Развитие организационно-правового механизма противодействия коррупции в сфере дошкольного образования (на примере города Санкт-Петербурга)
|
Содержание
Введение 3
1 Теоретические и правовые вопросы противодействия коррупции 9
1.1 Понятие механизма противодействия коррупции 9
1.2 Особенности антикоррупционного законодательства 23
в Российской Федерации 23
1.3 Методы противодействия коррупции 30
2 Анализ антикоррупционной политики в сфере дошкольного образования 42
2.1 Сущность и причины коррупции в образовании 42
2.2 Характеристика базы исследования 54
2.3 Формы коррупции в образовании 57
2.4 Особенности антикоррупционной политики в сфере дошкольного
образования на современном этапе 66
3 Совершенствование механизма противодействия коррупции в сфере
дошкольного образования 76
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 92
Введение 3
1 Теоретические и правовые вопросы противодействия коррупции 9
1.1 Понятие механизма противодействия коррупции 9
1.2 Особенности антикоррупционного законодательства 23
в Российской Федерации 23
1.3 Методы противодействия коррупции 30
2 Анализ антикоррупционной политики в сфере дошкольного образования 42
2.1 Сущность и причины коррупции в образовании 42
2.2 Характеристика базы исследования 54
2.3 Формы коррупции в образовании 57
2.4 Особенности антикоррупционной политики в сфере дошкольного
образования на современном этапе 66
3 Совершенствование механизма противодействия коррупции в сфере
дошкольного образования 76
Заключение 89
Список используемой литературы и используемых источников 92
Актуальность выбранной темы состоит в том, что коррупция в системе образования проявляется на всех ее ступенях и уровнях - от дошкольного образования до послевузовского. Самой распространенной формой коррупции в сфере дошкольного образования является нецелевое использование бюджетных средств и «вознаграждение» за устройство ребенка в детский сад.
В мире существует множество серьезных проблем, но коррупция наносит самый большой ущерб. Когда коррупционные действия становятся обыденностью в структурах власти, способность бороться с другими вызовами заметно уменьшается. Коррупция является сложным социальным феноменом, который может проявляться в разных формах, не всегда легко распознаваемых. Определения коррупции многочисленны и не всегда удается охватить все ее аспекты. В целом, под коррупцией понимают действия должностных лиц, которые используют предоставленные полномочия власти для личной выгоды, нарушая общепринятые принципы и правила. Это явление встречается во всех странах мира, где политические и правящие элиты, а также государственные служащие могут эксплуатировать свое служебное положение для собственной выгоды.
Коррупция оказывает парализующее воздействие на два ключевых элемента любой стратегии по улучшению функционирования системы - это общественное доверие и способность руководителей эффективно управлять своими подчиненными. В связи с этим изучение и разработка организационно-правовых механизмов для борьбы с коррупцией в сфере дошкольного образования представляют собой не только актуальную, но и крайне важную задачу, обладающую значительной практической ценностью и представляющую собой перспективное направление для дальнейших исследований.
Проблема исследования состоит в том, что существующие в настоящее время механизмы противодействия коррупции в дошкольном образовании разработаны не в полной мере и требуют совершенствования и дополнения.
Степень разработанности темы: «Развитие организационно-правового механизма противодействия коррупции в сфере дошкольного образования (на примере города Санкт-Петербурга)». По данной теме разработано много нормативно-правовых актов, на основании которых дошкольные образовательные учреждения готовят свои внутренние локальные акты, кроме того, данная проблемы рассматривается в трудах ученых. Например, Бухарина Н. П. в своей статье пишет о том, что «Проблема коррупции в сфере образования тесно взаимосвязана с такими проблемами, как качество и доступность российского образования, эффективность распределения материальных, трудовых и иных ресурсов» [5]. Качкина Т.Б. Качкин А.В. в своем пособии «Раскрывают цель, содержание, принципы, направления, антикоррупционного образования, даны предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях, показано место антикоррупционной проблематики в Государственном образовательном стандарте по истории и обществознанию» [11]. Красноуховым С.Д., Хлоновой Н.В. разработан вариант карты коррупционных рисков рабочего места руководителя образовательной организации на примере города Красноярска [14].
В ходе работы над данной темой была изучена имеющаяся литература по данной теме. Проанализировав данную литературу, можно сделать вывод, что в Российской Федерации достаточно разработанная нормативно-правовая база по противодействию коррупции, на основании которой в образовательных организациях разрабатываются локальные акты, но научных работ, диссертаций по данной тематике написано мало. Кроме того, стоит отметить, что большинство литературы направлено больше на школы, училища и высшие учебные заведения.
Однако в последние годы администрации районов просят и от дошкольных учреждений отчеты о том, как они работают с сотрудниками, родителями и воспитанниками. И если работа с сотрудниками и родителями схожа во всех образовательных учреждениях, то работа с детьми дошкольного возраста в воспитании антикоррупционного поведения вызывает затруднения.
...
В мире существует множество серьезных проблем, но коррупция наносит самый большой ущерб. Когда коррупционные действия становятся обыденностью в структурах власти, способность бороться с другими вызовами заметно уменьшается. Коррупция является сложным социальным феноменом, который может проявляться в разных формах, не всегда легко распознаваемых. Определения коррупции многочисленны и не всегда удается охватить все ее аспекты. В целом, под коррупцией понимают действия должностных лиц, которые используют предоставленные полномочия власти для личной выгоды, нарушая общепринятые принципы и правила. Это явление встречается во всех странах мира, где политические и правящие элиты, а также государственные служащие могут эксплуатировать свое служебное положение для собственной выгоды.
Коррупция оказывает парализующее воздействие на два ключевых элемента любой стратегии по улучшению функционирования системы - это общественное доверие и способность руководителей эффективно управлять своими подчиненными. В связи с этим изучение и разработка организационно-правовых механизмов для борьбы с коррупцией в сфере дошкольного образования представляют собой не только актуальную, но и крайне важную задачу, обладающую значительной практической ценностью и представляющую собой перспективное направление для дальнейших исследований.
Проблема исследования состоит в том, что существующие в настоящее время механизмы противодействия коррупции в дошкольном образовании разработаны не в полной мере и требуют совершенствования и дополнения.
Степень разработанности темы: «Развитие организационно-правового механизма противодействия коррупции в сфере дошкольного образования (на примере города Санкт-Петербурга)». По данной теме разработано много нормативно-правовых актов, на основании которых дошкольные образовательные учреждения готовят свои внутренние локальные акты, кроме того, данная проблемы рассматривается в трудах ученых. Например, Бухарина Н. П. в своей статье пишет о том, что «Проблема коррупции в сфере образования тесно взаимосвязана с такими проблемами, как качество и доступность российского образования, эффективность распределения материальных, трудовых и иных ресурсов» [5]. Качкина Т.Б. Качкин А.В. в своем пособии «Раскрывают цель, содержание, принципы, направления, антикоррупционного образования, даны предложения по организации антикоррупционного образования в образовательных учреждениях, показано место антикоррупционной проблематики в Государственном образовательном стандарте по истории и обществознанию» [11]. Красноуховым С.Д., Хлоновой Н.В. разработан вариант карты коррупционных рисков рабочего места руководителя образовательной организации на примере города Красноярска [14].
В ходе работы над данной темой была изучена имеющаяся литература по данной теме. Проанализировав данную литературу, можно сделать вывод, что в Российской Федерации достаточно разработанная нормативно-правовая база по противодействию коррупции, на основании которой в образовательных организациях разрабатываются локальные акты, но научных работ, диссертаций по данной тематике написано мало. Кроме того, стоит отметить, что большинство литературы направлено больше на школы, училища и высшие учебные заведения.
Однако в последние годы администрации районов просят и от дошкольных учреждений отчеты о том, как они работают с сотрудниками, родителями и воспитанниками. И если работа с сотрудниками и родителями схожа во всех образовательных учреждениях, то работа с детьми дошкольного возраста в воспитании антикоррупционного поведения вызывает затруднения.
...
Коррупция является серьезной проблемой в России, охватывая различные аспекты общественной жизни, включая сферу образования. Этот вопрос активно рассматривается в академической литературе, интернет-публикациях и других медиаформатах. Среди наиболее критических аспектов коррупции в образовательном процессе выделяются случаи взяточничества при зачислении в высшие учебные заведения и во время учебы.
Основными факторами, способствующими распространению коррупции в образовательной сфере, являются:
- недостаточно проработанное законодательство и пробелы в правовых нормах, касающихся образования;
- проблемы, связанные с организационными и контрольными механизмами;
- наличие долгосрочных нерешенных социально-экономических проблем;
- отсутствие последовательной и системной стратегии по борьбе с коррупцией в секторе;
- слабость гражданских институтов и пассивность граждан, правовой нигилизм;
- недостаток прозрачности в системе образования и в распределении бюджетных средств, отсутствие общественного контроля над принятием решений;
- ограниченные возможности для общественного участия в управлении образованием на основе государственно-общественных принципов;
- разрыв между образовательными учреждениями и общественными организациями, которые могли бы обогатить опыт молодежи практикой гражданской активности.
Таким образом, коррупция в образовании — это многогранный вызов, требующий комплексного подхода и совместных усилий со стороны государства, общественности и образовательных институтов для его преодоления.
Исследование выявило коррупционные угрозы в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, подчеркнув необходимость обширного и многоаспектного подхода к их решению. Такой подход должен включать не только юридические, но и экономические, управленческие, информационные и воспитательные стратегии, с активным участием всех сторон образовательного процесса в борьбе с коррупцией. Применение программных методов кажется наиболее перспективным для устранения коррупционных рисков, поскольку это обеспечивает координацию усилий всех участников, последовательность в воплощении антикоррупционных мероприятий, а также позволяет обществу адекватно оценивать их эффективность и контролировать результаты.
Важно, чтобы каждый сотрудник образовательного учреждения, не только осознавал свою роль в обеспечении добросовестности, честности и доброты в профессиональной деятельности, но и действовал строго в соответствии с локальными актами образовательного учреждения в области противодействия коррупции. Ведь достижение высоких результатов в работе образовательного учреждения зависит от согласованных действий всех участников образовательного процесса и соблюдения установленных принципов и ценностей.
Ключевые задачи, стоящие перед программой, охватывают:
- улучшение стандартов качества и расширение доступности услуг в сфере образования;
- повышение уровня доверия общественности к работе учебного заведения;
- активизация действий по предотвращению коррупционных действий внутри организации;
- разработка и внедрение эффективных стратегий борьбы с коррупционными проявлениями;
- повышение осведомленности о правах и обязанностях, а также формирование неприятия коррупции среди сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей);
- организация прозрачной системы принятия решений на уровне управления дошкольным образовательным учреждением;
- снижение рисков коррупционного влияния, препятствующих эффективному и целесообразному использованию ресурсов организации.
Такой подход позволит не только сократить уровень коррупции в дошкольных учреждениях, но и значительно улучшить качество образовательного процесса, повысить доверие и удовлетворенность граждан, а также способствовать формированию более прозрачной и ответственной образовательной системы.
Основными факторами, способствующими распространению коррупции в образовательной сфере, являются:
- недостаточно проработанное законодательство и пробелы в правовых нормах, касающихся образования;
- проблемы, связанные с организационными и контрольными механизмами;
- наличие долгосрочных нерешенных социально-экономических проблем;
- отсутствие последовательной и системной стратегии по борьбе с коррупцией в секторе;
- слабость гражданских институтов и пассивность граждан, правовой нигилизм;
- недостаток прозрачности в системе образования и в распределении бюджетных средств, отсутствие общественного контроля над принятием решений;
- ограниченные возможности для общественного участия в управлении образованием на основе государственно-общественных принципов;
- разрыв между образовательными учреждениями и общественными организациями, которые могли бы обогатить опыт молодежи практикой гражданской активности.
Таким образом, коррупция в образовании — это многогранный вызов, требующий комплексного подхода и совместных усилий со стороны государства, общественности и образовательных институтов для его преодоления.
Исследование выявило коррупционные угрозы в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, подчеркнув необходимость обширного и многоаспектного подхода к их решению. Такой подход должен включать не только юридические, но и экономические, управленческие, информационные и воспитательные стратегии, с активным участием всех сторон образовательного процесса в борьбе с коррупцией. Применение программных методов кажется наиболее перспективным для устранения коррупционных рисков, поскольку это обеспечивает координацию усилий всех участников, последовательность в воплощении антикоррупционных мероприятий, а также позволяет обществу адекватно оценивать их эффективность и контролировать результаты.
Важно, чтобы каждый сотрудник образовательного учреждения, не только осознавал свою роль в обеспечении добросовестности, честности и доброты в профессиональной деятельности, но и действовал строго в соответствии с локальными актами образовательного учреждения в области противодействия коррупции. Ведь достижение высоких результатов в работе образовательного учреждения зависит от согласованных действий всех участников образовательного процесса и соблюдения установленных принципов и ценностей.
Ключевые задачи, стоящие перед программой, охватывают:
- улучшение стандартов качества и расширение доступности услуг в сфере образования;
- повышение уровня доверия общественности к работе учебного заведения;
- активизация действий по предотвращению коррупционных действий внутри организации;
- разработка и внедрение эффективных стратегий борьбы с коррупционными проявлениями;
- повышение осведомленности о правах и обязанностях, а также формирование неприятия коррупции среди сотрудников, воспитанников и их родителей (законных представителей);
- организация прозрачной системы принятия решений на уровне управления дошкольным образовательным учреждением;
- снижение рисков коррупционного влияния, препятствующих эффективному и целесообразному использованию ресурсов организации.
Такой подход позволит не только сократить уровень коррупции в дошкольных учреждениях, но и значительно улучшить качество образовательного процесса, повысить доверие и удовлетворенность граждан, а также способствовать формированию более прозрачной и ответственной образовательной системы.





