Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование идентичности молодежного сообщества и его репрезентация в социальной сети (на примере молодежного сообщества #Жизнь)

Работа №136381

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы117
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ 7
1.1 Социальная идентичность как целостное образование 7
1.2 Фрейм-анализ реальности и проблема идентичности 9
1.3 Включенность и социальное позиционирование 10
1.4 Брендинг как инструмент создания социально значимого образа 12
1.5 Дескриптивная модель сообществ на примере «#Жизни» 15
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ СООБЩЕСТВА МОЛОДЕЖНОГО СООБЩЕСТВА И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ 23
2.1 Конструирование собственного виртуального пространства Сообщества “#Жизнь” 23
2.2 Блок “Восприятие” сообщества его участниками 25
2.3 Блок “Материальные аспекты сообщества” 31
2.4 Мероприятия сообщества как способ заинтересованности участников 38
2.5 Блок “Нематериальные аспекты сообщества”: целевая, социальная, развлекательная значимость. 56
2.6 Идентификация с сообществом 60
Заключение 67
Список литературы 71
Приложение 1. Теоретическая Модель 76
Приложение 2. Инструментарий 79
Приложение 3. Протокол пилотажа 92
Приложение 4. Форма информированного согласия 101
Приложение 5. Гайд и транскрипт интервью участников ОС 104
Приложение 6. Таблицы корреляций 110



Молодежные общественные объединения, как форма проявления социальной активности молодого поколения, развиваются сегодня на качественно ином уровне. Они начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляет большой интерес для социологического анализа.
С развитием социальных сетей и политики брендов, нацеленной на взаимодействие с целевой аудиторией, перед современными молодёжными сообществами встает вопрос о создании бренда организации и позиционировании среди целевой аудитории. При этом представление формируется из взаимодействия и коммуникации между сообществом и его аудиторией, которое должно отражать ценности своей целевой аудитории, ее образ жизни, идеалы и т. д.
В работе прослеживается процесс формирования культурной и социальной идентичности молодежного сообщества, обладающего культурно значимыми целями, оперирующего значимым набором символов, объединенного своеобразным фреймом. В качестве объекта исследования была выбрана общественная организация «Молодёжное сообщество #Жизнь».
Общественная организация «Молодёжное сообщество #Жизнь», которая ставит своей целью культурное развитие молодёжи посредством интеллектуального общения, знакомства с духовной культурой и реализации социальных проектов, следит за современными тенденциями в брендинге и занимается созданием бренда своей организации.
На основе количественных и качественных методов сбора данных, в частности, включенного наблюдения деятельности Открытого Совета организации «#Жизнь», интервью Основателей сообщества, опроса участников сообщества в социальной сети «ВКонтакте» был получен массив эмпирических данных. Для достижения поставленных целей была разработана уникальная теоретическая модель, подходящая под сообщество «Жизнь».
Для осуществления этих целей необходимо было определить основные причины заинтересованности участников сообщества «#Жизнь» в её деятельности; оценить степень удовлетворенности участников сообщества «#Жизнь» деятельностью организации; выявить сформированные у участников сообщества представления о бренде «#Жизнь»; определить предпочтительные каналы распространения информации о сообществе «#Жизнь», а также составить портрет целевой аудитории организации «#Жизнь». Для достижения поставленных целей использовался метод опроса, так же была разработана уникальная теоретическая модель, подходящая под сообщество «Жизнь».
Проблема исследования заключается в слабой изученности процесса формирования культурной и социальной идентичности молодежного сообщества, обладающего культурно значимыми целями, оперирующего значимым набором символов, объединенного своеобразным фреймом. Результаты исследования могут быть использованы при планировании PR-стратегии сообщества и позиционировании бренда.
Исследовательские вопросы:
1) Как протекает процесс от появления идеи основания сообщества до реализации создания собственного пространства?
2) Как себя идентифицируют активные участники сообщества?
3) Как происходит формирование социальной и культурной идентичности?
4) Как воспринимается молодёжное сообщество «#Жизнь» его участниками в социальной сети «ВКонтакте»;
3)Как происходит создание образа узнаваемости бренда?
В исследовании будут использованы следующие понятия:
Объектом исследования является молодежное сообщество «#Жизнь». Предмет исследования – конструирование идентичности молодежного собщества «#Жизнь».
Задачи исследования:
1) Выявить путь становления молодежного сообщества с культурно значимыми целями
2) Проследить конструирование идентичности вокруг целей, которые объединяют сплоченную группу
3) Проследить насколько символы выступают неким фреймом, вокруг которого происходит объединение
4) Определить основные причины заинтересованности участников сообщества «#Жизнь» в её деятельности;
5) Оценить степень удовлетворенности участников сообщества «#Жизнь» деятельностью организации;
6) Выявить сформированные у участников сообщества представления о бренде «#Жизнь»;
Теоретико-методологическую основу работы составляют следующие подходы:
три научно-исследовательских направления: общие теоретических подходы к изучению деятельности общественных объединений, вопросы формирования идентичности в процессе коммуникационной деятельности и социокультурный анализ брендов как феномена культуры при создании образа узнаваемости.
Формирование идентичности в процессе коммуникационной деятельности изучается с средины XX века. Большой вклад в изучение этого явления внесли Э. Эриксон, Жак Лакан, Д. Винникот, Дж. Марсия, П. Бергер и Т. Лукман, Х. Кохут и Г. Салливан, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Брейкуэлл, М. Хайдеггер. В отечественной социологии разработкой данной темы активно занимается В.И. Карасик.
В качестве теоретического подхода к изучению деятельности молодежных сообществ была использована концепция фреймов И.Гофмана. Кроме того свою интерпретацию теории фрейм-анализа предлагали В.С.Вахштайн, В.А. Ядов, О.Н. Яницкий, М.А. Ерофеева, Г.С. Батыгин.
В концепции “мегатрендов” Д. Нейсбита современное информационное пространство во многом определяется социальными, стилевыми, ценностными и др. трендами, возникающими в социальной, экономической и политической сфере, что оказывает серьезное влияние на все рыночные процессы, включая рекламу и маркетинг.
Бренд рассматривается с точки зрения социологического подхода, как социально значимый образ, отображающий ценности и тенденции развития своей целевой аудитории. Расширяет и конкретизирует содержание понятия «бренд» изучение его идентификационной природы. Идентификация как процесс внутренней самореализации, обусловленной особенностями социального пространства или объективной реальности, изучена в работах Э.Гидденса, Э.Гоффмана, Ч.Кули, Д.Мида, Н.Смелзера, Д.Тернера и др. Ценностные основания идентификации как социально-культурного феномена исследуются в работах Л.А. Беляевой, Б.В.Емельянова, М.С.Кагана, Л.Н. Когана и др.
Описание метода сбора данных
В работе применялись качественные и количественные методы сбора данных:
- метод case-study (включенное наблюдение деятельности Открытого Совета организации «#Жизнь» с момента его основания);
-интервью Основателей сообщества;
- опрос участников сообщества в социальной сети «ВКонтакте»
Анкета распространялась в формате GoogleForms посредством:
1. Публикации в сообществе «Жизнь» поста с приглашением принять участие в опросе и ссылкой на анкету.
2. Рассылкой в личные сообщения участникам сообщества «Жизнь» приглашения на участие в опросе и ссылки на анкету.
Описание выборочной совокупности
В сообществе на момент проведения опроса состояло 705 человек. Генеральная совокупность составляет 595 человек, в неё входят все участники сообщества Жизнь, у которых открыты личные сообщения, и страницы пользователей являются активными .
Выборочная совокупность составляет 133 человека, при вероятности 85% и доверительном интервале ±5.5%. Выборка является одноступенчатой, случайной. Выборка рассчитана по формуле (1):

где n – размер выборочной совокупности, Z – Z-фактор для доверительного интервала, р – процент интересующих респондентов (0,5), С – доверительный интервал.
Было собрано 138 анкет, выборка является репрезентативной.
Теоретическая модель, приложенная к сообществу «#Жизнь», представлена на схемах 2-4 в Приложении 1. Каждая из схем представляет собой один из рассмотренных аспектов бренда: материальные составляющие бренда (схема 2), нематериальные составляющие (схема 3), процесс восприятия бренда (схема 4). Каждый из аспектов отмечен соответствующим цветом на общей модели исследования. Модели 2-4 используются в связи друг с другом, представлены отдельно для наиболее полного представления о сообществе «#Жизнь».
Идентичность - отождествление человеком себя с некоторой общностью, определение того, кем «на самом деле» он является.
Фрейм - «точка зрения», «рамка», через которую человек воспринимает и интерпретирует мир.
Фрейминг – это процесс осмысления и организации человеческого опыта.
Коммуникативное пространство - среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей.
Бренд – социально-значимый образ, олицетворяющий некие идеи, представление о самих себе, основанное на идеях, ценностях, образе жизни целевой аудитории.
Брендинг – процесс создания и развития бренда.
Участники сообщества «#Жизнь» – группа людей, являющихся подписчиками сообщества «#Жизнь», на которых направлены мероприятия, товары и услуги организации.
Позиционирование бренда – набор образов, идей, ценностей, поддерживаемых брендом, а также каналы их презентации целевой аудитории.
Портрет целевой аудитории – характеристики целевой аудитории (возраст, образ жизни и т.д.).
Комьюнити – совокупность людей, разделяющих общие интересы, нормы, ценности, обычаи.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению социальной активности молодежных общественных объединений, которые складываются в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. В ходе выполнения задач работы были выявлены особенности формирования идентичности молодежных сообществ.
Сплоченная группа молодых людей, объединенных общими ценностями, стремлением преобразовывать и развивать мир вокруг себя, желанием проводить свободное время и работать рядом со своими друзьями, обладает всеми ресурсами для того, чтобы создать свое собственное пространство с культурно-значимыми целями. Созданное сообщество без значительных финансовых вложений и административной поддержки способно расти, привлекая новых участников, следуя двум выявленным стратегиям:
1. Наиболее часто встречающийся сценарий выглядит следующим образом. Участники сообщества настолько заинтересованы его деятельностью, что рекомендуют это сообщество своим друзьям. Наибольший приток новых участников сообщества обеспечивается именно рекомендациями уже состоящих в сообществе и активно следящих за его деятельностью людьми.
2. Кроме того, существует еще один сценарий знакомства с молодежным сообществом, через социальные сети. В данном случае пользователи и потенциальные участники видят пост или рекомендацию сообщества и вступают в него.
Длительное участие индивидов в сообществе приводит к тому, что они начинают отождествлять себя с ним и примерять на себя новые социальные роли. Со временем участники сообщества начинают считать себя “активными участниками сообщества”, “ценными участниками сообщества”, “членами сообщества”. Таким образом, бренд молодежного объединения формирует новую идентичность для своих участников.
На основе количественных и качественных методов сбора данных, в частности, включенного наблюдения деятельности Открытого Совета организации «#Жизнь», интервью Основателей сообщества, опроса участников сообщества в социальной сети «ВКонтакте» был получен массив эмпирических данных. Определено, что данная организация нацелена на культурное развитие молодёжи посредством интеллектуального общения, знакомство с духовной культурой и реализацию социальных проектов. Выявлено, что с момента появления идеи основания сообщества до реализации создания собственного пространства она занимается брендингом своей организации для мобилизации различных ресурсов в решении программных задач. При этом Сообщество воспринимается новыми участниками как закрытое с непонятной системой членства. Это не способствует расширению сообщества и мешает новым участникам полноценно разобраться в деятельности сообщества и принимать активное участие в его мероприятиях.
В целом, Сообщество воспринимается положительно, его участники лояльно к нему относятся. Мероприятия сообщества “#Жизнь” хорошо организованы, участники удовлетворены ими. Направлением развития сообщества “#Жизнь” является увеличение культурно-развлекательных мероприятий.
Бренд сообщества “#Жизнь” находится на стадии становления, потому что он обладает низким значением показателей по социальному значению и уровню идентификации с сообществом.
Аудиторию сообщества можно разделить на 2 группы: “старые” и “новые” участники. Старые участники принимают более активное участие в деятельности сообщества и идентифицируют себя с ним, чем новые участники. В сообществе “#Жизнь” низкий прирост новой аудитории. в основном сообщество состоит из участников, которые состоят в сообществе с начала его формирования. Новые участники сообщества не принимают активного участия в жизни сообщества, так как они низко интегрированы в сообщество. Социальные контакты среди участников внутри сообщества способствуют посещению мероприятий.
Существует умеренная положительная корреляция между степенью согласия респондентов с тем, что они будут посещать мероприятия “#Жизни” в будущем и между тем, считают ли респонденты, что “#Жизнь” помогает им заводить новых друзей; помогает их общению с другими участниками сообщества; помогает им увеличивать число подписчиков социальных сетях; помогает им делиться своей деятельностью с другими участниками сообщества; помогает им интересно провести время; сообщество им интересно.
Результаты довольно закономерны: чем интереснее респондентам сообщество, и чем большее количество социальных связей среди участников сообщества оно помогает создавать, тем более склонны респонденты к посещению мероприятий “#Жизни”. Интересно также, что респонденты более склонны соглашаться с тем, что они будут посещать мероприятия “#Жизни” в будущем, если они считают себя ценными или активными членами сообщества.
Портрет потенциального участника сообщества “#Жизнь” совпадает с портретом участника - это молодая девушка (21-25 лет), обучающаяся в вузе в данный момент или же только окончившая его. Она живет с родителями, у ее семьи средний уровень дохода. Она придерживается православного вероисповедания.
“#Жизнь” использует принцип “сарафанного радио” для увеличения количества своих участников с начала деятельности сообщества: участники узнают о “#Жизни” в основном через своих друзей и знакомых. Метод “сарафанного радио” является основным каналом продвижения сообщества и он не эффективен на текущем этапе развития сообщества “#Жизнь”.
Социальная сеть ВКонтакте является потенциальным ресурсом для продвижения сообщества среди потенциальной аудитории. Большее количество участников может привлечь таргетированная реклама в социальной сети ВКонтакте.
Большая часть опрошенных участников сообщества скорее либо полностью согласны с утверждением, что участие в сообществе “#Жизнь” помогает им поддерживать свой образ жизни. Это закономерно, потому что сообщество “#Жизнь” является создателем площадки, на которой люди могут не только знакомиться и общаться друг с другом, но и участвовать, например, в культурно-образовательных или благотворительных мероприятиях. Такой широкий спектр возможностей, предоставляемых “#Жизнью”, приводит к тому, что участие в деятельности сообщества становится для многих людей частью их досуга.



1. Arsenalt A. and Castells M. 2008. Switching Power: Rupert Murdoch and the Global Business Media of Media Politics. InternationalSociology 23(4): 488-513.
2. Bernd Schmitt. The consumer psychology of brands // Journal of CONSUMER PSYCHOLOGY. №22. 2012.
3. Castells M. ‘Materials for an Exploratory Theory of the Network Society // British Journal of Sociology 2000, 51 (1). Jan/March: 5—24.
4. Charles Chi Cui, Mona Mrad, Margaret K. Hogg. Brand addiction: Exploring the concept and its definition through an experiential lens // Journal of Business Research. №87. 2018.
5. Craib I. Experiencing Identity. L., 1998. 208 p.
6. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, 1991. 264 p.
7. Hall S. Introduction: Who Needs Identity? // Questions of Cultural Identity / ed. by S. Hall, P. Du Gay. L., 1996. Р. 1–17.
8. Heeter C. Reflections on Real Presence by a Virtual Person // Presence, Teleoperators and Virtual Environments. 2003. No. 12. P. 335–345.
9. Johnston H. 1995. A Methodology for Frame Analysis: From Discourse to Cognitive Schemata, pp. 217-46, in: Johnston H. and Klandermams B. Social Movements and Culture Minneapolis: Univ. of Minnesota Press.
10. Mahabubur Rahman, M. Ángeles Rodríguez-Serrano, Mary Lambkin. Brand management efficiency and firm value: An integrated resource based and signalling theory perspective // Industrial Marketing Management. №72 (2018). P. 112-126.
11. Marina Carnevale, David Luna, Dawn Lerman. Brand linguistics: A theory-driven framework for the study of language in branding // International Journal of Research in Marketing. №34. 2017.
12. ÖzlemSürücü, YükselÖztürk, FevziOkumus, AnilBilgihan.Brand awareness, image, physical quality and employee behavior as building blocks of customer-based brand equity: Consequences in the hotel context // Journal of Hospitality and Tourism Management. №40 (2019).
13. Rein M., Schon D. Frame-Critical Policy Analysis and Frame-Reflective Policy Practice // Knowledge and Policy: The International Journal of Knowledge Transfer and Utilization. 1996. Vol. 9, no. 1. Р. 85–104.
14. Stefan F. Bernritter, Peeter W.J. Verlegh, Edith G. Smit. Why Nonprofits Are Easier to Endorse on Social Media: The Roles of Warmth and Brand Symbolism // Journal of interactive marketing. № 33. 2016.
15. Vignoles, Schwartz, Luyckx. Introduction: toward an itergrative view of identity // Handbook of identity theory and research / ed. S.J. Schwartz, K. Luyckx, V.L.Vignoles. New York: Springer. P. 1–27. 2011
16. Wagner W. Social Representations and Beyond: Brute Facts, Symbolic Coping and Domesticated Worlds // Culture and Psychology. 1998. Vol. 3. P. 297–329.
17. Yue Jin, Jinghua Huang. Why do consumers participate in brand microblogs? // Electronic Commerce Research and Applications. №24. 2017.
18. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / пер. с нем. под общ. ред. Н.А. Головина, В.В. Козловского. СПб., 2000. 265 с.
19. Адемукова Надежда Владимировна Из истории российской социологии медиа: исследовательская служба «Пятого канала» (1991—2000) // Мониторинг. 2017. №5 (141).
20. Белоусова Юлия Владимировна Образ с точки зрения семиотики // Вестник РХГА. 2013. №4.
21. Винограденко Г.Г., Фролова И.В. (2011). Социализация, интернализация, идентичность: диалектика взаимосвязи // Вестник БашГУ Т. 16. № 4. С. 1389-1391.
22. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005. 528 с.
23. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2003. 752 с.
24. Давыдов Д. Социальная идентичность: теория рационального выбора как альтернативный̆ подход к концептуализации
25. Ерофеева М. Фрейм-аналитическая модель коммуникации: возможности и ограничения // Социология власти No 8 (2012)
26. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Философия и общество. 2007. Вып. 2 (46). С. 173–184.
27. Жмырева Н. А. Бренд университета в контексте повышения эффективности предоставления образовательных услуг // Вестник 48 Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (12).
28. Зелетдинова Э. А., Руденко М. Н., Гайнутдинова Е. В., Дьякова В. В. Фрейм - анализ реальности и проблема идентичности // Общество: философия, история, культура. 2019. 10 (66) С. 13-20
29. Игошина Юлия Викторовна Особенности реализации теорий взаимодействия медиа и аудитории в современном медиапространстве // Вестник ВятГУ. 2014. №9.
30. Конева А. В. Визуальные практики моды // Ярославский педагогический вестник. 2012. №3.
31. Кораблёва Г.Б., Горелов С.В. Методологические проблемы социологической концептуализации понятия аудитории СМИ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №2 (35).
32. Лебедев П. А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы.
33. Лужнова Наталья Валерьевна Подходы к содержанию понятия «Медиапланирование» // Известия ОГАУ. 2012. №36-1.
34. К. В. Щепилов. - М. : РИП-холдинг, 2004. - 219, [2] с. : ил., схемы, табл.; 21 см. - (Академия рекламы).; ISBN 5-900045-61-7
35. Минский М.Фреймы для представления знаний. М., 1979. 151 с.
36. Немчина В.И. Фреймы воспроизводства коллективных идентичностей // Социально-гуманитарное знание. 2013. No 7. С. 78–83.
37. Нурманбетова Д.Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. 2016. No 5. С. 39–50.
38. Павлова О.Н. Идентичность: история развития взглядов и ее структурные особенности. М.: [Б. и.], 2001
39. Поляков С.Э. Концепты и другие конструкции сознания. СПб., 2017. 621 с.
40. Радкевич Артем Леонидович Интернет-аудитория в России: состояние, динамика, тенденции // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1.
41. Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. No 3. С. 45–61.
42. Страдзе А.Э. Социальная активность: позиционирование в социальном пространстве // Теория и практика общественного развития. 2013. №5.
43. Урбанаева Евгения Геннадьевна Методы социологических исследований аудитории и их возможности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №2.
44. Филлмор Ч.Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 52–92.
45. Шариков Александр Вячеславович, Ермолаева Ольга Яковлевна Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765—2000) // Мониторинг. 2016. №4 (134).
46. Шарков Ф.И. Генезис социологических школ и теорий коммуникации // Коммуникология. 2015. №4.
47. Щюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II, вып. 1 (2). С. 72–87.
48. Ядов В.А. Попытка переосмыслить концепцию фреймов Ирвинга Гофмана // ЖССА. 2011. №2.
49. Ядов В.А. 2010. Попытка расширенного толкования концепции фреймов И Гоффмана, в: Социология в мире коммуникаций: инновационные подходы (материалы конференции). М.: СоПСо, ГУ ВШЭ, РФФИ, фонд Ф. Эберта, с. 57.
50. Яницкий О.Н. Социальные движения и теория фрейминга // Российское общество социологов, 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ