ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Трансформационные процессы в системе образования и молодежной политике 8
1.1. Начало организации государственной молодежной политики 8
1.2. Реформы образования и социальная роль школы 12
Глава 2. Развитие СМИ и гражданского общества в условиях переходного политического режима 18
2.1. Процесс приручения СМИ: от плюрализма к пропаганде 18
2.2. Формирование гражданского общества параллельного государству 27
Глава 3. Реформы и контрреформы государственного управления Российской Федерации с 2000 года по 2012 год 35
3.1. Трансформация Совета Федерации и Государственной Думы в указанный период 35
3.2. Процессы изменения в системе управления органами власти субъектов Российской Федерации в указанный период 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность исследования заключается в то, что переходные политические режимы являются значимыми для понимания эволюции и динамики политической системы в любой стране. Россия 2000-х годов представляет собой уникальный случай такого переходного политического режима, и важно понять его особенности для осмысления текущей политической ситуации в стране.
В этот период Россия прошла через множество изменений, которые затронули не только политическую, но и социальную сферы. Политическая власть стала консолидироваться вокруг президента, а роль общественности и гражданского общества претерпела существенные изменения.
Анализ этих изменений представляет большой интерес не только для исследователей политической науки, но и для широкой публики, стремящейся лучше понять процессы, происходящие в России. Данное исследование может помочь выявить ключевые факторы и механизмы, которые оказали влияние на формирование переходного политического режима в России 2000-х годов, а также на взаимодействие между социумом и общественностью в этот период.
Политический режим имеет особую значимость для анализа, и в контексте нашего исследования мы сфокусируемся на рассмотрении политического режима современной России. Этот интерес к политическим режимам объясняется их подверженностью изменениям и трансформациям, что представляет ценность для исследователей, стремящихся документировать и описать эти процессы.
Концепция о переходных формах государства относительно молода, из-за чего исследования по данной проблематике ещё не вполне развиты как в отечественной, так и в зарубежной науке. Поэтому проблема малоизученности данной темы существует до сих пор, а значит и актуальность исследований в этом дискурсе повышенная. Сам термин “переходный режим” или “гибридный режим” впервые появился в анализе режима “кадаризм” в Венгрии социологом Элемер Ханкиш. Существенное развитие данной концепции заложил в своих работах Томас Карозерс, который считал, что «большинство „переходных стран“ не являются ни полностью диктаторскими, ни стремящимися к демократии, а по большому счёту их нельзя назвать и переходными. Они находятся в политически стабильной „Серой зоне“, перемены в которой могут не происходить десятилетиями».
Проблема исследования заключается в том, что в современной политологии существует концепция о переходных формах государства. Подобные государства изменяются, и наибольшую сложность составляет аргументированное подтверждение определения пути, по которому они идут. Такие переходные государства так же и соединяют в себе черты, как автократии, так и демократии, что делает их анализ еще более трудоемким. При этом, важно отметить, что Россия стала демократическим государством в третьей волне демократизации , которая отличается достаточно дефективными явлениями в демократических режимах этой волны.
В данном контексте современная политическая наука особенно заинтересована в изучении особенностей современного политического режима Российской Федерации, включая изменения в системе образования, молодежной политике, процессах формирования гражданского общества, создании новой реальности для СМИ, а также в изменениях в работе парламента страны и его партийной системы.
Хронологические рамки исследования будут касаться 2000–2012 годов, так как этот период можно очертить несколькими президентскими сроками Владимира Владимировича Путина и Дмитрия Анатольевича Медведева. В данном временном промежутке мы будем рассматривать в том числе процессы, которые происходили после 2012 года в ходе деятельности гражданского общества. Начиная с данного этапа мы рассмотрим множество измерений и существенных отличий.
Степень разработанности проблемы. Понимание сложности и проблемы переходных политических режимов и, в особенности, научное рассмотрение политического режима России, который имеет большой опыт в разных политических режимах. Первые теоретические изыскания в изучаемой теме можно отнести к Платону, Аристотелю и Полибию (идеи циклического пути развития форм правления, смешанных правлений). Существенное развитие идея переходных форм государства получила в работах концепции линейно-поступательного развития (П. Гольбах, Ш. Кондорсэ и др.), циклического времени (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, У. Ростоу, О. Шпенглер и др.), и отдельно в экономической концепции Н.Д. Кондратьева.
В отечественной науке на данный момент идеи о переходных формах политического режима в российском государстве можно отметить в работах А.С. Ахиезера, И.С, Малолетковой, Ю.М. Медведева, А.С. Панарина и других авторов. При этом наибольший интерес в исследованиях проблемы переходных состояний политического режима уделяется демократическим транзитам, то есть трансформации недемократических режимов в демократические (В.Я. Гельман, А.П. Давыдов, В.В. Лапкин, Т.П. Лебедева, А.В. Лукин, А.И. Соловьев, Г.Л. Тульчинский и др.).
Однако, стоит отметить, что при наличии существенного количества работ по тематике переходных режимов, в современной политической науке все еще продолжаются споры о сути переходных режимов, о классификации переходных состояний и об особенностях.
Цель данной работы заключается в выявлении характеристик политического режима современной России, прослеживая его эволюцию в рамках переходного периода с 2000 по 2012 годы.
Задачи в рамках работы можно выделить следующие:
• Рассмотреть трансформационные процессы в сферах молодежной и образовательной политик в переходном политическом режиме на примере Российской Федерации с 2000 по 2012 года;
• Охарактеризовать наиболее значимые процессы в развитии медийной сферы в России с 2000 по 2012 год;
• Выделить основные изменения и определить главные линии развития в гражданском обществе России за период 2000-2012 годы;
• Определение ключевых изменений в структуре и функционировании органов власти субъектов Российской Федерации.
• Анализ влияния политической ситуации на динамику и направление проведенных реформ.
• Оценка влияния изменений в государственном управлении на общественное мнение и политическую ситуацию в стране.
Объектом исследования является политический режим Российской Федерации.
Предметом исследования выступают конкретные аспекты государственной политики в Российской Федерации в период с 2000 по 2012 год.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя исторический анализ и институциональное сравнение изменений, а также теорию демократического транзита и институционализма. Основным методом в исследовании выступит диалектический метод, так как именно он позволяет рассмотреть переходный политический режим в своем развитии во времени и пространстве. Был применен также системный подход, который способствует видеть в различных процессах единые знаки изменения и формирования новой реальности, через которые автору настоящей работы дается возможности представить переходный политический режим наиболее полно и ясно.
Структура исследования. Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы. В первой главе мы исследуем трансформационные процессы в системе образования и молодежной политике. Мы начинаем с обзора инициации государственной молодежной политики, а затем переходим к анализу реформ образования и социальной роли школы в этот период. Вторая глава посвящена развитию СМИ и гражданского общества в условиях переходного политического режима. Мы анализируем процесс "приручения" СМИ, отражающий переход от плюрализма к пропаганде, и исследуем формирование гражданского общества, параллельного государству. Третья глава сосредоточена на реформах и контрреформах государственного управления в Российской Федерации в указанный период. В частности, мы изучаем трансформацию Совета Федерации и Государственной Думы, а также изменения в системе управления органами власти субъектов Российской Федерации.
Государство и общество – не взаимноизолированные структуры. Даже в достаточно закрытой и неполностью свободной политической системе, где основные каналы обратной связи функционируют своеобразным образом, все же одни и те же объективные социально-экономические процессы действуют и на политический аппарат, и на социум.
В течении 2000-х годов главными из этих процессов были два: 1) рост общего благополучия и высокие доходы, и 2) новая связность или новая транспарентность благодаря глобализации как на уровне международном, так и на уровне отношений между людьми – новые информационные технологии, которые сделали связи и общение гораздо более доступным, и как мир сделали более глобальным и единым, так и людей сделали гораздо более связанными между собой.
Это нелинейные процессы – они не всегда воспринимаются как позитивные, но могут вызывать как принятие, так и отторжение, противодействие и борьбу. Под влиянием высоких нефтяных доходов государство в 2000-е годы усиливалось. Можно сказать, что это двенадцатилетие было годами доминирования государства во всех значимых сферах: в экономике, в политике, в медиа.
Одновременно росло и усиливалось и общество. Люди, насыщая свои первоначальные примитивные потребности, становясь более благополучными, больше потребляя информации стали испытывать потребность в совместной деятельности. Некоторые общие ценности, разделяемые как российским бюрократическим аппаратом, так и российскими гражданами делали этот прогресс более медленным, чем он мог бы быть: это уже упомянутый низкий уровень доверия, ощущение враждебности внешнего мира, стремление сохранять имеющееся, чем развивать его, и это недоверие к прогрессу и переменам.
Тем не менее преодоление рекордно низкого уровня доверия – тоже не всегда видимый, но значимый процесс 2000-х годовК концу того периода, который мы рассматриваем, Россия подошла с перегруженным, разросшимся, чрезмерно прожорливым государственным аппаратом, в котором отдельные ‟гнезда” эффективности и отдельные навыки, и умения оказания гражданам услуг сочетаются с архаичными неразвитыми затратными и прямо вредными для общественного развития секторами.
И к концу описываемого нами периода Россия подошла с обществом, в котором, с одной стороны продолжающийся низкий уровень доверия мешает связанности и ответственному гражданскому поведению, мешает формированию полноценного гражданского сознания, а с другой стороны, в котором люди, начав с очень низкого старта, с отрицательных постсоветских социальных навыков, сумели научиться работать и общаться друг с другом. Уже за пределами хронологии выбранного периода исследования будут фиксировать взрывной рост сильных и слабых связей, которые объединяют людей друг с другом. Рост социальных связей, количества знакомств и расширение круга общения приводит как к повышенному ощущению собственного благополучия, так и к снижению страха перед завтрашним днем, который является общим проклятием, как для российского государственного аппарата, так и для граждан.
Обращаясь к характеристикам рассматриваемого периода с 2000 по 2012 года, мы можем ответить следующее:
1. Централизация власти (2000-2012): Руководство Владимира Путина с 2000 года характеризовалось усилением центральной власти и ослаблением регионального самоуправления.
2. Управляемая демократия: Несмотря на формальные признаки демократии, в России этого периода проявились черты "управляемой" демократии, где власть сосредоточена в руках узкого круга людей.
3. Ограничения на свободу прессы и свободу слова: Были зафиксированы случаи ограничения свободы прессы и свободы слова, что вызвало опасения о возрастающем авторитаризме.
4. Сильная исполнительная власть: Президентская власть значительно усилилась за счет ограничения полномочий парламента и судебной системы.
5. Политика стабильности: Этот период характеризовался стремлением к внутренней и экономической стабильности, включая борьбу с терроризмом и укрепление государственного контроля над ключевыми секторами экономики.
6. Консолидация "силовых" структур: С 2000 по 2012 годы наблюдалась консолидация "силовых" структур - безопасности, обороны и правоохранительных органов - под централизованным управлением.
В ходе проведенного исследования мы обнаружили, что переходный политический режим России 2000-х годов претерпел значительные трансформации во многих областях общественной жизни, включая образование, молодежную политику, медийную сферу и государственное управление. На эти процессы повлияли и многие другие внутренние и внешние факторы, что подчеркивает сложность и многогранность изучаемых явлений.
Исследование этих вопросов позволило нам выявить несколько основных направлений для будущей работы. Перспективы исследования включают дальнейшее изучение долгосрочных последствий проведенных реформ, более глубокий анализ развития СМИ и гражданского общества, а также изучение влияния государственных реформ на современное управление. Также актуальным остается проведение сравнительного анализа с другими постсоветскими государствами и социологическое исследование восприятия населением этих процессов.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на сложности и противоречия этого периода, изучение его особенностей имеет важное значение для понимания текущего политического и социального контекста в России.
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ ( (дата обращения: 01.05.2022).
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/a0b56735925bbd4bb79e312166a9c8d48d89c025/ ( (дата обращения: 01.05.2022).
3. О государственной программе «Молодежь России на 2001-2005 годы»: постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 172.
4. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 01.05.2022).
5. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 01.05.2022).
6. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 01.05.2022).
Монографии
7. Даймонд Л., Прошла ли третья волна демократизации? – Полис. Политические исследования. 1999. № 1. С. 10.
8. Клячко Т.Л., Последствия и риски реформ в российском высшем образовании. Научные доклады: Образование / РАНХиГС. - М.: Издательский дом «Дело», 2017. - № 17/3. - 52 с.
9. Коновченко С. В., Киселев А. Г. Информационная политика в России: Монография. — М.: РАГС, 2004.
10. Мухин А.А., Поколение 2008: наши и не наши. М., 2006.
11. Chomsky N., Herman E.S., Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. – Pantheon Books. – DC. – 1988.
12. Diamond, L.(2002). "Thinking about Hybrid Regimes". Journal of Democracy 13(2), 21-35.
Научные статьи
13. Абрамов В.Г., Телевидение в российском медиапространстве: история, особенности и перспективы развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-v-rossiyskom-mediaprostranstve-istoriya-osobennosti-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 01.05.2022).
14. Антипов Д.Н., Общественная опасность и объект преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-opasnost-i-obekt-prestupleniya-predusmotrennogo-st-282-uk-rf-vozbuzhdenie-nenavisti-libo-vrazhdy-a-ravno-unizhenie (дата обращения: 01.05.2022).
15. Балыхин Г.А., Красильникова А.В., Чеботаревский Ю.В Субсидии в сфере образования - перспективный инструмент государственной политики // Высш. образование сегодня. - М., 2002. - № 6 - С. 2-5.
16. Белоусов А.В., Политическая пропаганда в современной России // Россия и мусульманский мир. 2010. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-propaganda-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
17. Болотов В.А., Шаулин В.Н. Шмелев А.Г., Единый экзамен как средство повышения качества образования // Высш. образование сегодня. - М., 2002. - № 5. - С. 22- 30.
18. Гарбар Т.В., Роль школьного образования в формировании современной социально-экономической системы // Система ценностей современного общества. 2011. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkolnogo-obrazovaniya-v-formirovanii-sovremennoy-sotsialno-ekonomicheskoy-sistemy (дата обращения: 01.05.2022).
19. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2000. №4 (116). С. 5.
20. Дадова З.И., Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shkoly-v-sotsializatsii-podrostkov-1 (дата обращения: 01.05.2022).
21. Докучаев И.И., Реформы и агония: Очерки истории высшего образования в постсоветской России. - СПб.: Астерион, 2017. - 168 с.
22. Дядькин Д.С., Наказуемость деяний экстремистской направленности, предусмотренных ст. 282 УК РФ // Вестник Кузбасского института. 2019. №2 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nakazuemost-deyaniy-ekstremistskoy-napravlennosti-predusmotrennyh-st-282-uk-rf (дата обращения: 01.05.2022).
23. Емельянов В.А., Прокремлевские молодежные общественно-политические организации в 2005-2006 гг // Вестник БГУ. 2012. №14а. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokremlevskie-molodezhnye-obschestvenno-politicheskie-organizatsii-v-2005-2006-gg (дата обращения: 01.05.2022).
24. Емельянов В.А., Создание прокремлевских молодежных общественно-политических организаций // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-prokremlevskih-molodezhnyh-obschestvenno-politicheskih-organizatsiy (дата обращения: 01.05.2022).
25. Ермакова С.С., Доверие российского общества к СМИ: современное состояние и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-rossiyskogo-obschestva-k-smi-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 01.05.2022).
26. Иванова С.А. Проблема егэ в российском образовании // Культура. Духовность. Общество. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ege-v-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 01.05.2022).
27. Инглхарт Р., Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. [электронный ресурс] URL: http://www.polisportal.ru/index.php?page_id=51&id=119 (дата обращения: 01.05.2022)
28. Йованович Т.Г., Егоров В.В., Исторические аспекты развития государственной молодежной политики России (2000-2015 гг.) // Вестник РУК. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-aspekty-razvitiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-rossii-2000-2015-gg (дата обращения: 01.05.2022).
29. Киняшева Ю.Б., Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-instrument-politicheskoy-mobilizatsii-grazhdan-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
30. Киселев А.Ф., Модернизация высшего образования и ключевые аспекты эффективности подготовки специалистов // Высш. образование сегодня. - М., 2003. -№ 2. - С. 3-8.
31. Клячко Т.Л., Российское образование в 2000-е годы: тенденции развития и реформирования // АПЕ. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-obrazovanie-v-2000-e-gody-tendentsii-razvitiya-i-reformirovaniya (дата обращения: 01.05.2022).
32. Корчагова Л.А., Становление рынка образовательных услуг в России и зарубежный опыт // Высш. образование сегодня. - М., 2002. - № 5. - С. 8- 14.
33. Костенко И.П.. "Реформы" образования в России: цели, результаты, уроки // Народное образование. 2019. №1 (1472). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-obrazovaniya-v-rossii-tseli-rezultaty-uroki (дата обращения: 01.05.2022).
34. Кошмаров М.Ю., Пропаганда как инструмент создания нового общественного договора // Право и политика. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/propaganda-kak-instrument-sozdaniya-novogo-obschestvennogo-dogovora (дата обращения: 23.05.2022).
35. Крючков В.А., Москалев А.Е., Активизация молодежных общественно-политических объединений в начале XXI века // PolitBook. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-molodezhnyh-obschestvenno-politicheskih-obedineniy-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 01.05.2022).
36. Лебедева Н.В., Надолинская О.С., Взаимодействие органов государственной власти с добровольческими организациями как основа гражданского общества в России // Вестник ЧелГУ. 2015. №23 (378). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-gosudarstvennoy-vlasti-s-dobrovolcheskimi-organizatsiyami-kak-osnova-grazhdanskogo-obschestva-v-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
37. Левшин С.В., Анализ ценностей России и стран Северо-Восточной Азии (Китая, Японии, Южной Кореи) по данным «Всемирного обзора ценностей» // Международный журнал исследований культуры. 2016. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tsennostey-rossii-i-stran-severo-vostochnoy-azii-kitaya-yaponii-yuzhnoy-korei-po-dannym-vsemirnogo-obzora-tsennostey (дата обращения: 01.05.2022).
38. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В., «Живой журнал» как новая газета // Мир России. Социология. Этнология. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivoy-zhurnal-kak-novaya-gazeta (дата обращения: 01.05.2022).
39. Мадатов А.С., Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985г. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81463 (дата обращения 04.06.2021)
40. Марков Е.А., Власть и СМИ в России: история взаимодействия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. №123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-i-smi-v-rossii-istoriya-vzaimodeystviya (дата обращения: 01.05.2022).
41. Марков Е.А., Государственное влияние в российских СМИ // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-vliyanie-v-rossiyskih-smi (дата обращения: 01.05.2022).
42. Меркулов П.А., Елисеев А.Л., Формирование молодежной политики в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 01.05.2022).
43. Меркулов П.А., Разработка концепции государственной молодежной политики России в 90-е годы XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-kontseptsii-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-rossii-v-90-e-gody-xx-veka (дата обращения: 01.05.2022).
44. Молокова М.А., Организации «Третьего сектора» как «Точки роста» потенциала гражданского общества в современной России // Теория и практика общественного развития. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsii-tretiego-sektora-kak-tochki-rosta-potentsiala-grazhdanskogo-obschestva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
45. Носик А.В., СМИ русского Интернета: теория и практика // Мир Internet. 2002, апр. № 67.
46. Образование в Российской Федерации: 2010: Статистический сборник. -М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 492 с.
47. Овчинникова Е.А., Актуальные изменения в российском законодательстве о СМИ: меры ограничительного характера, направленные на защиту государства, нравственности и семейных ценностей // Вестник Курганского государственного университета. 2016. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-izmeneniya-v-rossiyskom-zakonodatelstve-o-smi-mery-ogranichitelnogo-haraktera-napravlennye-na-zaschitu-gosudarstva (дата обращения: 01.05.2022).
48. Пашутин Д.Ю., Статистический анализ тенденций изменения среднего времени телесмотрения // Статистика и экономика. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-tendentsiy-izmeneniya-srednego-vremeni-telesmotreniya (дата обращения: 01.05.2022).
49. Петриченко Е.А., Семенова В.Г., Влияние информации на формирование общественного мнения // ИСОМ. 2017. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-informatsii-na-formirovanie-obschestvennogo-mneniya (дата обращения: 01.05.2022).
50. Положихина М.А., Реформы высшего образования в России и их критика // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-i-ih-kritika (дата обращения: 01.05.2022).
51. Потапов Д.В., Феномен Майдана и «Оранжевой революции» в Украине // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-maydana-i-oranzhevoy-revolyutsii-v-ukraine (дата обращения: 01.05.2022).
52. Реутов Е.В., Факторы формирования социального доверия и недоверия в российском обществе // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formirovaniya-sotsialnogo-doveriya-i-nedoveriya-v-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 01.05.2022).
53. Розовская Р.И., «Идущие вместе»: путь политического самоопределения // Новый исторический вестник. 2002. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iduschie-vmeste-put-politicheskogo-samoopredeleniya (дата обращения: 01.05.2022).
54. Рябев В.В., Функции гражданского общества в условиях современной российской модернизации // Russian Journal of Education andPsychology. 2013. №10 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-grazhdanskogo-obschestva-v-usloviyah-sovremennoy-rossiyskoy-modernizatsii (дата обращения: 01.05.2022).
55. Ситаров В.А., История образования в России: постсоветское время // Знание. Понимание. Умение. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-obrazovaniya-v-rossii-postsovetskoe-vremya (дата обращения: 01.05.2022).
56. Стариков А.Г., Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия, формы и методы влияния на общественное сознание // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-rossii-kontrol-nad-smi-modeli-vzaimodeystviya-formy-i-metody-vliyaniyana-obschestvennoe-soznanie (дата обращения: 01.05.2022).
57. Субботин В.Я,, Хайруллина Н.Г., Поколение ЕГЭ: последствия современного образования для будущего России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-ege-posledstviya-sovremennogo-obrazovaniya-dlya-buduschego-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
58. Сюндюков Н.К., Интернет-СМИ и особенности их функционирования // Управленческое консультирование. 2014. №12 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-smi-i-osobennosti-ih-funktsionirovaniya (дата обращения: 01.05.2022).
59. Трофимов Е.А., Государственная пропаганда в России в начале ХХI В. : политологический очерк // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-propaganda-v-rossii-v-nachale-hhi-v-politologicheskiy-ocherk (дата обращения: 01.05.2022).
60. Тультаева И.В., Современное состояние и тенденции развития мобильного Интернета // Статистика и экономика. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya-mobilnogo-interneta (дата обращения: 01.05.2022).
61. Тхатель С.С., Взаимодействие государства и некоммерческих организаций как фактор формирования гражданского общества в современной России // Теория и практика общественного развития. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstva-i-nekommercheskih-organizatsiy-kak-faktor-formirovaniya-grazhdanskogo-obschestva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 01.05.2022).
62. Шариков А.В., Динамика содержания показа и просмотров на российских телеканалах в 2000-2012 гг // Наука телевидения. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-soderzhaniya-pokaza-i-prosmotrov-na-rossiyskih-telekanalah-v-2000-2012-gg (дата обращения: 01.05.2022).
Периодические не научные издания
63. Билевская Э. Стань лидером - и получишь все. Молодежные общественные движения как способ войти в государственную власть // Независимая газета. 2009. 20 окт.
64. Турчак А., План на выборы - провести в Госдуму как можно больше молодых депутатов // Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России». URL: http://www.molgvardia.ru/vazhnaya_tema/andrey_ turchak_plan_na_vybory_provesri_v_gosdumu_kak_mozhno_bolshe_molodyh_ deputatov.html (дата обращения: 01.05.2022).
65. Цыркун Н.А., Российский криминальный сериал: трансформация пафоса и героя // Телекинет. 2019. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-kriminalnyy-serial-transformatsiya-pafosa-i-geroya (дата обращения: 01.05.2022).
Электронные ресурсы
66. Сурков, БГ и рокеры [Электорнный ресурс] URL:https://www.kp.ru/daily/23498/39020/ (дата обращения 20.04.2023)
67. World valuessurvey [электронный ресурс]. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp (дата обращения: 01.05.2022)