«ОБРАЗ Я» У ЮНОШЕЙ - АКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Характеристика «образа Я» в юношеском возрасте 27
1.3. «Образ Я» интернет-пользователей 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ «ОБРАЗА Я» ЮНОШЕЙ — АКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3. Программа для психологов по профилактике и снижению высокого
уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Характеристика «образа Я» в юношеском возрасте 27
1.3. «Образ Я» интернет-пользователей 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ «ОБРАЗА Я» ЮНОШЕЙ — АКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3. Программа для психологов по профилактике и снижению высокого
уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность проблемы. На сегодняшний день Интернет считается одной из главнейших причин трансформации стиля жизни современных молодых людей, которые являются его интенсивными пользователями. Под действием виртуального пространства происходят перемены в ценностных ориентациях молодежи, формируются новейшие по своему содержанию виды досуговой деятельности, изменяются стратегии поведения.
Свой вклад в исследование «образа Я» внесли большинство ученых которые затрагивали вопросы самосознания личности, данный феномен рассматривался в рамках психоаналитического подхода З.Фрейда, «Я- концепции» Р.Бернса, психосоциальной концепции Э.Эриксона, взаимосвязи личности и культуры И.С. Кона, «теории зеркального Я», анализа психологических закономерностей взаимодействия человека с социальной информацией Г.М. Андреевой, влияние социально роли на индивидуальность А.Л. Гройсмана.
В эпоху массовой информатизации формируется новая социальная реальность или виртуальное сообщество, соответственно возникают проблемы изучения влияния Интернета на личность и ее развитие, этой проблемой занимались такие исследователи как А.Е. Войскунский, Ю.М. Кузнецова, Т.А. Наумова, Н.В. Чудова. Понимание сущности и специфики виртуального «образа Я» личности остается на сегодняшний значимой и до конца не изученной, что явилось для нас основой проведения исследования в рамках данной темы.
Проблема исследования каковы содержательные особенности «образа Я» юношей активных интернет-пользователей?
Цель исследования - изучить «образ Я» юношей - активных интернет-пользователей.
Объект исследования - «образ Я» активных интернет-пользователей.
Предмет исследования - особенности «образа Я» активных интернет- пользователей юношеского возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что юноши с разной степенью интернет-активности будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным и ролевым позициям: семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме «образа Я» в психологии.
2. Определить особенности «образа Я» юношей.
3. Изучить виды интернет-активности пользователей юношеского возраста.
4. Выявить особенности «образа Я» у юношей с разной степенью интернет-активности.
5. Разработать программу для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
- принцип единства сознания и деятельности (А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- «Я-концепция» (Р. Бернс, М. Кун, М. Розенберг);
- символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид);
- представления об идентичности развитые Э.Эриксоном;
- современные исследования «образа Я» (И.В. Дубровина, Н.С. Козлова, И.С. Кон, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова, Н.В. Чудова).
Методы исследования
В нашем исследовании использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование;
- математико-статистический анализа данных: целью статистического подтверждения гипотезы научного исследования и выявления различий между показателями компонентов «образа я» юношей с разной степенью интернет-активности, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускалла-Уоллиса, критерий Спирмена для исследования взаимосвязи.
Методики исследования
1. С целью изучения содержательных характеристик «образа Я» юношей интернет-пользователей использовался тест «Кто Я?» (М.Кун и Т.Макпартлэнд; модификация Т.В. Румянцевой).
2. Для определения степени интернет-активности юношей применялась анкета «Безопасность и Интернет» (составитель- Фонд Общественного Мнения).
Практическая значимость исследования. Выявлены особенности «образа Я» юношей - активных интернет-пользователей, что дает возможность разработать для психологов программу по профилактике интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Научная новизна исследования. Было выявлено, что «образ Я» юношей с минимальным пребыванием в Интернете отличается по содержанию и структуре от «образа Я» у юношей с наиболее длительным пребыванием в сети. Выявлена специфика содержания «образа Я» у юношей с большим пребыванием в Интернете: такие юноши и девушки имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В нем приняли участие 44 человека, студенты 2 курса. Возраст респондентов от 18 до 22 лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены автором в сборнике материалов «Научные исследования и разработки молодых ученых» XV Международной молодежной научно-практической конференции г.Новосибирск 30 декабря 2016 года.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений. Объем работы 89 страниц.
Во введении обоснована актуальность темы магистерской диссертации, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первом параграфе «Классические подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии» были рассмотрены классические подходы в изучении «образа Я», проведен анализ отечественных и зарубежных работ по данной теме. Произведено выделение «образа Я» из структуры самосознания личности. Описаны его функции и характеристики.
Во втором параграфе «Характеристики «образа Я» в юношеском возрасте» рассмотрены особенности юношеского возраста: его хронологические границы, центральное психологические новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности протекания кризиса. Выделены особенности становления самосознания в юношеском возрасте, формирование его «Я».
В третьем параграфе «Образ Я» интернет-пользователей» показана особенность интернет-пространства. Раскрываются такие понятия как идентичность, виртуальная идентичность, самопрезентация, виртуальная коммуникация.
Во второй главе «Эмпирическое изучение «образа Я» юношей активных интернет-пользователей», в первом параграфе «Организация и методы исследования» дается описание цели, содержания программы исследования его методов и этапов.
Во втором параграфе «Анализ и интерпретация полученных результатов» поэтапно приводятся результаты исследования и их интерпретация.
В третьем параграфе представлена «Программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста» описывается программа для работы психологов с юношами и девушками, имеющими высокий уровень интернет - зависимости.
В заключении обобщены основные выводы выполненного исследования.
Список источников насчитывает 71 наименование.
В приложении представлены таблицы с результатами проведенного исследования.
Свой вклад в исследование «образа Я» внесли большинство ученых которые затрагивали вопросы самосознания личности, данный феномен рассматривался в рамках психоаналитического подхода З.Фрейда, «Я- концепции» Р.Бернса, психосоциальной концепции Э.Эриксона, взаимосвязи личности и культуры И.С. Кона, «теории зеркального Я», анализа психологических закономерностей взаимодействия человека с социальной информацией Г.М. Андреевой, влияние социально роли на индивидуальность А.Л. Гройсмана.
В эпоху массовой информатизации формируется новая социальная реальность или виртуальное сообщество, соответственно возникают проблемы изучения влияния Интернета на личность и ее развитие, этой проблемой занимались такие исследователи как А.Е. Войскунский, Ю.М. Кузнецова, Т.А. Наумова, Н.В. Чудова. Понимание сущности и специфики виртуального «образа Я» личности остается на сегодняшний значимой и до конца не изученной, что явилось для нас основой проведения исследования в рамках данной темы.
Проблема исследования каковы содержательные особенности «образа Я» юношей активных интернет-пользователей?
Цель исследования - изучить «образ Я» юношей - активных интернет-пользователей.
Объект исследования - «образ Я» активных интернет-пользователей.
Предмет исследования - особенности «образа Я» активных интернет- пользователей юношеского возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что юноши с разной степенью интернет-активности будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным и ролевым позициям: семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме «образа Я» в психологии.
2. Определить особенности «образа Я» юношей.
3. Изучить виды интернет-активности пользователей юношеского возраста.
4. Выявить особенности «образа Я» у юношей с разной степенью интернет-активности.
5. Разработать программу для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
- принцип единства сознания и деятельности (А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- «Я-концепция» (Р. Бернс, М. Кун, М. Розенберг);
- символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид);
- представления об идентичности развитые Э.Эриксоном;
- современные исследования «образа Я» (И.В. Дубровина, Н.С. Козлова, И.С. Кон, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова, Н.В. Чудова).
Методы исследования
В нашем исследовании использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование;
- математико-статистический анализа данных: целью статистического подтверждения гипотезы научного исследования и выявления различий между показателями компонентов «образа я» юношей с разной степенью интернет-активности, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускалла-Уоллиса, критерий Спирмена для исследования взаимосвязи.
Методики исследования
1. С целью изучения содержательных характеристик «образа Я» юношей интернет-пользователей использовался тест «Кто Я?» (М.Кун и Т.Макпартлэнд; модификация Т.В. Румянцевой).
2. Для определения степени интернет-активности юношей применялась анкета «Безопасность и Интернет» (составитель- Фонд Общественного Мнения).
Практическая значимость исследования. Выявлены особенности «образа Я» юношей - активных интернет-пользователей, что дает возможность разработать для психологов программу по профилактике интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Научная новизна исследования. Было выявлено, что «образ Я» юношей с минимальным пребыванием в Интернете отличается по содержанию и структуре от «образа Я» у юношей с наиболее длительным пребыванием в сети. Выявлена специфика содержания «образа Я» у юношей с большим пребыванием в Интернете: такие юноши и девушки имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В нем приняли участие 44 человека, студенты 2 курса. Возраст респондентов от 18 до 22 лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены автором в сборнике материалов «Научные исследования и разработки молодых ученых» XV Международной молодежной научно-практической конференции г.Новосибирск 30 декабря 2016 года.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений. Объем работы 89 страниц.
Во введении обоснована актуальность темы магистерской диссертации, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первом параграфе «Классические подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии» были рассмотрены классические подходы в изучении «образа Я», проведен анализ отечественных и зарубежных работ по данной теме. Произведено выделение «образа Я» из структуры самосознания личности. Описаны его функции и характеристики.
Во втором параграфе «Характеристики «образа Я» в юношеском возрасте» рассмотрены особенности юношеского возраста: его хронологические границы, центральное психологические новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности протекания кризиса. Выделены особенности становления самосознания в юношеском возрасте, формирование его «Я».
В третьем параграфе «Образ Я» интернет-пользователей» показана особенность интернет-пространства. Раскрываются такие понятия как идентичность, виртуальная идентичность, самопрезентация, виртуальная коммуникация.
Во второй главе «Эмпирическое изучение «образа Я» юношей активных интернет-пользователей», в первом параграфе «Организация и методы исследования» дается описание цели, содержания программы исследования его методов и этапов.
Во втором параграфе «Анализ и интерпретация полученных результатов» поэтапно приводятся результаты исследования и их интерпретация.
В третьем параграфе представлена «Программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста» описывается программа для работы психологов с юношами и девушками, имеющими высокий уровень интернет - зависимости.
В заключении обобщены основные выводы выполненного исследования.
Список источников насчитывает 71 наименование.
В приложении представлены таблицы с результатами проведенного исследования.
Нами было проведено исследование на тему: «Образ Я у юношей активных интернет-пользователей», основной целью которого было изучить «образ Я» юношей которые являются наиболее активными пользователями Интернета.
На основании проведенного теоретического анализа по обозначенной теме, мы можем заключить следующее:
- само понятие «образа Я» в психологической литературе представлено достаточно многозначно и в большинстве работ по проблеме самосознания авторы не делают различий между «образом Я» и «Я-концепцией», чаще всего отождествляя эти понятия;
- в структуру «образа Я» входят такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий и символический. Их конкретное содержание и значимость будет изменяться в зависимости от социальных и психологических условий и состояний личности;
- в период юношеского возраста центральным психологическим новообразованием является устойчивое формирование самосознания и стабильного «образа Я», окончательно складывается обобщенное представление о себе, которое обусловлено как индивидуальным социальным опытом личности, так и общевозрастными особенностями;
- с возникновением Интернета сформировалось новое социальное пространство, которое подчиняется своим собственным законам и порядкам, погружаясь в нее, через какую-либо деятельность, личность имеет возможность конструировать свой «образ Я» значительно отличающийся от реального;
- в юношеском возрасте из-за активно протекающих процессов в развитии самосознания, неразрешенного кризиса встречи со взрослостью, который может выражаться в психологической изоляции юношей, Интернет является благоприятным местом для моделирования желаемой реальности, он дает возможность эксперимента над «образом Я», все это может привести к риску развития интернет-зависимости.
Результат нашего эмпирического исследования показал следующее:
1. У всех групп юношей, которые пользуются Интернетом, не зависимо от степени активности, мы наблюдаем наиболее выраженные компоненты «образа Я» такие как: «рефлексивное Я» и «социальное Я». На основании этого мы можем предположить о том, что высокие показатели рефлексивности респондентов, не только отражают специфику того возраста, в котором находятся молодые люди, а именно активно протекающие процессы самосознания и самопознания, но здесь также имеет большое значение характер профессионального психологического образования, которое способствует навыкам развития самоанализа.
2. Большая часть участников нашего исследования предпочитают тратить время на пребывание в сети Интернет от 1 до 3 часов и вошли в группу с минимальной степенью интернет-активности процентный состав которых составил 38,10%. В группу наиболее активных интернет- пользователей, которые находятся в сети от 9 до 15 часов были определены 9,52% юношей.
3. В группе юношей с минимальной степенью интернет-активности, «образ я» имеет такие выраженные компоненты как: «рефлексивное Я», «социальное Я» и самооценка. На основании этого мы можем предположить, что удовлетворенность собой у участников с минимальной вовлеченностью в Интернет, является показателем того, что их личность активно развивается вне сети. Низкие значения в показателях «материального Я» указывают на несформированность данного компонента в силу возрастных особенностей, юноши еще не реализовали себя профессионально, многие зависят финансово от родителей.
4. В «образе Я» юношей которые вошли в группу с средней степенью интернет-активности выражены такие компоненты как «рефлексивное Я», «социальное Я» и «деятельное Я», данные показатели являются наиболее высокими среди других участников исследования. На основании этого мы можем предположить, что время, используемое юношами от 3 до 6 часов для пребывания в Интернете направлено на реализацию какой-либо деятельности связанной с интересами, увлечениями. Минимальное значение выражено в компоненте «материального Я».
5. «Образ я» юношей в группе с интернет-активностью выше среднего имеет выраженность компонентов «рефлексивного Я» при заметных показателях «материального Я», «физического Я» и самооценки. На основании этого мы можем предположить следующее, основным мотивом длительного пребывания в Интернете для данных участников исследования будет использование ресурсов глобальной сети для работы, или иных способов зарабатывания денег, что является актуальным для современной молодежи. Степень представления о своей внешности и личностных характеристиках у юношей из данной группы согласуется с показателями самооценки.
6. В группе юношей с максимальной степенью интернет-активности «образ Я» имеет выраженный компонент «перспективного Я» при низком показателе «рефлексивного Я» и самооценки, это может говорить о высоких ожиданиях и планах на будущее, без реального представления о себе, своих силах и возможностях. Можно предположить, что на это влияет продолжительная вовлеченность в информацию которая представлена в сети Интернет и уход от реальной жизни. На основании этого мы можем сказать следующее, что юноши длительно находящиеся в Интернете, не так сильно задумываются о самих себе, о своих психологических характеристиках.
7. Расчет непараметрического статистического критерия для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса выявил достоверные различия в «образе я» юношей с разной степенью интернет-активности, а именно в таких компонентах как: «рефлексивное Я», «материальное Я», самооценке.
Для исследования взаимосвязей содержательных характеристик «образа Я» и интернет-активностью юношей, мы воспользовались корреляционным анализом используя критерий Спирмена, результат показал, существует значимая корреляционная связь между показателем «интернет - активность» и «самооценкой». Обратная связь обнаружена между «рефлексивным Я» и «социальным Я», что говорит о том, что выражена необходимость быть в социуме, выстраивать взаимоотношения, в связи с чем у юношей вырабатываются различные социальные роли: в семье, на работе, с противоположным полом, также они стремятся к самопознанию. Полученные данные является подтверждением нашей гипотезы о том, что юноши с различной интернет-активностью будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным ролевым позициям, семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
На основании полученных результатов, нами была разработана программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
По итогам контрольной диагностики и верификации гипотезы, дальнейшие исследования по данной теме являются перспективными.
На основании проведенного теоретического анализа по обозначенной теме, мы можем заключить следующее:
- само понятие «образа Я» в психологической литературе представлено достаточно многозначно и в большинстве работ по проблеме самосознания авторы не делают различий между «образом Я» и «Я-концепцией», чаще всего отождествляя эти понятия;
- в структуру «образа Я» входят такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий и символический. Их конкретное содержание и значимость будет изменяться в зависимости от социальных и психологических условий и состояний личности;
- в период юношеского возраста центральным психологическим новообразованием является устойчивое формирование самосознания и стабильного «образа Я», окончательно складывается обобщенное представление о себе, которое обусловлено как индивидуальным социальным опытом личности, так и общевозрастными особенностями;
- с возникновением Интернета сформировалось новое социальное пространство, которое подчиняется своим собственным законам и порядкам, погружаясь в нее, через какую-либо деятельность, личность имеет возможность конструировать свой «образ Я» значительно отличающийся от реального;
- в юношеском возрасте из-за активно протекающих процессов в развитии самосознания, неразрешенного кризиса встречи со взрослостью, который может выражаться в психологической изоляции юношей, Интернет является благоприятным местом для моделирования желаемой реальности, он дает возможность эксперимента над «образом Я», все это может привести к риску развития интернет-зависимости.
Результат нашего эмпирического исследования показал следующее:
1. У всех групп юношей, которые пользуются Интернетом, не зависимо от степени активности, мы наблюдаем наиболее выраженные компоненты «образа Я» такие как: «рефлексивное Я» и «социальное Я». На основании этого мы можем предположить о том, что высокие показатели рефлексивности респондентов, не только отражают специфику того возраста, в котором находятся молодые люди, а именно активно протекающие процессы самосознания и самопознания, но здесь также имеет большое значение характер профессионального психологического образования, которое способствует навыкам развития самоанализа.
2. Большая часть участников нашего исследования предпочитают тратить время на пребывание в сети Интернет от 1 до 3 часов и вошли в группу с минимальной степенью интернет-активности процентный состав которых составил 38,10%. В группу наиболее активных интернет- пользователей, которые находятся в сети от 9 до 15 часов были определены 9,52% юношей.
3. В группе юношей с минимальной степенью интернет-активности, «образ я» имеет такие выраженные компоненты как: «рефлексивное Я», «социальное Я» и самооценка. На основании этого мы можем предположить, что удовлетворенность собой у участников с минимальной вовлеченностью в Интернет, является показателем того, что их личность активно развивается вне сети. Низкие значения в показателях «материального Я» указывают на несформированность данного компонента в силу возрастных особенностей, юноши еще не реализовали себя профессионально, многие зависят финансово от родителей.
4. В «образе Я» юношей которые вошли в группу с средней степенью интернет-активности выражены такие компоненты как «рефлексивное Я», «социальное Я» и «деятельное Я», данные показатели являются наиболее высокими среди других участников исследования. На основании этого мы можем предположить, что время, используемое юношами от 3 до 6 часов для пребывания в Интернете направлено на реализацию какой-либо деятельности связанной с интересами, увлечениями. Минимальное значение выражено в компоненте «материального Я».
5. «Образ я» юношей в группе с интернет-активностью выше среднего имеет выраженность компонентов «рефлексивного Я» при заметных показателях «материального Я», «физического Я» и самооценки. На основании этого мы можем предположить следующее, основным мотивом длительного пребывания в Интернете для данных участников исследования будет использование ресурсов глобальной сети для работы, или иных способов зарабатывания денег, что является актуальным для современной молодежи. Степень представления о своей внешности и личностных характеристиках у юношей из данной группы согласуется с показателями самооценки.
6. В группе юношей с максимальной степенью интернет-активности «образ Я» имеет выраженный компонент «перспективного Я» при низком показателе «рефлексивного Я» и самооценки, это может говорить о высоких ожиданиях и планах на будущее, без реального представления о себе, своих силах и возможностях. Можно предположить, что на это влияет продолжительная вовлеченность в информацию которая представлена в сети Интернет и уход от реальной жизни. На основании этого мы можем сказать следующее, что юноши длительно находящиеся в Интернете, не так сильно задумываются о самих себе, о своих психологических характеристиках.
7. Расчет непараметрического статистического критерия для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса выявил достоверные различия в «образе я» юношей с разной степенью интернет-активности, а именно в таких компонентах как: «рефлексивное Я», «материальное Я», самооценке.
Для исследования взаимосвязей содержательных характеристик «образа Я» и интернет-активностью юношей, мы воспользовались корреляционным анализом используя критерий Спирмена, результат показал, существует значимая корреляционная связь между показателем «интернет - активность» и «самооценкой». Обратная связь обнаружена между «рефлексивным Я» и «социальным Я», что говорит о том, что выражена необходимость быть в социуме, выстраивать взаимоотношения, в связи с чем у юношей вырабатываются различные социальные роли: в семье, на работе, с противоположным полом, также они стремятся к самопознанию. Полученные данные является подтверждением нашей гипотезы о том, что юноши с различной интернет-активностью будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным ролевым позициям, семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
На основании полученных результатов, нами была разработана программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
По итогам контрольной диагностики и верификации гипотезы, дальнейшие исследования по данной теме являются перспективными.
Подобные работы
- «ОБРАЗ Я» У ЮНОШЕЙ - АКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности подростков, склонных к интернет- зависимому поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Личностные особенности женщин-активных пользователей социальных сетей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Исследование особенностей интернет-зависимости у лиц раннего
юношеского возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2024 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Различия в личностных характеристиках интернет-зависимых юношей и девушек
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ, ВОВЛЕЧЕННЫМИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



