Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности мировых судей в судебной системе
Российской Федерации 6
1.1 История и цели возрождения института мировых судей в Российской
Федерации 6
1.2 Законодательство о мировых судьях 11
1.3 Реализация института мировых судей на современном этапе 19
Глава 2 Правовые основы организации и деятельности мировых 25
судей в субъектах Российской Федерации 25
2.1 Общая характеристика организационного обеспечения деятельности
мировых судей 25
2.2 Правовые основы деятельности мирового судьи 30
2.3 Практические проблемы внедрения мирового судопроизводства в
регионах Российской Федерации и пути их решения 39
Глава 3 Анализ зарубежного опыта функционирования института мировых судей 46
3.1 Мировые суды в европейских и африканских странах 46
3.2 Мировые суды в странах ближнего зарубежья 56
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 68
Для выпускной квалификационной работы мною была выбрана тема «Мировые судьи в системе РФ».
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что зародившийся в России еще в XIX веке, фактически в настоящее время институт мировых судей действует в России еще относительно недавно. Будучи нижним звеном системы судов общей юрисдикции, мировой суд, вместе с тем, не относится к федеральным судам. Ответственность за формирование соответствующего корпуса судей несут субъекты РФ, однако их финансовые, материальные и кадровые возможности в значительной степени уступают таковым ресурсам, существующим у Российской Федерации, используемых при назначении федеральных судей. Значительные изменения, которые с течением времени претерпевает система отечественного правосудия, в итоге привели к увеличению объема дел, которые призваны рассматривать мировые судьи, а также их общему усложнению. Это же ведет к их возможной перегрузке. Организованные по территориальному принципу, особую перегрузку мировые судьи испытывают при активизации жилищного строительства; в данном случае необходимо своевременно создавать новые судебные участки, ответственность за что лежит на региональных властях. Возрастают требования как к качеству осуществляемой ими судебной деятельности, так и к ее техническому обеспечению. Остается под вопросом также и профессиональный уровень соответствующих судей, степень соблюдения ими антикоррупционного законодательства и т.д. В связи с тем, что стандарт организации и деятельности мирового суда до настоящего времени четко не регламентирован, в большинстве субъектов РФ существующие нормативы обеспечения судебной деятельности реализуются не полным образом, что отражается как на качестве принимаемых мировыми судьями решений, так и на общих условиях их труда, уровне социального и материального обеспечения судейского корпуса, контроля за его функционированием и т.д.
Принятие в нашей стране закона о мировых судьях непосредственно сопровождалось большим количеством споров, которые возникали в гражданском обществе Российской Федерации. К примеру, большое внимание обращалось на следующее: мировые судьи - это суды субъектов РФ, тем не менее, они выносят решения именем Российской Федерации. Данное противоречие отсутствует в конституционных и уставных судах субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, невзирая на сохранение ряда парадоксов, как показали двадцать лет существования в нашей стране мировой юстиции, решение о возрождении данного института являлось исторически правильным. И показатели ежегодной деятельности мировых судей служат самым лучшим свидетельством этому.
Оценка роли мировых судей в современной жизни государства и гражданского общества невозможно оценить также и без следующего показателя: около 80% от всего количества дел, которые поступают в суды Российской Федерации, рассматривают мировые судьи . Тем самым, мнение россиян о судебной власти формируется в значительной мере именно по работе судов субъектов РФ, а не по работе судов федерального уровня.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование рассмотрение проблем, существующих в настоящее время в сфере функционирования института мировых судей в Российской Федерации, формулирование предложений, направленных как на решение некоторых теоретических проблем, так и практических противоречий, которые в целом будут направлены на улучшение качества функционирования института мировых судей и общее повышение эффективности функционирования системы мировой юстиции в России.
Объект исследования - судебная система РФ.
Предмет исследования - деятельность мировых судей в судебной системе РФ.
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю и цели возрождения института мировых судей в Российской Федерации;
- изучить законодательство о мировых судьях;
- определить круг компетенций мирового судьи по рассмотрению гражданских дел;
- выявить практические проблемы внедрения мирового
судопроизводства в регионах Российской Федерации и определить пути их решения.
- рассмотреть особенности мировых судов в европейских и африканских странах;
- рассмотреть особенности мировых судов в странах ближнего зарубежья.
Методы исследования: анализ нормативных и научных источников по теме исследования, судебной практики. В процессе написания работы свое активное применение нашел также исторически-правовой метод и метод сравнительного правоведения. Все методы применялись в неразрывной совокупности, строго системным образом.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа мировой юстиции в гражданском судопроизводстве.
Работа включает в свой состав введение, основную часть, которая делится на три главы и восемь параграфов, заключение, а также список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное при написании магистерской диссертации исследование позволяет прийти к следующим выводам, обоснованным как изученным законодательством, так и положениями современных научных исследований.
Во-первых, следует говорить о некотором дуализме, сохраняющемся относительно правового статуса института мировых судей в настоящее время. Будучи рассматриваемым в качестве суда субъектов РФ, являя собой пример разделения властей на региональном уровне, мировой суд одновременно является и низшим звеном функционирующей в государстве системы судов общей юрисдикции.
В качестве такового, в своем функционировании мировой суд призван отталкиваться как от положений действующей российской Конституции, так и от норм иных отечественных законов, других нормативно-правовых актов, принимаемых на федеральном уровне.
Этот Суд призван повысить как скорость, так и доступность судебного разбирательства, сделать правосудие более доступным для рядового гражданина.
Мировые судьи несут колоссальную нагрузку во всех видах делопроизводства. Только в 2021 году они рассмотрели более 30 миллионов дел. Вместе с тем, как показывает практика, пока должным образом не решены вопросы обеспечения работников аппарата. Предлагается рассмотреть вопрос о законодательном закреплении взаимодействия между региональными властями и региональными советами судей.
Представляется остро необходимым развивать автоматизацию и цифровизацию деятельности мирового судьи, осуществлять, например, автоматическую проверку направляемых в суд заявлений после проверки Системой заданных алгоритмов их направления. Это позволит как сократить материальные расходы, например, почтового характера, так и то время, которое судьи тратят на знакомство с поступающими в суд документами.
По состоянию на текущий момент институт мировых судей на территории стран ближнего зарубежья трансформировался в местные суды, в число обязанностей которых, прежде всего входит примирение конфликтующих сторон, а также в их компетенцию входит рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел, которые отличаются наименьшей сложностью, имеют незначительный характер и требует минимальное количество затрачиваемых ресурсов и энергии на их рассмотрение со стороны судей. Как правило, подобные институты местных судов отказываются от применения норм, традиций и обычаев, а решения принимаются судьей в соответствии с правовыми нормами местного законодательства. Среди государств, для которых характерна такая судебная система, можно выделить Литву, Эстонию, в какой-то степени и Российскую Федерацию, поскольку в нашей стране местные суды составляют низшее звено судебной системы.
Тем не менее несколько государств ближнего зарубежья в последнее время внесли законодательные инициативы, согласно которым последовало возрождение форм традиционного правосудия, которые существовали ранее на протяжении большого количества времени и основанные на авторитете отдельных членов общины. К ним можно причислить суда аксаклов в Кыргызстане, которые имеют статус действующих судебных органов, которые принимают решения точно также как и суды, входящие в систему судебной власти на законодательном уровне. Судам аксакалов на государственном уровне передаются полномочия по осуществлению правосудия. Суды аксакалов выражают волеизъявление граждан на реализацию своих прав на осуществление местного самоуправления, они формируются согласно решению местной общины и в него избираются судьи, которые преимущественно являются почётными членами общины, уважаемыми и авторитетными людьми. Также можно отметить интересный опыт Казахстана, в котором имеется медиативный орган местного самоуправления - совет биев, который осуществляет консультативную и медиативную функцию и находится при местном суде.
...
1. Алёнкина Н.Б. Суды аксакалов: легитимация традиционных ценностей кыргызского общества // European and Asian Law Review. 2019. № 1. С. 24-25.
2. Аленкина Н. Б. Ограничение ростовщической деятельности: проблемы, выявленные судебной практикой / Н. Б. Аленкина // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2017. - Т. 17, № 2. - С. 78¬83.
3. Арабова, Т.Ф. Местный суд как преемник мирового судьи / Т.Ф. Арабова // Мировой судья. 2011. N 12. С. 23.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.6-е изд. изм. и доп. / М.В. Баглай - М.: НОРМА, 2015. - 325 с.
5. Береговая Е.В. Мировая юстиция России в конституционно-
правовых нормах // Человек. Культура. Образование. 2014. №4. С. 212 - 219
6. Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.М. Бозрова. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2017. — 568 с.
7. Волосатых Е.А. Виды мировых судей в России: история и современность // Вестник Саратовской государственной юридической академии.
2015. № 4 (105). С. 219-224.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Гурленя В.Н. Особенности и проблемные вопросы кадрового обеспечения аппарата мировых судей. // Дневник науки. 2019. № 3 (27). - с. 83.
10. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде» // http://ivo.garant.ru
11. Должностной регламент главного специалиста - помощника мирового судьи. -URL: https://ums.government-nnov.ru/?id=84237
12. Закон Нидерландов О составе судов и организации судебной системы. - [Электронный ресурс]. - URL: https://worldconstitutions.ru/?p=885(дата обращения: 20.03.2023)
13. Змиевский Д.В. Развитие мировой юстиции в государствах постсоветского пространства // Учет, анализ и аудит в условиях цифровой экономики: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 31 октября 2018 г.). - Чебоксары, 2018. С. 499- 503
14. Змиевский, Д. В. Особенности реализации конституционного права на получение бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике / Д. В. Змиевский, С. Ю. Павлов // Вестник Российского университета кооперации. -
2016. - № 1(23). - С. 110-112.
15. Исаков А.Р. Зарубежный опыт оптимизации взаимодействия должностных лиц и граждан // Правозащитная политика в современной России: К 20-летию Основного Закона государства: сборник по материалам круглого стола и Всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 9 декабря 2013 г. Ульяновск, 2013 С. 160-164
...
48 источников