ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА РАСКРЫТИЯ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРАХ ЯПОНИИ И РОССИИ)
|
Введение Глава 1. Теоретические аспекты института раскрытия данных
1.1. Определение понятия “раскрытие данных” (information disclosure)
1.2. Роль электронного правительства и новых технологий в формировании и становлении института раскрытия данных
Глава 2. Законодательство в сфере раскрытия данных в Японии и РФ
2.1. Характеристика правового регулирования раскрытия данных и
его применения в Японии
2.2. Характеристика правового регулирования раскрытия данных и
его применения в России Глава 3. Сравнительный анализ регулирования раскрытия информации в Японии
и России
3.1. Критерии для анализа и сравнения политического устройства
Японии и России и связанных с ним подходов к регулированию открытости данных
3.2. Результаты сравнительного анализа
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
1.1. Определение понятия “раскрытие данных” (information disclosure)
1.2. Роль электронного правительства и новых технологий в формировании и становлении института раскрытия данных
Глава 2. Законодательство в сфере раскрытия данных в Японии и РФ
2.1. Характеристика правового регулирования раскрытия данных и
его применения в Японии
2.2. Характеристика правового регулирования раскрытия данных и
его применения в России Глава 3. Сравнительный анализ регулирования раскрытия информации в Японии
и России
3.1. Критерии для анализа и сравнения политического устройства
Японии и России и связанных с ним подходов к регулированию открытости данных
3.2. Результаты сравнительного анализа
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Открытый доступ к государственной и административной информации является важным фактором демократизации, так как он обеспечивает прозрачность в деятельности государственных органов, поддерживает гражданскую инициативу и предоставляет гражданам инструменты контроля за действиями государственных органов. Широкий доступ, предоставляемый в современном государстве все чаще при использовании информационных технологий и инструменты электронного правительства, способствует раскрытию информации о государственных действиях и принимаемых решениях, что помогает гражданам формировать более осознанное мнение о политике государства. Современные исследования, например, Болгова Р.В. и Филатовой О.Г., показывают, что открытость данных также способствует противодействию коррупции и другим видам злоупотреблений властью.
Тем не менее, предоставляя чрезмерный доступ к своей информации, государство не только способствуют прозрачности, подотчетности и участию в процессе принятия политических решений, но и подвергает угрозе государственную тайну и данные, связанные с национальной безопасностью, государственными интересами и приватностью частной жизни. Особенно острой эта проблема стала с распространением использования информационных технологий в работе государственных органов. Возник ряд новых угроз: кибератаки, несанкционированный доступ, ошибки и сбои при электронной обработке данных и т.п.
В данных условиях для государственных органов важно обеспечить баланс между общественными интересами в отношении прозрачности и подотчетности и необходимостью защиты законных интересов правительства и государственной структуры в целом. Такой баланс обеспечивается нормативным регулированием информации. При этом на содержание и применения подобных регулятивных мер и норм в стране влияет ряд ее особенностей: политическое устройство, уровень политической культуры, активность гражданского общества, правовые традиции и т.п. Предполагается, чем демократичнее государство, тем больше данных предоставляется гражданам со стороны государства.
Актуальность рассмотрения законодательства в сфере открытости данных в таком случае обосновывается необходимостью изучения различных стратегий организации доступа к государственным и административным данным, а также определения политических факторов, которые влияют на выбор руководящими органами оптимальной стратегии раскрытия данных и методов ее реализации в юридическо-прикладной сфере.
В работе рассматривается преимущественно период с конца 1990-ых годов до февраля 2023 включительно, что продиктовано формированием и развитием данного института в указанных странах. Так, первые шаги на пути регулирования доступа к государственной информации были приняты в конце XX века (в Японии – Закон о доступе к информации (Закон № 42 от 14 мая 1999 года), в России – Федеральный закон №24 «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 (утратил силу). Эволюция законодательства в этой сфере непрерывна, поэтому крайней датой исследования выбран период появления в СМИ дела, связанного с разглашением национально значимой информации в Японии, как одного из примеров применения права в сфере информации.
Почему для анализа были выбраны Япония и Россия? Во-первых, оба государства имеют достаточно развитые системы цифровой коммуникации государства с гражданами – электронное правительство . Во-вторых, данные государства имеют различные политические системы: согласно международным индексам, например, Freedom House, Япония признается демократической страной. В то же время политический режим России некоторые эксперты называют “гибридным”.
Объектом данного исследования является институт раскрытия данных.
Предмет исследования представляет собой законодательство по регулированию раскрытия данных в Российской Федерации и Японии.
Цель данной работы – определить особенности правового регулирования раскрытия данных в Японии и России и оценить влияние политических факторов на выбор стратегии его развития в сравнительной перспективе.
Для достижения вышеупомянутой цели автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1. описать основные стратегии развития института раскрытия данных;
2. определить основные особенности законодательства раскрытия данных и проблемы его применения в Японии;
3. определить основные особенности законодательства раскрытия данных и проблемы его применения в России;
4. выделить факторы и критерии политического устройства, на основании которых можно провести сравнение их влияния на раскрытие данных;
5. произвести сравнительный анализ правового регулирования раскрытия данных в Японии и России;
6. сделать выводы на основании информации, полученной в ходе сравнения.
Данное исследование рассматривает широкий спектр сведений, создаваемых и используемых в процессе работы органов публичной власти, что включает в себя не только фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях и классифицируются как данные, но и результаты обработки этих данных, используемые при решении конкретных задач, что принято определять как информацию. Работа не ставит одной из задач разграничение данных понятий, поэтому термины «данные», «информация», «сведения» используются в данном случае как эквивалентные и взаимозаменяемые. При переводе “information disclosure”в работе допускается использование вариантов как «раскрытие данных», так и «раскрытие информации».
Методологическая основа исследования базируется на комплексном подходе при изучении поставленной проблемы: правовые основы раскрытия данных рассматриваются как в теоретическом, так и в прикладном аспекте; приводится всеобъемлющий комплекс факторов, необходимых для понимания исследуемого явления.
Для сбора и интерпретации информации, связанной с темой работы, а также изучения теоретических аспектов раскрытия данных, использован метод анализа документов, исторический метод. При анализе конкретных ситуаций, связанных с доступов к государственным и административным данным в Японии и России, использован метод "кейс-стади", а также применяются частные методы юридической науки такие, как формально-юридический и сравнительно-правовой. В заключительной части исследования основным методом выступает сравнительный анализ. Он позволяет сопоставить две страны по заранее выделенным критериям и сделать выводы из их сравнения.
Говоря о степени научной разработанности проблемы, следует отметить, что тема раскрытия данных в академических кругах различных стран освещена в различной степени. Так, открытые данные и раскрытие данных в достаточной мере освещен в научных работах зарубежных исследователей таких, как Alfredo M. Ronchi , Doran, N. M., Puiu, S., Jelenic M.C., Lněnička, M., Nikiforova, A., Luterek, M., Lips. M, Maanen, G., Moon, M. J. и т.д. Особенное внимание в данных исследованиях уделяется связи между растущим уровнем цифровизации работы государственных органов, подотчетностью органов публичной власти и необходимостью разрабатывать надлежащую законодательную рамку.
Среди японских исследователей важной фигурой является Наруфуми Кадомацу, который уже на протяжении 20 лет изучает законодательство о раскрытии информации в Японии в рамках участия гражданского общества в обсуждении работы государственных органов. Также вопросы информационного права в Японии исследуют Хироси Миякэ, Хироко Кудо. Стоит отметить, что работы японских специалистов последних лет посвящены в первую персональным данным и их защите при работе государственных органов: Матсумаэ Сатова, Коичи Хасэгава и т.д.
Что же касается рассмотрения данного вопроса в России, то стоит отметить, что в отечественная дискуссия обусловлена незавершенностью процесса оформления информационного права в России как отдельной отрасли. В связи с этим среди российских исследователей данный вопрос преимущественно принимает измерение анализа концепции открытых государственных данных. Данный аспект рассматривают Вагин В.В., Паксиваткина В.А, Гордеев М.О., Гришмановский П.В., Гриценко Е., Бабелюк Е., Проскурякова М., Лапина М.А., Лохманов Д.В., и т.д. Отдельно стоит отметить ряд исследовании, посвященных информационной безопасности: Крицкая А.А., Тованчова Е.Н., Атнашев В.Р., Яхъеева С.Н., Кулешова Г.П., Капитонова Е.А., Романовский Г.Б., Рагимханова К.Т. и другие.
Научные статьи и исследования имеют тенденцию рассматривать раскрытие данных как инструмент демократизации, реализации принципов надлежащего управления и интенсификации участия гражданского общества и политических процессах в отдельных государствах или регионах. Данная же работа призвана не только описать развитие и современное состояние правового регулирования доступа к государственной информации, но и сравнить страны из двух разных регионов, их политическое устройство и соответствующее ему восприятие данного института, а также сделать выводы из этого сравнения, что и определяет ее новизну.
Для написания данной работы используется обширная источниковая база. Большая работа была проведена над анализом непосредственно законодательных актов и официальной документов в сфере раскрытия данных в указанных странах. Так, что касается японского законодательства, исследование отталкивается от Закон о доступе к информации (Закон № 42 от 14 мая 1999 года), Закона об оценке правительственной политики (Закон № 86 от 2001 года), Закон об управлении государственными документами (Закон № 66 от 2009). В дополнение к вышеописанным источникам в работе используется Закон о защите личной информации (Закон № 57 от 2003 года) , Правила исполнения Закона о защите личной информации (Правила Комиссии по защите персональной информации № 3 от 5 октября 2016 года) и т.д.
Что же касается части российского законодательства, во внимание принимаются Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006, Федеральный закон № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006, Федеральный закон №8 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” от 09 февраля 2009 и т.д. Однако стоит отметить, что в России действует более десятка законодательных актов, определяющие особые правовые режимы взаимодействия с информацией, составляющей служебную и государственную тайну, а также автор по мере необходимости обращается к антикоррупционному законодательству Российской Федерации.
В работе также использованы разнообразные электронные ресурсы: сервисы подсчета статистики и международные индексы, как E-Government Development Index, Open Data Barometer, Freedom House rates, WJP Open Government Index, GovTech Maturity Index, Индекс восприятия коррупции (CPI), WJP Rule of Law Index, а также информационный базы данных: “Портал открытых данных Российской Федерации” и "e-Gov". В дополнение к этому использовались материалы средств массовой информации: Asahi Shimbun, KYODO, ТАСС, Ведомостии т.п.
Следует также отметить, что в работе использованы источники на русском, английском и японских языках во избежание одностороннего подхода к изучению темы.
Некоторые идеи данного исследования были апробированы в рамках нескольких молодежных научных конференций: V ежегодная всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых “Осмысляя Восток” (доклад по теме: Проблемы применения законодательства в сфере раскрытия административных данных в Японии) и I Международная молодежная конференция по информационной безопасности (доклад по теме: Анализ вызовов и угроз в обеспечении информационной безопасности при использовании ИКТ в государственном управлении: сравнительный анализ Японии и России).
Работа по своей структуре состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Введение описывает цели и задачи, актуальность и новизну исследования, а также дает представление о степени разработанности темы, используемой в работе источниковой базы и методологии. Первая глава раскрывает теоретическую составляющую освещаемого вопроса, а именно рассматривает понятие раскрытия данных, открытых данных и государственной тайны, а также влияние на него электронного правительства. Вторая глава имеет прикладной характер и описывает особенности законодательства по предоставлению доступа к государственным и административным данным в рассматриваемых государствах. Третья же глава представляет критерии сравнения и непосредственный анализ политических факторов, влияющих на определение вектора развития института раскрытия данных в Японии и России. В заключении перечислены выводы и значимость данного исследования.
Тем не менее, предоставляя чрезмерный доступ к своей информации, государство не только способствуют прозрачности, подотчетности и участию в процессе принятия политических решений, но и подвергает угрозе государственную тайну и данные, связанные с национальной безопасностью, государственными интересами и приватностью частной жизни. Особенно острой эта проблема стала с распространением использования информационных технологий в работе государственных органов. Возник ряд новых угроз: кибератаки, несанкционированный доступ, ошибки и сбои при электронной обработке данных и т.п.
В данных условиях для государственных органов важно обеспечить баланс между общественными интересами в отношении прозрачности и подотчетности и необходимостью защиты законных интересов правительства и государственной структуры в целом. Такой баланс обеспечивается нормативным регулированием информации. При этом на содержание и применения подобных регулятивных мер и норм в стране влияет ряд ее особенностей: политическое устройство, уровень политической культуры, активность гражданского общества, правовые традиции и т.п. Предполагается, чем демократичнее государство, тем больше данных предоставляется гражданам со стороны государства.
Актуальность рассмотрения законодательства в сфере открытости данных в таком случае обосновывается необходимостью изучения различных стратегий организации доступа к государственным и административным данным, а также определения политических факторов, которые влияют на выбор руководящими органами оптимальной стратегии раскрытия данных и методов ее реализации в юридическо-прикладной сфере.
В работе рассматривается преимущественно период с конца 1990-ых годов до февраля 2023 включительно, что продиктовано формированием и развитием данного института в указанных странах. Так, первые шаги на пути регулирования доступа к государственной информации были приняты в конце XX века (в Японии – Закон о доступе к информации (Закон № 42 от 14 мая 1999 года), в России – Федеральный закон №24 «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 (утратил силу). Эволюция законодательства в этой сфере непрерывна, поэтому крайней датой исследования выбран период появления в СМИ дела, связанного с разглашением национально значимой информации в Японии, как одного из примеров применения права в сфере информации.
Почему для анализа были выбраны Япония и Россия? Во-первых, оба государства имеют достаточно развитые системы цифровой коммуникации государства с гражданами – электронное правительство . Во-вторых, данные государства имеют различные политические системы: согласно международным индексам, например, Freedom House, Япония признается демократической страной. В то же время политический режим России некоторые эксперты называют “гибридным”.
Объектом данного исследования является институт раскрытия данных.
Предмет исследования представляет собой законодательство по регулированию раскрытия данных в Российской Федерации и Японии.
Цель данной работы – определить особенности правового регулирования раскрытия данных в Японии и России и оценить влияние политических факторов на выбор стратегии его развития в сравнительной перспективе.
Для достижения вышеупомянутой цели автор работы ставит перед собой следующие задачи:
1. описать основные стратегии развития института раскрытия данных;
2. определить основные особенности законодательства раскрытия данных и проблемы его применения в Японии;
3. определить основные особенности законодательства раскрытия данных и проблемы его применения в России;
4. выделить факторы и критерии политического устройства, на основании которых можно провести сравнение их влияния на раскрытие данных;
5. произвести сравнительный анализ правового регулирования раскрытия данных в Японии и России;
6. сделать выводы на основании информации, полученной в ходе сравнения.
Данное исследование рассматривает широкий спектр сведений, создаваемых и используемых в процессе работы органов публичной власти, что включает в себя не только фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях и классифицируются как данные, но и результаты обработки этих данных, используемые при решении конкретных задач, что принято определять как информацию. Работа не ставит одной из задач разграничение данных понятий, поэтому термины «данные», «информация», «сведения» используются в данном случае как эквивалентные и взаимозаменяемые. При переводе “information disclosure”в работе допускается использование вариантов как «раскрытие данных», так и «раскрытие информации».
Методологическая основа исследования базируется на комплексном подходе при изучении поставленной проблемы: правовые основы раскрытия данных рассматриваются как в теоретическом, так и в прикладном аспекте; приводится всеобъемлющий комплекс факторов, необходимых для понимания исследуемого явления.
Для сбора и интерпретации информации, связанной с темой работы, а также изучения теоретических аспектов раскрытия данных, использован метод анализа документов, исторический метод. При анализе конкретных ситуаций, связанных с доступов к государственным и административным данным в Японии и России, использован метод "кейс-стади", а также применяются частные методы юридической науки такие, как формально-юридический и сравнительно-правовой. В заключительной части исследования основным методом выступает сравнительный анализ. Он позволяет сопоставить две страны по заранее выделенным критериям и сделать выводы из их сравнения.
Говоря о степени научной разработанности проблемы, следует отметить, что тема раскрытия данных в академических кругах различных стран освещена в различной степени. Так, открытые данные и раскрытие данных в достаточной мере освещен в научных работах зарубежных исследователей таких, как Alfredo M. Ronchi , Doran, N. M., Puiu, S., Jelenic M.C., Lněnička, M., Nikiforova, A., Luterek, M., Lips. M, Maanen, G., Moon, M. J. и т.д. Особенное внимание в данных исследованиях уделяется связи между растущим уровнем цифровизации работы государственных органов, подотчетностью органов публичной власти и необходимостью разрабатывать надлежащую законодательную рамку.
Среди японских исследователей важной фигурой является Наруфуми Кадомацу, который уже на протяжении 20 лет изучает законодательство о раскрытии информации в Японии в рамках участия гражданского общества в обсуждении работы государственных органов. Также вопросы информационного права в Японии исследуют Хироси Миякэ, Хироко Кудо. Стоит отметить, что работы японских специалистов последних лет посвящены в первую персональным данным и их защите при работе государственных органов: Матсумаэ Сатова, Коичи Хасэгава и т.д.
Что же касается рассмотрения данного вопроса в России, то стоит отметить, что в отечественная дискуссия обусловлена незавершенностью процесса оформления информационного права в России как отдельной отрасли. В связи с этим среди российских исследователей данный вопрос преимущественно принимает измерение анализа концепции открытых государственных данных. Данный аспект рассматривают Вагин В.В., Паксиваткина В.А, Гордеев М.О., Гришмановский П.В., Гриценко Е., Бабелюк Е., Проскурякова М., Лапина М.А., Лохманов Д.В., и т.д. Отдельно стоит отметить ряд исследовании, посвященных информационной безопасности: Крицкая А.А., Тованчова Е.Н., Атнашев В.Р., Яхъеева С.Н., Кулешова Г.П., Капитонова Е.А., Романовский Г.Б., Рагимханова К.Т. и другие.
Научные статьи и исследования имеют тенденцию рассматривать раскрытие данных как инструмент демократизации, реализации принципов надлежащего управления и интенсификации участия гражданского общества и политических процессах в отдельных государствах или регионах. Данная же работа призвана не только описать развитие и современное состояние правового регулирования доступа к государственной информации, но и сравнить страны из двух разных регионов, их политическое устройство и соответствующее ему восприятие данного института, а также сделать выводы из этого сравнения, что и определяет ее новизну.
Для написания данной работы используется обширная источниковая база. Большая работа была проведена над анализом непосредственно законодательных актов и официальной документов в сфере раскрытия данных в указанных странах. Так, что касается японского законодательства, исследование отталкивается от Закон о доступе к информации (Закон № 42 от 14 мая 1999 года), Закона об оценке правительственной политики (Закон № 86 от 2001 года), Закон об управлении государственными документами (Закон № 66 от 2009). В дополнение к вышеописанным источникам в работе используется Закон о защите личной информации (Закон № 57 от 2003 года) , Правила исполнения Закона о защите личной информации (Правила Комиссии по защите персональной информации № 3 от 5 октября 2016 года) и т.д.
Что же касается части российского законодательства, во внимание принимаются Федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006, Федеральный закон № 59 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006, Федеральный закон №8 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” от 09 февраля 2009 и т.д. Однако стоит отметить, что в России действует более десятка законодательных актов, определяющие особые правовые режимы взаимодействия с информацией, составляющей служебную и государственную тайну, а также автор по мере необходимости обращается к антикоррупционному законодательству Российской Федерации.
В работе также использованы разнообразные электронные ресурсы: сервисы подсчета статистики и международные индексы, как E-Government Development Index, Open Data Barometer, Freedom House rates, WJP Open Government Index, GovTech Maturity Index, Индекс восприятия коррупции (CPI), WJP Rule of Law Index, а также информационный базы данных: “Портал открытых данных Российской Федерации” и "e-Gov". В дополнение к этому использовались материалы средств массовой информации: Asahi Shimbun, KYODO, ТАСС, Ведомостии т.п.
Следует также отметить, что в работе использованы источники на русском, английском и японских языках во избежание одностороннего подхода к изучению темы.
Некоторые идеи данного исследования были апробированы в рамках нескольких молодежных научных конференций: V ежегодная всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых “Осмысляя Восток” (доклад по теме: Проблемы применения законодательства в сфере раскрытия административных данных в Японии) и I Международная молодежная конференция по информационной безопасности (доклад по теме: Анализ вызовов и угроз в обеспечении информационной безопасности при использовании ИКТ в государственном управлении: сравнительный анализ Японии и России).
Работа по своей структуре состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Введение описывает цели и задачи, актуальность и новизну исследования, а также дает представление о степени разработанности темы, используемой в работе источниковой базы и методологии. Первая глава раскрывает теоретическую составляющую освещаемого вопроса, а именно рассматривает понятие раскрытия данных, открытых данных и государственной тайны, а также влияние на него электронного правительства. Вторая глава имеет прикладной характер и описывает особенности законодательства по предоставлению доступа к государственным и административным данным в рассматриваемых государствах. Третья же глава представляет критерии сравнения и непосредственный анализ политических факторов, влияющих на определение вектора развития института раскрытия данных в Японии и России. В заключении перечислены выводы и значимость данного исследования.
Для подведения итогов стоит обратиться к началу работы: целью данного исследования было определение особенностей правового регулирования раскрытия данных в Японии и России и попытка оценить, как политическое устройство этих стран может влиять на выбор стратегии развития правового регулирования в сравнительной перспективе. В дополнение к этому, в рамках данного исследования были рассмотрены и затронуты такие различные вопросы, как концептуализация раскрытия данных в рамках различных правовых доктрин, проблемы правового регулирования раскрытия данных в Японии и России, преимущества и угрозы внедрения информационных технологий в государственное управление. Выводы стоит разделить на три основных вопроса.
Первый вопрос можно сформулировать следующим образом: “развивается ли в настоящее время институт раскрытия данных?”. Глава о теоретических аспектах института раскрытия данных содержит ответ на этот вопрос. Регулирование раскрытия данных как правовой институт уже преодолело большой путь развития, эволюционируя как в концептуальном плане, так и нормативном аспекте. Тем не менее, проблемы и угрозы, вызванные широким использованием электронного правительства и цифровых технологий в государственном управлении, требуют дальнейших улучшений законодательства и адаптации его под нужды общества и государства.
Следующим важным аспектом, раскрывающимся в исследовании, является роль влияния электронного правительства и информационных технологий на раскрытие данных. С одной стороны, новых технологии позволяют государственным органам проще и быстрее предоставлять информацию гражданам. Но несмотря на это стоит учитывать тот факт, что существуют сферы деятельности государства, как военная и дипломатическая служба, терроризм и другие вопросы государственной важности, информация о которых не может быть разглашена без ущерба для национальной безопасности. Таким образом, можно прийти к выводу: влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие раскрытия данных носит ограниченный характер. Хоть и методы, средства доставки информации стали эффективнее, это не обязательно ведет к расширению поля доступных к раскрытию и публикации данных.
И наконец, самый важный вопрос: влияют ли политические факторы на правовое регулирование раскрытие данных? В рамках данного исследования можно было наблюдать некоторые сходства, которые имеют Япония и Россия в сфере правового регулирования доступа к государственной и административной информации; в уровне цифровизации и распространенности информационных технологий в обычной жизни в государственном управлении, а также схожесть угроз и проблем, с которыми сталкиваются правительства, реализуя принципы раскрытия данных на практике. Тем не менее, стоит отметить, различия определенных политических факторов, которые особенно видно при рассмотрении таких критериев, как политический режим, административно-территориальное устройство, уровень коррупции и т.п. Они закладывают предпосылки для формирования и применения информационного законодательства, что ведет к выводу, что политические факторы имеют влияние в некоторой степени на раскрытие данных.
Однако не стоит упускать из внимания роль других факторов на раскрытие данных. Культурные факторы, такие как уровень доверия к государству, отношение к прозрачности и открытости, а также традиции и ценности, могут сильно влиять на подходы к раскрытию данных. Экономические факторы также играют важную роль в раскрытии данных. В странах с развитыми рыночными экономиками и высокой степенью конкуренции, доступ к информации может рассматриваться как необходимость для бизнеса и инвестиций. В таких случаях, раскрытие данных может стимулироваться экономическими выгодами, такими как повышение прозрачности, снижение рисков и создание благоприятной инвестиционной среды. Вопрос влияния иных факторов на доступ к государственной и административной информации могут быть одним из возможных направлений дальнейших исследований.
Что же касается значимости данной работы, исследование призвано дать описание правовому регулированию института раскрытия данных с учетом политический факторов, оказывающих влияние на него, а также внести вклад в дискуссию о соотношении открытых данных и государственной тайны в информационном пространстве государства.
Первый вопрос можно сформулировать следующим образом: “развивается ли в настоящее время институт раскрытия данных?”. Глава о теоретических аспектах института раскрытия данных содержит ответ на этот вопрос. Регулирование раскрытия данных как правовой институт уже преодолело большой путь развития, эволюционируя как в концептуальном плане, так и нормативном аспекте. Тем не менее, проблемы и угрозы, вызванные широким использованием электронного правительства и цифровых технологий в государственном управлении, требуют дальнейших улучшений законодательства и адаптации его под нужды общества и государства.
Следующим важным аспектом, раскрывающимся в исследовании, является роль влияния электронного правительства и информационных технологий на раскрытие данных. С одной стороны, новых технологии позволяют государственным органам проще и быстрее предоставлять информацию гражданам. Но несмотря на это стоит учитывать тот факт, что существуют сферы деятельности государства, как военная и дипломатическая служба, терроризм и другие вопросы государственной важности, информация о которых не может быть разглашена без ущерба для национальной безопасности. Таким образом, можно прийти к выводу: влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие раскрытия данных носит ограниченный характер. Хоть и методы, средства доставки информации стали эффективнее, это не обязательно ведет к расширению поля доступных к раскрытию и публикации данных.
И наконец, самый важный вопрос: влияют ли политические факторы на правовое регулирование раскрытие данных? В рамках данного исследования можно было наблюдать некоторые сходства, которые имеют Япония и Россия в сфере правового регулирования доступа к государственной и административной информации; в уровне цифровизации и распространенности информационных технологий в обычной жизни в государственном управлении, а также схожесть угроз и проблем, с которыми сталкиваются правительства, реализуя принципы раскрытия данных на практике. Тем не менее, стоит отметить, различия определенных политических факторов, которые особенно видно при рассмотрении таких критериев, как политический режим, административно-территориальное устройство, уровень коррупции и т.п. Они закладывают предпосылки для формирования и применения информационного законодательства, что ведет к выводу, что политические факторы имеют влияние в некоторой степени на раскрытие данных.
Однако не стоит упускать из внимания роль других факторов на раскрытие данных. Культурные факторы, такие как уровень доверия к государству, отношение к прозрачности и открытости, а также традиции и ценности, могут сильно влиять на подходы к раскрытию данных. Экономические факторы также играют важную роль в раскрытии данных. В странах с развитыми рыночными экономиками и высокой степенью конкуренции, доступ к информации может рассматриваться как необходимость для бизнеса и инвестиций. В таких случаях, раскрытие данных может стимулироваться экономическими выгодами, такими как повышение прозрачности, снижение рисков и создание благоприятной инвестиционной среды. Вопрос влияния иных факторов на доступ к государственной и административной информации могут быть одним из возможных направлений дальнейших исследований.
Что же касается значимости данной работы, исследование призвано дать описание правовому регулированию института раскрытия данных с учетом политический факторов, оказывающих влияние на него, а также внести вклад в дискуссию о соотношении открытых данных и государственной тайны в информационном пространстве государства.
Подобные работы
- Трансляционное стратегическое управление предприятием на базе существующих практик в странах мира (на примере Японии)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ РЫНКОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА НЕФТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовое регулирование института двойного гражданства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Политико-правовые средства преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях развития информационного общества
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВУЗОВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА ЗА 2003-2013 ГОДАХ(НА ПРИМЕРЕ СФУ)
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Перспективы развития платежных систем на основе криптовалют
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ КАК ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018



