Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты понятия «юридическое лицо публичного права» 10
1.1 Определение юридического лица публичного права и его
признаки 10
1.2 Критерии разграничения юридических лиц частного и публичного
права 20
Глава 2. Государственно-правовое регулирование юридических лиц публичного права 25
2.1 Классификация юридических лиц публичного права 25
2.2 Государство и иные публично-правовые образования как
юридические лица публичного права 28
2.3 Государственные органы как юридические лица публичного
права 32
2.4 Регулирование деятельности государственных предприятий и
учреждений 37
Глава 3. Проблемы и перспективы функционирования и развития отдельных разновидностей юридических лиц публичного права 43
3.1 Проблемы и перспективы развития института государственных
корпораций 43
3.2 Проблемы и перспективы развития института публично-правовых
компаний 50
3.3 Проблемы и перспективы развития института федеральных
территорий 65
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 75
Актуальность темы исследования обусловлена теми изменениями, которые произошли в Российской Федерации в последние годы. Распад Советского Союза и смена существовавшей ранее социалистической системы хозяйствования обусловили необходимость новым образом оценить и охарактеризовать то место и роль, которую имеют имущественные отношения в процессах управления государством и обществом. Несмотря на то, что и при социализме вопросы охраны социалистической собственности имели большое значение для отечественного законодателя, что выражалось, например, в жесткости соответствующих санкций, применяемых в отношении лиц, на такую собственность посягающих; в изменившихся условиях применяемый государством подход к охране имущественной сферы объективным образом нуждался в своей изменении и усовершенствовании. Как показывает история развития мировой юриспруденции, в условиях распространения в обществе капиталистических отношений весьма большую распространенность приобретают различного рода конструкции юридического лица, которые выступают в отношениях в качестве самостоятельного субъекта, контролирующего некий обособленный комплекс имущества (как движимого, так и недвижимого). И если в советский период развития отечественного права даже в сфере традиционного гражданского оборота конструкция юридического лица применялась не всегда полным образом, а советскими правоведами формулировались специфические теории юридического лица, в отношении которых речь шла, скорее, не об объединении капиталов, а об объединении работников, то в 1990-е годы внимание отечественной юриспруденции сместилось в иную сторону. В настоящее время о наличии большого количества разнообразных юридических лиц учеными говориться не только применительно к гражданскому обороту и отношениям частно-правового характера, но также и к процессам, проистекающим в сфере государственного управления жизнью общества, тем правоотношениям, которые обычно рассматривались в качестве объекта конституционного, административного или финансового права. Традиционно соответствующие нормы охватывались понятием «публичного права» в связи с чем и юридические лица, в данной области функционирующие, с высокой степенью обоснованности мы также могли бы обозначить в качестве «юридических лиц публичного права».
В данном случае, можно говорить о том, что отрасли публичного права содержат упоминания о некоторых публично-правовых субъектах, которые имеют «двойственный характер». В некоторых ситуациях своего функционирования они должны рассматриваться не как, например, административно-территориальные образования или органы государственной власти, а как, собственно, юридические лица, что позволяет применять к ним соответствующие нормы гражданского законодательства. Но, несмотря на свой отчасти частноправовой статус, они все же отличаются от «стандартных» юридических лиц, известных гражданскому праву России. Необходимость правильно оценивать участие таких разновидностей субъектов в гражданских отношениях и определяет необходимость появления новой юридической категории.
Несмотря на то, что в целом соответствующая проблема уже была воспринята отечественной юриспруденцией, в плане ее непосредственного решения отечественный законодатель не всегда последователен.
От правильного, детального закрепления всех необходимых признаков юридического лица в нормах как частного, так и публичного законодательства во многом зависит эффективность современного государственного управления. По сравнению с советским периодом нашей истории, количество разновидностей юридических лиц, создание которых допустимо в Российской Федерации, значительно выросло. Но если в 1990-е годы увеличение их количество шло за счет появления новых разновидностей коммерческих организаций, в настоящее время увеличивается количество уже разновидностей организаций некоммерческих. Среди них выделяется группа юридических лиц, выполняющих разнообразные функции в сфере публичного управления - юридических лиц публичного права.
...
В связи с переходом к капиталистическим отношениям процессы расширения применимости института юридических лиц публичного права могут восприниматься как гармоничные и естественные, однако они же способны вызывать проблемы не только теоретического, но и практического характера. Дело заключается в том, что в настоящее время сама цивилистика отринула уже советский опыт разработки концепции юридического лица («теория трудового коллектива», «теория директора» и т.д.). Но применение разработанной современной цивилистикой концепции юридического лица планировалось все же в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, преимущественно для обеспечения
потребностей функционирования рыночной экономики.
Предназначение же юридических лиц в публичном праве связано преимущественно с совершенствованием государственного управления или, как минимум, с функционированием государственного сектора экономики, где рыночные начала применяются уже со значительными исключениями.
В условиях же отсутствия большого количества современных исследований, выполненных именно конституционалистами или административистами, когда у нас имеется недостаточное количество фундаментальных работ монографического или диссертационного характера, в которых бы рассматривались сущность и особенности применения концепции юридического лица именно в рамках публичного права, государственное управление, использующее подобный институт, будет сталкиваться со значительными рисками, возникающими из естественной здесь в настоящее время неопределенности регулирования и понимания.
Считаем, что такие признаки, как наличие властного акта органа публичной власти, лежащего в основе создания соответствующего юридического лица, его публичные цели, публичный характер деятельности, наличие определенных властных полномочий в отношении иных граждан и юридических лиц, целевая правоспособность, наличие некоторых видов запрещенного в обороте имущества и т.д. явным образом отличают юридических лиц публичного права от «классической» конструкции юридического лица. Можно прийти к выводу о реальном существовании такой конструкции и о выполнении ею важнейших управленческих функций в современном российском обществе.
Можно прийти к выводу о возможности различных классификаций юридических лиц публичного права, что обусловлено как их разнообразием, так и законодательной неопределенностью самого круга субъектов, соответствующим понятием охватываемых.
Государство, субъекты РФ и муниципальные образования будет целесообразно определить в качестве юридических лиц публичного права и в таком качестве воспринимать их участие в хозяйственном обороте. Как и в отношении иных субъектов, особенности их участия в отношениях того или иного вида определяют особенности правового статуса соответствующих субъектов. В зависимости от типа соответствующих отношений публично-правовые образования также можно определять как отдельные единицы административно-территориального деления территории государства (например, в рамках земельного права), либо же в качестве субъектов, обладающих властными полномочиями (в сфере конституционного и административного права).
Участвуя в гражданско-правовых отношениях, публично-правовые образования в основном пользуются полномочиями юридического лица, но здесь есть определенная специфика, связанная, например, с особенностями заключения ими сделок или правовым режимом соответствующего закрепленного за ними имущества.
В связи с этим использование в отношении их наименования категории «юридическое лицо публичного права» может представляться оправданным с точки зрения соответствующего хозяйственного оборота и обоснованным с точки зрения науки как административного, так и гражданского права.
...
1. Адарченко Е.О. Государственные корпорации как вид юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. 2012. № 7(55). С. 13-16.
2. Адарченко Е.О. Юридические лица публичного права: их место в административном праве // Административное и муниципальное право. 2012. № 12(60). С. 44-47.
3. Бабичев И.В. К вопросу о различии юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права (институционально-системный подход) // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10. С. 2-9.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
5. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая
собственность. Избранные труды по гражданскому праву. Т. II. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sud09.ru/bibliot/Elib/1631.html.
6. Винницкий А.В. Публичная собственность М: Статут,2013. 345 с.
7. Жигалова И. В. Специализированная государственная корпорация народных художественных промыслов: сущность и особенности правового регулирования отдельных видов отношений // Закон и власть. 2022. № 5. С. 32-36.
8. Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-I «О космической деятельности» // Российская газета от 6 октября 1993 г.
9. Замрыга Д. В. Особенности правового регулирования осуществления государственными корпорациями предпринимательской деятельности // Юридическая наука и практика. 2017. Т. 13, № 4. С. 27-31.
10. Замысловский А.С. Юридическое лицо публичного права в материальном и процессуальном праве // Актуальные проблемы гражданского и уголовного права : сборник научных статей по материалам международной научно-теоретической конференции, Санкт-Петербург, 25 мая 2016 года. С. 95-97.
11. Кондин К.Н. Юридическое лицо публичного права как субъект конституционного права собственности на землю // Научный Лидер. 2022. № 40(85). С. 58-60.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
13. Концепция развития гражданского законодательства Российской
Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) //
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2009, № 11
14. Курбатов А. О юридических лицах публичного права // Хозяйство и право. 2009. № 10(393). С. 74-82.
15. Курбатов А. Я. Обеспечение целевого использования имущества государственными корпорациями // Законы России: опыт, анализ, практика. 009. № 6. С. 104-107.
...
56 источников