Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи психологического здоровья и психоэмоционального состояния студентов 11
1.1 Понятие «психологическое здоровье» в научной
психологической литературе 11
1.2 Социально-психологические факторы, влияющие на
психологическое здоровье юношей и девушек в период студенчества 21
1.3 Особенности психоэмоционального состояния личности в
период юности 33
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи психологического здоровья и психоэмоционального состояния студентов: гендерный аспект 50
2.1 Организация и методы исследования 50
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
взаимосвязи психологического здоровья и
психоэмоционального состояния студентов: гендерный аспект... 54
2.3 Описание проекта программы психологической помощи
юношам и девушкам по оптимизации психоэмоционального состояния как одного из условий сохранения и укрепления психологического здоровья 82
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Классификация факторов, влияющих на психическое и психологическое здоровье человека (С.А. Дружилов)... 98
Приложение Б Критерии психического здоровья (А. Эллис) 100
Приложение В План занятий проекта коррекционно-развивающей программы «Я владею своим психоэмоциональным состоянием» 102
Актуальность исследования. На современном этапе в психологической науке наблюдается повышенный интерес ученых к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях.
В эпоху научно-технического прогресса возрастают требования не только к профессионалу, но и к будущему специалисту, который будет способен решать нестандартные профессиональные задачи, находить оптимальные альтернативные решения, оценивать риски и последствия тех или иных действий, активно преобразуя окружающую действительность. Данные требования возможно реализовать при наличии у студентов определенного уровня учебно-профессиональной мотивации, навыков самоконтроля, оптимального психоэмоционального состояния и психологического здоровья молодых людей.
Проблемы психологического здоровья юношей и девушек является объектом многочисленных научных исследований. Значение изучения психологического аспекта здоровья обучающихся определено в научных трудах И.В. Дубровиной, Н.К. Смирнова, О.В. Хухлаевой, А.В. Шувалова, как основы сохранения здоровья личности в целом.
Исследования Н.В. Жигинас, Г.М. Льдоковой, С.И. Оксанич, В.Я. Семке и других содержат большое количество эмпирических данных, посвященных проблеме сохранения психологического здоровья личности в период ее профессиональной подготовки в вузе.
Впервые дифференцировку привычного для психологической науки понятия «психическое здоровье» с новым понятием «психологическое здоровье» предложила И.В. Дубровина.
Под психологическим здоровьем, по её мнению, понимаются «...отдельные психологические компоненты психического благополучия, то есть те аспекты, которые определяют личность в целом. Совокупность психических свойств и процессов личности человека, которая обеспечивает согласованность потребностей индивида и общества, и составляет суть психологического здоровья» [21, с. 34]...
Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи психологического здоровья и психоэмоционального состояния студентов позволило уточнить основные понятия заявленной темы выпускной квалификационной работы.
Анализ большого разнообразия трактовок понятия «психологическое здоровье» свидетельствует о том, что у ученых нет единого подхода, единого мнения в определении понятия, структуры, основных компонентов, критериев и уровней психологического здоровья. Однако в научной литературе наблюдается стремление ученых разработать интегративную модель психологического здоровья.
Анализ литературных источников позволил определить основные критерии психологического здоровья личности студентов: наличие социально-психологической адаптивности; стрессоустойчивости и
способность личности совладать со стрессогенными жизненными ситуациями без ущерба для своего здоровья; наличие активной жизненной позиции личности и стремления в реализации собственного внутреннего потенциала; абсолютное признание и уважение ценности своего «Я» и «Я» других людей; реалистическое восприятие окружающих; позитивная личностная рефлексия и потребность человека в саморазвитии и самоактуализации; креативность; личная автономия; ответственность и другое.
В научной литературе рассматривается большое количество разнообразных факторов, влияющих на психологическое здоровье личности, на психологическое здоровье молодых людей в студенческие годы.
Анализ научных исследований по проблеме особенностей психоэмоционального состояния молодых людей в период юности помог нам утвердиться в том, что психоэмоциональное состояние в период юности характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью,
неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью, фрустрацией, подверженностью стрессам, и в то же время, устойчивостью, неизменностью, в связи с возрастающей способностью молодых людей к саморегуляции.
В эмпирическом исследовании определения взаимосвязи особенностей психологического здоровья и психоэмоционального состояния студентов приняли участие 74 обучающихся 2 курса (39 юношей и 36 девушек).
Корреляционный анализ установил достоверные статистические гендерные различия во взаимосвязи психологического здоровья и психоэмоционального состояния студентов мужского пола и женского пола:
- психологическое здоровье юношей в большей степени снижается в зависимости от наличия высокого уровня нервно-психического эмоционального напряжения, чрезмерного переутомления, низкого уровня активности, резкой смены настроения, высокого уровня личностной тревожности;
- у девушек снижение психологического здоровья тесно связано с наличием психологического стресса, стрессовых жизненных ситуаций, с подавленным плохим настроением, с наличием высокого уровня психоэмоционального напряжения и высокого уровня реактивной и личностной тревожности.
На основании полученных результатов эмпирического исследования был составлен проект программы психологической помощи студентам по оптимизации психоэмоционального состояния молодых людей с учетом гендерных особенностей с целью сохранения и укрепления их психологического здоровья.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза о том, что существуют гендерные особенности в психологическом здоровье студентов в зависимости от их психоэмоционального состояния, доказана.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: ЮРАЙТ, 2012. 811 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии. М.: ИП РАН, 2018. 373 с.
3. Айварова Н. Г., Наумова, М. В. Актуальные вопросы психологического здоровья современной студенческой молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. М., 2017. Т.6, №4. С.266 - 269.
4. Амбалова С. А. Психологические особенности общения подростков, как многоуровневый процесс // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55 -3. С. 306-312.
5. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 291 с.
6. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с
7. Аскерова Г. Г. Взаимосвязь коммуникативных, организаторских способностей и тревожности личности у юношей и девушек //Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 3. С. 72-77.
8. Бакова Ф. М. Эмоции и чувства как основа психического состояния человека // Студенческий вестник. 2019. № 11 -1(61). С. 18-20.
9. Безуглая, Т. И. Становление проблемы психологического здоровья // Калининградский вестник образования. 2020. №2. С. 74-84.
10. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3 -е изд., доп. и перераб. СПб.: ПРАЙМ -ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.
11. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья// Избранные труды по психологии личности. Том 2. Объективное изучение личности /Под ред. Г. С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во
Санкт-Петербургского ун -та, 1999. 283с.
12. Валиуллина Е. В. Гендерные особенности психических состояний
в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 11 (ноябрь). URL: http://e-
koncept.ru/2016/16243.htm (дата обращения: 14.01.2023).
13. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. М.: Аспект Пресс, 2005. 235 с.
14. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. Питер, 2009. 336 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 -ти т. Т 4. М.: Наука, 2004. 445 с...74