с.
12. Bынoтакий, Л.С . Пиихолоиия раввиии/ иллв^ая. - М.: Эксмо, 2006
- 1136 с.
13. Гареев, М.А. Проблемы подготовки Вооруженных сил в свете современной доктрины России / М.А. Гареев // Военная мысль. - №2. - 1993. - С.31-37.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций / Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Феаикман. - М.: АСТ, 2009. - 704 с.
15. Грабовский, И.В. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе / И.В. Грабовский. - М.: Военный ун-т, 2004. - 141 с.
16. Деркчч , А. А . Психологичеккил факторы эффективной профессиональной деятельности кадров госслужбы / А.А. Деркач, В.Г. Зазы^н // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. - М.: РАГС, 1996. - С.20-39.
17. Джеймс , У Психология. У Джеймс . - М. : Акдаемичеккий прокит. 2011. - 318 с.
18. Дружинин , В.Н . Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
19. Дьячтнеo , М.И . Пиихология высшей школы Л М.И . Д^ь^IlITIIеo, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 2001. - 312 с.
20. Евсюков,, Н.И. Пинхолого - педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооружённых силах / Н.И. Евсюкова. - Владимир: ВГГУ, 2009. - 256с.
21. Зaеopнкaс , Л.В . Развитил социлльно - пcиxoлoиичснеoй адаптивности юношей к военной службе в Вооружённых силах Российской Федерации: дисс. канд. психол. наук / Л.В. Загорская. - М., 2004. - 238 с.
22. Зоxеpoвс, Л.Н. Основы opгкзизициoннo - пииxoлoиичснеoеo консультирования / Л.Н. Захарова, Е.В. Коробейникова. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. - 56 с.
23. Зеленов , Ю.М . Морлльно - пcиxoлoгичeнкoл oбecпичeнил деятельности войск (сил) / Ю.М. Зеленов. - М.: Изд-во МАИ, 2004. - 404 с.
24. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- ЛПб.: Питер, 2011. - 512 с.
25. Калюжный, А.Л. Основы морально - психологического обеспечения служебно - боевой деятельности / А.Л. Калюжный. - Н.Новгород: ВМИ ФПЛ РФ, 2002. - 382 с.
26. Киселёв, М.В. Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту в армию Российской Федерации / М.В. Киселёв, А.В. Голов // Молодой учёный. - 2016. - №6. - Л.695-698.
27. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - ЛПб.: Питер,
2012. - 940 с.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность // A. Н. Леонтьев. - М.: Лмысл, Академия, 2005. - 87 с.
29. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - 148 с.
30. Леонтьев, Д.А. Листемно - смысловая природа и функции мотива / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Лер.14 Психология. - М. - №2, 1993. - Л.73-81.
31. Маккеллин, Д. Мотивация человека / Д. Маккеланд. - ЛПб.: Питер, 2007. - 672 с.
32. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
33. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - ЛПб.: Питер, 2014. - 400 с.
34. Масюченко. К.К. Мотивационная готовность призывников к службе в Вооружённых Лилах Российской Федерации: дис. ... канд. психол. наук / К.К Масюченко. - М., 1997. - 195 с.
35. Моросанова, В.И. Ламосознание и саморегуляция поведения /
B. И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.
36. Moезеиаeл, Л.Г. Мотивация, деятельность и управление /
С.Г. Москвичев. - Киев, 2003. - 490 с.
37. Мотивация и поведение человека в сфере труда: сборник научных трудов. - М.: НИИ труда, 1990. - 478 с.
38. Новик, В.К. Имидж современной российской армии глазами молодёжи / В.К. Новик, Д.Г. Передняя // Социол.исслед. - №2. -2006. - С. 45 - 52.
39. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 607 с.
40. Озерникова, Т. Г. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений / Т.Г. Озерникова // Человек и труд. - №9. - 2003. - С.40-44.
41. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
42. Олпорт, Г. Статнов.тение личности. Избранные труды/ Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
43. Певень, Л.В. Практика использования мониторинговых исследований в изучении интересов и запросов военнослужащих по контракту / Л.В. Певень // Военно - социологические исследования: сб. статей. - М., 2005. - №1 (9). - С. 63 - 72.
44. Петер, С.П. Развитие Я - образа военнослужащего по призыву: дисс. ... канд. психол. наук / С.П. Петер. - М., 2001. - 216 с.
45. Полани, Л. Личностное знание / Л. Полани. - М.: Наука, 1985. - 167 с.
46. Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социол. исслед. - 1999. - №6. - С.96--99.
47. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Я. Ярошевского. - М.: Просвещение, 2010. - 678 с.
48. Райгородский, Д.Я. Психология личности/ Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2013. - 1056 с.
49. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. - М.: Эксмо- Пресс, 2002. - 358 с.
50. Рындина, О.Г. Условия формирования психологической готовности к воинской службе / О.Г. Рындина // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - №3, 2007. - С.74 - 88.
51. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-пресс, 2005. - 460 с.
52. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию
субъективности/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Издательство
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014. - 368 с.
53. Сидоренко , Е.В. МГотивационный тренинг / Е.В. Сидоренко . - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
54. Сыооев, Ю.В . Пиихичсккая, физичская/ и функционаььнаг подготовленность современной молодёжи к службе в рядах Вооружённых сил России / Ю.В. Сысоев, В.А. Тулупов. - М.: РАЕН, 2002. - 38 с.
55. TaIIынев , В.Е . Моралей/ - Ilc^т(.lяor^тICHкая чодчото15аа военнослужащих как социальный процесс и пути её оптимизации в современных условиях: дисс. канд. социол. наук / В.Е. Талышев. - М., 1999. - 162 с.
56. Фишменено,, Ю.И. Mетoдичснкoг руководтвоо пг рстту Д. Векслера (взрослый вариант) / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. - СПб.: ИМАТОН, 2004. - 112 с.
57. Фрейджр,, Р. Личнотьь: гооиии. нспlIT4имечп,l. упржкеения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен.- СПБ.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
58. Х^хтуген , X. Мотчваччя и деятельность / X. Хкиатхреч . — СПб.: Питер, 2003. - 860 с.
59. Холодняя , М.А . Пиихология т^ттре-^-еккаа . Парадоюсы чсс.ед.аоасечяя / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
60. Хьелл, Л.Теории личности: основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2014. - 607 с.
61. Чекмаев, О.П. Мотивация и стимулирование труда / О.П. Чекмаев. - СПБ., 2013. - 343 с.
62. Чирков, В.И. Сгмодетермингция и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - №3. - 1996. - С.116 - 132.
63. Шадриков, В.Д. Психологическая деятельность и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
64. Шамаев, В.Г. Общественно - государственная подготовка / В.Г. Шамаев, В.М. Локтев. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 235 с.
65. Штайнер, Р Формирование СЗМОСОЗНЗНИЯ, психики и организма человека / Р Штайнер. - М.: Лонгвин, 2013. - 256 с.
66. Штерн, В. Дифференциальная психология и её методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 2007. - 335 с.
67. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды // Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
68. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Просвещение, 2010. - 381 с.
69. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В. А. Ядов. - 3 -е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.