ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………………………….6
1.1. Медиация: история, сущность, опыт применения………………………6
1.2. Медиация в образовательном учреждении……………………………….14
1.3. Модели организации школьной службы примирения в образовательном
учреждении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………….30
2.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации
2.2. Место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения)…….33
2.3. Практика проведения медиаций в образовательном учреждении……….47
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Деятельность психологов и педагогов в системе образования часто протекает на фоне конфликтных ситуаций. Как следствие приобретает актуальность проблема повышения компетентности педагогов и психологов в сфере предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в системе образования.
Образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования включает в себя общие курсы педагогического, психологического, и социологического направлений, в содержании которых рассматриваются проблемы межличностных отношений, психологии малых и больших групп, межгрупповые отношения и взаимодействие. Вместе с тем, результаты опросов, тестирований, а также наблюдение за деятельностью молодых педагогов в школе показывают, что общей психологической и социально-педагогической подготовки, предусмотренной стандартом не достаточно. В первую очередь, это относится к знаниям и умениям педагогов по профилактике и разрешению конфликтов. Для педагога умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без причинения ущерба окружающим. Пассивное поведение или робость перед конфликтом приводит к тому, что педагог не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя подавить, перехитрить или запугать .
В методическом арсенале учителя в основном активно используются традиционные методы урегулирования конфликтов, отказаться от которых (особенно учителю со стажем) бывает чрезвычайно сложно. Однако при работе с конфликтами современных школьников следует применять современные методы психолого-педагогического воздействия, одним из которых является медиация.
Как технология урегулирования конфликтов в школе, медиация стала применяться относительно недавно (80-90-е годы ХХ столетия). Зарубежные исследователи утверждают, что впервые она появилась в Америке и постепенно стала распространяться по всему миру. В начале ХХI века во многих странах мира медиация является официально признанной профессией .
В последние десятилетия в школах все чаще стали возникать конфликтные ситуации, которые в последнее время становятся все более опасными. Выход из создавшегося положения видится в привлечении в образовательный процесс школы процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. Медиация является достаточно новой практикой образовательного учреждения.
Поэтому медиация в школе играет огромную роль и является актуальной проблемой, требующей детального рассмотрения.
Цель работы - изучить медиацию как современный способ разрешения конфликтов, в частности школьных.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю, сущность и опыт применения медиации.
2) Изучить особенности применения медиации в образовательном учреждении.
3) Рассмотреть модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении.
4) Изучить нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации.
5) Выявить место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения).
6) Проанализировать практику проведения медиаций в образовательном учреждении.
Объект работы –медиация.
Предмет работы –практика проведения медиаций в образовательном учреждении.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение, анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Школьная жизнь -это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей, что, несомненно, приводит к возникновению различных конфликтных ситуаций. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог, способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Развитие школьных служб медиации является важнейшей инновацией, востребованной сегодняшней жизнью и ставшей одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
На сегодняшний момент недостаточно нормативно-правового и методического обеспечения и рекомендаций для оптимизированной работы школьной медиации.
Главная цель школьной медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. В работе службы медиации (примирения) большую роль играют медиаторы, которые представлены педагогом (медиатор-координатор) и учеником (медиатор-сверстник). Педагог (медиатор-координатор) – преподаватель, лицо, которое прошло соответствующую подготовку по рекомендованными стандартами, которое координирует текущее функционирование медиации (примирения) сверстников. Медиатор-сверстник - ученик средней школы, который прошел соответствующую подготовку по медиации, имеет необходимую квалификацию и может облегчить процесс урегулирования споров между учениками, применяя медиацию.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а учителя и родителя остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Проведя анализ практики медиации в образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 480 г. Москвы) пришли к следующим выводам. Результатами деятельности школьной службы медиации МБОУ СОШ № 480 г. Москвы стали (в 2015-2016 году):
• рассмотрено 5 конфликтных ситуаций - в отношении «ученик – ученик» 3 случая, в отношении «ученик – родитель» 2 случая. В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.
• разрешен один национальный конфликт.
• проведены классные часы: «Поговорим о дружбе» (5 класс) «Конфликты в нашей жизни» (7 классы).
• Проведены родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей»; «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Наши подростки».
В 2015-2016 годах рассмотрено 3 конфликтные ситуации в отношении «ученик- ученик»; «ученик учитель» в 5 х классах. Спорные вопросы были решены положительно. Все конфликтные ситуации закончились примирением сторон. Решения приняты следующие: рассмотреть способы бесконфликтного решения вопроса в 5-х классах на классных часах.
• Беседы с обучающимися «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах».
• Проведены классные часы, большие психологические игры: «Путешествие на корабле Дружба», (5 класс); Толерантность- дорога к миру!» (8 класс), Проведена Неделя толерантности.
Таким образом, можно отметить, что деятельность ШСП МБОУ СОШ № 480 г. Москвы является довольно эффективной. Необходимость медиаторской деятельности в работе МБОУ СОШ № 480 г. Москвы не оставляет сомнений, важно осуществлять контроль за поведением школьников и коррекцию их поступков в «постконфликтный период» с целью нормализации отношений: сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на общей успеваемости школьников.
Цель работы достигнута. Задачи решены.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс, 2017.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Консультант-Плюс, 2017.
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»// Консультант-Плюс, 2017.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Консультант-Плюс, 2017.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Консультант-Плюс, 2017.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // Консультант-Плюс, 2017.
7. Методические рекомендации по организации служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07// Консультант-Плюс, 2017.
8. Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» // КонсультантПлюс, 2016.
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) //КонсультантПлюс, 2016.
10. Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» - Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Консультант-Плюс, 2017.
11. Адвокат: навыки профессионального мастерства [Текст] / под ред. Л.А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. – М.: Волтерс-Клувер, 2016. - 592 с.
12. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника. – СПб.: Издательский домРоза мира, 2013. – 178 с.
13. Альтернативное разрешение споров [Текст] / А.И. Зайцева, И.Ю. Захарьящева, И.Н. Балашова, А.Н. Балашов / Под ред. А.И. Зайцева. - М.: Астрель, 2014. -180 с.
14. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Издательский домАкадемия, 2014. – 596 с.
15. Баклановский, С.В. Конфликтология [Текст] / С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
16. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах[Текст] /Перевод с нем. Маловой Н.В. - Калуга: Издательский домДуховное познание, 2014. – 223 с.
17. Беспальчая, Р. Пути мирного разрешения конфликтов в школе [Текст] / Г. Беспальчая. - Тернополь, 2014. - 97 с.
18. Верховская, Е.Н. Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения[Текст] / Е.Н. Верховская // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - №2(26) – 2015. – С.59 – 63.
19. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Лань, 2013. - 467 с.
20. Гулякина, В.В. Конфликтология. Психология конфликта [Текст] / В.В. Гулякина. – Орел: ОГУ, 2014. – 328 с.
21. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / P. Дарендорф. – СПб.: Лань, 2013. – 190 с.
22. Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст] / А. В. Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. - 321 с.
23. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. - М.: Академия, 2013. – 178 с.
24. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравосмыслов. - М.: Кнорус, 2012. – 211 с.
25. Зер, Г. Изменение объектива: новый взгляд на преступление и правосудие [Текст] / пер. с англ. М. Яковлева // Г. Зер. - М .: Унив. Изд-во Пульсары, 2014. - 224 с.
26. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феник, 2015. - 168 с.
27. Камакина, О.Л., Шигапова, А.Г. Медиация в школе: возможности и перспективы [Текст] / О.Л. Камакина, А.Г. Шигапова // Августовский педагогический совет. Система образование Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ Кировского района, 2015. - С.80-84.
28. Кармин, А.С. Конфликтология [Текст] / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2014. - 448 с.
29. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты[Текст] / Т.Н. Кильмашкина. – М.: Издательский домКнорус, 2015. – 169 с.
30. Коновалов,А. Службыпримирения: идеяитехнология[Текст] / А. Коновалов // Вкн.: Школьныеслужбыпримирения. Российскаямодельшкольноймедиации. - М.: Академия, 2013.
31. Коновалов,А. Школьныеслужбыпримиренияивосстановительнаякультуравзаимоотношений. Практическоеруководство [Текст] / А. Коновалов.– М.: Издательский домАкадемия, 2014. – 214 с.
32. Коновалов, А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. - М.: Издательский домМОО Центр «СПР», 2005. - С. 113
33. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения [Текст] / А. Коновалов // Справочник заместителя директора школы. - №2 – 2008. – С.68 – 76.
34. Коэн, Р. Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт [Текст] /Р. Коэн. - Одесса: 2015. - 202 с.
35. Кривцова, А.С., Хухлаева, О.В. Служба школьной медиации [Текст] / А.С. Кривцова, О.В. Хухлаева // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 2. - URL: http://www.menobr.ru/article/50519-slujba-shkolnoy-mediatsii (дата обращения 24.11.2016 г.)
36. Лаврова, Н.М., Лавров, В.В. Медиация. Принятие ответственных решений[Текст] / Н.М. Лаврова, В.В. Лавров. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. - 224 с.
37. Лампен, Д. Введение и курс тренинга «Медиация ровесников» [Текст] / Д. Лампен. - Одесса: ООГМ. - 2011. - 54 с.
38. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон [Текст] /В. Латынов. – М.: Спутник+, 2013. - 102 с.
39. Лукманов, Е.В. Психология школьного конфликта [Текст] / Е.В. Лукманов // Справочник заместителя директора школы. - №5 – 2008. – с. 61 – 67.
40. Марголина, Т.И. Конфликтность как индивидуальная характеристика [Текст] / Т.И. Марголина // Ежегодник Российского психологического общества. - Т. 1. - Вып. 2, 2010. - С. 134-136.
41. Мельниченко, Р.Г. Медиация[Текст] / Р.Г. Мельниченко - М.: Дашков и Ко, 2014. - 192 с.
42. Мета, Г. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями[Текст] / Г. Мета. – М.: Издательский домКнорус, 2015. – 211 с.
43. Некрасова, А.Н.Конфликтология. Конфликты в организациях [Текст] / А.Н. Некрасова. – М.: Издательский домАСТ, 2013. – 199 с.
44. Носырева, Е.И. Альтернативное разрешение споров в США[Текст] / Е.И. Носырева. – М.: Городец, 2015. – 154 с.
45. Овчинникова, Т. С., Павлович, Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении [Текст] / Т.С. Овчинникова, Г.А. Павлович. – М.: АСТ, 2013. – 54 с.
46. Овчинникова, Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности [Текст] / Т.С. Овчинникова. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2014. – 29 с.
47. Попова, Р. Восстановительный подход в деятельности классного руководителя[Текст] / Р. Попова // ВКн.: Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. – М.: Издательский дом Академия, 2013.
48. Пранис, К. Стюарт, Б., Уэдж, М. Круги примирения. От преступления к возвращению в общество [Текст] /К. Пранис, Б. Стюарт, М. Уэдж //Пер. с англ. - М.: Издательский домЗахарченко В.А., 2014. - 272 с.
49. Пятунин, В.А., Петушкова, О.Г. Школьные службы примирения как современная форма профилактики девиантного поведения и разрешения педагогических конфликтов[Текст] / В.А. Пятунин, О.Г. Петушкова // Science Time. - № 4 (16). – 2015. – С. 635-639.
50. Ракитина, Л.Н., Львова, О.А. Медиация (посредничество): как урегулировать спор, не обращаясь в суд[Текст] /Л.Н. Ракитина, О.А. Львова. – М.: Издательский домЭксмо, 2013. – 200 с.
51. Смелзер, Н. Социлогия [Текст] / Н. Смелзер. - М.: Астрель, 2014. - 689 с.
52. Соловьева, С.В., Ершова, Е.В. Школьная медиация как институт восстановительного правосудия [Текст] / С.В. Соловьева, Е.В. Ершова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (2). - С. 212-217.
53. Терещенко, И.Г., Гусев, А.И. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения [Текст] / И.Г. Терещенко, А.И. Гусев // Психология обучения. - №3. - 2013. - С.
125-133.
54. Туранин, В.Ю., Кривошеев, П.Ю. К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях [Текст] / В.Ю. Туранин, П.Ю. Кривошеев // Наука. Искусство. Культура. - № 3. – 2014. – С. 170-173.
55. Филатова, О. Г. Социология [Текст] / О.Г. Филатова. - СПб.: Лань, 2013. – 238 с.
56. Фишер, С. Работа с конфликтом [Текст] / С. Фишер. - Алма-Ата, 2011. - 227 с.
57. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] Р. Фишер, У. Юри / пер. с англ. - М.: Издательский домНаука, 2013. -158 с.
58. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2014. – 252 с.
59. Хертель А. Фон Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни[Текст] / А. Хертель / пер.с нем. Н.Бабичевой. - СПб.: Вернера Регена, 2013. – 234 с.
60. Чуреев, В.Д. Конфликтология [Текст] / В.Д. Чуреев. - СПб: Питер, 2013. – 400 с.
61. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов [Текст] / Г. Шварц / Пер. с нем. Л. Конторовой. - СПб.: Издательский дом Лань, 2014. - 296 с.
62. Boulle, L., Nesic, M. Mediation: principles, process, and practice [Text] / L. Boulle, M. Nesic. - London: Butterworths, 2016. – 321 p.