Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты формирования корпоративной культуры коммерческой организации
Понятие сущности и значение корпоративной культуры
Структура и компоненты корпоративной культуры
Формирование корпоративной культуры, ее основные элементы........22
Влияние корпоративной культуры на организационную деятельность
Вывод по главе 1
Глава 2. Анализ корпоративной культуры коммерческой организации на примере китайской компании «Huawei»
Характеристика деятельности компании «Huawei»
Организационная структура и система управления персоналом в компании «Huawei»
Результаты анкетирования работников в компании «Huawei» ............67
Результаты интервью с менеджерами в компании «Huawei» ...............70
Выводы по главе 2
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры китайской компании «Huawei»
Проект рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры в компании «Huawei»
Основные мероприятия по реализации данного проекта
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность. Одним из наиболее известных и часто употребляемых понятий в современном менеджменте является понятие корпоративной культуры. Несмотря на то, что отдельные ее элементы начали разрабатываться еще в XX веке многие вопросы и аспекты корпоративной культуры по-прежнему остаются малоизученными. Корпоративная культура представляет собой реальный инструмент конкурентной борьбы, дополнительным средством получения прибыли. Она является основой, фундаментом жизненного потенциала любой современной компании. Высокий уровень корпоративной культуры выступает важнейшим стратегическим фактором, который мобилизует все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей.
Актуальность проведения настоящего исследования определяется постоянно возрастающей необходимостью развития и управляемости компании, а как вследствие этого – повышение эффективности ее деятельности за счет формирования и совершенствования корпоративной культуры. Изучение опыта формирования корпоративной культуры такой всемирно известной успешной корпорации, как Huawei позволит обеспечить развитие и совершенствование корпоративных культур других преуспевающих компаний.
Степень разработанности проблемы. Исследованию особенностей формирования корпоративной культуры в компании посвящено достаточно большое количество научных трудов и разработок. Признание и высокую оценку в научном сообществе получили исследования Э.Шэйна. Особо следует отметить его работу «Организационная культура и лидерство». К. Камерона и Р, Куинна, которые разработали методику диагностики и изменения организационной культуры компании и многие другие.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких ученых, как Е.Ч. Шейн, проводя анализ ее структуры им было выделено три разных уровня. Западными исследователями – К. Камероном и Р. Куинном, опираясь на теоретическую модель были выделены четыре типа корпоративной культуры. И Г. Хофстедом была разработана модель, в соответствии с которой исследователь проводит сравнение культур разных стран. Всего в данной модели исследуются четыре ключевых параметра.
Объектом настоящего исследования является корпоративная культура.
В качестве предмета анализируются особенности формирования корпоративной культуры китайской компании Huawei.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить особенности формирования корпоративной культуры коммерческих организаций на примере китайской корпорации Huawei.
Поставленная перед настоящим исследованием цель предполагает решение некоторых частных задач:
1) Раскрыть понятие сущности и значения корпоративной культуры;
2) Изучить структуру и компоненты корпоративной культуры;
3) Проанализировать особенности формирования корпоративной культуры и ее основных элементов;
4) Провести анкетирование с работниками компании «Huawei» и интервью с менеджерами;
5) Сделать интерпретацию и анализ полученных результатов;
6) Разработать проект рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры в компании «Huawei»;
7) Представить характеристику и обоснование основных мероприятий по реализации данного проекта.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, интервью, а также анализ документов. Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования, официальный сайт компании Huawei, результаты интервью с менеджерами компании.
Перед исследованием была выдвинута следующая гипотеза: если в компании Huawei сформировать корпоративную культуру, которая будет отвечать всем целям организации, то улучшиться система управления компании, улучшиться социально-психологический климат.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации теоретические и методические подходы к изучению корпоративной культуры позволяют расширить теоретический арсенал рассмотрения корпоративной культуры, обогатить социологический анализ в целом.
Практическая значимость Разработанный проект рекомендаций по результатам проведенного исследования может быть использован руководством и менеджерами компании «Huawei» для совершенствования корпоративной культуры компании, а также социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Общий объем работы составляет 97 страниц.
Таким образом, нами было проведено исследование, посвященное изучению корпоративной культуры известнейшей китайской корпорации Huawei. ᅠ
Выяснено, что компания Huawei постепенно адаптировала структуру бизнеса для деятельности в трех ключевых областях: клиенты, продукты, регионы. Различные подразделения компании занимаются финансовыми вопросами, отвечают за повышение конкурентоспособности продуктов и оказываемых клиентам услуг, и таким образом вносят совместный вклад в развитие компании клиента.
1. ᅠС учетом бизнес-моделей и функциональных особенностей, существующих в операторском, корпоративном и потребительском сегментах рынка, компания провела реструктуризацию соответствующих бизнес-групп для оптимизации процесса предоставления инновационных, дифференцированных, передовых решений.
2. ᅠДля того, чтобы адаптироваться к всевозрастающей конвергенции ИТ и КТ технологий, а также оценить и усилить конкурентные преимущества в рамках предоставляемых продуктов и решений и повысить качество предлагаемых услуг, компания создала подразделение Продукты и Решения.
3. ᅠРегиональные подразделения представляют собой операционные центры в регионах присутствия и отвечают за развитие и эффективное использование региональных ресурсов и возможностей. Компания оптимизировала структуру региональных подразделений, что позволило упростить процесс делегирования полномочий в локальные офисы.
4. ᅠКомпания постоянно укрепляет партнерские отношения с клиентами и таким образом поддерживает эффективный и стабильный рост.
Функциональные подразделения осуществляют сопровождение бизнеса, обслуживание и контроль. Они обеспечивают своевременную и эффективную поддержку региональных отделений, контролируют их деятельность наряду с делегированием необходимых полномочий.
И в компании Huawei существую следующие ключевые ценности: ориентация на клиента; вовлеченность; непрерывное совершенствование; открытость и инициативность; соблюдение принципов деловой этики; работа в команде.
1. ᅠОриентация на клиента. Компания Huawei стремится учитывать все требования своих клиентов, реализовать их цели и развивать взаимовыгодные партнерские отношения. Они глубоко вникают в проблемы заказчика и постоянно поддерживают обратную связь в процессе работы.
2. ᅠВовлеченность. Они глубоко заинтересованы в успехе своих клиентов, и делают все возможное, чтобы выполнить свои обязательства. Они оценивают свою работу исходя из того, какой вклад они привнесли в повышение эффективности бизнеса заказчика.
3. ᅠНепрерывное совершенствование. Компания постоянно совершенствует свою работу, стремится расширять свои возможности, знания и опыт.
4. ᅠОткрытость и инициативность. Компания постоянно расширяет свои знания и опыт и делится ими как внутри, так и за пределами компании. Их точка зрения всегда уникальна, они учитывают предложения других относительно сфер совершенствования своей деятельности, делятся своими знаниями и выводами, чтобы внести вклад в развитие отрасли.
5. ᅠСоблюдение принципов деловой этики. Компания всегда стараются выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами. Они придерживаются честной деловой практики в своей работе и поддерживают высокие стандарты в отношении целостности и безопасности информации.
6. ᅠРабота в команде. Именно работа в команде позволяет компании укрепить кросс-культурное сотрудничество, взаимодействие между подразделениями компании и добиться успеха, а также постоянно повышать эффективность своей деятельности.
Однако, по результатам проведенной диагностики нами были обнаружены и некоторые недостатки, существующие в сложившейся корпоративной культуре компании на сегодняшний день. В частности, это касается следующих ᅠаспектов: не все сотрудники имеют четкое представление о миссии и истории компании; не все сотрудники ознакомлены с правилами поведения и этикета, лишь 75,6%. С данными правилами должны быть ознакомлены все сотрудники компании, без исключения; присутствует недостаточная удовлетворенность уровнем сплоченности персонала, коллектив не считает себя командой-единомышленников; 18,8% опрошенных не намереваются долго работать в компании Huawei, планируют покинуть компанию в ближайшее время, что говорит о возможности повышения текучести кадров, несмотря на то, что за последние три года процент текучести кадров она значительно снизился; коллектив компании не удовлетворён существующим типом корпоративной культуру, согласно классификации Камерона-Куинна, и имеет желание об изменении ее типа. ᅠ
На основе выявленных недостатков было принято решение о совершенствовании лишь основных элементов ᅠкорпоративной культуры, так как в нашем случае нет необходимости проводить изменения глубинного устройства корпоративной культуры, так как уже имеется четко сформированная миссия и стратегия деятельности организации, у коллектива присутствует единое видение целей компании, существуют определенные корпоративные ценности, и символика, однако в ходе анализа было выявлено, что не все элементы корпоративной культуры удовлетворяют сотрудников компании, и нами было принято решение, о том, что необходимо провести мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры компании Huawei. ᅠ
Разработанные нами мероприятия, направленные на совершенствование корпоративной культуры компании Huawei, позволят: наладить работу за контролем корпоративной культуры, обеспечить ее своевременное совершенствование в случае выявления такой необходимости; повысить командный дух, ответственность сотрудников за совершаемые ими действия, дисциплину в компании, лояльность к компании и уровень сплоченности коллектива в целом; создать здоровый дух соперничества; снизить риск появления коммуникационных барьеров; уменьшить время адаптации новых работников; улучшить информированность сотрудников о жизни компании. ᅠ
Таким образом, цель, поставленная перед началом настоящего исследования – достигнута, все выдвинутые задачи успешно разрешены. ᅠ
1. Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». – М.: Дрофа, 2001. – 269 с.
2. Абчук В.А., Борисов А.Ф., Воронцов А.В. Методы исследований в менеджменте: учебник. – М., 2012. – 480 с.
3. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. – М.: «Издательство ПРИОР», 2006. – 359 с.
4. Александрова Н.А., Машьянова Е.Ю. Организационная культура: поиски алгоритма управления изменениями // Дискуссия. – 2012. - № 10. – С. 70-77.
5. Бандурин А.В., Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 1999. – 600 с.
6. Баринов В.А., Макаров Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 2.
7. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. – М.: Высшая школа менеджмента, 2011. – 272 с.
8. Богданова М. Моральный кодекс бизнесменов // Япония сегодня. Москва, – 2007. – №6. – С. 32.
9. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с англ. – М.: Консультативная. Группа ИМИДЖ-КОНТАКТ – ИНФРА-М, 2001. – 233 с.
10. Бут О.А. Социальный менеджмент: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТУСУР, 2012. – 177 с.
11. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 136 с.
12. Ветлужсшх Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика. – М.: Альпина Паблишер., 2011. – 151 с.
13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - 2-е изд.- М.: "Гардарики", 1996. - 416с.
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
15. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. – М.: Экономика, 1972. - С. 279.
16. Гибсон, Джеймс Л., Иванцевич Джон, Донелли, Джеймс Х.-мл., Организации: Поведение. Структура. Процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 662 с.
17. Громов И.А. Западная социология: учебное пособие для ВУЗов. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – 837 с.
18. Гулимова А. Корпоративная культура: создать нельзя исправить // Управление персоналом. - 2010. - № 9. – С. 48-56.
19. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: отечественная и мировая практика: учебное пособие. – Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2012. – 231 с.
20. Зрелов П., Шихирев П., Ратникова Г. О национальной программе «Российская деловая культура» // Служба персонала. – 2006. - № 9. – С. 23-25.
21. Иванова С. Корпоративная культура – эффективное средство мотивации сотрудников // Служба персонала. – 2003. – №9. – С. 15 – 16.
22. Иванова Е.А., Шишикина Л. В. Корпоративное управление; Феникс - Москва, 2013. - 256 c.
23. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., Питер, 2011
24. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
25. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О., Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 220 с.
26. Корпоративная культура и лидерство: пер. с англ. - М.: Альпина бизнес Букс, 2012. - 160 с.
27. Крылов Н. Традиции и ритуалы: От ремесленников Древнего Рима до компаний ХХ века. // Капитал (Москва). – 2001. – №5. – С. 2 – 6.
28. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 2003. – 316 с.
29. Льюис Р.Л. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 448 с.
30. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. - М.: Ленанд, 2015. - 248 c.
31. Менеджмент. Практические ситуации. Деловые игры. Упражнения учебное пособие для вузов. Под ред. д.э.н., проф. Страховой О.А. – СПб.: Изд. «Питер», 2000. – 141 с.
32. Менеджмент. Практикумы. Ситуации. Под ред. д.э.н., профессора В.В. Томилова. – СПбГУ ЭФ, 2002- 129 с.
33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2002. – 361 с.
34. Михельсон-Ткач В. Л. и Скляр Е.Н процесс согласования ценностей: проблемы и оценка Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 1.
35. Одинцова О.Н. Организационная культура: сущность и методология анализа Э. Шейна // Экономика и современный менеджмент: Теория и практика. – М., 2014.
36. Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. – М.: Академия Естествознания, 2011. – 437 с.
37. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: Учебник. - М.: Логос, 2012. - 288 c.
38. Пичугин И., Умаров М. Японские электронные компании. Корпоративная Япония // Koммepcaнтъ. – 1999. – № 100. – С. 12-14.
39. Подопригора М.Г. Деловая этика: учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
40. Полищук Е. В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 185.
41. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. – Воронеж: НИИВО, 2005. – 156 с.
42. Рамперсад Х., Горшенин В., Короленко А. Путь к достижению эффективности, гармоничного развития личности и организации // Управление персоналом. - 2008. - № 19. - С. 18-21.
43. Резник С. Д., Игошина И. А., Шестернина О. И. Организационное поведение; Инфра-М - Москва, 2012. - 320 c
44. Сайт компании Huawei [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.huawei.com/ru/about-huawei/
45. Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. – Обнинск: Феникс. – 2001. – 296 с.
46. Сергеев А. М. Организационное поведение; Академия - Москва, 2012. - 288 c.
47. Слободской А.Л., Касьяненко О.А. Организационная культура: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. – 192 с.
48. Смирнова И. А. Корпоративная культура организации. Психолого-акмеологические основы формирования и развития; КДУ - Москва, 2013. - 194 c.
49. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: С60 Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.
50. Спивак В.А. Корпоративная культура: теория и практика. – СПб: Питер, 2001. – 345 с.
51. Тянь Т., Кремер Д. Huawei. Лидерство, корпоративная культура, открытость. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 512 с.
52. Черных Е. Организационная культура предприятия как инструмент принятия у правленческих решений / Е. Черных// Управление персоналом. – 2004. – № 3. – С. 66 – 69.
53. Шапиро С. А. Организационное поведение; КноРус - Москва, 2012. - 352 c.
54. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002. – 336 с.
55. Ши С. Организационная культура в компании Huawei [Электронный ресурс] / С. Ши, А.Р. Сардарян // Приоритетные направления развития современной экономической науки – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/91248/discussion_platform (дата обращения: 07.10.2018).
56. Шишлова Е. Э. Развитие организации. Социально-психологический аспект; Проспект - Москва, 2012. - 224 c.
57. Cyert R.M., March J.G. A Behavioral Theory of Organizational Objectives // Masson Haire (ed.) Modern Organizational Theory. N.Y., 1959
58. Griffin, Ricky W. "Management". Copyright 1990 by Houghton Mifflin Company, Boston, MA. Printed in the United States of America., 884с.
59. Hampton, David R. "Organizational behavior and the practice of management". Copyright 1987 Harper Collins Publishers Inc. Printed in the United States of America. 1020с.
60. Harris P.R., Moran R.T. Managing cultural differences. – Houston: Gulf Publishing Co., 1991
61. Hofstede G, Culture and Organizaions: Software of the mind/ - Glosgow: Harper Collins, 1994.
62. McGregor D.M. The human side of enterprise. N.Y., 1960
63. Sathe V. Culture and related corporate realities. - Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1985.
64. 变与不变:企业文化与企业发展的匹配——基于对任正非文化观的研究 [期刊论文] 《中国人力资源开发》 PKU CSSCI -2015年12期 武守强刘超胡天雨. – 04.10.2018.