Введение…………………………………………………………………………..
1. Роль сверстников в социальном формировании личности…………………
2. Роль семьи в процессе социализации старшеклассников…………………….
3. Роль социального педагога в организации свободного времени старшеклассников
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………
Современные школьники часто перегружены, и рабочий день у них бывает длиннее, чем у взрослых. Учебная программа рассчитана на формирование самостоятельного мышления, носит развивающий характер. Также ребята получают большое количество информации из телевизионных передач, через журналы, видеоматериал. Это помогает и мешает учебе одновременно.
У многих школьников с раннего детства формируется привычка выполнять домашнее задание нерегулярно, отрывочно. Ведь остальное можно списать! Но материал остается непонятым, не вырабатывается усидчивость, системность, в старших классах это мешает сосредоточиться даже тогда, когда появляется осознанное желание сделать домашнее задание от начала и до конца.
Среди подростков считается, что если готовить все уроки — просидишь до ночи. Это не так. Хотя многие действительно сидят за уроками до позднего вечера. Но часто эти занятия неорганизованны, что вызвано переутомлением, недосыпанием, пробелами в знаниях, непонятым в классе материалом.
Психологи установили, что у каждого человека ритм работоспособности бывает разным. Но чаще всего работать легче и эффективнее с 8 до 12 и с 16до 18 часов, так как в 12 и 18 часов происходит резкое понижение работоспособности. Поэтому, если правильно распределить время для выполнения домашнего задания, сидеть долго не будет необходимости.
После прихода из школы обязательно надо отдохнуть. Садиться за уроки лучше в 16 часов или, если ребенок учится во вторую смену, в 9 часов.
Необходимо подготовить рабочее место и отключить на время выполнения работы телевизор, радио и магнитофон, поскольку они отвлекают, не дают сосредоточиться. Также не дает сосредоточиться поиск линейки, тетради, карандаша. Уходят, убегают драгоценные минуты.
Ребята должны больше гулять. Не 40-50 минут, а хотя бы часа полтора-два. Лучше сократить время на просмотр телепередач, на чтение детективов.
Казалось бы, что ребята, которые занимаются в кружках или дополнительных школах, имеют меньше свободного времени. Но у них есть возможность переключиться и отдохнуть. То есть кружки и секции помогают лучшему отдыху от занятий, развивают умственно и физически.
Хорошо чередовать умственную и физическую работу. Особое удовольствие у подростков вызывает творческая работа. Она тоже является хорошим отдыхом.
Если же подростку кажется, что он перезагружен, пусть он сядет и напишет план работы, свой режим на день. Он заметит, сколько тратит времени зря, и постарается использовать его лучше. При хорошей организации на подготовку домашнего задания достаточно 2,5-3,5 часа.
По-прежнему приоритетный для учащихся вид деятельности - общение с друзьями. Около 40% опрошенных в обычный день общаются с друзьями 3 часа и более. Много времени уходит у учащихся на просмотр телепередач и видеофильмов. Более половины из них смотрят телепередачи не менее 1-2 часов в день, около 15% – 3-5 часов. Значительно меньше времени уделяют одиннадцатиклассники занятию спортом (около 20% не занимаются спортом вообще), совсем не читают книг для собственного удовольствия 20% одиннадцатиклассников. Сравнение ответов учащихся в 2001 году (в начале 10 класса) и в 2003 году (в конце 11 класса) показывает, что особенных изменений в структуре свободного времени старшеклассника по сравнению с 2001 г. не произошло. Не наблюдается и существенного увеличения времени на выполнение домашних заданий в 11 классе по сравнению с 10 классом. Учащиеся стали больше времени тратить дома на работу с компьютером и компьютерные игры. За один год
................