ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ 12
1.1 Дипломатия и международное олимпийское движение 12
1.2 Олимпийское движение в системе международного гуманитарного сотрудничества 22
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ 34
2.1 Становление олимпийского движения в России (до распада СССР) 34
2.2 Российская Федерация в международном олимпийском движении 40
ГЛАВА III ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 48
3.1. Олимпийские игры как ресурс мягкой силы России в XXI веке 48
3.2. Олимпийские игры в Сочи и продвижение международного имиджа современной России 53
Глава IV СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РФ С МОК 60
4.1 Участие РФ в реализации гуманитарных программ МОК 60
4.2 Взаимодействие России и МОК в вопросах противодействия употреблению допинга 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность исследования. Значимость содействия в развитии олимпийского спорта и в целом Олимпийского движения становится явной в современном сложном и изменчивом мире. Современный мир характеризуется рядом трудностей всеобъемлющего характера, с учетом этих особенностей и регулярных модификаций мирового сообщества нужно обеспечить стабильным функционированием олимпийским спорт. Важен постоянный поиск путей сохранения и увеличения популярности и привлечения внимания к Олимпийскому движению и его составляющим, поиск явлений, отрицательно влияющих на его формирование, их предвидения и преодоления. Очевидно, что для этого нужны глубокое изучение истории Олимпийского движения и выяснение условий, которые определяют его авторитет и стабильность, а также установление многочисленных факторов риска, способных привести к появлению внешних и внутренних конфликтов, подорвать социальные и экономические основы олимпийского спорта, снизить его политическую, экономическую и зрелищную привлекательность.
Анализируя и обобщая знания, касающиеся того или иного исторического этапа развития олимпийского спорта и его разных сторон, невозможно не заметить, что эти знания не отличаются надлежащей разносторонностью и сбалансированностью. Одни их составляющие изучены и описаны глубоко и детально, другие — фрагментарно и поверхностно, а некоторые — почти полностью забыты.
В нашей работе мы стремились рассмотреть широкий спектр вопросов, отражающих как проблемы, так и перспективы взаимодействия России и Международного олимпийского комитета (МОК)в начале XXI века. Существует большое поле для исследовательской работы, потому что Международное олимпийское движение, безусловно, представляет собой удивительное явление общественной жизни. Необходимо выделить и охарактеризовать условия его стабильности, определить условия дальнейшего прогресса, а также обозначить проблемы, способные оказывать негативное влияние.
Стоит помнить, что олимпийский спорт несет в себе гуманистический посыл, который как никогда важно реализовывать в современном обществе, привлекать всевозможные силы для реализации спортивного потенциала в мировых масштабах и повсеместном внедрении в умы человечества. Международный олимпийский комитет как посол идей Олимпизма несет на себе очень ответственную роль строгого и непредвзятого арбитра, из года в год он не только способствует проведению международных состязаний, но также сотрудничает со странами по другим отдельным гуманитарным вопросам. Большой объём работы проводит в этом направлении МОК во взаимодействии с Россией, одним из крупнейших и старейших членов этой организации. Гуманитарные вопросы в повестке МОК направлены на благополучие населения стран, внедрение и развитие в них спорта, а также стабилизацию межгосударственных отношений на мировой арене. В неоднозначных условиях развития отношений РФ с другими странами в последние годы становится актуальным вопрос изучения взаимодействия России и МОК. Чтобы выстроить верную и эффективную стратегию мягкой силы современной России, важно узнать, какие новые и старые возможности ее применения использует РФ в своей внешнеполитической деятельности.
Целью диссертационного исследования является определение текущего состояния сотрудничества РФ и МОК в XXI веке и оценка дальнейших перспектив взаимодействия.
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:
• Изучить феномен международного спортивного движения;
• Дать характеристику основным этапам развития олимпийского движения в мире и в России;
• Рассмотреть основные направления практики применения спортивного потенциала как ресурса мягкой силы для реализации внешнеполитического курса РФ;
• Проанализировать влияние спорта и олимпийского движения на внешнеполитический имидж России;
• Ознакомиться с основными уже существующими практическими путями сотрудничества России и МОК и выявить их основные сферы;
• На основе полученных данных в ходе работы определить проблемы и перспективы взаимодействия РФ и МОК на современном этапе.
Объект исследования — Олимпийское движение и олимпийский спорт как инструменты развития международных отношений.
Предмет исследования — политика РФ в области Олимпийского движения в контексте сотрудничества с МОК.
Методология исследования. В основу методологии исследований были положены различные научные методы: диалектический метод как общий метод познания, основанный на признании универсальной связи всех явлений и процессов в общей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии; совокупность знаний, накопленных в сфере олимпийского спорта, Олимпийских игр, Олимпийского движения; комплекс знаний из смежных отраслей (истории, культуры, образования, политики, экономики и т.п.), связанных с тематикой исследования.
Диалектический метод как общенаучный метод познания, в основе которого лежит адекватное отображение действительности в соответствии с принципами, категориями и законами диалектики, использовался для формирования общего подхода к процессу познания.
В процессе исследования была использована совокупность методов исторического познания, которые позволяют воссоздать историю олимпийского спорта в органической взаимосвязи с различными историческими эпохами, с учетом внешних факторов, взглядов, представлений и результатов деятельности их наиболее выдающихся представителей.
Стоит отметить и метод прогнозирования, который был применен для обозначения динамики развития сотрудничества России и МОК, а также в целом выделения тенденций продвижения олимпийского движения.
Организация исследования. Согласно поставленным задачам, исследование было разделено на самостоятельные этапы, объединенные общей методологией, которая соответствует основной идее и логике построения диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных тенденций и перспектив развития сотрудничества РФ и МОК, а также определении возможных путей разрешения сложностей их международного взаимодействия в кризисных условиях.
Теоретическая и практическая значимость проведенных исследований заключается в дополнении уже существующих знаний о месте и роли спорта как на государственном уровне, а также и на международной арене, также в возможности использования полученных результатов для оптимизации деятельности всех составляющих Международной олимпийской системы — Международного олимпийского комитета, национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций; для расширения содержания и повышения качества подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на всех уровнях профессионального образования; для совершенствования системы олимпийского образования, распространение философии и ценностей олимпизма; для оптимизации экономического механизма саморазвития современного олимпийского спорта и социальной направленности его экономических программ; для расширения сфер деятельности и повышение роли выдающихся спортсменов в жизни общества, воспитании здорового подрастающего поколения; для оформления спорта высших достижений как профессии и социальной защите выдающихся спортсменов. Стоит отдельно отметить, что полученное исследование может быть полезно с точки зрения разработки новых и обновления уже существующих имиджевых стратегий РФ с использованием потенциала спортивной сферы.
Источниковая база работы представлена целым рядом разнообразных материалов, в том числе нормативными актами, статистическими данными, документами общественных организаций и спортивных федераций, а также материалами СМИ.
Основные теоретические позиции таких феноменов как «спортивная дипломатия» и «олимпийская дипломатия» возможно понять только при рассмотрении основного документа Международного Олимпийского движения – Олимпийской хартии Международного Олимпийского комитета. Благодаря этому документу удалось понять какую позицию занимают Игры в международном сообществе на сегодняшний день, какие обязанности несут на себе страны, давая обет соблюдения основ изложенных в документе положений. Хартия вот уже многие годы несет в себе описание фундаментальных принципов Олимпизма, деятельности МОК и Национальных Олимпийских комитетов. Также был использован документ МОК «Олимпийская повестка 2020» (2014), в котором изложено видение миссии МОК в начале XXI века, отражены новые вызовы, стоящие перед Международным олимпийским движением, и стратегия МОК по взаимодействию с ними.
Особое значение имеют рассмотренные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об олимпийских идеалах. Они рассматривают спорт и его растущий вклад в обеспечение прогресса в области международного развития, более того, Генеральная Ассамблея считает, что спортивная сфера несет в себе огромный миротворческий потенциал. Увеличение потенциала спортивных «мощностей» в государствах, повышение роли спорта путем проведения большего количества международных соревнований, помощь в обеспечении необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами – это одни из главных положений, подчеркиваемых Ген. Ассамблеей в резолюциях и обращениях к государствам-членам ООН.
Кроме того, с помощью официальных документов были исследованы позиции международного сообщества по вопросам использования спорта. Речь, в первую очередь, идет о таких всеобъемлющих документах, как Международная Хартия физического воспитания и спорта, Декларация тысячелетия ООН. Важным источником стала Резолюция о дальнейшем укреплении сотрудничества между МОК и ООН путем возрождения Олимпийского перемирия.
Еще одна актуальная область сотрудничества — гуманитарное сотрудничество. Для рассмотрения этого аспекта взаимодействия РФ и МОК были рассмотрены такие программы как «Спорт для гуманитарной деятельности», которая должна учитывать и уважать десять принципов, содержащихся в Кодексе поведения Международного движения Красного Креста, Красного Полумесяца и НПО по оказанию помощи в случае стихийных бедствий; Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятая Генеральной Ассамблеей в резолюции 70/1 от 25 сентября 2015 года, в которой признается спорт как «важный фактор, способствующий укреплению мира и взаимопонимания». Еще одна актуальная область сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и МОК — поддержка беженцев во всем мире. Хотя МОК более 20 лет сотрудничает с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ).
Ключевую роль при исследовании динамики изменения роли спорта во внешней политике РФ сыграл анализ следующей группы источников. В том числе рассмотрение нормативно-правовых документов РФ таких как «Концепция внешней политики Российской Федерации», «Тезисы ”Внешняя культурная политика России – год 2000”» и «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества Российской Федерации» , сыграло важную роль при определении и анализе внешнеполитического курса государства и оценке места и роли спорта в системе ценностей самой страны.
Кроме того, для исследования актуальных проблем противодействия допингу были рассмотрены документы антидопингового агентства ВАДА и РУСАДА — Всемирный антидопинговый кодекс, Общероссийские антидопинговые правила.
Для изучения основных направлений деятельности Олимпийского комитета России (в редакции 2018 г.) мы обращались к его основному документу – Уставу, чтобы потом соотнести эти направления с деятельностью МОК.
При освещении Олимпиады в Сочи мы провели комплексное исследование, обращаясь как к данным ВЦИОМ, которые показали, что в первоначальная внутренняя реакция на Олимпиаду имела положительный эффект. Так, рейтинг популярности президента В.В. Путина во время Олимпиады вырос на несколько процентов. Также мы обращались и к иностранным СМИ, чтобы показать восприятие Олимпиады в негативном ключе (TheWashingtonPost, TheWallStreetJournal) и проанализировать, имеют ли негативные публикации реальные основания.
Для полного исследования в работе также были использованы статистические данные, к примеру, данные об участниках соревнований, завоеванные медали , а также некоторые социологические опросы, проведенные с целью узнать отношение россиян к проходящим в мире крупным спортивным мероприятиям.
Важную роль для исследования сыграл выбор научной литературы. В зарубежной и отечественной литературе написано уже немало работ на тему спорта, его места в современном мире и его роли в межгосударственных отношениях. В ходе исследования теоретических и практических аспектов спортивной дипломатии основную роль среди зарубежных трудов сыграли следующие: Дж. Магуайера, Г. Солдберга, Б.Сандерса, Ст. Мюррея и других иностранных исследователей в области международного спортивного движения. Нужно отметить, что рассмотрение спортивной деятельности в данной работе идет через призму «мягкой силы», базис которой описал американский политолог Дж. Най мл. Среди российских исследователей важную роль для понимания значения спорта, его потенциала, а также рассмотрения основ российской спортивной дипломатии необходимо выделить труды В. И. Вишневского, В.И. Столярова, В.Г. Федосова и др. Исследователи выделяют особую гуманистическую роль спорта и в особенности олимпийского движения в международных отношениях. Для более подробного исследования уже состоявшегося феномена «спортивной дипломатии» мы обратились к трудам С.Е. Мартыненко и Д.В. Стафеева, которые характеризуют его как сближающий и объединяющий фактор на международной арене. Также подчеркивают, что современный этап развития человечества при возможности использования информационных технологий дает получить максимальные выгоды от проведения международных спортивных мероприятий .
Труды Н. М. Боголюбовой, Ю. В. Николаевой, А.Э. Галумова в частности делают акцент на анализе гуманитарного, дипломатического и культурного аспектов спорта. Эти особенности раскрываются на международной арене посредством внедрения и грамотного использования спортивного потенциала странами.
Важно отметить очевидную нехватку, дефицит исследований в области олимпийской дипломатии и ее роли в межгосударственных отношениях. По мере осознания того, какой огромный потенциал имеет спорт, какие возможности укрепления и устойчивого развития мира несет в себе спортивная дипломатия, а также неоспоримо высокая роль олимпийского движения, то становится очевидным факт необходимости более тщательного изучения данной темы. Этот факт стал одним из определяющих при выборе темы данной диссертации.
В ходе исследования также ключевую роль сыграло обращение к материалам отечественных и зарубежных СМИ, благодаря которым можно воедино собрать наиболее актуальную и свежую информацию из мира спорта, получить более полную картину происходящих событий путем сбора, анализа представленных мнений и отзывов.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников. Первая глава диссертационной работы посвящена зарождению олимпийского движения в мире, где также рассмотрены предпосылки и причины становления спорта в качестве инструмента публичной дипломатии. Симбиоз дипломатии и олимпийского движения привел к образованию нового мощного движения—олимпийской дипломатии. Кроме того, в главе отдельно упомянуто о влиянии участия олимпийского движения в системе международного гуманитарного сотрудничества. Вторая глава данной работы посвящена становлению и развитию олимпийского движения уже непосредственно в России. Рассматриваются особенности процессов до распада СССР, а также современной России как отдельно взятых периодов. В третьей главе рассматривается олимпийское движение с точки зрения одного из важнейших ресурсов внешней политики современной России. При этом акцент сделан на опыте и задачах РФ в мягкой силе, а конкретнее, в области имиджевой политики. В заключительной главе диссертации основное внимание уделено динамике и перспективам развития активной политики РФ в области спорта в рамках сотрудничества с МОК по актуальным вопросам: гуманитарного взаимодействия и проблемам допинга.
Хронологические рамки исследования. Поскольку в рамках диссертационного исследования нас интересуют взаимоотношения РФ и МОК в XXI веке, то основная часть работы относится к современности. Однако в отдельных частях работы, особенно для понимания сущности Олимпизма, исследование охватывает период с момента зарождения Олимпийского движения и до современности (с ограничением взяты первые месяцы 2020 года для того, чтобы успеть сделать анализ принятых решений и вносимых изменений на международной арене). В этом случае исследования начинается с того периода, когда стало зарождаться Олимпийское движение для того, чтобы проследить, как оно изменялось на протяжении тысячелетий и какие основы смогло пронести сквозь время.
Апробация результатов исследования. По одному из направлений темы диссертационной работы было проведено исследование, впоследствии представленное на конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире». Конференция была организована Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества. В представленном докладе, а далее опубликованной статье отражен анализ основных форм, тенденций и проблем организации крупных спортивных мероприятий разного уровня в осложнившихся реалиях мирового сотрудничества.
Публикация:
Гиренкова А. В. Влияние глобализационных процессов на организацию международных спортивных мероприятий//Межкультурный диалог в современном мире. Материалы международной научной конференции. СПб.: Скифия-Принт, 2019. С. 60-67.
К сегодняшнему дню мы можем с точностью сказать, что спортивная сфера имеет определенное влияние на то, как складываются международные отношения. Одними из основных функций, которыми обладает спорт можно назвать сокращение напряженности между государствами, создание миролюбивых условий, стремление к дальнейшему сотрудничеству. Организация спортивной деятельности любого вида так или иначе стимулирует сотрудничество между странами.
С начала прошлого столетия начинает активно укрепляться связь между политикой и спортом. Постепенно нарастая, эта связь представляет собой уже хорошо сложившийся механизм по оказанию влияния на внутреннюю жизнедеятельность государства (влияние на общество, путем восприятия им тех или иных событий), а также выступает стратегическим фактором, воздействующим на внешнеполитический курс. Особое внимание начинает занимать «развитие мягкой силы», инструментом которой становится спорт. Впоследствии зарождается такой феномен как «спортивная дипломатия», получившая повсеместное распространение и принятие в качестве одного из главных ресурсов стран. Широко употребимыми и многим знакомыми стали такие понятия как «футбольная дипломатия», «пинг-понговая дипломатия», «крикетная дипломатия».
Помимо оказываемого влияния спортом на политическую сферу, он начинает быть все более популярным в жизни обычного человека. Страны делают все больший упор для активизации «спортивной силы», это становится не только популярно, но и актуально, здесь не исключением будет и Россия. На международной арене одним из главных спортивных арбитров и вершителей в настоящее время выступает МОК. Международный Олимпийский комитет отвечает не только за организацию спортивных мероприятий, но и непосредственно оказывает некоторое, в какой-то степени значительное, влияние на политику стран, проводимую в области спорта.
Важно заметить и тот факт, что «сила спорта» давно ассоциируется с гуманистическими идеалами, которые без исключения претворяются в жизнь. Бесспорное претворение в жизнь — это достаточно оспариваемый факт. Как было отмечено выше, международный спорт имеет разные последствия, а сила спорта иногда применяется для извлечения определенных выгод. На международном уровне, а в частности, элитный спорт, могут отличаться и компрометировать себя «коррупцией, финансовыми злоупотреблениями, допинговыми скандалами или последствиями экологического загрязнения» , к примеру. Таким образом, если в спортивном движении уже замечены такие проблемы и сложности, то он автоматически перестает быть примером, несущим исключительно благоприятное и мирное влияние.
Мероприятия гуманитарного присутствия России должны быть максимально вписаны в местный контекст государства пребывания, привязаны не только к российским, но и к локальным фигурам, событиям и датам. Но стоит отметить и пользу, который приносит спорт при правильном использовании его ресурсов в гуманитарной сфере, такой благоприятный эффект весьма разнообразен. Спорт — это мощное и эффективное средство достижения целей, сочетающее в себе нескольких основных прав (здоровье, образование, развитие, досуг). Он может служить инструментом миростроительства (на этапе урегулирования, примирения и восстановления); к тому же спорт является инструментом предотвращения уязвимости через расширение прав и возможностей общин и повышение их устойчивости.
К сожалению, говоря о сотрудничестве России и МОК, нельзя обойти стороной и вопросы антидопинговой политики. В последние годы сборная России была уличена в использовании допинга. Но на данный момент можно говорить о том, что Россия пытается сотрудничать с WADA, и страна заинтересована в том, чтобы устранить все недочеты, связанные с антидопинговыми вопросами, чтобы эта тема навсегда осталась в прошлом, и, конечно, делает всё, чтобы никто не подвергался дискриминации по политическим мотивам. Также стоит отметить, что все шаги, принятые Россией, были встречены полной поддержкой иностранных коллег, современное сотрудничество по всем вопросам носит конструктивный характер. И по сей день НОК РФ принимает всевозможные шаги для регулирования возникающих вопросов в пользу российских спортсменов.
Таким образом, считаем, что современный мир олимпийского спорта слишком сложен. Вместо того чтобы создавать искусственные барьеры или изобретать новые средства массовой информации, самый продуктивный способ — это совместно работать с МОК и вести открытый диалог с иностранными коллегами. Необходим обмен опытом, страны всегда могут чему-то научиться друг у друга, и никогда не должны забывать, что такой обмен знаниями — это не данность и за него нужно бороться. В целях развития спорта во всех странах мира, на благо каждого человека Россия должна принять дополнительные меры по выработке согласованных позиций относительно дальнейшего развития межправительственных организаций, международных спортивных организаций на основе норм и принципов международного права, обеспечить более тесное взаимодействие с МОК.
Развитие международных отношений Российской Федерации в сфере физической культуры и олимпийского спорта является неотъемлемой частью политики государства на международной арене. Взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере физической культуры и спорта имеет важное значение не только для достижения основополагающих целей и повышения эффективности внешней политики России, а также и при рассмотрении его внутригосударственного значения.
В эпоху глобализации Олимпийский спорт претерпевает трансформацию из культурно-исторического явления в социально-политическое. Отличительной чертой олимпийского спорта в современном мире является его очевидная институционализация в условиях рыночной экономики и информационного общества. Фактически олимпийский спорт становится новой исторической формой институционализации социально-экономических процессов.
Международное спортивное сотрудничество способно оказать существенное влияние на поддержание престижа государства и создание его позитивного имиджа в мире, внести немалый вклад в укрепление межкультурного диалога. Соответственно, сотрудничество России с другими странами и международными организациями, в основе которого лежит спорт, должно быть расценено как неотъемлемая и полноценная часть стратегии действий во внешней политике. При таких условиях, особой поддержки и внимания заслуживает Олимпийское и Паралимпийское движения, а также необходимо обеспечить абсолютное и беспрепятственное участие российских спортсменов и всего тренерского штаба в любых мировых турнирах и соревнованиях. Ещё одной вехой в укреплении и развитии спортивного сотрудничества на разных уровнях (международном, региональном и национальном) между различными акторами независимо от их масштабов (федерации, клубы, общества и т.д.) может послужить регулярный обмен делегациями, спортсменами, командами, тренерами и специалистами в области спортивной подготовки, их участие в международных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, независимо от места проведения данных мероприятий: в России или за рубежом.
В ближайшей перспективе достаточное внимание в спортивной сфере должно быть уделено не только сотрудничеству с МОК, а также направлено на взаимодействие с рядом других организаций, таких как ЮНЕСКО, Совета Европы, Всемирным антидопинговоым агентством. Таким образом РФ удастся добиться позитивных результатов сразу по нескольким направлениям, а именно повысить уровень развития физической культуры и спорта в государстве с опорой на успешный опыт других стран и поспособствовать укреплению ведущей роли в международном спортивном сотрудничестве.
1. Антидопинговый кодекс // Всемирное антидопинговое агентство. URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/wada-2015-code-ru.pdf (дата обращения: 10.04.2020).
2. Всемирный антидопинговый кодекс // Всемирное антидопинговое агентство. - 2015.URL: https://rusada.ru/upload/iblock/0c2/Всемирный%20антидопинговый%20кодекс%202015.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
3. Гуманитарные связи с зарубежными странами. Справка // Правительство России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/578/events/ (дата обращения: 17.04.2020).
4. Декларация тысячелетия ООН// Официальный сайт ООН.– 2000.URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/forumdec.shtml (дата обращения: 10.03.2020).
5. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 30.11.2016) //МИД.URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248(дата обращения: 17.04.2020).
6. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте // Официальный сайт ООН. – 2005. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport.shtml (дата обращения: 10.04.2020)
7. Международная Хартия физического воспитания и спорта от 21.11.1978 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.– 1978. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900833 (дата обращения: 10.03.2020).
8. Общероссийские антидопинговые правила// Министерство спорта. – 2019. - N 947. URL: https://rusada.ru/upload/iblock/4cc/Общероссийские%20антидопинговые%20правила%20в%20редакции%20от%2017%20января%202019.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
9. Олимпийская хартия (в действии с 2 августа 2015 г.) // МОК. URL:https://olympic.ru/upload/documents/team/charter/olimpiyskaia-hartiia-15-sentiabria-2017.pdf(дата обращения: 08.03.2016)
10. Основные направления работы МИД РФ по развитию культурных связей России с зарубежными странами (утв. Министром иностранных дел РФ И.С.Ивановым 23.02.2001) // МИД РФ. – 2001.URL: http://docs.cntd.ru/document/901794645 (дата обращения: 17.04.2020).
11. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010). URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения: 23.04.2020).
12. Официальный отчет Генеральной Ассамблеи 70-ая сессия // Официальный сайт ООН. – 2016. - A/70/PV.112. URL:https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/70/PV.112(дата обращения: 26.03.2020).
13. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. // Официальный сайт ООН. – 2015.А/70/L.1. URL: https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения: 23.04.2020)
14. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру»// Официальный сайт ООН. – 2010. A/RES/65/4. URL: http://www.un.org/wcm/webdav/site/sport/shared/sport/pdfs/Resolutions/A_RES_65_4/2009-10-18_A-RES-65-4_RU.pdf (дата обращения: 23.04.2020).
15. Тезисы: «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. - 2000, № 4. С. 76-84.
16. Указ Президента Российской Федерации "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" // RG.RU. – 2013. N 686. URL: https://rg.ru/2013/08/23/bezopasnost-dok.html (дата обращения: 10.04.2020)
17. Устав Олимпийского комитета России (в новой редакции 12 декабря 2018 г.) // TheIOC. URL: https://olympic.ru/upload/2019/02/Ustav-OKR-ot-12.12.2018.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
18. Mclaren, R. H. WADA investigation of Sochi allegations – Part II, 9 December 2016/ R. H. Mclaren // WADA. URL: https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/mclaren_report_part_ii_2.pdf. (дата обращения: 26.03.2020).
19. Olympic Agenda 2020 // The IOC. URL: https://www.olympic.org/olympic-agenda-2020 (датаобращения: 26.02.2020).
20. Olympic Charter (in force as from June 26, 2019) // TheIOC. https://stillmed.olympic.org/media/Document%20Library/OlympicOrg/General/EN-Olympic-Charter.pdf#_ga=2.259177866.1613473027.1589460323-790259637.1505484456 (датаобращения: 23.04.2020).
21. Resolution adopted by the General Assembly Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. – 2015. // UNHCR URL: https://www.unhcr.org (датаобращения: 26.02.2020).
22. Resolution adopted by the General AssemblyUnited Nations Millennium Declaration // United Nations. - 2000. 55/2. United Nations Millennium Declaration URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_55_2.pdf(датаобращения: 23.03.2020)
23. The Code of Conduct for the International Red Cross and Red Crescent Movement and NGOs in Disaster Relie// IFRC. - 2008. URL: http://www.ifrc.org/publicat/conduct/ (датаобращения: 01.04.2020).
24. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development // United nation URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (датаобращения: 26.02.2020).
Материалы социологических исследований
25. ВЦИОМ: Рейтинг Путина достиг максимум за год // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20140226/997129277.html (дата обращения: 13.04.2020).
Материалы программ Олимпийского комитета России
26. Олимпийская образовательная программа на 2019-2020 учебный год при поддержке ОКР // Олимпийский Комитет России.URL: https://olympic.ru/olimpic-education/olimpijskaya-obrazovatelnaya-programma-2018-2019-uchebnyj-god/ (дата обращения: 01.05.2020).
27. Олимпийская страна // ОКР URL: http://olympicstrana.ru/about-grants/ (дата обращения: 01.05.2020).
1. Боголюбова, Н. М.,Николаева, Ю. В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. —М.: Издательство Юрайт, 2018, 2-е изд.— 282 c.
2. Вишневский, В.И. Современный спорт как социально-культурное явление и его гуманистическая ценность / В.И. Вишневский, В.И. Столяров, В.Г. Федосов. – М.: МАДИ(ГТУ), 2007. – 72 с.
3. Най, Дж. Будущее власти. Как стратегия умной силы меняет XXI век / Дж. Най. – М.: Евразийский центр стратегических исследований, 2014. – 568 с.
4. Най, Дж. «Мягкая сила». Как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най. – М.: Тренд, 2006. – 397 с.
5. Столяров В. Гуманистика соревнования. Вып. 3. Взаимоотношение спорта и политики с позиций гуманизма: Сб. ст. / Сост. и ред.: В.И. Столяров, Д.А. Сагалаков, Е.В. Стопникова. – М.: Центр развития спартанской культуры, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГУФК, Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту, Фонд спорта и культуры мира, 2005. – 256 с.
6. Abrisketa, J. Accion humanitaria: Principios/ J. Abrisketa // Perez de Armiño, Diccionario de la Accion Humanitaria y Cooperación al Desarrollo. - Bilbao: Icaria Editorial, 2002. — 370 p.
7. Allison, L. The Changing Politics of Sport / L. Allison. - Manchester: Manchester University Press, 1993. — 208 p.
8. Anholt, S. Brand new justice: how branding places and products can help the developing world / S. Anholt. -Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2005. — 173 p.
9. Bairner A. Sport, Nationalism, and Globalization: European and North American Perspectives / A. Bainer. -NY: Suny Press, 2001. — 207 p.
10. Bainvel, S. Sport and Politics: A Study of the Relationship between International Relationship and Football / S. Bainvel. –Linköping: Linkopings University, 2005.—84 p.
11. Beacom, A. International Diplomacy and the Olympic Movement / A. Beacom. - London: Palgrave Macmillan UK, 2012. —313 p.
12. Cavallo,D. Muscles and Morals: Organized Playgrounds and Urban Reform, 1880–1920 / D. Cavallo. - Philadelphia, PN: University of Pennsylvania Press, 1981. — 208 p.
13. Cartledge, P. The Greeks: A Portrait of Self and Others / P. Cartledge. - Oxford: Oxford University Press, 2002. —2nd revised edn– 248 p.
14. Chappelet, J-L., Kübler-Mabbott, B. International Olympic Committee and the Olympic system: the governance of world sport / J-L. Chappelet, B. Kübler-Mabbott. - New York: Routledge, 2008. —224 p.
15. Coakley, J. Sport in Society: Issues and Controversies. Third edition / J. Coakley. – NY: McGraw-Hill Education, 2016. — 672 p.
16. Fukuyama, F. Social Capital and Civil Society/ F. Fukuyama// International Monetary Fund Working Paper WP/00/74, Washington: IMF, 2000. — 18 p.
17. Greenwell, C., Bussel, L. A., Shonk, D. Managing Sport Events/ C. Greenwell,L. A.Bussel, D. Shonk. - NY: Human Kinetics Press, 2014. —240 p.
18. Krueger A. Strength through joy /A. Krueger // The International Politics of Sport in the 20th Century / ed.: A. Krueger, J. Riordan. - London and New York: E & FN Spon, 1999. —262p.
19. Maguire, J. Power and Global Sport: Zones of Prestige, Emulation and Resistance / J. Maguire. - London: Routledge, 2005. – 198 p.
20. Markovits, A., Rensmann, L. Gaming the World: How Sports Are Reshaping Global Politics and Culture / A. Markovits, L. Rensmann. - Princeton, NJ: PrincetonUniversityPress, 2013. —362 p.
21. Phythian,M. Intelligence theory and theories of international relations: shared worlds or separate worlds? / M. Phythian// In Intelligence Theory: Key questions and debates. Studies in Intelligence. - London: Routledge, 2009. —238 p.
22. Spieker, H. Mapping:International Committee of the Red Cross/H. Spieker // Conference for the Intensive Programme of the Master in International Humanitarian Action. – Bochum: IFHV, 2007. — 190 p.
Статьи
32. Галумов, А.Э. Современная публичная дипломатия Европейского Союза в Российской Федерации / А. Э. Галумов // Мир и политика. – 2012. №7. – С. 71 – 78.
33. Громова, Л. Подвижные игры народов России — отражение климатических особенностей элемента быта культуры традиции разных народов / Л. Громова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 1-4. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9525/ (дата обращения: 15.03.2020).
34. Русакова, О. Методологические проблемы категориального и инструментального анализаsoftpower / O.Русакова // Дискурс – Пи: научный журнал. – 2014, №1 (14). — С. 68-74.
35. Солдберг, Г.А., Прюсс, Х. Долгосрочное влияние крупных спортивных соревнований – мифы и факты / Г.А. Солдберг, Х. Прюсс // Спортивный менеджмент. – 2004, No2. - С. 32-41.
36. Стафеев, Д.В. Роль политического фактора в трансформации международного спортивного движения / Д.В. Стафеев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 4 (208). – С. 24-34.
37. Штанько М. А. Генезис проблемы конструирования политической реальности в философской традиции / М. А. Штанько // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2008. — Т. 313, № 6. —С. 113-119.
38. Брук Дж. Олимпиада в Сочи: триумф или провал Путина? / Дж. Брук // Голос Америки. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/sochi-2014/1844341.html (дата обращения: 23.04.2020).
39. Великая, А. Россия: национальный брендинг и позиционирование страны/ A. Великая// RethinkingRussia. URL: https://rethinkingrussia.ru/2017/08/россия-брендинг/(дата обращения: 24.04.2020).
40. Галумов, А. Современная публичная дипломатия Европейского Союза в Российской Федерации/ A. Галумов. URL: http://mir-politika.ru/977-sovremennaya-publichnaya-diplomatiya-evropeyskogo-soyuza-v-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения: 22.04.2020).
41. Горенбург, Г. Олимпиада в Сочи и российская идентичность/ Г. Горенбург// RepublicURL: https://republic.ru/posts/l/1104846 (дата обращения: 20.04.2020).
42. Дарнелл С., Спорт как средство обеспечения прогресса в области международного развития/C. Дарнелл // Официальный сайт ООН. URL:https://www.un.org/ru/chronicle/article/21956 (дата обращения: 23.04.2020).
43. Долгополов, Н. Команда готовится, паники нет/ H. Долгополов// RG.RU.URL: https://rg.ru/2020/02/13/rossiiane-uzhe-zavoevali-202-olimpijskie-licenzii-tokio-2020.html(дата обращения: 17.04.2020).
44. Домчев, М. МОК пригласил Паралимпийский комитет России на Игры в Токио/ М. Домчев // RG.RU. URL: https://rg.ru/2019/10/11/mok-priglasil-paralimpijskij-komitet-rossii-na-igry-v-tokio.html (дата обращения: 17.04.2020).
45. Зайвый, В. Игровая политика: как складывались отношения России и олимпийского движения в XX и начале XXI века/ В. Зайвый // RT. URL: https://russian.rt.com/sport/article/457197-sssr-rossiya-olimpiada (дата обращения: 10.04.2020).
46. Злыгостев, А., Погорелова, О.Футбол / А. Злыгостев, О. Погорелова // История спорта и физическая культура. URL: http://sport-history.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st034.shtml (дата обращения: 16.03.2020).
47. Латыпов, С. Олимпийское наследие/ С. Латыпов // Чемпионат. URL: https://www.championat.com/business/article-3213183-kak-otnosjatsja-k-olimpiade-britancy-i-rossijane.html(дата обращения: 13.04.2020).
48. Павлюк-Павлюченко, Н., Хайрутдинов, Т., Савченко, А. Четыре года без флага и гимна. Почему Россию отстранили от олимпиад / Н. Павлюк-Павлюченко, Т. Хайрутдинов, А. Савченко// Сноб. URL: https://snob.ru/entry/186092/ (дата обращения: 13.04.2020).
49. Радов, З., Новикова, А. Западная пресса оценила самоиронию России на закрытии Олимпиады / З. Радов, А. Новикова // Комсомольская Правда. URL: https://www.vologda.kp.ru/daily/26198.5/3085142/ (дата обращения: 17.04.2020).
50. Фохт, Е. "Дна мы еще не достигли". Глава РУСАДА - о допинге и Кремле / Е. Фохт // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50525144 (дата обращения: 23.04.2020).
51. Юферев, С. Алексей Бутовский. Генерал спорта/C. Юферев// Военное обозрение. - 1994. — URL: https://topwar.ru/143332-aleksey-butovskiy-general-sporta.html (дата обращения: 16.03.2020).
52. WADA лишило Россию права выступать на Олимпиадах и чемпионатах мира // ТАСС URL: https://tass.ru/sport/7298579 (дата обращения: 10.04.2020).
53. Alkemeyer, T., Richartz, A. The Olympic Games: From Ceremony to Show/ T. Alkemeyer, A. Richartz// Olympika: The International Journal of Olympic Studies / Publ. by the Centre for Olympic Studies. - 1995. Vol. 2. — Р. 79-89.
54. Anholt, S. Public diplomacy and place branding: Where’s the link? / S. Anholt // Place Brand Public Dipl –2006, №2. —Р.271-275.
55. Deos, A. Sport and Relational Public Diplomacy; the Case of NewZealand and Rugby World Cup 2011 / A. Deos // Sport in Society.- 2014, Vol. 17 (9). —Р. 1170-1186.
56. Grix, J., Houlihan, B. Sport Mega Events as Part of a Nation’s Soft Power Strategy; the Cases of Germany (2006) and UK (2012)/ J. Grix, B. Houlihan // The British Journal of Politics and International Relations. – 2013, Vol.16 (4). —Р. 572-596.
57. Grix, J., Lee, D. Soft Power, Sports Mega-Events and Emerging States: The Lure of the Politics of Attraction / J. Grix, D. Lee // Global Society. -2013. 27(4). — P. 521 - 526.
58. Grix, J. Sport Politics and the Olympics / J. Grix // Political Studies Review. – 2013,Vol.11 (1). —Р. 15-25.
59. Jackson, S. J. The Contested Terrain of Sport Diplomacy in a Globalizing World / S.J. Jackson // International Area Studies Review. 2013, Vol.16(3). —Р. 274-282.
60. Hugh, L. M. The Ancient Olympic Games: Origin, Evolution and Revolution / L. M. High // TheClassicalBulletin. - 1998,74 (2). —Р. 129-141.
61. Kiselev, K., Scherbakov, A. Regional identity in sociological measurement: Chelyabinsk case / K. Kiselev, A. Scherbakov // Scientific yearbook of Institute of philosophy and right of the Ural office of the Russian Academy of Sciences. – 2013, №.13 (4). — Р. 107-118.
62. Murray, S. Sport Diplomacy: A Hybrid of Two Halves / S. Murray // The Two Halves of Sports-Diplomacy. – 2012 Vol. 23 (3). —Р. 576-592.
63. Nye J. S. Notes for a soft power research agenda // Power in World Politics / Felix Berenskoetter, M. J. Williams, eds. — NY: Routledge, 2007. — Р. 162-173.
64. Ndlovu, S.M. Sports as cultural diplomacy: the 2010 FIFA World Cup in South Africa’s foreign policy / S. M. Ndlovu // Soccer and Society.- 2010, Vol. 11 (1-2). — Р. 144 – 153.
65. Pigman, G. A. International Sport and Public Dimension; Governments, Sport Federations and the Global Audience / G. A. Pigman // Diplomacy & State Craft. – 2014, Vol 25 (1). —Р.94-114.
66. Shariati, M., Goudarzi, M., Azari, A. An Investigation of the Relationship between the Success of Countries at the Shenzhen 2011 Summer Universiade with Educational and Demo-Economic Factors / M. Shariati, M. Goudarzi, A. Azari // Social and Behavioral Sciences. - 2013, Vol.82. —Р. 803-806.
67. Strenk A. What Price Victory? The World of International Sports and Politics / A. Strenk // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 1979, Vol. 445 (1). —Р.128 – 140.
68. Van Eekeren, F.Sport and Development: Challanges in a New Arena / F. Van Eekeren // Sport and Development – Leuven:Lannoocampus, 2006. —Р. 19-34.
69. Andreyev, V. Moscow-80: The model Olympic Games/ V. Andreyev// RBTH. URL: https://www.rbth.com/sport/2013/11/27/moscow-80_the_model_olympic_games_32059.html (дата обращения: 26.03.2020).
70. Gadais,T. Sport for Development and Peace: Current Perspectives of Research/ T. Gadais // Intechopen. URL: https://www.intechopen.com/online-first/sport-for-development-and-peace-current-perspectives-of-research (дата обращения: 01.04.2020).
71. Harrison, V. Sochi: Most expensive Olympics yet/ V. Harrison // CNN. – 2014. URL.: http://money.cnn.com/2014/01/16/news/most-expensive-olympics/ (дата обращения: 26.03.2020).
72. Jacoby, J. Putin has built a Russia of hate/ Jacoby, J. // Вostonglobe. URL: https://www.bostonglobe.com/opinion/2015/03/03/flexibility-encourages-putin-thuggishness/l4wdvCasbAYq8xpNqwNSxK/story.html (дата обращения: 17.04.2020).
73. Jenkins, S. Sochi Games offered a window into the many paradoxes of the ‘new Russia’ / Jenkins S. // The Washington Post.URL: https://www.washingtonpost.com/sports/olympics/sochi-games-offered-a-window-into-the-many-paradoxes-of-the-new-russia/2014/02/22/8a739090-9bf6-11e3-9080-5d1d87a6d793_story.html (дата обращения: 17.04.2020).
74. Karnaukh, M. Counting the cost: How much did Russia spend and earn in Sochi / M. Karnaukh // Russia Beyond. URL.: http://rbth.com/business/2014/05/02/counting_the_cost_how_much_did_russia_spend_and_earn_in_sochi_36321.html (дата обращения: 26.03.2020).
75. Kenton, W. Memorandum of understanding/ W. Kenton // Investopedia. URL: https://www.investopedia.com/terms/m/mou.asp (дата обращения: 26.02.2020).
76. Lippi, G, Guidi, G.Doping and sports / G. Lippi, G. Guidi. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10719440 (дата обращения: 23.04.2020).
77. Redihan, E. The 1952 Olympic Games, the US, and the USSR/ E. Redihan. URL: http://www.processhistory.org/redihan-1952-olympics/ (дата обращения: 26.03.2020).
78. Riach, J., Ingle, S. London Olympics were sabotaged by Russia's doping/ J. Riach. S. Ingle //The GuardianURL: https://www.theguardian.com/sport/2015/nov/09/london-olympics-russia-doping-report (дата обращения: 26.03.2020).
79. Ruiz, R.R., Schwirtz, M. Russian Insider Says State-Run Doping Fueled Olympic Gold/ Ruiz, R.R., Schwirtz, M. //New York Times. - 2016. URL.: http://www.nytimes.com/2016/05/13/sports/russia-doping-sochi-olympics-2014.html (дата обращения: 26.03.2020).
80. Rosenberg, S. Putin’s hopes to burnish Russia’s image with Sochi 2014/Rosenberg, S.// BBCURL: http://www.bbc.com/news/world-europe-26062757 (дата обращения: 26.03.2020).
81. Ruiz R. R., Panja, T. Russia Banned from Winter Olympics by I.O.C./ R. R. Ruiz, T.Panja // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2017/12/05/sports/olympics/ioc-russia-winter-olympics.html?mtrref=t.co (дата обращения: 26.03.2020).
82. Sanders, B. Sport as public diplomacy / B. Sanders // US Center on public diplomacy. – URL: http://uscpublicdiplomacy.org/pdin_monitor_article/international_sport_as_public_diplomacy (дата обращения: 23.04.2020).
83. Varney, W. A Labour of Patriotism: Female Soviet Gymnasts’ Physical and Ideological Work, 1952-1991/ Varney, W. // University of Colorado Boulder URL: https://www.colorado.edu/gendersarchive1998-2013/2004/06/01/labour-patriotism-female-soviet-gymnasts-physical-and-ideological-work-1952-1991 (дата обращения: 26.03.2020).
Диссертации:
84. Мартыненко, С.Е. Роль спортивной дипломатии в международных отношениях и внешней политике: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.15 / С.Е. Мартыненко. – М., 2015. – 168 с.
85. Стафеев Д.В. Динамика изменения роли спорта в формировании внешнеполитической стратегии Российской Федерации: дисс… канд. полит. наук: 23.00.04/ Д.В. Стафеев. - СПб., 2017. – 303 с.
Материалы из электронных ресурсов
86. В ВАДА посетовали на недостаточно жесткое наказание для РФ и потребовали извинений // Интерфакс. URL: https://www.sport-interfax.ru/687240 (дата обращения: 10.04.2020).
87. Если бы Игры были не в Сочи, мы бы не увидели и не ощутили их парадоксальность // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/2415382 (дата обращения: 17.04.2020).
88. Зарождение спорта в Санкт-Петербурге — столице Российской империи// Интерактивный музей спорта. URL: https://museum-sport.spb.ru/empire/spbnachalo/ (дата обращения: 16.03.2020).
89. Зарубежные СМИ об Олимпиаде в Сочи. Гнев на милость // 24СМИ.URL: https://24smi.org/news/14111-zapadnaya-pressa-rashvalivet-olimpiadu-v-sochi.html (дата обращения: 17.04.2020).
90. Зимняя Олимпиада в Сочи: пять лет спустя // ВЦИОМ.URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9616 (дата обращения: 23.04.2020).
91. Исполком ВАДА единогласно принял решение лишить Российское антидопинговое агентство статуса соответствия на 4 года // РУСADA.URL: https://rusada.ru/news/main/ispolkom-vada-edinoglasno-prinyal-reshenie-lishit-rossiyskoe-antidopingovoe-agentstvo-statusa-sootve/ (дата обращения: 10.04.2020).
92. Медальный зачет Сочи-2014 // Sportbox.- URL: https://news.sportbox.ru/olympics/Sochi2014/stats/medals (дата обращения: 23.04. 2020)
93. МОК поддержит самые жесткие санкции за манипуляции с российскими данными о допинге // BBC – русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/news-50562154 (дата обращения: 24.04.2020).
94. Невский яхт-клуб - Яхт-клуб МВФ // Citywall.URL: http://www.citywalls.ru/house6882.html (дата обращения: 16.03.2020).
95. ООН и МОК продолжат совместно решать социальные проблемы // РИА-новости.URL: https://ria.ru/20110125/326222298.html (дата обращения: 13.04.2020).
96. Пост Вячеслава Фетисова от 9 декабря 2019 года // Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/B52WCSvI_zQ/?igshid=1e8eteyxd0x03 (дата обращения: 13.04.2020).
97. Пост Эдуарда Исакова от 9 декабря 2019 года // Instagram. URL: https://www.instagram.com/p/B52aoW6oPl2/?igshid=12zfyb6ihxja4 (дата обращения: 13.04.2020).
98. Семёнова, А. Легкая атлетика/A.Семёнова // СМС. URL: http://www.smsport.ru/expo/katalog/legatlet/ (дата обращения: 26.03.2020).
99. Сочи – столица Олимпиады-2014 // Vesti.ru.URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=294873 (дата обращения: 10.04.2020).
100. Спорт в Российской империи // Архивный комитет Санкт-Петербурга.URL: https://spbarchives.ru/2014_2_1 (дата обращения: 16.03.2020).
101. Спортивные звания в СССР // Юнциклопедия.URL: https://yunc.org/Спортивные_звания_в_СССР (дата обращения: 16.03.2020).
102. Твит Геннадия Зюганова от 9 декабря 2019 года // Twitter. URL: https://twitter.com/G_Zyuganov/status/1204026350622978050 (дата обращения: 13.04.2020)
103. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) // Организация Объединенных Наций.URL:https://www.un.org/ru/sections/nobel-peace-prize/office-united-nations-high-commissioner-refugees-unhcr/index.html (дата обращения: 26.03.2020).
104. Футбольная дипломатия как средство решения политических проблем // РИА новости.URL: https://ria.ru/20080516/107568064.html (дата обращения: 01.04.2020).
105. Черкесский вопрос в Сочи: Столица Олимпиады или земля геноцида? // Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/238010/ (дата обращения: 20.03.2020).
106. BeINSPORTS: WADA уведомило Россию о запрете на участие в ЧМ-2022 по футболу // Ведомости.URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/02/05/822298-wada-uvedomilo-rossiyu-o-zaprete-chm-2022 (дата обращения: 13.04.2020).
107. Cooperation with UN // IOC. URL: https://www.olympic.org/cooperation-with-the-un (дата обращения: 26.02.2020).
108. FC Barcelona Wins Prestigious Sports Award for UNICEF Partnership // UNICEF. URL: http://www. unicef.org/infobycountry/spain_39295.html (дата обращения: 26.03.2020).
109. International Olympic truce foundation // International Olympic Committee. URL: https://www.olympic.org/olympic-truce (дата обращения: 26.02.2020).
110. Olympism and corona // URL: https://www.olympic.org/news/ioc-president-bach-writes-to-olympic-movement-olympism-and-corona (дата обращения: 17.05.2020).
111. OlympicMovement // IOCweb-site.URL: https://www.olympic.org (дата обращения: 26.02.2020).
112. RusAF Has Not Met Reinstatement Conditions – IAAF Council Meeting, Vienna // IAAF Press Release. - 2016. URL: https://www.iaaf.org/news/press-release/iaaf-council-meeting-vienna (дата обращения: 26.03.2020).
113. The IPC opens suspension proceedings against NPC Russia // IPC Press Release - 2016. URL.: https://www.paralympic.org/news/ipc-opens-suspension-proceedings-against-npc-russia. (дата обращения: 26.03.2020).
114. The IPC suspends the Russian Paralympic Committee with immediate effect // IPC Press Release – 2016. URL.: https://www.paralympic.org/news/ipc-suspends-russian-paralympic-committee-immediate-effect. (дата обращения: 26.03.2020).
115. The United Nations and the Olympic Truce // United Nations. URL: https://www.un.org/en/events/olympictruce/ (дата обращения: 26.02.2020).
116. The Real Story of The Ancient Olympic Games // Penn Museum URL: https://www.penn.museum/sites/olympics/olympicorigins.shtml (дата обращения: 26.02.2020).
117. WADA publishes Terms of Reference for Independent Person heading Sochi Investigation // WADA Press Release. - 2016. URL: https://www.wada-ama.org/en/media/news/2016-05/wada-publishes-terms-of-reference-for-independent-person-heading-sochi. (дата обращения: 26.03.2020).