Аннотация
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты промышленного туризма ………….……..6
1.1. Особенности развития промышленного туризма ……………………….6
1.2. Основные направления и особенности развития промышленного
туризма в России
1.3. Основные направления и функции промышленного туризма ………..12
Глава 2. Исследование особенностей развития и функционирования промышленного туризма в Санкт-Петербурге
2.1. Специфика рынка промышленного туризма Санкт-Петербурга ……..17
2.2. Инновационный предприятия Санкт-Петербурга как ресурс
для развития промышленного туризма
2.3. Исследование интереса к Технопарку как к объекту промышленного туризма
Глава 3. Технопарк Ленполиграфмаш как объект
промышленного туризма
3.1. Исследование потенциала Технопарка Ленполиграфмаш для
промышленного туризма
3.2. Проект промышленной экскурсии по территории Технопарка ……….34
3.3. Продвижение и оценка эффективности экскурсии
3.4 Расчет затрат на экскурсионные услуги
Заключение
Список литературы
Приложения………………
Промышленный туризм для города Санкт-Петербурга является перспективным направлением развития новых туристских предложений: с одной стороны, способных диверсифицировать рынок турпродуктов региона, с другой, удовлетворить потребности и запросы современных туристов на качественно новые интеллектуальные впечатления.
Несмотря на то, что город Санкт-Петербург сегодня выступает развитым индустриально-промышленным центром, с большой концентрацией наукоемких производств, рынок промышленного туризма города имеет узкую направленность - представлен в основном экскурсиями на традиционные производства старого технологического уклада. Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время туриндустрией города остается недооцененным и незадействованным потенциал современных инновационно-промышленных предприятия малого и среднего бизнеса из сектора высокотехнологичных производств. В связи с этим, наша гипотеза заключается в том, что Технопарк Ленполиграфмаш как главная точка концентрации высокотехнологичных предприятий, интеллектуальных, инновационных и предпринимательских ресурсов города может стать альтернативной площадкой для развития турпродуктов в нише промышленного туризма. Пространство Технопарка и креативного квартала Ленполиграфмаш может служить местом притяжения туристов преследующих как профориентационные цели, получение нового необычного опыта, так и цели развития бизнес-коммуникаций.
Объект исследования: Технопарк Ленполиграфмаш как объект промышленного туризма. Предмет исследования: потенциал инновационных производств (технопарка) для развития промышленного туризма Санкт-Петербурга
Цель выпускной квалификационной работы заключается в создании промышленной экскурсии на базе Технопарка Ленполиграфмаш. В рамках работы над проектом необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. Изучить теоретические аспекты промышленного туризма;
2. Выявить особенности и направления развития промышленного туризма в России;
3. Выделить особенности и направления промтуризма в Санкт-Петербурге;
4. Идентифицировать предприятия, которые вовлечены в промышленный туризм в Санкт-Петербурге;
5. Определить спрос на промтуризм и на посещение инновационных предприятий на туристском рынка с целью выявления целевых сегментов и мотивов аудитории;
6. Выявить отрасли, которые могли бы быть вовлечены в промышленный туризм на основе анализа существующей системы промышленного туризма в Санкт-Петербурге;
7. Разработать рекомендации по продвижению экскурсии и оценке эффективности экскурсионных мероприятий.
В рамках выпускной квалификационной работы была промышленная экскурсия по территории технопарка Ленполиграфмаш, включающая посещение шести объектов – высокотехнологичных производств-резидентов технопарка. Разработана сопутствующая технологическая документация, контрольный текст экскурсии и подобраны материалы для портфеля экскурсовода.
Проектирование экскурсии проводилось по результатам исследований, основанных на изучении открытых источников работ отечественных и зарубежных авторов по теме промышленного туризма. Также первый этап исследования включал обзор некоторых российских и зарубежных практик работы с промышленным наследием территорий.
В рамках обзора рынка промышленного туризма города Санкт-Петербург была подтверждена гипотеза о том, что экскурсионный продукт данной ниши реализуется на предприятиях старого технологического уклада, а потенциал инновационных высокотехнологичных производств не задействован в достаточной степени. Проведенный в ходе работы социологический опрос показал востребованность инновационных предприятий промышленности как экскурсионных объектов, основными мотивами к посещению которых являются: получение новых впечатлений, цели профориентации и трудоустройства.
В заключительной части работы были приведены рекомендации по продвижению экскурсии, разработке критериев ее эффективности, произведена оценка экскурсии как маркетингового мероприятия, а также определены точки роста для последующего развития экскурсионного продукта предприятия.
1. Федеральный закон от 24.11.96г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р).
3. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»
4. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»
5. ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг"
Научные публикации:
6. А.Г. Шипугин, А.В. Шпиленко; Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Том 6 — М.: АКИТ РФ, 2020 — 110 с.: ил. - 1500 экз.
7. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов // Journal of new economy. 2017. №4 (72).
8. Запарий В.В. К вопросу об индустриальном наследии и его сохранении // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012, № 3 (104).
9. Жигалина Светлана Владимировна. Стратегия формирования промышленного туризма в Санкт-Петербурге // Магистерская диссертация. 2016
10. Кадыров Р.В., Мударисов Р.Г. Промышленный туризм как креативный маркетинг // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 88-94
11. Малюженко Екатерина Владимировна, Кабаргина Александра Алексеевна, Деркачева Людмила Николаевна Методы Продвижения продукта промышленного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Сервис в России и за рубежом. 2020. №5 (92).
12. Никулина Юлия Николаевна, Трусов Сергей Владимирович Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты // Российское предпринимательство. 2017. №13.
13. Никулина Юлия Николаевна Региональная политика в области развития промышленного туризма: содержание и направления реализации // КЭ. 2018. №5.
14. Пайн Дж. Б., Гилмор Х. Дж. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес – сцена, М.: Вильямс, 2005. 304 с.
15. Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян. "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевой обзор №2(15), 2019".
16. Технопарки России: ежегодный обзор / М.М. Бухарова, Л.В. Данилов, Е.А. Кашинова, Е.И. Кравченко, М.А. Лабудин, М.А. Махаева.
17. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Кызы Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей Российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017.
18. Тарасова Ю. И., Киншт А.В. Кластер как структурная единица территориально-пространственной организации среды в России // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 6. С. 66-74
19. Чумаков В.Ю. Сборочный цех впечатлений / В.Ю.Чумаков // Вокруг Света. - 2007
20. Baltova S. Industrial tourism: rethinking the benefits // Management and sustainable development. 2012. Vol. 32. Pp. 57-62.
21. Boros, L., Martyin, Z., & Pal, V. (2013). Industrial tourism-trends and opportunities. Forum geographic
22. Lee C.-F. An investigation of factors determining industrial tourism attractiveness // Tourism and Hospitality Research, 2015.
23. Hospers, G. J. (2002). Industrial heritage tourism and regional restructuring in the European Union. European Planning Studies, 10(3), 397-404.
24. Pine B. J., Gilmore J. H. The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Harvard Business Press, 1999
25. Transformation of industrial heritage - an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. 2014. vol. 18. pp. 43-50.
26. Kudret, G., & Melike, G. (2020). The Role of Industry Museums in Promoting Industrial Heritage Tourism. Heritage Tourism Beyond Borders and Civilizations, 139-146.
Интернет-ресурсы:
27. В России набирает популярность промышленный туризм. Электронное издание “Делового Петербурга” https://www.dp.ru/a/2019/10/02/Galopom_po_zavodam
28. Исследования HH.ru “Профессии будущего” https://hhcdn.ru/file/16834264.pdf
29. Проектный офис Агенства стратегических инициатив по развитию промышленного туризма https://promtourism.ru/
30. Прогулки по парку. Электронное издание Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/2872965
31. Портал комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга https://cipit.gov.spb.ru/
32. Рейтинг инновационных регионов России, исследование АИРР https://i-regions.org/upload/iblock/0c8/airr17.pdf
33. Согласно аналитическому журналу Urban Report №10 URL https://spb.hse.ru/data/2017/03/06/1169563413/URBAN_10_2017.pdf
34. Сайт Федерального агентства по туризму https://tourism.gov.ru/
35. ТурСтат http://turstat.com/toptravelrussiacity2019
36. Туристский портал Ленинградской области https://www.lentravel.ru
37. Туристский портал Санкт-Петербурга https://www.visit-petersburg.ru/ru/