Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
|
Введение
Глава № 1. Социализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
§ 1. Понятие, методы и цели социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
§ 2. Понятие исправления, ресоциализации и неосоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Глава 2. Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
Глава 3. Проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
Глава 4. Зарубежный опыт предупреждения рецидива преступлений……………………………………………………с.41
Глава 5. Служба пробации в Российской Федерации………..с.48
Глава 6. Центры Социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
§1. Центры Социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
§2. Специальные интернаты социальной адаптации лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями, освободившихся из мест лишение свободы
§3. Специальные центры социальной адаптации несовершеннолетних осужденных
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Глава № 1. Социализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы
§ 1. Понятие, методы и цели социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
§ 2. Понятие исправления, ресоциализации и неосоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Глава 2. Административный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
Глава 3. Проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
Глава 4. Зарубежный опыт предупреждения рецидива преступлений……………………………………………………с.41
Глава 5. Служба пробации в Российской Федерации………..с.48
Глава 6. Центры Социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
§1. Центры Социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы…
§2. Специальные интернаты социальной адаптации лиц пожилого возраста и лиц с ограниченными возможностями, освободившихся из мест лишение свободы
§3. Специальные центры социальной адаптации несовершеннолетних осужденных
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Исполнение уголовного наказания – это процесс возвращения социально деформированной личности к социально адаптированной жизнедеятельности, таким образом строится политика уголовно-исполненной системы, направленная исключительно на гуманные методы социальной адаптации лица. В этой связи актуальным считается вопрос социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, так как данным лицам, не меньше, чем отбывающим наказание лицам, необходимо социальная помощь.
Рецидивная преступность входит в виды опасных преступлений. Повышенная общественная опасность выражается в следующем: совершение вновь и вновь преступлений свидетельствует о том, что лицо каждый раз после предпринятых государством уголовно-правовых мер желает возродить преступную деятельность. Рецидивисты с каждым новым совершенным преступлением становятся профессионалами криминального мира, совершение преступлений становится профессиональной деятельностью. В основном рецидивисты совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, тем самым ухудшая криминогенную ситуации в стране. Профессиональные преступники умело оказывают влияние на психологически неустойчивых лиц, большинство из которых несовершеннолетние.
Анализ криминогенной ситуации в России свидетельствует о том, что доля рецидивной преступности в общей структуре зарегистрированной преступности не является стабильным показателем. Из статистических данный видно, что каждое второе расследованное преступление совершено лицом, которое ранее уже отбывало наказание в исправительном учреждении (Приложение А). Лицо, имеющее опыт в криминальной среде более опытен, чем лицо, впервые совершающее преступление, поэтому раскрываемость преступлений с криминальным элементом значительно ниже. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается примерно 300 тысяч лиц, половина из которых в ближайшие два года совершат преступление вновь. Приведенные показатели указывают на несовершенство системы постпенитенциарной профилактики, на ее низкий уровень эффективности.
Только в 2016 году в Российской Федерации появился Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" . Федеральный закон впервые установил основы профилактики правонарушений, как на правовом, так и на организационном уровне. До введения закона вопрос о профилактике правонарушений регулировался фрагментарно. Организационная деятельность муниципальных органов в профилактической деятельности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеет недочеты, нуждается в усовершенствовании.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года предусматривает следующие меры: усовершенствование политики в области пенитенциарной системы, введение новых методов в психокоррекционную и психопрофилактическую работу, подготовка осужденных к постпенитенциарной адаптации через службу пробации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года концепция социально-экономического развития ставит перед собой следующие задачи: направить больше сил и внимания на социализацию бывших заключенных, приобщив к данной деятельности общественность, органы здравоохранения, местного самоуправления, службы занятости населения и реабилитационные центры.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является ключевым элементом системы постпенитенциарной профилактики. Например, для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских. Одной из основных целей Концепция ставит - сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Для достижения данной задачи необходимо - изменить идеологию применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе .
Объектом выпускной квалификационной работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Целью – изучения проблем и условий социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи ставлю перед собой такие:
1. Раскрыть понятия: социальная адаптация, ресоциализация, неосоциализация, исправление лиц, освободившихся из мест лишения свободы”
2. Раскрыть виды и этапы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
3. Выявить основные проблемы адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
4. Выявить опыт стран, в которых улучшается ситуации с рецидивной преступностью
5. Выявить недостатки административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
6. Рассмотреть вопрос о необходимость службы пробации в России
Выбранная тема актуальна по двум направлениям, с точки зрения двух аспектов:
1. Помощи в социальной адаптации в отношении одной единицы для улучшения дальнейшего качества жизни в обществе после освобождения из мест лишения свободы
2. Лица, не прошедшие социальную адаптацию, оказывают значительное влияние на криминальный мир, тем самым усложняя криминогенную обстановку в государстве, денежные средства из бюджета нерационально расходуются.
Рецидивная преступность входит в виды опасных преступлений. Повышенная общественная опасность выражается в следующем: совершение вновь и вновь преступлений свидетельствует о том, что лицо каждый раз после предпринятых государством уголовно-правовых мер желает возродить преступную деятельность. Рецидивисты с каждым новым совершенным преступлением становятся профессионалами криминального мира, совершение преступлений становится профессиональной деятельностью. В основном рецидивисты совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, тем самым ухудшая криминогенную ситуации в стране. Профессиональные преступники умело оказывают влияние на психологически неустойчивых лиц, большинство из которых несовершеннолетние.
Анализ криминогенной ситуации в России свидетельствует о том, что доля рецидивной преступности в общей структуре зарегистрированной преступности не является стабильным показателем. Из статистических данный видно, что каждое второе расследованное преступление совершено лицом, которое ранее уже отбывало наказание в исправительном учреждении (Приложение А). Лицо, имеющее опыт в криминальной среде более опытен, чем лицо, впервые совершающее преступление, поэтому раскрываемость преступлений с криминальным элементом значительно ниже. Ежегодно из мест лишения свободы освобождается примерно 300 тысяч лиц, половина из которых в ближайшие два года совершат преступление вновь. Приведенные показатели указывают на несовершенство системы постпенитенциарной профилактики, на ее низкий уровень эффективности.
Только в 2016 году в Российской Федерации появился Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" . Федеральный закон впервые установил основы профилактики правонарушений, как на правовом, так и на организационном уровне. До введения закона вопрос о профилактике правонарушений регулировался фрагментарно. Организационная деятельность муниципальных органов в профилактической деятельности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, имеет недочеты, нуждается в усовершенствовании.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года предусматривает следующие меры: усовершенствование политики в области пенитенциарной системы, введение новых методов в психокоррекционную и психопрофилактическую работу, подготовка осужденных к постпенитенциарной адаптации через службу пробации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года концепция социально-экономического развития ставит перед собой следующие задачи: направить больше сил и внимания на социализацию бывших заключенных, приобщив к данной деятельности общественность, органы здравоохранения, местного самоуправления, службы занятости населения и реабилитационные центры.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является ключевым элементом системы постпенитенциарной профилактики. Например, для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских. Одной из основных целей Концепция ставит - сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Для достижения данной задачи необходимо - изменить идеологию применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе .
Объектом выпускной квалификационной работы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Целью – изучения проблем и условий социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи ставлю перед собой такие:
1. Раскрыть понятия: социальная адаптация, ресоциализация, неосоциализация, исправление лиц, освободившихся из мест лишения свободы”
2. Раскрыть виды и этапы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
3. Выявить основные проблемы адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
4. Выявить опыт стран, в которых улучшается ситуации с рецидивной преступностью
5. Выявить недостатки административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
6. Рассмотреть вопрос о необходимость службы пробации в России
Выбранная тема актуальна по двум направлениям, с точки зрения двух аспектов:
1. Помощи в социальной адаптации в отношении одной единицы для улучшения дальнейшего качества жизни в обществе после освобождения из мест лишения свободы
2. Лица, не прошедшие социальную адаптацию, оказывают значительное влияние на криминальный мир, тем самым усложняя криминогенную обстановку в государстве, денежные средства из бюджета нерационально расходуются.
Исследуя процесс исполнения наказания в исправительных учреждениях Э. Гидденс заметил, что проявление негативные последствия наблюдаются при таком виде наказания, как лишение свободы, так как происходит изоляция человека от общества. Формулировка «лишение свободы» помимо изоляции от общества подразумевает еще и «лишение дохода, семьи, личных вещей, досуга, друзей, иных интересов» .Жизнедеятельность в местах лишения свободы четко регламентирована, оказывает большое влияние на психику заключенного, он становится одиноким, все время борется за спасение своего здоровья и жизни, перестраивается на иной формат жизни, он пребывает в дне сурка. Все выше сказанное приводит к деформации личности, поэтому выйдя из исправительного учреждения лицу заново придется учиться жизни в нормальных социальных условиях. Любой срок наказания, даже самый маленький оказывает негативное влияние на личность.
Лицо, освободившееся из мест лишения свободы, по окончании отбывания срока наказания вновь попадает в социум, в котором необходимо соблюдать законы, но ввиду затруднения на стадии социальной адаптации, не всегда может их придерживаться. Больший массив преступлений приходится на первые три года с момента освобождения лиц из исправительного учреждения, половина же преступает границу закона в первый год. Причина высокой рецидивности – неэффективная работа на стадии постпенициарной адаптации.
Попадая в исправительное учреждение лицу еще сложнее встать на путь исправления. Чтобы вернутся к нормальной жизни вне стен исправительного учреждения, субъект вынужден рушить сложившуюся систему ценностей и адаптироваться к правилам нового для него мира.Применение уголовного наказания в виде лишения свободы влечет за собой ослабление, а также иногда и полный разрыв социальных связей, влечет формирование дезадаптивной
направленности в поведении, которое является почвой для совершения новых преступлений.
Процесс постпенитенциарной адаптации очень сложный, с одной стороны лицо, освободившееся из мест лишения свободы, имеет значительную социальную деформацию, с другой стороны, среда, в которую пытается влиться лицо, имеет заранее предвзятой отношение к нему, отрицательно относится к бывшему заключенному. На фоне негативного отношения общества у лица формируется психологическая напряженность, которую в большинстве случаев лицо не может преодолеть, в итоге, бывшие осужденные из-за отрицания их обществом возвращаются в комфортную микросреду – криминальный мир. В период формирования психологического барьера должны применяться меры постпенитенциарной адаптации – компетентные психологи должны кропотливо работать, внедряя в сознание лица постулат о том, что он искупил вину даже, если совершил тяжкое преступление.Необходимо со стороны общества проводить работу, объясняя важность их отношения к бывшим заключенным, так как, если семья, общество отвернется от освободившегося лица, то вероятность возвращения лица в преступную среду увеличивается. Первый год постпенитенциарной адаптации – самый важный год, именно в этот период необходимо отслеживать социальные связи бывшего заключенного.
В Австралии был проведен опрос заключенных, из которого стало известно, что больше половины опрошенных за месяц до освобождения испытывают стрессовое состояние организма, у некоторых наблюдалось даже нарушение психического здоровья на фоне нервоза . Возникновение стресса объясняется рядом проблем, которые возникнут у лица после освобождения.
Проблемы постпенитенциарной адаптации: психологические барьер заключенного; не налаженная коммуникация с обществом; отсутствие трудоустройства; отсутствие жилищной площади; отсутствие ответственных органов за постпенитенциарную адаптацию; отсутствие нормативного регулирования постпенитенциарной адаптации; отсутствие необходимого количества центров постпенициарной адаптации, деятельность которых направлена на адаптацию после освобождения из исправительного учреждения для определенной категории лиц.
Лица, побывавшие в исправительных учреждениях, отличаются от лиц, которые никогда не бывали там, прежде всего тем, что жизнь заключенного регламентирована. Поэтому наибольшей трудностью является то, что лица, находясь в исправительном учреждении, отвыкли принимать самостоятельно решения, себя обеспечивать, они отвыкли от общественного транспорта, покупки продуктов, приготовления пищей, все за них предпринимают сотрудники исправительного учреждения. Лица за время отбывания наказания утрачивают все полезные навыки социума.
На законодательном уровне проблемы постпенитенциарной адаптации, да и пенитенциарной адаптации решаются исключительно декларативно, приводит это к тому, что после освобождения в кратчайшие сроки лица, освободившиеся из мест лишения свободы, совершают новое преступление. Что ему еще остается делать, в связи с объективными факторами – отсутствие работы, средств существования, поддержки окружения, лицо находится в тяжелом психологическом и материальном положении. Денежные средства, которые государство выделяет бывшему заключенному настолько малы, что существовать на данные средства невозможно.
Отдельные муниципальные образования осуществляют меры по профилактике, а именно помогают в трудоустройстве, предоставляют временное жилье, питание, но важно, чтобы в каждом муниципальном уровне осуществлялись минимальная программа помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
На сегодняшний день еще только разрабатывается программа социальной адаптации, контроля, надзора, ориентированных на недопущение совершения новых преступлений, когда за рубежом, уже давно данный программы введены в эксплуатацию.
Необходимо создать психологические программы коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных и последующей интеграции вне стен исправительной колонии. Данные программы должны различаться в зависимости от совершенного преступления, необходим индивидуальный подход для профилактики деструктивных проявлений, так же они должны различаться в зависимости от личности - несовершеннолетний осужденный, пенсионер или лицо с ограниченными возможностями, трудоспособный гражданин.
Мероприятия, направленные на социальную адаптацию лиц эффективнее проводить в рамках единой программы, направленной на удовлетворение физических, психологических и социальных потребностей лица. Таким образом, важно обеспечить непрерывную поддержку лица, которая должна начинаться в исправительном учреждении и продолжаться после освобождения. Проводимые мероприятия должны способствовать плавному переходу от исправительной среды обитания к жизни вне стен исправительного учреждения. К сожалению, в Российской Федерации мероприятия по пенитенциарной и постенитенциарной социальной адаптации проводят разные органы – на стадии пенитенциарной – федеральная служба исполнения наказания, на стадии постенитенциарной – внутренние органы, социальные службы, что не позволяет беспрерывному течению оказываемой помощи, а значит и эффективной социальной адаптации. Необходимо тесное сотрудничество органов. Для наибольшего эффекта исправительные учреждения и отделения внутренних дел обязаны взаимодействовать, а именно передавать информацию о ресоциализации лица и предпринятых мерах. Двусторонний обмен заключается в том, что сотрудники исправительного учреждения знают черты характера и поведения социализирующегося лица, в свою очередь сотрудники органов внутренних дел могут помочь с вопросами пенитенциарной программы адаптации – решение трудовых, жилищных и иных социальных вопросов, которые помогут отгородить лицо от криминальной среды.
Эффективный метод предупреждения рецидива среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы- выплата государственного пособия. Данная мера действительно очень актуальна, так как самая массивная доля преступлений – это преступления против собственности. Помимо государственной выплаты с этой же целью необходимо стимулировать накопление сбережений на период после освобождения в то время, как осужденный отбывает наказание. Реализовать можно с помощью введения двух счетов на имя лица, отбывающего наказание – один счет будет для нужд лица и возмещения расходов на свое содержание, а другой счет будет иметь ограничения на использование денежных средств до момента выхода из стен исправительного учреждения. Таким образом, у лица, только освободившегося из мест лишения свободы, на руках будет некая финансовая страховка, которая так необходима в первые недели постенитенциарной адаптации.
Финансирование исправительных учреждений без финансирования услуг, оказываемых после освобождения, недостаточно для исправления рецидивной ситуации в стране. Социальная адаптация регламентирована законодательством только на пенитенциарном уровне, но принятые меры в исправительном учреждении без соответствующей поддержки после освобождения потеряют смысл, так как срок их действия кратковременен. Лишение свободы и проводимая работа в исправительном учреждении не сможет в полной мере решить вопрос о интеграции в общество, даже в ситуации исправления лица под действием пенитенциарной программы, но ввиду отсутствия дальнейшей поддержки и надзора лицо утрачивает достигнутый результат исправления. Правильно выстроенная постпенитенциарная адаптация помимо улучшения криминогенной ситуации в стране сократит расходы страны на расследование, уголовное преследование, судебные разбирательства и содержание заключенных. Разгрузит переполненные исправительные учреждения, в которых профессионально растут рецидивисты.
Законодателю необходимо рассмотреть участие общества в рамках достижения цели исправления, что помогает социуму проникнуться проблемами бывшего заключенного и снять клеймо позора.
Административный надзор после освобождения из мест лишения свободы должен оказывать содействие успешному возвращению лица в общество, но в свою очередь сотрудники надзора обязаны не только контролировать освободившееся лицо, но и помогать в распределении и приобретении ресурсов, обучать законопослушному поведению, с помощью стимулов закреплять полученные знания и наказывать за правонарушения, в общем итоге содействовать социальной реинтеграции, даже в случае совершения правонарушения.
Уголовно-исполнительную политику Российской Федерации следует привести в соответствие с международными нормативно-правовыми актами, которые затрагивают вопросы взаимодействия с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года главной целью ставит усовершенствование уголовно-исполнительной системы, посредством приближения ее деятельности к потребностям общественного развития и международным стандартам.
Крайне важно отметить, что Правила Нельсона Манделы содержат серьезное напоминание о том, что «обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного»; в них подчеркивается необходимость действенной последующей заботы, которую должны проявлять как государственные, так и негосударственные органы.
Для эффективной борьбы с рецидивной преступностью необходимо:
1. принять федеральный закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
2. создать в каждом городе центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, особое внимание уделяя несовершеннолетним и лицам с ограниченными возможностями, пенсионерам.
3. Ввести централизованный контроль за центрами социальной адаптации, ввести ответственность лиц за невыполнение обязательств перед освобожденным лицом.
Лицо, освободившееся из мест лишения свободы, по окончании отбывания срока наказания вновь попадает в социум, в котором необходимо соблюдать законы, но ввиду затруднения на стадии социальной адаптации, не всегда может их придерживаться. Больший массив преступлений приходится на первые три года с момента освобождения лиц из исправительного учреждения, половина же преступает границу закона в первый год. Причина высокой рецидивности – неэффективная работа на стадии постпенициарной адаптации.
Попадая в исправительное учреждение лицу еще сложнее встать на путь исправления. Чтобы вернутся к нормальной жизни вне стен исправительного учреждения, субъект вынужден рушить сложившуюся систему ценностей и адаптироваться к правилам нового для него мира.Применение уголовного наказания в виде лишения свободы влечет за собой ослабление, а также иногда и полный разрыв социальных связей, влечет формирование дезадаптивной
направленности в поведении, которое является почвой для совершения новых преступлений.
Процесс постпенитенциарной адаптации очень сложный, с одной стороны лицо, освободившееся из мест лишения свободы, имеет значительную социальную деформацию, с другой стороны, среда, в которую пытается влиться лицо, имеет заранее предвзятой отношение к нему, отрицательно относится к бывшему заключенному. На фоне негативного отношения общества у лица формируется психологическая напряженность, которую в большинстве случаев лицо не может преодолеть, в итоге, бывшие осужденные из-за отрицания их обществом возвращаются в комфортную микросреду – криминальный мир. В период формирования психологического барьера должны применяться меры постпенитенциарной адаптации – компетентные психологи должны кропотливо работать, внедряя в сознание лица постулат о том, что он искупил вину даже, если совершил тяжкое преступление.Необходимо со стороны общества проводить работу, объясняя важность их отношения к бывшим заключенным, так как, если семья, общество отвернется от освободившегося лица, то вероятность возвращения лица в преступную среду увеличивается. Первый год постпенитенциарной адаптации – самый важный год, именно в этот период необходимо отслеживать социальные связи бывшего заключенного.
В Австралии был проведен опрос заключенных, из которого стало известно, что больше половины опрошенных за месяц до освобождения испытывают стрессовое состояние организма, у некоторых наблюдалось даже нарушение психического здоровья на фоне нервоза . Возникновение стресса объясняется рядом проблем, которые возникнут у лица после освобождения.
Проблемы постпенитенциарной адаптации: психологические барьер заключенного; не налаженная коммуникация с обществом; отсутствие трудоустройства; отсутствие жилищной площади; отсутствие ответственных органов за постпенитенциарную адаптацию; отсутствие нормативного регулирования постпенитенциарной адаптации; отсутствие необходимого количества центров постпенициарной адаптации, деятельность которых направлена на адаптацию после освобождения из исправительного учреждения для определенной категории лиц.
Лица, побывавшие в исправительных учреждениях, отличаются от лиц, которые никогда не бывали там, прежде всего тем, что жизнь заключенного регламентирована. Поэтому наибольшей трудностью является то, что лица, находясь в исправительном учреждении, отвыкли принимать самостоятельно решения, себя обеспечивать, они отвыкли от общественного транспорта, покупки продуктов, приготовления пищей, все за них предпринимают сотрудники исправительного учреждения. Лица за время отбывания наказания утрачивают все полезные навыки социума.
На законодательном уровне проблемы постпенитенциарной адаптации, да и пенитенциарной адаптации решаются исключительно декларативно, приводит это к тому, что после освобождения в кратчайшие сроки лица, освободившиеся из мест лишения свободы, совершают новое преступление. Что ему еще остается делать, в связи с объективными факторами – отсутствие работы, средств существования, поддержки окружения, лицо находится в тяжелом психологическом и материальном положении. Денежные средства, которые государство выделяет бывшему заключенному настолько малы, что существовать на данные средства невозможно.
Отдельные муниципальные образования осуществляют меры по профилактике, а именно помогают в трудоустройстве, предоставляют временное жилье, питание, но важно, чтобы в каждом муниципальном уровне осуществлялись минимальная программа помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
На сегодняшний день еще только разрабатывается программа социальной адаптации, контроля, надзора, ориентированных на недопущение совершения новых преступлений, когда за рубежом, уже давно данный программы введены в эксплуатацию.
Необходимо создать психологические программы коррекции личности для формирования социальной направленности осужденных и последующей интеграции вне стен исправительной колонии. Данные программы должны различаться в зависимости от совершенного преступления, необходим индивидуальный подход для профилактики деструктивных проявлений, так же они должны различаться в зависимости от личности - несовершеннолетний осужденный, пенсионер или лицо с ограниченными возможностями, трудоспособный гражданин.
Мероприятия, направленные на социальную адаптацию лиц эффективнее проводить в рамках единой программы, направленной на удовлетворение физических, психологических и социальных потребностей лица. Таким образом, важно обеспечить непрерывную поддержку лица, которая должна начинаться в исправительном учреждении и продолжаться после освобождения. Проводимые мероприятия должны способствовать плавному переходу от исправительной среды обитания к жизни вне стен исправительного учреждения. К сожалению, в Российской Федерации мероприятия по пенитенциарной и постенитенциарной социальной адаптации проводят разные органы – на стадии пенитенциарной – федеральная служба исполнения наказания, на стадии постенитенциарной – внутренние органы, социальные службы, что не позволяет беспрерывному течению оказываемой помощи, а значит и эффективной социальной адаптации. Необходимо тесное сотрудничество органов. Для наибольшего эффекта исправительные учреждения и отделения внутренних дел обязаны взаимодействовать, а именно передавать информацию о ресоциализации лица и предпринятых мерах. Двусторонний обмен заключается в том, что сотрудники исправительного учреждения знают черты характера и поведения социализирующегося лица, в свою очередь сотрудники органов внутренних дел могут помочь с вопросами пенитенциарной программы адаптации – решение трудовых, жилищных и иных социальных вопросов, которые помогут отгородить лицо от криминальной среды.
Эффективный метод предупреждения рецидива среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы- выплата государственного пособия. Данная мера действительно очень актуальна, так как самая массивная доля преступлений – это преступления против собственности. Помимо государственной выплаты с этой же целью необходимо стимулировать накопление сбережений на период после освобождения в то время, как осужденный отбывает наказание. Реализовать можно с помощью введения двух счетов на имя лица, отбывающего наказание – один счет будет для нужд лица и возмещения расходов на свое содержание, а другой счет будет иметь ограничения на использование денежных средств до момента выхода из стен исправительного учреждения. Таким образом, у лица, только освободившегося из мест лишения свободы, на руках будет некая финансовая страховка, которая так необходима в первые недели постенитенциарной адаптации.
Финансирование исправительных учреждений без финансирования услуг, оказываемых после освобождения, недостаточно для исправления рецидивной ситуации в стране. Социальная адаптация регламентирована законодательством только на пенитенциарном уровне, но принятые меры в исправительном учреждении без соответствующей поддержки после освобождения потеряют смысл, так как срок их действия кратковременен. Лишение свободы и проводимая работа в исправительном учреждении не сможет в полной мере решить вопрос о интеграции в общество, даже в ситуации исправления лица под действием пенитенциарной программы, но ввиду отсутствия дальнейшей поддержки и надзора лицо утрачивает достигнутый результат исправления. Правильно выстроенная постпенитенциарная адаптация помимо улучшения криминогенной ситуации в стране сократит расходы страны на расследование, уголовное преследование, судебные разбирательства и содержание заключенных. Разгрузит переполненные исправительные учреждения, в которых профессионально растут рецидивисты.
Законодателю необходимо рассмотреть участие общества в рамках достижения цели исправления, что помогает социуму проникнуться проблемами бывшего заключенного и снять клеймо позора.
Административный надзор после освобождения из мест лишения свободы должен оказывать содействие успешному возвращению лица в общество, но в свою очередь сотрудники надзора обязаны не только контролировать освободившееся лицо, но и помогать в распределении и приобретении ресурсов, обучать законопослушному поведению, с помощью стимулов закреплять полученные знания и наказывать за правонарушения, в общем итоге содействовать социальной реинтеграции, даже в случае совершения правонарушения.
Уголовно-исполнительную политику Российской Федерации следует привести в соответствие с международными нормативно-правовыми актами, которые затрагивают вопросы взаимодействия с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года главной целью ставит усовершенствование уголовно-исполнительной системы, посредством приближения ее деятельности к потребностям общественного развития и международным стандартам.
Крайне важно отметить, что Правила Нельсона Манделы содержат серьезное напоминание о том, что «обязанности общества не прекращаются с освобождением заключенного»; в них подчеркивается необходимость действенной последующей заботы, которую должны проявлять как государственные, так и негосударственные органы.
Для эффективной борьбы с рецидивной преступностью необходимо:
1. принять федеральный закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
2. создать в каждом городе центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, особое внимание уделяя несовершеннолетним и лицам с ограниченными возможностями, пенсионерам.
3. Ввести централизованный контроль за центрами социальной адаптации, ввести ответственность лиц за невыполнение обязательств перед освобожденным лицом.
Подобные работы
- Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы,в условиях Центра социальной адаптации
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Социальная работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, на примере Красноярской Службы социального сопровождения
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административный надзор в отношении лица, освобождаемого из мест
лишения свободы
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Технологии социальной работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы (на примере КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Барнаула по Индустриальному району)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Трудовая адаптация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2021 - Реабилитация женщин, подвергшихся домашнему насилию, на примере КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин»: потребительские оценки с использованием метода глубинного интервью
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Технологии социальной работы с бывшими заключенными
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - «Технологии социальной работы с бывшими заключенными»
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022



