ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА БЕНЗИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ 4
1.1. Особенности нефтяной промышленности в Российской Федерации 5
1.2. Формирование цен на бензин в Российской Федерации 14
1.2.1. Процесс ценообразования на оптовом рынке бензина 15
1.2.2. Процесс ценообразования на розничном рынке бензина 17
1.3. Особенности реализации бензина в Российской Федерации 19
1.3.1. Оптовый рынок бензина в Российской Федерации 20
1.3.2. Розничный рынок бензина в Российской Федерации 24
Выводы 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 28
2.1. Роль доминирующих фирм в формировании цен на бензин 29
2.2. Анализ рыночной концентрации 35
2.3. Изменение уровня концентрации после слияния НК «Роснефть» и НК «Башнефть» 38
2.4. Особенности государственного регулирования цен на бензин в условиях высокой концентрации 42
2.4.1 Приближение цен на бензин к конкурентному уровню в условиях вертикальной интеграции 42
2.5. Выбор приоритетных направлений государственного регулирования на розничном рынке бензина в Российской Федерации 44
2.5.1. Реализуемые направления государственного регулирования 44
2.8.2 Возможные направления государственного регулирования 48
Выводы 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 59
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ 4
1.1. Особенности нефтяной промышленности в Российской Федерации 5
1.2. Формирование цен на бензин в Российской Федерации 14
1.2.1. Процесс ценообразования на оптовом рынке бензина 15
1.2.2. Процесс ценообразования на розничном рынке бензина 17
1.3. Особенности реализации бензина в Российской Федерации 19
1.3.1. Оптовый рынок бензина в Российской Федерации 20
1.3.2. Розничный рынок бензина в Российской Федерации 24
Выводы 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА БЕНЗИН В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ 28
2.1. Роль доминирующих фирм в формировании цен на бензин 29
2.2. Анализ рыночной концентрации 35
2.3. Изменение уровня концентрации после слияния НК «Роснефть» и НК «Башнефть» 38
2.4. Особенности государственного регулирования цен на бензин в условиях высокой концентрации 42
2.4.1 Приближение цен на бензин к конкурентному уровню в условиях вертикальной интеграции 42
2.5. Выбор приоритетных направлений государственного регулирования на розничном рынке бензина в Российской Федерации 44
2.5.1. Реализуемые направления государственного регулирования 44
2.8.2 Возможные направления государственного регулирования 48
Выводы 50
Заключение 52
Список использованной литературы 53
Приложения 59
Топливно-энергетический комплекс играет колоссальную роль в хозяйстве и экономике любого государства. Без него невозможно функционирование наземного, судового и воздушного транспорта, а так же производство синтетических материалов. В данной работе будет рассматриваться добыча углеводородов (нефти и природного газа) и производство нефтепродуктов (топлива). Основная доля запасов углеводородного сырья, как правило, находится под контролем государственных нефтегазодобывающих компаний. В условиях высокой степени монополизации данного рынка, у крупнейших нефтяных компаний возникают стимулы к злоупотреблению доминирующим положением в отрасли.
В настоящее время рыночные цены на сырую нефть снижаются, однако цены на бензин на розничном рынке России продолжают расти. Такую разноплановую динамику цен на сырую нефть и бензин, как правило, связывают с высокой степенью монополизации рынка, а как следствие с отсутствием конкуренции. Учитывая технологические особенности нефтегазовой промышленности, связанные в значительной степени с экономией на масштабе, возникновение крупных игроков становится неизбежным. Присутствие на рынке ряда крупных вертикально-интегрированных компаний может являться причиной сговора и установления высоких цен на конечный продукт. С другой стороны, присутствие на рынке нескольких крупных игроков может быть основой конкурентного взаимодействия в виде установления цен, приближенных к конкурентным. В большинстве стран установление цен на нефтепродукты происходит путем конкурентного взаимодействия без явного участия государственных органов. В ситуации, когда на рынке присутствует группа из нескольких крупных компаний или есть явная доминирующая фирма, существует необходимость государственного регулирования.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается динамика конкурентной среды в нефтегазовой сфере на примере сделки между компаниями «Роснефть» и «Башнефть». Рассматриваемая тема актуальна ввиду того, приобретение такой крупной компании, как «Башнефть» повлияет на распределение долей рынка в пользу одной из существующих компаний, что в свою очередь вызовет ряд последствий, как для нефтяной отрасли, так и для российской экономики.
В сложившейся ситуации необходимо предусмотреть возможные последствия сделки и выработать рекомендации по развитию конкурентных условий работы нефтегазового рынка.
Цель данной работы –определить приоритетные направления государственного вмешательства в ценообразование на рынке бензина в условиях высокой степени концентрации. Основным показателем результативности взаимодействия игроков на нефтяном рынке является цена конечного продукта, в качестве такого продукта производимого предприятиями нефтяной промышленности рассматривается бензин, продаваемый на внутреннем розничном рынке Российской Федерации. В данной работе не рассматриваются цены на сырую нефть, так как они формируются под влиянием международной концентрации и не поддаются влиянию отдельных игроков рынка. Одной из задач данного исследования является определение условий для установления цен на бензин на российском розничном рынке приближенных к конкурентным.
В настоящее время рыночные цены на сырую нефть снижаются, однако цены на бензин на розничном рынке России продолжают расти. Такую разноплановую динамику цен на сырую нефть и бензин, как правило, связывают с высокой степенью монополизации рынка, а как следствие с отсутствием конкуренции. Учитывая технологические особенности нефтегазовой промышленности, связанные в значительной степени с экономией на масштабе, возникновение крупных игроков становится неизбежным. Присутствие на рынке ряда крупных вертикально-интегрированных компаний может являться причиной сговора и установления высоких цен на конечный продукт. С другой стороны, присутствие на рынке нескольких крупных игроков может быть основой конкурентного взаимодействия в виде установления цен, приближенных к конкурентным. В большинстве стран установление цен на нефтепродукты происходит путем конкурентного взаимодействия без явного участия государственных органов. В ситуации, когда на рынке присутствует группа из нескольких крупных компаний или есть явная доминирующая фирма, существует необходимость государственного регулирования.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается динамика конкурентной среды в нефтегазовой сфере на примере сделки между компаниями «Роснефть» и «Башнефть». Рассматриваемая тема актуальна ввиду того, приобретение такой крупной компании, как «Башнефть» повлияет на распределение долей рынка в пользу одной из существующих компаний, что в свою очередь вызовет ряд последствий, как для нефтяной отрасли, так и для российской экономики.
В сложившейся ситуации необходимо предусмотреть возможные последствия сделки и выработать рекомендации по развитию конкурентных условий работы нефтегазового рынка.
Цель данной работы –определить приоритетные направления государственного вмешательства в ценообразование на рынке бензина в условиях высокой степени концентрации. Основным показателем результативности взаимодействия игроков на нефтяном рынке является цена конечного продукта, в качестве такого продукта производимого предприятиями нефтяной промышленности рассматривается бензин, продаваемый на внутреннем розничном рынке Российской Федерации. В данной работе не рассматриваются цены на сырую нефть, так как они формируются под влиянием международной концентрации и не поддаются влиянию отдельных игроков рынка. Одной из задач данного исследования является определение условий для установления цен на бензин на российском розничном рынке приближенных к конкурентным.
В условиях высокой степени вертикальной интеграции, сочетающейся со значительной горизонтальной концентрацией рыночных долей, характерных для российской нефтяной промышленности, конкурентное взаимодействие игроков, а именно существование цены, приближенной к конкурентной, возможно толь- ко при условии повышения рыночной силы независимых розничных продавцов бензина. Для повышения рыночной силы независимых продавцов бензина необходимо выполнение хотя бы одного из двух условий: 1) обеспечение высокой степени концентрации независимых АЗС на отдельных географических рынках по сравнению с сетевыми АЗС; 2) выход на рынок розничной продажи топлива непрофильных вертикально- интегрированных компаний — компаний, традиционно не занятых в нефтегазовой отрасли. Появление относительно крупных независимых от ВИНК игроков розничного рынка позволит сократить объем манипуляций с оптовой ценой нефтепродуктов не только за счет усиления роли покупателя, но и посредством обмена информацией об оптовой цене бензина между независимыми АЗС.
Очевидно, что развитие конкуренции в сфере добычи углеводородов чрезвычайно важно и должно поддерживаться государством. Во-первых, конкуренция приводит к снижению цен, это более низкие цены, чем в условиях монополии. Во-вторых, развитие конкуренции ведет к снижению издержек, так как компаниям приходится совершенствовать свои технологии для экономии затрат. В-третьих, конкуренция ведет к более справедливому распределению доходов, другими словами, больше получает та компания, которая прилагает больше усилий, разрабатывает новые инновационные методы добычи, а не та компания, что создает барьеры на вход в отрасль для конкурентов. Несмотря на то, что развитие конкуренции давно является одной из приоритетных задач экономической политики России, на практике этому уделяется недостаточное внимание.
Конечно, не стоит забывать о том, что нефтяная отрасль нуждается в высокой степени контроле и жестком регулировании, но правительство должно найти оптимальный баланс, который не будет превращать данные методы регулирования рынка в непреодолимые барьеры и тем самым сопутствовать увеличению монополизации рынка. Механизм сокращения административных барьеров способен выработать экономические стимулы для успешного развития предпринимательского сектора.
Очевидно, что развитие конкуренции в сфере добычи углеводородов чрезвычайно важно и должно поддерживаться государством. Во-первых, конкуренция приводит к снижению цен, это более низкие цены, чем в условиях монополии. Во-вторых, развитие конкуренции ведет к снижению издержек, так как компаниям приходится совершенствовать свои технологии для экономии затрат. В-третьих, конкуренция ведет к более справедливому распределению доходов, другими словами, больше получает та компания, которая прилагает больше усилий, разрабатывает новые инновационные методы добычи, а не та компания, что создает барьеры на вход в отрасль для конкурентов. Несмотря на то, что развитие конкуренции давно является одной из приоритетных задач экономической политики России, на практике этому уделяется недостаточное внимание.
Конечно, не стоит забывать о том, что нефтяная отрасль нуждается в высокой степени контроле и жестком регулировании, но правительство должно найти оптимальный баланс, который не будет превращать данные методы регулирования рынка в непреодолимые барьеры и тем самым сопутствовать увеличению монополизации рынка. Механизм сокращения административных барьеров способен выработать экономические стимулы для успешного развития предпринимательского сектора.
Подобные работы
- Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



