Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образа политического лидера 6
1.1. Становление кинематографа и социология кино 6
1.2. Кино как инструмент трансляции политических идей 21
1.3. Конструирование имиджа политического лидера 34
Выводы по главе 1 41
2.1. Анализ фильма «С нами». 42
2.2. Анализ фильма «En guerre». 47
2.3. Анализ фильма «Le Poulain». 55
2.4. Анализ фильма «Алиса и Мэр». 61
2.5. Анализ фильма «Грекзит». 65
Выводы по главе 2. 72
Заключение 75
Список литературы 78
Точкой отсчёта истории кинематографа считается 28 декабря 1895 года, когда в Гранд Кафе Парижа на бульваре Капуцинок прошёл первый сеанс кинопоказа. Тогда братья Люмьер продемонстрировали публике 10 кинофильмов собственного производства, снятых с использованием синематографа. С тех пор кинематограф за немного более чем столетний период своего существования претерпевал существенные изменения. В первую очередь, стремительное развитие информационных технологий в значительной степени повлияло на кинопроизводство, способы трансляции фильмов, их быстрое проникновение в массовую культуру и стремительное распространение. Более того, искусство, оказывая значительное влияние на формирование картины мира и системы ценностей человека, стало использоваться в качестве инструмента конструирования политических и идеологических воззрений. Став неотъемлемым элементом массовой культуры, кинематограф плотно встроился в ткань нашей повседневности. Произведения киноискусства выполняют как досуговую функцию, так и просветительскую (особенно ярким тому примером служит документальное кино), становятся альтернативным источником получения информации.
На сегодняшний день кино, будучи неотъемлемым элементом массовой культуры, является наиболее подходящей формой искусства для распространения той или иной системы взглядов, ценностей и политических идей. Помимо этого, произведения киноискусства могут демонстрировать зрителю определённую модель восприятия окружающей действительности. Навязывание того или иного взгляда на явления / события может быть выгодно действующим политическим элитам, либо представителям оппозиции, для расширения электората / привлечения сторонников. Поскольку процесс производства кино обычно является длительным и затратным, требует привлечения большого количества людей и материальных ресурсов, производители сталкиваются с проблемой привлечения финансирования (за поиск средств финансирования, как правило, отвечает продюсер или продюсерская компания). Спонсировать кино могут как частные фирмы, так и государственные структуры, потенциально заинтересованные в выходе картины.
Киноиндустрия также используется в качестве инструмента конструирования образа политической партии / лидера, будь то негативный или положительный образ. Она может способствовать формированию имиджа политического деятеля, партии или даже носителей той или иной идеологии в целом. В зависимости от репрезентации у зрителя может сформироваться отношение к определённым политическим акторам / идеям/ деятельности как к «положительным» или «отрицательным». Наделяя персонажа (реальную историческую фигуру/ вымышленного носителя определённой идеологии/ вымышленного героя, черты которого ассоциируются с реальным политическим деятелем и т.д.) набором определённых характеристик, производители кинопродукта, либо спонсоры посредством производителей, влияют на восприятие зрителем реально существующей идеологии и её носителей, а также в действительности существующих политических акторов.
Таким образом, кинематограф способен оказывать влияние на формирование у зрителя определённой системы ценностей и взглядов, из-за чего он активно используется в качестве инструмента трансляции политических идей.
Цель исследования - выяснить, какие политические идеи транслируются посредством конструирования кинематографического образа политического лидера
Объект: образ политического лидера в кинематографе
Предмет: связь политических идей и образа политического лидера в кинематографе.
Задачи исследования:
1. Операционализировать понятие «политический лидер»;
2. Определить элементы образа политического лидера;
3. Выявить идеологическую позицию изображённого в кино политического лидера;
4. Описать политический курс и ценностные ориентиры доминирующей партии в стране-производителе кинокартины;
5. Определить, какие приёмы использованы в кино для позитивной / негативной оценки определённой идеологической позиции;
6. Сравнить ценностные ориентиры доминирующей в стране партии с изображёнными в кино.
Гипотеза исследования: в кино отношение к ценностным ориентирам доминирующей в стране партии чаще репрезентируется как положительное.
Метод сбора эмпирической информации: анализ контента кино-лент.
Структура работы
Итак, целью данной работы было выяснить, какие политические идеи транслируются посредством конструирования кинематографического образа политического лидера. Для реализации этой цели мною была рассмотрена история становления и развития кинематографа с самых истоков его зарождения до наших дней. Рассмотреть процесс развития кинематографа было необходимо для того, чтобы проследить изменения выполняемым им функций. Также мною был изучен процесс восприятия искусства, чтобы понять, как происходит считывание и расшифровка закодированных в кинокартине посланий, которые должны быть прочитаны и поняты зрителем. Моё исследование основано на трёх основных теориях: символический интеракционизм Герберта Блумера, теория симулякров Жана Бодрийяра и семиология Ролана Барта. Гипотезой данного исследования было: в кино отношение к ценностным ориентирам доминирующей в стране партии чаще репрезентируется как положительное.
Мною были проанализированы 5 кинокартин. Для анализа мною были выбраны все художественные фильмы французского кинематографа, вышедшие в период 2017-2021 гг., в которых одна из главных ролей отведена фигуре политического лидера. Для анализа мною были выбраны фильмы, вышедшие в прокат за последние 4 года, т.к. посредством анализа недавно вышедших фильмов можно определить актуальную ситуацию, установить, какие идеологические воззрения и ценности транслируются посредством кинематографа. 2017 год был выбран неслучайно, поскольку именно в этом году прошли президентские выборы во Франции.
Итак, посредством образов политических лидеров во Французском кинематографе транслируются следующие политические идеи: транслируемые в фильмах, можно охарактеризовать как принадлежащие левому спектру политического фланга. К «левым» идеям традиционно относят социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества, либо полная отмена классового деления общества. Левые выступают за ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Они стремятся к социальному равенству — выравниванию возможностей для членов разных социальных групп. Также кинокартины транслируют ценности философии прогрессивизма.
Подводя итоги, гипотеза моего исследования частично подтвердилась: некоторые идеи, составляющие политический курс LREM, французской партии, членом которой является действующий президент Франции Эммануэль Макрон и которая занимает большинство мест в национальном собрании, а также наибольшей поддержкой среди населения, транслируются в кинокартинах. К таким идеям относятся прогрессивизм, усиление механизмов социальной защиты (что является пунктом номинальной политической повестки партии, однако фактически партия многократно подвергалась критике из-за проведения реформ, нацеленных сокращение финансовой поддержки от государства некоторых групп граждан). Также партия подчёркивает своё стремление к ценностям свободы и равенства, являющимся фундаментальными ценностями Французской Республики. Однако партия не позиционирует себя как «левая» или «правая», стремясь объединить представителей разных политических взглядов.
Следует отметить, что кинематограф, став неотъемлемым элементом общественной жизни и плотно встроившись в ткань повседневности современного человека, способен оказывать значительное влияние на формирование системы ценностей и идеологических воззрений граждан. В зависимости от актуальной политической повестки, посредством кино транслируются разные политические идеи, а оценка одного и того же феномена может варьироваться от положительной до резко отрицательной в зависимости от политического курса, которого придерживается государство на определённой стадии своего развития. Хотя наличие механизмов государственной и корпоративной цензуры в странах с демократическим политическим режимом далеко не всегда очевидно, они, тем не менее, присутствуют и оказывают существенное влияние на то, какие именно политические идеи будут транслироваться в фильмах, нацеленных на широкую аудиторию. Поэтому тема использования кинематографа в качестве инструмента формирования политической позиции требует тщательного изучения.
1. Афанасьев Ю.С., Юткевич С.И., Баскаков В. Е., Вайсфельд И. В. и др Кино: Энциклопедический словарь / – М.: Советская энциклопедия, 1987.
2. Блумер Г. Коллективное поведение. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994. – С. 168
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция // Постум. Сер. Кофе с мудрецами. 2019. Стр. 16-34.
4. Глебова И., Леонтьева Л., Волкова Н. Формирование имиджа органов власти.Учебно-методическое пособие. LAP Lambert academic publishing. 2014. С.18-31.
5. Головнев И.А. Визуальная антропология Дзиги Вертова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64. Вып. 4. С.1386-1403.
6. Гришин О.Е, Еманов А.А. Кинематограф как инструмент политической коммуникации на постсоветском пространстве// Проблемы постсоветского пространства. 2016. №2. С.37-48.
7. Данилова В.Д. Репрезентативные особенности российского артхаусного кино// Вестник СПбГИК. июнь 2020. № 2 (43). С.12-16.
8. Доклад ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2019 году, стр 14.
9. Евсеева Я.В., Ядова М.А. Социология кино и театра: история и современность // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2020. №11. с.6.
10. Захаров Н. Специфика социальной системы России // Ижевск, Изд-во УдГУ. 2000. С. 66-78.
11. Карчевская К.С. О проявлениях архетипических образах в мифических и кинематографических сюжетах// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. №101. С.332-335.
12. Клещенко Е.В. Библиотека мозга // Химия и жизнь. 2012. №2. с.17.
13. Коробов А. А., Серебряков С. А. Документальное кино как средство политической пропаганды: классические и инновационные подходы в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С.211-217.
14. Кравцов Н.А. Философы доплатоновского времени о взаимодействии искусства и политико-правовой среды// Философия права. 2018. С.135-140.
15. Кривцун О.А. Психология искусства. М.: Юрайт. 2015.
16. Кривцун О.А. Антропология искусства// Вестник культурологии. 2018. №1. С.230-240.
17. Лэнг О., «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества», Ад Маргинем Пресс, 2017. 211-262.
18. Макиавелли Н. Государь. Азбука. 2016. 18.
19. Мальцев Я.В. Искусство и политика в структуре современности // Философия и культура. 2020. № 10. С.38-48.
20. Мельникова Т. С., Политический имидж государственной власти как социально-психологический феномен массового сознания // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2010. № 4. С. 150-152.
21. Никитина И.П. Искусство и политика// Вестник ВГИК. 2013. № 15. С.45-52.
22. Пащенко Ю.А. Имидж политического лидера: политологический анализ// Studia politologiczne. 2020. С.92-113.
23. Пономарёва О. А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации. Диссертация // Волгоград. 2008. С.38-44.
24. Чапаева М.В. Проектирование имиджа: учебное пособие // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2013. С.17-26.
25. Шереметева А.С., доклад «Семиология кино Ролана Барта», Конференция «Философская семиотика. К 100-летию со дня рождения Ролана Барта».
26. Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия. М.: ПрогрессТрадиция. 2007.
27. Blumer Н. "Problem and Procedure." Chapter 1 in Movies and Conduct. New York: Macmillan & Company (1933): 1-12.
28. Stojanova C. The Great War: Cinema, Propaganda, and The Emancipation of Film Language// Acta Univ. Sapientiae, Film and Media Studies. 2017. №14. Р.131-156.
29. Qu’est-ce que LREM [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cincivox.fr/2020/04/27/quest-ce-que-lrem/
30. Le Mouvement [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://en-marche.fr/le-mouvement
31. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.medical-enc.ru/21/chronophotography.shtml