Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ( НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

Работа №136154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МЕДИАЦИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ………………………………………….6
1.1. Медиация: история, сущность, опыт применения………………………6
1.2. Медиация в образовательном учреждении……………………………….14
1.3. Модели организации школьной службы примирения в образовательном
учреждении
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ (ПРИМИРЕНИЯ) В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……………………………….30
2.1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации
2.2. Место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения)…….33
2.3. Практика проведения медиаций в образовательном учреждении……….47
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность работы. Деятельность психологов и педагогов в системе образования часто протекает на фоне конфликтных ситуаций. Как следствие приобретает актуальность проблема повышения компетентности педагогов и психологов в сфере предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в системе образования.
Образовательный стандарт высшего профессионального педагогического образования включает в себя общие курсы педагогического, психологического, и социологического направлений, в содержании которых рассматриваются проблемы межличностных отношений, психологии малых и больших групп, межгрупповые отношения и взаимодействие. Вместе с тем, результаты опросов, тестирований, а также наблюдение за деятельностью молодых педагогов в школе показывают, что общей психологической и социально-педагогической подготовки, предусмотренной стандартом не достаточно. В первую очередь, это относится к знаниям и умениям педагогов по профилактике и разрешению конфликтов. Для педагога умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без причинения ущерба окружающим. Пассивное поведение или робость перед конфликтом приводит к тому, что педагог не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя подавить, перехитрить или запугать .
В методическом арсенале учителя в основном активно используются традиционные методы урегулирования конфликтов, отказаться от которых (особенно учителю со стажем) бывает чрезвычайно сложно. Однако при работе с конфликтами современных школьников следует применять современные методы психолого-педагогического воздействия, одним из которых является медиация.
Как технология урегулирования конфликтов в школе, медиация стала применяться относительно недавно (80-90-е годы ХХ столетия). Зарубежные исследователи утверждают, что впервые она появилась в Америке и постепенно стала распространяться по всему миру. В начале ХХI века во многих странах мира медиация является официально признанной профессией .
В последние десятилетия в школах все чаще стали возникать конфликтные ситуации, которые в последнее время становятся все более опасными. Выход из создавшегося положения видится в привлечении в образовательный процесс школы процедур медиации, способствующих предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций. Медиация является достаточно новой практикой образовательного учреждения.
Поэтому медиация в школе играет огромную роль и является актуальной проблемой, требующей детального рассмотрения.
Цель работы - изучить медиацию как современный способ разрешения конфликтов, в частности школьных.
Задачи работы:
1) Рассмотреть историю, сущность и опыт применения медиации.
2) Изучить особенности применения медиации в образовательном учреждении.
3) Рассмотреть модели организации школьной службы примирения в образовательном учреждении.
4) Изучить нормативно-правовое и методическое обеспечение работы школьной медиации.
5) Выявить место и роль медиатора в работе службы медиации (примирения).
6) Проанализировать практику проведения медиаций в образовательном учреждении.
Объект работы –медиация.
Предмет работы –практика проведения медиаций в образовательном учреждении.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование, наблюдение, анализ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Школьная жизнь -это сложный процесс, который включает в себя не только учебные ситуации, но и разные уровни взаимодействия большого количества людей, что, несомненно, приводит к возникновению различных конфликтных ситуаций. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог, способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Развитие школьных служб медиации является важнейшей инновацией, востребованной сегодняшней жизнью и ставшей одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
На сегодняшний момент недостаточно нормативно-правового и методического обеспечения и рекомендаций для оптимизированной работы школьной медиации.
Главная цель школьной медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство и для учеников, и для учителей. В работе службы медиации (примирения) большую роль играют медиаторы, которые представлены педагогом (медиатор-координатор) и учеником (медиатор-сверстник). Педагог (медиатор-координатор) – преподаватель, лицо, которое прошло соответствующую подготовку по рекомендованными стандартами, которое координирует текущее функционирование медиации (примирения) сверстников. Медиатор-сверстник - ученик средней школы, который прошел соответствующую подготовку по медиации, имеет необходимую квалификацию и может облегчить процесс урегулирования споров между учениками, применяя медиацию.
В настоящее время объектом педагогического воздействия в основном, являются школьники, а учителя и родителя остаются вне поля зрения. Работа с конфликтами в школе требует специальной подготовки учителей, организации рефлексии их деятельности, педагогических консилиумов по обсуждению коммуникативной этики учителя, умению слушать и слышать учеников, применению современных воспитательных подходов к ученикам и изучению их менталитета. Умение грамотно и конструктивно разрешать конфликтные ситуации может и должно стать одним из ведущих навыков у современных педагогов, работающих в современной школе.
Проведя анализ практики медиации в образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 480 г. Москвы) пришли к следующим выводам. Результатами деятельности школьной службы медиации МБОУ СОШ № 480 г. Москвы стали (в 2015-2016 году):
• рассмотрено 5 конфликтных ситуаций - в отношении «ученик – ученик» 3 случая, в отношении «ученик – родитель» 2 случая. В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.
• разрешен один национальный конфликт.
• проведены классные часы: «Поговорим о дружбе» (5 класс) «Конфликты в нашей жизни» (7 классы).
• Проведены родительские собрания: «Законодательство для родителей о воспитании детей»; «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Наши подростки».
В 2015-2016 годах рассмотрено 3 конфликтные ситуации в отношении «ученик- ученик»; «ученик учитель» в 5 х классах. Спорные вопросы были решены положительно. Все конфликтные ситуации закончились примирением сторон. Решения приняты следующие: рассмотреть способы бесконфликтного решения вопроса в 5-х классах на классных часах.
• Беседы с обучающимися «Права и обязанности подростков», «Поведение в общественных местах».
• Проведены классные часы, большие психологические игры: «Путешествие на корабле Дружба», (5 класс); Толерантность- дорога к миру!» (8 класс), Проведена Неделя толерантности.
Таким образом, можно отметить, что деятельность ШСП МБОУ СОШ № 480 г. Москвы является довольно эффективной. Необходимость медиаторской деятельности в работе МБОУ СОШ № 480 г. Москвы не оставляет сомнений, важно осуществлять контроль за поведением школьников и коррекцию их поступков в «постконфликтный период» с целью нормализации отношений: сформировавшаяся отрицательная установка может сохраняться определенное время, и человек будет непроизвольно испытывать антипатию к своему бывшему оппоненту, невольно высказывать о нем отрицательное мнение и даже действовать в ущерб ему, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на общей успеваемости школьников.
Цель работы достигнута. Задачи решены.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Консультант-Плюс, 2017.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Консультант-Плюс, 2017.
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»// Консультант-Плюс, 2017.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // Консультант-Плюс, 2017.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Консультант-Плюс, 2017.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» // Консультант-Плюс, 2017.
7. Методические рекомендации по организации служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 № BK-844/07// Консультант-Плюс, 2017.
8. Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» // КонсультантПлюс, 2016.
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) //КонсультантПлюс, 2016.
10. Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» - Приказ Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Консультант-Плюс, 2017.
11. Адвокат: навыки профессионального мастерства [Текст] / под ред. Л.А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. – М.: Волтерс-Клувер, 2016. - 592 с.
12. Аллахвердова О.В. Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника. – СПб.: Издательский домРоза мира, 2013. – 178 с.
13. Альтернативное разрешение споров [Текст] / А.И. Зайцева, И.Ю. Захарьящева, И.Н. Балашова, А.Н. Балашов / Под ред. А.И. Зайцева. - М.: Астрель, 2014. -180 с.
14. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Издательский домАкадемия, 2014. – 596 с.
15. Баклановский, С.В. Конфликтология [Текст] / С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
16. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах[Текст] /Перевод с нем. Маловой Н.В. - Калуга: Издательский домДуховное познание, 2014. – 223 с.
17. Беспальчая, Р. Пути мирного разрешения конфликтов в школе [Текст] / Г. Беспальчая. - Тернополь, 2014. - 97 с.
18. Верховская, Е.Н. Актуальность подготовки будущих социальных педагогов к организации школьных служб примирения[Текст] / Е.Н. Верховская // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - №2(26) – 2015. – С.59 – 63.
19. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - СПб.: Лань, 2013. - 467 с.
20. Гулякина, В.В. Конфликтология. Психология конфликта [Текст] / В.В. Гулякина. – Орел: ОГУ, 2014. – 328 с.
21. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта [Текст] / P. Дарендорф. – СПб.: Лань, 2013. – 190 с.
22. Дмитриев, А.В. Конфликтология [Текст] / А. В. Дмитриев. – М.: АСТ, 2014. - 321 с.
23. Зайцев, А.К. Социальный конфликт [Текст] / А.К. Зайцев. - М.: Академия, 2013. – 178 с.
24. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А.Г. Здравосмыслов. - М.: Кнорус, 2012. – 211 с.
25. Зер, Г. Изменение объектива: новый взгляд на преступление и правосудие [Текст] / пер. с англ. М. Яковлева // Г. Зер. - М .: Унив. Изд-во Пульсары, 2014. - 224 с.
26. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зеркин. - Ростов-на-Дону: Феник, 2015. - 168 с.
27. Камакина, О.Л., Шигапова, А.Г. Медиация в школе: возможности и перспективы [Текст] / О.Л. Камакина, А.Г. Шигапова // Августовский педагогический совет. Система образование Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ Кировского района, 2015. - С.80-84.
28. Кармин, А.С. Конфликтология [Текст] / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2014. - 448 с.
29. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты[Текст] / Т.Н. Кильмашкина. – М.: Издательский домКнорус, 2015. – 169 с.
30. Коновалов,А. Службыпримирения: идеяитехнология[Текст] / А. Коновалов // Вкн.: Школьныеслужбыпримирения. Российскаямодельшкольноймедиации. - М.: Академия, 2013.
31. Коновалов,А. Школьныеслужбыпримиренияивосстановительнаякультуравзаимоотношений. Практическоеруководство [Текст] / А. Коновалов.– М.: Издательский домАкадемия, 2014. – 214 с.
32. Коновалов, А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы [Текст] / А. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. - М.: Издательский домМОО Центр «СПР», 2005. - С. 113
33. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения [Текст] / А. Коновалов // Справочник заместителя директора школы. - №2 – 2008. – С.68 – 76.
34. Коэн, Р. Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт [Текст] /Р. Коэн. - Одесса: 2015. - 202 с.
35. Кривцова, А.С., Хухлаева, О.В. Служба школьной медиации [Текст] / А.С. Кривцова, О.В. Хухлаева // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 2. - URL: http://www.menobr.ru/article/50519-slujba-shkolnoy-mediatsii (дата обращения 24.11.2016 г.)
36. Лаврова, Н.М., Лавров, В.В. Медиация. Принятие ответственных решений[Текст] / Н.М. Лаврова, В.В. Лавров. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. - 224 с.
37. Лампен, Д. Введение и курс тренинга «Медиация ровесников» [Текст] / Д. Лампен. - Одесса: ООГМ. - 2011. - 54 с.
38. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон [Текст] /В. Латынов. – М.: Спутник+, 2013. - 102 с.
39. Лукманов, Е.В. Психология школьного конфликта [Текст] / Е.В. Лукманов // Справочник заместителя директора школы. - №5 – 2008. – с. 61 – 67.
40. Марголина, Т.И. Конфликтность как индивидуальная характеристика [Текст] / Т.И. Марголина // Ежегодник Российского психологического общества. - Т. 1. - Вып. 2, 2010. - С. 134-136.
41. Мельниченко, Р.Г. Медиация[Текст] / Р.Г. Мельниченко - М.: Дашков и Ко, 2014. - 192 с.
42. Мета, Г. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями[Текст] / Г. Мета. – М.: Издательский домКнорус, 2015. – 211 с.
43. Некрасова, А.Н.Конфликтология. Конфликты в организациях [Текст] / А.Н. Некрасова. – М.: Издательский домАСТ, 2013. – 199 с.
44. Носырева, Е.И. Альтернативное разрешение споров в США[Текст] / Е.И. Носырева. – М.: Городец, 2015. – 154 с.
45. Овчинникова, Т. С., Павлович, Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении [Текст] / Т.С. Овчинникова, Г.А. Павлович. – М.: АСТ, 2013. – 54 с.
46. Овчинникова, Т.С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности [Текст] / Т.С. Овчинникова. – Тюмень: Тюменский издательский дом, 2014. – 29 с.
47. Попова, Р. Восстановительный подход в деятельности классного руководителя[Текст] / Р. Попова // ВКн.: Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. – М.: Издательский дом Академия, 2013.
48. Пранис, К. Стюарт, Б., Уэдж, М. Круги примирения. От преступления к возвращению в общество [Текст] /К. Пранис, Б. Стюарт, М. Уэдж //Пер. с англ. - М.: Издательский домЗахарченко В.А., 2014. - 272 с.
49. Пятунин, В.А., Петушкова, О.Г. Школьные службы примирения как современная форма профилактики девиантного поведения и разрешения педагогических конфликтов[Текст] / В.А. Пятунин, О.Г. Петушкова // Science Time. - № 4 (16). – 2015. – С. 635-639.
50. Ракитина, Л.Н., Львова, О.А. Медиация (посредничество): как урегулировать спор, не обращаясь в суд[Текст] /Л.Н. Ракитина, О.А. Львова. – М.: Издательский домЭксмо, 2013. – 200 с.
51. Смелзер, Н. Социлогия [Текст] / Н. Смелзер. - М.: Астрель, 2014. - 689 с.
52. Соловьева, С.В., Ершова, Е.В. Школьная медиация как институт восстановительного правосудия [Текст] / С.В. Соловьева, Е.В. Ершова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 3 (2). - С. 212-217.
53. Терещенко, И.Г., Гусев, А.И. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения [Текст] / И.Г. Терещенко, А.И. Гусев // Психология обучения. - №3. - 2013. - С.
125-133.
54. Туранин, В.Ю., Кривошеев, П.Ю. К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях [Текст] / В.Ю. Туранин, П.Ю. Кривошеев // Наука. Искусство. Культура. - № 3. – 2014. – С. 170-173.
55. Филатова, О. Г. Социология [Текст] / О.Г. Филатова. - СПб.: Лань, 2013. – 238 с.
56. Фишер, С. Работа с конфликтом [Текст] / С. Фишер. - Алма-Ата, 2011. - 227 с.
57. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] Р. Фишер, У. Юри / пер. с англ. - М.: Издательский домНаука, 2013. -158 с.
58. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2014. – 252 с.
59. Хертель А. Фон Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни[Текст] / А. Хертель / пер.с нем. Н.Бабичевой. - СПб.: Вернера Регена, 2013. – 234 с.
60. Чуреев, В.Д. Конфликтология [Текст] / В.Д. Чуреев. - СПб: Питер, 2013. – 400 с.
61. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов [Текст] / Г. Шварц / Пер. с нем. Л. Конторовой. - СПб.: Издательский дом Лань, 2014. - 296 с.
62. Boulle, L., Nesic, M. Mediation: principles, process, and practice [Text] / L. Boulle, M. Nesic. - London: Butterworths, 2016. – 321 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ