Введение 3
Глава 1 Теоретические и методологические основы профессионального здоровья и психологической готовности специалистов охранных структур к экстремальной деятельности 10
1.1 Понятие профессионального здоровья и психологической
готовности к экстремальной деятельности 10
1.2 Особенность деятельности охранных структур и её влияние на
психику сотрудников 25
1.3 Структура, содержание и особенности психологической
готовности сотрудников охранных структур к экстремальной деятельности 27
Глава 2 Организация и методики исследования психологической готовности сотрудников охранных структур в условиях риска для жизни 38
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2 Результаты исследования и их интерпретации 43
2.3 Практические рекомендации 83
Заключение 86
Список используемой литературы и используемых источников 91
Приложение А Анкета для опроса сотрудников 98
Приложение Б Анкета эксперта 102
Приложение В Тематический план курса занятий по профессиональной психологической подготовке сотрудников 105
Начало рыночных отношений в России привело к интенсивному развитию бизнеса, который нуждался в защите от посягательств криминала. Бизнес структурам необходимо было нормальное функционирование. Появляются многочисленные охранные предприятия. Их деятельность была определена законом «О частной детективной и охранной деятельности», от 11 марта 1992 года. В стране появляется большое количество охранных предприятий (ОП). На сегодняшний день в России зарегистрировано 17,5 тысяч частных охранных структур и свыше 670 тысяч квалифицированных охранников. Под их охраной - более 1,4 млн. объектов. В Санкт-Петербурге на сегодняшний день около 250 охранных предприятий, с численностью сотрудников около 40 тысяч. Ведётся интенсивная работа по совершенствованию законодательной базы. Администрацией Санкт-Петербурга разработана программа «Г ород», благодаря чему часть охранных предприятий имеют финансовую поддержку для приобретения современных технических средств в целях обеспечения общественного порядка в городе при проведении массовых мероприятий, а также в особых условиях. Специалисты охраны несут службу в условиях опасности для здоровья и жизни. Высокая психологическая и физическая нагрузка, монотонность службы с резким переходом к решительным действиям предъявляют высокие требования к психологической и физической подготовке специалистов, что требует соответствующей психологической готовности. Эта проблема достаточно хорошо изучена, но отсутствие системных, практических рекомендаций психологического характера создаёт трудности в разработке эффективной системы оценки, прогнозирования и поддержки психологической готовности (ПГ) сотрудников охранных предприятий к деятельности в экстремальных условиях, тем самым умаляя её значение для эффективности деятельности и сохранения профессионального здоровья. Особенности несения службы в охранных предприятиях диктуют необходимость в исследовании и решении проблем психологической готовности (ПГ), ее психологического обеспечения, поддержания профессионального здоровья на высоком уровне. Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что в юридической, военной психологии и педагогике исследовались проблемы психологической готовности к деятельности. Это работы известных учёных
A. Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.П. Давыдова,
М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняка, Н.И. Киряшова, М.И. Коробейникова, И.Д. Ладанова, Г.Д. Лукова, В.Л. Марищука, В.Я. Слепова, А.М. Столяренко, Н.Ф. Феденко, Я.Я. Юрченко и других авторов, исследования которых были использованы при написании данной работы. Различные аспекты процесса психологической подготовки специалистов к деятельности в условиях опасности для жизни отражены в работах А.И. Адаева, С.П. Безносова,
B. Л. Васильева, Ю.Н. Буряка, А.Т. Иваницкого, Л.И. Коноваловой,
А.А. Кочина, А.Г. Маклакова, Г.С. Никифорова, В.С. Олейникова,
Л.Г. Почебут и других авторов. Их работы также оказали большую помощь в проведении исследований...
Исследование показало, что особенности деятельности ОП требуют дополнительных научных усилий для решения проблем психологической готовности и ее обеспечения. Данная проблема недостаточно исследована и отсутствуют практические рекомендации, что создаёт трудности в оценке и долговременном профессиональном прогнозе ПГ специалистов в экстремальных условиях деятельности.
На этапе исследования проблемы были выделены два вида готовности специалистов ОП: долговременная и ситуативная (оперативная).
«Долговременная психологическая готовность - это устойчивая система профессионально важных качеств личности, ее опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной оперативно-служебной деятельности в различных ситуациях. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению повседневных или внезапно возникающих задач. Во многом она обеспечивается уровнем профессиональной подготовленности специалиста» [14].
«Ситуативная готовность, это динамичное целостное психологическое состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Ее возникновение и оформление определяются пониманием служебно¬оперативной задачи, осознанием ответственности, желанием добиться успеха, установлением порядка предстоящих действий» [14].
«Долговременная и ситуативная психологическая готовность находятся в единстве. Оперативная психологическая готовность, это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной психологической готовности, повышающее ее действенность. Возникновение оперативной психологической готовности как состояния зависит от долговременной го - товности. В свою очередь ситуативная психологическая готовность определяет продуктивность долговременной психологической готовности в данных конкретных обстоятельствах» [22].
В результате исследования долговременной психологической готовности специалистов ОП к деятельности в условиях риска научно-практический интерес представляет определение ее сущности и структурных особенностей, а также выявление критериев ее оценки, прогнозирования и обоснование психологических условий для ее успешного формирования. Что и стало целью нашего исследования...
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1.
Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М. :
Педагогика,1980. 230 с.
3. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой
отрасли человекознания. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. 235 с.
4. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: дисс. канд. псих. наук. СПб, 2004. 197 с.
5. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. М. : Педагогика, 1982. Кн. 1-320 с; Кн. 2-336 с.
6. Алёшичева А. В. Психологическое здоровье личности: монография. М. : Когнито-Центр, 2019. 290 с.
7. Барабанщиков А. В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. М. : ВПА им. В.И. Ленина, 1995. 159 с.
8. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования и мифы . СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2013. 115 с.
9. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука, 1988. 196 с.
10. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб. : Речь, 2004. 272 с.
11. Бугров С. А., Лапаев Э. В., Пономаренко В. А., Ступаков Г. П. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине // Воен. -мед. журн. 1993. № 1. С. 61-64.
12. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб. : Питер, 1997. 655 с.
13. Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. : Питер, 2015. 523 с.
14. Выготский Л. С. Психология развития. СПб. : Питер, 2017. 213 с.
15. Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М. : Изд. центр Академия, 2001. 352 с...89