Аннотация
Введение
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по теме: «Соотношение задач развития и кризисных проявлений у подростков (микровозрастной анализ )
1.1 Психологическое содержание подросткового возраста и проявления подросткового кризиса
1.3 Задачи развития в подростковый период…………………………………31
Выводы к главе 1
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Характеристика выборки
2.3 Описание методов исследования
2.3.1Авторская анкета для выявления задач развития в подростковый период ( Василенко В.Е., Дмитриева Д.Ю.)
2.3.2 Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации Н.Н. Толстых);
2.3.3 Рисуночный тест «Какой я и каким бы я хотел себя видеть» (в модификации В.Е. Василенко);
2.3.4. Опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков)
2.4 Методы математической обработки данных………………………………54
Глава 3. Анализ и обсуждение эмпирических данных……………………55
3.1 Значимость задач развития для подростков разных микровозрастных групп
3.2 Особенности мотивации и ее временных характеристик
3.3 Образ Я- реального и Я-идеального
3.4 Симптомы кризиса подросткового возраста
3.5 Взаимосвязи задач развития, мотивации, образа Я и симптомов подросткового кризиса
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Подростковый возраст— это время, когда маленький человек должен научиться быть взрослым. Именно поэтому общество ставит перед ним задачи, задачи развития. На данном этапе развития общества наблюдается такой феномен, что рамки детства расширяются, а вместе с ними продлевается и время отрочества. В таких условиях складывается ситуация, что макросреда (т .е. социум, общество) дает ребенку толчок к развитию, предоставляет ему условия, формирует социальную ситуацию развития, в то время как микросреда ( родители, учителя) смотрят на будущих взрослых как на детей, пытаясь немного продлить им «счастливое детство», что несомненно сказывается на успехе решения задач развития. Наверное, в таких условиях трудно находиться не только формирующейся личности, но и взрослому человеку.
Часто говорят, что подростку сложно найти место в мире, ведь для предыдущих увлечений он уже слишком взрослый, а для взрослой деятельности слишком мал. Естественным ходом событий является то, что подросток начинает искать себя, пересматривать все то, что было приобретено, выбирать нужное и оставлять позади то, что уже не понадобится. В это же время наступает кризис подросткового возраста. Время, когда перестраиваются взаимоотношения с близкими людьми, когда пересматриваются ценности, когда изменяется самовосприятие, когда формируется представление о будущем. Время, когда человек обретает себя и может дальше сам выстраивать свой путь. Это все то, что он приобретает в кризисе, и вместе с том то, что он должен приобрести.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи задач развития и кризисных проявлений у подростков с учетом возраста. Основными гипотезами нашего исследования являются утверждения, что, во- первых, чем старше подростки, тем более значимы задачи, связанные с формированием идентичности, личностным самоопределением; саморазвитием и самореализацией; с профессиональным самоопределением и социумом. Во-вторых, у старших подростков по сравнению с младшими более выражены реакции эмансипации и конструктивные проявления кризиса. И в-третьих, структура взаимосвязей задач развития и кризисных проявлений различна у подростков разного возраста. Объектом исследования являются задачи развития, особенности мотивации, образ реального и идеального «Я» и симптомы кризиса у подростков. Предметом нашего исследования являются микровозрастные различия задач развития, мотивации, образа реального и идеального Я и симптомов кризиса у подростков, а также их взаимосвязей.
Наша выборка состоит из учащихся 6- 9 классов частной и государственной школ.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы. Авторский опросник для выявления задач развития в подростковый период (Василенко В.Е., Дмитриева Д.Ю.), чтобы выявить значимость и успех решения задач развития, а также построить иерархию значимости задач для каждого возраста; Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (в модификации Н.Н. Толстых) для выявления направленности мотивации школьников; Рисуночный тест «Какой я и каким бы я хотел себя видеть» (в модификации В.Е. Василенко) для определения уровня сформированности Я- реального и Я- идеального ; Опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко (форма для подростков) для выявления выраженности подросткового кризиса, а также для выявления ведущих для каждого возраста симптома кризиса.
В этом исследовании была предпринята попытка установить соотношение значимости задач развития подросткового возраста с такими показателями проявлений подросткового кризиса, как симптомы кризиса, с особенностями мотивации и образами Я-реальное и Я-идеальное у подростков разных микровозастных групп.
Полученные данные опровергли гипотезу о том, что с возрастом значимость разных видов задач развития, связанных с формированием идентичности, личностным самоопределением, саморазвитием, а также с профессиональным самоопределением возрастает. Мы обнаружили, что для подросткового возраста в целом значимо решение задач, связанных с физическим развитием и эмоционально-коммуникативной сферой. А личностная значимость отдается задачам, связанным с развитием эмоционально-коммуникативной сферы, а также саморазвитием и самореализацией.
Гипотеза о том, что чем старше подростки, тем более выражены у них конструктивные симптомы подросткового кризиса частично подтвердилась. Мы обнаружили, что выраженность симптомов в 9 классе в принципе значительно ниже по сравнению с другими классами.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей задач развития и кризисных проявлений у подростков разного возраста различна, частично подтвердилась. Мы обнаружили, что, несмотря на различие, есть сходство в структуре взаимосвязей между разными задачами развития и интересом к внутреннему миру и реакцией гипрекомпенсации в разных микровозрастных группах.
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности .М.Воронеж;1995.
2. Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещряковой, В.П. Зинченко, М.2008
3. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений : В 6 т. Т4.М.,1984
6. Драгунова Т.В. Подросток. М.,1976.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,2004
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Том 1. М.,1983
10. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.М.;Воронеж,1997.
11. Личко А.Е. Подростковая психология :руководство для врачей- 2-е издание.М.,1985.
12. Логинова H. А. Шарлота Бюлер — представитель гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1980..
13. Мид М. Култура и мир детства.М.: Наука,1988.
14. Моргун В.Ф. Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.,1981.
15. Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан . Психология подросткового возраста.М. Юрайт. 2016
16. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: сборник научных трудов.- под ред. И.В. Дубровиной., М., АПН СССР, 1988
17. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/ Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2004
18. Петровский А.В.Личность в психологии с позиции системного подхода// Вопросы психологии. 1981.
19. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.Академия,2000.
20. Психология современного подростка под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1987.
21. Психология человека от рождения до смерти под ред. А.А.Реана. Спб.,2002.
22. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся:
учебно-метод. пособие / под ред. Л.А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017.
23. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб., 2000.
24. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.
25. Рыбалко Е.Ф.Становление личности // Социальная психология личности. Спб., 1974.
26. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.,2000
27. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т., М., 2005
28. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.,1994
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989
30. Эриксон Э. Детство и общество. Спб.,2000.
31. Boom J.Theconcepy«Developmental stage».Proefscript Nijmegen,1992
32. Hall G.S. Adolescence . Volume 1,2. N.Y. 1992.
33. Havighurst R. Developmental Tasks and Education. N.Y.:D. Mckay Company, 1972
34. Heymans P. Developmental tasks:towards a cultural Analysis of Human Development. Dortreht.Boston.London, 1994.
35. Lewin K. The Field Theory Approach to Adolescence.//The Adolcsccnt-a book of readings / ed. by J. M, Seidman. N. y.v 1960.
36. Marcia J.Ego identity :f handbook for psychological research.N.Y. Spranger-Verlag.1993
37. Meeus W. Toward a psychological analysis of adolescence identity; An evolution of epigenetic theory (Ericson) and identity status model (Marcia). In Meeus et al (Eds.) Adolescence, carrers, cultures. –N.Y. : De Gruyter. 1992
38. Steinberg, L. Adolescence (2nd ed.). New York: Knopf.1989