Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть: самоопределение как инструмент конструирования реальности.
1.1. Конструктивизм. 7
1.2. Эссенциализм. 14
1.3. Неофункционализм. 18
1.4. Субалтерн. 21
Глава 2. Политико-правовое положение коренного народа Севера – саами в Российской Федерации, Королевстве Норвегия, Республике Финляндия и Королевстве Швеция. 24
2.1. Современное нормативно-правовое положение саамов на территории Российской Федерации, Королевства Норвегия, Республики Финляндия и Королевства Швеция: количественный и качественный контент-анализы. 24
2.2. Саамская международная конвенция и реализация на территории Российской Федерации, Королевства Норвегия, Королевства Швеция и Республики Финляндия. 45
2.3. Результаты анализа официальных документов Союза Саами. 53
Глава 3. Международное представительство коренного народа саамов. 56
3.1. Неправительственные организации саамов и их международная деятельность. 56
3.2. Результаты анализов уставов основных организаций, входящих в состав Союза Саами. 60
3.3. Роль саамских парламентов в конструировании национальной идентичности на международном уровне. 64
3.4. Национальная саамская идентичность как инструмент транснационального диалога. 70
Заключение 73
Список источников и литературы 76
Приложение 88
Политика Крайнего Севера ставит серьезные задачи перед коренными народами, национальными властями и их промышленными интересами на землях и территориях коренных народов. Это может повлечь за собой последствия, которые пагубно сказываются на уровне жизни коренных малочисленных народов. В то же время такая ситуация открывает возможности для повышения благосостояния за счет устойчивого и справедливого управления природными ресурсами.
Живое саамское общество представляет собой плацдарм для развития, а территория, на которой они проживают, - уникальные ресурсы. Поэтому политика Крайнего Севера должна разрабатываться и осуществляться в рамках диалога и сотрудничества между саамскими парламентами, саамскими правообладателями, саамскими заинтересованными организациями, властями и представителями промышленности на территории Российской Федерации, Республики Финляндия, Королевства Швеция и Королевства Норвегия.
Актуальность темы данного исследования определяется следующим:
Во-первых, трудно переоценить вклад XX века в развитие, разработку совершенно иного, нового отношения к коренным малочисленным народам с точки зрения социального статуса. Однако правовое оформление такого статуса все еще не находится на уровне слаженного функционирующего аппарата международного формата.
Во-вторых, на сегодняшний день внутри национальных законодательств описываемых стран достаточно остро стоит вопрос о соответствии формируемого законодательства для коренных малочисленных народов Крайнего севера вызовам и угрозам современных рыночных отношений, от которых зависит вопрос традиционного землепользования коренных народов.
В-третьих, Арктический регион на сегодняшний день становится приоритетным объектом изучения с точки зрения новой международной арены взаимодействия. Растущее количество игроков международной арены Арктического региона все чаще претендует на возможность владения и использования природных ресурсов северных территорий, являющихся традиционными территориями проживания коренных малочисленных народов.
В-четвертых, проблематика права на самоопределение коренных малочисленных народов представленная как право пользования, владения и эксплуатации земельных и природных ресурсов с целью реализации самобытного вида хозяйствования зачастую не находит реального отражения в современных условиях жизни в описываемых странах.
Целью данной работы является выявление характерных особенностей выстраиваемой национальной идентичности транснационального коренного малочисленного народа Крайнего Севера – саами.
Для достижения цели перед автором были поставлены следующие исследовательские задачи:
Во-первых, проанализировать социально-правовое реальное положение представленности саами на территории Королевства Норвегия, Королевства Швеция, Республики Финляндия, Российской Федерации;
Во-вторых, исследовать национальное законодательство по отношению саами в вышеупомянутых странах;
В-третьих, изучить феномен национальной идентичности посредством сопоставления современных теорий международных отношений;
В-четвертых, выявить уровень международной представленности саами в рамках реализации конструирования транснациональной идентичности коренного народа;
В-пятых, определить характер процесса выстраивания идентичности посредством смешанного количественного и качественного контент-анализов уставных документов неправительственных общественных организаций саами.
Объектом исследования является национальная политика Российской Федерации, Королевства Норвегия, Королевства Швеция, Республики Финляндия по отношению к коренному малочисленному народу Крайнего Севера – саами.
Предметом исследования является особенность формирования аспектов транснационального инструмента внешней политики – национальной идентичности коренного малочисленного народа саами.
Научная новизна данного исследования определяется такими факторами, как:
Во-первых, автор работы комплексно изучил национальное законодательство четырех арктических государств по отношению к коренному народу;
Во-вторых, автор работы посредством данного исследования предлагает использование процесса идентичности в качестве ведущего инструмента внешней политики в Арктическом регионе;
В-третьих, впервые в научный оборот вводятся документы на диалектах саамского языка. Также в работе использованы источники на норвежском, финском и шведском языках.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы. Автор исследования использовал количественный контент-анализ и качественный контент-анализ для достижения поставленных задач.
Также, из общенаучных методов в данном труде используются такие методы, как: анализ, обобщение, индукция, наблюдение.
Автор использовал сравнительно-правовой метод для сопоставления нормативно-правовых баз современного законодательства Российской Федерации, Королевства Норвегия, Королевства Швеция, Республики Финляндия по отношению к коренному малочисленному народу Крайнего Севера саами.
Характеристика источниковой базы.
Первую группу источников составляют официальные законодательные акты, регулирующие и обеспечивающие реализацию прав коренного малочисленного народа саами на территории Российской Федерации , Королевства Норвегия , Республики Финляндия , Королевства Швеция .
Вторая группа представлена официальными международными актами , регулирующими представительство коренного малочисленного народа.
Третья группа источников объединяет основные официальные уставы и документы , принятые и провозглашённые неправительственными организациями саами.
Четвертая группа источников представлена статьями научных периодических изданий, электронными журналами, описывающими современное положение народа Крайнего Севера.
Пятая группа источников содержит монографии, посвященные теоретическому обоснованию феномена идентичности и шестая группа источников представлена интернет-ресурсами освещаемой темы.
Степень изученности темы.
На сегодняшний день тема самоопределения коренного малочисленного народа Крайнего Севера саами определяется использованной автором данной работы литературы, статьей отечественных и зарубежных исследователей, которые освещали тему самоопределения коренного малочисленного народа в ретроспективе.
Наибольшую ценность для исследования самоопределения коренного малочисленного народа Крайнего Севера Саами предоставили работы таких исследователей, как Акуца Ф. Р., Вукопов Н. В, Денисова В.В, Сильникова А.А, Харлампьева Н. К, а также работы зарубежных авторов, как Wendt A., Anaya J., Lasswel H., Mitrany D. и т.д.
Коренной малочисленный народ Крайнего Севера Саами является транснациональным народом, который выстраивает свою национальную идентичность, несмотря на границы таких государств как Российская Федерация, Королевство Норвегия, Королевство Швеция и Республика Финляндия, на территориях которых проживает описываемый народ. Инструмент идентичности представляет собой процесс, у которого не существует конечной точки отсчета, так как данный феномен связан с процессом социализации. В результате анализа основных документов неправительственных организаций саами и законодательств по отношению к малочисленным коренным народам саами в вышеупомянутых странах, автор данной работы пришел к следующим выводам:
Во-первых, социально-правовое реальное положение коренного народа Крайнего Севера саами отличается от представленного в официальных документах состояния. Предоставленные правовые отношения не всегда реализуются в полном объеме и соответствуют заявленному законодательному обоснованию. Более того, накопленный опыт реализации политики по отношению к коренным малочисленным народам выявляет совершенно новые проблемы и угрозы, для отражения которых государства не имеют подготовленной законодательной базы.
Во-вторых, ни одно существующее законодательство описываемых стран не имеет четкой направленной, выстроенной политики реализации прав коренного малочисленного народа Крайнего Севера саами, так как законодательство зачастую создается путем оценивания прецедентов, имеющих место быть в современных условиях проживания. Внутренний опыт разрозненности законодательной базы является прямой предпосылкой для отдаленной перспективы унификации законов между государствами по отношению к саами, однако такую возможность не следует исключать ввиду существующего положительного опыта международного взаимодействия.
В-третьих, национальная идентичность транснационального коренного малочисленного народа Крайнего Севера саами представляет собой инструмент выстраивания внешней политики по отношению к территориальным вопросам Арктического региона. Взаимосвязь между внутренней политикой и внешним дискурсом для одного государства трансформируется во внешнеполитическое влияние путем такого инструмента как процесс национальной идентичности.
В-четвертых, международная представленность саами проявляется в наличии огромного количества неправительственных организаций саами, организованных на территориях вышеупомянутых стран. Совместные усилия членов данных организаций являются живыми инструментами выстраивания транснациональной идентичности, так как все-таки в связи с различными внешнеполитическими стратегиями, разрозненность законодательств четырех стран является препятствием для саами в вопросе выстраивания одной и той же идентичности.
В-пятых, количественный и качественный анализы уставов организаций саами, входящих в состав Союза Саами показывают, что, несмотря на общую цель сохранения культурных ценностей и общей саамской идентичности, саамы из разных стран сталкиваются с разными вызовами и угрозами, в связи с чем имеют разный уровень представленности вопросов разной этимологии.
Такая ситуация обуславливает cсовершенно другую картину общей саамской идентичности, выстраиваемой на локальном уровне по сравнению с другой страной, на территории которой они проживают.
Следовательно, особенность феномена национальной идентичности саамского народа заключается в том, что, несмотря на многочисленные попытки поддержки саамов в вопросе реализации их прав и свобод как признанного малочисленного коренного народа, на сегодняшний день все еще существуют несовершенства в законодательных базах всех описываемых государств, на территории которых проживают саами.
Более того, характер данных несовершенств обусловлен разрозненностью законодательных актов, которые не перекликаются с законодательными актами соседнего государства, в котором опыт решения похожего вопроса уже существует. Идентичность является инструментом прямого действия, что на сегодняшний день означает быструю реакцию на вызовы в условиях складывающихся внешнеполитических ситуаций.
Право саами на самоопределение воспринимается как право на владение на собственном начале земли, на территории которой саами осуществляют самобытный вид хозяйствования, в качестве основного промысла, способного сохранить культурное наследие народа.
Именно в свете оформления права на самоопределение коренного народа, саами представляют иной случай, нежели самоопределение коренных народов других регионов. Учитывая также транснациональность саами, следует отметить, что современное законодательство стран, не территории которых проживают саами не учитывает вызовы нового времени, а именно то, что коренной малочисленный народ либо не заинтересован во вмешательстве во внутренние дела общин, либо не готов оставаться в традиционных местах расселения для того, чтобы продолжить осваивать и развивать традиционные методы хозяйствования.
Также различные законодательства стран дают совершенно разные условия автономии для коренного малочисленного народа, для их организаций, что предвосхищает трудности сотрудничества между организациями и общинами, не дает обмениваться опытом напрямую.
Дихотомия ситуации проявляется также в том, что с одной стороны вопрос реализации прав коренного малочисленного народа в современном мире далеко не новый для международных отношений, однако вопрос развития процесса транснациональной идентичности и то, насколько данный процесс сможет отразить вызовы и угрозы новой эпохи остается актуальным.
1. Приказ Комитета по развитию информационных технологий и связи Мурманской области от 5 сентября 2017 №63-ОД. URL: https://it.gov-murman.ru/upload/iblock/369/63od.pdf (дата обращения: 30.09.2018).
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.05.2019).
3. Закон Мурманской области от 14 января 2003 г. «О северном оленеводстве Мурманской области (с изменениями на 6 ноября 2018 года)» - 2003. № 380-01-3МО. URL: http://docs.cntd.ru/document/913505998 (дата обращения: 28.10.2018).
4. Постановление Правительства Мурманской области от 11 февраля 2009 г. «О совете представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве Мурманской области» - 2009. № 57-ПП. URL: https://gov-murman.ru/region/saami/convocation/ (дата обращения: 23.09.2018).
5. Постановление Правительства Мурманской области от 6 апреля 2010 г. «О порядке обеспечения деятельности Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при правительстве Мурманской области» - 2010. № 138-ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/913517081 (дата обращения: 18.09.2018).
6. Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» - 2014. № 296. URL: http://www.kremlin.ru/acts/20895 (дата обращения: 10.09.2018).
7. Постановление Правительства Мурманской области от 4 февраля 2019 г. «План законопроектной деятельности Правительства Мурманской области на 2019 год» - 2019. № 31-ПП. URL: https://gov-murman.ru/regulatory/law_activities/plan_2019.php (дата обращения: 21.10.2018).
8. Закон Мурманской области (Устав Мурманской области) от 26 ноября 1997 г. Статья 21, пункт 3. URL: https://gov-murman.ru/regulatory/charter_mo/ (дата обращения: 25.09.2018)/
Королевство Норвегия
9. Dokumentasjon «Spillemidler samisk idrett» fra 7 februar 2017. №17/931. URL: https://innsyn.onacos.no/sametinget/mote/norsk/wfinnsyn.ashx?response=arkivsak_detaljer&arkivsakid=2017000931& (дата обращения: 24.12.2018).
10. Dokumentasjon av tradisjonell kunnskap fra 21
mars 2017 «Dokumentasjon og formidling av sørsamiske medisinplanter» - 2017. № 17/1654. URL: https://innsyn.onacos.no/sametinget/mote/norsk/wfinnsyn.ashx?response=arkivsak_detaljer&arkivsakid=2017001654& (дата обращения: 04.11.2018).
11. Dokumentasjon Jordbruk «Trainee i landbruket - Andre prosjektår» fra 8 April 2017. № 17/999. URL: https://innsyn.onacos.no/sametinget/mote/norsk/wfinnsyn.ashx?response=arkivsak_detaljer&arkivsakid=2017001389& (дата обращения: 20.12.2018).
12. Dokumentasjon Næring «Bygging av ny driftsbygning for ku» » fra 3
mars 2017. № 17/1389 URL: https://innsyn.onacos.no/sametinget/mote/norsk/wfinnsyn.ashx?response=arkivsak_detaljer&arkivsakid=2017001443& (дата обращения: 25.11.2018).
13. Dokumentasjon Næring «Tilbygg til driftsbygning, løsdrift for melkekyr, melking med robot» fra 7 mars 2017. № 17/1443. URL: https://innsyn.onacos.no/sametinget/mote/norsk/wfinnsyn.ashx?response=arkivsak_detaljer&arkivsakid=2017001443& (дата обращения: 10.11.2018).
14. Finnmarksloven fra 3 Oktober 2018. Justis- og beredskapsdepartementet. URL: https://www.regjeringen.no/no/tema/lov-og-rett/innsikt/finnmarksloven/id713353/ (дата обращения: 28.12.2018).
15. Samisk lov i Norge § 2-6 Lov om Sametinget og andre samiske rettsforhold 24.02.1989 (sameloven), Kommunal- og moderniseringsdepartementet URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1987-06-12-56
16. Официальная позиция саамского парламента Норвегии «Samediggi» URL: https://www.sametinget.no/Politikk/Plenumsledelsen (дата обращения: 23.02.2019).
Республика Финляндия
17. Undervisningsminister Henna Virkkunen «Saamelaisopetuksen edellytysten turvaaminen» den 26 februari 2009 № kirjallinen kysymys 20/2009. URL: https://www.eduskunta.fi/FI/vaski/Kysymys/Documents/kk_20+2009.pdf (дата обращения: 24.12.2018).
18. Suomen perustuslaki. Oikeusministeriö, den 1 maaliskuu 2000 №731. URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1999/19990731 (дата обращения: 25.12.2018).
19. Act on the Sámi Parliament. Ministry of Justice, Finland (2003) № 974 (1026) URL: http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1995/en19950974.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
20. Act on the Reindeer Husbandry. Ministry of Agriculture and Forestry, Finland (2000) 848 (54) URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/1990/en19900848_20000054.pdf (дата обращения: 26.03.2019).
21. Mining Act. Ministry of Employment and the Economy, Finland (2011) URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2011/en20110621.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
22. Vesilaki, Oikeusministeriö, den 19 toukokuu 1961 № 264/1961 URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/alkup/1961/19610264#Lid1936438 (дата обращения: 28.03.2019).
23. Hallituksen esitys eduskunnalle yksityistielaiksi ja eräiksi siihen liittyviksi laeiksi annetun hallituksen esityksen, den 3 maaliskuu 2009 № HE 147/2017 vp, Eduskunnan päätöksen mukaisesti säädetään, URL: https://www.eduskunta.fi/FI/vaski/KasittelytiedotValtiopaivaasia/Sivut/HE_11+2018.aspx (дата обращения: 13.03.2019).
24. Poronhoitolaki, Eduskunnan päätöksen mukaisesti säädetään den 14 syyskuu 1990 № 848 URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1990/19900848 (дата обращения: 12.03.2019).
25. Laki saamelaiskäräjistä - Закон о саамском парламенте 17.7.1995 № 974 // URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1995/19950974 (дата обращения: 11.03.2019).
Королевство Швеция
26. Lag om vad iakttagas skall i avseende å införande av lagen om delning av jord å landet 1926 № 327, Justitiedepartementet. URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/lag-1926327-om-vad-iakttagas-skall-i-avseende_sfs-1926-327 (дата обращения: 10.03.2019).
27. Motion av Anders Åkesson och Göran Lindell (båda C) 2015 № 16:3003, Näringsutskottet. URL: http://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/motion/gruvdrift_H3023003 (дата обращения: 14.03.2019).
28. Sametingslagen - SFS 1992 № 1433, Riksdag, URL: https://open.karnovgroup.se/jordbruk-jakt-och-fiske/SFS1992-1433 (дата обращения: 17.03.2019).
II. Официальные международные акты
29. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам Принята резолюцией № 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/minority_rights.shtml (дата обращения: 10.04.2019).
30. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята Генеральной Ассамблеей от13 сентября 2007 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/512/09/PDF/N0651209.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.04.2019).
31. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств. Страсбург, 5 ноября 1992 года. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/search-on-treaties/-/conventions/rms/090000168007c098 (дата обращения: 12.04.2019).
32. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах № 169, Генеральная конференция Международной организации труда76-ая сессия, 27 июня 1989 года. Официальный вариант на русском языке. URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Eara_dokumeanttat/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF_%D0%9C%D0%9E%D0%A2_169.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
33. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией № 2106 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (дата обращения: 04.05.2019).
34. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинствах № 157. Совет Европы, Страсбург, 1996. URL: https://rm.coe.int/16800c1316 (дата обращения: 04.03.2019).
35. Guiding Principles on Business and Human Rights, Implementing the United Nations “Protect, Respect and Remedy” Framework New York and Geneva, 2011. URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Eara_dokumeanttat/GuidingPrinciplesBusinessHR_EN.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
36. Indigenous and Tribal Peoples Convention, 27 Jun 1989 № 169 Geneva, 76th ILC session. URL: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C169 (дата обращения: 01.05.2019).
37. Nordisk Samenkonvention Regeringarna i Finland, Norge och Sverige 13.01.2017, URL: https://www.sametinget.se/samekonvention (дата обращения: 01.03.2019).
III. Официальные акты неправительственных организаций
38. 18-ая Саамская Конференция, Хоннингсвог, 7.-9.10.2004. Декларация URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5%A1tusat/SR_mall-_Avagi_Declaration_2004_RUS.pdf (дата обращения: 25.04.2018).
39. 19-я Саамская Конференция, Рованиеми, 29. - 31.10.2008 Декларация URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5%A1tusat/SR_mall-_Rovaniemi_Declaration_2008_RUS.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
40. 20-я Саамская Конференция, 2-4 мая 2013, Мурманск, Россия. Декларация URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5%A1tusat/SR_mall-_Kuellnegk_Neark_Declaration_2013_RUS.pdf (дата обращения: 14.06.2018).
41. 21-ая Саамская конференция, Троанте, 7.-9.02.2017 Декларация URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Julgg%C3%A1%C5%A1tusat/%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%94%D0%95%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF TROANTSKAYA_DEKLARATSIYA.pdf (дата обращения: 22.07.2018).
42. План действий Саамского парламентского совета до 2018 года. Saamelaisen parlamentaarisen neuvoston toimintasuunnitelma 15.5.2018 – 15.9.2019 Hyväksytty 15.5.2018 Asianumero 03/2018. URL: file:///C:/Users/st033281/Downloads/SPN_toimintasuunnitelma2018-_hyv15052018.pdf (дата обращения: 22.04.2018).
43. Протокол заседания Совета директоров 6/2019, 28-29 марта 2016 г. (см. 4.4.2019) URL:file:///C:/Users/st033281/Downloads/Sakahptk62019kokous_28.29.3.19_asetettu_n%C3%A4ht%C3%A4vile_4.4.2019.pdf (дата обращения: 26.07.2018).
44. Протокол заседания Совета директоров 7/2019 4 апреля 2016 года (опубликовано 9.4.2019) saamelaiskäräjien hallituksen kokous 7/2019. URL: file:///C:/Users/st033281/Downloads/Sakahptk72019kokous_4.4.2019_asetettu_n%C3%A4ht%C3%A4ville_9.4.2019.pdf (дата обращения: 26.03.2018).
45. Устав Ассоциации саамов Норвегии (NSR) (Королевство Норвегии) Vedtekter for Norske Samers Riksforbund, URL: http://nsr.no/wp-content/uploads/2019/01/vedtekter_2018.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
46. Устав Ассоциации саамов Швеции (SSR) (Королевство Швеция) Om SSR// https://www.sapmi.se/om-ssr/ (дата обращения: 04.05.2019).
47. Устав Ассоциация Оленеводов Норвегии (NBR) (Королевство Норвегия) Vedtekter for norske reindriftsamers landsforbund, URL: http://www.reindriftsame.no/wp-content/uploads/2014/09/Vedtekter.pdf (дата обращения: 02.03.2019).
48. Устав Ассоциация Оленеводов Швеции (BEO) (Королевство Швеция) Renägarförbundet, URL: http://renagarforbundet.se/organisation/ (дата обращения: 02.11.2018).
49. Устав Народного саамского союза (SÁL) (Королевство Норвегия) Standard Vedteker for lokallag i SFF. URL: http://samene.no/vedtekter-lokallag/ (дата обращения: 04.01.2019).
50. Устав Общественная организация содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саамов Мурманской области (ООСМО) (Российская Федерация) Протокол № 1 от 18.01.2015. Утвержден решением внеочередной конференции Общественной организации содействия правовому просвещению и сохранению культурного наследия саамов Мурманской области.
51. Устав Саамская организация Sáme Ätnam (RSÄ) (Швеция), Ассоциация саамов Швеции (SSR) (Королевство Швеции) Stadgar for Riksorganisationen Sáme Ätnam URL: http://www.sameatnam.se/start/wp-content/uploads/2017/04/Stadgar-2015.pdf (дата обращения: 12.11.2018).
52. Устав Союза Саамов. Принят 19-ой Саамской конференцией в г. Рованиеми 29.-31.10. 2008 г. URL: http://www.saamicouncil.net/ru/documents/ustav/ (дата обращения: 02.02.2019).
53. Устав Центральная ассоциация саамов Финляндии (SSG) (Финляндская Республика) Buriid beassážiid – Hyvää pääsiäistä. URL: https://samiidguovddassearvi.wordpress.com/ (дата обращения: 23.11.2018).
54. Этические правила Союза Саамов. Принято на заседании Союза Саамов (22.09.2018) URL: http://www.saamicouncil.net/ru/documents/drugie-dokumenty/ (дата обращения: 17.04.2018).
55. Declaration from the First Sami Parliamentarian Conference 2005, Jokkmokk. URL: http://www.sametinget.se/1433 (дата обращения: 21.04.2018).
56. Saamelaisesta kultuurimäärärähasta yönnettävien kulttuuriavustusten tekniset ohjeet muutokset hyväksytty kulttuurilautakunnan kokouksessa 1/2017. URL: file:///C:/Users/st033281/Downloads/Tekniset%20ohjeet_suomeksi_2018.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
IV. Статьи в научных периодических изданиях, электронных журналах
57. Акуца Ф. Р. Правовое положение коренных народов в Северной Европе /Ф. Р. Акуца // Вестник РУДН сер. Юридические науки – 2000. № 2. – С. 84.
58. Ананидзе Ф.Р. Евразийский юридический журнал. – 2016. № 5. – С. 84 –87.
59. Вукопов Н. В стране саамов // Эхо планеты. – 1991. № 23 (161). – С. 20–22.
60. Газаева А.А. "Коренные народы" как категория российского права // Научный поиск. - 2017. № 1.2. - С. 45-47.
61. Горян Э.В., Нетрусов Ю.Ю. Признание Россией айну коренным малочисленным народом как фактор решения территориального спора с Японией. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. Т. 9. № 4 (39). - С. 135-149.
62. Денисова В.В. Некоторые проблемы сохранения и развития культурного наследия коренными малочисленными народами севера. // Молодой ученый. - 2018. № 42 (228). - С. 160-163.
63. Куропятник М. С., Куропятник А. И. Саамы: современные тенденции этносоциального и правового развития // Журнал социологии и социальной антропологии – 1999. Том II, №4. – С. 172–177.
64. Межуев Б.В. Моделирование понятия «национальный интерес». На примере дальневосточной политики России конца ХIХ — начала ХХ века // Полис. - 1999. № 1. С. 26—39.
65. Потравный И.М., Кривошапкина О.А., Попова И.М. Обоснование размера компенсаций коренным малочисленным народам севера при реализации проектов на территориях их традиционной деятельности // Экономика природопользования. -2017. № 5. - С. 65-82.
66. Самсонова И.В., Павлова М.Б. Российский и международный опыт возмещения ущерба коренным малочисленным народам при ресурсном освоении территорий. Арктика XXI век // Гуманитарные науки. - 2017. № 3 (13). - С. 52-61.
67. Сильникова А.А. Проблемы предоставления пенсий коренным малочисленным народам севера // Аллея науки. - 2018. Т. 4. № 4 (20). - С. 783-787.
68. Соколовский С.В. Коренные народы: от политики стратегического эссенциализма к принципу социальной справедливости // Институт этнологии и антропологии РАН. -2008. №4 - С. 59-76
69. Хакимов Р.Н., Пономарева В.В. Особенности работы с коренными малочисленными народами севера в исторической перспективе и на современном этапе // Вестник современных исследований. - 2018. № 6.2 (21) - С. 495-500.
70. Харлампьева Н. К. Эволюция понятия "Арктика" // Наука и образование - 2014, № 3. – С. 23-45.
71. Шипунов Р.В. Зарубежный опыт взаимодействия с коренными народам // Science Time. - 2017. № 2 (38) - С. 404-408.
72. Gellner E. Nations and Nationalism Proceedings of the British Academy. Nationalism and the Two Forms of Cohesion in Complex Societies // The British Academy. – 1982. № 68 - p. 187.
73. Harold D. Lasswell's Contribution to Content Analysis The Public Opinion Quarterly // Oxford University Press on behalf of the American Association for Public. – 1968-1969. № 32, No. 4 - pp. 646-653.
74. Oskal, N. (Nor.) Urfolksvern og demokrati: om det moralske grunnlaget for samiske rettigheter. Noen betraktninger om Samerettsutvalgets innstilling med vekt på grunnsynet. Norway: Centre for Sami Studies // University of Tromsø.Skriftserie. - 1998. № 5. – 35 p.
75. Sjølin, Rolf. (Swe.) Samer och Samefrågor i svensk politik. En studie i ickemagt [The Sami and the Sami Question in Swedish Politics. A Study in NonPower] // Sweden: Umeå University. № 31, No. 5 – 2002 – p 34 -35.
V. Монографии
76. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Методы социологического исследования // М., -2004. - 768 с.
77. Пиаже Ж. Избранные психологические труды // М. – 1994 – С. 234.
78. Шалак В.И. Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы // «Омега-Л». – 2004 – С. 34-43.
79. Anaya J. Report of the Special Rapporteur on the situation of human rights and fundamental freedoms of indigenous people: The situation of the Sami people in the Sapmi region of Norway, Sweden and Finland. //The UN Human Rights Council. - 2011- p. 127.
80. Anderson B. Imagined communities: reflections on the origin and spread of nationalism // London. - 1983 - p. 214.
81. Berelson, B. Content analysis in communication research // Glencoe, IL: Free Press. – 1952 – p. 21-56.
82. Bloom W. Personal Identity, National Identity and International Relations // Cambridge: Cambridge University Press. – 1996 – p.34-45.
83. Broderstad, Else Grete and Dahl, Jens (2004), “Political Systems.” // In Arctic Human Development Report, Akureyri: Stefansson Artic Institute. – 2004 – p. 22-27.
84. Campbell D., Writing Security. United States Foreign Policy and the Politics of Identity. // Manchester. Manchester University Press P. – 1998 – p. 259.
85. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 256.
86. Haas E.B. Beyond the Nation-State. Functionalism and International Organization // Stanford: Stanford University Press. – 1964 – p 45-65.
87. Hobsbawm E, Ranger T. The Invention of Tradition // Cambridge University Press. - 2000 - 319 p.
88. Lasswel H., The Future of Political Science // New York, Atherton Press. – 1964 – 234 p.
89. Lasswell H., Leits N, Associates . Language of politics: Studies in quantitative semantics // Cambridge: MIT. – 1949 – 34-24 p.
90. Lasswell H., Lerner D, Sola Pool I. The comparative study of symbols: An introduction. Palo Alto // Stanford University Press. – 1952 – 37 p.
91. Liebkind K. Minority Identity and Identification Processes: A Social Psychological Study: Maintenance and Reconstruction of Ethnolinquistic Identity in Multiple Group Allegiance // Societas Scientiarium Fennica. Helsinki. – 1984 – 234 p.
92. Mead G.H. Mind, Self and Society // Chicago: The University of Chicago Press - 1934 – 440 p.
93. Mitrany D. A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization. // L.:The Royal Institute of International Affairs. – 1943 – 23-45 p.
94. Mitrany D. The Making of Functional Theory: a Memoir // The Functional Theory of Politics // L.: St. Martin’s Press. – 1975 – 12-34 p.
95. Mitrany D. The Road to Security // Peace Aims Pamphlet № 29. L.: National Peace Council. – 1944 – 23-45 p.
96. Prizel I. National Identity and Foreign Policy: Nationalism and Leadershipin Poland, Russia and Ukraine // Cambridge: Cambridge University Press. – 1998 – 23-24 p.
97. Rosamond B. Theories of European Integration // MacMillan Education London. - 2000 – 232 p.
98. Shapiro M.J., Reading the Postmodern Polity: Political Theory as Textual Practice // Minneapolis, MN: Minneapolis University Press – 1992 – 460 p.
99. Sissons, J. First Peoples: Indigenous Cultures and Their Futures // Chicago University Press. – 2005 – 23 p.
100. Sokolovskiy S. Indigeneity Construction in the Russian Census 2002 // Sibirica. Interdisciplinary Journal of Siberian Studies. - 2007. №.6 - 59–94 p.
101. Spivak G.C., "Can the Subaltern Speak?" in Colonial Discourse and Post-Colonial Theory, eds. P. Williams and L. Chrisman // New York: Columbia University Press. - 1992 - 23 p.
102. Spivak G.C.,A Critique of Postcolonial Reason: Toward a History of the Vanishing Present // Cambridge: Harvard University Press - 1999 - 334 p.
103. Spivak G.Ch. The Post-Colonial Critic: Interviews, Strategies, Dialogues (ed. S. Harasym) // N.Y.; L.: Routledge. – 1990 – 23-34 p.
104. The Arctic: Geopolitics, Energy and International Relations. Singapore, 14–15.04.2011; Energy Security and Geopolitics in the Arctic. Singapore, 9–10.01.2012; First Sino-Russian Arctic Cooperation Forum. OUC, 2– 5.09.2012 / Архив доцента СПбГУ Н.К. Харлампьевой. – СПб., 2014.
105. Thornberry P. Indigenous Peoples and Human Rights // Manchester: Manchester Univ. Press – 2002 – 23-34 p.
106. Wendt A. Social Theory of International Politics // Cambridge University Press – 1999 – 234 p.
VI. Интернет-ресурсы
107. Всероссийская перепись населения 2010 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 03.03.2019).
108. Официальный сайт Саамского парламентского совета (СПС) URL: http://www.saamicouncil.net/ru/o-sojuze-saamov/predstavitelstva/ (дата обращения: 12.05.2019).
109. Официальный список постоянных участников, обновлен на 22 марта 2017 URL: https://arctic-council.org/index.php/ru/about-us/permanent-participants (дата обращения:04.03.2019).
110. Cealkámuš sámesoahpamušas/ Rauna Kuokkanen, PhD, Toronto universitehta 17.3.2017 URL:file:///C:/Users/admin/Downloads/Rauna%20Kuokkanen%20rapport%20om%20NSK%20(1).pdf (дата обращения: 15.05.2019).
111. Den offisielle organisasjonens offisielle nettside «Norske Samers Riksforbund». URL: http://nsr.no/ (дата обращения: 12.02.2019).
112. Den offisielle organisasjonens offisielle nettside «Sámiid valáštallanlihttu». URL: http://www.svl.no/web/index.php?sladja=19&vuolitsladja=12&giella1=sam (дата обращения: 10.02.2019).
113. Den offisielle organisasjonens offisielle nettside «Sarahkka». Sámi nissonorganisašuvdna. Samisk kvinneorganisasjon. URL: http://finnmarksarkivene.no/?p=1012 (дата обращения: 13.06.2019).
114. Hans Danelius sine vurderinger om Nordisk samekonvensjon 18.4.2017 Last ned // file:///C:/Users/admin/Downloads/Hans%20Danelius%20sine%20vurderinger%20om%20NSK%20(1).pdf (дата обращения: 10.03.2019).
115. Josevsen E. The Saami and the national parliaments: Channels for political influence // IPU and UNDP. - 2010 – 27 p. URL: http://archive.ipu.org/splz-e/chiapas10/saami.pdf (дата обращения: 21.05.2019).
116. Norsk samisk offisiell statistikk. URL: https://web.archive.org/web/20100318022508/http://www.ssb.no/samer/ (дата обращения: 15.03.2019).
117. Renan E. What is a Nation? [Lecture at Sorbonne, 11 March 1882. in Discours et Conferences, Paris, Caiman-Levy, 1887, pp.277-310. URL: http://web.archive.org/web/20110827065548http://www.cooper.edu/humanities/core/hss3/e_renan.html (дата обращения: 16.02.2019).
118. The Sameting comes to the Storting. 17.09.2015 - In English. URL: https://www.stortinget.no/en/In-English/About-the-Storting/News-archive/Front-page-news/2014-2015/the-sameting-comes-to-the-storting1/ (дата обращения: 03.02.2019)
119. Ulfstein G.J. Nordisk Samenkonvensjon – Folkerettslige Sider/ 12. april 2017 URL: file:///C:/Users/admin/Downloads/Geir%20Ulfstein%20rapport%20om%20NSK%20(1).pdf (дата обращения: 02.03.2019).
120. UNDRIP sámegillii. Ovttastuvvon Našuvnnaid eamiálbmotvuoigatvuođaid julggaštus sámegillii jorgaluvvon. URL: http://www.saamicouncil.net/fileadmin/user_upload/Documents/Eara_dokumeanttat/UNDRIP_s%C3%A1megillii.pdf (дата обращения: 09.03.2019).