Введение 4
Глава I. Организация железнодорожных грузоперевозок 7
§ 1. Общие характеристики ОАО «РЖД» 7
§ 2. Стратегия развития железнодорожного транспорта 10
§ 3. Логистическое взаимодействие ОАО «РЖД» с портовыми станциями 14
§ 4. Организация работы на станциях погрузки 17
§ 5. Отставление вагонов от движения на станциях погрузки 20
Выводы по главе I 23
Глава II. Совершенствование работы погрузочных пунктов 25
§ 1. Способ совершенствования работы станций погрузки 25
§ 2. Определение факторов, влияющих на работу станции погрузки 27
§ 3. Управление запасами порожних вагонов на станции погрузки 31
§ 4. Вероятностный метод управления запасами порожних вагонов 33
§ 5. Применение метода с учетом факторов, влияющих на станцию погрузки 36
Выводы по главе II 40
Глава III. Использование методологии в практике управления запасами 42
§ 1. Расчет страхового запаса порожних вагонов на станции погрузки 42
§ 2. Использование результатов в деятельности станции погрузки 46
§ 3. Оценка предлагаемого подхода к управлению порожними вагонами 49
§ 4. Предложения по совершенствованию работы погрузочных пунктов 52
Выводы по главе III 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение 61
Для Российской Федерации транспортный фактор является одним из важнейших факторов внутренней и внешней политики. Значимость отечественного железнодорожного транспорта подтверждается объемом перевозимых им грузов, который повышается с каждым годом за счет развития транспортной отрасли и увеличение спроса на железнодорожные перевозки. Большую часть перевозимых данным видом транспорта грузов составляют минерально-сырьевые ресурсы, погрузка которых в вагоны осуществляется благодаря специально оснащенным для этого железнодорожным станциям погрузки.
Поскольку часть минерально-сырьевых ресурсов идет на экспорт, для компании ОАО «РЖД», как владельца железнодорожной инфраструктуры и перевозчика, важен факт своевременного обеспечения доставки груза при взаимодействии с третьими сторонами, которыми могут являться порты или иностранные промышленные компании, которые осуществляют заказ данных грузов. Своевременная обработка вагонов на станции погрузки является одним из факторов, который оказывает влияние на данный показатель, вследствие чего совершенствование работы погрузочных пунктов может оказать положительный эффект как на перевозку грузов, которые впоследствии идут во внутреннем сообщении, так и на грузы, идущие на экспорт.
Отсутствие фиксированных данных об оптимальном количестве загружаемых вагонов на станции погрузки приводит к несвоевременному продвижению вагонов на станционных путях, что в последствии является причиной отставления о движения некоторых из них. Вагоны, которые при этом не успевают быть обработаны станцией в первоначально согласованный момент времени, загружаются станцией позднее в порядке очереди и при наличие свободных мощностей на станции. Таким образом, при отставлении вагонов повышается, как риск несвоевременной доставки груза грузополучателю, так и возможное скопление вагонов на подъездных путях, которое может ограничить способность станции в подводе состава к погрузке.
Актуальность выбранной темы заключается в наличии частых случаев задержки поступления грузов в конечные пункты по причине отсутствия сопоставления фактической перерабатывающей способности погрузочного пункта и объема вагонов, поступающих для погрузки. Изучение данной проблемы и разработка способов ее устранения еще не проводились компанией ОАО «РЖД».
Целью проводимого в данной работе исследования является совершенствование работы погрузочных пунктов и снижения вероятности задержки поступления грузов на станции, являющиеся конечным пунктом.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
• Выявить основные факторы, влияющие на осуществление своевременной погрузки на погрузочных пунктах;
• Рассмотреть подход, использующийся компанией на данный момент, для определения количества вагонов для погрузки;
• Разработать метод определения рационального числа вагонов для принятия к погрузке;
• Предложить подход к использованию этого метода для управления подачей порожних вагонов под погрузку;
• Провести оценку эффективности предлагаемых решений.
Для решения задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, использовались методы сбора и анализа информации, позволяющие выявить основные факторы, влияющие на своевременную погрузку вагонов на станции, а также вероятностный метод управления запасами, позволяющий определить рациональное число вагонов для принятия к погрузке с учетом неопределенности спроса и времени поставки вагонов на станцию.
Работа состоит из трех глав: общей, специальной и практической. В первой главе рассмотрена общая информация о предприятии и взаимодействии различных подразделений: характеристики компании и ее стратегия развития, важность эффективного управления экспортными грузами, а также взаимодействие подразделений при работе с портовыми станциями и станциями погрузки. В данной части работы разъясняются важность своевременной погрузки вагонов, в последующем идущих на экспорт, и проблема скопления вагонов на станционных путях.
Во второй главе дипломной работы рассматривается возможный метод совершенствования процедуры принятия вагонов к погрузке с точки зрения управления запасами порожних вагонов на станции погрузки. Возможность использования вероятностного метода управления запасами порожних вагонов на станции погрузки оценивается при учете факторов, влияющих на количество вагонов, которое может быть принято станцией в определенный момент времени.
В третьей главе приведен пример использования вероятностного метода управления запасами порожних запасов на станции Костомукша, а также результаты, которые могут быть получены в ходе его использования. Данная часть также включает в себя качественную оценку использования рассматриваемого метода на основе сравнения с подходом, использующимся на данный момент в компании ОАО «РЖД», и рекомендации на основе данной оценки.
Для выполнения данной работы были проведены интервью с сотрудниками логистического центра ОАО «РЖД», совместно с которыми проводилось выявление возможных проблем, негативно влияющих на работу погрузочных станций, а также изучены необходимые нормативные акты и приказы компании, которые определяют условия осуществления перевозок, как во внутреннем, так и внешнем сообщении, и условия работы погрузочных станций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Работа содержит 48 страниц основного текста, 3 рисунка, 1 таблицу и приложение.
В ходе выполнения исследования, в данной работе были выявлены основные факторы, влияющие на осуществление своевременной погрузки на погрузочных пунктах с учетом того, какие факторы уже используются компанией ОАО «РЖД» при принятии вагонов к перевозке, а какие требуют дополнительного учета.
Рассмотрение подхода, использующегося компанией на данный момент, для определения количества вагонов для погрузки, позволило выявить некоторые расхождения при согласовании заявок грузополучателей и операторов подвижного состава, вследствие чего количество вагонов, пребывающих на станцию погрузки, превышает перерабатывающую способность данной станции, а, следовательно, и является причиной скопления вагонов на подъездных путях и несвоевременной доставки вагонов в конечный пункт.
В аналитической части был представлен метод определения рационального числа вагонов для принятия к погрузке, а также выдвинуто предложение по использованию страхового запаса, расчет которого осуществляется на основе вероятностного метода управления порожними вагонами. Была также проанализирована возможность применения данного метода при наличии факторов, влияющих на количество вагонов, принимаемых к погрузке, и рассмотрена возможность внедрения данного подхода в практическую деятельность компании на примере станции Костомукша.
Оценка возможных результатов предлагаемого подхода в сравнении с подходом, использующимся компанией ОАО «РЖД» на данный момент, показала, что применение вероятностного метода управления запасами порожних вагонов позволяет добиться меньшей вероятности отставления вагонов от движения на подъездных путях, частично благодаря учету иностранных вагонов при заадресовки и приоритизации вагонов, в последующем идущих в порт.
Теоретические и практические исследования, проведенные в данной работе,позволяют сделать следующие выводы:
1. Компания ОАО «РЖД» заинтересована в рациональном использовании железнодорожной инфраструктуры, что подразумевает эффективное управление вагонопотоками, позволяющее снизить вероятность возникновения заторов на станциях погрузки, которые впоследствии также могут негативно сказаться на ситуацию на сети. Более того, стремление к повышению качества предоставляемых клиентам услуг подтверждает готовность компании к принятию мер по совершенствованию работы погрузочных станций для последующей своевременной доставки грузов в конечные пункты.
2. Станция погрузки осуществляет согласование количества вагонов для погрузки на основе перерабатывающей способности станции и ситуации на подъездных путях с грузополучателями на этапе, когда данные грузополучатели еще не имеют информации о вагонах, посредством которых они будут осуществлять погрузку, что означает, что станции погрузки не несут ответственность за непосредственную работу с операторами подвижного состава и заадресовку вагонов на станцию.
3. Ответственность за заадресовку вагонов посредством взаимодействия с операторами подвижного состава лежит на ТЦФТО станций отправления и назначения, которые заадресовывают большее количество вагонов, чем первоначально необходимо станции погрузки, для того чтобы избежать спонтанных рисков и иметь возможность предоставить вагоны при их нехватке на станции погрузки. Издержки за скопление вагонов на станционных путях предполагаются ниже издержек впоследствии получения штрафов за несвоевременную доставку грузов, вследствие чего ТЦФТО таким образом обеспечивает запас вагонов на станции.
4. При определении количества вагонов для заадресовки ТЦФТО не осуществляет учет вагонов, идущих на станцию погрузки с других государств, а также приоритизацию вагонов, идущих после погрузки в портовые станции.
5. Вычисление страхового запаса посредством вероятностного метода управления порожними вагонами позволяет определить необходимый страховой запас для станции погрузки, с учетом ее индивидуальных особенностей, а также непостоянности спроса и времени поставки вагонов на станцию. При этом определение рационального числа вагонов для принятия ТЦФТО может быть достигнуто посредством вычисления точки и объема дозаказа и последующей заадресовки вагонов в количестве, соответствующему объему дозаказа за вычетом имеющегося на станции количества вагонов.
6. Заявленные под погрузку вагоны, заадресовка которых не может быть осуществлена в первоначально указанные даты по некоторым причинам, могут быть использованы для оперативного пополнения страхового запаса в случае их расположения в одном территориальном подразделении со станцией погрузки.
7. Определение числа вагонов, поступающих на погрузку с иных государств, необходимо для их дальнейшего учета при вычислении необходимого числа вагонов для заадресовки, и может быть осуществлено на основе прогнозирования частоты пребывания иностранных вагонов с кольцевых маршрутов, а также при повышении взаимодействия ТЦФТО с подразделениями, ответственными за учет транспортных документов операторов иностранных государств.
8. Своевременная поставка грузов к портовым станциям может быть обеспечена за счет приоритизации порожних вагонов, которые после погрузки идут в данном направлении, для чего компания ОАО «РЖД» может изменить сроки подачи заявок на погрузку для данного вида вагонов, что позволит производить их своевременный учет и приоритизацию.
9. Вероятностный метод управления запасами позволяет получить постоянное значение необходимого дозаказа вагонов, использование которого может облегчить работу ЦТФТО за счет наличия единого количества вагонов для заадресовки, при котором меняться будет только соотношение количества вагонов, идущих с разных направлений.
Таким образом, поставленная цель совершенствования работы погрузочных пунктов и снижения вероятности задержки поступления грузов в конечный пункт может быть осуществлена с учетом представленных в работе выводов и рекомендаций.
1. Виды отправительских маршрутов и их организация [Электронный ресурс] // Студопедия.— Режим доступа: http://studopedia.ru/2_5093_vidi-otpravitelskih-marshrutov-i-ih-organizatsiya.html
2. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие/ Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. — М.: Издательство «Дело» АНХ , 2008. — 408-413 с.
3. Интерактивный годовой отчет компании ОАО «РЖД» за 2014 г. [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД».— Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/financial-and-economic/financial-results/
4. Концепция развития транспортно-логистического бизнеса холдинга ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «РЖД». — Режим доступа: http://cargo.rzd.ru/static/portal/ru?STRUCTURE_ID=5177
5. Корпоративный социальный отчет ОАО «Российские Железные Дороги» за 2007 год – Москва, 2007. – 19 стр.
6. Красковский, А. Е. Анатомия заторов на железных дорогах [Электронный ресурс] / А. Е. Красковский, Е. В. Зайцев, А. Ю. Вахромов // Журнал «Транспорт Российской Федерации». — 2015. — Т. 56, № 1. — Режим доступа: http://www.rostransport.com/article/4017/
7. Лозовая Т. Н. Без порожняка. К чему приведет борьба РЖД с порожним пробегом? [Электронный ресурс] / Т. Н. Лозовая// Журнал «Морские порты». — 2012. — Т. 10, № 2. —Режим доступа: http://morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=26395
8. Лукинский, В. А. Методы управления запасами: Расчет показателей запаса для товарных групп, относящихся к редким событиям / А. В. Лукинский,Д. В. Замалетдинова // Логистика. Специализированный научно-практический журнал.—2015. — Т.10, №1. — С. 28-33
9. О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации: Приказ Министерства транспорта России от 3.10.2011 №258 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте: Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 (ред. от 22.07.2009) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
11. О стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Постановление Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru/
12. Об организации учета и составлении оперативной отчетности по временно отставленным от движения («брошенным») составам поездов: Распоряжение ОАО «РЖД» от 21.08.2008 № 1757р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/
13. Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом: Приказ Министерства Путей Сообщения РФ от 18.06.2003 № 43 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/
14. Обзор компании [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «РЖД». — Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=62
15. Октябрьская дорога сегодня [Электронный ресурс] // Октябрьская железная дорога. —Режим доступа: http://ozd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=14
16. Перерабатывающая способность – определение [Электронный ресурс] // Большая Энциклопедия Нефти и Газа. —Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id470586p1.html
17. Перечень железнодорожных станций [Электронный ресурс] // Федеральное агентство железнодорожного транспорта. —Режим доступа: http://88.210.41.58:8080/Lists/station/AllItems.aspx
18. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении от 01.09.1984 г.: Утверждено Министерством Путей Сообщения СССР, Министерством Морского Флота СССР, Министерством Речного Флота РСФСР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
19. Презентация ОАО «РЖД» - «Стратегические задачи на полигоне Октябрьской железной дороги на 2012 год» – Санкт-Петербург, 2012. – 8 стр.
20. Презентация ЦФТО ОАО «РЖД» - «Процедура оформления и согласования заявок на перевозку грузов: практические аспекты» – Санкт-Петербург, 2014. – 8 стр.
21. Решение важных стратегических задач на полигоне Октябрьской магистрали [Электронный ресурс] // Евразия вести. —Режим доступа: http://www.eav.ru/publ1.php?publid=2014-10a18
22. Россия в цифрах 2015. Краткий статистический сборник // Федеральная Служба Государственной Статистики. ― М., 2015. ― С. 312-314.
23. Свешников, С.В. Основы нечеткой технологии и примеры решения аналитических задач в государстве и бизнесе / С.В. Свешников, Бочарников В.П. — М.:ДМК Пресс, 2014. — 292-295 с.
24. Симонова, Т. А. Порты и железная дорога: Синхронность дает синергию / Т. А. Симонова // РЖД-Партнер. Деловой Журнал. — 2015. — Т.304 №12. — С.116-117.
25. Статистика грузов по железным дорогам РФ [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал «Железнодорожные перевозки».— Режим доступа: http://cargo-report.info/stat
26. Структура управления железных дорог России [Электронный ресурс] // Железные дороги Мира. — Режим доступа: http://1430mm.ru/management-structure-of-the-railways-Russia
27. Технология организации перевозок внешнеторговых грузов через порты Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорог от 21.03.2015 г.: Утверждено Старшим вице-президентом ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://jd-doc.ru/
28. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ : принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года: одобрен Советом Федерации 27 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/
29. Формула Феттера для расчета страхового запаса и ее модификации [Электронный ресурс] // Студопедия. — Режим доступа: http://studopedia.org/6-106810.html
30. Шапиро, Дж. Моделирование цепи поставок/ Дж. Шапиро. — СПб.: Питер, 2006. — 589-597 с.