Введение 4
Глава 1 Теоретические основы государственного надзора в сфере транспорта 9
1.1 Нормативно - правовое регулирование государственного надзора
в России 9
1.2 История становления государственного надзора в сфере
транспорта России и современное состояние нормативно - правового регулирования транспортной отрасли в России 14
1.3 Современное состояние государственного надзора в сфере
транспорта в России, основные понятия и принципы 18
Глава 2 Исследование современного состояния государственного автодорожного надзора в России на основе государственного автодорожного надзора в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта 26
2.1 Современное состояние государственного автодорожного
надзора в России на основе государственного автодорожного надзора в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, основа, принципы 26
2.2 Методология и результаты исследования состояния
государственного автодорожного надзора в России на основе государственного автодорожного надзора в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта 35
2.3 Актуальные проблемы государственного автодорожного надзора в России на основе государственного автодорожного надзора в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта 40
Глава 3 Разработка концепций развития контрольно-надзорной деятельности и новая административная реформа государственного автодорожного надзора в России 54
3.1 Государственный автодорожный надзор как правоохранительный
орган в составе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 54
3.2 Государственный автодорожный надзор в рамках присоединения
к Министерству внутренних дел РФ 64
3.3 Ликвидация государственного автодорожного надзора как
самостоятельного субъекта в составе Федеральной службы и передача
полномочий в другие государственные ведомства 69
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 87
Приложение А Аналитический обзор нормативно-правовых актов на тему: «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности на примере
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» 97
Приложение Б Структура Ространснадзора 99
Актуальность и научная значимость настоящего исследования определяется несколькими факторами.
Во-первых, это связано с отсутствием изучения проблематик государственного автодорожного надзора в научной среде, ограниваясь только аналитикой от экспертов и специалистов в данной области, которые не направлены на решения крупномасштабных административных проблем.
Во-вторых, это реализация нового федерального законодательства в контрольно-надзорной области, в рамках существенных ограничений связанных с введением мораторий на проведения проверочных мероприятий.
В-третьих, это отсутствие полномасштабной административной реформы государственного автодорожного надзора на территории страны за последние двадцать лет.
Объектом исследования является государственный автодорожный надзор, являющийся управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе контрольно-надзорной деятельности государственных органов в сфере транспорта.
Целью исследования является совершенствование контрольно -
надзорной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного автодорожного надзора в России;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование контрольнонадзорной деятельности государственного автодорожного надзора в России;
3. Провести анализ государственного автодорожного надзора в России, выявить его основные проблемы;
4. Предложить оптимизированную систему организации действующих процессов, опираясь на опыт федеральных органов власти, прошедших административные реформы.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование и повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в государственном автодорожном надзоре следует через проведение административной реформы по средствам перераспределения полномочий действующих субъектов, оптимизационных решений управлений и усовершенствовании законодательной базы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и российских ученных в области права, контрольно - надзорной деятельности.
Базовыми для настоящего исследования явились анализ действующей нормативно-правовой базы контрольно-надзорной деятельности в государстве, обобщение деятельности государственного автодорожного надзора.
Методы исследования: теоретический анализ, сбор, обобщение, систематизация, формализованное представление информации.
Опытно-экспериментальная база исследования является федеральное законодательство в области контрольно-надзорной деятельности, статистические отчеты Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлена неэффективность действующей организации процессов в государственном автодорожном надзоре, посредствам изучения деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
2. Предложены концепции развития действующей организационной структуры государственного автодорожного надзора, в рамках которых можно добиться повышения эффективности применения контрольнонадзорных функций.
...
В Российской Федерации на сегодняшний день государственный контроль и надзор уже сформирована как отдельная отрасль регулирования общественных отношений. Свои истоки берет задолго до становления современной российской государственности. Истоки становления уходят далеко в прошлое страны, и при разных политических устройствах судьба контроля и надзора была разной, однако объединило их многое.
Однако правоприменительная практика контроля и надзора переняла как отрицательные черты, такие как несформированные нормативноправовые акты, некоторым из них уже действуют свыше двадцати лет, и нуждаются в кардинальных обновлениях, отражая существующую проблематику, научно-технический прогресс.
Также стоит выделить и непомерно большое количество низкоквалифицированных кадров в правоприменительной отрасли в надзорных органах. Действительно существует данная проблема, как в целом среди надзорных органов, так и госавтодорнадзоре. Существующая образовательная модель подковки кадров не позволяет подготовить большое количество служащих. В свою очередь стоит выделить учебное заведение - Российский университет транспорта. В университете существуют некоторые виды образовательных программ, в которых действительно рассматривают аспекты надзорной деятельности, в том числе в транспортной сфере. Однако количество выпускаемых готовых специалистов крайне мало для такой большой страны, как Россия. Среди действующих сотрудников госавтодорнадзора действительно есть профессионалы, с высокими юридическими и техническими навыками, способных передавать свои знания будущим сотрудникам надзорного органа, применять нормы и законы на практике. Однако существующая модель подготовки кадров, как таковой в госавтодорнадзоре отсутствует. Стоит рассмотреть и перенять позитивный опыт других органов власти, которые готовят квалифицированных кадров, в большой разветвленной филиальной сети по всей стране. Например, в
органах внутренних дел, Академия управления МВД России готовящая кадры для начальствующего состава разных уровней, а всего насчитывается порядка 50 образовательных учреждений по всей стране, готовящих в первую очередь кадры для системы МВД России. И такие образовательные учреждения существуют в системах Министерства юстиций, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности и многих других надзорных служб и органов власти. Таким образом, существуют и преемственность поколений на службе, и четкое понимание существующих проблем, которые можно решить с помощью образовательных программ.
Из данной проблематики прослеживается четкая связь и с количеством инспекторского состава. Во многих отделах госавтодорнадзора существует недобор, тем самым на плечи действующих сотрудников ложатся непомерное количество выполняемых задач. Тем самым эффективность сотрудников падает, что приводит к низким результатам. Для восполнения недобора и привлечения на службу квалифицированных кадров, следует также перенять опыт вышеупомянутых федеральных служб. Среди так называемых материальных и нематериальных надбавок может служить и льготное пенсионное обеспечение, ведь инспекторский состав госавтодорнадзора порой не редко выполнят функции сопряженные с риском для здоровья и жизни. Данная мера поможет привлечь молодых специалистов заинтересованных в пенсионном обеспечении, заинтересовать коллег из других надзорных органов, в том числе и сотрудников силовых ведомств для «пополнения» пенсионных лет, а также сохранить действующий инспекторский состав. Ведь зачастую инспектор, получивший знания и навыки на службе может пригодиться и в коммерческих структурах, где может получать более привлекательное обеспечение. Также следует ведомству рассмотреть и такое направление как выдача жилищных сертификатов. На сегодняшний день, гражданский служащий, имеет право встать в очередь и доказать нужность в квадратных метрах, однако на деле данная очередь исчисляется годами, и реального эффекта нет. Среди не 77
менее важных факторов будет являться и санаторно-курортное обеспечение, зачастую сотрудники госавтодорнадзора служащие на просторах дальнего востока, Урала и Сибири, и тем более в районах приближенных к крайнему северу и соответственного крайнего севера, имеют высокий риск для жизни, учитывая климатические и психологические условия. Среди федеральных служб существуют и иные формы социального обеспечения служащих, как материального так и не материального характера.
...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]: URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.03.2024г).
2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 10.03.2024г).
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 10.03.2024г).
4. Старостенко А.Н. Государственный контроль и надзор: к вопросу об определении понятий // Правовая культура России: современное состояние и тенденции развития. Трибуна молодых. 2019. С. 372-376.
5. Кирьянов А.Ю. К вопросу о соотношении понятий «негосударственный контроль» и «государственный контроль» // Государственная власть и местного самоуправление. 2018. № 11. С.7-11.
6. Скачкова Г.С. Роль современного трудового права в реализации социально-трудовых прав граждан // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 16-18.
7. О прокуратуре Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; Собрание законодательства РФ. 2020. № 6. Ст. 594.
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) URL: https: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 10.03.2024г).
8. О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово
бюджетной сфере // Собрание законодательства РФ. 2016. № 6. Ст. 831; Собрание законодательства РФ. 2018. № 21. Ст. 2981. [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 (ред. от
15.05.2018) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193262/ (дата обращения: 10.03.2024г).
9. О вопросах государственного контроля (надзора) и признании
утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2013. № 24. Ст. 2999; Собрание
законодательства РФ. 2019. № 44. Ст. 6209. [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 (ред. от 26.10.2019) URL: https://base.garant.ru/70394016/ (дата обращения: 10.03.2024г).
10. Положение о Службе безопасности дорожного движения Министерства автомобильного транспорта СССР. РСФСР, методический документ: РД-200- РСФСР-12-0071-86-03).
11. О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве") [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1043 (ред. от 30.06.2023) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389272/_(дата обращения: 10.03.2024г).
12. Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция) URL:
88
https://www. consultant.ru/document/cons__doc__LAW__72388/_(дата обращения: 10.03.2024г).
13. О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц
автобусами (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616 (ред. от 23.12.2021) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364706/_(дата обращения: 10.03.2024г).
14. Об особенностях организации и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального контроля [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10.10.2023) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411233/ (дата
обращения: 10.03.2024г).
15. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/71473944/_ (дата обращения: 10.03.2024г).
... Всего 67 источников