Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный экологический рейтинг устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки

Работа №136161

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Методические основы применения метода сравнительного экологического рейтинга устойчивого развития городов 9
1.1 Анализ понятий устойчивое развитие городов и устойчивый город 9
ГЛАВА 2. Выбор значимых экологических, экономических и социальных показателей устойчивого развития городов на примере Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки 13
2.1 Значимые показатели устойчивого развития Санкт-Петербурга 13
2.2 Значимые показатели устойчивого развития г. Таллинна 17
2.4 Значимые показатели устойчивого развития Хельсинки 19
ГЛАВА 3. Сравнительный экологический рейтинг устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки 25
3.2 Сравнительный анализ социальных показателей 30
3.3 Сравнительный анализ экономических показателей 32
3.3.1 Результаты сравнительного анализа показателей 32
3.4 SWOT-анализ сравнительного экологического рейтинга устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки 37
3.4.1 SWOT-анализ устойчивого развития Санкт-Петербурга 37
3.4.2 SWOT-анализ устойчивого развития Таллина 42
3.4.3 SWOT-анализ устойчивого развития Хельсинки 44
ГЛАВА 4. Рекомендации по обеспечению устойчивого развития городов столичного статуса трансграничного субрегиона Россия-Финляндия-Эстония 47
Заключение 50
Список использованной литературы


В последние годы в качестве одного из основных факторов социально-экономического развития стран и территорий, их конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях выступает качество городской среды. В мировой практике для перехода на путь устойчивого развития многими странами использовался опыт стран-лидеров, которые, обобщая достигнутый положительный опыт, формировали систему значимых качественных показателей устойчивого развития и определяли их количественные значения.
Это получило институциональное закрепление в доктрине устойчивого развития после конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 2012 году, определившей перспективы перехода стран к зеленой экономике, наметилась тенденция интеграции целей социального, экономического и экологического устойчивого развития. Концепция «зеленой экономики« все больше приобретает значение как путь в будущее - экономика, которая приводит к улучшению благосостояния людей и социальной справедливости, а также значительно снижает экологические риски и экологические недостатки[5].
Устойчивое развитие может иметь место только в том случае, если природные ресурсы и экосистемные услуги, которые являются основой благосостояния обществ, постоянно обеспечены как для нынешних, так и для будущих поколений. Бизнес и институты гражданского общества занимают лидирующее положение в построении «зеленой экономики».
Эти тенденции особенно четко проявились в процессах урбанизации и обусловили необходимость перехода к новой модели устойчивого развития городских агломераций.
Разработка моделей в настоящее время стала предметом исследований многих научных коллективов в нашей стране и за рубежом [34]. В этих исследованиях было установлено, что чем более сбалансированным является город с точки зрения экономического, социального и экологического развития, тем более стабильно он развивается в различные периоды изменяющейся экономической конъюнктуры. Показано, что сбалансированность развития городов во многом зависит от их бюджетной самодостаточности. Города, опирающиеся на собственные источники доходов, могут не только эффективно решать оперативные проблемы, но и ставить стратегические задачи и лучше справляться с кризисными явлениями.
К важным институциональным движущим факторам устойчивого развития городов относится наличие институтов гражданского общества, открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Стоит отметить, что экономический рост, как правило, сопровождается возрастающей нагрузкой на окружающую среду, что обуславливает необходимость постоянного контроля за качеством работы экологических институтов регулирующих процессы охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Сложность исторически обусловленного явления устойчивого развития обусловила постановку проблемы по изучению индикаторов социальных экологических и экономических процессов устойчивого развития городов. Каждый город уникален и имеет свою ярко выраженную географическую, социальную, экологическую и экономическую специфику. У каждого города есть свои достижения и трудности в реализации стратегии устойчивого развития. В современных условиях особую актуальность имеет проблема сравнения городов, отнесённых в одну категорию по каким-то обобщающим признакам. Раскрытие данной проблемы будет способствовать развитию интеграционных процессов в различных областях и активной передаче успешного опыта по реализации планов устойчивого развития городов. Этим условиям отвечают города столичного статуса: Санкт-Петербург, Таллини Хельсинки.
Эти города расположены на берегах Финского залива, который является ключевым, системообразующим водным объектом трансграничного субрегиона Россия – Финляндия – Эстония. Данные страны ответственны за совместное природопользование на территории водосборного бассейна и акватории Финского залива и от их совместных действий зависит, прежде всего, его экологическое состояние[31].
В этой связи для сравнительного анализа были выбраны три городские агломерации столичного статуса в трансграничном субрегионе: Санкт-Петербург (Российская Федерация), Таллинн (Эстония) и Хельсинки (Финляндия), соответствующие вышеизложенным критериям.
Цели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является сравнительная оценка экологического рейтинга устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие научные задачи исследования:
1. Выполнить анализ состояния проблемы экологического устойчивого развития городов.
2. Выбрать значимые экологические, экономические и социальные показатели устойчивого развития городов на примере Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
3. Провести анализ(SWOT-анализ)значимых экологических, экономических и социальных показателей и установить сравнительный рейтинг устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
4. Разработать рекомендации по обеспечению устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются социальные экологические и экономические системы устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
Предметом исследования являются статистические взаимосвязи сравнительной оценки рейтингов между Санкт-Петербургом, Таллином и Хельсинки по значимым экологическим, экономическим и социальным показателям устойчивого развития.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Теоретической основой исследования являются городская и региональная экономика, урбоэкология. Методологическая основа диссертационного исследования построена на модели устойчивого социального, экологического и экономического развития городов. В исследовании были использованы методы системного анализа, SWOT-анализа, а также статистические методы.
Для построения рейтинга в области устойчивого развития использовались методы и опыт присвоения рейтингов ведущих зарубежных исследовательских групп и организаций: McKinsey, Ernst&Young, Australian
Conservation Foundation, Forum for theFuture, European Green Capital, а также отечественных: института территориального планирования «Урбаника», Санкт-Петербургского института «Урбанистика» и др.
Информационная база
Для анализа и оценки устойчивого развития городов были использованы 28значимых статистических показателей, характеризующие устойчивое развитие городов по трем основным категориям:
• состояние экономики и городского хозяйства,
• состояние социальной сферы,
• экологической обстановка городской среды.
Выбор рейтинговых показателей был основан на следующих ключевых принципах:
• Открытость статистических материалов. Все используемые данные размещены на официальных сайтах и в базах данных в сети Интернет;
• Полнота данных, что позволяет проводить корректные сравнения для исследуемых городов.
• Максимальная релевантность показателей. Используются только те показатели, которые имеют смысл для характеристики устойчивого развития.
Для повышения уровня достоверности результатов анализа был произведен отсев показателей, достоверность которых находится под сомнением по качеству сбора первичной информации или не соответствует цели исследования.
Теоретическая значимость. Важным научным результатом исследования является применение современных методов и подходов, принятых в мировой исследовательской практике для изучения процессов устойчивого развития городов. Результаты исследования подтвердили наличие достоверной зависимости показателей устойчивого развития сравниваемых городов Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки. Это позволило обосновать ориентиры и выявить тенденции развития для различных заинтересованных сторон (городские и региональные органы власти, жители, хозяйствующие субъекты и потенциальные инвесторы).
Практическая значимость работы:
Рекомендации проведенного исследования могут быть использованы для:
• анализа и разработки корректирующих мер и мероприятий для обеспечения устойчивого развития городов,
• создание ориентиров представителям органов государственной власти к последовательному улучшению показателей устойчивого развития;
• выделения потенциальных лидеров развития для инвестиций в городские и региональные проекты.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Следует отметить, что на этапе сбора исходных данных для проведения настоящего исследования были рассмотрены отчетные материалы о мероприятиях и об итогах деятельности в области устойчивого социально-экономического и экологического развития, выложенные в открытом доступе на сайтах городских администраций. Их анализ показал, что в настоящее время власти Таллина и Хельсинки демонстрируют более высокий уровень прозрачности и открытости статистических данных, чем власти Санкт-Петербурга. Поэтому рекомендуется Совету губернаторов городов трансграничного региона – Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки разработать общую информационную форму согласованных показателей социально-экономических и экологических показателей, позволяющих использовать метод рейтинговых оценок по различным направлениям хозяйственной и иной деятельности, развивающих принципы зеленой экономики наших стран-соседей.
Процесс формирования городских агломераций в России соответствует мировым трендам, но идет медленнее, чем в развитых странах. Это обусловлено такими институциональными факторами, как несовершенство законодательного регулирования процессов развития агломераций и институциональной среды для взаимодействий на муниципальном уровне, невысокая интенсивность межрегиональных миграционных потоков, ограниченные объемы инвестиций в инфраструктуру городов, а также в развитие межрегиональной логистики. На региональном уровне в России имеются положительные примеры институционального закрепления межмуниципального взаимодействия в рамках агломерации, в частности, в Челябинской области.
Для практических целей управления устойчивым развитием городов рекомендуется использовать результаты проведенного в исследовании анализа состояния проблемы экологического устойчивого развития городов.
Выбранные значимые экологические, экономические и социальные показатели устойчивого развития городов на примере Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки, а также их SWOT-анализ дали возможность установить сравнительный рейтинг устойчивого развития Санкт-Петербурга, Таллина и Хельсинки.
Исследования были проведены в масштабе городских агломераций. Для дальнейшего развития исследований рекомендуется продолжить их на уровне муниципальных образований. Это позволит получить необходимые данные для повышения достоверности методического обеспечения работ по управлению устойчивым развитием в приложении к местному уровню.



1. Аткинсон, Л. Как устойчивое развитие может изменить мир / Л.
2. Аткинсон. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 455 c.
3. Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир / А.
4. Аткиссон. - М.: Бином, 2015. - 455 c.
5. Белоусов К. Ю. Современный этап эволюции концепции устойчивого развития и формирование парадигмы корпоративной устойчивости // Проблемы современной экономики — СПб., 2013, N1 (45).— стр. 47-50 — ISSN 1818-3395
6. Бобылев, С.Н. Модернизация экономики и устойчивое развитие / С.Н.
7. Бобылев, В.М. Захаров. - М.: Экономика, 2011. - 295 c.
8. Бобылев, С.Н. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие / С.Н. Бобылев. - М.: Экономика, 2011. - 358 c.
9. Визгалов Д. В. Брендинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. — с. — ISBN 978-5-8130-0157-4
10. Гуляев, В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: Учебник / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Сов. спорт, 2008. - 280 c.
11. Кремер Л. Экологическое право Европейского Союза / Л. Кремер, Г. Винтер. - (Экономика и управление). - (Реферат) // Экология и жизнь. - 2008. - N 3. - С. 26-29.
12. Крылов, А.Н. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели - мораль - успех - устойчивое развитие / А.Н. Крылов. - М.: ИКАР, 2013. - 452 c.
13. Кулян, К.К. Устойчивое развитие туристских дестинаций в горной и предгорной зоне Северного Кавказа: Монография / К.К. Кулян, М.К.
14. Кулян.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 143 c.
15. Марфенин, Н.Н. Устойчивое развитие человечества / Н.Н. Марфенин. - М.: МГУ, 2007. - 624 c.
16. МанвеловаА.Б. «Оценка экологической эффективности систем водоотведения трансграничного субрегиона Россия – Финляндия - Эстония» – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук
17. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: моногр. / под ред. В. И. Фролова; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. — СПб., 2011. — 464 с.
18. Миркин, Б.М. Устойчивое развитие: вводный курс: Учебное пособие / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. - М.: Логос, 2006. - 312 c.
19. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие. Учебное пособие. — Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. — ISBN 987-5-7477-2312-1
20. Немцев И. А. Зеленое строительство: экопоселения в концепции устойчивого развития // Урбанистика. — 2014. — № 3. — С.8-25. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.3.13525.
21. Новиков Д. В. Организация территории на эколого-ландшафтной основе как фактор устойчивого развития страны / Д. В. Новиков. - (Землеустройство) // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2012. - № 11. - С. 29-34 : ил. - ISSN 2074-7977
22. Проект модельного закона для государств-участников СНГ "О предупреждении и контроле загрязнений" / Б. В. Бораевский [и др.] // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2008. - N 9. - С. 22-30. - Электронный архив УГЛТУ ISSN 0235-5019
23. Розенберг Г. С. Волжский бассейн на пути к устойчивому развитию. Тольятти. 2009. 477 с.
24. Салимова, Татьяна Анатольевна. Менеджмент качества: устойчивое развитие / Т. А. Салимова, Н. Б. Ольховникова. - (Стандартизация) // Стандарты и качество. - 2012. - № 4. - С. 76-80
25. Степанов С. А. О теоретико-методологических основах экологического образования для устойчивого развития / С. А. Степанов // Вестник экологического образования. - 2010. - N 4. - С. 19-21. - Библиогр.: с. 21 (5 назв.). - ISSN 2079-1623. - Библиогр.: с. 21 (5 назв.)
26. Хайдуков Д.С., Тасалов К.А. Основы обеспечения устойчивого развития городской агломерации // Материалы XIV Международной конференции МГУ «Государственное управление в XXI веке», – М.: «Университетская книга», 2017. С. 783-789 ISBN 978-5-91304-707-6
27. Хайдуков Д. С., Тасалов К. А. Реализация концепции устойчивого развития в региональном управлении // Сборник материалов I научно-практической конференции «Эффективное управление», МГУ. — М.: Издательство «Полиграф сервис», 2015, 206 c., ISBN 978-5-86388-218-5
28. Ягодин, Г.А. Устойчивое развитие. Человек и биосфера / Г.А. Ягодин. - М.: Бином, 2013. - 109 c.
29. Ягодин, Г.А. Устойчивое развитие. Человек и биосфера / Г.А. Ягодин, Е.Е. Пуртова. - М.: Бином, 2015. - 109 c.
Список интернет-источников
30. Официальный сайт ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
URL: http://www.vodokanal.spb.ru/kanalizovanie/ochistka_stochnyh_vod/ (Дата обращения 15.12.2017).
31. Отчет в области устойчивого развития. Годовой отчет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»,2016.
32. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/el_potr.htm Потребление электроэнергии по субъектам Российской Федерации
33. Facts about Helsinki 2016 URL:https://www.hel.fi/hel2/tietokeskus/julkaisut/pdf/16_06_16_Facts_about_Helsinki_2016_Askelo.pdf
34. URL:https://regnum.ru/news/2292947.htmlУровеньзаработнойплаты в СПб(Дата обращения 06.01.2018)
35. URL:http://www.vodokanal.spb.ru/files/documents/press/otchet/go_2016_web.pdf(Дата обращения 18.12.2018).
36. Environmental Report 2016, TallinnaVesi. URL:https://www.tallinnavesi.ee/wp-content/uploads/2016/03/Environmental-report-2016.pdf (Дата обращения 06.01.2018).
37. Environmental Report 2010, TallinnaVesi. URL:Environmental Report 2016, TallinnaVesi. URL:https://www.tallinnavesi.ee/wp-content/uploads/2016/03/Environmental-report-2016.pdf (Дата обращения 06.01.2018).
38. Уровень преступности в Хельсинки URL:https://www.numbeo.com/crime/in/Helsinki(Дата обращения 19.12.2018).
39. URL:http://www.tallinn.ee/ (Дата обращения 17.12.2018).
40. Очистка сточных вод в столичном регионе 2014 (Jätevedenpuhdistuspääkaupunkiseudulla 2014), HSY, Helsinki, 2015. URL:https://www.hsy.fi/sites/Esitteet/EsitteetKatalogi/Julkaisusarja/3_2015_Jatevedenpuhdistus_paakaupunkiseudulla_2014.pdf (Дата обращения 19.12.2018).
41. Очистка сточных вод в столичном регионе 2015 (Jätevedenpuhdistuspääkaupunkiseudulla 2015), HSY, Helsinki, 2016. (Дата обращения 19.12.2018).
URL:https://www.hsy.fi/sites/Esitteet/EsitteetKatalogi/Julkaisusarja/4_2016_jatevedenpuhdistus.pdf (Дата обращения 19.12.2018).
42. Очистка сточных вод в столичном регионе 2016. (Jätevedenpuhdistuspääkaupunkiseudulla 2016), HSY, Helsinki, 2018.
URL:https://www.hsy.fi/sites/Esitteet/EsitteetKatalogi/Julkaisusarja/1_2017-jatevedenpuhdistus-pkseudulla-2016.pdf (Дата обращения 19.12.2018).
43. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 1992 г.).
44. HELCOM Recommendation 28E/5. «MUNICIPAL WASTEWATER TREATMENT» Supersedes HELCOM Recommendations 7/3, 9/2 and 16/9. Adopted 15 November 2007, having regard to Article 20, Paragraph 1 b) of the Helsinki Convention URL:http://www.helcom.fi/Recommendations/en_GB/rec28E_5/ (Дата обращения 15.12.2018).
45. Комплексочистных сооружений «Виикинмяки». Helsinginseudunympäristöpalvelut URL:https://www.hsy.fi/sites/Esitteet/EsitteetKatalogi/viikinmaki_tekninenesite_rus.pdf (Дата обращения 06.01.2018).
46. URL:https://www.tekes.fi/nyt/uutiset-2013/vesi-ohjelma-kirkasti-suomalaisen-vesialan-nakymat/ (Дата обращения 10.12.2018).
47. Постановление Администрации Сосновоборского городского округа от 29/09/2017 № 2192 Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Сосновый Бор.
48. URL:http://sudact.ru/regular/ (Дата обращения 11.12.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ