Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 6
1.1. Социальная компетенция младших школьников: сущность и
значение 6
1.2. Возрастные особенности формирования социальной
компетенции младших школьников 15
1.3. Психолого-педагогические условия формирования социальной
компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 33
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности социальной
компетенции на этапе констатирующего исследования 33
2.2. Содержание работы по формированию социальной
компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 38
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 54
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения 69
Проблема формирования социальной компетенции детей младшего школьного возраста - одна из ключевых социальных и психолого¬педагогических проблем, решение которой затрагивает вопросы современного общества и образования. Перед системой образования стоит задача не просто дать учащимся необходимый уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям, но и обеспечить способность к адаптации в обществе, готовность жить и развиваться в современном сверхсложном мире, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В настоящее время в связи с внедрением федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС НОО) в практику начальной школы, особую значимость приобретают вопросы, связанные с формированием социальной компетенции у учащихся. В основе федерального образовательного стандарта второго поколения для начальной школы лежит теория универсальных учебных действий (УУД), суть которой заключается в развитии способности ребенка - субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Как мы видим, основное внимание здесь уделяется развитию именно социальной компетенции, то есть способности и готовности активно взаимодействовать с социумом.
Развитие данной компетенции, согласно теории универсальных учебных действий, должно осуществляться через систему коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД). В данном контексте коммуникация понимается достаточно широко - как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контакта и заканчивая сложными видами кооперации (организация и осуществление совместной деятельности, налаживание межличностных отношений и др.) (Соколова, 2011, 18-19).
По нашему мнению, одним из эффективных средств формирования социальной компетенции младших школьников выступают уроки по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования социальной компетенции младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной компетенции младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать метод моделирования социальных ситуаций (технология социального моделирования);
• в проведение уроков включать элементы технологии проблемного обучения;
• использовать групповые методы обучения на уроках по предмету «Окружающий мир».
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и значение социальной компетенции младших школьников;
2. Выделить возрастные особенности формирования социальной компетенции младших школьников;
3. Рассмотреть педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
4. Разработать и апробировать педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика по определению уровня социальной компетентности Г.М. Беспаловой, методика
диагностики социальной компетентности А.М. Прихожан.
База исследования - МБОУ «СОШ № 7» г. Белгород, 4 «В» класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение социальной компетенции младших школьников; возрастные особенности формирования социальной компетенции младших школьников; педагогические условия формирования социальной компетенции младших школьников при изучении предмета«Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию социальной компетенции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.
В первой части работы, в результате анализа литературы по проблеме, мы пришли к выводу, что под социальной компетенцией подразумевают сложное личностное образование, способствующее совершенствованию и саморазвитию индивида, определяющее общественную инициативу, ответственность перед окружающими людьми за собственные поступки и умение контролировать свое поведение с учетом общественных норм и правил. Социальная компетенция охватывает несколько видов компетенций, отражающих знания, способности, навыки, а также способы деятельности, ценностные ориентации и отношения, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом. Социальная компетенция человека - это не простой набор знаний и умений, а сложно организованная иерархическая структура, системное качество личности, проявляющееся во взаимосвязи личности и социума.
Формирование и развитие социальной компетенции, на наш взгляд, будет более эффективным на уроках по предмету «Окружающий мир». Связано это с тем, что деятельность на уроках по предмету «Окружающий мир» характеризуется не исчерпываемыми возможностями создания ситуации успеха для каждой личности; опорой на положительное в развитии личности ребенка; добровольностью, ориентированной на свободный выбор различных видов и форм деятельности; эвристичностью и творчеством; сотрудничеством.
Психолого-педагогические условия эффективного развития социальной компетенции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» включают: использование на уроках на уроках метода моделирования социальных ситуаций, метода группового обучения и проблемного обучения на уроках.
Во второй части работы было проведено исследование по проблеме формирования социальных компетенций у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир». Базой для экспериментальной работы стала МБОУ СОШ № 7 г. Белгорода. В исследовании приняли участие учащиеся 4 «В» класса в составе 20 человек.
Анализ проделанной работы показал положительные результаты по использованию разработанных нами педагогических условий в развитии социальной компетенции обучающихся, т.к. у большинства школьников наблюдалась положительная динамика в сформированности социальной компетенции. Таким образом, цель и задачи исследования решены, гипотеза подтверждена. Проведенная работа показала, что можно рекомендовать к практическому использованию следующие педагогические условия, направленные на развитие социальной компетенции школьников:
• использование социального моделирования, которое наиболее эффективно развивает навыки коммуникации, сотрудничества и командной работы. Особую роль при социальном моделировании играет рефлексивный компонент, а именно детям необходимо оценить, проанализировать деятельность того или иного персонажа, конкретной социальной ситуации.
• внедрение технологии проблемного обучения, которая учит детей не сидеть сложа руки, не быть пассивным слушателем, а самим включаться в работу. В ходе применения технологии происходит развитие разных компонентов социальной компетенции: умения слушать других и высказывать свои мнения, версии (коммуникативные универсальные учебные действия), формулировать тему урока, проговаривать алгоритм действий (регулятивные универсальные учебные действия), терпимость и уважение к чужому мнению (личностные универсальные учебные действия), стремление к поиску решений (регулятивные универсальные учебные действия).
• применение групповых форм работы, что является благоприятной средой для формирования и реализации инициативного поведения в группе равных сверстников, совместно решающих задачу. В процессе совместной
учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность.
Таким образом, материалы исследования могут найти практическое применение в работе учителей начальной школы с целью развития социальных компетенций у учащихся.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 526 с.
2. Асмолов Г. У., Солдатова Г. У. Социальная компетентность: режиссура совместных действий. М.: Гратис, 2006.-58 с.
3. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Психолого¬педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся. - Ярославль: Изд-во Канцлер, 2008. -168 с.
4. Басова В.М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности: учебное пособие к спецкурсу / В.М. Басова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004. - 188 с.
5. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности. - М., 1995. - С. 42¬57.
6. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006. - 164 с.
7. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения /Н.И. Белоцерковец: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002. - 229 с. РГБ ОД, 61:03-13/461-9.
8. Бочарникова М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 86-92.
9. Власова Е. И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одаренности. - К., 1998. - С. 85-91
10. Галакова О. В. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной компетентности // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - №4. - С. 175-177.
11. Галакова О.В. Модель социальной компетентности детей младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4 (29). - С. 24-27.
12. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальной и основное образование. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
13. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2011. - 464 с.
14. Ермолова Т.В. Развитие социальных качеств младшего школьника/ Культурно- историческая психология: современное состояние и перспективы. - М.: МГППУ, 2006, - С. 46-52.
15. Ефимов В. Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. - 2012.- №2.- С. 11-18.
16. Запятая О. В. Программы формирования социальных умений: подходы к разработке и особенности реализации // Инновации в образовании. -2011. - №4. - С.101-114.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm
18. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
19. Исакова Т. В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. - СПб.: РГПУ, 2003. - С. 18-24.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
21. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. - М., 2001. - 32 с.
22. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя / В.А.
Кальней, С.Е. Шишов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 89 с.
23. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий / Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.;URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5383
24. Крузе-Брукс О.А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Великий Новгород, 2008.
25. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 176.
26. Марсанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: «Когито- Центр», 2003.- 172 с.
27. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: Монография. -М.: Экон- Информ, 2009.- 164 с.
28. Моделирование компетентности участников открытого образования М.: НИИ школьных технологий, 2009. 290с.
29. Морозова Н.А. Дополнительное образование: структурно¬ организационное, содержательное, кадровое обеспечение / Н.А. Морозова. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 138 с.
30. Мошнина Р.Ш. Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования ключевых компетентностей в начальной школе / Р. Ш. Мошнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 3. - С. 36-43.
31. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие / А. В. Мудрик ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. -112 с.
32. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Изд-во Московского психолого¬социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК" , 2011 - 623 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.- 126 с.
34. Панина О. Б. Развитие ключевых компетенций в первом классе через внеурочную деятельность // Современное начальное образование в условиях реализации ФГОС НОО: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы. - Орехово-Зуево: Изд-во МГОГИ, 2012. - С. 142.
35. Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров: по дисциплине "Педагогика и психология" (часть I "Педагогика") для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям / И. П. Подласый. - 2- е изд., перераб. и доп. - Москва :Юрайт, 2012. - 574 с.
36. Поливанова К.Н. Взросление сегодня - социальные изменения современного детства http://www.gosbopk.ru/node/21848
37. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007.
38. Прохорова С. Н., Жолобова Ю. С. Социализация младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2689 (дата обращения: 18.03.2014).
39. Рагимова О. А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества. - Саратов: Изд-во сарат. ун-та, 2004. - 228 с.
40. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
41. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. Монография. - М.: «Прометей» МПГУ, 2008. -232 с.
42. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования : автореф. дис. ... док. пед. наук / С.Б. Серякова. - М., 2006. - 40 с.
43. Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования : монография. - М. : МПГУ, 2005. - 324 с.
44. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
45. Соколова Н.А. Формирование социально-личностной компетентности ребенка: моногр / Н.А. Соколова. - LAP LAMBERT
AcademikPublishingGmbH&Co. KG, 2011.
46. Спирин А.В. Формирование социальной компетенции в межвузовском образовательном центре [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. - Кострома, 2010.
47. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 г. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - С. 29-48.
48. Таланчук Н.М. Организация личностного ориентированного воспитания. - Электронный ресурс. Режим доступа:http://www.e-
reading.club/chapter.php/99882/53/Konstantinova__Teoriya_i_metodika_vospitani
ya.html
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://mon.gov.ru.
50. Фролов С.С. Общая социология : учебник / С.С. Фролов. - Москва : Проспект, 2010 - 383с.
51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58¬64.
52. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2002. - 213 с.
53. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2.