ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1. Подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Характеристика «образа Я» в юношеском возрасте 27
1.3. «Образ Я» интернет-пользователей 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ «ОБРАЗА Я» ЮНОШЕЙ — АКТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 46
2.3. Программа для психологов по профилактике и снижению высокого
уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность проблемы. На сегодняшний день Интернет считается одной из главнейших причин трансформации стиля жизни современных молодых людей, которые являются его интенсивными пользователями. Под действием виртуального пространства происходят перемены в ценностных ориентациях молодежи, формируются новейшие по своему содержанию виды досуговой деятельности, изменяются стратегии поведения.
Свой вклад в исследование «образа Я» внесли большинство ученых которые затрагивали вопросы самосознания личности, данный феномен рассматривался в рамках психоаналитического подхода З.Фрейда, «Я- концепции» Р.Бернса, психосоциальной концепции Э.Эриксона, взаимосвязи личности и культуры И.С. Кона, «теории зеркального Я», анализа психологических закономерностей взаимодействия человека с социальной информацией Г.М. Андреевой, влияние социально роли на индивидуальность А.Л. Гройсмана.
В эпоху массовой информатизации формируется новая социальная реальность или виртуальное сообщество, соответственно возникают проблемы изучения влияния Интернета на личность и ее развитие, этой проблемой занимались такие исследователи как А.Е. Войскунский, Ю.М. Кузнецова, Т.А. Наумова, Н.В. Чудова. Понимание сущности и специфики виртуального «образа Я» личности остается на сегодняшний значимой и до конца не изученной, что явилось для нас основой проведения исследования в рамках данной темы.
Проблема исследования каковы содержательные особенности «образа Я» юношей активных интернет-пользователей?
Цель исследования - изучить «образ Я» юношей - активных интернет-пользователей.
Объект исследования - «образ Я» активных интернет-пользователей.
Предмет исследования - особенности «образа Я» активных интернет- пользователей юношеского возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что юноши с разной степенью интернет-активности будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным и ролевым позициям: семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи
исследования:
1. Провести анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме «образа Я» в психологии.
2. Определить особенности «образа Я» юношей.
3. Изучить виды интернет-активности пользователей юношеского возраста.
4. Выявить особенности «образа Я» у юношей с разной степенью интернет-активности.
5. Разработать программу для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Теоретико-методологическими основами исследования явились:
- принцип единства сознания и деятельности (А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, С.Л. Рубинштейн);
- «Я-концепция» (Р. Бернс, М. Кун, М. Розенберг);
- символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж. Мид);
- представления об идентичности развитые Э.Эриксоном;
- современные исследования «образа Я» (И.В. Дубровина, Н.С. Козлова, И.С. Кон, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова, Н.В. Чудова).
Методы исследования
В нашем исследовании использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование;
- математико-статистический анализа данных: целью статистического подтверждения гипотезы научного исследования и выявления различий между показателями компонентов «образа я» юношей с разной степенью интернет-активности, нами был использован непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок Н-Крускалла-Уоллиса, критерий Спирмена для исследования взаимосвязи.
Методики исследования
1. С целью изучения содержательных характеристик «образа Я» юношей интернет-пользователей использовался тест «Кто Я?» (М.Кун и Т.Макпартлэнд; модификация Т.В. Румянцевой).
2. Для определения степени интернет-активности юношей применялась анкета «Безопасность и Интернет» (составитель- Фонд Общественного Мнения).
Практическая значимость исследования. Выявлены особенности «образа Я» юношей - активных интернет-пользователей, что дает возможность разработать для психологов программу по профилактике интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
Научная новизна исследования. Было выявлено, что «образ Я» юношей с минимальным пребыванием в Интернете отличается по содержанию и структуре от «образа Я» у юношей с наиболее длительным пребыванием в сети. Выявлена специфика содержания «образа Я» у юношей с большим пребыванием в Интернете: такие юноши и девушки имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
Выборка и база исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». В нем приняли участие 44 человека, студенты 2 курса. Возраст респондентов от 18 до 22 лет.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены автором в сборнике материалов «Научные исследования и разработки молодых ученых» XV Международной молодежной научно-практической конференции г.Новосибирск 30 декабря 2016 года.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений. Объем работы 89 страниц.
Во введении обоснована актуальность темы магистерской диссертации, проанализирована степень ее научной разработанности, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первом параграфе «Классические подходы к изучению «образа Я» в отечественной и зарубежной психологии» были рассмотрены классические подходы в изучении «образа Я», проведен анализ отечественных и зарубежных работ по данной теме. Произведено выделение «образа Я» из структуры самосознания личности. Описаны его функции и характеристики.
Во втором параграфе «Характеристики «образа Я» в юношеском возрасте» рассмотрены особенности юношеского возраста: его хронологические границы, центральное психологические новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности протекания кризиса. Выделены особенности становления самосознания в юношеском возрасте, формирование его «Я».
В третьем параграфе «Образ Я» интернет-пользователей» показана особенность интернет-пространства. Раскрываются такие понятия как идентичность, виртуальная идентичность, самопрезентация, виртуальная коммуникация.
Во второй главе «Эмпирическое изучение «образа Я» юношей активных интернет-пользователей», в первом параграфе «Организация и методы исследования» дается описание цели, содержания программы исследования его методов и этапов.
Во втором параграфе «Анализ и интерпретация полученных результатов» поэтапно приводятся результаты исследования и их интерпретация.
В третьем параграфе представлена «Программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста» описывается программа для работы психологов с юношами и девушками, имеющими высокий уровень интернет - зависимости.
В заключении обобщены основные выводы выполненного исследования.
Список источников насчитывает 71 наименование.
В приложении представлены таблицы с результатами проведенного исследования.
Нами было проведено исследование на тему: «Образ Я у юношей активных интернет-пользователей», основной целью которого было изучить «образ Я» юношей которые являются наиболее активными пользователями Интернета.
На основании проведенного теоретического анализа по обозначенной теме, мы можем заключить следующее:
- само понятие «образа Я» в психологической литературе представлено достаточно многозначно и в большинстве работ по проблеме самосознания авторы не делают различий между «образом Я» и «Я-концепцией», чаще всего отождествляя эти понятия;
- в структуру «образа Я» входят такие компоненты как: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий и символический. Их конкретное содержание и значимость будет изменяться в зависимости от социальных и психологических условий и состояний личности;
- в период юношеского возраста центральным психологическим новообразованием является устойчивое формирование самосознания и стабильного «образа Я», окончательно складывается обобщенное представление о себе, которое обусловлено как индивидуальным социальным опытом личности, так и общевозрастными особенностями;
- с возникновением Интернета сформировалось новое социальное пространство, которое подчиняется своим собственным законам и порядкам, погружаясь в нее, через какую-либо деятельность, личность имеет возможность конструировать свой «образ Я» значительно отличающийся от реального;
- в юношеском возрасте из-за активно протекающих процессов в развитии самосознания, неразрешенного кризиса встречи со взрослостью, который может выражаться в психологической изоляции юношей, Интернет является благоприятным местом для моделирования желаемой реальности, он дает возможность эксперимента над «образом Я», все это может привести к риску развития интернет-зависимости.
Результат нашего эмпирического исследования показал следующее:
1. У всех групп юношей, которые пользуются Интернетом, не зависимо от степени активности, мы наблюдаем наиболее выраженные компоненты «образа Я» такие как: «рефлексивное Я» и «социальное Я». На основании этого мы можем предположить о том, что высокие показатели рефлексивности респондентов, не только отражают специфику того возраста, в котором находятся молодые люди, а именно активно протекающие процессы самосознания и самопознания, но здесь также имеет большое значение характер профессионального психологического образования, которое способствует навыкам развития самоанализа.
2. Большая часть участников нашего исследования предпочитают тратить время на пребывание в сети Интернет от 1 до 3 часов и вошли в группу с минимальной степенью интернет-активности процентный состав которых составил 38,10%. В группу наиболее активных интернет- пользователей, которые находятся в сети от 9 до 15 часов были определены 9,52% юношей.
3. В группе юношей с минимальной степенью интернет-активности, «образ я» имеет такие выраженные компоненты как: «рефлексивное Я», «социальное Я» и самооценка. На основании этого мы можем предположить, что удовлетворенность собой у участников с минимальной вовлеченностью в Интернет, является показателем того, что их личность активно развивается вне сети. Низкие значения в показателях «материального Я» указывают на несформированность данного компонента в силу возрастных особенностей, юноши еще не реализовали себя профессионально, многие зависят финансово от родителей.
4. В «образе Я» юношей которые вошли в группу с средней степенью интернет-активности выражены такие компоненты как «рефлексивное Я», «социальное Я» и «деятельное Я», данные показатели являются наиболее высокими среди других участников исследования. На основании этого мы можем предположить, что время, используемое юношами от 3 до 6 часов для пребывания в Интернете направлено на реализацию какой-либо деятельности связанной с интересами, увлечениями. Минимальное значение выражено в компоненте «материального Я».
5. «Образ я» юношей в группе с интернет-активностью выше среднего имеет выраженность компонентов «рефлексивного Я» при заметных показателях «материального Я», «физического Я» и самооценки. На основании этого мы можем предположить следующее, основным мотивом длительного пребывания в Интернете для данных участников исследования будет использование ресурсов глобальной сети для работы, или иных способов зарабатывания денег, что является актуальным для современной молодежи. Степень представления о своей внешности и личностных характеристиках у юношей из данной группы согласуется с показателями самооценки.
6. В группе юношей с максимальной степенью интернет-активности «образ Я» имеет выраженный компонент «перспективного Я» при низком показателе «рефлексивного Я» и самооценки, это может говорить о высоких ожиданиях и планах на будущее, без реального представления о себе, своих силах и возможностях. Можно предположить, что на это влияет продолжительная вовлеченность в информацию которая представлена в сети Интернет и уход от реальной жизни. На основании этого мы можем сказать следующее, что юноши длительно находящиеся в Интернете, не так сильно задумываются о самих себе, о своих психологических характеристиках.
7. Расчет непараметрического статистического критерия для нескольких независимых выборок Н-Крускала-Уоллиса выявил достоверные различия в «образе я» юношей с разной степенью интернет-активности, а именно в таких компонентах как: «рефлексивное Я», «материальное Я», самооценке.
Для исследования взаимосвязей содержательных характеристик «образа Я» и интернет-активностью юношей, мы воспользовались корреляционным анализом используя критерий Спирмена, результат показал, существует значимая корреляционная связь между показателем «интернет - активность» и «самооценкой». Обратная связь обнаружена между «рефлексивным Я» и «социальным Я», что говорит о том, что выражена необходимость быть в социуме, выстраивать взаимоотношения, в связи с чем у юношей вырабатываются различные социальные роли: в семье, на работе, с противоположным полом, также они стремятся к самопознанию. Полученные данные является подтверждением нашей гипотезы о том, что юноши с различной интернет-активностью будут иметь особенности компонентов в «образе Я», а именно: у юношей с минимальным пребыванием в Интернете наиболее развит уровень рефлексии и выражена социальная принадлежность к учебно-профессиональным ролевым позициям, семье, полу, тогда как юноши с наиболее длительным пребыванием в сети имеют высокие планы на будущее, без реальной оценки себя и своих способностей.
На основании полученных результатов, нами была разработана программа для психологов по профилактике и снижению высокого уровня интернет-зависимости у пользователей юношеского возраста.
По итогам контрольной диагностики и верификации гипотезы, дальнейшие исследования по данной теме являются перспективными.
1. Абдуллин, А.Г. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной литературе [Текст] / А.Г Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно-Уральского государственного университета^ 2012. -№6.- С.14-11.
2. Ассаджоли, Р. Психосинтез [Текст] / Р.Асаджоли- М.: Рефл-бук- 1997.- 316 с.
3. Андреева, Г.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов [Текст] / Г.Н. Андреева, Н.Н. Богомолова , Л.А. Петровская - Москва: Аспект Пресс - 2002.- 288 с.
4. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: учеб. пособие для вузов [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - Москва: Аспект Пресс, 2001.- 301с.
5. Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики самосознания: системный подход [Текст] / И.М. Белова, Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А.Нехвядович //Фундаментальные исследования.- 2014.- №3-3 - С.620-628.
6. Бернс, Р. Развитие Я -концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс- Москва: Прогресс, 1986. - 422 с.
7. Бодалев, А.А. О психологическом понимании Я-человека [Текст] / А.А. Бодалев // Мир психологии. - 2002- №2(3(0)- С.12-17.
8. Болотова, А.К. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» [Текст]/ А.К. Болотова, Е.Б. Башкин // Культурно историческая психология.- 2009- №1.- С. 19-26.
9. Будницкий, А.А. Теоретические и методологические проблемы исследования Я-концепции [Текст] / Будницкий А.А., Левкова Е.А- Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. - 254 с.
10. Буянова, С.М. Исследование представление о себе посредством самоописаний в юношеском возрасте [Текст] / С.М. Буянова //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- 2013 - №3- - С.249-256.
11. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции [Текст] / А.Е. Войскунский // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва: Экопсицентр РОСС, 2000. - С.251-253.
12. Волкова, Т. Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности [Текст] / Т.Г.Волкова // Современная психология: материалы междунар. науч. Конф- 2012.- С. 1-4.
13. Ганский, П.Н. Интернет-пространствокак особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества [Текст] / П.Н. Ганский // Теория и практика общественного развития. - 2015.- №17. С. 118-121.
14. Греков, И.В. Образ Я как интеграл архетипических субличностей.: диссертация на соискание ученой степени [Текст]/ Греков И.В.- Москва- - Берлин, 2016.- 194 с.
15. Джемс, У. Психология [Текст] / У.Джемс. Под ред. Л.А. Петровской.- М. : Педагогика. - 1991.- 368 с.
16. Донцов, Д.А., Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста [Текст] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова// Образовательные технологии- 2013.- №2 - С.34-32.
17. Дрепа М.И. Место интернета в жизни современной молодежи [Текст] / М.И. Дрепа // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. статей Всерос. научно-техн. конф. - 2008. - С. 239¬241.
18. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - Спб.: Питер, 2006.- 320 с.
19. Иванова, Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности [Текст] / Иванова Н.Л. Психология. Журнал Высшей школы экономики.- Т. 3.№ 4. -2006. - С.14-38.
20. Иванова, Д.И. Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации / Д.И. Иванова// Перспективы науки и образования.- 2015.- №2 (15).- С. 124-127.
21. Климов, И.А., Трансформация идентификационных структур [Текст] / И.А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России- Москва, 2001 . - С 54-84.
22. Кожевникова О.В. Психологические особенности интернет- зависимосимых пользователей [Текст] / О.В. Кожевникова, З.Н. Шавалеева //Вестник Удмурсткого Университета. - № 2 - С.99 - 103
23. Козлова, Н. С. Реальная и виртуальная идентичность [Текст] / Н.С. Козлова // Социум и власть. - № 2(52) -2015. - С.118-121.
24. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И.С.Кон-Москва: Политиздат, 1984 .- 335 с.
25. Кон, И.С. Открытие Я [Текст] / И.С. Кон - Москва: Политиздат, 1978. -367 с.
26. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон- Москва : Политиздат, 1989.- 255 с.
27. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон - Москва: Политиздат, 1967. - 383 с.
28. Королева, Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей [Текст] / Н.Н. Королева// Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена — 2004.- №9 - С. 168-178.
29. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок /Ч.Х. Кули- Москва : Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 312 с.
30. Лисичкина Е.Г. Теоретические основы проблемы ментальных особенностей самосознания [Текст] / Е.Г. Лисичкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009- №113. - С.264-273.
31. Лебедева, Н.В. Исследование самоопределения подростков: сравнительный анализ [Текст] /Лебедева Н.В.// Н.В.Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».- № 2.-2011.- С.83-74.
32. Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем [Текст] / Дж. Д. Лихтенберг, Ф.М. Лачманн, Дж.Л.Фосседж; пер. с англ. А.М. Бокикова.- М.: Когито-Центр, 2003. - 368 с.
33. Ляпкина, Т.Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в масс - медиа [Текст] / Т.Ф. Ляпкина // - Вестник Русской христианской гуманитарной академии — 2015- №2 - С.286 - 293;
34. Мальченков, И.Е. Трансформация стратегий самопрезентации и идентификации в киберпространстве [Текст] / И.Е. Мальченков //Социология. - 2011. - №4 - С. 97-106.
35. Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи — путь преодоления виртуальных девиаций [Текст] / О.В. Марьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы межд. заоч. науч. конф- 2011. - Т.1.- С.17-19.
36. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] /Маралов В.Г.- 2-е изд., стер.- Москва: «Академия» - 2004.- 155 с.
37. Марченкова, Н.Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью [Текст] / Н.Г. Марченкова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №4. - С. 55-58.
38. Матасова, И.Л. Проблема компьютерной зависимости и её актуальность в современной социокультурной ситуации / И.Л. Матасова // Вестник МГПУ. - 2006. - №1. - С. 138-141.
39. Медведева, И.А. Способы создания образа «Я» в виртуальном дискурсе [Текст]/ И.А. Медведева// Вестник Челябинского государственного университета - 2012.- №13 - С.65-68.
40. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. -Москват: МОДЭК: МПСИ, 2009. - 544 с.
41. Мид, Дж.Г. Избранное [Текст]/ Дж. Г. Мид; пер. В.Г. Николаева. - Москва: 2009, - 290 с.
42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина - Москва: Академия,1999- 456 с.
43. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст] / А.Д. Наследов. - Спб. : Речь, 2004 т- 392 с.
44. Наумова, Т.А. Онтологический подход в исследовании образа «Я» социальных агентов в виртуальном пространстве [Текст] / Т.А. Наумова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2016. - №1(11) - С.91-102.
45. Новиков, А.М., Новикова Д.А. Методология [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новикова - Москва : СИНТЕГ. 2007 - 663 с.
46. Петрова, С.М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности : методический аспект [Текст] / С.М. Петрова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально¬гуманитарные науки. - №1. - 2007. - С.182-190.
47. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. В.С. Магуна. - М.: Аспект Пресс. - 2000. - 607 с.
48. Подосичная, А.В. Формирование «образа Я» в юношеском возрасте [Текст] / А.В. Подосичная // Научные исследования и разработки молодых ученых.- 2016.-№15. - С.23-28.
49. Поликарпов, В. А.Психология личности: курс лекций [Текст] / В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда. - Минск: БГУ, 2015. - 162 с.
50. Почебут, Л.Г., Социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут, И.А., Мейжис, - Спб.: Питер, 2010. — 672 с.
51. Рогова, Е.Е. Интернет-зависимость проблема современной молодежи [Текст] / Е.Е. Рогова, Е.В. Суворова // Мир науки, культуры и образования. - 2015 -№12(24).- С.641-645.
52. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
54. Руденко, А.М. История психологии в схемах и таблицах [Текст] /А.М. Руденко - Ростов н/Д : Феникс,2015.-154 с.
55. Румянцева, Т.В. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой) [Текст] / Румянцева Т.В.// Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб., 2006. - С.82-103.
56. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии [Текст] / Г.С. Салливан. - Спб.: Ювента, 1999. - 352 с.
57. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В. Сидоренко. - Спб.: Речь, 2006. - 350 с.
58. Соломина, Л.Ю. Методические аспекты психологического исследования интернет-зависимости [Текст] /Л.Ю. Соломина// Царскосельские чтения. - 2011.- Т.3.№15.- С.331-336.
59. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. - Москва. : Московский университет, 1983. - 284 с.
60. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. - СПб.: Речь,2000. - 320 с.
61. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З. Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е.Е. Соколовой, Т.В. Родионовой. - М.: Азбука-Аттикус, 2011. - 480 с.
62. Хартманн, Х. Эго-психология и проблема адаптации / Х. Хартманн; пер. с англ.В.В. Старовойтовой; под ред. М.В. Ромашкевича. - М.: Институт общегуманитарных исследований. - 2002. - 160 с.
63. Хорни, К. Я идеальное. Психология самосознания. Хрестоматия.[Текст]/ К. Хорни. - Самара: «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
64. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / О.В. Хухлаева- М.: Академия, 2002. - 208 с.
65. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. - СПб.: Питер Пресс. - 1997. - 608 с.
66. Чеснокова, И.И. Пробема самосознания в психологии [Текст] / И.И. Чеснокова. - Москва: Наука, 1977. - 143 с.
67. Чудова. Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета [Электронный ресурс] / Н.В. Чудова //Психологический журнал -2002. - №1 - Режим доступа:- http://psyfactor.org/lib/chudova.htm (дата обращения: 02.12.16).
68. Чухрова, М.Г. Интернет-зависимость как вариант аддиктивного поведения [Текст] / М.Г. Чухрова, А.В. Ермолаева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №2. - С. 231-233.
69. Шумков, Д.В. Интернет среда как фактор трансформации образа жизни молодежи Отношение родителей к вовлеченности современной молодежи в интернет-среду [Текст] / Д.В. Шумков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. - 2012. - №2 - С. 333-335.
70. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон — Москва: Прогресс, 1996. - 344 с.
71. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика [Текст] / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот — Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.