Развитие институтов монархии Иорданского хашимитского королевства на рубеже XX-XXI вв
|
Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие институтов монархии в XX-XXI вв. 6
ГЛАВА II. Внутренняя политика Иордании на рубеже XX-XXI вв. 22
2.1 Внутренняя политика при Хусейне ибн Талале 23
2.2 Внутренняя политика при Абдалле II ибн Хусейне 28
ГЛАВА III. Внешняя политика Иордании на рубеже XX-XXI вв. 36
3.1 Внешняя политика при Хусейне ибн Талале 36
3.2 Внешняя политика при Абдалле II ибн Хусейне 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приложение 1 51
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 52
Приложение 5 53
Список использованной литературы 57
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие институтов монархии в XX-XXI вв. 6
ГЛАВА II. Внутренняя политика Иордании на рубеже XX-XXI вв. 22
2.1 Внутренняя политика при Хусейне ибн Талале 23
2.2 Внутренняя политика при Абдалле II ибн Хусейне 28
ГЛАВА III. Внешняя политика Иордании на рубеже XX-XXI вв. 36
3.1 Внешняя политика при Хусейне ибн Талале 36
3.2 Внешняя политика при Абдалле II ибн Хусейне 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Приложение 1 51
Приложение 2 51
Приложение 3 52
Приложение 4 52
Приложение 5 53
Список использованной литературы 57
Хашимитское королевство Иордания (араб. المملكة الأردنية الهاشمية) расположено в Юго-Западной Азии. Королевство Иордания (Приложение №1) граничит с Израилем и Палестиной (15 мая 1948 г. согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. на территории исторической Палестины было образовано государство Израиль) - на западе; с Саудовской Аравией – на юге и востоке; с Ираком – на северо-востоке и с Сирией - на севере.
Хотя в 1946 г. Иордания получила независимость от Великобритании, по сути, страна всё ещё в значительной степени управлялась британскими гражданскими и военными советниками, а правительство в соответствии с договором было обязано по вопросам внешней политики консультироваться с Лондоном. Великобритания со своей стороны предоставляла средства на содержание Арабского легиона, поставляла в вооружённые силы Трансиордании своих офицеров и обучала на английские средства трансиорданских военнослужащих в английских военных школах. Это было выгодно Великобритании, потому что финансовая помощь Арабскому легиону могла служить инструментом давления на Трансиорданию.
Компетенция королевской власти была расширена после заключения 15 марта 1948 г. нового англо-трансиорданского договора. Договор в общей форме предусматривал взаимные консультации и сотрудничество между странами в случае угрозы военных действий. Во время войны стороны обязывались оказывать друг другу помощь, в том числе разрешать использовать территорию для военных целей. Договор не определил статуса британских военнослужащих Арабского легиона. Их права продолжали оставаться неограниченными .
Актуальность изучения эволюции иорданской монархии, таким образом, объясняется её постоянным тесным взаимодействием с другими странами, как европейскими (Великобритания), так и ближневосточными (Израиль). На протяжении полувека Иордания принимает участие в переговорах по арабо-израильскому конфликту. Иордании удалось избежать судьбы соседних государств, «арабская весна» не получила развития в этой стране. Иордания также является домом для множества палестинских беженцев, что не может не сказываться на политике правительства. Целью данной работы ставится рассмотрение процесса становления иорданской монархии на рубеже веков, её политики и последствий политических решений, принятых правительством.
Для написания работы была использована разнообразная литература российских и зарубежных авторов, включая монографии, справочники и периодические издания. Следует отметить монографию Аганина А.Р. и Соловьёвой З.А. «Современная Иордания», которая даёт подробное описание в таких областях как история, география, экономика и население Иордании. Авторы подробно описывают события и факты, которые некоторые исследователи не приводят в своих трудах. Также стоит обратить внимание на работу Данилова «Кто есть кто в Иорданском Хашимитском королевстве», которая содержит биографические сведения о государственных деятелях и других представителях Иордании. Особенно актуальной представляется новая монография Р.Г. Ланды «История Иордании. ХХ век» (М., 2016), освещающая историю королевства с образования эмирата Трансиордания до начала правления Абдаллы II.
Среди иностранных работ стоит отметить Robins P. «A history of Jordan», в которой автор делает упор на политическую историю Иордании с начала 20-х гг. XX в. до смерти короля Хусейна в 1999 г., а также статью Халиля аль-Хаджаджа «Иордано-американские отношения 1957-1985 гг.» (пер. с арабского). Автор не только рассказывает о взаимодействии двух стран, но и затрагивает отношения Иордании с Великобританией.
Хотя в 1946 г. Иордания получила независимость от Великобритании, по сути, страна всё ещё в значительной степени управлялась британскими гражданскими и военными советниками, а правительство в соответствии с договором было обязано по вопросам внешней политики консультироваться с Лондоном. Великобритания со своей стороны предоставляла средства на содержание Арабского легиона, поставляла в вооружённые силы Трансиордании своих офицеров и обучала на английские средства трансиорданских военнослужащих в английских военных школах. Это было выгодно Великобритании, потому что финансовая помощь Арабскому легиону могла служить инструментом давления на Трансиорданию.
Компетенция королевской власти была расширена после заключения 15 марта 1948 г. нового англо-трансиорданского договора. Договор в общей форме предусматривал взаимные консультации и сотрудничество между странами в случае угрозы военных действий. Во время войны стороны обязывались оказывать друг другу помощь, в том числе разрешать использовать территорию для военных целей. Договор не определил статуса британских военнослужащих Арабского легиона. Их права продолжали оставаться неограниченными .
Актуальность изучения эволюции иорданской монархии, таким образом, объясняется её постоянным тесным взаимодействием с другими странами, как европейскими (Великобритания), так и ближневосточными (Израиль). На протяжении полувека Иордания принимает участие в переговорах по арабо-израильскому конфликту. Иордании удалось избежать судьбы соседних государств, «арабская весна» не получила развития в этой стране. Иордания также является домом для множества палестинских беженцев, что не может не сказываться на политике правительства. Целью данной работы ставится рассмотрение процесса становления иорданской монархии на рубеже веков, её политики и последствий политических решений, принятых правительством.
Для написания работы была использована разнообразная литература российских и зарубежных авторов, включая монографии, справочники и периодические издания. Следует отметить монографию Аганина А.Р. и Соловьёвой З.А. «Современная Иордания», которая даёт подробное описание в таких областях как история, география, экономика и население Иордании. Авторы подробно описывают события и факты, которые некоторые исследователи не приводят в своих трудах. Также стоит обратить внимание на работу Данилова «Кто есть кто в Иорданском Хашимитском королевстве», которая содержит биографические сведения о государственных деятелях и других представителях Иордании. Особенно актуальной представляется новая монография Р.Г. Ланды «История Иордании. ХХ век» (М., 2016), освещающая историю королевства с образования эмирата Трансиордания до начала правления Абдаллы II.
Среди иностранных работ стоит отметить Robins P. «A history of Jordan», в которой автор делает упор на политическую историю Иордании с начала 20-х гг. XX в. до смерти короля Хусейна в 1999 г., а также статью Халиля аль-Хаджаджа «Иордано-американские отношения 1957-1985 гг.» (пер. с арабского). Автор не только рассказывает о взаимодействии двух стран, но и затрагивает отношения Иордании с Великобританией.
Сегодня король Абдалла II находится в непростой ситуации. Помимо палестинских беженцев, которые составляют значительную часть населения Иордании, сегодня туда также прибывают беженцы из Сирии (на 2015 г. их было около 1 миллиона ), что не всегда устраивает коренное население, на которое опирается король и которое лояльно ему.
В связи с тем, что Иордания расположена между Ираком и Сирией, где идёт гражданская война, там также сильны оппозиционные настроения. Оппозиция, однако, не призывает к свержению короля, а лишь требует демократизации жизни в стране и улучшения экономического положения граждан. В результате волнений и выступлений противников Абдаллы II в начале второго десятилетия XX в. королём были сделаны уступки оппозиции: были пересмотрены некоторые статьи Конституции, сменены несколько правительств, сдержан рост цен на некоторые продукты.
Одновременно некоторая часть молодёжи настроена радикально. Несмотря на то, что власти говорят об Исламском государстве как об угрозе, среди молодых людей организация пользуется популярностью, тем более, что после убийства участниками организации иорданского лётчика среди населения стала популярна теория о том, что это было сделано для того, чтобы втянуть Иорданию в полномасштабную войну.
События «арабской весны» показали, что модель западной демократии неприменима на Ближнем Востоке. 29 марта 2017 г. в Иордании был проведён саммит ЛАГ. Планировалось, что страны выработают план решения сирийского, ливийского, йеменского и иракского кризисов, однако сторонам не удалось достигнуть единого мнения по способам урегулирования.
Сегодня одной из задач иорданского правительства является обеспечение безопасности границы с Сирией, чтобы избежать проникновения террористов на иорданскую территорию. Иордания зависима от финансовой поддержки из вне. Саудовская Аравия до недавнего времени являлась основным кредитором Иордании, однако сегодня КСА не может давать Иордании займы, и хотя внутриполитическая ситуация относительно стабильна, тяжёлое экономическое положение населения способствует росту экстремизма. Для его сдерживания правительство, в том числе, закрывает некоторые издания, ограничивая таким образом распространение информации.
В ведении политики Иордании правительство и парламент не играют первостепенной роли, т.к. король может распускать парламент и правительство и снимать с должности премьер-министра. Они являются скорее уравновешивающим фактором в ведении политики, т.к. могут предлагать новые законы, которые, в свою очередь, утверждаются королём. В случае наложения королём вето оно может быть отменено 2/3 голосов парламентариев. Парламент чаще всего лоялен королю, т.к. верхняя палата назначается им, а при выборах в нижнюю палату страна делится на избирательные округа таким образом, что в парламент проходят люди, поддерживающие короля.
В связи с тем, что Иордания расположена между Ираком и Сирией, где идёт гражданская война, там также сильны оппозиционные настроения. Оппозиция, однако, не призывает к свержению короля, а лишь требует демократизации жизни в стране и улучшения экономического положения граждан. В результате волнений и выступлений противников Абдаллы II в начале второго десятилетия XX в. королём были сделаны уступки оппозиции: были пересмотрены некоторые статьи Конституции, сменены несколько правительств, сдержан рост цен на некоторые продукты.
Одновременно некоторая часть молодёжи настроена радикально. Несмотря на то, что власти говорят об Исламском государстве как об угрозе, среди молодых людей организация пользуется популярностью, тем более, что после убийства участниками организации иорданского лётчика среди населения стала популярна теория о том, что это было сделано для того, чтобы втянуть Иорданию в полномасштабную войну.
События «арабской весны» показали, что модель западной демократии неприменима на Ближнем Востоке. 29 марта 2017 г. в Иордании был проведён саммит ЛАГ. Планировалось, что страны выработают план решения сирийского, ливийского, йеменского и иракского кризисов, однако сторонам не удалось достигнуть единого мнения по способам урегулирования.
Сегодня одной из задач иорданского правительства является обеспечение безопасности границы с Сирией, чтобы избежать проникновения террористов на иорданскую территорию. Иордания зависима от финансовой поддержки из вне. Саудовская Аравия до недавнего времени являлась основным кредитором Иордании, однако сегодня КСА не может давать Иордании займы, и хотя внутриполитическая ситуация относительно стабильна, тяжёлое экономическое положение населения способствует росту экстремизма. Для его сдерживания правительство, в том числе, закрывает некоторые издания, ограничивая таким образом распространение информации.
В ведении политики Иордании правительство и парламент не играют первостепенной роли, т.к. король может распускать парламент и правительство и снимать с должности премьер-министра. Они являются скорее уравновешивающим фактором в ведении политики, т.к. могут предлагать новые законы, которые, в свою очередь, утверждаются королём. В случае наложения королём вето оно может быть отменено 2/3 голосов парламентариев. Парламент чаще всего лоялен королю, т.к. верхняя палата назначается им, а при выборах в нижнюю палату страна делится на избирательные округа таким образом, что в парламент проходят люди, поддерживающие короля.



