Введение 3
Глава 1 Понятие, виды и формы комбинированной реорганизации коммерческих организаций 9
1.1 Комбинированная реорганизация: понятие, история формирования в
российском законодательстве 9
1.2 Виды и формы комбинированной реорганизации 18
Глава 2 Порядок проведения комбинированной реорганизации 27
2.1 Особенности принятия решения о комбинированной
реорганизации 27
2.2 Проблемы формирования органов управления 31
2.3 Ответственность членов органов управления и иных лиц при
проведении комбинированной организации. Гарантии прав участников 34
Глава 3 Правовые проблемы оспаривания комбинированной реорганизации 42
3.1 Оспаривание комбинированной реорганизации по причинам
недействительности и признания несостоявшейся 42
3.2 Реорганизация как причина возникновения признаков
несостоятельности (банкротства) 57
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 73
Актуальность представленной темы обусловливается следующими обстоятельствами. Изменения, внесённые в 2014 г. в гражданское законодательство, регулирующее вопросы деятельности коммерческих организаций, закрепили возможность проведения в отношении последних так называемой комбинированной реорганизации. Её главной целью законодатель посчитал упрощение процессов объединения и деления бизнеса путём применения единой процедуры с очевидной экономией времени. Между тем, следует констатировать, что несмотря на то, что институты комбинированной реорганизации в отношении всех видов юридических лиц введены ещё в 2014 г., в настоящий момент их использование на практике является довольно ограниченно, что прежде всего обусловливается недостатками правового регулирования. Налицо правовая неурегулированность и неопределённость отдельных правовых положений проведения такой реорганизации. Это в свою очередь даёт возможность указать на то, что в настоящее время эффективный механизм правовой регламентации института комбинированной реорганизации коммерческих организаций в российском правопорядке в полной мере ещё не сложился. Современная судебная практика также почти не содержит дел, связанных с вопросами проведения сложных реорганизаций, как на уровне Верховного Суда РФ, так и на уровне окружных арбитражных судов и арбитражных судов апелляционной инстанции.
Перечисленные причины, по сути, если не делают невозможным, то как минимум крайне затрудняют применение комбинированных реорганизаций на практике. В свою очередь это определяет необходимость комплексного осмысления данной категории в контексте общего понятия института реорганизации и выявления возможных проблем применения имеющихся нормативных правовых норм и установления пробелов для дальнейшего совершенствования правовой регламентации в указанной сфере.
Степень разработанности темы. Институт реорганизации юридических лиц в целом в правовой теории достаточно разработан как в работах советских, так и современных цивилистов...
Рассмотренные в исследовании вопросы позволили нам сформулировать следующие выводы.
До принятия действующего ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» в отечественном законодательстве института комбинированной реорганизации коммерческих организаций не существовало. В дореволюционных документах и нормативных правовых актах советского периода упоминается возможность проведения отдельных форм реорганизации лишь для определённых хозяйствующих субъектов.
Также законодательно не закреплены и виды комбинированной реорганизации, хотя в правовой теории предпринималась попытка провести их дифференциацию на смешанную, совмещённую и комплексную, объединённую единым термином «комбинированная реорганизация». Между тем, как представляется, для упрощения правоприменения в данном вопросе следует ограничиться делением видов реорганизаций на общую (использование какой-либо одной формы, предусмотренной законом) и комбинированную (единовременное применение нескольких форм реорганизации в едином процессе реорганизации).
Решение о проведении комбинированной реорганизации представляет собой локальный акт, который опосредует сложный юридико-фактический состав комбинированных реорганизаций, выраженный либо в едином документе, либо в двух и более документах (в зависимости от формы реорганизации); при этом воля всех голосовавших за реорганизацию лиц направлена именно на проведение комбинированной реорганизации, а не на составляющие отдельные её формы.
Основные особенности формирования органов управления вновь создаваемой(ых) путём реорганизации организации(й) сводятся к тому, что в отдельных случаях данный вопрос не вызывает каких-либо сложностей, поскольку органы управления некоторых юридических лиц имеют много тождественных черт и, хотя называются по-разному, выполняют одинаковые функции, что справедливо для акционерных обществ, производственных кооперативов и обществ с ограниченной ответственностью; в то же время органы управления создаваемых «транзитных» организаций-фикций вообще не функционируют, и вопрос об их формировании стоять не должен; в случаях же создания в результате комбинированной реорганизации нового юридического лица, имеющего иную организационно-правовую форму с несовпадающими органами управления, формирование последних должно осуществляться в соответствии с положениями специального законодательства...
1. Асташкина А. А., Стародумова С. Ю. Институт реорганизации юридических лиц в свете изменений ГК РФ // Евразийский Союз Учёных. 2015. № 6-5 (15). С. 6-7.
2. Белялова А. М. Правовые основы реорганизации юридических лиц : история и современность // Экономика. Право. Общество. 2016. № 4 (8). С. 15¬
3. Боханова Е. Н. Порядок осуществления сложных реорганизаций // Акционерное общество : вопросы корпоративного управления. 2012. № 2. обращения: 14.03.2024).
4. Будаева А. Ф. Формы реорганизации корпораций // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7-2. С. 95-101.
5. Бунякин М., Федорчук Д. Реорганизация: новая жизнь компании // Корпоративный юрист. 2015. № 2. С. 52-57.
6. Венедиктов А. В. Слияние акционерных компаний // Труды студентов
экономического отделения Петроград. политех. ин-та. № 15. Пг. : Изд.
Петроград. политех. ин-та, 1914. 369 с.
7. Габов А. В. Теория и практика реорганизации (правовой аспект) М. : Статут, 2014. 880 с.
8. Глушецкий А. А. Комплексная реорганизация : полезное новшество, плохо соотносящееся с природой юридического лица // Закон. 2021. № 11. С. 139-154.
9. Голлоев А. О. История развития законодательства о реорганизации юридических лиц // Вестник магистратуры. 2020. № 4-3 (103). С. 102-104.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от
26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.01.2024) // СЗ РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1-5 / Под ред. Л. В. Санниковой [Электронный ресурс] / А. В. Барков, А. В. Габов, В. Г. Голубцов и др. М. : Статут, 2015. URL:
(дата обращения: 14.03.2024).
15. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. (Утратил силу)...86