Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы и проблемы реализации свободы массовой информации в Российской Федерации

Работа №136326

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2024
Стоимость4450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации 8
1.1 Теоретические и исторические основы свободы массовой
информации в России 8
1.2 Конституционный смысл свободы слова 17
1.3 Конституционный запрет цензуры в Российской Федерации 24
Глава 2 Государственно-правовое регулирование реализации свободы массовой информации в Российской Федерации 33
2.1 Свобода массовой информации в условиях формирования
информационного общества 33
2.2 Свобода массовой информации в законодательстве Российской
Федерации 37
2.3 Конституционно-правовые гарантии свободы массовой
информации 42
2.4 Пределы и ограничения свободы массовой информации в
Российской Федерации 47
Глава 3 Проблема организации конституционного и общественного контроля обеспечения свободы массовой информации в Российской Федерации 52
3.1 Свобода массовой информации в правовых позициях
Конституционного Суда Российской Федерации 52
3.2 Конституционный запрет цензуры в решениях Конституционного
Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ 55
3.3 Общественный контроль и саморегулирование деятельности
средств массовой информации в Российской Федерации 60
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников: 71


Актуальность темы магистерской диссертации связана с процессами конституционного строительства. Дата 12 декабря 1993 года стала поворотным моментом в отечественном правовом поле в связи с утверждением на всенародном голосовании Конституции Российской Федерации. Принятие этого важнейшего для нашей страны документа обусловило значительные правовые изменения во всех сферах жизни, касающихся конституционных прав и свобод граждан.
Новым в правовых гарантиях россиян стала введенная ч. 5 ст. 29 отечественной Конституции норма о свободе массовой информации. Эта новая для России того времени свобода открыла иную ветвь развития демократического и правового государства, что особенно злободневно на этапе установления информационно-коммуникативного социума.
Процесс совершенствования компьютерно-цифровых технологий предполагает новые пути развития и поступательного движения в направлении демократизации российского социума, частью которого является защита и претворение в жизнь свободы массовой информации, но одновременно при этом он также является фактором негативного воздействия на фундамент государственного и социального порядка. Существующий курс развития определил необходимость закрепления в основном законе страны гарантий защиты безопасности личности, общества и государства при применении цифровых данных, использовании медийных технологий [30].
В современных условиях в России по объяснимым причинам есть определённые сложности в реализации свободы массовой информации, о чем говорит статистика. Как пример приведем данные из обзора международной неправительственной организации «Репортёры без границ»: в 2018 году наша страна занимала 148 место, а в 2023 году уже занимает 164 место из 180 [89].
На средства массовой информации в современном мире возложена особая роль - сбережение и приумножение традиционных для нашей страны ценностей и богатого культурного наследия России.
С целью преумножения классических ценностей после общероссийского голосования в Конституцию РФ были внесены поправки от 14.03.2020 г. Так, в новой редакции теперь действуют ст. 68 и ст. 69, а также была принята новая ст. 67.1 - в них законодательно закреплены такие ценности как: духовное, нравственное, интеллектуальное развитие детей; память предков; историческая правда; общероссийская культурная идентичность; этнокультурное и языковое многообразие. Добиться плодотворного развития общества в данных направлениях можно, в том числе, при помощи средств массовой информации, которые закладывают фундамент общественного мнения и повестки дня в социуме, а для этого СМИ должны иметь дарованное им отечественной Конституцией право на свободу слова, свободу выражения мнения, свободу информации, право доступа к информации. Свободные СМИ - непременный элемент гражданского социума и правового государства.
В данном исследовании мы рассмотрим цепочку разнообразных правомочий, объединяющих в себе воплощение в жизнь одного из первостепенных конституционных прав - права на свободу слова и иных прав, закрепленных в статье 29 Конституции РФ.
Значимым фактором самостоятельности и непредвзятости средств массовой информации, донесения ими честной информации является качественная и рациональная законодательная координация их свободы.
Ведущий закон в России, посвященный напрямую функционированию СМИ, был принят в 1991 г. - Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации». Данный нормативно-правовой акт не только зафиксировал право на свободу массовой информации как главного звена гражданского общества, но и закрепил основания для ее целесообразного, конструктивного ограничения.
Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в настоящее время в России официально зарегистрировано 153 693 средств массовой информации [68]. При этом ежегодно сокращается количество зарегистрированных печатных СМИ и увеличивается число сетевых изданий. Без сомнения, наиболее быстрыми темпами развивается Интернет. По данным Роскомнадзора, интернет-аудитория в нашей стране в 2023 году выросла до 127,6 миллионов человек, что составляет 88,2% населения страны [45].
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы, касающиеся значения конституционной свободы массовой информации в правовом поле Российской Федерации.
В среде стремительно прогрессирующего информационного общества свобода массовой информации занимает особое место. Всемирная глобализация, за счет проникновение Интернета и средств связи и коммуникации даже в самые удаленные уголки земли, образуют новые формы человеческих взаимоотношений и ценностей - на первом месте теперь актуальная, правдивая информация, моментальный доступ к ней и возможность как получать ее, так и также быстро передавать, а значит, полноценно участвовать в общественно-политической реальности. Именно поэтому все большую популярность в качестве источников информирования приобретают сетевые издания и соцмедиа.
При этом классические средства массовой информации, такие как газеты, телевидение и радиоканалы не теряют своей значимости и авторитетности в формировании общественного мнения и повестки дня.
Мы полагаем, что конституционные ограничения свободы слова и права доступа к информации в сети Интернет обладают значимостью для реализации иных прав и свобод граждан. Ведь с точки зрения международного и российского законодательства Интернет - это публичное пространство, в котором, как и в офлайн жизни есть определенные допустимые и вредные модели поведения для всего онлайн-сообщества.
При такой ситуации немаловажно найти равновесие между охраной дарованных отечественной Конституцией прав и свобод, этических и моральных ценностей российского общества, психологического и физического здоровья граждан всех возрастов с одной стороны и сохранения территориальной целостности страны и ее государственности с другой. Для этого необходимо прийти к равновесию на законодательном уровне, в том числе проанализировать международный опыт, законодательство и судебную практику зарубежных стран.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации существуют пробелы в правовом регулировании средств массовой коммуникации и конституционных основ свободы массовой информации. Но становление в нашей стране информационного общества диктует потребность развития теории и законодательства, а также правоприменительной практики в данных вопросах. Так, например, в соответствии со статьей 12 Закона РФ «О средствах массовой информации» периодические печатные издания освобождаются от регистрации, если их тираж не превышает одной тысячи экземпляров. При этом следует учитывать, что согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» периодическое печатное издание является СМИ, если соответствует критериям: имеет постоянное наименование, текущий номер и выходит в свет не реже одного раза в год. Сфера незарегистрированных СМИ плохо урегулирована в правовом поле РФ. Редакциям и учредителям незарегистрированных СМИ из закона не понятно какие именно статьи необходимо соблюдать. Роскомнадзор не осуществляет надзор и контроль над незарегистрированными СМИ. Только по обращениям граждан и только над ст. 20 и 27 данного закона, так как в самом тексте не указано, что их нормы распространяются только на зарегистрированные СМИ.
Распространители в виде незарегистрированных газет тиражом менее 1000 экземпляров, интернет-телевидение и радио не несут ответственность за распространение информации причиняющей вред развитию детей (требование к знаку информационной продукции, местах распространения согласно Федеральному закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ), ненормативную лексику в песнях или стихах и т.д. Так как в диспозиции ч. 2 и 3 ст. 13.21 КоАП РФ речь идет именно о «продукции средства массовой информации». Таким образом необходимо вносить уточнения о незарегистрированных СМИ в закон «О СМИ».
...


1. Авакьян С.А. Некоторые мысли о состоянии и перспективах конституционнополитического развития России // Вестник Московского университет. Серия 11. Право. 2016. № 1. С. 3-17.
2. Авакьян С.А. Проблемы обеспечения конституционных публично-политических прав и свобод граждан Российской Федерации: новые реальности // Вестник Московского университет. Серия 11. Право.
2017. № 1. С. 4-7.
3. Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно- правовые гарантии ее осуществления // Вестник Московского университет. Серия 11. Право. 2012. № 6. С. 8-12.
4. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. 342 с.
5. Артамонова Г.К., Горбашев В.В., Клишас А.А. Система судебного и квазисудебного конституционного контроля в Европе (континентальная модель): некоторые вопросы становления и развития // Мир политики и социологии. 2012. № 2. С. 35-39.
6. Блок, У. Овцы в волчьих шкурах: в защиту порицаемых. Челябинск: Социум, 2011. 284 с.
7. Боброва Н.А., Лучин В.О. Конституционный строй России: основные политикоправовые характеристики // Право и политика. М.: Nota Bene, 2003, № 10. С. 17-21.
8. Бондарь Н.С. Пункт «в» статья 71 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. 3-е изд. пересмотр. М : Норма : ИНФРА-М, 2013. 990 с.
9. Ванян К.Д., Бойко Н.А., Цатурян Т.В. Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 70-77.
10. Витрук Н.В. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юридическая литература, 1980. 235 с.
11. Выступление Президента РФ В. Путина на Международном
конгрессе по кибербезопасности в Москве, 6 июля 2018 г. [электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57957/ (дата
обращения: 24.01.2024).
12. Гаджиев Г.А. Является ли робот-агент лицом? (Поиск правовых форм для регулирования цифровой экономики) // Журнал российского права.
2018. N 1. С. 15-19.
13. Гегелова Н.С. Общественное телевидение в России: приоритеты программной политики // Вестник Российского университета дружбы народов, 2013. С. 116-120.
14. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 № 470-ФЗ) // [электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239&ysclid=lsbesybheu179449594 (дата обращения: 18.01.2024).
15. Дубров А.П. Теория информационного общества и информационного обеспечения // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. С. 198-202.
...
89 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ