ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЯ 6
§ 1. Понятие трансграничной электронной розничной торговли 6
§ 2. Международные регуляторы, касающиеся трансграничной электронной розничной торговли 11
§ 3. Законодательство Российской Федерации, касающееся трансграничной электронной розничной торговли 19
§ 4. Правила электронных торговых площадок, касающиеся трансграничной электронной розничной торговли 21
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК 27
§ 1. Право потребителей на надлежащее качество товаров 27
§ 2. Право потребителей на безопасность товаров 35
§ 3. Право потребителей на информацию 43
§ 4. Урегулирование потребительских споров и применимое право 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность выбранной темы. Активное распространение электронной торговли на рубеже 20-21 веков привело к созданию принципиально новых субъектов – электронных торговых площадок, которые стали посредниками между покупателями и продавцами и поспособствовали объединению субъектов электронной розничной торговли из разных стран мира.
Вместе с тем, быстрый рост трансграничной электронной торговли привёл к усложнению привычного порядка ведения отношений, в результате чего наиболее незащищенным субъектом в таких отношениях стал потребитель, поскольку при совершении трансграничных электронных следок посредством торговых площадок он вынужден соглашаться на условия их внутренних правил.
В связи с этим появляется острая необходимость в создании на универсальном уровне источников правового регулирования трансграничной электронной розничной торговли, так как существующие регуляторы, посвящённые исключительно рассматриваемой области отношений, имеют рекомендательный характер.
Степень разработанности темы исследования. В настоящий момент исключительно по данной теме нет публикаций, однако у ряда исследователей есть публикации в смежных областях, в частности: А.В. Зажигалкин в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук рассматривал проблемы международно-правового регулирования электронной коммерции, в том числе важную проблему разграничения электронной торговли и электронной коммерции, а также написал несколько статей, посвящённых электронной коммерции, в соавторстве с С.В. Бахиным; Г.Р. Гафарова, которая подготовила несколько учебных пособий, касающихся защиты прав потребителей; И.А. Шувалова, которая также выпустила пособие, посвященное защите прав потребителей.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является выявление круга тех вопросов, регламентация которых необходима для дальнейшего развития трансграничной электронной розничной торговли и защищённости потребителя как субъекта рассматриваемой сферы отношений.
В соответствии с вышеизложенной целью задачи можно определить следующим образом:
- определение понятия «трансграничная электронная розничная торговля»;
- анализ существующих регуляторов в сфере трансграничной электронной розничной торговли, а также внутренних правил электронных торговых площадок;
- рассмотрение вопросов соблюдения основных прав потребителя (на качество, на безопасность и на информацию)при заключении трансграничных торговых сделок при посредничестве электронных торговых площадок;
- анализ существующих механизмов урегулирования потребительских споров и правил определения применимого права в сфере трансграничной электронной розничной торговли.
Методологическая основа. При написании выпускной квалификационной работы был использован ряд общенаучных и специальных методов. Основными методами являются формально-юридический и сравнительно-правовой, с позиций которого защита прав потребителей в сфере трансграничной электронной торговли рассматривается путём сопоставления положений, содержащихся в международных стандартах, законодательстве Российской Федерации и внутренних правилах электронных торговых площадок. В ходе работы также использовались общенаучные методы(общелогические (анализ, индукция, аналогия)) и специальные (историко-правовой).
Практическая значимость работы. Практическая значимость предопределена актуальностью выбранной темы и состоит в том, что выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть учтены при создании на международном уровне источника в сфере трансграничной электронной розничной торговли. Кроме того, часть выводов может быть использована непосредственно потребителями при совершении ими такого рода сделок.
Структура работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под трансграничной электронной розничной торговлей следует понимать осложнённые иностранным элементом отношения по продаже товаров лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в розницу, то есть предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, при котором заключение сделок производится при помощи электронных средств связи, как правило, посредством электронных торговых площадок. Активное распространение трансграничной электронной розничной торговли привело к созданию принципиально новых субъектов – электронных торговых площадок, т.н. маркетплейсов (англ. OnlineMarketplace), которые стали посредниками между покупателями и продавцами. Они дали возможность заключать сделки трансграничного характера по правилам, созданным самой торговой площадкой, на условия которой вынужден соглашаться потребитель при совершении таких сделок.
2. Международные регуляторы, касающиеся электронной коммерции в целом, не регламентируют собственно трансграничную электронную торговлю и далеко не всегда способны учесть особенности защиты прав потребителей. Те международные регуляторы, которые приняты на универсальном и межрегиональном уровнях и посвящены защите прав потребителей, носят рекомендательный характер.
Национальные источники являются недостаточно эффективными в рассматриваемой сфере, поскольку даже при полном урегулировании отношений электронной розничной торговли предписательная, а тем более, принудительная юрисдикция государства, как правило, ограничена его территорией.
3. Анализ внутренних правил (которые, по сути, выступают договорами присоединения) таких электронных торговых площадок, как AliExpress.com, iHerb.com и Amazon.com, показал, что в отсутствие обязательных требований в отношении соблюдения прав потребителей соответствующие маркетплейсы действуют непоследовательно. Это выражается в том, что в отношении прав потребителя на качество, безопасность и информацию электронные торговые площадки устанавливают разные правила, которые не соответствуют международным стандартам и не дают тот уровень защиты, на который может рассчитывать потребитель в государстве своего постоянного места жительства.
4. Все без исключения маркетплейсы закрепляют арбитражную оговорку о рассмотрении потребительских споров в арбитражных судах, что с трудом можно назвать доступным механизмом для покупателей товаров в розницу, хотя международные стандарты содержат правила, что такие механизмы не должны препятствовать потребителям преследовать другие формы разрешения споров. Законодательство Российской Федерации позволяет потребителям, находящимся на территории России, подавать соответствующие исковые заявления в государственные суды, однако исполнение таких решений за рубежом остаётся под вопросом, а для влияния на электронные торговые площадки с целью корректировки ими своих внутренних правил должна возникнуть практика у ряда государств с возможной блокировкой ресурса, поскольку потеря рынков сбыта может вынудить маркетплейсы пересмотреть свои внутренние правила.
С учетом результатов проведенного исследования можно заключить, что проблемы в сфере защиты прав потребителей (с учётом того, что популярность электронных торговых площадок увеличивается с каждым годом, в том числе из-за пандемии Covid-19) будут расти. И эти проблемы не будут решены до тех пор, пока не будет заключен универсальный международный договор, устанавливающий четкие юридически обязательные предписания как для государств-участников, так и для коммерческих структур (продавцов и маркетплейсов).
Такой договор должен содержать унифицированные нормы, непосредственно регулирующие отношения, касающиеся трансграничной электронной торговли и защиты прав потребителей, а в тех случаях, когда это окажется невозможным, должен закреплять необходимость соблюдения положений национальных законодательств. Кроме того, договор должен установить и конкретизировать обязанность электронных торговых площадок по контролю за соблюдением продавцами прав потребителей и предусмотреть максимально удобный для потребителя механизм разрешения споров как с продавцом, так и маркетплейсом.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Акты международных организаций, органов и конференций
1.1.1.1. Защита интересов потребителей: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248. − URL :https://undocs.org/ru/A/RES/39/248(дата обращения: 17.03.2020).
1.1.1.2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции и Руководство по принятию 1996 год. Нью-Йорк. − 2006. − URL: https://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf (дата обращения : 13.03.2020).
1.1.1.3. Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council of 20 May 1997 on the protection of consumers in respect of distance contracts. − 1997. − URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A31997L0007 (дата обращения : 27.04.2021).
1.1.1.4. Guidelines for Consumer Protection in the Context of Electronic Commerce. −2000.− URL : https://www.oecd.org/sti/consumer/34023811.pdf (дата обращения : 10.05.2021).
1.1.1.5. DIRECTIVE 2011/83/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 25 October 2011 on consumer rights, amending Council Directive 93/13/EEC and Directive 1999/44/EC of the European Parliament and of the Council and repealing Council Directive 85/577/EEC and Directive 97/7/EC of the European Parliament and of the Council. − 2011. − URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32011L0083&from=EN (дата обращения : 27.04.2021).
1.1.1.6. Защита интересов потребителей [Электронный ресурс] : резолюция Генеральной Ассамблеи A/RES/70/186 от 22 декабря 2015 г. − URL : https://undocs.org/ru/A/RES/70/186(дата обращения : 07.09.2020).
1.1.1.7. Consumer Protection in E-commerce OECD Recommendation. − 2016. − URL : http://www.oecd.org/sti/consumer/ECommerce-Recommendation-2016.pdf (дата обращения : 20.03.2020).
1.1.1.8. REGULATION (EU) 2016/679 OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). −2016. −URL : https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32016R0679(дата обращения : 10.05.2021).
1.1.1.9. Защита прав потребителей в сфере электронной торговли : записка секретариата ЮНКТАД в рамках Конференции ООН по торговле и развитию. − 2017. − URL : https://unctad.org/system/files/official-document/cicplpd7_ru.pdf (дата обращения : 24.08.2020).
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
1.2.1.1. О защите прав потребителей : закон от 07 февраля 1992 года № 2300-1 // Собрание законодательства. − 1996. − № 3. − Ст. 140. − (ред. от 08.12.2020). − Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 1994. − № 32. − Ст. 3301. − (ред. от 16.12.2019). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 1996. − № 5. − Ст. 410. − (ред. от 27.12.2019). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья : от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2001. − № 49. − Ст. 4552. − (ред. от 18.03.2019). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.5. О третейских судах в Российской Федерации : федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ // Парламентская газета. − 2002. − № 140 – 141. − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2002. − № 46. − Ст. 4532. − (ред. от 02 декабря 2019 года). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая : от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // Парламентская газета. − 2006. − № 214 - 215. − (ред. от 17.01.2021). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.1.8. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. − 29.12.2015.− Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.2.2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
1.2.2.1. Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом : постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612 // Собрание законодательства Российской Федерации. − 2007. − № 41. − Ст. 4894. − (ред. 30 ноября 2019 года). − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
1.3.1. Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
1.3.1.1. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01 июля 1996 // Российская газета. − 1996. − № 152. − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
1.3.1.2. О применении норм международного частного права судами Российской Федерации : постановление Пленума Верховного суда № 24 от 09 июля 2019 года // Российская газета. − 2019. − № 154. − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
2. Материалы судебной практики
2.1. Материалы судебной практики Российской Федерации
2.1.1. Акты судов общей юрисдикции Российской Федерации
2.1.1.1. Информация о судебном делопроизводстве по делу от 29 декабря 2015 г. № 2-1200/2015 ~ М-195/2015 [Электронный ресурс] / Николаевский районный суд Ульяновской области. − URL : https://nikolaevskiy--uln.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_id=26603636&_uid=&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=2 (дата обращения : 11.09.2020).
2.1.1.2. Апелляционное определение от 13 сентября 2016 г. № 33а-4299/2016 [Электронный ресурс] / Ульяновский областной суд. − URL : http://www.uloblsud.ru/index.php?option=3&id=90&idCard=61596(дата обращения : 01.05.2021).
2.1.1.3. Решение от 18 января 2019 г. № 2А-4428/2018 2А-50/2019 2А-50/2019(2А-4428/2018;)~М-4483/2018 М-4483/2018 по делу № 2А-4428/2018 [Электронный ресурс] / Засвияжский районный суд г. Ульяновск. − URL : https://sudact.ru/regular/doc/MhR6kqMHwtYB/?regular-txt(дата обращения : 11.09.2020).
2.1.1.4. Апелляционное определение от 24 декабря 2019 г. № 33а-5536/2019 [Электронный ресурс] / Ульяновский областной суд. − URL : http://www.uloblsud.ru/index.php?option=3&id=90&idCard=85664(дата обращения : 14.09.2020).
2.1.1.5. Кассационное определение от 12 марта 2020 г. № 88а-6294/2020 [Электронный ресурс] / Шестой кассационный суд общей юрисдикции. − URL : http://xn--80aegeo8aeimu.xn--80asehdb/48413737(дата обращения : 01.05.2021).
2.1.1.6. Жалоба от 24 июля 2020 г. № 80-КАС20-15-К6 [Электронный ресурс] / Электронная справочная Верховного суда Российской Федерации. − URL : https://www.vsrf.ru/lk/practice/appeals/10736005(дата обращения : 14.09.2020).
3. Специальная литература
3.1. Книги
3.1.1. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителя : учебное пособие / Г.Р. Гафарова ; под ред. З.М. Фаткудинова. – 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Юстицинформ, 2010. − URL : https://proxy.library.spbu.ru:2385/reader/book/10559/#2(дата обращения : 09.09.2020). – Режим доступа : ЭБС «Лань».
3.1.2. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. Москва. − 2018. − URL : http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/gafarova_gr_fatkudinov_zm_zashchita_prav_potrebitelej_uchebnoe_posobie/(дата обращения: 19.03.2020).
3.1.3. Гражданское право : учебник. В 2 томах. Том 1 / под редакцией Б.М. Гонгало. 2-е изд., перераб. и доп. Москва. − 2017. − 509 с[2].
3.1.4. Курс международного частного права : В 3 т. / Л. А. Лунц.− Москва. – Спарк. − 2002. – 1007 с.
3.1.5. Международное частное право : Учебник / под редакцией Г. К. Дмитриевой 2-е изд., перераб. и доп. Москва. − 2004. – 687 [1] с.
3.1.6. Международное частное право: Учебник. / В.А. Канашевский. − Изд. 2-е, доп. −Москва. −2009.– 752 с.
3.1.7. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. В 3-х т. Т. 1. / Под ред. П.В. Крашенинникова. − Москва: Статут, Консультант Плюс, 2011. − Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
3.1.8. Теория государства и права : учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. проф. С.С. Алексеева. − Москва : Норма, 2005. − 458 с.
3.1.9. Шувалова И.А. Защита прав потребителей : пособие / И.А. Шувалова. − Москва : ИНФРА-М, 2019. − URL : https://proxy.library.spbu.ru:7813/read?id=337843(дата обращения : 20.08.2020). − Режим доступа : Электронно-библиотечная система «Znanium.com».
3.2. Статьи
3.2.1. Андреева А.Ю. Электронная торговля: проблемы и перспективы // T-COMM: ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И ТРАНСПОРТ. − 2009. − № S3. − URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13058432(дата обращения : 09.03.2020). − Режим доступа : Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU».
3.2.2. Бахин С.В. Модельное право // Известия высших учебных заведений. − Правоведение. − 2003. − № 1. –С. 170 − 185.
3.2.3. Бахин С.В., Зажигалкин А.В. Электронная коммерция: правовые проблемы конвенционного регулирования // Журнал международного частного права. − 2002. − № 4 (38). – С. 3 – 33.
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
3.3.1. Зажигалкин А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук : 12.00.03 / А. В. Зажигалкин. − Санкт-Петербургский государственный университет. − Санкт-Петербург. − 2005. − 189 с.
4. Интернет-ресурсы
4.1. Международные договоры Российской Федерации, предусматривающие оказание правовой помощи по вопросам принудительного исполнения исполнительных документов. − URL : https://fssp.gov.ru/treaties/(дата обращения : 15.02.2021).
4.2. Правила арбитража потребительских исков Американской арбитражной ассоциации. − URL : https://www.adr.org/sites/default/files/Consumer-Rules-Web.pdf(дата обращения: 10.02.2021).
4.3. Статус текстов Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции. − URL : https://uncitral.un.org/ru/texts/ecommerce/modellaw/electronic_commerce/status(дата обращения: 23.08.2020).
4.4. Publication sep 4, 2018. − URL: https://www.cnbc.com/2018/09/04/amazon-hits-1-trillion-in-market-value.html(датаобращения : 19.01.2021).
4.5. The top 500 sites on the web. − URL: https://www.alexa.com/topsites(дата обращения : 19.01.2021).
5. Внутренние правила торговых площадок
5.1. Договор оказания транзакционных услуг. − (ред. от 09.10.2019). − URL : https://sell.aliexpress.com/ru/__pc/Fqx6KWTz2m.htm(дата обращения : 21.08.2020).
5.2. Оферта AliExpress Россия. – (ред. от 28.08.2020). − URL : https://sell.aliexpress.com/ru/__pc/Gj5JDUXANH.htm(дата обращения : 30.08.2020).
5.3. Пользовательское соглашения (Russian). − (ред. от 11.09.2020). − URL : https://sell.aliexpress.com/ru/__pc/bz78nPuHcW.htm(дата обращения : 21.08.2020).
5.4. Условия использования. − URL : https://ru.iherb.com/info/termsofuse(дата обращения : 02.09.2020).
5.5. About A-Z Guarantee. − URL : https://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html?nodeId=201889410(датаобращения : 14.09.2020).
5.6. AliExpress Service Agreement for Sellers (Turkey). − (ред. от 11. 09.2020). − URL: https://sell.aliexpress.com/zh/__pc/VSa00dPwiZ.htm(дата обращения : 29.09.2020).
5.7. Amazon Business Accounts Terms and Conditions. (ред. от 01.01.2020). − URL : https://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html/ref=hp_gt_b2b_h_tc?nodeId=202025510(дата обращения : 05.09.2020).
5.8. Conditions of Use. − (ред. от 21.05.2018). − URL : https://www.amazon.com/gp/help/customer/display.html?ie=UTF8&nodeId=508088&ref_=footer_cou(дата обращения : 05.09.2020).