ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ PR ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ 15
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 15
1.2 ПРИМЕНЕНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ СТРАНЫ 26
1.3 РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО PR 36
2. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН И МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО 48
2.1. МЕДИА И ДИПЛОМАТИЯ АФГАНИСТАНА ДО БОННСКИХ СОГЛАШЕНИЙ 48
2.2 PR-СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 57
2.3 ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАРЗАЯ И ГАНИ 66
2.4 РЕВОЛЮЦИЯ МАСС-МЕДИА В АФГАНИСТАНЕ 77
3. СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В АФГАНИСТАНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 85
3.1. ВОПРОС МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ ТАЛИБАНА 85
3.2 PR-ТЕХНОЛОГИИ ТАЛИБАНА: ТОГДА И СЕЙЧАС 91
3.3 ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ АФГАНСКИХ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В БУДУЩЕМ 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 116
Актуальность темы обусловлена повышенным интересом научного сообщества к изучению Афганистан, в связи с приходом Талибана к власти. В настоящий положением Афганистан на международной арене неопределенно – страна остаётся непризнанной, международные организации и другие страны обеспокоены ситуацией с правами женщин и гражданскими свободами. Важным аспектом остаётся проблема безопасности – на территории Афганистана продолжают действовать террористические и повстанческие группировки, растёт объем наркоторговли. В этом контексте Талибан стремится улучшить восприятие своего правительства международным сообществом и для этого обращается к дипломатии и PR.Социальная значимость работы обусловлена гуманитарной катастрофой, угрожающей Афганистану в настоящий момент времени, и необходимостью вступления в диалог с талибами для её предотвращения.
Кроме того, интерес представляет вопрос падения Республики Афганистан – в работе анализируется политика в сфере связей с общественностью, реализовывавшаяся властями той страны, с целью обозначения пробелов и недочётов в ней, которые не позволили демократическому правительству заручиться достаточной поддержкой местного населения и мирового сообщества.
Наибольшее число публикаций по избранной автором тематике приходится на период 2001-2010 гг., когда формулировалась стратегия реконструкции страны, а также на период 2021-2023 гг. – когда Талибан одержал победу в Гражданской войне. В настоящий момент анализ PR-технологий талибов стал популярной темой для исследований, однако множество работ посвященные этой теме обращаются скорее к вопросу противодействия пропаганде и написаны с антиталибской точки зрения. Автор настоящей работы стремился занять нейтральную позицию для более объективного рассмотрения данного вопроса. Безусловным недостатком многих рассмотренных работ была их изолированность от исторического контекста, на взгляд автора анализ связей с общественностью Афганистана на протяжении длительного периода и нескольких правительств, может дать иные результаты, чем анализ PR-технологий исключительно последних лет.
Общая неопределенность нынешней международной ситуации в Афганистане также относятся к аспектам актуальности выбранной темы. Положение дел в Афганистане на протяжении последних двух лет сильно менялось, равно как и риторика талибов, например, по вопросу прав женщин на образование. Настоящая работа учитывает события, которые происходили в Афганистане до конца апреля 2023 г.
Все обозначенное ранее требует обращения к вопросу афганских связей с общественностью, в особенности в контексте международных отношений.
Хронологические рамки работы преимущественно охватывают период 2001-2021 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен установлением прозападного демократического правительства в Афганистане в 2001 г. и, следовательно, формированием новых институтов. Переходной администрации было необходимо, в том числе, заручиться поддержкой местного населения и привлечь инвестиции и помощь со стороны международного сообщества. В этой связи начинается работа над продвижением имиджа Афганистана. Кроме того, рассмотрение вопроса именно с этой отправной точки позволит проанализировать различия в подходах к связям с общественностью между республиканским правительством и правительством Талибана.
Для предоставления исторического контекста анализируемым в работе событиям и явлениям в параграфах 2.1 и 3.1 хронологические рамки расставлены несколько шире и включают в себя период 1996-2001 гг., так как именно в этот период Талибан в первый раз находился у власти, для того чтобы проследить эволюцию PR, необходимо обращаться к данному историческому периоду.
Регион Юго-западной Азии, а именно Афганистан, Пакистан, Иран, Турция, регион Центральной Азии, включающий в себя именно Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан составляют географические рамки работы.
Основываясь на том, что было сказано выше, были избраны объект и предмет исследования, а также цели и задачи работы.
Объект исследования –связи с общественностью в Афганистане.
Предмет исследования – тенденции и изменения в технологиях и общей стратегии PR, взаимоотношения афганских правительств с международным сообществом и глобальной аудиторией, публичная и цифровая дипломатия Афганистана, усилия в сфере государственного строительства, направленные на развитие связей с общественностью, имидж Афганистана.
Итак, целью исследования является проследить трансформацию PR-технологий во внешней политике Афганистана в 2001 - 2023 гг..
Для достижения поставленной цели была выбрана серия задач:
• Охарактеризовать взаимосвязь связей с общественностью, внешней политикой и международных отношений;
• Определить, каким образом технологии PRи СМИ влияют на воспринимаемый страновой имидж;
• Обозначить публичную дипломатию и элементы PR Афганистана до принятия Боннских соглашений;
• Проследить процесс формулирования стратегии в сфере связей с общественностью в период установления Республики Афганистан, основные направления и методы PR;
• Охарактеризовать публичную дипломатию в период президентств Карзая и Гани – провести её сравнительный анализ, выявить её основные недостатки и причины неэффективности;
• Проанализировать процесс развития масс-медиа в Афганистане, медиаландшафт в стране на период последних лет существования демократического правительства и эффект, который свобода прессы оказала на международный имидж страны;
• Предоставить анализ проблем, связанных с международным признанием Талибана и деятельность движения по преодолению международной изоляции;
• Обозначить деятельность в сфере международного PR, которую талибы ведут в настоящий момент – её направления, методы и цели, проследить различия PR-технологий, используемых Талибаном, в период первого управления страной и будучи повстанческим движением;
• Предоставить прогноз возможных изменений в направлениях PRдеятельности талибов.
Критический анализ источников и научной литературы
Источниками исследования стали доклады, предоставляемые международными организациями, стратегия развития Афганистана, статистические данные, новостные статьи.
В отчете , подготовленном RSF(Reporters sans frontières), исследуется медиасреда в Афганистане. Анализируются основные характеристики медиаландшафта страны, проблемы, с которыми сталкиваются журналисты и СМИ. Исследование начинается с обзора ситуации свободы прессы в Афганистане. Указывается, что страна продолжает оставаться опасным рабочим местом для журналистов, с высоким уровнем насилия и угрозами со стороны различных группировок и правительственных органов. Журналисты подвергаются нападкам, угрозам, а иногда даже убийствам, что существенно ограничивает их свободу выражения и доступ к информации. Далее исследуется состояние медиасреды в Афганистане. Отмечается, что СМИ в стране сталкиваются с множеством проблем, таких как ограниченный доступ к информации, недостаточное финансирование, низкая профессиональная подготовка журналистов и ограниченные возможности развития медийных организаций. Эти факторы существенно влияют на качество и объективность информационного покрытия. В отчете также обращается внимание на роль женщин в медиасреде Афганистана. Отмечается, что женщины журналисты и медиапрактики сталкиваются с дополнительными вызовами и ограничениями в своей профессиональной деятельности. Они сталкиваются с дискриминацией, угрозами насилия и ограниченным доступом к ресурсам и возможностям. В докладе подробно рассматриваются тенденции в развитии СМИ Афганистана. Отмечается рост числа цифровых медиа и использование социальных сетей в качестве платформы для распространения информации. Однако, существуют также проблемы с доступом к интернету и цензурой онлайн-контента.
В докладе "Афганистан: национальная стратегия развития ", подготовленном Правительством Афганистана, представлена национальная стратегия развития страны, ориентированная на безопасность, управление, экономический рост и сокращение бедности. Доклад начинается с обзора текущей ситуации в Афганистане. Отмечается, что страна сталкивается с множеством вызовов в области безопасности, включая терроризм, вооруженные конфликты и наркотрафик. Эти факторы негативно влияют на стабильность и развитие страны, и поэтому безопасность является одной из основных приоритетов национальной стратегии развития. Второй аспект стратегии касается управления. В докладе подчеркивается необходимость укрепления государственных институтов, повышения прозрачности и борьбы с коррупцией. Управление должно быть эффективным и ответственным, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны, и в том числе должно учитывать население страны. Предлагается развивать системы коммуникации и связей с общественностью и соответствующие департаменты, которые будут способствовать положительному восприятию реформ среди граждан. Третий аспект стратегии связан с экономическим ростом. Доклад отмечает важность развития разнообразных секторов экономики, таких как сельское хозяйство, инфраструктура, энергетика, туризм и добыча природных ресурсов. Поощрение частного предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций также должно осуществляться в соответствии с принципами связей с общественностью. Четвертый аспект стратегии - сокращение бедности. Доклад подчеркивает важность обеспечения равных возможностей и социальной справедливости для всех слоев населения, особенно уязвимых групп. Стратегия включает программы и меры по борьбе с бедностью, улучшению доступности образования и здравоохранения, а также созданию условий для повышения уровня жизни населения.
В докладе “Стратегии использования социальных медиа и онлайн-нарративов террористических организаций; Кейс-стади Аль-Каиды, ИГИЛ, Талибана и Лашкар-э-Тайба” , подготовленном Европейским фондом по южноазиатским исследованиям (EFSAS – European Foundation for South Asian Studies), исследуются стратегии использования социальных медиа четырех террористических организаций. Доклад основан на анализе источников информации и онлайн-контента этих организаций с целью понять, как они используют социальные медиа для распространения своей идеологии, привлечения новых членов и мобилизации своих сторонников. Доклад начинается с обзора роли социальных медиа в современном мире и их значимости для террористических организаций. Отмечается, что социальные медиа предоставляют террористам эффективный инструмент для коммуникации, пропаганды и манипуляции общественным мнением. Использование социальных медиа позволяет организациям достигать широкой аудитории, преодолевать географические и языковые преграды, и формировать онлайн-сообщества своих сторонников. В дальнейшем доклад рассматривает четыре кейса: Аль-Каиду, ИГИЛ, Талибан и Лашкар-э-Тайба. Для каждой организации анализируются ее основные цели, стратегии использования социальных медиа и особенности ее онлайн-нарративов. Отмечается, что у каждой организации есть своя уникальная стратегия, но основной целью является мобилизация и радикализация своих сторонников, привлечение новых рекрутов и распространение своей идеологии. Используемые организациями онлайн-рассказы имеют различные формы, такие как видео, тексты, изображения и социальные медиа-платформы, и они стремятся создать определенный образ и влияние на свою аудиторию.
Проблематика Афганистана, его внешней политики и связей с общественностью становилась объектом изучения многих зарубежных ученых, равно как и российских.
Так, в статье , написанной Р. Дауровым. и Н. Саженовым, исследуются общие принципы и особенности внешнеполитической стратегии современного Афганистана. Статья начинается с обзора исторического контекста внешнеполитической стратегии Афганистана, отмечая значимость этой стратегии для обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития и установления мирных отношений с другими государствами. Далее статья анализирует основные принципы, которые лежат в основе внешнеполитической стратегии Афганистана, такие как нейтралитет, неприкосновенность государственной территории, мирное урегулирование конфликтов и стремление к интеграции в международное сообщество. В дальнейшем статья рассматривает особенности внешнеполитической стратегии Афганистана в свете современных вызовов и изменений в международной политике. Она обсуждает взаимодействие Афганистана с региональными и международными акторами, такими как соседние государства, Россия, США, Китай, Европейский союз и другие, а также участие Афганистана в международных организациях, включая ООН, ОБСЕ и ШОС. Статья также анализирует влияние геополитических факторов на внешнеполитическую стратегию Афганистана, включая ситуацию в регионе Центральной Азии, борьбу с терроризмом, наркотрафиком и конкуренцию между внешними державами. Авторы обсуждают вызовы, с которыми сталкивается Афганистан в реализации своей внешнеполитической стратегии, такие как сложности в построении партнерских отношений с различными государствами, противоречия международных интересов и динамика геополитических процессов.
В статье "Как Талибан превратил социальные медиа в инструмент контроля ", опубликованной в газете New York Times, исследуется, как Талибан использовал социальные медиа для своей PR стратегии. Статья основана на анализе данных, интервью с экспертами и наблюдениях за деятельностью Талибана в онлайн-пространстве. Статья начинается с описания эволюции коммуникационной стратегии Талибана, который изначально был малоактивен в сфере социальных медиа, но затем осознал их потенциал в мобилизации своих сторонников и установлении контроля над населением. Талибан активно использует различные социальные медиа-платформы, такие как Twitter, Facebook и Telegram, для распространения своей идеологии, пропаганды, мобилизации и рекрутинга. Далее статья анализирует стратегии, используемые Талибаном в социальных медиа, включая создание официальных и неофициальных аккаунтов, публикацию видео, текстов и изображений, а также использование онлайн-сообществ для обмена информацией и координации действий. Талибан активно мониторит и контролирует онлайн-дискуссии и использует социальные медиа для выявления и подавления критики и оппозиции.
Монография "Warlords, StrongmanGovernors, andtheStateinAfghanistan"(Военачальники, губернаторы-силовики и государство в Афганистане) автора Д.Мукхопадья представляет собой исследование роли военачальников в политической системе Афганистана. Книга начинается с обзора исторического контекста Афганистана, включая период после советской интервенции и установления талибанского режима. Автор анализирует роль военачальников и силовых деятелей в формировании политических структур и управления в периоды войны и после конфликта. Он исследует различные формы власти, которыми обладают эти акторы, и их отношения с центральным государством. Далее книга анализирует влияние военачальников и губернаторов на государственность и политический порядок в Афганистане. Автор исследует, как эти акторы используют свою власть и ресурсы для достижения своих политических целей и обеспечения собственной безопасности. Он рассматривает, как взаимодействие между военачальниками с центральным государством влияет на управление, ресурсы и принятие решений. Книга также обсуждает влияние военачальников и силовых деятелей на местное развитие и обеспечение услуг в Афганистане. Автор анализирует, как эти акторы контролируют доступ к ресурсам и распределению помощи, и как это влияет на развитие и благосостояние местного населения. Он также рассматривает роль международного сообщества в отношении военачальников, включая стратегии вмешательства и сотрудничества.
Статья авторов И. Ли и Р.Фуркана посвящена исследованию текущей ситуации в Афганистане под руководством Талибана с использованием методов анализа настроений и анализа объема данных. Авторы применяют компьютерные алгоритмы для анализа крупных массивов данных, собранных из различных источников, с целью получить представление о настроениях общества и изменениях в объеме информации о событиях в стране. Статья начинается с обзора текущей политической и социальной ситуации в Афганистане после прихода Талибана к власти. Авторы описывают основные события и изменения, происходящие в стране, и указывают на важность анализа данных для понимания динамики ситуации. Они также обсуждают значимость анализа настроений и анализа объема данных в контексте изучения общественного мнения и оценки влияния Талибана на различные сферы жизни в стране. В основной части статьи авторы представляют результаты анализа настроений и объема данных. Они анализируют изменения в общественном мнении и выявляют основные темы и тренды, связанные с деятельностью Талибана. Авторы также исследуют изменения в объеме информации о различных аспектах жизни в стране, включая политику, экономику, безопасность и социальные вопросы. Результаты анализа представлены в виде графиков, диаграмм и статистических данных, которые позволяют получить общую картину текущей ситуации в Афганистане. В заключительной части статьи авторы делают выводы на основе проведенного анализа данных и обсуждают их значение для понимания текущей ситуации в Афганистане. Они подчеркивают важность дальнейшего исследования и мониторинга ситуации под руководством Талибана и предлагают возможные направления для будущих исследований в этой области.
Научная новизна настоящего исследования заключается во всестороннем анализе вопроса связей с общественностью в Афганистане на протяжении XXIвека с учетом последних событий в вопросе урегулирования афганского конфликта. Автором была предпринята попытка обозначить различия между подходами, избранными демократическим правительством и Талибаном и то, каким образом стратегии их PR деятельности менялись в течение времени. Кроме того, был сформулирован прогноз направлений связей с общественностью Талибана в ближайшем будущем.
Для настоящей работы методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные Афганистану, его публичной дипломатии и внешней политике, средствам массовой информации; источниками исследования стали доклады международных организаций, связанных с исследованием коммуникационных технологий, СМИ и правами человека, индексы, публикуемые исследовательскими центрами, национальные стратегии и доклады, новостные статьи, посвященные вышеуказанной тематике. В процессе написания работы автор соблюдал принципы научной объективности политико-правого анализа, системного и конкретно-исторического подходов.
Практическая значимость исследования афганских связей с общественностью обусловлена необходимостью выявить ошибки, которые демократическое правительство допустило в данной сфере, для того чтобы их преодолевать в процессе государственного строительства в странах, находящихся в схожих обстоятельствах. Анализ PR-технологий Талибана и их основных целей позволяет лучше понять данной движением и формулировать соответствующую стратегию по взаимодействию с ним. Настоящая работа может служить основой для дальнейших исследований. Заключения и прогнозы, высказанные автором, могут быть учтены при формировании собственных PR стратегий заинтересованными ведомствами или организациями.
Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что страновой PRиграет дополняющую роль для ведения международных отношений. В наибольшей степени эту взаимосвязь можно проследить через публичную дипломатию – целенаправленное формирования положительного общественного мнения для осуществление внешней политики. В свою очередь страновой имидж (образ) включает в себя восприятия, убеждения и представления о данной стране, формируемые через многообразные источники информации и опыт личного взаимодействия, и достижение благоприятного имиджа среди общественности является одной из важнейших целей специалистов по страновому PR’у. При формулировании стратегии в сфере связей с общественностью необходимо также принимать во внимание средства массовой информации, как национальные, так и зарубежные. То, какую информацию, и то, как медиа представляет аудитории имеет значительное влияние на общее восприятие страны в мире.
Афганистан до вторжения международной коалиции и формирования нового правительства был очень закрытой и авторитарной страной. Талибан фактически не уделял внимания созданию положительного имиджа, поддержанию хороших отношений со странами-соседями или крупными державами, СМИ были полностью подконтрольны талибам, инакомыслие подавлялось. По этой причине сложно говорить о стратегии в сфере связей с общественностью в этот период, ввиду того что усилия в этом направлении не применялись, наоборот, лидеры Талибана редко появлялись на публике и в своих заявлениях были достаточно провокационны. В так называемый период перехода новое правительство Афганистана стремилось создать такие механизмы коммуникации, которые могли бы способствовать реконструкции страны. Первоочередным было информирование население и просвещение афганцев о программах развития: образовательных, медицинских, социально-экономических и т.д., для этого создавались соответствующие органы, как, к примеру, ГМИЦ. Публичная дипломатия в этот период следовала схожим паттернам, что можно наблюдать в период президентств Карзая и Гани. В первые годы управления страной каждый из них имел высокую поддержку среди населения и международного сообщества, что можно наглядно наблюдать, через характер их представления через медиа, что в свою очередь положительно сказывалось на имидже Афганистана и увеличивало иностранную помощь. Однако в последующие годы, когда становилось понятно, что их политика оказалась провальной, а их окружение состоит из коррупционеров, их репутация резко падала и негативно влияла в том числе на образ Афганистана. СМИ в Афганистане развивались практически с нуля, и в отличие от других сфер, развитие масс-медиа оказалось очень успешным – к 2018 г. в стране насчитывалось 96 телеканалов, 190 радиостанций и 231 газета, они включали в себя как государственные, так и частно-коммерческие. В этот период также наблюдается значительный рост пользователей Интернета в Афганистане и развитие информационной среды, которая, следует также заметить, развивалась с нулевой точки.
По мнению автора настоящей работы, если рассматривать текущую ситуацию с позиции связей с общественностью или имиджелогии, то главная проблема Афганистана на настоящий момент – необходимость международного признания. Основными препятствиями в этом контексте являются вопросы о правах женщин, национальных меньшинств, человеческих свобод, а также деятельность террористических, таких как ТТП или ИГКП и преступных организаций на территории Афганистана. Талибану удалось установить дипломатические связи с рядом стран, таких как Туркменистан, Турция, Китай, Россия и Пакистан, однако ни одна из них не признала Эмират, и в ближайшем будущем это вряд ли изменится. Если в 90-х гг. единственным элементом PR, который можно отметить было формулирование мифологии о происхождении движения, то в дальнейшем методы коммуникации с общественностью Талибана значительно изменились. В течение периода, когда талибы были повстанцами, конструировался имидж Талибана 2.0 – движения, которое основано скорее на националистических, чем религиозных началах, и которое значительно умереннее, чем его предыдущая итерация. В те же годы изменились и методы, через которые Талибан влияет на аудиторию; главные платформами стали мессенджеры и социальные сети, в особенности Twitter, через которые талибы стремились создать новый образ среди мировой общественности. В настоящий момент эти усилия продолжаются; через медиакоммуникации Талибан пытается подчеркнуть собственную легитимность и выполнить внешнеполитические цели – в особенности получение международного признания. Иные цели на настоящий момент включают в себя: развитие торговых отношений с другими странами, получение международной помощи для решения вопросов засухи, нехватки ресурсов, бедности населения и т.д., поддержание видимости единства движения, сотрудничество в сфере безопасности для борьбы с террористическими группировками. Если международное признание кажется маловероятным, то в других вопросах Талибан добился умеренных успехов, что говорит о эффективности его нынешней PR-стратегии.
1. 2022 UN Afghanistan annual results report // United Nations. [Электронный ресурс] – URL: https://afghanistan.un.org/en/227956-2022-un-afghanistan-annual-results-report. (дата обращения 09.05.2023)
2. A survey of the Afghan People - Afghanistan in 2019 // The Asia Foundation. [Электронный ресурс] – URL: https://reliefweb.int/report/afghanistan/survey-afghan-people-afghanistan-2019. – (дата обращения 18.05.2023)
3. Afganistan Opium Survey 2018. Challenges to Sustainable Development, Peace and Security // UNODC. [Электронный ресурс] – URL: https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghanistan_opium_survey_2018_socioeconomic_report.pdf. (дата обращения 29.04.2023)
4. Afganistan Opium Survey 2018. Challenges to Sustainable Development, Peace and Security // UNODC. [Электронный ресурс] – URL: https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghanistan_opium_survey_2018_socioeconomic_report.pdf. (дата обращения 29.04.2023)
5. Afghanistan economic monitor // The World Bank. [Электронный ресурс] – URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/0d0d44b773d41184dfb9d7064016dea5-0310012023/original/Afghanistan-Economic-Monitor-24-February-2023.pdf. – (дата обращения 18.05.2023)
6. Afghanistan index. Tracking variables of reconstruction and security in post-9/11 Afghanistan // Brookings. [Электронный ресурс] – URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2020/08/FP_20200825_afganistan_index.pdf. (дата обращения 01.05.2023)
7. AfghanMediain 2010. AltaiConsulting // PublicIntelligence. [Электронныйресурс] – URL: https://info.publicintelligence.net/AfghanMedia2010-Full.pdf. (датаобращения 01.05.2023)
8. Afghanistan National Development Strategy. An Interim Strategy for Security, Governance, Economic Growth & Poverty Reduction // Government of Afganistan. [Электронный ресурс] – URL: https://mof.gov.af/sites/default/files/2021-05/ANDS.pdf. (дата обращения 01.05.2023)
9. Afghanistan Report. Global Illicit Drug Trends 2001 // UNODC. [Электронный ресурс] – URL: https://www.unodc.org/pdf/report_2001-06-26_1/analysis_afghanistan.pdf. (дата обращения 01.05.2023)
10. Afghanistan socio-economic outlook 2023 // UNDP. [Электронный ресурс] – URL: https://www.undp.org/sites/g/files/zskgke326/files/2023-04/SEO%202023-Executive%20Summary_English.pdf. (дата обращения 09.05.2023)
11. Afghanistan. MediaLandscape // RSF. [Электронныйресурс] – URL: https://rsf.org/en/country/afghanistan. (дата обращения 01.05.2023)
12. Afghanistan: ISIS Group Targets Religious Minorities // Human Rights Watch. [Электронный ресурс] – URL: https://www.hrw.org/news/2022/09/06/afghanistan-isis-group-targets-religious-minorities. (дата обращения 09.05.2023)
13. Afghanistan: Taliban Target Journalists, Women in Media // Human Rights Watch. [Электронный ресурс] – URL: https://www.hrw.org/news/2021/04/01/afghanistan-taliban-target-journalists-women-media. – (дата обращения 18.05.2023)
14. Afghanistan-Crisis of Impunity: The Role of Pakistan, Russia and Iran in Fueling the Civil War // Human Rights Watch. [Электронный ресурс] – URL: https://www.hrw.org/report/2001/07/01/crisis-impunity-role-pakistan-russia-and-iran-fueling-civil-war-afghanistan. – (дата обращения 18.05.2023)
15. Ahmad J. The Taliban’s religious roadmap for Afghanistan // MEI75. [Электронный ресурс] – URL: https://www.mei.edu/publications/talibans-religious-roadmap-afghanistan. – (дата обращения 18.05.2023)
16. Ahmed S. The Pakistani Taliban Test Ties between Islamabad and Kabul // International Crisis Group. [Электронный ресурс] – URL: https://www.crisisgroup.org/asia/south-asia/pakistan/pakistani-taliban-test-ties-between-islamabad-and-kabul. (дата обращения 01.05.2023)
17. Comparing Taliban Social Media Usage by Language. Research Report // RAND Corporation. [Электронныйресурс] – URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RRA1800/RRA1830-1/RAND_RRA1830-1.pdf. – (датаобращения 18.05.2023)
18. Digital 2022: Afghanistan // Datareportal. [Электронныйресурс] – URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-afghanistan. (дата обращения 01.05.2023)
19. European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction and Europol. EU Drug Markets Report 2019. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019.
20. How social media is changing Afghan society // Heinrich Boll Stiftung. [Электронный ресурс] – URL: https://www.boell.de/en/2018/02/07/you-are-what-you-share-how-social-media-changing-afghan-society. (дата обращения 01.05.2023)
21. Journalism, fake news & disinformation: handbook for journalism education and training // UNESCO. UNESDOC. [Электронный ресурс] – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265552. (дата обращения 08.05.2023)
22. Media and Conflict. Afghanistan as a Relative Success Story // United States Institute of Peace [Электронныйресурс] – URL: https://www.files.ethz.ch/isn/46714/sr198.pdf. (датаобращения 01.05.2023)
23. Social Media Strategies and Online Narratives of Terrorist Organizations; Case studies of Al-Qaeda, ISIS, Taliban and Lashkar-e-Taiba // EFSAS. [Электронный ресурс] – URL: https://www.efsas.org/PDF-EFSAS-Social%20Media%20Strategies%20and%20Online%20Narratives%20of%20Terrorist%20Organizations-Al-Qaeda-ISIS-Taliban-Lashkar-e-Taiba.pdf. (дата обращения 09.05.2023)
24. Taking a Terrible Toll: The Taliban’s Education Ban // United States Institute of Peace. [Электронный ресурс] – URL: https://www.usip.org/publications/2023/04/taking-terrible-toll-talibans-education-ban. (дата обращения 01.05.2023)
25. Taliban Seek Recognition, But Offer Few Concessions to International Concerns // United States Institute for Peace. [Электронный ресурс] – URL: https://www.usip.org/publications/2021/09/taliban-seek-recognition-offer-few-concessions-international-concerns. (дата обращения 09.05.2023)
26. The Manifesto of Darkness: An Examination of Taliban’s Ideals // Global Campus of Human Rights. [Электронный ресурс] – URL: https://gchumanrights.org/gc-preparedness/preparedness-conflict/article-detail/the-manifesto-of-darkness-an-examination-of-talibans-ideals.html. (дата обращения 09.05.2023)
27. The media revolution in Afghanistan // European Journalism Observatory. [Электронный ресурс] – URL: https://en.ejo.ch/specialist-journalism/the-media-revolution-in-afghanistan-part-1. (дата обращения 01.05.2023)
28. Yousafzai Z. The Taliban’s Use of Twitter as a Tool to Spread their Voice // Global Network on Extremism and Technology. URL: https://gnet-research.org/2022/10/12/the-talibans-use-of-twitter-as-a-tool-to-spread-their-voice/. – (дата обращения 18.05.2023)
29. Zelin A. Looking for Legitimacy: Taliban Diplomacy Since the Fall of Kabul // Washington Institute for Near East Policy. [Электронный ресурс] – URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/looking-legitimacy-taliban-diplomacy-fall-kabul. (дата обращения 01.05.2023)
Материалы СМИ
1. Атанесян Г. От видео казней до ироничных мемов. Как "Талибан" освоился в социальных сетях // BBC [Электронный ресурс] – URL: https://www.bbc.com/russian/features-58347155. (дата обращения 09.05.2023)
2. Кривошеев К. Экспериментальный Эмират Афганистан // Коммерсант. [Электронный ресурс] – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5504478. (дата обращения 09.05.2023)
3. Михантьева М. Без образования, работы и свободы: как афганским женщинам живется при талибах // Forbes. [Электронный ресурс] – URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/455671-bez-obrazovania-raboty-i-svobody-kak-afganskim-zensinam-zivetsa-pri-talibah. (дата обращения 09.05.2023)
4. Adams T. Simon Anholt interview: ‘There is only one global superpower: public opinion’ // The Guardian [Электронныйресурс] – URL: https://www.theguardian.com/politics/2014/nov/30/simon-anholt-good-country-party-global-superpower-public-opinion. (датаобращения 08.05.2023).
5. Afghanistanmediaguide // BBC [Электронныйресурс] – URL: https://www.bbc.com/news/world-south-asia-12013942. (датаобращения 01.05.2023)
6. Afghanistan secures billions in aid, but donors urge progress // DW. [Электронный ресурс] – URL: https://www.dw.com/en/afghanistan-secures-billions-in-aid-but-donors-urge-progress/a-55706633. (дата обращения 01.05.2023)
7. Afghanistan: Temporary ban on WhatsApp and Telegram // Crisis24. [Электронный ресурс] – URL:https://crisis24.garda.com/alerts/2017/11/afghanistan-temporary-ban-on-whatsapp-and-telegram. (дата обращения 09.05.2023)
8. Afghanistan’s Security Challenges under the Taliban // International Crisis Group. [Электронный ресурс] – URL: https://www.crisisgroup.org/asia/south-asia/afghanistan/afghanistans-security-challenges-under-taliban. (дата обращения 09.05.2023)
9. Afghans Use Social Media To Protest Taliban's University Ban For Women // NDTV. [Электронный ресурс] – URL: https://www.ndtv.com/world-news/afghans-use-social-media-to-protest-talibans-university-ban-for-women-3626888. (дата обращения 09.05.2023)
10. AfPak Behind the Lines: Karzai’s connections // Foreign Policy. [Электронный ресурс] – URL: https://foreignpolicy.com/2010/06/28/afpak-behind-the-lines-karzais-connections/. (дата обращения 01.05.2023).
11. Berger J. The Afghanistan Papers Review: Superb Expose of a War Built on Lies // The Guardian. [Электронный ресурс] – URL: https://www.theguardian.com/books/2021/sep/05/the-afghanistan-papers-review-craig-whitlock-washington-post. (дата обращения 01.05.2023)
12. Brooking T. Before the Taliban took Afghanistan, it took the internet // URL: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/before-the-taliban-took-afghanistan-it-took-the-internet/. (датаобращения 09.05.2023)с
13. Courchesne L., McQuinn B., Buntain C. Powered by Twitter? The Taliban's Takeover of Afghanistan // ESOC. [Электронный ресурс] – URL: https://esoc.princeton.edu/WP30. (дата обращения 09.05.2023)
14. Cull N. “Public Diplomacy” Before Gullion: The Evolution of the Phrase // USC. CenteronPublicDiplomacy. [Электронныйресурс] – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/blog/public-diplomacy-gullion-evolution-phrase (датаобращения 01.05.2023)
15. Dam B. The Misunderstanding of Hamid Karzai // Foreign Policy. [Электронный ресурс] – URL: https://foreignpolicy.com/2014/10/03/the-misunderstanding-of-hamid-karzai/. (дата обращения 01.05.2023).
16. Feldab-Brown V. Afghanistan in 2023: Taliban internal power struggles and militancy // Brookings. [Электронный ресурс] – URL: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2023/02/03/afghanistan-in-2023-taliban-internal-power-struggles-and-militancy/. (дата обращения 01.05.2023)
17. Ghani A. Afghanistan Needs New Leadership // Wall Street Journal. [Электронный ресурс] URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424052970204908604574334652292612012. (дата обращения 01.05.2023).
18. Giustozzi A. Taliban and the Future of the State in Afghanistan // LSE. [Электронный ресурс] – URL: https://blogs.lse.ac.uk/southasia/2022/12/26/taliban-and-the-future-of-the-state-in-afghanistan/. – (дата обращения 18.05.2023)
19. Goudsouzian T. The Taliban PR Campaign Has Not Ended, But Transformed // Defense One. [Электронный ресурс] – URL: https://www.defenseone.com/ideas/2021/09/taliban-pr-campaign-has-not-ended-transformed/185417/. (дата обращения 09.05.2023)
20. Hamid Karzai criticises US move to divide Afghan assets between aid and 9/11 victims // FRANCE24 [Электронный ресурс] – URL: https://www.france24.com/en/tv-shows/the-interview/20220215-ex-afghan-president-karzai-believes-taliban-will-allow-girls-back-to-school. (дата обращения 01.05.2023)
21. How fake media accounts in Afghanistan are used to push Taliban propaganda // FRANCE24. The Observers. [Электронный ресурс] – URL: https://observers.france24.com/en/asia-pacific/20230317-fake-media-accounts-afghanistan-taliban-propaganda. (дата обращения 09.05.2023)
22. Joya B. The impact of social media on Afghanistan's social taboos // Reuters Institute [Электронный ресурс] – URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/impact-social-media-afghanistans-social-taboos. (дата обращения 01.05.2023)
23. Karzai's Foreign Policy Was Unclear: Analysts // ToloNews. [Электронный ресурс] – URL: https://tolonews.com/afghanistan/karzais-foreign-policy-was-unclear-analysts. (дата обращения 01.05.2023).
24. Kopplin Z. The Corruption of the Afghan Presidency // The American Prospect. [Электронный ресурс] URL: https://prospect.org/world/corruption-of-the-afghan-presidency-ashraf-ghani/. (дата обращения 01.05.2023).
25. Malalai J. The Big Lie of Afghanistan // The Guardian. [Электронный ресурс] – URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2009/jul/25/afghanistan-occupation-taliban-warlords. (дата обращения 01.05.2023).
26. Maley W. Diplomatic Engagement with the Taliban: A Path Forward or a Black Hole? // Just Security. [Электронный ресурс] – URL: https://www.justsecurity.org/86065/diplomatic-engagement-with-the-taliban-a-path-forward-or-a-black-hole/. (дата обращения 09.05.2023)
27. Malkasian C. What America Didn’t Understand About Its Longest War // POLITICO. [Электронный ресурс] – URL: https://www.politico.com/news/magazine/2021/07/06/afghanistan-war-malkasian-book-excerpt-497843. – (дата обращения 18.05.2023)
28. Mozur P. How the Taliban Turned Social Media Into a Tool for Control // New York Times. [Электронный ресурс] – URL: https://www.nytimes.com/2021/08/20/technology/afghanistan-taliban-social-media.html. (дата обращения 09.05.2023)
29. Mukhopadhyay D. The Taliban Have Not Moderated. An Extremist Regime Is Pushing Afghanistan to the Brink // Foreign Affairs. [Электронный ресурс] – URL: https://www.foreignaffairs.com/afghanistan/taliban-have-not-moderated. (дата обращения 09.05.2023)
30. O’Donnell L. The Taliban Aim to Divide and Conquer // Foreign Policy [Электронный ресурс] – URL: https://foreignpolicy.com/2023/05/01/taliban-afghanistan-united-nations-guterres-diplomacy/. (дата обращения 09.05.2023)
31. Putz C. Taliban Settle Oil Deal With Chinese Company // The Diplomat. [Электронный ресурс] – URL: https://thediplomat.com/2023/01/taliban-settle-oil-deal-with-chinese-company/. (дата обращения 09.05.2023)
32. Ryan M. Biden will withdraw all U.S. forces from Afghanistan by Sept. 11, 2021 // The Washington Post. [Электронный ресурс] URL: https://prospect.org/world/corruption-of-the-afghan-presidency-ashraf-ghani/. (дата обращения 01.05.2023).
33. Saeed A., Nour A. Analysis: How Taliban used Twitter in first year of power // BBC Monitoring. URL: https://monitoring.bbc.co.uk/product/c203o5kk. – (дата обращения 18.05.2023)
34. SaeedS. Taliban 2.0: Older, media-savvyandstillduplicitous // Politico [Электронный ресурс] – URL: https://www.politico.eu/article/taliban-afghanistan-rebrand-social-media-twitter-international-recognition/. (дата обращения 09.05.2023)
35. Sharma S. The Power of Social Media; A virtual weapon in modern warfare // Deccan Chronicle. [Электронный ресурс] – URL: https://www.deccanchronicle.com/technology/in-other-news/060322/the-power-of-scocial-media-a-virtual-weapon-in-modern-warfare.html. (дата обращения 08.05.2023)
36. Shepherd K. New York Times criticized for publishing Taliban leader's op-ed // The Washington Post. [Электронный ресурс] – URL: https://www.washingtonpost.com/nation/2020/02/21/nyt-taliban-haqqani/. (дата обращения 09.05.2023)
37. Stockman F. Karzai's pardons nullify drug court gains // RAWA News. [Электронный ресурс] URL: http://www.rawa.org/temp/runews/2009/07/04/karzai-s-pardons-nullify-drug-court-gains-2.html. (дата обращения 01.05.2023).
38. Storey H. India’s delicate dance with the Taliban. 2023 // The Interpreter [Электронный ресурс] – URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/india-s-delicate-dance-taliban. (дата обращения 01.05.2023)
39. Taliban fights trust deficit with PR blitz // Al Jazeera. [Электронный ресурс] – URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/8/19/taliban-fight-trust-deficit-with-pr-blitz. (дата обращения 09.05.2023)
40. Taliban push for control of more Afghan diplomatic missions // PBS [Электронный ресурс] – URL: https://www.pbs.org/newshour/world/taliban-push-for-control-of-more-afghan-diplomatic-missions. (дата обращения 09.05.2023)
41. Weinbaum M. Reading Hamid Karzai // Foreign Policy. [Электронный ресурс] – URL: https://foreignpolicy.com/2014/01/15/reading-hamid-karzai/. (дата обращения 01.05.2023).
42. What’s PD // USC. Center on Public Diplomacy. [Электронный ресурс] – URL: https://uscpublicdiplomacy.org/page/what-is-pd (дата обращения 01.05.2023)
43. Wilesmith G. Reporting Afghanistan and Iraq: Media, military and governments and how they influence each other // Reuters Institute [Электронный ресурс] – URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/our-research/reporting-afghanistan-and-iraq-media-military-and-governments-and-how-they-influence. (дата обращения 01.05.2023)
44. Young Sam Ma. The role of global media in public diplomacy // China Daily. [Электронный ресурс] – URL: http://www.chinadaily.com.cn/opinion/2014-01/11/content_17230295.html. (дата обращения 08.05.2023)