ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
1.1 Основные виды интернет-маркетинга 8
1.2 Типы медиаканалов: модель PESO 10
1.3 Инструменты продвижения в социальных сетях 11
1.5 Стратегия интернет-маркетинга 16
1.5.1 Модель SOSTAC 16
1.5.2 Модель RACE 24
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПАНИИ «РЕКРУТО» И РАЗРАБОТКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 27
2.1 Анализ компании 27
2.1.1 Краткая характеристика компании 27
2.1.2 TOWS-анализ 28
2.1.3 Портрет целевой аудитории 33
2.1.4 Канва бизнес-модели 33
2.2 Анализ внешней среды 37
2.2.1 PESTEL-анализ 37
2.2.2 Анализ пяти конкурентных сил Портера 38
2.2.3 Анализ конкурентов 43
2.3 Разработка интернет-маркетинговой стратегии 48
2.3.1 Выбор форм онлайн-присутствия 48
2.3.2 Выбор инструментов продвижения 50
2.3.3 Установление KPI для каждого инструмента 50
Выводы по второй главе 55
ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ К РЕАЛИЗАЦИИ 57
3.1 Подготовка медиаканалов 57
3.1.1 Создание сайта компании 57
3.1.2 Создание лэндингов для контекстной рекламы 68
3.1.3 Создание лэндингов для реферальной программы 81
3.1.4 Telegram 85
3.1.5 ВКонтакте 89
3.2 Проект интернет-маркетинговой стратегии 91
3.2.1 Реклама во ВКонтакте 91
3.2.2 Контекстная реклама Яндекс.Директ 96
3.2.3 Telegram 99
3.2 Прогноз результатов 104
Выводы по третьей главе 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 111
Данная выпускная квалификационная работа – консультационный проект для компании «Рекруто». Она является стартапом в сфере подбора персонала и представлена на рынке кадровых агентств с 2020 года. Продвижение услуг ранее не осуществлялось, все клиенты приходят по сарафанному радио. Соответственно, задача моей работы состояла в построении интернет-маркетинговой стратегии с нуля без опоры на существующие наработки. Для масштабирования мощностей сарафанного радио недостаточно, что обуславливает необходимость проведения маркетинговых инициатив в онлайн-пространстве. Также стоит отметить, что в связи с политической ситуацией страдает рынок труда, спрос на услуги кадровых агентств падает. И это также способствует необходимости прибегать к новым методам поиска клиентов.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является кадровое агентство «Рекруто».
Предмет исследования – концепции и инструменты интернет-маркетинга, используемые в рамках развития присутствия объекта исследования в интернете.
Целью моей работы является разработка и подготовка к реализации стратегии интернет-маркетинга, которая поспособствует привлечению новых заказчиков.
Для того, чтобы добиться достижения данной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
• Произвести обзор литературы об интернет-маркетинге;
• Проанализировать объект исследования;
• Рассмотреть возможные формы онлайн присутствия и выбрать самые подходящие для объекта исследования;
• Рассмотреть возможные инструменты продвижения в интернете и выбрать самые подходящие для объекта исследования;
• Подготовить каналы к осуществлению маркетинговых инициатив;
• Сделать проект реализации маркетинговых инициатив;
• Произвести прогноз результатов;
Текст моей дипломной работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение обуславливает актуальность работы, провозглашает цель работы и поставленные в рамках данной цели задачи.
Первая глава является обзором литературы на тему интернет-маркетинга: в ней рассмотрены основные каналы и инструменты продвижения в диджитал среде, а также рассмотрены наиболее распространенные подходы к разработке стратегии продвижения.
Вторая глава содержит информацию о внутренней и внешней среде компании: описание, анализ слабых и сильных сторон, PESTEL анализ, конкурентный анализ, а также на основе этой информации формулируется интернет-маркетинговая стратегия.
В третьей главе осуществляется подготовка к реализации разработанной маркетинговой стратегии. Ее результат – это подробный проект интернет-маркетинговой стратегии.
В главе 1был произведен обзор литературы на тему интернет-маркетинга: в ней рассмотрены основные каналы и инструменты продвижения в диджитал сфере, а также рассмотрены наиболее распространенные подходы к разработке стратегии продвижения. В глава 2проведено исследование внутренней и внешней среды компании: описание, анализ слабых и сильных сторон, PESTEL анализ, конкурентный анализ, а также на основе этой информации была сформулирована интернет-маркетинговая стратегия. В главе 3осуществилась подготовка к реализации разработанной маркетинговой стратегии.
Целью данной работы являлось разработать и подготовить к реализации стратегию интернет-маркетинга, которая позволит привлекать новых клиентов, а также обеспечивать их дальнейшую лояльность.
Опираясь на результаты работы, которые представлены в виде готовой маркетинговой стратегии, подготовленных медиаканалов, описания алгоритма действий по продвижению на выбранных площадках, поставленная цель была достигнута.
Для достижения данной цели выли поставлены следующие задачи:
• Произвести обзор литературы об интернет-маркетинге. Данная задача была выполнена в рамках изучения теоретических аспектов интернет-маркетинга в главе 1;
• Проанализировать объект исследования. Вторая задача была реализована в главе 2, где содержится описание компании, ее сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, проблемы, описание проблемы, которую решает Рекруто, а также аудитории, которая с ней сталкивается и ищет решение. Также проведен анализ факторов внешней среды, конкурентный анализ;
• Рассмотреть возможные формы онлайн присутствия и выбрать самые подходящие для объекта исследования. Данная задача реализована в рамках написания главы 2.3, с опорой на конкурентный анализ и анализ целевой аудитории из предыдущих разделов соответствующей главы.
• Рассмотреть возможные инструменты продвижения в интернете и выбрать самые подходящие для объекта исследования. Эта задача также выполнена в главе 2 в разделе 2.3.2 на основе изучения доступных методов привлечения клиентов и предположениях об эффективности каждого из них, исходя из исследования компании;
• Подготовить каналы к осуществлению маркетинговых инициатив. Данная задача реализована в главе 3, где описывается разработка сайта, посадочных страниц для контекстной рекламы, создание и наполнение контентом сообщества во ВКонтакте, телеграм-канала;
• Сделать проект реализации маркетинговых инициатив. Глава 3.2 содержит описание выполнения данной задачи. А именно, подбора ключевых фраз, стратегии и создание соответствующих объявлений для контекстной рекламы, настроек и креативов для таргетированной рекламы, а также механизма продвижения телеграм-канала через почтовую рассылку;
• Произвести прогноз результатов. Данная задача выполняется в главе 3.3, где содержится три варианта прогноза по каждому каналу, сделанных на основе встроенных инструментов соответствующих сервисов, средних значений по сегменту и кейсов в открытых источниках.
На основе всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута.
1. Контекстная реклама. Основы / [Электронный ресурс] // eLama. – Режим доступа: https://elama.ru/blog/kontekstnaya-reklama-osnovy/ (дата обращения: 16.04.2022).
2. Что такое SEO продвижение сайта / [Электронный ресурс] // imedia. – Режим доступа: https://www.i-media.ru/seo/searchengineoptimization/ (дата обращения: 16.04.2022).
3. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Дамир Халилов – М.: Манн Иванов и Фебер, 2013. – 12 стр
4. Influencer marketing spending worldwide from 2013 to 2020 / [Электронный ресурс] // Statista. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/950920/global-instagram-influencer-marketing-spending/ (дата обращения: 16.04.2022).
5. Что такое email маркетинг: Руководство / [Электронный ресурс] // SendPulse. – Режим доступа: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/email-marketing / (дата обращения: 16.04.2022).
6. E-mailmarketing / [Электронный ресурс] // Mailchimp. – Режим доступа: https://mailchimp.com/marketing-glossary/email-marketing/ (дата обращения: 16.04.2022).
7. Подробно о медийной digital-рекламе: форматы и преимущества / [Электронный ресурс] // NT. – Режим доступа: https://nt.technology/ru/blog/media-ad/ (дата обращения: 16.04.2022).
8. Вирусный маркетинг / [Электронный ресурс] // Marketch. – Режим доступа: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_v/virusnyy_marketing/ (дата обращения: 16.04.2022).
9. What Is Content Marketing? / [Электронныйресурс] // Content Marketing Institute. – Режимдоступа: https://contentmarketinginstitute.com/what-is-content-marketing/ (датаобращения: 16.04.2022).
10. How to Generate Leads Through Marketing / [Электронныйресурс] // Mailchimp. – Режимдоступа: https://mailchimp.com/resources/what-is-lead-generation/ (датаобращения: 16.04.2022).
11. Content marketing B2B: benchmarks, budgets and trends – North America / [Электронныйресурс] // Content Marketing Institute. – Режимдоступа: https://contentmarketinginstitute.com/wp-content/uploads/2019/10/2020_B2B_Research_Final.pdf/ (датаобращения: 16.04.2022).
12. What is Paid, Owned and Earned Media? / [Электронныйресурс] // Digivizer. – Режимдоступа: https://digivizer.com/blog/paid-owned-earned-media/ (датаобращения: 16.04.2022).
13. Global Trust in Advertising and Brand Messages / [Электронныйресурс] // Nielsen. – Режимдоступа: https://www.nielsen.com/us/en/insights/report/2012/global-trust-in-advertising-and-brand-messages-2/(дата обращения: 16.04.2022).
14. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика / [Электронный ресурс] // WebCanape. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ (дата обращения: 16.04.2022).
15. Дневная аудитория "ВКонтакте" превысила 50 миллионов пользователей / [Электронный ресурс] // Риа Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20220314/vkontakte-1778115605.html (дата обращения: 16.04.2022).
16. Число просмотров видео во "ВКонтакте" за 8 марта стало рекордным / [Электронный ресурс] ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/14028189 (дата обращения: 16.04.2022).
17. «ВКонтакте» запустила крупнейшую в истории программу поддержки авторов / [Электронный ресурс] // Lenta.ru– Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/03/09/vk/ (дата обращения: 16.04.2022).
18. 35 Instagram Stats That Matter to Marketers in 2022/ [Электронныйресурс] // Hootsuite. – Режимдоступа: https://blog-hootsuite-com /instagram-statistics/ (датаобращения: 16.04.2022).
19. «Это можно сравнить с тем, что вы пришли в офис, а здания больше нет»: как блокировка Instagram* убивает микробизнес / [Электронный ресурс] // Ngs.ru. – Режим доступа: https://ngs.ru/text/business/2022/04/07/70985924/ (дата обращения: 16.04.2022).
20. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика / [Электронный ресурс] // WebCanape. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ (дата обращения: 16.04.2022).
21. TGStat: результаты исследования аудитории Telegram / [Электронный ресурс] // VC.RU. – Режим доступа: https://vc.ru/marketing/66920-tgstat-rezultaty-issledovaniya-auditorii-telegram (дата обращения: 16.04.2022).
22. Боты работают на износ: в России вырос спрос на продвижение в Telegram / [Электронный ресурс] // Деловой петербург. – Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2022/04/15/Boti_rabotajut_na_iznos (дата обращения: 16.04.2022).
23. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика / [Электронный ресурс] // WebCanape. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i-statistika/ (дата обращения: 16.04.2022).
24. Статистика YouTube 2019. Инфографика / [Электронный ресурс] // Exlibris. – Режим доступа: https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019-infografika/ (дата обращения: 16.04.2022).
25. YouTube полностью приостановил монетизацию в России / [Электронный ресурс] // РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/10/03/2022/622982ba9a794730a53045fa (дата обращения: 16.04.2022).
26. В Госдуме предложили запретить YouTube в России на десять лет / [Электронный ресурс] // Реальное время. – Режим доступа: https://m.realnoevremya.ru/news/247410-v-gosdume-predlozhili-na-desyat-let-zapretit-youtube-v-rossii/(дата обращения: 16.04.2022).
27. «Газпром-Медиа»: четверть аудитории YouTube уже перешла на RuTube / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5283807 (дата обращения: 16.04.2022).
28. 24 Important TikTok Stats Marketers Need to Know in 2022 / [Электронныйресурс] // Hootsuite. – Режимдоступа: https://blog.hootsuite.com/tiktok-stats/ (датаобращения: 16.04.2022).
29. VideoMarketingStatistics / [Электронный ресурс] // Wyzowl. – Режим доступа: https://www.wyzowl.com/sovm-results-2019/ (дата обращения: 16.04.2022).
30. HowtosellmorewithTikTokmarketing / [Электронный ресурс] // Upfluence. – Режим доступа: https://www.upfluence.com/influencer-marketing/how-to-sell-more-with-tiktok-marketing (дата обращения: 16.04.2022).
31. TikTok ввел ограничения на работу сервиса в России из-за закона о "фейках" / [Электронный ресурс] // РИА-Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20220306/tiktok-1776971728.html (дата обращения: 16.04.2022).
32. Что такое маркетинговый план: руководство / [Электронный ресурс] // SendPulse. – Режим доступа: https://sendpulse.by/support/glossary/marketing-plan (дата обращения: 17.04.2022).
33. Что такое churnrate? / [Электронный ресурс] // Gravitec. – Режим доступа: https://gravitec.net/ru/blog/chto-takoe-churn-rate-podrobny-j-razbor/ (дата обращения: 17.04.2022).
34. Что такое методика 5W Шеррингтона для сегментации аудитории / [Электронный ресурс] // DAcademy. – Режим доступа: https://digital-academy.ru/blog/5w-sherrington (дата обращения: 17.04.2022).
35. Шаблон ценностного предложения / [Электронный ресурс] // Центр развития компетенций в бизнес-информатике высшей школы бизнеса. – Режим доступа: https://hsbi.hse.ru/articles/shablon-tsennostnogo-predlozheniya-value-proposition-canvas/ (дата обращения: 18.04.2022).
36. Концепция маркетинг — микс (4P, 5P, 7P) / [Электронный ресурс] // PowerBranding. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/osnovy-marketinga/4p-5p-7p-model/ (дата обращения: 18.04.2022).
37. Introducing The RACE Framework: A practical framework to improve your digital marketing / [Электронныйресурс] // Smart Insights. – Режимдоступа: https://www.smartinsights.com/digital-marketing-strategy/race-a-practical-framework-to-improve-your-digital-marketing/ (датаобращения: 18.04.2022).
38. LIKE Центр: Официальный сайт / [Электронный ресурс] // Likecentre. – Режим доступа: https://likecentre.ru/ (дата обращения: 18.04.2022).
39. Безработица примеряется к росту / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5281886 (дата обращения: 30.03.2022).
40. Более 70% работодателей сталкиваются с кадровым дефицитом / [Электронный ресурс] // ТАСС – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/13245429? (дата обращения: 30.03.2022).
41. Безработица примеряется к росту / [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5281886 (дата обращения: 30.03.2022).
42. Более 70% работодателей сталкиваются с кадровым дефицитом / [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/13245429? (дата обращения: 30.03.2022).
43. S&P ждет сокращения экономики России на 8,5% в 2022 году / [Электронный ресурс] // Interfax. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/831835 (дата обращения: 31.03.2022).
44. РАЭК спрогнозировала отъезд до 100 тысяч IT-специалистов из РФ в апреле / [Электронный ресурс] // Interfax. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/digital/830581 (дата обращения: 31.03.2022).
45. Исследование АЧАЗ: прогнозы рынка подбора, предоставления труда и аутсорсинга / [Электронный ресурс] // Kelly. – Режим доступа: https://www.kellyservices.ru/blog/2019/07/issliedovaniie-achaz-proghnozy-rynka-podbora-priedostavlieniia-truda-i-autsorsingha? (дата обращения: 31.03.2022).
46. Исследование: почти половина россиян сменили работу или профессию с начала 2021 года / [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/12956879 (дата обращения: 31.03.2022).
47. Модель анализа пяти конкурентных сил Майкла Портера / [Электронный ресурс] // Powerbranding. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/porter-model/ (дата обращения: 31.03.2022).
48. https://www.kellyservices.ru/blog/2020/09/rynok-podbora
49. UX-мифы: Люди читают в интернете / [Электронный ресурс] // AskUsers. – Режим доступа: https://askusers.ru/blog/ux-mify/lyudi-chitayut-v-internete/# (дата обращения: 19.04.2022).
50. Информационный контент и особенности его потребления / [Электронный ресурс] // Deloitte. – Режим доступа:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/mediaconsumption-information-content.pdf (дата обращения: 19.04.2022).
51. Для чего нужна анимация на сайте и как она работает? / [Электронный ресурс] // Uplab. – Режим доступа: https://askusers.ru/blog/ux-mify/lyudi-chitayut-v-internete/# (дата обращения: 19.04.2022).
52. Как читают тексты на сайте [Новый обзор исследований] / [Электронный ресурс] // Pr-cy. – Режим доступа: https://pr-cy.ru/news/p/7124-kak-v-2018-godu-chitayut-teksty-na-sayte-5-issledovaniy (дата обращения: 19.04.2022).
53. Что такое таргетинг «ВКонтакте» и как его настроить: руководство для новичков / [Электронный ресурс] // Texterra. – Режим доступа: https://texterra.ru/blog/kak-nastroit-targeting-vkontakte-podrobnoe-rukovodstvo-dlya-novichkov.html (дата обращения: 30.03.2022).
54. Что такое лид магнит / [Электронный ресурс] // Gravitec. – Режим доступа: https://gravitec.net/ru/blog/chto-takoe-lid-magnit/l (дата обращения: 30.03.2022).
55. Реклама в Яндекс.Директе: 2 варианта размещения и 8 типов рекламных кампаний / [Электронный ресурс] // Soldimarketing. – Режим доступа: https://soldimarketing.ru/kontekstnaya-reklama/reklama-yandeks-direkt/ (дата обращения: 21.04.2022).
56. Как сегодня запускать рекламу в «Яндекс.Директ» – пошаговый гайд / [Электронный ресурс] // Texterra. – Режим доступа: https://texterra.ru/blog/poshagovoe-rukovodstvo-po-yandeks-direkt-dlya-novichkov.html (дата обращения: 21.04.2022).
57. Средняя конверсия сайта: на какие цифры стоит ориентироваться / [Электронный ресурс] // Envybox. – Режим доступа: https://envybox.io/blog/srednjaja-konversija-sajta/ (дата обращения: 25.04.2022).