Введение 3
1.2. Владимир Набоков. Концепция литературы и автора 8
1.4. Выводы к Главе I 12
Глава 2. Анализ явления «хронотоп» в мировой и отечественной истории 14
2.1. Эволюция использования и изучения явления «хронотоп» 14
2.2. Категория времени в художественном тексте 19
2.3. Категория пространства в художественном тексте 29
2.4. Выводы к Главе II 34
Глава 3. Анализ пространственно-временных субсистем в творчестве Владимира Набокова 35
3.1. Хронотоп в творчестве Владимира Набокова. Эволюция субсистем 35
3.3. Выводы к Главе III 52
Заключение 54
Список литературы
Фигура Владимира Набокова вызывала и продолжает вызывать интерес у отечественных и зарубежных литературоведов. Однако долгий период работы писателя были запрещены в Советском Союзе и изучение его романов, повестей и статей являлось нежелательным по причине его эмиграции. В конце 80-х в России начали публиковать стихи, романы, рассказы Набокова. Вторая волна отечественного и зарубежного набоковедения получила распространение в конце 1990-годов. Фонд критической и исследовательской литературы пополнился большим количеством научных сборников, монографий, статей и очерков.
Большой интерес к творчеству этого писателя, чья принадлежность сразу к двум культурам — русской и американской — выделяла его из круга как русскоязычных, так и англоязычных писателей и делала его творчество предметом особенно острых дискуссий.
Художественная проза В. Набокова предстает современному исследователю исключительно ценным материалом для изучения проблемы взаимодействия внутри литературного процесса ХХ века эстетических ценностей ХIХ и ХХ вв., с одной стороны, и «русского» и «западного» культурных начал, с другой.
В настоящей дипломной работе мы хотим сузить исследование творчества Владимира Набокова до анализа его романа «Ада или Радости Страсти», уделив внимание хронотопу - пространственно-временным субсистемам.
Пространство и время являются одними из важнейших и неотъемлемых категорий, без которых невозможно представить и осознать мировоззренческую модель реальности. В литературе пространство и время используются в символико-идеологическом аспекте, благодаря которому события, явления и психическое состояние героев проявляются наиболее полно и убедительно. Писатель создает уникальный мир, в который он закладывает определенные правила, систему ценностей, проблематику, основываясь на художественном времени и пространстве, которые он выбрал в качестве декораций для своего произведения. Благодаря хронотопу мы понимаем обоснованность принятых решений, трудность бытовой и социальной жизни, давление общества. Даже если действие героев выходят за рамки принятый негласных правил света, мы можем идентифицировать поведение героев как отличное от нормы только по причине фоновых знаний об истории, культуре, менталитете, что использовал автор в своей работе. Иначе подобное отличие проследить невозможно без наличия отправной точки и заданных координат хронотопа.
Актуальность данного исследования обусловлена возросшим в последние десятилетия интересом к творчеству В.В.Набокова,
Целью дипломной работы является анализ особенностей использования пространственно-временных категорий в романе «Ада», их важность для создания сюжетной линии и влияние на специфику восприятия читателя.
Новизна работы заключается в том, что представлено относительно мало исследований на заявленную тему. Зачастую рассматриваются другие, более известные в русскоязычном литературоведение произведения Владимира Набокова. В данной работе мы остановимся лишь на детальном анализе хронотопа в романе «Ада».
В наши задачи будет входить:
1. Изучение теории и практики использования пространственно-временных субсистем в мировой литературе в целом и в творчестве Владимира Набокова в частности.
2. Анализ и сравнение англоязычных и русскоязычных критических работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и его роману «Ада».
3. Выявление особенностей использования хронотопа в романе «Ада» и его важность для произведения.
Методология исследования: теоретический анализ литературных источников с применением описательно-функционального метода.
Гипотеза: пространственные и временные субсистемы играют важную роль в романе «Ада или Радости страсти», хронотоп художественного текста способствуют раскрытию произведения.
Представления о времени и пространстве занимали человеческий разум тысячи лет. Взгляды на время и пространство, представленные в истории философии, по сути, являют собой зарождение человеческого мышления о временных и пространственных особенностях мира.
Традиционно время и пространство в литературе анализировались с нарратологической точки зрения: пространство как конкретное место и время как порядок, продолжительность, частота, линейность или скорость рассказываемых событий. В последнее время вместо простого временного или пространственного анализа нарративов все чаще используется понятие пространства-времени или хронотопа. Объяснение взгляда на нарративное пространство и время как на одно понятие заключается в том, что: «нарратив всегда темпорален, и нарративное представление пространства не может быть отделено от его представления времени» . По Бахтину, хронотоп – это слияние временных и пространственных показателей в повествовании . Эти показатели имеют повествовательное, сюжетообразующее, репрезентативное и семантическое значение.
Сложно переоценить важность таких категорий, как время и пространство, в рамках художественного текста. Способность человека воспринимать время и пространство является одним из основных способов получения важной информации о повествовательном мире художественной литературы. Во время чтения художественной литературы каждый отдельный читатель взаимодействует с художественным текстом, устанавливая виртуальное измерение текста, реализуя новую временную последовательность; сумма имеющихся фоновых знаний и фоновые черты индивидуума (от места рождения до профессии и пола) являются ключевыми факторами, влияющими на индивидуальную форму виртуального мира, который создает читатель. Очевидно, что виртуальный мир читателя имеет свое временное и пространственное измерения, которые могут как совпадать с тем, как изначально представлял себе мир писатель, так и разительно отличаться от изначальной задумки.
Действительно, время и пространство определяют то, как люди «интуитивно воспринимают» внешние события и факты, а также внутренние события. Однако, как сказано в философии Канта, невозможно узнать, является ли время «реальным» и самостоятельным, или же оно является свойством самого мира.
Как показала настоящая выпускная квалификационная работа, «время» и «пространство» имеют большое значение в творчестве Владимира Набокова. В произведениях автора, в том числе и в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», есть психологическое время – время, как оно воспринимается персонажами. В творчестве Владимира Набокова немало примеров, когда показано описание внешнего мира с помощью чувственного восприятия времени и пространства литературными персонажами. В работах писателя время и пространство на самом деле являются прошлым временем и когда-то существовавшим пространством; настоящее находится под влиянием и формируется прошлым главных героев. Кроме того, благодаря памяти и воображению персонажей прошлое становится составной частью настоящего; таким образом, метафизический пространственно-временной мир «входит» в физический мир персонажей и в результате становится частью их реальности.
Когнитивное переживание времени приводит героев к разделению времени на разные уровни – прошлое и настоящее – с преобладанием прошедшего времени, занимающего сознание главных героев. В самом деле, в вымышленных мирах Владимира Набокова нет картины времени без описания автором процессов, происходящих в сознании героев, – восприятия и интерпретации героями времени, – которые на самом деле делает повествовательное время понятным.
Память, поскольку она является вместилищем воспоминаний о прошлом, переносит героев в метафизический мир их воспоминаний; другими словами, воспоминание о прошлом заставляет персонажей переходить из их физических миров в трансцендентные миры их воспоминаний, пересекая временные и пространственные границы; они виртуально путешествуют в пространственно-временном метафизическом мире, который для них важнее их реальности, а затем возвращаются обратно в свое настоящее.
Тёмный и тревожный отчасти тон повествования всего романа полностью соответствуют литературному видению Набокова во всех его произведениях. В его работах не найти бездумной слепой веры в идеологию, это не характерно для его работ. Сущность мира ценится за ее непостоянную, вечно изменяющеюся красоту-обманку, по этой же причине ценится и искусство. Именно в том, что человек способен воспринимать окружающую действительность со всеми её недостатками и достоинствами, а также чистый интеллект, заключена суть ценности и честности Набокова. Жизнь в бесовском мире — это пытка времени, происходящая от самого начала жизни и до её конца.
Если человек потерял способность к любви, то он обречен провести всё отпущенное ему время в аду. Однако главные герои романа «Ада», Ван и Ада, не лишились этой способности, однако время от времени они теряют возможность проявлять свою любовь, они отдаляются друг от друга не только физически, но и духовно. Отдаление также помогает воспроизвести библейский сюжет, ибо именно изгнание, которое Демон навязывает своим двум детям, повлияло на судьбы героев романа. Страдание существует только в те периоды, когда Ван покидает Ардис –свой рай, а значит попадает в ад, где его ждут лишь муки. Только стоит ему переместиться из внешнего мира в Ардис, то время начинает течь по другому, оно практически останавливается, и все страдания уходят сами по себе, когда рядом с ним его Ада.
Роман «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника» является уникальным творческим художественным произведением, в котором заключено множество смыслов и простор для их толкования.
В процессе исследования были выполнены все оглашенные ранее задачи, был проведен анализ и изучение использования и исследования пространственно-временных субсистем в отечественной и мировой практике, проведен анализ работ, посвященных творчеству Владимира Набокова и были выявлены особенности обращения к хронотопу в романе «Ада»
В заключение можно сказать, что поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Действительно, категории пространства и времени играют важную роль в романе «Ада, или Радости страсти. Семейная хроника», способствуют раскрытию персонажей, влияют на ход действий в произведении и в конечном итоге сами становятся непосредственными героями романа.
1. «The Five Senses in Nabokov's Works». Edited by Marie Bouchet, Julie Loison-Charles, Isabelle Poulin .Palgrave Macmillan, 2020. – 383р.
2. Boyd, Brian. V. Nabokov: The American Years. London: Chatto & Windus, 1992
3. Gomel, E. Narrative Space and Time. Representing Impossible Topologies in Literature. New York: Routledge, 2014
4. Kopytov, O.N. On fundamental categories of text. Bulletin of IGLU. 2011
5. Kleinз, Wolfgang. Concepts of Timeз‖ in The Expression of Time, ed. Wolfgang Klein and Ping Li, vol. 3 of The Expression of Cognitive Categories Berlin: Mouton de Gruyter, 2009
6. Nabokov, V. Ada or Ardour: A family Chronicle. Penguin Books. 1969
7. Nabokov, Vladimir Vladimirovich. Lectures on literature. Boston: MarinerBooks, 2002.-416p.
8. Pekka Tammi, Problems of Nabokov's Poetics. A Narrotological Analysis. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1985
9. Perez-Gomez, Alberto. "Chora: The Space of Architectural Representation." Chora: Intervals in the Philosophy of Architecture, 1994
10. Zeller, Nancy Anne 1974. The spiral of time in Ada. — Proffer, C. R. (ed.), A Book of Things about Vladimir Nabokov. Ann Arbor: Ardis, 280–290.
11. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.; Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2004. 464 с.
12. Бахтин М.М. (1975). Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Москва: Художественная литература. С. 234—407.
13. Бойд, Брайан. Владимир Набоков. Американские годы. СПб.: Симпозиум, 2010. — 950 с.
14. Брайан Бойд. Владимир Набоков: русские годы, СПб.: Симпозиум, 2010. -696 с.
15. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981. 139 с.
16. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Высшая школа, 1981. 139 с.
17. Двинина С.Ю. Временная организация в художественном дискурсе // Вестн. Челяб. гос. ун-та. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. 2013. С. 137-139.
18. Дегтерева А.А. Виды текстового времени в романе В. Набокова “Лолита” / Научная мысль Кавказа. 2008. Т. 56. №4. С. 100-103.
19. Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам // Вопросы языкознания. 1975. №2. С. 111-117.
20. Долинин Александр. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. Спб.: Академический проект, 2004.
21. Долинин К.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
22. Есин, А.Б. Время и пространство. Введение в литературоведение: основные понятия и термины: учеб. пособие .под ред. Л.В. - М.: Высшая школа: Академия, 1999. - С. 47-62.
23. Заика В.И. (1998). Эстетическая функция языка и категории художественного текста. СПб.:«Сударыня»., 1998. С. 111—113.
24. Золотова Г.А. Категории времени и вида с точки зрения текста // Вопросы языкознания. 2002. № 3. С. 8-29.
25. Золотова Г.А., Онипенко П.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1998. 528 с.
26. Ицкович Т.В. Категория времени в тексте православной проповеди // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2011. Т. 90 №2. С. 238-248.
27. Левченко М.Н. Темпорально-локальная архитектоника художественных текстов различных жанров. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003. 398 с.
28. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. - Екатеринбург, 1997. - 317 с.
29. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: в 3 т. Т. 1. Л.: Худож. лит., 1987. 656 с.
30. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избранные работы: в 3 т. Т. 1. Л.: Худож. лит., 1987. 656 с.
31. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Ленинград: Наука, 1971. - 414 с.
32. Лотман Ю.М. Текст в тексте. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002
33. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - М.: Просвещение, 1988. -352 с.
34. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 666 с.
35. Мурзак, И.И. Художественное время и пространство. Художественный образ . М.: Оникс, 2005. - С. 258-274.
36. Набоков В. В. Собр. соч.: в 4 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 3. - 480 с
37. Набоков В.В. Машенька, СПб: Азбука, 2014. 194 с.
38. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
39. Ноздрина Л.А. Интерпретация художественного текста Поэтика грамматических категорий.М.: Дрофа, 2009
40. Носик Борис. Мир и дар Набокова : Первая русская биография писателя.-М. : Пенаты, 1995. - 550 с
41. Нянковский, М., Леденев, А. Из истории русской литературы ХХ в. Ярославль: Издательство Александра Рутмана, 1996. - 80 с.
42. Ратаева В.И. К вопросу о рассмотрении категории текстового времени и пространства в произведении жанра антиутопии // Вестн. магистратуры. 2013. №2 (17). С. 29-31.
43. Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (Функция “ретроспекций” в романе) // Науч. докл. высш. школы. Сер. “Филологические науки”. 1970. №4. С. 28-40. Золотова Г.А. Категории времени и вида с точки зрения текста // Вопр.языкознания. 2002. № 3. С. 8-29.
44. Роднянская, И.В. Художественное время и художественное пространство. М: Сов. энцикл., 1987. - С. 487-489.
45. Словикова Е.Л. К вопросу о текстовой категории времени в рекламном дискурсе // Вестн. Перм. национ. исследоват. политехн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. № 6 (45). 2012. С. 138-147.
46. Сычков В.В. Языково-стилистическое выражение категории времени в творчестве Ш. Бодлера: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1977. 18 с.
47. Тамми Пекка. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // Проблемы русской литературы и культуры. – Хельсинки, 1992.
48. Тарасова Е.В. О многоаспектной природе времени (время физическое, перцептуальное, языковое, художественное и лингвистическое) // Вест. Харьков. ун-та. Харьков, 1989. № 339.
49. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М.: Высш. школа, 1979. 219 с.
50. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. 127 с.
51. Урбан Томас. Владимир Набоков в Берлине; М., 2004
52. Урнов Д.М. Приглашение на суд: О В.Набокове// Пристрастия и принципы.-М.1991-С.96-114.
53. Федоров, Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время [Текст] / Ф.П. Федоров. - Рига: Зинатне, 1988. - 454 с.
54. Флоренский П. А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 254 с.
55. Халаимова А.В. Взаимодействие досюжетного и сюжетного времени в тексте (на материале драматического текста): дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 178 с.
56. Хализев, В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. -436 с.
57. Чернышев А., Пронин В. Владимир Набоков, во-вторых и во-первых // Литературная газета. 1970. 4 марта. С.13)
58. Широкова Е.Н. Время в рассказе И.А. Бунина “Мистраль”: концептуализация и структура // Русский язык в школе. 2011. №7. С. 47-52.
Электронные ресурсы
1. American Museum of Natural History. Nabokov's Type: Lysandra cormion. Rotunda magazine, New York City,2012 URL: https://whitneybarlow.files.wordpress.com/2013/10/nabokovs_type.pdf.
2. Lara Delage-Toriel. « Brushing through “veiled values and translucent undertones”: Nabokov’s Pictorial Approach to Women», Transatlantica, 1, 2006 URL: https://assets.cambridge.org/97805218/29571/excerpt/9780521829571_excerpt.pdf
3. Lara Delage-Toriel. Ultraviolet Darlings: Representations of Women in Nabokov’s Prose Fiction. URL: https://www.vladimir-nabokov.org/association-presentation-des-membres/lara-delage-toriel/
4. Marie Bouchet, University of Toulouse. Echoes of "Lolita" in todays France: stories of misreadings and rereadings. URL: https://youtu.be/Zc_UHAQ9jz8
5. Nabokov's interview. Bayerischer Rundfunk [1971-72]. URL: http://www.lib.ru/NABOKOW/Inter19.txt#:~:text=Van's%20greatest%20discovery%20is%20his,heart%20but%20the%20missed%20heartbeat.
6. Simon Karlinsky, « Nabokov and Some Poets of Russian Modernism », Cycnos, 2008. URL : http://epi-revel.univ-cotedazur.fr/publication/item/428
7. The Art of Fiction No. 40, Vladimir Nabokov, ISSUE 41, SUMMER-FALL 1967. URL: https://www.theparisreview.org/interviews/4310/the-art-of-fiction-no-40-vladimir-nabokov
8. Vladimir Nabokov. The Art of Literature and Commonsense. URL: https://www.themarginalian.org/2018/12/02/vladimir-nabokov-the-art-of-literature-and-commonsense/
9. Щербак Н. Ф. Иерархия смыслов и трансцендентность знака: гипотезы и реалии (о знаке и его свойствах в работах Павла Флоренского). URL: https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/ierarhiya-smyslov-i-transcendentnost-znaka-gipotezy-i-realii-o#comment