ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТАФИЗИКА СОБОРНОСТИ И КОНФЛИКТ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ А.С. ХОМЯКОВА
ГЛАВА II. «GEMEINSCHAFT» Ф. ТЁННИСА И «СОБОРНОСТЬ» А.С. ХОМЯКОВА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ «КОНСЕРВАТИВНОЙ УТОПИИ» АНДЖЕЯ ВАЛИЦКОГО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Настоящая работа посвящена рассмотрению философии истории старших славянофилов. Следует отметить, что исследование и осмысления отечественной истории является одной из ведущих тем русской философии. То же актуально и для того мировоззрения (согласно обозначению А. Валицкого), которое сегодня мы понимаем как «славянофильство». Это утверждение становится еще более правомерным, если мы будем опираться на тезис А.А. Ермичева, согласно которому начало русской философии было положено «Философическими письмами» П.Я. Чаадаева, основной объект которых – историческая судьба России.
Однако не менее важной областью исследования настоящей работы является концепция соборности, разработанная А.С. Хомяковым. Именно в свете соборности как, с одной стороны, понятия, направленного на решение традиционной метафизической проблемы «единого» и «множественного» и, с другой стороны, как учения о Церкви и о её месте в истории, т.е. экклезиологии, и рассматривается философия истории старших славянофилов в настоящей работе.
Данная исследовательская установка определяет несколько концептуально важных аспектов настоящей работы. Когда мы говорим о философской стороне мировоззрения славянофилов, мы прежде всего опираемся на работы А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Поэтому под «старшими славянофилами», указанными в заглавии, мы подразумеваем именно этих двух мыслителей. Однако их соотношение между собой, а также значимость их трудов в интеллектуальном пространстве русской культуры до сих пор вызывает споры. Так, согласно мнению наиболее крупных исследователей отечественной мысли, таким как А.А. Ермичев, М.А. Маслин, А.Ф. Замалеев и др., Хомяков являлся безусловным лидером «старших» славянофилов как в философском, так и в идеологическом плане. Однако польский историк русской философии Анджей Валицкий оспаривает этот тезис, указывая на гораздо более серьезные философские основания трудов Киреевского. Ввиду установки на филсофско-историческое осмысление концепта соборности, мы будем придерживаться позиции, утвердившейся в отечественной традиции истории русской философии.
В настоящем исследовании нам интересна не столько фактологическая сторона истории Отечетсва и её последующий анализ, сколько метафизика русской истории, её духовный смысл, который просматривается через призму концепции соборности. Ввиду этого традиционная историософская дихотомия славянофилов «Восток-Запад» рассматривается нами скорее в экклезиологическом ключе, а сам исторический процесс – как возможная динамика Откровения Святого Духа.
Исследованию философии истории старших славянофилов посвящены работы таких учёных, как Гусев В.В., Замалеев А.Ф., Зернов Н.М., Кавелин К.Д., Каменский З.А., Керимов В.И., Фролов А.А., Шапошников Л.Е., Малинов А.В. и др. Традиционно в статьях и монографиях, посвященных данной теме, преимущественно рассматривается воззрения славянофилов на проблему «Восток-Запад», «Россия-Европа». Одной из позднейших работ, направленных на изучение данной темы, является труд С.А. Воробьевой «Философия истории А.С. Хомякова». Воробьева не только детально реконструирует метафизические, гносеологические и историософские основания учения Хомякова, но и вписывает их в широкий контекст отечественной и западной интеллектуальной традиции. Другой работой, заслуживающей внимания исследователей, является труд Анджея Валицкого «В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства». Валицкий обнаруживает в русском славянофильстве некоторые исторические и социологические интуиции, которые впоследствии будут развиты классиками немецкой социологии – Ф. Тённисом, Э. Дюркгеймом и др.
Исходя из вышесказанного, формулируются цели и задачи исследования.
Целью исследования является раскрытие концептуальной обусловленности славянофильской философии истории учением о соборном единстве.
Исходя из сформулированной выше цели, определяются следующие исследовательские задачи:
1. Исследовать содержание и смысл славянофильского учения о соборности.
2. Изучить общекультурный и философский контекст, в котором развивалось славянофильское учение.
3. Выявить в славянофильской философии истории специфические метафизические основания.
4. Исследовать содержание христианского учения о соборности Церкви в его исторической динамике.
Объектом исследования является философская мысль, обращенная к осмыслению духовных оснований русской истории.
Предметом исследования является проявления логики соборного единства в славянофильской философии истории.
Главным итогом проведенного историко-философского исследования является тезис о существенном влиянии концепции соборности на философские представления старших славянофилов, прежде всего, на философию истории самого А.С. Хомякова
Во первой главе мы обратились к исследованию учений «старших» славянофилов – И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Концепция соборности определялась славянофилами преимущественно в оппозиции к магистральной интеллектуальной традиции Запада, подразумевающей индивидуализм, рационализм и детерминизм. Соборность, напротив, полагается славянофилами как мироощущение, основанное на внутренней свободе личности. Эта свобода определяется соотношением личности с православным Преданием и с традицией взаимной любви, фундированной в устройстве Церкви. Показано, что соборное мироощущение не отрицает, но дополняет чувство исторического, поскольку исторический процесс может быть осмыслен в контексте действий Святого Духа.
Во второй главе концепт соборности А.С. Хомякова был сопоставлен с социологическим учением Ф. Тённиса о Gemeinschaftи Gesselschaft. Показаны идейные пересечения социологических интуиций данных мыслителей. Раскрыт утопизм славянофильской философии и учения Тённиса в контексте их соотношения с реальным историческим процессом.
Сопоставление выводов первой и второй глав позволяет нам наметить внутренний конфликт славянофильской философии. Существует противоречие между «соборностью» как «помещичьей утопией», стремлением уйти из истории в вечность Церкви, и «соборностью» как понятием собственно богословского характера, сущностно вписывающего Церковь в процессы истории. Анализ данного противоречия может войти в задачи будущих работ по настоящей тематике.
1. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Осипов И.Д., Стельмашук Г.В. Русская культурология. Учебноепособие. СПб, ЛГУим. А.С. Пушкина. 2006. -327 с.
2. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 445 с.
3. Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: «Э», 2016. 512 с.
4. Биллингтон Д. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. Т. 1-2. М., 2011.
5. Валицкий, А. В кругу консервативной утопии. Структура и метаморфозы русского славянофильства / Анджей Валицкий. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 704 с.
6. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е издание, исправленное и дополненное. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. – 744 c.
7. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие / Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. – 624 с.
8. Достоевский – Достоевский Ф.М. Сила и правда России / Ф.М. Достоевский. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 834 с.
9. Емельянов Б.В. История русской философии. Екатеринбург, 2015. Уральское издательство. 2015. 460 с.
10. Ермичев А.А. Имена и сюжеты русской философии. СПб.: Наука, 2014. 710 с.
11. Замалеев А.Ф. Философская мысль в России ХI-ХХ веков. СПб,. Петрополис. 2015. 480 с.
12. Засухина Виктория Николаевна. Идея соборности как органичный элемент русской духовной культуры // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2008. №4.
13. История русской философии / Под общ. ред. проф. А.Ф. Замалеева. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2012. – 354 с.
14. Киреевский И.В. О Характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М.: Искусство, 1979. - 439 с.
15. Лазарев В.В. Идея целостности в русской религиозной философии (середина XIX – начало XX в.) // Рос. Акад. Наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2012. – 222 с.
16. Маслин М.А. Анджей Валицкий как историк русской философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2014. №6. – с.107-117
17. Малинов А.В., Прохоренко А.В. Философия истории в России. СПб,. Европейский дом. 2010. 256 с.
18. Николай Бердяев. Константин Леонтьев. Алексей Степанович Хомяков / М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 445 с.
19. Свт. ГригорийНисский. Экзегетическиесочинения. М.: Солон-пресс, 2009. 464 с.
20. Осипов И.Д. Философия политики и права в России. СПбГУ. 2014. 262 с.
21. П.Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое. / Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука, 1991. – 798 с.
22. Перов И. Руководство к обличительному богословию. - Тула, 1910.
23. Размолодин М.Л. «Русский вопрос в идеологии черной сотни». Монография / Под редакцией Ю. Ю. Иерусалимского. — Ярославль: Нюанс, 2-е издание, доп. и перераб., 2013. — 480 с.
24. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М.: Алгоритм, 2007. – 736 с.
25. Соловьев В.С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990. 496 с.
26. Соловьев В.С. Кризис западной философии. М.: Университетская типография, 1874. 146 с.
27. Соловьев В.С. О христианском единстве. М.: Рудомино, 1994. 334 с.
28. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. 892 с.
29. Сухов А.Д. Русская философия, характерные признаки и представители, особенности развития. М., Канон 2012. 640 с.
30. Угодник божий Серафим [Текст]: [сборник : в 2 т.] / [сост.: игумен Андроник (Трубачев), Стрижев Александр Николаевич]. – М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1992. Т. 1. - 1992. – 366 с.
31. Филиппов А.Ф. Элементарная социология. Введение в историю дисциплины // М.: Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2019. – С. 79-124
32. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
33. Хомяков А.С. Призвание России. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 526 с.
34. Хомяков А.С. По поводу отрывков, найденных в бумагах И.В. Киреевского / Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Издание третье, дополненное. Т.1. М.: Университетская типография на Страстном бульваре, 1900.
35. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 1 – М: Университетская типография, 1900.
36. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. М.: Московский философский фонд. Издательство "Медиум", 1994. – 591+479 с.
37. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли. ХIХ века. М., МГУ. 1986. 274 с.
38. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т II. М.: Наука, 1991. 671 с.
39. Чижевский Д.И. Гегель в России. – СПб., Наука, 2008. – 411 с.
40. Чичерин, Борис Николаевич. Воспоминания Бориса Николаевича Чичерина : Москва сороковых годов / [Б. Н. Чичерин] ; вступ. ст. и примеч. С. В. Бахрушина. - М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1929. - 293 с.
41. Шапошников Л.Е. Консерватизм, модернизм и новаторство в русской православной мысли Х1Х-ХХ1 веков. СПбГУ. 2006. 327 с.
42. Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПбГУ, 1996. 200 с.
43. ‘TheCollectedWorksofGeorgesFlorovsky, vol. 1, Bible, Church, Tradition: AnEasternOrthodoxView (Belmong, MA: Nordland, 1972).