Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инструменты «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации на современном этапе

Работа №136421

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы114
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Концепция «мягкой силы». 8
1.1. Фундаментальные принципы концепции «мягкой силы» Дж. Ная. 8
1.2. Источники «мягкой силы». 18
1.3. Отличия понятия «мягкая сила» от понятий «жесткая сила», «умная сила» и «острая сила». 22
1.4. Индекс Portland The Soft Power 30. 31
Глава 2. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации. 41
2.1. Общая стратегия внешней политики России. 41
2.2. Инструментарий российской «мягкой силы». 49
2.2.1. Продвижение культуры. 49
2.2.2. RT – российский информационный канал 55
2.2.3. Высшее образование. 59
2.3. Влияние Чемпионата Мира по Футболу FIFA-2018 на имидж России 65
Глава 3. Распространение русского языка как инструмент «мягкой силы». 74
3.1. Концепция «Русский мир». 74
3.2. Русофония как инструмент «мягкой силы». 80
3.2.1 РОПРЯЛ 87
3.2.2 МАПРЯЛ 88
3.2.3 Фонд «Русский мир» 89
3.2.4. Россотрудничество. 90
3.2.5 Тотальный диктант. 92
Заключение. 96
Список источников и литературы. 104
Приложение. 108


Джозеф Най – автор концепции «мягкая сила» (softpower), возникновение которой явилось реакцией на меняющийся мир конца XX – начала XXI веков. Понятие «мягкая сила» сразу же вошло в международный политический дискурс. «Мягкая сила» на данный момент - одна из основных составляющих внешней политики государств, она становится базовым ресурсом в борьбе за господство между государствами.
«Жесткая сила», господствовавшая долгое время на мировой арене, более не является единственно возможным вариантом. В эпоху глобализации границы стираются, а на первый план выходят новые понятия – «мягкая сила», «острая сила» (sharppower), «умная сила» (smartpower). Это все вынуждает акторов развивать использование «несиловых» методов влияния. Широкое распространение и деятельность международных организаций, наличие ядерного оружия у ряда стран являются сдерживающими факторами в конфликтах и предупреждают использование «жесткой силы». Поэтому сейчас прослеживается тенденция использования странами ресурсов «мягкой силы» для достижения внешнеполитических интересов, а также увеличение популярности данной темы среди ученых.
Разработка и проведение эффективной внешней политики усложняется. Вследствие перехода власти от государств к сетям, усугубленного быстрым изменением технологий, правительства должны адаптироваться, если они хотят добиться успеха в этой сложной обстановке. Более чем когда-либо успех зависит от способности привлекать, создавать и мобилизовывать сети акторов для совместной работы. Те страны, которые в состоянии сделать это, будут теми, кто будет управлять изменениями и формировать глобальную повестку в будущем. В таком новом контексте «мягкая сила» - способность достигать целей путем привлечения и убеждения - имеет решающее значение для эффективного проведения внешней политики.
Актуальность темы исследования заключается в том, что Российская Федерация находится еще в процессе внедрения «мягкой силы» в целях максимального достижения назначенных целей во внешней политике. Согласно рейтингу SoftPower 30 в 2019 году Россия занимает последнее 30-е место. Рейтинг, составляемый Portland при посредничестве Facebook, предоставляет углубленную оценку ресурсов «мягкой силы» стран по отношению друг к другу. Впервые Россия появилась в рейтинге в 2016 году и заняла 27 место на тот момент. За последние 4 года, что видно из списка Portland, у России произошла потеря позиций в рейтинге.
В современных реалиях военная сила или жёсткое давление (политическое, экономическое) менее эффективны, чем, например, правовые, институциональные, социокультурные или экономические инструменты. «Мягкая сила» сегодня – «непременный атрибут великой державы». Жесткая сила стала таким инструментом, к которым многие страны стараются прибегать в исключительных ситуациях – либо в случаях нарушения международного права, либо в случаях явной угрозы безопасности, будь то национальная, региональная или глобальная.
Объектом исследования является «мягкая сила» во внешнеполитической деятельности государства.
Предметом исследования выступают инструменты «мягкой силы» во внешней политике РФ.
В связи с этим цель работы – охарактеризовать специфику использования инструментов «мягкой силы» в реализации внешней политики Российской Федерации. Данная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Уточнить содержание понятия «мягкая сила», источники «мягкой силы», инструменты «мягкой силы»;
2. Выявить различия между понятиями «мягкая сила», «жесткая сила», «острая сила», «умная сила»;
3. Рассмотреть рейтинг The SoftPower 30 от Portland;
4. Охарактеризовать общую концепцию внешней политики РФ, акцентировав внимание на инструментах российской «мягкой силы»;
5. Определить возможность повышения эффективности использования «мягкой силы» во внешнеполитических интересах России с учетом ее сильных и слабых сторон.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с 2013 по настоящее время – с момента официального появления термина «мягкая сила» в концепции внешней политики РФ.
Используемые методы исследования – корреляционный метод (для анализа данных рейтингов, например, Softpower 30), метод «кейсстади» (для более глубокого анализа инструментариев российской «мягкой силы», например, проведения мероприятий – ЧМ по футболу).
Источниковую базу исследования составляют статистические данные - рейтинги, официальные документы правительства РФ, официальные порталы и веб-страницы, материалы СМИ, речи официальных лиц, материалы интервью. Главными источниками для освещения концепции «мягкой силы» являются работы Джозефа Ная, введшего термин «мягкая сила» в оборот в первый раз в книге «Boundtolead: ThechangingnatureofAmericanpower»; а также его относительно недавние более узкие статьи о «мягкой силе» для ForeignAffairs, ProjectSyndicate и т.д.
Степень изученности рассматриваемой проблемы представляется средней.
Первая группа работ посвящена изучению концепции «мягкой силы». Концепция Джозефа Ная практически сразу же после возникновения стала популярной в научном сообществе. При этом все еще существует ряд нерешенных вопросов, несмотря на большое количество научных работ как иностранных, так и отечественных авторов. Например, наименее изучен вопрос принципа действия мягкой силы или негативных аспектов ее применения. Этим аспектам посвящены статьи Дж. Галларотти, Я. Мелиссена, Т. Соломона. Ряд авторов рассматривают «мягкую силу», как составляющую «жесткой силы». В частности, Дж. Маттерн выдвигает гипотезу, что «мягкая сила» является ничем иным, как продолжением «жесткой силы». Такой же гипотезы придерживается К. Грэй , делая акцент на использовании военной силы как инструмента политики в 21 веке.
В России концепция «мягкой силы» заняла место в современном политическом дискурсе относительно недавно, однако уже можно выделить круг авторов, занимающихся исследованием «мягкой силы». Изучением её различных аспектов занимаются такие отечественные ученые, как, О.Г. Леонова, М.М. Лебедева, Неймарк М.А., Е.П. Панова .Я.В. Лексютина и И.В. Радиков рассматривают «мягкую силу» как атрибут великой державы . Вопросу пределов использования «мягкой силы» посвящено исследование А. Фененко . Другие российские исследователи С. Песцов и А. Бобыло в качестве альтернативы предлагают рассматривать «мягкую силу» как развернутую схему, охватывающую весь процесс ее реализации.
Вторая группа исследований посвящена изучению именно российской «мягкой силы». Некоторые работы, в основном исторического характера, акцентируют внимание на проявляющуюся преемственность пропаганды, присущей советскому периоду, в современной российской стратегии «мягкой силы»(Цыганков А. ). В статье Александра Сергунина и Леонида Карабешкина рассматривается, как концепция «мягкой силы» вписывается в современную философию внешней политики, которую, по мнению автора, значительно ослабляют конфликты России с Грузией и Украиной. Есть работы, которые в большей степени ориентированы на политику - которые просто указывают на укрепление российской стратегии «мягкой силы» с описанием ключевых особенностей без особого анализа (Косачев К. ).NicuPopescu в статье «Russia’ssoftpowerambitions» называет российскую «мягкую силу» «умным авторитаризмом», который не имеет ничего общего с демократией. Также стоит отметить более предметные статьи об инструментарии российской «мягкой силы» – А.Торкунова ; Лебедевой М. М. и Фор Ж и др.
Третья группа исследований посвящена роли русского языка и концепции «Русского мира». Здесь стоит отметить работы таких авторов, как Батанова О.Н.; Астахов Е.М. и Астахова Е.В.; Агеева В.Д. и др. Концепция Русофонии является недавно возникнувшим явлением, поэтому еще не представлено достаточного количества работ по этой теме. Одной из основных работ является исследование Чернова И, Соколовой Е., Сороки К.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает теоретические основы концепции «мягкой силы». В первом параграфе описываются принципы концепции «мягкой силы» согласно взглядам Джозефа Ная. Второй параграф посвящен источникам «мягкой силы». В третьем параграфе рассматриваются понятия «мягкая сила» и «жесткая сила», «острая сила», «умная сила» и их различия. Вторая глава посвящена наиболее важным инструментам «мягкой силы» во внешней политике РФ, таким как высшее образование, продвижение культуры, медиа-сеть RT, проведение международных событий, например, как Чемпионат Мира по футболу 2018. Кратко описана общая стратегия внешней политики. В третьей главе рассматривается концепция «Русского мира» как инструмента «мягкой силы» РФ – как конкретный кейс использования «мягкой силы» взята развивающаяся организация Русофонии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие «мягкая сила» Джозеф Най описывает как «способность влиять на другие государства с целью реализации собственных целей через сотрудничество в определенных сферах, направленное на убеждение и формирование положительного восприятия». «Мягкая сила» исходит из привлекательности национальной культуры, внешней и внутренней политики, политических ценностей – основных источников «мягкой силы». Проще говоря, «мягкая сила» - это привлекательная сила.
Однако, единого, четкого определения «мягкой силы» не существует. Дж. Най скорее обозначает свое понимание этого феномена. Причем очень часто это делает по-разному. Например, в одном варианте он говорит о формировании предпочтений других, подразумевая людей; в другом варианте речь идет о странах и их способах достижения успехов в мировой политике; в третьем варианте констатируется, что «мягкая сила» – это управленческое воздействие одних на других. Конечно, в этих вариантах есть много общего, но есть и нетождественные вещи. Влияние на сознание и поведение человека не есть тоже самое, что влияние на страну или на мировую политику. Очевидно, что эти влияния в «человеческом эквиваленте» близки по сути, но по форме и по характеру могут существенно отличаться. Поэтому определение инструмента «мягкой силы» и источника «мягкой силы», а также факторов «мягкой силы» всегда будет обусловлено спецификой приводимой коннотации последней. В этом случае любое определение инструмента и источника «мягкой силы» относительно и будет зависеть от конкретного контекста ситуации, в которой реализуется политика «мягкой силы». Именно этим объясняется тот плюрализм в отношении определений и примеров того, что считается инструментом и источником «мягкой силы». Поэтому дать универсальное определение как самой «мягкой силы», так и ее инструментов, источников, факторов не представляется возможным. В этом автор видит один из важных методологических результатов своего исследования.
На современном этапе можно констатировать, что «мягкую силу» трудно поддерживать и реализовать, это долгосрочный процесс. Правительство может много в него инвестировать и при этом почти ничего не получить. Однако «мягкая сила» позволяет государству решать тактические и стратегические задачи на международной арене.
Стоит разграничивать такие понятия, как «мягкая сила», «жесткая сила», «умная сила» и «острая сила». Отличительная черта «мягкой силы» – привлекательность, ее центральная составляющая – легитимность. «Жесткая сила» основывается на принуждении и платежах. «Умная сила» является умелым комбинированием в политике «жёсткой» и «мягкой силы». «Острая сила» не создает привлекательность, ее цели - манипуляция сознанием, создание угрозы национальной безопасности страны.
Оценить эффективность «мягкой силы» можно по международным рейтингам, составляемым различными международными институтами (эти рейтинги сами по себе можно назвать инструментом «мягкой силы»). На данный момент одним из самых влиятельных международных рейтингов является TheSoftPower 30 от Portland. Данный рейтинг свидетельствует о склонности «мягкой силы» реагировать на происходящие в мире события и изменяться по мере изменения глобального восприятия. Считать рейтинг одним из наиболее точных позволяет использование составителями как объективных, так и субъективных данных, причем объективные данные, фактически, исследуются по итогам предыдущего года, а субъективные данные предоставляют более актуальный к моменту опубликования отчет о глобальной «мягкой силе». Также индекс TheSoftPower 30 не отражает исключительно западноцентричное видение, составляя рейтинг TheAsiaSoftPower 10.
На данном этапе важность использования инструментов «мягкой силы» во внешней политике не вызывает сомнений, так как современные проблемы во многом по своей сути глобальны. Как показывают недавние события, борьба с эпидемиями, пандемиями, экологическими катастрофами и т.д. возможна лишь усилиями стран всего мира. Зачастую именно «мягкая сила» помогает выстроить диалог наиболее продуктивным образом.
Термин «мягкая сила» впервые появляется в Концепции внешней политики РФ в 2013 году. В 2016 году президент РФ Владимир Путин утвердил новую Концепцию, где политика «мягкой силы» видится в основном как международная информационно-разъяснительная работа и отдельные направления публичной дипломатии. В Концепции зафиксирован интерес к более интенсивному сотрудничеству с азиатскими государствами, отмечены проблемы в построении отношений с Западом, отдельный акцент - на борьбе с международным терроризмом. Россия вновь берет на себя привычный титул «гаранта безопасности». Однако Россия на политической карте мира стоит особняком, являясь страной, которая отказывается подчиняться чужой гегемонии, доминированию или лидерству. Российские власти и общество в целом высоко ценят суверенитет России и способны отстаивать этот суверенитет как политическими, так и военными средствами.
Согласно Концепции внешней политики РФ «мягкая сила», в целом, видится не как концепция, а как набор инструментов и скорее соответствует понятию «публичная дипломатия». Можно выделить следующие инструменты «мягкой силы» в российской внешней политике: продвижение концепции «Русский мир», развитие Русофонии, поддержка соотечественников, популяризация культурного достояния России, российское высшее образование, студенческие обмены, развитие деловых связей, проведение крупных международных мероприятий, деятельность медиа-сетиRT и т.д. Россия придерживается институционального подхода в вопросе «мягкой силы». «Мягкую силу» продвигают такие институты, как Россотрудничество, фонд Русский Мир, РОПРЯЛ, МАПРЯЛ, Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Российский совет по международным делам (РСМД) и мн. др.
«Русский мир» - основа «мягкой силы» России, которая является культурным, лингвистическим, частично религиозным, а также политическим явлением. Использование Русофонии, суть которой состоит в глобализации на основе русского языка без политического контекста, без идеологии, в рамках концепции «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации, может позволить стране добиться значительных результатов, но предстоит еще много работы.
Значение Русофонии, как одного из потенциальных механизмов международного взаимодействия только возрастает. Перспективы Русофонии в мире замечательные, если организовывать это направление на базе научных исследований, если развивать данную стратегию при помощи ведущих экспертов научного сообщества и рассматривать эту стратегию как государственный принцип, взяв за основу организацию Франкофонии, в которую входит более 80 государств. Такая организация несла бы в себе весь потенциал, накопленный русской культурой, потому что русский язык ничуть не меньше французского обладает харизматической основой и синонимическим рядом, точно так же как и всеми теми богатствами, которые тоже присущи французскому языку. Об этом свидетельствует, как минимум, большое количество заимствований. Такой организацией может стать партнерская сеть «Институт Пушкина», в рамках которой открыты уже 80 центров в разных государствах.
Хорошую почву для повышения эффективности «мягкой силы» России в мировой политике подготовил прошедший в России Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, наряду с ежегодно проводимыми международными форумами, например, ПМЭФ. Главным итогом Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 можно назвать укрепление туристического бренда России: по данным исследования НАФИ, почти треть европейцев задумывается о посещении России в ближайшие пару лет (61%).
Однако 30 место по итогам опроса общественного мнения TheSoftPower 30 от Portland показывает, что негативное международное восприятие России сохраняется. По факту рейтинг 2019 года оценивает данные за 2018 год. 2018 год был насыщенным годом для Российской Федерации – мир оценивал страну не под геополитическим углом, а как принимающую сторону Чемпионата Мира по футболу 2018. Но постоянные обвинения во вмешательстве в западные выборы, угрозы востоку Украины и оппортунизму на Ближнем Востоке по-прежнему указывают на то, как многие зарубежные жители смотрят на Россию.
Чемпионат мира по футболу 2018 года не добавил России позиций в рейтинге, но он предоставил возможность лучше продемонстрировать миру русскую культуру, увеличив на 1 позицию место по показателю «Культура» - 20 место против прошлогоднего 21. Из сильных сторон следует отметить, что Россия обладает одной из крупнейших дипломатических сетей в мире, что должно учитываться в дальнейшем при разработке внешнеполитической стратегии и является ключевым фактором для улучшения рейтинга. После того, как президент Трамп призвал Россию вновь принять участие в «Большой семерке», нельзя исключать вероятность того, что она может даже снова занять место за одним из самых престижных столов в мире.
Одна из самых слабых позиций- по показателю «Предпринимательство» (даже с учетом прибавления позиции на 1 место) – 26 место - отражает трудности, с которыми сталкивается российская экономика, поскольку она все еще справляется с ущербом, нанесенным финансовым кризисом и экономикой, чрезмерно зависящей от сырья.
Согласно авторам рейтинга, несмотря на все сильные стороны «мягкой силы» России, предпринимаемые меры для усиления мягкой силы – как, например, Чемпионат Мира по футболу, - мировая аудитория не воспринимает Россию в положительном ключе, не считает Россию надежной страной, что означает снижение эффективности «мягкой силы» России.
По мнению главного идеолога концепции мягкой силы Дж. Ная, Россия не осознает, что накопление «мягкой силы» – это не игра с нулевой суммой, любая страна может оказаться в плюсе от взаимной привлекательности. Стратегия «мягкой силы» России преследует в первую очередь свои национальные интересы, не учитывая при этом интересы партнеров на международной арене, вызывая таким образом недоверие и даже враждебность к себе. России не удается привлечь целевую аудиторию со стопроцентным успехом.
Инструменты «мягкой силы» России полностью контролируются государством, в то время как по концепции Ная «мягкая сила» зачастую исходит не от правительств, а от гражданского общества – НПО. Но участие НПО в международных делах вряд ли можно назвать приоритетом для России. Так, значительная часть мягкой силы США исходит именно от гражданского общества, а не от правительства.
Отсутствие прозрачности также негативно влияет на эффективность российской «мягкой силы». Российская политика в области «мягкой силы» направлена в целом либо на узкие круги политических элит, либо на правительства стран СНГ (полностью поддерживающих Кремль).
Еще одна слабая сторона – нет четких различий в деятельности таких ключевых для «мягкой силы» институтов, как, например, Россотрудничество или фонда Русский Мир – очень часто им приходится выполнять одинаковые функции. То есть такое «дублирование» тоже представляет проблему для развития российской «мягкой силы».
Эти ограничения – отсутствие координации между различными институтами российской «мягкой силы», либо же между правительством и НПО – могут подрывать любые проявления «мягкой силы» (особенно в близлежащих регионах), а в целом угрожают «мягкой силе» России оказаться менее эффективной. Перед Россией все еще стоит задача добиться более широкого понимания своей политики на международной арене, еще предстоит встать на путь становления надежным международным партнером для многих государств.
Несмотря на все ограничения «мягкой силы», украинский кризис и отношения с Западом, российская «мягкая сила» все равно будет существовать, исходя от ее культуры и традиций, именно потому, что она не исходит от правительства. В основном имеется в виду, конечно, высокая культура, однако популярная в последние годы также набирает обороты (пример – мультсериал «Маша и Медведь», ставший настолько известным, что его даже назвали тайным оружием Кремля). В связи с этим кажется целесообразным развитие и распространение продуктов российской массовой культуры.
Создание единой концепции для «мягкой силы», в которой все три элемента — культурно-образовательный, научно-политический и информационный — должны быть представлены в совокупности, позволило бы более эффективно развивать и использовать российскую «мягкую» силу. Т.к. два самых важных института, управляющих российской мягкой силой, – Россотрудничество и Русский мир – во многом в своей деятельности дублируют друг друга, видится необходимым учреждение единого координирующего органа с увеличением финансирования программ по реализации политики «мягкой силы».
Привлечение иностранных студентов в Россию является важнейшей задачей для нашего государства, и к 2024 году цель – 425 000 иностранных студентов (в рамках Федерального проекта «Экспорт образования»). Российские университеты увеличивают число англоязычных образовательных программ, привлекают иностранных преподавателей, проводят зимние и летние школы нового формата, получают международную аккредитацию образовательных программ, происходит цифровизация программ. Логичным видится увеличение количества бюджетных мест и квот, стипендиальных программ. Введение безвизового режима для иностранных студентов также будет иметь положительный эффект. Многообещающим является также сервис Россотрудничества, который позволит студентам из других стран подавать заявки по упрощенной схеме - "Образование иностранцев в РФ" (будет запущен в 2021 году), особенно в совокупности с эффектами от приложения МАПРЯЛ «Talk2Russia» для изучения русского языка как иностранного.
Формирование имиджа страны — одна из самых насущных современных проблем, ведь образ государства на мировой арене во многом влияет на внешнюю и внутреннюю политику, а также на развитие бизнеса. В основе образа России как современного государства обязательно должна быть традиционная русская культура, представляющая уникальное сочетание традиций всех народов, населяющих Россию; история побед и пути их достижения; опыт и традиции многонационального и многоконфессионального общества, объединённого идеей о едином великом государстве. Именно такая универсальная идея, ориентированная на устойчивое глобальное развитие, имеет большой шанс быть востребованной у значительной части населения государств мира, особенно в сочетании со стабильным ростом экономики страны, ростом благосостояния России.



1. Выступление Президента России Владимира Путина на Первом Всемирном конгрессе российских соотечественников. 2001 URLhttp://vksrs.com/publications/vystuplenie-prezidenta-rossii-vladimira-/ (дата доступа 11.01.2019).
2. Государственные программы Россотрудничества. URL: http://rs.gov.ru/ru/pages/2 (дата доступа: 16.03.2020).
3. Итоговый отчет Оргкомитета о ЧМ-2018 в России URLhttps://rfs.ru/news/208313 (дата доступа 12.04.2020)
4. Какие проекты помогут привлечь в Россию иностранную молодежь / Россотрудничество// 25.02.2020 URLhttp://rs.gov.ru/ru/medias/110(дата доступа 14.04.2020)
5. Концепция внешней политики РФ. Утв. Президентом РФ 12.02.2013 г. URL http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата доступа 12.12.2019)
6. Концепция внешней политики РФ. Утв. Президентом РФ 30.11.2016 г. URL http://www.mid.ru/ foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата доступа 12.12.2019).
7. Лавров назвал поддержку русского мира приоритетом внешней политики России // РБК. 02.11.2015. URL http://www.rbc.ru/rbcfreenews/5636ede29a794796e3047e59 (дата доступа 16.05.2019)
8. Най, Дж. «Главный источник мягкой силы России - культура». Интервью «Известиям». URLhttps://iz.ru/927134/ekaterina-postnikova-nadezhda-aleshkina/kultura-glavnyi-istochnik-rossiiskoi-miagkoi-sily(дата доступа: 02.04.2020)
9. Най, Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най - М.: Фонд социо-прогностических исследований, 2006. – 224 с.
10. О канале RT. URLhttps://russian.rt.com/about(дата доступа: 13.04.2020)
11. О тотальном диктанте. URLhttps://totaldict.ru/about/(дата доступа: 10.04.2020).
12. Приложение № 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URLhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/2040ef0c33ad2db130570c419e790f83c66c8db4/ (дата доступа 10.04.2020)
13. Проекты Международной Ассоциации Преподавателей Русского Языка и Литературы. URLhttps://ru.mapryal.org/projects (дата доступа: 16.03.2020)
14. Проекты фонда «Русский мир». URLhttps://russkiymir.ru/fund/projects// (дата доступа: 16.03.2020).
15. Путин: Иностранные болельщики разрушили стереотипы о России 06.07.2018 / Мир 24 // URLhttps://mir24.tv/news/16312808/putin-inostrannye-bolelshchiki-razrushili-stereotipy-o-rossii(дата доступа 14.04.2019)
16. Путин назвал русский язык одним из государствообразующих факторов. Известия // https://iz.ru/975871/2020-02-13/putin-nazval-russkii-iazyk-odnim-iz-gosudarstvoobrazuiushchikh-faktorov(дата доступа 07.04.2020)
17. Распоряжение Правительства от 20 декабря 2014 года № 2647-р. Об утверждении Концепции ФЦП «Русский язык» на 2016–2020 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/1EiDSUiCWXw.pdf (дата доступа 14.04.2019).
18. Русский мир в изменившемся мире. Журнал «Стратегия России» 11.01.2017 // https://v-nikonov.ru/performances/192146/ (дата доступа 25.04.2020)
19. Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир — особая цивилизация, которую необходимо сберечь // Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ. 08.09.2014. URL http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата доступа 14.04.2019).
20. Туристская привлекательность России для жителей стран Европы. Результаты межстранового исследования 2020 /Исследовательский центр НАФИ// URLhttps://nafi.ru/projects/turizm-i-transport/turistskaya-privlekatelnost-rossii-dlya-zhiteley-stran-evropy-rezultaty-mezhstranovogo-issledovaniya/ (дата доступа 12.04.2020)
21. A global ranking of soft power 2015 /Portland// URL https://softpower30.com/The-Soft-Power-30-Report-2015-1.pdf (датадоступа: 07.04.2020)
22. A global ranking of soft power 2016/Portland// URL https://softpower30.com/The-Soft-Power-30-Report-2016-1.pdf (датадоступа: 07.04.2020)
23. A global ranking of soft power 2017 /Portland// URL https://softpower30.com/The-Soft-Power-30-Report-2017-1.pdf (датадоступа: 07.04.2020)
24. A global ranking of soft power 2018 /Portland// URL https://softpower30.com/The-Soft-Power-30-Report-2018.pdf (датадоступа: 07.04.2020)
25. A global ranking of soft power 2019 /Portland// URL https://softpower30.com/The-Soft-Power-30-Report-2019-1.pdf (датадоступа: 07.04.2020)
26. Image of Putin, Russia Suffers Internationally // PewResearchCenter URL: https://www.pewresearch.org/global/2018/12/06/image-of-putin-russia-suffers-internationally/ (Датадоступа: 13.04.2020)
27. Nye, J. Bound to lead: The changing nature of American power / J. Nye - NY: Basic books, 1990. – 336 p.
28. Nye, J. How Sharp Power Threatens Soft Power. The Right and Wrong Ways to Respond to Authoritarian Influence. Foreign Affairs, 2018, January 24, / J. Nye URL https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharppower-threatens-soft-power?cid=nlc-fa_fatoday-20180124 (датадоступа 29.01.2020).
29. Nye, J. Putin’s Rules of Attraction Project Syndicate, 2014. / J. Nye URL https://www.project-syndicate.org/commentary/putin-soft-power-declining-by-joseph-s--nye-2014-12?barrier=accesspaylog (датадоступа 14.04.2019).
30. Nye, J. Soft Power / J. Nye // Foreign Policy. - 1990. №80. – P. 153-171.
31. Nye, J. The Future of Power / J. Nye - NY: Public Affairs, 2011 – 320 p.
Литература:

32. Астахов, Е.М., Астахова, Е.В. Россия и «Русский мир» / Е.М. Астахов, Е.В. Астахова // Журнал Вестник МГИМО Университета. Выпуск № 1 / 2011. С.316-322.
33. Агеева, Вера Дмитриевна. Роль инструментов "мягкой силы" во внешней политике Российской Федерации в контексте глобализации :дис. ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Агеева Вера Дмитриевна// Санкт-Петербург, 2016. - 279 с.
34. Батанова, О.Н. Русский мир и проблемы его формирования / О.Н. Батанова // автореферат дис. На соискание степени канд. полит.наук. Российская Академия государственной службы, Москва. 2009. 24 с.
35. Косачев, К. Специфика российской мягкой силы / К. КосачевURLhttp://eng.globalaffairs.ru/number/The-Specifics-of-Russian-Soft-Power-15683 (дата доступа 13.04.2020)
36. Лебедева, М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы / М. М. Лебедева// Вестник МГИМО. 2017. №3 (54). С.- 212-223
37. Лебедева, М. М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России / М. М. Лебедева, Ж. Фор // Вестник МГИМО. 2009. №6. С. 1-6
38. Леонова, О.Г. Sharppower – новая технология влияния в глобальном мире / О.Г. Леонова // Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 2, с. 21-28
39. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М., 1996.
40. Наумов, А.О. Фактор «мягкой силы». /А.О. Наумов // Стратегия России. №1. 2010. С.53-55
41. Неймарк, М. А. «Мягкая сила» в мировой политике / М. А. Неймарк// — «Дашков и К», 2019 – 155 с.
42. Панова, Е.П. Сила привлекательности: использование «мягкой власти» в мировой политике / Е.П. Панова // Вестник МГИМО Университета. - 2010. № 4. – С. 91-97.
43. Песцов, С. К., Бобыло, А. М. “Мягкая сила” в мировой политике: проблема операционализации теоретического концепта // С. Песцов, А. Бобыло // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2. С. 108–114.
44. Радиков, И. Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы / И. Радиков, Я. Лексютина // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. № 2. – С. 19-26.
45. Смирнов, А.И., Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0.»: вызовы и возможности для России. / А.И. Смирнов, И.Н. Кохтюлина // М.: ВНИИгеосистем, 2012. 280 с.
46. Торкунов, А.В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России / А. В. Торкунов // Вестник МГИМО. 2012. №4 – С. 85-93
47. Тренин, Д. Контурная карта российской геополитики / Д. Тренин URLhttps://carnegie.ru/2019/02/11/ru-pub-78328 (дата доступа 20.04.2020)
48. Фененко, А. Реальность и мифы “мягкой силы” / А. Фененко URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/realnost-i-mify-myagkoy-sily/ (дата доступа: 30.03.2020)
49. Цатурян, С. А. Общественная дипломатия США в новом информационном столетии / С. А. Цатурян // США–Канада. Экономика, политика, культура. 2010. № 8. – С. 54-58.
50. Чернов, И.В., Соколова, Е.О., Сорока, К.В. Русофония как инструмент "мягкой силы" России в глобальном лингвистическом пространстве / И.В. Чернов, Е.О.Соколова, К.В. Сорока // Научен вектор на Балканите. 2019. №2 (4). – С. 84-87
51. Arno J.Mayer, Political origins of the New Diplomacy 1917-1918 /J. Mayer Arno//New York: Vintage Books, 1970. – 435 p.
52. Bachrach, P., Baratz M.S. Two Faces of Power / P. Bachrach, M.S. Baratz// American Political Science Review, 1962
53. Baldwin, D. A. 2012. Power and International Relations, in Handbook of International Relations /D.A. Baldwin // Prinston University Press, 2016. 240 p.
54. BiallyMattern, J. Why soft power isn’t so soft? / J. BiallyMattern // Millennium: Journal of International Studies. - 2005. Vol.33. – P. 583-612.
55. Carr, Edward H. The Twenty Years' Crisis, 1919-1939: An Introduction to the Study of International Relations / Edward H. Carr// London: Macmillan and Co., Limited, 1940 – 220 p.
56. Dahl, R. Who Governs? / R. Dahl// New Haven: Yale University Press, 1961
57. Gallarotti, G.M Soft Power: What it is, Why it’s Important, and the Conditions Under Which it Can Be Effectively Used/ G.M. Gallarotti//. - Wesleyan University. Division II Faculty Publications. 2011. Paper 57. 52 p.
58. Gray Colin, S..Hard Power and Soft Power: The Utility of Military Force as an Instrument of Policy in the 21st Century /Colin S. Gray// Strategic Studies Institute, 2011. 59 p.
59. Ioffe, J. What Is Russia Today? The Kremlin's propaganda outlet has an identity crisis. Columbia Journalism Review, October 2010 /J. Ioffe URL http://www.cjr.org/feature/what_is_russia_today.php (датадоступа 03.04.2020)
60. Lukes, S. Power: A Radical View, second ed./S.Lukes// Red Globe Press, 2005. 204 p.
61. Melissen, Jan. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice / J. Melissen // Palgrave Macmillan UK, 2005.
62. Pallaver, M. Power and its Forms: Hard, Soft, Smart /M. Pallaver // PhD thesis, The London School of Economics and Political Science, 2011
63. Popescu, Nicu. Russia's Soft Power Ambitions/ NicuPopescu// CEPS Policy Brief No. 115, October 2006
64. Raimzhanova,A . Hard, Soft, and Smart Power - Education as a Power Resource /A. Raimzhanova // Institute for Cultural Diplomacy and the University of Bucharest, December 2015. P.-20
65. Sergunin, A., Karabeshkin, L. Understanding Russia’s Soft Power Strategy /A. Sergunin, L. Karabeshkin// Politics, 35(3–4), 2015. P. 347–363
66. Sharp, P. Revolutionary States, Outlaw Regimes and the Techniques of Public Diplomacy /P. Sharp// in Jan Melissen ed., The New Public Diplomacy. Palgrave Macmillan, 2005. P. 106-123
67. Solomon, T. The affective underpinnings of soft power / T. Solomon // European Journal of International Relations. - 2014. Vol. 20(3). – P. 720–741.
68. Tsygankov, Andrei. Moscow's Soft Power Strategy /Andrei Tsygankov//Current history. Russia and Eurasia: October 2013. Volume 112. P. 259-264.
69. Tuch, H. Communicating with the World. US Public Diplomacy overseas /H. Tuch// New York: St. Martin’s Press, 1990. 244 p.
70. Walker Ch., Ludwig J. The Meaning of Sharp Power. How Authoritarian States Project Influence. Foreign Affairs, 2017, November 16. / Ch. Walker, J. Ludwig URL https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2017–11–16/meaning-sharp-power?cid=nlcfa_fatoday-20171221 (дата доступа 02.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ