Пространственно-временные субсистемы в романе Набокова «Ада или Радости Cтрасти»
|
Введение 3
1.2. Владимир Набоков. Концепция литературы и автора 8
1.4. Выводы к Главе I 12
Глава 2. Анализ явления «хронотоп» в мировой и отечественной истории 14
2.1. Эволюция использования и изучения явления «хронотоп» 14
2.2. Категория времени в художественном тексте 19
2.3. Категория пространства в художественном тексте 29
2.4. Выводы к Главе II 34
Глава 3. Анализ пространственно-временных субсистем в творчестве Владимира Набокова 35
3.1. Хронотоп в творчестве Владимира Набокова. Эволюция субсистем 35
3.3. Выводы к Главе III 52
Заключение 54
Список литературы
1.2. Владимир Набоков. Концепция литературы и автора 8
1.4. Выводы к Главе I 12
Глава 2. Анализ явления «хронотоп» в мировой и отечественной истории 14
2.1. Эволюция использования и изучения явления «хронотоп» 14
2.2. Категория времени в художественном тексте 19
2.3. Категория пространства в художественном тексте 29
2.4. Выводы к Главе II 34
Глава 3. Анализ пространственно-временных субсистем в творчестве Владимира Набокова 35
3.1. Хронотоп в творчестве Владимира Набокова. Эволюция субсистем 35
3.3. Выводы к Главе III 52
Заключение 54
Список литературы
Фигура Владимира Набокова вызывала и продолжает вызывать интерес у отечественных и зарубежных литературоведов. Однако долгий период работы писателя были запрещены в Советском Союзе и изучение его романов, повестей и статей являлось нежелательным по причине его эмиграции. В конце 80-х в России начали публиковать стихи, романы, рассказы Набокова. Вторая волна отечественного и зарубежного набоковедения получила распространение в конце 1990-годов. Фонд критической и исследовательской литературы пополнился большим количеством научных сборников, монографий, статей и очерков.
Большой интерес к творчеству этого писателя, чья принадлежность сразу к двум культурам — русской и американской — выделяла его из круга как русскоязычных, так и англоязычных писателей и делала его творчество предметом особенно острых дискуссий.
Художественная проза В. Набокова предстает современному исследователю исключительно ценным материалом для изучения проблемы взаимодействия внутри литературного процесса ХХ века эстетических ценностей ХIХ и ХХ вв., с одной стороны, и «русского» и «западного» культурных начал, с другой.
В настоящей дипломной работе мы хотим сузить исследование творчества Владимира Набокова до анализа его романа «Ада или Радости Страсти», уделив внимание хронотопу - пространственно-временным субсистемам.
Пространство и время являются одними из важнейших и неотъемлемых категорий, без которых невозможно представить и осознать мировоззренческую модель реальности. В литературе пространство и время используются в символико-идеологическом аспекте, благодаря которому события, явления и психическое состояние героев проявляются наиболее полно и убедительно. Писатель создает уникальный мир, в который он закладывает определенные правила, систему ценностей, проблематику, основываясь на художественном времени и пространстве, которые он выбрал в качестве декораций для своего произведения. Благодаря хронотопу мы понимаем обоснованность принятых решений, трудность бытовой и социальной жизни, давление общества. Даже если действие героев выходят за рамки принятый негласных правил света, мы можем идентифицировать поведение героев как отличное от нормы только по причине фоновых знаний об истории, культуре, менталитете, что использовал автор в своей работе. Иначе подобное отличие проследить невозможно без наличия отправной точки и заданных координат хронотопа.
Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к творчеству В.В.Набокова,
Целью дипломной работы является анализ особенностей использования пространственно-временных категорий в романе «Ада», их важность для создания сюжетной линии и влияние на специфику восприятия читателя.
Новизна работы заключается в том, что представлено относительно мало исследований на заявленную тему. Зачастую рассматриваются другие, более известные в русскоязычном литературоведение произведения Владимира Набокова. В данной работе мы остановимся лишь на детальном анализе хронотопа в романе «Ада».
В наши задачи будет входить:
1. Изучение теории и практики использования пространственно-временных субсистем в мировой литературе в целом и в творчестве Владимира Набокова в частности.
2. Анализ и сравнение англоязычных и русскоязычных критических работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и его роману «Ада».
3. Выявление особенностей использования хронотопа в романе «Ада» и его важность для произведения.
Методология исследования: теоретический анализ литературных источников с применением описательно-функционального метода.
Гипотеза: пространственные и временные субсистемы играют важную роль в романе «Ада или Радости страсти», хронотоп художественного текста способствуют раскрытию произведения.
Большой интерес к творчеству этого писателя, чья принадлежность сразу к двум культурам — русской и американской — выделяла его из круга как русскоязычных, так и англоязычных писателей и делала его творчество предметом особенно острых дискуссий.
Художественная проза В. Набокова предстает современному исследователю исключительно ценным материалом для изучения проблемы взаимодействия внутри литературного процесса ХХ века эстетических ценностей ХIХ и ХХ вв., с одной стороны, и «русского» и «западного» культурных начал, с другой.
В настоящей дипломной работе мы хотим сузить исследование творчества Владимира Набокова до анализа его романа «Ада или Радости Страсти», уделив внимание хронотопу - пространственно-временным субсистемам.
Пространство и время являются одними из важнейших и неотъемлемых категорий, без которых невозможно представить и осознать мировоззренческую модель реальности. В литературе пространство и время используются в символико-идеологическом аспекте, благодаря которому события, явления и психическое состояние героев проявляются наиболее полно и убедительно. Писатель создает уникальный мир, в который он закладывает определенные правила, систему ценностей, проблематику, основываясь на художественном времени и пространстве, которые он выбрал в качестве декораций для своего произведения. Благодаря хронотопу мы понимаем обоснованность принятых решений, трудность бытовой и социальной жизни, давление общества. Даже если действие героев выходят за рамки принятый негласных правил света, мы можем идентифицировать поведение героев как отличное от нормы только по причине фоновых знаний об истории, культуре, менталитете, что использовал автор в своей работе. Иначе подобное отличие проследить невозможно без наличия отправной точки и заданных координат хронотопа.
Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к творчеству В.В.Набокова,
Целью дипломной работы является анализ особенностей использования пространственно-временных категорий в романе «Ада», их важность для создания сюжетной линии и влияние на специфику восприятия читателя.
Новизна работы заключается в том, что представлено относительно мало исследований на заявленную тему. Зачастую рассматриваются другие, более известные в русскоязычном литературоведение произведения Владимира Набокова. В данной работе мы остановимся лишь на детальном анализе хронотопа в романе «Ада».
В наши задачи будет входить:
1. Изучение теории и практики использования пространственно-временных субсистем в мировой литературе в целом и в творчестве Владимира Набокова в частности.
2. Анализ и сравнение англоязычных и русскоязычных критических работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и его роману «Ада».
3. Выявление особенностей использования хронотопа в романе «Ада» и его важность для произведения.
Методология исследования: теоретический анализ литературных источников с применением описательно-функционального метода.
Гипотеза: пространственные и временные субсистемы играют важную роль в романе «Ада или Радости страсти», хронотоп художественного текста способствуют раскрытию произведения.
Представления о времени и пространстве занимали человеческий разум тысячи лет. Взгляды на время и пространство, представленные в истории философии, по сути, являют собой зарождение человеческого мышления о временных и пространственных особенностях мира.
Традиционно время и пространство в литературе анализировались с нарратологической точки зрения: пространство как конкретное место и время как порядок, продолжительность, частота, линейность или скорость рассказываемых событий. В последнее время вместо простого временного или пространственного анализа нарративов все чаще используется понятие пространства-времени или хронотопа. Объяснение взгляда на нарративное пространство и время как на одно понятие заключается в том, что: «нарратив всегда темпорален, и нарративное представление пространства не может быть отделено от его представления времени» . По Бахтину, хронотоп – это слияние временных и пространственных показателей в повествовании . Эти показатели имеют повествовательное, сюжетообразующее, репрезентативное и семантическое значение.
Сложно переоценить важность таких категорий, как время и пространство, в рамках художественного текста. Способность человека воспринимать время и пространство является одним из основных способов получения важной информации о повествовательном мире художественной литературы. Во время чтения художественной литературы каждый отдельный читатель взаимодействует с художественным текстом, устанавливая виртуальное измерение текста, реализуя новую временную последовательность; сумма имеющихся фоновых знаний и фоновые черты индивидуума (от места рождения до профессии и пола) являются ключевыми факторами, влияющими на индивидуальную форму виртуального мира, который создает читатель. Очевидно, что виртуальный мир читателя имеет свое временное и пространственное измерения, которые могут как совпадать с тем, как изначально представлял себе мир писатель, так и разительно отличаться от изначальной задумки.
Действительно, время и пространство определяют то, как люди «интуитивно воспринимают» внешние события и факты, а также внутренние события. Однако, как сказано в философии Канта, невозможно узнать, является ли время «реальным» и самостоятельным, или же оно является свойством самого мира.
Как показала настоящая выпускная квалификационная работа, «время» и «пространство» имеют большое значение в творчестве Владимира Набокова. В произведениях автора, в том числе и в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», есть психологическое время – время, как оно воспринимается персонажами. В творчестве Владимира Набокова немало примеров, когда показано описание внешнего мира с помощью чувственного восприятия времени и пространства литературными персонажами. В работах писателя время и пространство на самом деле являются прошлым временем и когда-то существовавшим пространством; настоящее находится под влиянием и формируется прошлым главных героев. Кроме того, благодаря памяти и воображению персонажей прошлое становится составной частью настоящего; таким образом, метафизический пространственно-временной мир «входит» в физический мир персонажей и в результате становится частью их реальности.
Когнитивное переживание времени приводит героев к разделению времени на разные уровни – прошлое и настоящее – с преобладанием прошедшего времени, занимающего сознание главных героев. В самом деле, в вымышленных мирах Владимира Набокова нет картины времени без описания автором процессов, происходящих в сознании героев, – восприятия и интерпретации героями времени, – которые на самом деле делает повествовательное время понятным.
Память, поскольку она является вместилищем воспоминаний о прошлом, переносит героев в метафизический мир их воспоминаний; другими словами, воспоминание о прошлом заставляет персонажей переходить из их физических миров в трансцендентные миры их воспоминаний, пересекая временные и пространственные границы; они виртуально путешествуют в пространственно-временном метафизическом мире, который для них важнее их реальности, а затем возвращаются обратно в свое настоящее.
Тёмный и тревожный отчасти тон повествования всего романа полностью соответствуют литературному видению Набокова во всех его произведениях. В его работах не найти бездумной слепой веры в идеологию, это не характерно для его работ. Сущность мира ценится за ее непостоянную, вечно изменяющеюся красоту-обманку, по этой же причине ценится и искусство. Именно в том, что человек способен воспринимать окружающую действительность со всеми её недостатками и достоинствами, а также чистый интеллект, заключена суть ценности и честности Набокова. Жизнь в бесовском мире — это пытка времени, происходящая от самого начала жизни и до её конца.
Если человек потерял способность к любви, то он обречен провести всё отпущенное ему время в аду. Однако главные герои романа «Ада», Ван и Ада, не лишились этой способности, однако время от времени они теряют возможность проявлять свою любовь, они отдаляются друг от друга не только физически, но и духовно. Отдаление также помогает воспроизвести библейский сюжет, ибо именно изгнание, которое Демон навязывает своим двум детям, повлияло на судьбы героев романа. Страдание существует только в те периоды, когда Ван покидает Ардис –свой рай, а значит попадает в ад, где его ждут лишь муки. Только стоит ему переместиться из внешнего мира в Ардис, то время начинает течь по другому, оно практически останавливается, и все страдания уходят сами по себе, когда рядом с ним его Ада.
Роман «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника» является уникальным творческим художественным произведением, в котором заключено множество смыслов и простор для их толкования.
В процессе исследования были выполнены все оглашенные ранее задачи, был проведен анализ и изучение использования и исследования пространственно-временных субсистем в отечественной и мировой практике, проведен анализ работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и были выявлены особенности обращения к хронотопу в романе «Ада»
В заключение можно сказать, что поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Действительно, категории пространства и времени играют важную роль в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», способствуют раскрытию персонажей, влияют на ход действий в произведении и в конечном итоге сами становятся непосредственными героями романа.
Традиционно время и пространство в литературе анализировались с нарратологической точки зрения: пространство как конкретное место и время как порядок, продолжительность, частота, линейность или скорость рассказываемых событий. В последнее время вместо простого временного или пространственного анализа нарративов все чаще используется понятие пространства-времени или хронотопа. Объяснение взгляда на нарративное пространство и время как на одно понятие заключается в том, что: «нарратив всегда темпорален, и нарративное представление пространства не может быть отделено от его представления времени» . По Бахтину, хронотоп – это слияние временных и пространственных показателей в повествовании . Эти показатели имеют повествовательное, сюжетообразующее, репрезентативное и семантическое значение.
Сложно переоценить важность таких категорий, как время и пространство, в рамках художественного текста. Способность человека воспринимать время и пространство является одним из основных способов получения важной информации о повествовательном мире художественной литературы. Во время чтения художественной литературы каждый отдельный читатель взаимодействует с художественным текстом, устанавливая виртуальное измерение текста, реализуя новую временную последовательность; сумма имеющихся фоновых знаний и фоновые черты индивидуума (от места рождения до профессии и пола) являются ключевыми факторами, влияющими на индивидуальную форму виртуального мира, который создает читатель. Очевидно, что виртуальный мир читателя имеет свое временное и пространственное измерения, которые могут как совпадать с тем, как изначально представлял себе мир писатель, так и разительно отличаться от изначальной задумки.
Действительно, время и пространство определяют то, как люди «интуитивно воспринимают» внешние события и факты, а также внутренние события. Однако, как сказано в философии Канта, невозможно узнать, является ли время «реальным» и самостоятельным, или же оно является свойством самого мира.
Как показала настоящая выпускная квалификационная работа, «время» и «пространство» имеют большое значение в творчестве Владимира Набокова. В произведениях автора, в том числе и в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», есть психологическое время – время, как оно воспринимается персонажами. В творчестве Владимира Набокова немало примеров, когда показано описание внешнего мира с помощью чувственного восприятия времени и пространства литературными персонажами. В работах писателя время и пространство на самом деле являются прошлым временем и когда-то существовавшим пространством; настоящее находится под влиянием и формируется прошлым главных героев. Кроме того, благодаря памяти и воображению персонажей прошлое становится составной частью настоящего; таким образом, метафизический пространственно-временной мир «входит» в физический мир персонажей и в результате становится частью их реальности.
Когнитивное переживание времени приводит героев к разделению времени на разные уровни – прошлое и настоящее – с преобладанием прошедшего времени, занимающего сознание главных героев. В самом деле, в вымышленных мирах Владимира Набокова нет картины времени без описания автором процессов, происходящих в сознании героев, – восприятия и интерпретации героями времени, – которые на самом деле делает повествовательное время понятным.
Память, поскольку она является вместилищем воспоминаний о прошлом, переносит героев в метафизический мир их воспоминаний; другими словами, воспоминание о прошлом заставляет персонажей переходить из их физических миров в трансцендентные миры их воспоминаний, пересекая временные и пространственные границы; они виртуально путешествуют в пространственно-временном метафизическом мире, который для них важнее их реальности, а затем возвращаются обратно в свое настоящее.
Тёмный и тревожный отчасти тон повествования всего романа полностью соответствуют литературному видению Набокова во всех его произведениях. В его работах не найти бездумной слепой веры в идеологию, это не характерно для его работ. Сущность мира ценится за ее непостоянную, вечно изменяющеюся красоту-обманку, по этой же причине ценится и искусство. Именно в том, что человек способен воспринимать окружающую действительность со всеми её недостатками и достоинствами, а также чистый интеллект, заключена суть ценности и честности Набокова. Жизнь в бесовском мире — это пытка времени, происходящая от самого начала жизни и до её конца.
Если человек потерял способность к любви, то он обречен провести всё отпущенное ему время в аду. Однако главные герои романа «Ада», Ван и Ада, не лишились этой способности, однако время от времени они теряют возможность проявлять свою любовь, они отдаляются друг от друга не только физически, но и духовно. Отдаление также помогает воспроизвести библейский сюжет, ибо именно изгнание, которое Демон навязывает своим двум детям, повлияло на судьбы героев романа. Страдание существует только в те периоды, когда Ван покидает Ардис –свой рай, а значит попадает в ад, где его ждут лишь муки. Только стоит ему переместиться из внешнего мира в Ардис, то время начинает течь по другому, оно практически останавливается, и все страдания уходят сами по себе, когда рядом с ним его Ада.
Роман «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника» является уникальным творческим художественным произведением, в котором заключено множество смыслов и простор для их толкования.
В процессе исследования были выполнены все оглашенные ранее задачи, был проведен анализ и изучение использования и исследования пространственно-временных субсистем в отечественной и мировой практике, проведен анализ работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и были выявлены особенности обращения к хронотопу в романе «Ада»
В заключение можно сказать, что поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Действительно, категории пространства и времени играют важную роль в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», способствуют раскрытию персонажей, влияют на ход действий в произведении и в конечном итоге сами становятся непосредственными героями романа.



