Введение 3
Глава I. Влияние средств массовой коммуникации на формирование гендерных стереотипов 7
1.1 Гендерная социализация в массовом сознании 8
1.2 Роль современных СМК в процессе создания и распространения гендерных стереотипов 19
Глава II. Гендерный дискурс в российских глянцевых изданиях для женщин 32
2.1 Формирование имиджа женщины в публикациях женских журналов 33
2.2 Глянцевые женские издания как средства распространения гендерных стереотипов потребительского поведения 48
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 76
В наше время средства массовой информации играют важную роль как в обществе в целом, так и в жизни каждого человека. СМИ принимают активное участие в выстраивании общественного мнения на окружающий мир. Они осуществляют информационную, управленческую, рекреативную и интегративную функции, а также устанавливают в сознании общества стереотипы и определенные понятия. Следовательно, СМИ обладают всеми необходимыми рычагами воздействия на становление гендерного мышления. Одной из «самых преуспевающих сфер массово-коммуникационного производства является женская периодика». Гендерно-ориентированные издания, а именно женские глянцевые журналы, обращаются к гендерным стереотипам для возможности создания определенных социальных представлений, а также для фиксирования моральных установок и норм поведения. Сложно представить нынешние СМИ без различного рода стереотипов, в том числе гендерных. Их наличие в женских журналах определяет роли женщин во всевозможных социальных группах, а также раскрывает характерные модели поведения в обществе для женщин и мужчин и описывает взаимоотношения полов в целом.
Предположительно, одна из основных целей женских изданий – это формирование психологического портрета, некого образа «идеальной женщины». Беря с него пример, читательница может преодолевать трудности и решать различные вопросы, возникающие в повседневной жизни. В установки, представленные на основе гендерной стереотипизации, включены, в основном, нормы морали и правила поведения, принятые обществом. Можно сказать, что женская периодика формирует образ жизни своей аудитории через помощь в осуществлении рефлексии и установлении определенной роли в семье и в социуме. Гендерные стереотипы, как и любые другие, поддаются трансформации, которая происходит с течением социально-экономических преобразований в обществе. Действительно, в современном мире они немного отклоняются от традиционно-принятых, это происходит из-за трансформации роли женщин в социуме, теперь общество принимает во внимание не только такие ролевые установки, как мать или жена, но и женщина-работник. Вопреки произошедшим переменам, далеко не вся женская периодика транслирует все возможные роли женщин в публикуемых материалах, что либо граничит с сексизмом, либо значительно сокращает аудиторию. Детальное изучение данного вопроса поможет систематизировать женские журналы по принадлежности их аудитории к различным социальным группам. Помимо этого гендерные стереотипы отражают современное понимание мужественности и женственности, взаимоотношения между гендерами, а также особенности взглядов на жизнь и ценностей. Стереотипы в печатных СМИ условно можно поделить на два вида: отражающие реальность и не совпадающие с действительностью. При этом последние чаще всего применяются в качестве инструмента воздействия.
Актуальность темы заключается в том, что гендерные стереотипы активно изучаются в психологии, широко используются в средствах массовой информации и рекламе. Проблема равноправия гендеров в современном обществе освещается и обсуждается довольно часто, а СМИ добивается большей эффективности воздействия на аудиторию, используя связанные с этим стереотипы.
При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные и отдельные труды российских ученых: в области журналистики – Корконосенко С. Г. («Основы журналистики»), Прохоров В. П. («Введение в теорию журналистики»), Тепляшина А. Н. («Глянцевый журнал: актуальные практики создания контента»), Смеюха В. В. («Массовая женская пресса: стратегии формирования потребительского поведения гендерной аудитории») и др.; в области психологии –Андреева Г. М. («Социальная психология»), Петрова Р. Г. («Гендерология и феминология») и др.; в области рекламы и связи с общественностью –Ульяновский А. В. («Маркетинговые коммуникации») и др.
Также во время написания работы, были рассмотрены исследования зарубежных ученых.
Объектом исследования является структурно-содержательный аспект женских журналов, а предметом – средства формирования гендерных стереотипов в современных женских печатных изданиях.
Целью данной работы является выявление наиболее эффективные способы использования гендерных стереотипов в женских глянцевых журналах.
Цель определяет решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть процессы гендерной социализации в массовом сознании;
2. Выявить роль современных СМК в процессе создания и распространения гендерных стереотипов;
3. Проанализировать средства формирования имиджа женщины в публикациях женских журналов;
4. Исследовать технологии распространения гендерных стереотипов потребительского поведения в глянцевых женских изданиях.
Новизна исследования заключается в том, что особенности современной подачи информации в женских изданиях, их влияние на аудиторию в целом в научной среде изучено недостаточно полно. Это связано с постоянными изменения, происходящими в обществе, которые ведут за собой трансформацию гендерных стереотипов и их методов распространения.
Эмпирическую базу исследования составили женские глянцевые журналы, выпускаемые в России: «Cosmopolitan», «Glamour», «Vogue», «ForbesWoman» и другие издания за период с 2013 по 2017 год.
В работе были использованы следующие методы исследования: социологический опрос, статистический анализ, системный анализ современного журнального контента, сравнительно-типологический метод, текстологический и индуктивный методы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она дополняет уже существующие исследования в области распространения гендерных стереотипов через СМИ, заполняя некоторые пробелы. Практическая значимость исследования может помочь аудитории отличать ошибочные жизненные ценности, а впоследствии и избегать комплексов, которые могут формировать женские глянцевые журналы путем транслирования определенных гендерных стереотипов.
Работа состоит из введения, двух основных разделов, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Во введении мы обосновали актуальность темы, выделили объект и предмет исследования, установили эмпирическую и теоретическую базы.
В первой главе работы «Влияние средств массовой коммуникации на формирование гендерных стереотипов» была изучена гендерная социализация современного общества, роль женских глянцевых журналов в современной системе СМИ и рассмотрено их влияние на формирование массового сознания.
Во второй главе «Гендерный дискурс в российских глянцевых изданиях для женщин» нами был рассмотрен образ женщины, создаваемый СМИ, а также проанализировано влияние транслируемых гендерных стереотипов на потребительское поведение женщин.
В заключении подводятся итоги исследования.
В списке используемой литературы содержатся статьи, монографии, результаты научных исследований и интернет – источники.
В нашей стране издается большое число женских журналов, которое охватывает абсолютно разную по своим социальным признакам аудиторию. Можно утверждать, что и распространяемые стереотипы находятся в аудиторной зависимости. Помимо аудитории на развитие и транслирование гендерных стереотипов влияют также и различные общественные преобразования.
Исследование показало, что ситуация, складывающаяся в женских глянцевых журналах, значительно изменилась. Без сомнения, главной доминирующей установкой у женщин все еще остается создание семьи. Тем не менее, гендерные роли менялись и продолжают это делать, как и представления о «классической женщине». К образу матери и хозяйки добавились новые ранее не так часто транслируемые облики. Например, сейчас большинство женских периодических изданий пытаются обратить внимание слабого пола на то, что он может быть вполне самостоятельным, как материально, так и духовно, рисуя перед нами образ деловой женщины.
В результате проведенного контент-анализа можно сделать вывод о том, что каждое глянцевое издание видит образ идеальной женщины по-своему. В первую очередь, транслирование определенного имиджа женщины и распространение гендерных стереотипов зависит от тематики журнала. Такие журналы как «Домашний очаг», «Лиза» являются семейно-бытовыми, следовательно, полоролевые установки, в основном, предназначены для матерей и домохозяек. Журналы элитарного типа, как «Cosmopolitan», «Glamour» имеют более общую направленность. Они универсальны, как образ той самой «идеальной женщины», представленной в их материалах. Из этого можно сделать вывод, что аудитория женских глянцевых журналов стабильна. Каждый журнал предоставляет информацию для «своего читателя», а значит, читатель получит именно те гендерные стереотипы, ради которых он приобретает данный журнал. Ведь если женщина не довольна содержанием прочитанного издания, она моментально исключается из его потенциальной аудитории и покупает другой.
Наиболее эффективным гендерным стереотипом, используемым женской прессой, стал стереотип об «идеальной» женщине. Этот образ меняется в зависимости от типа издания: в «Glamour» и «Cosmopolitan» это читательница, относящая себя к категории «новой феминности», в журнале «ForbesWoman» эта категория тоже является основополагающей, только центром образа остается именно профессионализм и деловая хватка, в «Vogue» это либо девушка, ищущая новые образы, стили, либо состоятельная женщина, интересующаяся новинками именитых брендов с целью их приобретения.
Опираясь на рассмотренные работы и контент анализируемых изданий, мы можем, с уверенностью, сказать, что образ женщины, формируемый, в средствах массовой информации является плодом тесного сотрудничества издания и рекламы. Однако, несмотря на то, что стремление подражать выбранной модели «идеальной» женщины, путем покупки брендовых товаров, все же усиливается за счет рекламы, женские глянцевые журналы не формируют ошибочных жизненных ценностей и комплексов у читательниц. Склоняя женщин к ложным идеалам, издатели сразу потеряли бы свою аудиторию. Стереотипы ненавязчиво включаются в тексты и иллюстрации журнала, причем не в открытой форме, а лишь полупрозрачным намеком, к тому же, только исходя из потребностей аудитории. Читательница желает мотивировать себя фотографиями «длинноногих красоток» на обложке? Она может получить желаемое. Читательница желает убедиться в радостях материнства и замужества? Она покупает соответствующее ее интересам издание. Читательница полагает, что женщина может не хуже мужчины справляться с бизнесом? И на эту тему она сможет приобрести журнал.
Наша работа позволяет сделать вывод о том, что женские глянцевые издания используют гендерные стереотипы только для того, чтобы мотивировать женщину. Чтобы направить ее на путь саморазвития и самосознания, чтобы помочь ей достичь поставленных целей и поднять ее общую самооценку. Исключение составляет только реклама, но, как известно, женская половина общества более склонна к совершению покупок. Мотивирование слабого пола, несомненно, приносит пользу изданию, так как вдохновленные на саморазвитие женщины не склонны прерывать свое путешествие к «идеалу», значит продолжат покупать журналы.
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 369 с.;
2. Берберян А.С., Теория и практика гендерных исследований в мировой науке [Электронный ресурс] // Материалы II международной научно-практической конференции. – Пенза – Махачкала – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2010/k-3-5-10.pdf (дата обращения: 10.04.2017);
3. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993. – 82 с.;
4. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения: [учеб.по соц. психологии пола и гендера: пер. с англ.] / Шон Берн; [авт. предисл. Ф. Зимбардо]. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. – 199 с.;
5. БодрийарЖ. Общество потребления / La société de consommation: sesmythes et ses structures, рус.перевод, 2006 г. – 141 с.;
6. Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы: историко-типологическое исследование: дисс. … канд. фил.наук. Ростовский гос. ун-т, Ростов-на-Дону 2001. – 172 с.;
7. Денисова А. А. Тезаурус терминологии гендерных исследований. – М.: Восток-Запад, 2003. – 157 с.;
8. Женщины и мужчины России. 2016: Стат. сб. / отв. ред. К. Э. Лайкам / Росстат. – М., 2016. – 87 с.;
9. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Форум – Инфра-М, 2016. – 496 с.;
10. Ильин Е. П. Пол и Гендер/ СПб: Питер, 2010. – 71 с.;
11. История Бренда / CondeNast Россия. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/magazines/vogue/history/ (дата обращения: 25.04.2017);
12. Кабалевская А. И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). URL: http://psystudy.ru/num/2012n2-22/657-kabalevskaya22.html (дата обращения: 05.04.2017);
13. Каирова И. А. Современные семейные мифы в пространстве массовых коммуникаций [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6. С. 58–64. URL: http://hses-online.ru/2011/06/09_00_05/07.pdf (дата обращения 30.04.2017);
14. Карасева С.Н. Система ценностных ориентаций современных российских женщин // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3412 (дата обращения: 30.04.2017);
15. Каталог журналов и газет // ProSmi. Практика рекламы [Электронный ресурс] URL: http://www.prosmi.ru/catalog/ (дата обращения: 25.04.2017);
16. Кишкун П. С., Кузнецова Н. В. Бренд и его влияние на конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] // Магнит. гос. тех. ун-т., Магнитогорск, 2015. URL: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/15248.pdf (дата обращения: 03.05.2017) ;
17. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учеб.пособие / С. Г. Корконосенко – М.: КНОРУС, 2016. – 272 с.;
18. Кравченко Н.П. Государственный маркетинг в средствах массовой информации. Краснодар, 2009. – 80 с.;
19. Крылова О. В. Пределы сексуальности в постмодернизме [Электронный ресурс] // Вестник Удмурдского университета. Социология и философия. 2006. № 3. С. 183–198. URL: http://ru.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_06_03_20.pdf (дата обращения: 30.04.2017);
20. Кто есть кто / Vogue. URL: http://www.vogue.ru/fashion/whoiswho/redactor/459221/.html (дата обращения: 25.04.2017);
21. Кузнецов А. Первичные признаки // Бизнес-журнал. 2006. № 17. 60-63 с.;
22. Липовецкий Ж. Третья женщина – СПб: Алетейя, 2003. – 512 с.;
23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой информации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. гос. университет, М., 2008. URL: http://www.psy.msu.ru/science/autoref/malysheva.pdf (дата обращения: 10.04.2017);
24. МедиакитCosmopolitan. 2017. URL: http://www.imedia.ru/upload/iblock/590/mk_cosmo_2017.pdf (дата обращения: 01.05.2017);
25. МедиакитElle. 2017. URL: http://www.elle.ru/uploaded/ELLE_Mediakit_2014.pdf (дата обращения: 01.05.2017);
26. МедиакитVogue. 2017. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/magazines/vogue/circulation/ (дата обращения: 01.05.2017);
27. Мельниченко С. А. Гендерология и феминология: Учеб.- ме¬тод. по¬со-бие – Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2005. – 79 с.;
28. Многие российские женщины сократили расходы на одежду // RUметрика. 25.03.10. URL: http://rumetrika.rambler.ru/review/28/4299 (дата обращения: 30.04.2015);
29. Орлова А. К. Индустрия красоты: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М. гос. университет, М., 2008. URL: http://cheloveknauka.com/v/135189/d?#?page=1 (дата обращения: 01.05.2017);
30. Пашенцев С. В. Гендерное равноправие в России: этапы развития // Современное право №10. 2013. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Гендерное-равноправие-в-России-этапы-развития.html (дата обращения: 06.04.2017);
31. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: Учеб.пособие / Р. Г. Петрова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 232 с.;
32. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология – СПб: Питер, 2010. – 521 с.;
33. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб.пособие / Е. П. Прохоров – 8-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 с.;
34. Райбман Н., Смирнов С. Facebook предложила пользователям 58 полов на выбор // Ведомости. 2014. 14 февр. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2014/02/14/facebook-rasshiryaet-profil-polzovatelej.html (дата обращения: 03.04.2017);
35. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отрасл. доклад [Электронный ресурс] / отв. ред. В. В. Григорьев / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям – М., 2013. URL: file:///C:/Users/Sony/Downloads/9870d715-b5b9-4611-8e0c-33524b403e52.pdf (дата обращения: 30.04.2017);
36. Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. – Иваново, 1997. – 49 с.;
37. Самый полный англо-русский русско-английский словарь с современной транскрипцией: около 500 000 слов / В. К. Мюллер. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 196 с.;
38. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.;
39. Смеюха В. В. Массовая женская пресса: стратегии формирования потребительского поведения гендерной аудитории [Электронный ресурс] // Журналистская практика URL: www.jq.isea.ru›classes/pdf.ashx?id=16853&l=1 (дата обращения: 30.04.2017);
40. Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса: Монография. Ростов-на-Дону: Ростиздат. 2012. – 75 с.;
41. Соколова И. М. СМИ и новое концептуальное наполнение образа женской красоты в современной массовой культуре [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 98(04). URL: file:///C:/Users/Sony/Downloads/smi-i-novoe-kontseptualnoe-napolnenie-obraza-zhenskoy-krasoty-v-sovremennoy-massovoy-kulture.pdf (дата обращения: 29.04.2017);
42. Стереотипы мужского и женского поведения в истории культуры: Хрестоматия для вузов / Воронеж.гос. ун-т; сост. Е. И. Якушкина. – Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2011. – 95 с.;
43. Тепляшина А. Н. Глянцевый журнал: актуальные практики создания контента [Электронный ресурс] // СПбГУ, СПб. URL: http://tverlingua.ru/archive/043/10_043.pdf (дата обращения: 05.05.2017);
44. Терешенкова Е. Ю, Радина Н. К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей. – М., 2013. – 176 с.;
45. Тихонова С.В. Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Саратов, 2009. URL: http://dissers. ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/a352.php. (дата обращения: 29.04.2017);
46. Тихонова С. Мифология брендинга в обществе глобального потребления [Электронный ресурс] // Власть. 2008. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mifologiya-brendinga-v-obschestve-globalnogo-potrebleniya (дата обращения: 05.05.2017);
47. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. проф. Л. И. Скорцова. – 27-е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2017. – 211 с.;
48. Трансгендерность [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансгендер
49. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума Изд.: Эксмо. 2008. – 432 с.;
50. УолтерЛиппман. Общественное мнение – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.;
51. ФранцузскийVogue впервые публикует фото трансгендера на обложке // BBC русская служба 14.03.2017. URL: http://www.bbc.com/russian/other-news-38974866 (дата обращения: 25.04.2017)
52. Черменская С. М. Зарубежные женские глянцевые журналы в информационном пространстве России: трансформация коммуникативных моделей в условиях глобализации: дисс. ... канд. фил.наук. М. гос. университет, М., 2006. – 173 с.;
53. Шнейдер Л. Б. Динамичность и изменчивость современного мира и роль образовательных инноваций / Л. Б. Шнейдер // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010г / под.общ. ред. А. И. Таранского. – Красноярск. – 2010. – Ч. 1. – 186-191 с.;
54. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, М. «Московский клуб», 1992 г. – 279 с.;
55. Шульга Н. В. Мифотворчество в средствах массовой информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13063.htm (дата обращения: 29.04.2017);
56. Эббот С. М. Женские глянцевые журналы в глобальном медиа-пространстве [Электронный ресурс] // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. URL: file:///C:/Users/Sony/Downloads/Women's%20magazines%20global%20media%20space.pdf (дата обращения: 20.04.2017);
57. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. – М.: Академический проект, 2000. – 222 с.;
58. Энциклопедия моды [Электронный ресурс] // URL: https://wiki.wildberries.ru/%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B5%D1%86/magazines/cosmopolitan.html (дата обращения: 25.04.2017);
59. Эшфорт Б., Маил Ф. Теория социальной идентичности в контексте организации [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2012. Т. 2. №1. 4-27 с. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2012/04/07/1251094147/OrgPsy_2012-1_Ashforth_Mael_4%E2%80%9327.pdf (дата обращения: 12.04.2017);
60. David Gauntlett, Media, Gender and Identity: An Introduction. London: Routledge, 2002. – 278 pp.;
61. iTunesPreview [Электронный ресурс] URL: https://itunes.apple.com/us/genre/ios-magazines-newspapers-fashion-style/id13002?mt=8&letter=F (дата обращения: 29.04.2015).