Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детерминанты политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в 2020–2023 годах

Работа №136400

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концептуальные основы политического транзита в центральноазиатском регионе 7
1.1 Транзитологический концепт в политологическом дискурсе на пространстве Центральной Евразии 7
1.1.1 Транзитологические основы политического транзита 7
1.1.2 Анализ смены режимов в Центральной Азии: транзитологическая перспектива 19
1.2 Факторы трансформации общественного договора в Центральной Азии после 2020 года 29
1.3 Эффективность политических институтов (state capacity) в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в сравнительной перспективе 37
Глава 2. Особенности политического транзита в Казахстане и Кыргызстане 41
2.1 Внешние и внутренние факторы политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в 2020–2023 годах 41
2.2 Индикаторы политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в 2020–2023 годах 44
2.3 Сценарно-прогнозный метод оценки эффективности политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в 2020–2023 годах 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61


Политический транзит, процесс перехода от одного политического режима к другому, является ключевой темой в области политологии. Ее изучение является крайне важным по нескольким причинам, каждая из которых подкреплена огромным количеством академической литературы.
Во-первых, политические преобразования существенно влияют на социальные, экономические и культурные аспекты страны, многообразно формируя жизнь ее граждан . Они формируют траектории политики, связанные с демократическими свободами, экономическими стратегиями, обеспечением социального обеспечения и общим качеством управления . Изучая эти переходы, мы можем получить представление о характере политической траектории страны и потенциальном развитии событий в будущем .
Во-вторых, понимание политических переходов позволяет глубже понять, как международные, региональные и внутренние факторы взаимодействуют, приводя к изменениям в политических режимах . Это помогает выявить закономерности политических изменений и преемственности, выступая в качестве важнейших предикторов будущих политических событий как в исследуемых странах, так и в тех, которые находятся в сопоставимых условиях .
В-третьих, изучение политических переходов способствует развитию теории в политологии. Благодаря тщательному изучению примеров политических изменений в реальном мире ученые могут оценить и усовершенствовать существующие теории, предложить новые гипотезы и разработать более надежные модели политического перехода .
В случае Кыргызстана и Казахстана эти страны представляют собой уникальные тематические исследования для понимания динамики политических преобразований в постсоветских государствах. Являясь яркими примерами таких государств, их опыт дает ценную информацию о сложном взаимодействии внутренних и внешних сил, определяющих политические преобразования в постсоветском контексте . Более того, их геополитическое значение еще больше подчеркивает важность данного исследования, поскольку политические события в этих странах имеют более широкие последствия для региональной и глобальной политики .
И Кыргызстан, и Казахстан являются яркими примерами постсоветских государств, каждое из которых пережило уникальные политические преобразования с момента обретения независимости. Период между 2020 и 2023 годами особенно интригующий, поскольку он отмечен значительными политическими переменами в данных странах. Данное исследование направлено на изучение этих переходов в сравнительной перспективе, принимая во внимание соответствующие, политические и социально-экономические условия каждой страны, а также изменение социального контракта в этих странах.
Таким образом, он призван внести вклад в наше понимание политических преобразований в конкретном контексте этих двух центральноазиатских стран, а также внести вклад в более широкий дискурс о политических преобразованиях на постсоветском пространстве.
Актуальность данной работы обуславливается малым количеством русскоязычной литературы по данной теме вследствие того, что данные политические транзиты произошли относительно недавно, более того, в случае Казахстана произошел первый транзит власти. Учитывая разный исторический опыт транзитов, но единый временной период и общий фактор политических протестов - открывается окно возможностей для исследования невозможного раннее. Другим фактором актуальности является важность понимания процессов перехода власти и изменений в этих странах, так как это создает новый контекст для исследования этих стран в дальнейших работах.
Целью данного исследования является глубокий анализ и оценка детерминант политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике в период 2020–2023 годов.
Задачи исследования включают в себя:
1. Изучить теоретические аспекты политического транзита и его основные детерминанты;
2. Проанализировать существующие исследования, связанные с политическим транзитом в Казахстане и Кыргызской Республике в указанный период;
3. Оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс политического транзита в этих странах, включая экономические, социальные, культурные и международные факторы;
4. Изучить и сравнить основные политические события в Казахстане и Кыргызской Республике в 2020–2023годах, исследуя их взаимосвязь и влияние на политический транзит;
5. Сформулировать и обосновать прогнозы по дальнейшему развитию политического транзита в Казахстане и Кыргызской Республике с помощью сценарного метода прогнозирования.
Объектом данного исследования являются политические системы Республики Казахстан и Кыргызской Республики.
Предметом исследования служат детерминанты политического транзита в Казахстане и Кыргызской Республике в период 2020–2023 годов.
Степень научной разработанности проблемы. Тема политического транзита и демократизации нашла отражение в работах многих зарубежных и отечественных авторов, таких как С. Хантингтон, И. В. Побережников, А. Пшеворский, Х. Линц, А. Степан, Д. Макадам, С. Тэрроу, С. Тилли, С. Левицкий, Л. А. Уэй, Л. Даймонд. Особое внимание исследователей уделяется также конкретно региону Центральной Азии: среди авторов, которые затрагивают эту тему в своих работах, можно выделить Х. А. Хейла, П. Джонс Луонга, Э. Хэррона, М. Омеличеву, К. Коллинса, А. Жунисбая. Помимо этого, стоит выделить Л. Аченчи, Э. Шатца, Э. Марата, Дж. Энгвэлла как тех, кто совмещает исследование феномена общественного договора и политического транзита в странах Центральной Азии.
Гипотезы исследования:
1. Эффективность политических институтов в Республике Казахстан и Кыргызской Республике является ключевым фактором для политического транзита;
2. Детерминанты политического транзита Республики Казахстан и Кыргызской Республики существенно отличаются и обладают небольшим количеством общих черт в течение периода 2020–2023 гг.;
3. Процесс политического транзита в Республике Казахстан и Кыргызской Республике характеризуется усилением авторитарных трендов, что свидетельствует о негативном сценарии политического транзита после 2023 года.
В рамках исследования были использованы такие методы, как анализ научной литературы и иных источников, сравнительный анализ статистических данных и сценарный метод прогнозирования, а также анализ и синтез.
Структура ВКР включает в себя введение, две главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников, образованный из 51 наименований. Общий объем – 65 страниц, материалы отображены с помощью двух таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках работы была проанализирована эволюция транзитологии как науки, рассматривались основные подходы. Изначально транзитология воспринималась как наука, изучающая переход от авторитарного режима к демократическому. Более того, основным предметом анализа служили политические институты и то, как они видоизменялись – в частности, речь шла о необходимости равномерного продвижения демократических и рыночных реформ. Тем не менее, этот подход стал подвергаться критике, и помимо институтов анализу подвергались общественные движения, которые могли влиять на политические элиты и менять их поведения, вплоть до доведения до раскола элит. Со временем, однако, представление о политическом транзите, как о линейном развитии начало не выдерживать критику, так как эмпирически большое количество стран не перешли к демократии, а стали гибридными режимами. Более того, одним из последних трендов в транзитологии стало изучение так называемой демократической рецессии – феномена, при котором устоявшиеся демократии стали откатываться к авторитаризму или гибридному режиму как из-за деградации институтов, так и из-за внешнего давления авторитарных стран – например Китая. Проведенный анализ помог определить основные дискуссии внутри транзитологии, а также определить место Центральной Азии в данной субдисциплине.
Дальнейший анализ был сосредоточен на теоретических работах, связанных со странами из данного региона. Сценарий развития стран Восточной Европы эмпирически показал свою несостоятельность, вследствие чего основный анализ исследователей был направлен на анализ причин того, почему демократический переход не состоялся. Авторы подробно рассматривали такие факторы развитие патроно-клиентских отношений, которые формировали общественный договор. Чаще всего этот договор выглядел следующим образом – предоставление благ от патрона взамен на малое политическое участие клиента. Данная система вела к снижению политической активности и росту коррупции. Другим обоснованием является невозможность распространения западных моделей на страны Центральной Азии из-за уникального социо-политического и экономического контекстов. Также было рассмотрено, как демократические практики были использованы в качестве «фасада» демократии, в то время как сами процедуры нарушались – например государственный контроль над средствами массовой информации. Данный анализ помогает осознать специфику региона для того, чтобы последующий анализ был качественным, а выводы релевантными, для чего необходим качественный анализ контекста.
Также в ходе сравнительного анализа индекса эффективности управления и деятельности политических институтов от Всемирного банка (WGI) первая гипотеза, касающаяся вопроса о том, влияют ли эффективные политические институты на успех политического транзита, не подтвердилась. Оказалось, что Республика Казахстан, обладающая более эффективной стратегией управления, является менее демократичной, чем Кыргызская Республика, в которой ситуация полностью обратная: statecapacityнаходится на низком уровне, но при этом страна в период 2020–2023 годов была определена как гибридный режим. Несмотря на то, что за последние годы ситуация несколько ухудшилась, если основываться на индексах демократии от EconomicIntelligenceUnitи транзита от FreedomHouse, Кыргызстан опережает Казахстан в данных рейтингах стран по степени демократизации в регионе Центральной Азии.
Вторая гипотеза, заключающаяся в том, что детерминанты политического транзита в Казахстане и Кыргызстане, значительно отличаются друг от друга и имеют свои особенности, подтвердилась. Хотя основные события, касающиеся смены власти в данных страна произошли почти одновременно (в период 2019–2021 годов), тем не менее факторы, оказывающие влияние на транзит власти, в этих странах в основном не пересекаются. Так, в Казахстане после массовых протестов против повышения цен на газ К. К. Токаев сумел обрести реальную политическую власть и своевременно отреагировать на возникающие протесты, в то время как С. Жапаров стал президентов после освобождения из тюрьмы, что, в свою очередь, стало возможно после протестов и признания недействительными выборы президента С. Ш. Жээнбекова.
Третья гипотеза заключалась в том, что политический транзит в Казахстане и Кыргызстане обладает больше авторитарными трендами, нежели демократическими. После сравнительного анализа индексов демократии EconomicIntelligenceUnitи транзита от FreedomHouse было выявлено, что в период с 2020 по 2023 года обе страны сместились вниз в рейтинге по общему показателю. Конечно, в разные годы, в зависимости от наличия протестов в стране или начавшейся пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, реакция правительств была разная, однако если говорить об общих тенденциях, связанных с централизацией власти, удержанием власти в одних руках, жестокостью в отношении протестов и распространением коррупции, то можно сделать вывод о том, что политический транзит в Казахстане и Кыргызстане движется в сторону авторитарного режима, нежели демократического. Таким образом, негативный прогноз, опирающейся на сценарный метод прогнозирования, для обеих стран будет наиболее приближенным к реальности.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что Кыргызстан и Казахстан являются ключевыми странами в Центральной Азии. Политические изменения в этих странах могут оказывать существенное влияние на политическую и экономическую стабильность в регионе. Центральная Азия является стратегически важной зоной из-за своего географического положения между Европой, Россией, Китаем и Южной Азией. Политический транзит в Кыргызстане и Казахстане может влиять на баланс сил и интересы крупных геополитических игроков, поэтому в дальнейшем необходимо более подробно изучить те события политические изменения, которые переживают эти страны в наше время.



1. Anceschi, L. Integrating domestic politics and foreign policy making: The cases of Turkmenistan and Uzbekistan / Central Asian Survey, 2010. - 29. - 143-158 .
2. Besley, T., Persson, T. State Capacity, Conflict, and Development / Econometrica, 2010. - 78(1). - 1–34 p.
3. Collins, K. Clan Politics and Regime Transition in Central Asia / Cambridge: Cambridge University Press, 2006. – 285 p.
4. Collins, K. The Logic of Clan Politics: Evidence from the Central Asian Trajectories / World Politics, 2004. - 56(2). - 224–261 p.
5. Cooley, A. Great Games, Local Rules: The New Great Power Contest in Central Asia / Oxford University Press, 2012. – 252 p.
6. Cайт Fragile State Index [Электронный ресурс] / The Fund of Peace, 2022.Режим доступа: https://fragilestatesindex.org/
7. Diamon, L. Facing Up to the Democratic Recession / Journal of Democracy, 2015. - №26 (1). – 141-154 p.
8. Engvall, J. Between Bandits and Bureaucrats: 30 Years of Parliamentary Development in Kyrgyzstan / Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program, 2022. – 134 c.
9. Eshalieva, K. Is Kyrgyzstan losing the fight against coronavirus? [Электронный ресурс] / Сайт OpenDemocracy, 2020. Режим доступа:https://www.opendemocracy.net/en/odr/kyrgyzstan-losing-fight-against-coronavirus/
10. Fukuyama, F. State-Building: Governance and World Order in the 21st Century / Cornell University Press, 2004. – 160 p.
11. Gerschewski, J. The three pillars of stability: legitimation, repression, and co-optation in autocratic regimes / Democratization, 2013. - 20(1). - 13-38 p.
12. Haggard, S., Kaufman, R. R. The political economy of democratic transitions / Princeton University Press, 1995. – 391 p.
13. Hale, H. E. Patronal politics: Eurasian regime dynamics in comparative perspective / Cambridge University Press, 2015. – 542 p.
14. Hale, H. E. Regime Cycles: Democracy, Autocracy, and Revolution in Post-Soviet Eurasia / World Politics, 2005. - 58(1). - 133–165 p.
15. Herron, E. Elections and Democracy after Communism? / Palgrave Macmillan New York, 2009. – 238 p.
16. Huntington, S. P. The third wave: Democratization in the late twentieth century. / University of Oklahoma press, 1991. – 366 p.
17. Jones Luong, P. Institutional Change and Political Continuity in Post-Soviet Central Asia: Power, Perceptions, and Pacts / Cambridge Studies in Comparative Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. – 320 p.
18. Junisbai, A. Understanding Economic Justice Attitudes in Two Countries: The Role of Pro-Democratic Attitudes and Perceptions of the Wealthy in Kazakhstan and Kyrgyzstan / Social Forces, 2016. - 95(2). - 755–788 p.
19. Kazakhstan: Protesters Arbitrarily Arrested, Beaten [Электронный ресурс] / Сайт Human Rights Watch, 2022. Режим доступа:https://www.hrw.org/news/2022/02/01/kazakhstan-protesters-arbitrarily-arrested-beaten
20. Levitsky, S., Way, L. A. The rise of competitive authoritarianism / Journal of Democracy, 2002. - 13(2). - 51-65 p.
21. Linz, J.J., Stepan, A. Problems of Democratic Transition and Consolidation / Издательство Университета Джона Хопкинса, 1996. – 504 p.
22. Lipset, S. M. Some social requisites of democracy: Economic development and political legitimacy / American political science review, 1959. - 53(1). - 69-105 p.
23. Marat, E. The Politics of Police Reform: Society against the State in Post-Soviet Countries / Oxford Academic, 2018. – 264 p.
24. Marshall, M. G., Elzinga-Marshall, G. State fragility index and matrix [Электронный ресурс] / Center for Systemic Peace, 2018. Режим доступа:https://www.systemicpeace.org/inscr/SFImatrix2018c.pdf
25. North, D. C., Wallis, J.J. and Weingast, B. R. Violence and Social Orders / Cambridge University Press, 2009 – 324 p.
26. O'Donnell, G., Schmitter, P. C. Transitions from Authoritarian Rule: Tentative Conclusions about Uncertain / Baltimore : Johns Hopkins University Press, 1989. – 95 p.
27. Omelicheva, M. Y. Democracy in Central Asia: Competing Perspectives and Alternative Strategies / University Press of Kentucky, 2015. – 235 p.
28. Plunder And Patronage In The Heart Of Central Asia [Электронный ресурс] / Сайт RadioFreeEurope, 2019. Режимдоступа:https://www.rferl.org/a/30284703.html
29. Report BTI 2022 [Электронный ресурс] / Kyrgyzstan. Gütersloh: Bertelsmann Stiftung, 2022.Режимдоступа:https://bti-project.org/fileadmin/api/content/en/downloads/reports/country_report_2022_KGZ.pdf
30. Report Kyrgyzstan Events of 2021 [Электронный ресурс] / Сайт Human Rights Watch, 2022. Режим доступа:https://www.hrw.org/world-report/2022/country-chapters/kyrgyzstan
31. Repression in Kyrgyzstan is eroding Central Asia’s only democracy [Электронный ресурс] / Сайт The Economist, 2018.Режим доступа:https://www.economist.com/asia/2018/01/20/repression-in-kyrgyzstan-is-eroding-central-asias-only-democracy
32. Schatz, E. Modern Clan Politics: The Power of “Blood” in Kazakhstan and Beyond / University of Washington Press, 2004. – 250 p.
33. Sorbello, P. Hopes for Renewal Disappointed Again in Kazakhstan [Электронный ресурс] / The Diplomat, 2023.Режим доступа:https://thediplomat.com/2023/03/hopes-for-renewal-disappointed-again-in-kazakhstan/
34. Tutumlu, А. The Unraveling of Kazakhstan’s Social Contract [Электронный ресурс] / The Diplomat, 2023. Режим доступа: https://thediplomat.com/2022/12/the-unraveling-of-kazakhstans-social-contract/
35. Жданов, А. Токаев пообещал содействовать политической конкуренции в Казахстане [Электронный ресурс] / Коммерсант, - 2019. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4079784
36. Макадам, Д., Тэрроу, С. и Тилли, С. Динамика разногласий / Издательство Кембриджского университета, 2001. – 408 c.
37. Медведев, Ю. С. Концепция конкурентного авторитаризма и ее критика в научной литературе / Журнал «ПОЛИТИЯ», 2021. - №1 (100). – 154-169 с.
38. Отчет Economic Intelligence Unit 2020 [Электронный ресурс] / Economic Intelligence Unit, 2020. Режим доступа: https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2020/
39. Отчет Economic Intelligence Unit 2021 [Электронный ресурс] / Economic Intelligence Unit, 2021. Режим доступа: https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2021/
40. Отчет Economic Intelligence Unit 2022 [Электронны йресурс] / Economic Intelligence Unit, 2022. Режим доступа: https://www.eiu.com/n/campaigns/democracy-index-2022/
41. Отчет Nations in Transit 2020 [Электронный ресурс] / Freedom House, 2020. Режим доступа:https://freedomhouse.org/sites/default/files/2020-04/05062020_FH_NIT2020_vfinal.pdf
42. Отчет Nations in Transit 2021 [Электронный ресурс] / Freedom House, 2021. Режим доступа:https://freedomhouse.org/sites/default/files/2021-04/NIT_2021_final_042321.pdf
43. Отчет Nations in Transit 2022 [Электронный ресурс] / Freedom House, 2022. Режим доступа:https://freedomhouse.org/sites/default/files/2022-04/NIT_2022_final_digital.pdf
44. Отчет Nations in Transit 2023 [Электронный ресурс] / Freedom House, 2023. Режим доступа:https://freedomhouse.org/sites/default/files/2023-05/NIT_2023_Digital.pdf
45. Побережников, И.В. Теории модернизации: основные этапы эволюции. [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/2769/1/pristr-04-10.pdf.
46. Послание Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева государству нации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Республики Казахстан, 2022. -Режим доступа:https://www.akorda.kz/en/state-of-the-nation-address-by-president-of-the-republic-of-kazakhstan-kassym-jomart-tokayev-17293
47. Пшеворский, А.Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке / Под ред. В. А. Бажанова. - Москва : РОССПЭН, 1999. - 319 с.
48. Сайт EconomicIntelligenceUnit [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.eiu.com/n/
49. Сайт FreedomHouse [Электронный ресурс] Режим доступа:https://fragilestatesindex.org/
50. Сайт Worldwide Governance Indicators [Электронный ресурс] Режимдоступа:https://info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports
51. Сайт энциклопедии Britannica, 2023 [Электронный ресурс]URL: https://www.britannica.com/topic/social-contract


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ