Введение……………………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В БРЕНДИНГЕ…………………………7
1.1. Теоретические аспекты маркетинговых коммуникаций………………………………...7
1.2. Социальные сети как эффективное средство коммуникации………………………….12
1.3. Построение алгоритма программы SMM для продвижения бренда…………………..16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ БРЕНДИНГА ГОРОДА ПЕРМИ…………..18
2.1. Теоретические аспекты брендинга мест………………………………………………..18
2.1.1. Понятие бренда территории……………………………………………………....18
2.1.2. Модели брендинга территории…
2.1.3. Ключевые заинтересованные стороны в процессе брендинга территории…….24
2.2. Анализ специфики брендинга города Перми…………………………………………..30
2.3. Исследование восприятия бренда города Перми………………………………………36
Выводы исследования
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ SMM……………………………………………52
3.1. Выбор оптимальных каналов продвижения……………………………………………..52
3.1.1. Определение целей программы…………………………………………………...52
3.1.2. Определение целевой аудитории программы……………………………………53
3.1.3. Анализ специфики социальных сетей……………………………………………54
3.2. Составление контент-плана……………………………………………..............………..62
3.3. Определение показателей для оценки эффективности программы…………………....66
Заключение
Список литературы…
Приложение
Приложение 1. Анкета опроса
Приложение 2. Карта ассоциаций Перми
Приложение 3. Контент-план для сети Вконтакте
Приложение 4. Контент-план для сети Instagram
За последние несколько десятилетий маркетологи по всему миру осознали важность брендинга не только для продукта или услуги, как это происходило в традиционном представлении о брендинге, но и для территории. В связи с постоянным развитием общества, тенденцией к глобализации и растущим количеством накопленной информации понятие бренда стремительно изменяется, становится более глубоким и дифференцированным . В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы правильного позиционирования, управления брендом и его продвижения для мест и территорий. Все большее число городов, стран и регионов стало применять различные маркетинговые и брендинговые методы для повышения привлекательности территории .
Необходимость создания и развития бренда места возникает по причине того, что между странами и туристскими направлениями наблюдается растущая конкуренция, и каждый участник стремится создать наиболее привлекательные условия пребывания в своем регионе как для местных жителей, так и для посетителей. Все территории, которые рассчитывают воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе, должны сформировать свою идентичность и выделить свои конкурентные преимущества, что поможет им стать сильными и узнаваемыми брендами. Власти отдельных стран, регионов и городов понимают, что территории, которые активно используют инструменты брендинга для продвижения региона, имеют большие шансы положительно повлиять на развитие территории, включая рост социально-экономических показателей и улучшение уровня жизни населения в целом.
Неотъемлемой составляющей брендинга территории можно назвать формирование системы маркетинговых коммуникаций, основной целью которой является донесение полной и убедительной информации о брендинге до всех заинтересованных сторон. Грамотно выстроенная система коммуникаций позволяет учитывать интересы каждой из сторон и вовлекать их в процесс совместного создания бренда для достижения высокого уровня осведомленности, вовлеченности и лояльности всех участников процесса. Таким образом, если все участники ощущают вовлеченность и разделяют цели и видение инициаторов изменений, то партнерство с большей долей вероятности окажется эффективным, и брендинг территории принесет свои результаты.
Социальные сети с каждым годом играют все большую роль в процессе построения эффективных коммуникаций с целевой аудиторией. Они являются достаточно интерактивными по своей природе, поэтому пользователи могут легко обмениваться информацией друг с другом и делиться своим опытом посредством различных социальных сетей. Многие исследователи утверждают, что социальные сети позволяют расширять возможности маркетинговых коммуникаций, делая их более многогранными. Переход от односторонней коммуникационной модели к более сложной, двусторонней означает, что теперь не только компании могут вести диалог со своими клиентами, но и клиенты имеют возможность разговаривать непосредственно друг с другом .Данную возможность не должны игнорировать практики, которые занимаются брендингом мест, поскольку именно использование социальных сетей позволяет вовлечь местных жителей и потенциальных посетителей территории в процесс совместного создания бренда.
В России большое количество городов прошло через процесс брендинга после распада Советского Союза в конце 2000-х годов. В Перми, под руководством губернатора Олега Чиркунова, был проведен брендинг города, в рамках которого планировалось превратить Пермь в культурную столицу России. Культурный проект вызвал неоднозначную реакцию как со стороны жителей города, так и со стороны культурных деятелей из других регионов и журналистов. Многие противники так называемой «культурной революции» отмечали, что брендинг региона не оказал положительного влияния на развитие Перми и Пермского края, а также не способствовал формированию позитивного имиджа и росту экономических и социальных показателей, а также повышению туристической привлекательности территории. Исследователями неоднократно отмечалось, что причина неудачи культурного проекта заключается в отсутствии системы двусторонней коммуникации, из-за чего местные жители были недостаточно вовлечены в процесс формирования бренда региона.
Таким образом, целью данной работы является формирование программы SMMдля продвижения бренда города Перми. Реализация данной цели может способствовать формированию благоприятного имиджа бренда города, его развитию в долгосрочной перспективе, а также стимулировать снижение оттока населения и увеличение потока туристов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ особенностей онлайн-коммуникаций для продвижения бренда;
2. Проведение аудита бренда города и идентификация основных проблем в процессе создания бренда;
3. Выявление текущего имиджа бренда города в восприятии потребителей;
4. Разработка комплексной программы SMMс использованием конкретных маркетинговых инструментов и планов;
5. Разработка практических рекомендаций для продвижения бренда города.
Структура данной работы соответствует логике выделенных задач, то есть последовательно переходит из обзора доступной теоретической литературы в области маркетинговых коммуникаций и брендинга мест в исследовательскую часть и завершается формированием программы маркетинга в социальных сетях для продвижения бренда.
Первая глава включает обзор литературы на тему маркетинговых коммуникаций: в ней рассмотрены понятия комплекса маркетинговых коммуникаций, интегрированных маркетинговых коммуникаций, представлено разделение каналов продвижения на оффлайн и онлайн, а также изучены особенности онлайн-коммуникаций при продвижении бренда. В этой главе особое внимание уделяется инструментарию для формирования программы маркетинга в социальных сетях. Выработанный и описанный в данной главе алгоритм будет использован в третьей главе работы при разработке программы SMM для продвижения бренда города Перми.
Вторая глава направлена на обзор теоретической литературы в сфере брендинга мест, в том числе в ней подробно описывается роль всех заинтересованных сторон в процессе брендинга территории. Также данная глава включает описание проблемной ситуации в городе Пермь, анализ ошибок брендинга и проведение количественного исследования для выявления текущего восприятия имиджа города.
Целью третьей главы является определение программы продвижения территориального бренда Перми в социальных сетях, включая принятие решения о выборе целевой аудитории, на которую будет направлена программа, выделение основных целей и задач, выбор социальной платформы с учетом проведенного анализа, а также составление контент-плана. Наконец, в качестве заключительной части данной главы будут определены методы оценки эффективности программы.
Маркетинговые коммуникации играют важную роль при продвижении бренда города, способствуя формированию крепких и долгосрочных взаимоотношений с заинтересованными сторонами. В современном мире все большее внимание уделяется построению коммуникаций в онлайн среде, а социальные сети, как ее важная составляющая, являются эффективным средством продвижения городского бренда. Социальные сети на сегодняшний момент являются одним из ключевых источников информации для пользователей, поэтому особенно важно использовать данный канал продвижения с целью информирования пользователей о ценностях, которые несет бренд, выстраивания эффективной двусторонней коммуникации с потребителями и своевременного реагирования на запросы пользователей и обратную связь.
В рамках данной работы проводилась разработка программы маркетинга в социальных сетях для продвижения бренда города Пермь.
Первые глава была направлена на анализ особенностей онлайн-коммуникаций для продвижения бренда, в том числе была рассмотрена роль социальных сетей как эффективного инструмента продвижения бренда. В данной главе также был описан инструментарий для формирования программы маркетинга в социальных сетях, который использовался при построении программы SMM в заключительной главе.
Во второй главе были изучены теоретические аспекты брендинга мест с целью получения информации о факторах, влияющих на восприятие бренда места и лояльность жителей к нему, а также была рассмотрена роль всех заинтересованных сторон в процессе построения бренда города. Особое внимание было уделено роли жителей в процессе построения и развития бренда, так как именно данная группа потребителей является ключевой заинтересованной стороной. Анализ литературы показал, что жители города могут выступать в роли амбассадоров территориального бренда и транслировать положительные сообщения о своем месте жительства через различные каналы коммуникации, что имеет высокое значение для внешних целевых рынков. Жители также могут стать соавторами ценности и принимать активное участие в создании и продвижении бренда города и определять его дальнейшее развитие. Совокупность данных факторов подтверждает важную роль жителей города при проведении всех мероприятий, связанных с брендом места, включая формирование комплекса маркетинговых коммуникаций для его продвижения.
В рамках второй главы также был проведен аудит бренда города и была подробно описана проблемная ситуация в городе Пермь, которая сложилась в связи с ошибками при брендинге города, допущенных как в прошлом, так и в настоящем. Было также проведено количественное исследование для выявления текущего восприятия имиджа бренда города. С этой целью был запущен опрос среди жителей города, а его результаты были представлены в заключительной части второй главы. Были сделаны следующие ключевые выводы:
1. Среди всех возрастных групп молодое население города имеет наиболее выраженные миграционные намерения, в большей степени в данную категорию попадают школьники и студенты.
2. Жители активно транслируют как положительные, так и отрицательные ассоциации со своим городом, отмечая серость как одну из основных характеристик города.
3. Респонденты считают Пермь гостеприимным, активным и культурным городом, при этом молодежь отмечает высокую активность населения Перми и отмечает большое количество культурных мероприятий, которые проходят в городе.
4. Около 80% респондентов положительно относятся к текущему бренду города, но при этом недостаточно информированы о содержании, истории и ценностях бренда.
5. Большое количество респондентов считает, что местным властям не удается привлечь жителей города к процессу брендинга, а также информировать их о том, что происходит в городе.
Третья глава была полностью посвящена разработке программы маркетинга в социальных сетях с учетом той информации, которую удалось получить при работе над предыдущими главами. Целью программы SMM являлось повышение осведомленности о бренде города, а также повышение уровня вовлеченности пользователей в процесс совместного создания бренда. В качестве целевой аудитории для данной программы продвижения было выбрано молодое население города в возрасте от 16 до 35 лет, которое является активным пользователем социальных сетей. После проведения анализа преимуществ и недостатков различных платформ, а также проверки на соответствие целям и целевой аудитории программы, было принято решение о создании аккаунтов бренда города в социальных сетях Вконтакте и Instagram. С учетом особенностей данных платформ был разработан контент-план для каждой социальной сети, а также были определены методы оценки эффективности программы.
Подобная программа маркетинга в социальных сетях может положительно повлиять на отношение целевой аудитории к городу, что может способствовать снижению миграционных намерений молодежи. Также подобный подход поможет местным властям получить устойчивое конкурентное преимущество, так как бренд города в восприятии заинтересованных сторон будет иметь благоприятный имидж и вызывать положительные ассоциации.
Активность аудитории в социальных сетях: Исследование 2019 [Электронный ресурс] // Popsters. — Режим доступа: https://popsters.ru/blog/post/aktivnost-auditorii-v-socialnyh-setyah-issledovanie-2019 (дата обращения: 07.05.2020).
2. Аудитория социальных сетей в России 2019 [Электронный ресурс] // Popsters. — Режим доступа: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 05.05.2020).
3. Визгалов, Д. В. Брендинг города / Д.В. Визгалов // М.: Фонд "Институт экономики города", 2011.
4. Гладких, Н. В. Пермский проект – Концепция культурной политики Пермского края / Н. В. Гладких, Е. В. Зеленцова, Е. Х. Мельвиль, А.В. Попов, Е. А. Сачкова, К. Л. Филимонова // 2010. URL: http://kulturaperm.ru/files/Konsept%20polnyi.pdf (дата обращения: 30.03.2020).
5. Дианова, Ю. В. Удмуртский государственный университет. «Пермский стиль» как культурный проект и выражение региональной идентичности / Ю. В. Дианова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11.
6. Дюкин, С.Г. Мрачный и неудобный город (оценка пермских реалий в блогосфере) / С. Г. Дюкин // Пермь как стиль. Презентация пермской городской идентичности. — Пермь: ПГГПУ, 2013. – 164 с.
7. Жиляева, Я. Великая пермская революция: как чиновники, бизнесмены и культурные деятели меняли Пермь — и что из этого вышло / Я. Жиляева // Forbes. – 2019. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384673-velikaya-permskaya-revolyuciya-kak-chinovniki-biznesmeny-i-kulturnye-deyateli (дата обращения: 29.03.2020).
8. Жога, Г. Звезда и смерть культурной революции / Г. Жога // Эксперт Урал. – 2015. – № 12. URL: https://expert.ru/ural/2015/12/zvezda-i-smert-kulturnoj-revolyutsii/ (дата обращения: 23.02.2020).
9. Игнатьева, О.В. Символические ландшафты городского пространства / О. В. Игнатьева, О. В. Лысенко // Пермь как стиль. Презентация пермской городской идентичности. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – C. 103-104.
10. Лысенко, О. В. Пермь как стиль. Презентации пермской городской идентичности / О. В. Лысенко, Е. Г. Трегубова, О. Л. Лейбович. – Пермь: редакционноиздательский совет ПГГПУ, 2013. – 240 с.
11. Митрофанова А. А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития / А. А. Митрофанова // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11318/ (дата обращения: 03.04.2020).
12. Олефиренко, О. М. Проблемы теории и практики брендинга территорий на примере концепции формирования бренда Сумской области / О.М. Олефиренко, М.Ю. Карпищенко // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2011. – Т. 2, № 4. – С. 20-30. – URL: http://mmi.fem.sumdu.edu.ua/ (дата обращения: 31.03.2020).
13. Особенности аудитории Facebook в России [Электронный ресурс] // DemisGroup. — Режим доступа: https://www.demis.ru/articles/celevaya-auditoriya-facebook/ (дата обращения: 05.05.2020).
14. Пермьстат: территориальный орган Федеральной службы статистики по Пермскому краю: сайт. – Федеральная служба государственной статистики 1999-2020. URL: https://permstat.gks.ru/, свободный (дата обращения: 04.04.2020).
15. Плотникова, М. Территориальный брендинг как коммуникация между властью и горожанами / М. Плотникова // Власть. – 2013. – Т. 21, № 11.
16. Продвижение в социальных сетях (SMM): Как использовать соцсети для продвижения малого бизнеса [Электронный ресурс] // Банк социальных идей. — Режим доступа: https://tilda.education/articles-promotion-social-networks (дата обращения: 10.04.2020).
17. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019 [Электронный ресурс] // BrandAnalytics. — Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2019/ (дата обращения: 04.05.2020).
18. Суворова, К.А. Арт-объект «Красные человечки» на ментальной карте Пермского края / К.А. Суворова, Л.Л. Черепанов // Артикульт. – 2012. - № 10. – С. 131-139.
19. Черепанова, Д. А. Брендинговый подход к проблеме формирования политического имиджа государства / Д. А. Черепанова // TheoriesandProblemsofPoliticalStudies. – 2016.
20. Черепанова, Д. А. Брендинговый подход к проблеме формирования политического имиджа государства / Д. А. Черепанова // TheoriesandProblemsofPoliticalStudies. – 2016.
21. Шестаков, И. В порядке бренда: как российские регионы гонятся за славой ILoveNY / И. Шестаков // Известия. – 2018. URL: https://iz.ru/726556/ignat-orbeliani/v-poriadke-brenda (дата обращения: 29.03.2020).
22. Шувалов, В. Чем закончилась Пермская культурная революция? / В. Шувалов // Город 812. – 2018. URL: http://gorod-812.ru/chem-zakonchilas-permskaya-kulturnaya-revolyutsiya/ (дата обращения: 28.03.2020).
23. 20 цифр и фактов о ВКонтакте, необходимые маркетологу в 2020 [Электронный ресурс] // Popsters. — Режим доступа: https://popsters.ru/blog/post/svezhie-dannye-o-vk (дата обращения: 05.05.2020).
24. Achrol, R. S. Marketing in the network economy / R. S. Achrol, P. Kotler // Journal of Marketing. – 1999. – Vol. 63. – P. 146-163.
25. Agostino, D. Using social media to engage citizens: A study of Italian municipalities / D. Agostino // Public Relations Review. – Vol. 39, № 3. – P. 232-234.
26. Aladwani, A. M. Facilitators, characteristics, and impacts of Twitter use: Theoretical analysis and empirical illustration / A. M. Aladwani // International Journal of Information Management. – 2015. – Vol. 35 № 1. – P. 15-25.
27. Anholt, S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions / S. Anholt. – New York: Palgrave Macmillan, 2003.
28. Barnes, N. G. Tweeting and blogging to the top / N. G. Barnes // Marketing Research. – 2010. – Vol. 22 № 1. – P. 8–13.
29. Belch, G.E. Advertising and promotion: An integrated marketing communications perspective / G.E. Belch, M.A. Belch. – The McGraw−Hill, 2003.
30. Braun, E. My city – my brand: the role of residents in place branding / E. Braun, M. Karavatzis, S. Zenker // Journal of Place Management and Development. – 2013. – Vol. 6, № 1. – P. 18.
31. Braun, E. Putting city branding into practice / E. Braun // Journal of Brand Management. – 2011. – Vol. 19, № 4. – P. 257-267.
32. Bruce, M. Managing for media anarchy: A corporate marketing perspective / M. Bruce, M. R. Solomon // Journal of Marketing Theory and Practice. – 2013. – Vol. 21, № 3. – P. 307–318.
33. Bruhn, M. Integrated marketing communication – from an instrumental to a customer-centric perspective / M. Bruhn, M. Schnebelen // European Journal of Marketing. – 2017. – P. 464-489.
34. Caemmerer, B. The planning and implementation of integrated marketing communications/ B. Caemmerer //Marketing Intelligence & Planning. – 2009. – Vol. 27, № 4.
35. Campelo, A. Sense of Place: The Importance for Destination Branding / A. Campelo, R., Aitken, M. Thyne and J. Gnoth // Journal of travel research. – 2013.
36. Canhoto, A. I. Emerging segmentation practices in the age of the social customer / A. I. Canhoto, M. Clark, P. Fennemore // Journal of Strategic Marketing. – 2013. – Vol. 21, № 5. – P. 413–428.
37. Dinnie, K. City Branding: Theory and Cases / K. Dinnie. – Palgrave Macmillan, 2013.
38. Elliott, R. Strategic Brand Management / R. Elliott, L. Percy. – Oxford University Press, 2007.
39. Eshuis, J. Place marketing and citizen participation: branding as strategy to address the emotional dimension of policy making? / J. Eshuis, E. P. Klijn, E. Braun // International Review of Administrative Sciences. – 2014. - Vol. 80, № 1. – P. 151-171.
40. Follath, E. Transformed City of Perm Could Be Russia's New Cultural. Capital City of Perm transforms from a Cold War graveyard to an avant-garde mecca / E. Follath // ABC News. – 2009. URL: https://abcnews.go.com/Travel/perm-russias-cultural-capital/story?id=8915173 (дата обращения: 30.03.2020).
41. Freire, J.R. Local people: a critical dimension for place brands / J. R. Freire // Journal of Brand Management. – 2009. – Vol. 16, № 7. – P. 420-438.
42. Gáti,M. Social Media's New Role in Marketing Communication and its Opportunities in Online Strategy Building / M. Gáti, E. Markos // ECREA 2012 - 4th European Communication Conference. – 2012.
43. Gavrilova, D. The Perm Cultural Revolution / D. Gavrilova // Transit Online. – 2012. URL: https://www.iwm.at/transit-online/the-perm-cultural-revolution/ (дата обращения: 23.02.2020).
44. Gertner, D. Unfolding and configuring two decades of research and publications on place marketing and place branding / D. Gertner // Place Branding and Public Diplomacy. – 2011. – Vol. 7, № 2. – P. 91-106.
45. Harrigan, P. Customer engagement with tourism social media brands / P. Harrigan, U. Evers, M. Miles, T. Daly // Tourism Management. – 2017. – № 59. – P. 597-609.
46. Hays, S. Social media as a destination marketing tool: Its use by national tourism organisations / S. Hays, S.J. Page, D. Buhalis // Current Issues in Tourism. – 2013. – Vol. 16,№ 3. – P. 211–239.
47. Instagram by the Numbers: Stats, Demographics & Fun Facts [Электронный ресурс] // Omnicore Agency. — Режим доступа: https://www.omnicoreagency.com/instagram-statistics/ (дата обращения: 04.05.2020).
48. Kaplan, A. M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media / A. M. Kaplan, M. Haenlein // Business Horizons. – 2010. – Vol. 53, № 1. – P. 59–68.
49. Katz, D. The motivational basis of organizational behaviour / D. Katz // Behavioral Science. – 1964. - Vol. 9, № 2. – P. 131-146.
50. Kavaratzis, M. From “necessary evil” to necessity: stakeholders' involvement in place branding / M. Kavaratzis // Journal of Place Management and Development. – 2012. – Vol. 5, № 1. – P. 7-19.
51. Kavaratzis, M. From city marketing to city branding: towards a theoretical framework for developing city brands / M. Karavatzis // Journal of Place Branding and Public Diplomacy. – 2004. – Vol. 1, No. 1. – P. 58-73.
52. Kavaratzis, M. Rethinking the place brand: The interactional formation of place brands and the role of participatory place branding / M. Kavaratzis, A. Kalandides // Environment and Planning. – 2015. – № 47. – P. 1368-1382.
53. Keller, K.L. The Brand Report Card / K.L. Keller // Harvard Business Review. – 2000.
54. Kitchen, P. J. Marketing communications: principles and practice / P. J. Kitchen. – London: Thomson Learning, 2004. – 341 p.
55. Költringer, C. Analyzing destination branding and image from online sources: A web content mining approach / C. Költringer, A. Dickinger // Journal of Business Research. – 2015. - № 68. – P. 1836-1843.
56. Kotler, P. Marketing / P. Kotler, S. Burton, K. Deans, L. Brown, G. Armstrong. – 9th ed. – Australia: Pearson Higher Education, 2015. – 285 p.
57. Kotler, P. Marketing Essentials / P. Kotler. – Prentice-Hall, 1984. – 351 p.
58. Kotsi, F. Place branding: Aligning multiple stakeholder perception of visual and auditory communication elements / F. Kotsi, M. S. Balakrishnan, I. Michael, T. Z. Ramsøy // Journal of destination marketing & management. – 2018. – № 7. – P. 112-130.
59. Kyriacou, C. The Shift Towards Social Media for the Marketer / С. Kyriacou // Social Media Today. – 2014. URL: https://www.socialmediatoday.com/content/shift-towards-social-media-marketer (дата обращения: 07.03.2020).
60. Leung, X. Y. How Motivation, Opportunity, and Ability Impact Travelers' Social Media Involvement and Revisit Intention / X. Y. Leung, & B. Bai // Journal of Travel and Tourism Marketing. – 2013. – Vol. 30, № 1. – P. 58-77.
61. Luxton, S.L. Integrated marketing communication capability and brand performance / S.L. Luxton, M. Reid and F.T. Mavondo // Journal of Advertising. – 2015. – Vol. 44, № 1. – P. 37-46.
62. Mariani, M. M. Facebook as a destination marketing tool: Evidence from Italian regional destination management organizations / M. M. Mariani, M. Di Felice, M. Mura // Tourism Management. – 2016. – № 54, P. 321-343.
63. Most popular social networks worldwide as of April 2020, ranked by number of active users [Электронный ресурс]// Statista. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/272014/global-social-networks-ranked-by-number-of-users/ (дата обращения: 04.05.2020).
64. Musterd, S. Place-making and policies for competitive cities / S. Musterd, Z. Kovács. – John Wiley & Sons, 2013.
65. Rakic, B. Integrated marketing communications paradigm in digital environment: The five pillars of integration / B. Rakic, M. Rakic // Megatrend Review. – 2014. - № 11. – P. 187-204.
66. Reid, M. The relationship between integrated marketing communication, market orientation, and brand orientation / M. Reid, S. Luxton, F. Mavondo // Journal of Advertising. – 2005. - Vol. 34, № 4. – P. 11-23.
67. Rogers, D. The Depths of Russia: Oil, Power, and Culture after Socialism / D. Rogers. – Cornell University, 2015
68. Rosman, R. The implications of social media on customer relationship management and the hospitality industry / R. Rosman, K. Stuhura // Journal of Management Policy and Practice. – 2013. – Vol. 14, № 3. – P. 18–26.
69. Schultz, D. E. Integrated Marketing Communications: Maybe definition is in the point of view / D.E. Schultz // Marketing News. – 1993.
70. Šerić, M. Relationships between social Web, IMC and overall brand equity / M. Šerić. // European Journal of Marketing. – 2017. – Vol. 51, № 3. – P. 46–667.
71. Shimp, T.A. Advertising, promotion and supplemental Aspects of Integrated Marketing Communications / T.A. Shimp. – 4th ed. – Fort Worth: Dryden Press, Harcourt Brace College Publishers, 1997.
72. Shin, K. Y. The Executor of Integrated Marketing Communications Strategy: Marcom Manager’s Working Model / K.Y. Shin // Springer Science & Business Media. – 2013.
73. Stokes, R. eMarketing: The Essential Guide to Online Marketing / R. Stokes. – Red and Yellow. – 2013.
74. Uchinaka, S. Classifying residents' roles as online place-ambassadors / S. Uchinaka, V. Yoganathan, V. S. Osburg // Tourism Management. – 2019. – № 71, P. 137-150.
75. Wind, J. Digital marketing: Global strategies from the world's leading experts / J. Wind, V. Mahajan. – Wiley, London, 2017. – p 353.
76. Zenker, S. The Place Brand Centre – A Conceptual Approach for Place Branding and Place Brand Management / S. Zenke, E. Braun // 39th European Marketing Academy Conference. – 2010.
77. 20 Important TikTok Stats Marketers Need to Know in 2020 [Электронный ресурс] // Hootsuite. — Режим доступа: https://blog.hootsuite.com/tiktok-stats/ (дата обращения: 05.05.2020).
78. 33 Facebook Stats That Matter to Marketers in 2020 [Электронный ресурс] // Hootsuite. — Режим доступа: https://blog.hootsuite.com/facebook-statistics/ (дата обращения: 04.05.2020).