СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ОБЗОР НОВОГО БАНКА РАЗВИТИЯ. 16
1.1. Значение и процесс создания Нового Банка Развития 16
1.2. Характеристики управления и эксплуатации Нового Банка Развития 22
1.2.1 Базовая модель управления Нового Банка Развития 22
1.2.2 Новые кредиты Банка развития – новые способы финансирования 28
1.3 Значение Нового Банка Развития для стран БРИКС 33
1.4. Международное влияние Нового Банка Развития 41
ГЛАВА 2. РОЛЬ НОВОГО БАНКА РАЗВИТИЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ 50
2.1. Разногласия и сотрудничество между Новым Банком Развития и другими международными экономическими и финансовыми организациями 50
2.1.1 Сравнение систем Нового Банка Развития и Всемирного банка 50
2.1.2 Сравнение систем Нового Банка Развития и Всемирного валютного фонда 59
2.1.3 Отношения Нового Банка Развития с банками и многосторонними учреждениями 65
2.2. Проектная поддержка Нового Банка Развития для развивающихся стран 74
2.2.1 Новая программа кредитования устойчивой инфраструктуры Нового Банка Развития 79
2.2.2 Новые кредиты Нового Банка Развития на чрезвычайную помощь в связи с эпидемиями 88
2.3 В рамках стран БРИКС роль Нового Банка Развития в тренде «дедолларизации» 91
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ НОВОГО БАНКА РАЗВИТИЯ 95
3.1 О процессе расширения Нового Банка Развития 95
3.2 Потенциал и тенденция трансформации Нового Банка Развития в глобальный многосторонний банк развития 100
3.3. Видение реформы Нового Банка Развития и текущие недостатки и предложения 105
3.3.1 Миссия по реформированию НБР 105
3.3.2 Проблемы, с которыми сталкивается Новый Банк Развития 117
3.3.3. Предложения по развитию Нового Банка Развития в международном продвижении: 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 133
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что создание Нового Банка Развития (далее - «НБР«) является важным и далеко идущим итогом процесса сотрудничества БРИКС. С момента создания Нового Банка Развития, с точки зрения финансирования, он снизил валютный риск и избежал проблемы гегемонии доллара за счет активного развития бизнеса по финансированию в местной валюте. В части банковского управления реализована модель равноправия, а принцип разделения власти по экономическим долям в других международных финансовых организациях в традиционном понимании не принят. В связи с этим НБР активно продвигает строительство устойчивой инфраструктуры. Новый Банк Развития также принимает новые страны, выражающие желание стать членами «БРИКС+». Таким образом, чтобы возглавить реформу системы глобального управления, НБР стал неотъемлемой составляющей для стран БРИКС.
Новизна работы заключается в то, что в ней:
- Анализируется форма финансирования и модель управления Нового Банка Развития. Подчеркивая различия между Новым Банком Развития и другими международными финансовыми организациями, излагается концепция развития НБР в отношении диверсификации и равенства;
- Подробно объясняются основные проекты НБР и описываются возможности, которые Новый Банк Развития открывает для развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой;
- Оцениваются перспективы развития Нового Банка Развития, основываясь на тенденции расширения и международном влиянии НБР.
Объектом: исследования выступает Новый Банк Развития.
Предметом: является роль НБР в экономической и политической реформе глобального управления.
Цель исследования:Определить роль Нового Банка Развития в содействии международному развитию.
Достижение цели предопределяет решение следующих задач:
•Показать роль НБР в содействии международному развитию;
•Выявить роль Нового Банка Развития в процессе международной политической и экономической реформы;
•Выявить практическую значимость Нового Банка Развития для стран БРИКС;
•Рассмотреть практическую значимость поддержки Новым Банком Развития развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой;
• Выявить вызовы и трудности, с которыми сталкивается Новый Банк Развития на современном этапе развития;
•Давать конкретные предложения по решению проблем;
•Прогнозировать перспективы развития Нового Банка Развития.
Методология исследования. Для исследования проблемы применялись следующие методы: метод качественного(Сравнительный анализ Нового Банка Развития и других международных экономических и финансовых организаций) и количественного сравнительного анализа, системный анализ , метод анализа документов, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования представлена следующими группами источников:
1. Официальные документы (совместные заявления и декларации глав государств): «Соглашение о Новом Банке Развития» (подписано в Форталезе, Бразилия, 15 июля 2014 г.),а также документы, принятые по итогам четырнадцати саммитов БРИКС в 2009-2022 гг., такие как: Пекинская декларация (г. Пекин, Китай, 23 июня 2022 года), «Общая стратегия Нового Банка Развития на 2022-2026 годы», (утвержденная Советом директоров Нового Банка Развития в мае 2022 года), Делийская декларация (г. Нью-Дели, Индия, 9 сентября 2021 года), «Пресс-коммюнике встречи министров иностранных дел БРИКС» и «Совместное заявление БРИКС об укреплении и реформировании многосторонней системы». Московская декларация (г. Москва, Россия, 17 ноября 2020 года), Йоханнесбургская декларация (г. Йоханнесбург, ЮАР, 26 июля 2018 года), Сямэньская декларация (г. Сямэнь, Китай, 4 сентября 2017 года), Декларация Гоа (Гоа, Индия, 16 октября 2016 года), Уфимская декларация (г. Уфа, Россия, 9 июля 2015 года), Форталезская декларация (г. Форталеза, Бразилия, 15 июля 2014 года), Этеквинская декларация (г. Дурбан, ЮАР, 27 марта 2013 года), Делийская декларация (г. Нью Дели, Индия, 29 марта 2012 года), Саньянская декларация (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года), Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц БРИК (г. Бразилиа, Бразилия, 15 апреля 2010 года), Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года), кроме этих, ещё Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС (2011 г.) и Соглашение о создании Нового Банка Развития БРИКС (2014 г.);
2. Официальные документы, принятые Российской Федерацией: Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 29-ФЗ «О ратификации Соглашения о Новом Банке Развития»; Новая Концепция внешней политики России (последняя редакция утверждена Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229); Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС (утв. Президентом Российской Федерации в 2013 г.);
3. Официальные сайты международных организаций (Новый Банк Развития, Всемирный банк, IMF), постоянно действующих органов и специализированных учреждений Организации Объединенных Наций (Совет Безопасности ООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ВОЗ);
4. Публицистические материалы, представленные в российских, китайских и других СМИ: ИА России «ТАСС», МИА «Россия сегодня», ФГУП РАМИ «РИА Новости», «Российская газета», «Известия», Официальный сайт Министерства иностранных дел Китая,Китайское национальное радио (China National Radio, CNR), газета «Жэньминь Жибао», «Информационное агентство Синьхуа», «глобальный ежедневный»,и пр.
Степень научной разработанности темы: Реформа международной системы, особенно в политической сфере, для создания более честной, справедливой и разумной структурной системы, а также для улучшения голоса и интересов стран с формирующейся экономикой — вот, что необходимо продвигать больше всего в общем международном развитии. Как международная организация, в которой доминируют развивающиеся страны, страны БРИКС учредили Новый Банк Развития для продвижения реформ в политической и экономической областях и более объективного содействия справедливому развитию международной системы. Такие западные ученые, как Адриане Эрталь Абденур (Adriana Erthal Abdenur) и М. Фолли (M Folly) дали положительные отзывы на движение Нового Банка Развития БРИКС. Мзукиси Кобо и Миллс Соко, в свою очередь, привели в качестве примера страны БРИКС, как механизм, способный изменить нынешнюю политику мира. Китайский ученый Чен Яньхун (2017) считает, что роль Нового Банка Развития БРИКС заключается в следующем:
1. Интернационализированный и ориентированный на рынок финансовый институт развития с наднациональным статусом;
2. Получение международного финансового влияния;
3. Банк развития БРИКС является дополнением к существующая в мире банковской системе развития;
4. Решение вопроса санкций и отношений сотрудничества, в целях развития между некоторыми странами в странах БРИКС.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе «Обзор Нового Банка Развития». Изучается три аспекта:
1. Изначальные цель и значение создания Нового Банка Развития. В данном подпункте объясняется, что Новый Банк Развития является многопрофильным банком, совместно учрежденным пятью странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Став глобальным многопрофильным банком, было открыто членство для всех государств-представителей Организации Объединенных Наций, которая является основным инвестором в строительстве инфраструктуры стран БРИКС и других развивающихся стран. Также подчеркивается очень важное стратегическое значение Нового Банк Развития для стран БРИКС.
2. Базовая институциональная модель Нового Банка Развития. Равенство и диверсификация с точки зрения экономического финансирования и политического управления обсуждаются соответственно.
3. Направленность и заинтересованность стран-участниц БРИКС в Новом Банке Развития.
Во второй главе «Прогресс Нового Банка Развития» идет речь о перспективах реформирования международной политической и экономической систем. С помощью метода анализа объясняются ключевые данные проектов кредитования инфраструктуры Нового Банка Развития и проектов кредитования в чрезвычайных ситуациях в связи с эпидемиями. В главе также представлена система политического управления Нового Банка Развития.
Некоторые ученые рассчитали схему распределения власти Нового Банка Развития и механизма резерва на случай непредвиденных обстоятельств. Результаты показывают, что хоть механизм резерва на случай непредвиденных обстоятельств использует взвешенную модель распределения голосов, Китай имеет наибольшее количество голосов. Фактически, принцип консенсуса по-прежнему будет применяться для вопросов высокого уровня и стратегических вопросов. Новый Банк Развития также находится в состоянии баланса с точки зрения реальной структуры власти.
В результате исследований будет показано, что пять стран БРИКС не только имеют равные права участия и голоса в Новом Банке Развития, но и имеют совершенно равные права при принятии всех решений, включая создание правил. Ни одна страна не находится в доминирующем положении, а власть находится в состоянии баланса. Взяв это за направление исследования, сравниваются принципы работы Нового Банка Развития и других международных экономических организаций с точки зрения политического и экономического управления, так как многие международные организации, в том числе Всемирный банк, Международная валютная организация, Европейский инвестиционный банк и Азиатский банк развития, приняли взвешенную систему голосования с точки зрения управления. Что касается механизма принятия решений, то вышеупомянутые международные организации приняли систему «большинство голосов». Разница в том, что НБР использует модель равного голосования.
Также будут описаны успешные модели управления НБР. Отмечая принятые решения и эффективность Нового Банка Развития в принятии новых государств за последние годы, а также в принятии проектов открытого финансирования с момента начала работы, стоит сказать, что Новый Банк Развития Банк одобрил около 80 проектов в странах-участницах с общей суммой кредита в 30 млрд долларов США. Проекты охватывают развитие транспорта, снабжение водными ресурсами, медицину, чистую энергию, цифровую инфраструктуру, социальную инфраструктуру и городское развитие. Это свидетельствует о том, что Новый Банк Развития является международной организацией, отличающейся многообразием, открытостью и равенством. Исходя из принципа, что Новый Банк Развития использует национальную валюту стран БРИКС и, в настоящее время, активно работает над механизмом расширения, предполагается, что Новый Банк Развития изменит нынешнюю международную долларовую гегемонию и однополярность.
В третьей главе «Перспективы будущего развития Нового Банка Развития» основное внимание уделяется оценке положительной роли, которую Новый Банк Развития будет играть во многих аспектах в будущей модели международного развития. Из сравнения данных видно, что расширение влияния Нового Банка Развития соответствует стратегической цели банка, заключающейся в том, чтобы стать ведущим институтом развития в странах с формирующейся рыночной экономикой и в развивающихся странах. В декабре 2022 года Египет был одобрен для присоединения к Новому Банку Развития БРИКС, который стал девятой страной-членом после присоединения Бангладеш, Объединенных Арабских Эмиратов и Уругвая. В связи с этим, появился ряд вопросов, которые требуют тщательного изучения, поскольку членство в НБР открыто для любой страны, кроме пяти стран-основателей, но на практике страны должны иметь конкретные критерии приемлемости:
а) может ли законно финансировать текущие инфраструктурные проекты;
б) имеет ли надежный суверенный рейтинг кредитного риска и привержен ли многопрофильности;
в) будет ли участвовать в политическом союзе против любого нового члена банка развития.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Новый Банк Развития, созданный в рамках совместной работы стран БРИКС, является происходящей и указывающей ссылкой на актуальность сегодняшней проблемы в глобальной системе управления. Есть два фундаментальных различия между моделью принятия решений НБР и других международных финансовых организаций:
- Во-первых, НБР предоставляет равные права вместо режима взвешенного распределения прав голосов.
- Во-вторых, впервые по основным вопросам был принят принцип консенсуса (достижения согласия) вместо принципа большинства при голосовании.
В представляемой работе исследуются мотивы и логика «беспрецедентного» механизма принятия решений Нового Банка раз Развития БРИКС. Для международной организации модель равных прав голоса, баланса сил и эффективности принятия решений не имеют отрицательной корреляции друг с другом, и принятие модели равных прав и соблюдение баланса сил не обязательно должно наносить ущерб эффективности принятия решений. Фактически, при различных правилах принятия решений баланс сил между государствами-участниками иногда может повысить эффективность. Это связано с тем, что на баланс сил и эффективность принятия решений в организации влияет не только схема распределения прав голоса, но и сильное влияние правил принятия решений, принятых организацией
В рамках стран БРИКС создание Нового Банка Развития знаменует собой начало сотрудничества между пятью странами от отступления к прагматизму, а также знаменует собой начало стран БРИКС для содействия международному развитию в соответствии с новым порядком, установленным сами по себе в дополнение к существующему международному порядку. В качестве дополнения к Международному валютному фонду Новый Банк Развития, созданный странами БРИКС, обеспечивает новую финансовую платформу для стран с формирующейся экономикой и развивающихся стран. НБР стремится продвигать реформу международной валютной системы и экономической системы своими собственными делами, делая ее более справедливой, справедливой и разумной. Среди них многосторонние банки развития сотрудничества Юг-Юг дают развивающимся странам больше голоса, подчеркивают равенство и взаимную выгоду между странами-акционерами и странами-заемщиками, а также больше уважают суверенную независимость и потребности развития стран-заемщиков. Как многосторонний банк развития сотрудничества Юг-Юг, институциональные инновации Нового Банка Развития БРИКС в процессе работы в основном отражены в четырех аспектах: равноправная структура управления, страновая система, инвестиции и финансирование в местной валюте, а также устойчивые инфраструктурные проекты. Всемирный банк использует взвешенный метод для распределения капитала по-разному. Пять стран-учредителей Нового Банка Развития распределяют капитал поровну и имеют равные права голоса.
Ни одна страна не имеет права вето, что гарантирует равенство, взаимную выгоду и взаимное уважение. В отношениях со страной-заемщиком Новый Банк Развития придерживается ориентации на спрос, близок к клиенту, принимает «систему страны» с точки зрения политики закупок и экологического и социального управления, а также активно продвигает обобщение практики и обмен опытом стран-участниц во всем процессе управления проектами. Что касается инвестиций и финансирования, Новый Банк Развития активно изучает возможности использования местных валют стран-участниц для инвестиций и финансирования, эффективно снижая валютный риск кредитных проектов и способствуя развитию местных рынков капитала стран-участниц. Можно видеть, что благодаря своей уникальной структуре управления и модели финансирования он в конечном итоге будет способствовать реформе международного экономического управления, предоставит возможности для развития странам с формирующейся рыночной экономикой и развивающимся странам, включая страны БРИКС, и создаст равную, справедливую и справедливую международную среду.
1. Acharya, A. (2014), The end of American world order. Cambridge: Polity.
2. Acharya, A. (2018), Asia after the liberal international order, July 10. Available at: https://www.eastasiaforum.org/2018/07/10/asia-after-the-liberal-international-order/ (аccessed: 20.08.2020).
3. Action Plan 2021-2024 for Agricultural Cooperation of BRICS Countries, 28 августа 2021 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-34.pdf.
4. Afonso, J.R., Araújo, E.C. and Fajardo, B.G.(2016), The role of fiscal and monetary policies in the Brazilian economy: Understanding recent institutional reforms and economic changes, The Quarterly Review of Economics and Finance, vol. 60, no, 1, pp. 41–55.
5. Allison, G. (2017), Destined for War: Can America and China Escape Thucydides’s Trap? London: Scribe.
6. Asian Infrastructure Investment Bank (2016) AIIB’s First Annual Meeting of its Board of Governors held in Beijing: Governors Note Progress During the Bank’s First 6 months of Operation. Режим доступа: https://www.aiib.org/en/news-events/news/2016/20160625_003.html (дата обращения: 30.11.2018).
7. Asian Infrastructure Investment Bank (2017) India: Mumbai Metro Line 4 Project. Режим доступа: https://www.aiib.org/en/projects/proposed/2017/mumbai-metro-line-4-project.html (дата обращения: 30.11.2018).
8. Asian Infrastructure Investment Bank (2018) Strategy on Mobilizing Private Capital for Infrastructure. Режим доступа: https://www.aiib.org/en/policies-strategies/strategies/private-capital-infrastructure-strategy.html (дата обращения: 30.11.2018).
9. Atul Aneja,«BRICS Against Covid - 19«,2020. https: / /www. thehindu. com/opinion /op - ed / brics - against - covid - 19 /article62108124. ece.[2022 - 06 - 04]
10. BRICS (2009) Meeting of BRIC Finance Ministers and Central Bank Governors Communiqué. London, 4 September. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/ruspresidency1/finance%202009.pdf (accessed 9 June 2022).
11. BRICS (2013) Statement by BRICS Leaders on the Establishment on the BRICS-Led Development Bank. eThekwini, 27 March. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/sapresidency1/Statement%20 by%20BRICS%20Leaders%20on%20the%20establ..%20the%20BRICS-Led%20Development%20Bank.pdf (accessed 10 June 2022).
12. BRICS (2014a) Agreement on the New Development Bank. Fortaleza, 15 July. Available at: https://www.ndb. int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (accessed 10 June 2022).
13. BRICS (2014b) Treaty for the Establishment of a BRICS Contingent Reserve Arrangement. Fortaleza, 15 July. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/brazpresidency2/CRA.pdf (accessed 10 June 2022).
14. BRICS (2019) XIII BRICS Summit: New Delhi Declaration. 9 September. Available at: http://www.brics. utoronto.ca/docs/210909-New-Delhi-Declaration.html (accessed 10 June 2022).
15. BRICS (2020) XII BRICS Summit Moscow Declaration. 17 November. Available at: https://eng.brics-russia2020.ru/images/114/81/1148126.pdf (accessed 10 June 2022).
16. BRICS (2021a) BRICS Joint Statement on Strengthening and Reforming the Multilateral System. Video Conference, 1 June. Available at: https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-22.pdf (accessed 10 June 2022).
17. BRICS (2021b) BRICS Counter Terrorism Action Plan. Available at: https://brics2021.gov.in/brics/public/ uploads/docpdf/getdocu-52.pdf (accessed 10 June 2022).
18. BRICS Governments (2014) Agreement on the New Development Bank. Режим доступа: https://www. ndb.int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
19. BRICS Joint Statement on “Strengthen BRICS Solidarity and Cooperation, Respond to New Features and Challenges in International Situation” // Ministry of Foreign Affairs, the People’s Republic of China. 20.05.2022. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx_662805/202205/t20220520_10690224.html.
20. Badar Alam Iqba,l «BRICS as a Driver of Global Economic Growth and Development«,in Global Journal of Emerging Market Economies,Vol. 14,No. 1,2022,pp. 7 - 8.
21. Barnett, M.N. (2019), The End of a Liberal International Order That Never Existed, The Global: Research project of the Graduate Institute, Geneva. Available at: https://theglobal.blog/2019/04/16/the-end-ofa-liberal-international-order-that-never-existed/ (аccessed: 20.08.2020).
22. Beeson M., Zeng J. (2018) The BRICS and Global Governance: China’s Contradictory Role. Third World Quarterly, vol. 39, iss. 10, pp. 1962–78. Available at: https://doi.org/10.1080/01436597.2018.1438186.
23. Besada H., Tok E., Winters K. (2013) South Africa in the BRICS: Opportunities, Challenges and Prospects. Africa Insight, vol. 42, no 4, pp. 1–15. Available at: http://www.nsi-ins.ca/wp-content/uploads/2013/10/2013- South-Africa-in-the-BRICS.pdf (accessed 9 June 2022).
24. Bhatia R. (2021) Measuring 15 Years of BRICS. Hindustan Times, 14 September. Available at: https://www. gatewayhouse.in/measuring-15-years-of-brics/?utm_source=MadMimi&utm_medium=email&utm_ content=U_S_+2001-21%3A+Of+Friends+and+Foes+%7C+Measuring+15+years+of+BRICS+%7C+Au tomotive+industry+zooming+into+space+%7C+India+and+the+SCO+in+the+21st+century&utm_campaign=20210915_m164748610_Weekly+Briefing+2021+%281%29&utm_term=Measuring+15+years+of+B RICS (accessed 10 June 2022).
25. Bloomfield, A. and Scott, S.V. (eds) (2018), Norm Antripreneurs and the Politics of Resistance to Global Normative Change. Abingdon: Routledge.
26. Boyle, M.J. (2016), The coming illiberal era, Survival, vol. 58, no. 2, pp. 35–66.
27. Bremmer, I.(2012), Every Nation for Itself: Winners and Losers in a G-Zero World, New York: Portfolio.
28. Bush, G. and Scowcroft, B. (1998), A World Transformed. New York: Vintage book.
29. Castaneda, J.G.(2014), The trouble with the BRICs, Foreign policy, March 14. URL: https://foreignpolicy.com/2011/03/14/the-trouble-with-the-brics/ (дата обращения: 14.02.2020).
30. Center for International Institutions Research (CIIR) (n. d.) Analytics BRICS: BRICS Compliance Studies. RANEPA. Available at: https://www.ranepa.ru/eng/ciir-ranepa/research-areas/brics/analytics/ (accessed 10 June 2022).
31. Chakraborty S. (2018) Significance of BRICS: Regional Powers, Global Governance, and the Roadmap for Multipolar World. Emerging Economy Studies, vol. 4, iss. 2, pp. 182–91. Available at: https://doi. org/10.1177%2F2394901518795070.
32. Chaulia S. (2021) In Spite of the Spite: An Indian View of China and India in BRICS. Global Policy, vol. 12, iss. 4, pp. 519–23. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.13009.
33. Cooper A. (2016) BRICS: A Very Short Introduction. Oxford University Press. Available at: http://doi. org/10.1093/actrade/9780198723394.001.0001.
34. Cooper Andrew F. (2022) Reframing the Debate over BRICS Beyond its Conceptual Origins. International Organisations Research Journal, vol. 17, no 2, pp. 31–49
35. DUGGAN N, AZALIAJ C L. From Yekaterinburg to Brasilia: BRICS and the G20, road to nowhere? [J]. Revista Brasileira de Política Internacional, 2020, 63 (1): 1-18.
36. De Robertis A. G., Tkachenko S. L. The crisis of the “Liberal International Order” and the challenges from China and Russia. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2020, vol. 13, issue 4, pp. 465–477.
37. Denisov, I., Kazantsev, A., Lukyanov, F. and Safranchuk, I.(2019), Shifting Strategic Focus of BRICS and Great Power Competition, Strategic Analysis, vol. 43, no. 6, pp. 487–498.
38. De’Robertis, A.G. (2015), La Russia, I BRICS e L’Ordone Internazionale. Roma: Edizioni Nuova Cultura.
39. Dirlik A. (2006) Beijing Consensus. Beijing “Gongshi”: Who Recognizes Whom and to What End. Режим доступа: http://www.ids-uva.nl/wordpress/wp-content/uploads/2011/07/9_Dirlik1.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
40. Donno, D. and Rudra, N.(2014), To Fear or Not to Fear? BRICs and the Developing World, International Studies Review, vol. 16, no. 3, pp. 447–452.
41. Duggan N., Hooijmaaijers B., Rewizorski M., Arapova E. (2021) Symposium: “The BRICS, Global Governance, and Challenges for South – South Cooperation in a Post-Western World” International Political Science Review. Available at: https://doi.org/10.1177%2F01925121211052211.
42. Duggan N., Ladines Azalia J. C. (2020) From Yekaterinburg to Brasilia: BRICS and the G20, Road to Nowhere? Revista Brasileira de Política Internacional, vol. 63, no 1, pp. 1–18. Available at: https://doi.org/10.1590/0034- 7329202000109.
43. Duggan N., Ladines Azalia J. C., Rewizorski M. (2021) The Structural Power of the BRICS (Brazil, Russia, India, China and South Africa) in Multilateral Development Finance: A Case Study of the New Development Bank. International Political Science Review. Available at: https://doi.org/10.1177%2F01925121211048297.
44. Ellis, D.C. (2009), On the Possibility of ‘International Community’, International Studies Review, vol. 11, iss. 1, pp. 1–26.
45. FERNANDES I F, FREITAS de V R A, ONUKI J. The BRICS and Brazilian public opinion: soft balancing or economic strategy? [J]. Revista Brasileira de Política Internacional, 2021, 64(2): 1-22.
46. Farrell, H. and Quiggin, J.(2017), Consensus, Dissensus, and Economic Ideas: Economic Crisis and the Rise and Fall of Keynesianism, International Studies Quarterly, vol. 61, no. 2, pp. 269–283.
47. Gao W. (2018) BRICS Cybersecurity Cooperation: Achievements and Deepening Paths. China International Studies, no 1, pp. 124–39. Available at: http://www.ciisjournal.com/Magazine/GetIssueContentList?year=20 18&issue=1&pageSize=10 (accessed 9 June 2022).
48. Global Governance Program (2020) Compliance Coding Manual for International Institutional Commitments. University of Toronto. Available at: http://www.g7.utoronto.ca/compliance/Compliance_Coding_ Manual_2020.pdf (accessed 9 June 2022).
49. Gosovic B. (2018) On the Eve of BAPA+40. South – South Cooperation in Today’s Geopolitical Context // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Международные отношения». Т. 18. № 3. С. 459–478. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-3-459-478
50. Government of India (2017) Press Statement on Doklam Disengagement Understanding. Press Release, 28 August. Available at: https://mea.gov.in/pressreleases.htm?dtl/28893/Press_Statement_onDoklam_disengagement_understanding (accessed 10 June 2022).
51. Government of South Africa (2014) BRICS Ministers Meet on the Sidelines of the Nuclear Security Summit in the Hague. 24 March. Available at: https://www.ranepa.ru/images/media/brics/brazpresidency2/nuclear. pdf (accessed 10 June 2022).
52. Griffith-Jones S., Xiaoyun L., Spratt S. (2016) The Asian Infrastructure Investment Bank: What Can It Learn From, and Perhaps Teach To, the Multilateral Development Banks? IDS Evidence Report 179. Режим доступа: https://www.ids.ac.uk/publication/the-asian-infrastructure-investment-bank-what-can-it-learnfromand-perhaps-teach-to-the-multilateral-development-banks (дата обращения: 30.11.2018).
53. Hooijmaaijers B. (2021) The BRICS Countries’ Bilateral Economic Relations, 2009 to 2019: Between Rhetoric and Reality. SAGE Open, vol. 11, iss. 4, pp. 1–16. Available at: https://doi.org/10.1177%2F21582440211054128.
54. Hopewell K. (2017) The BRICS – Merely a Fable? Emerging Power Alliances in Global Trade Governance. International Affairs, vol. 93, iss. 6, pp. 1377–96. Available at: https://doi.org/10.1093/ia/iix192.
55. Humphrey C. (2017) Six Proposals to Strengthen the Finances of Multilateral Development Banks. ODI Working Paper 509. Режим доступа: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/11451. pdf (дата обращения: 30.11.2018).
56. IMF (2018a) Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves (COFER). Режим доступа: http://data.imf.org/?sk=E6A5F467-C14B-4AA8-9F6D-5A09EC4E62A4 (дата обращения: 30.11.2018).
57. IMF (2018b) Special Drawing Right (SDR). Режим доступа: https://www.imf.org/en/About/Factsheets/ Sheets/2016/08/01/14/51/Special-Drawing-Right-SDR (дата обращения: 30.11.2018).
58. IMF DataMapper (c. a.) GDP Based on PPP, Share of World. Режим доступа: https://www.imf.org/external/ datamapper/PPPSH@WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD (дата обращения: 30.11.2018).
59. Ikenberry, G.J. (2011), Liberal Leviathan: the origins, crisis, and transformation of the American world order. Princeton: Princeton University Press.
60. Ikenberry, G.J. (2018), The end of liberal international order? International Affairs, vol. 94, iss. 1, pp. 7–23.
61. Ikenberry, J.G. and Deudney, D. (2018), Liberal World, Foreign Affairs, July/August, pp. 16–24.
62. International Monetary Fund (IMF) (2012) World Economic Outlook: Growth Resuming, Dangers Remain, April 2012. Available at: https://doi.org/10.5089/9781616352462.081.
63. Junbo, J.(2009), China says ‘no thanks’ to G2, Asia Times, May 29. URL: http://www.atimes.com/ atimes/China/KE29Ad01.html (дата обращения: 18.03.2020).
64. Kagan, R. (2013), The world America made. New York: Vintage.
65. Kahler, M. (2013), Rising Powers and Global Governance: Negotiating Change in a Resilient Status Quo, International Affairs, vol. 89, iss. 3, pp. 381–396.
66. Keohane, R.O. (2012), Twenty Years of Institutional Liberalism, International Relations, vol. 26, iss. 2, pp. 125–138. 24. Lind, M. (2017), The new system that emerges from today’s domestic and geopolitical turmoil is likely to be an updated version of liberal world order, not its negation, The National Interest, September 5. Available at: https://nationalinterest.org/feature/theres-no-such-thing-the-liberal-world-order-22177 (аccessed: 20.08.2020).
67. Kindleberger, C.P.(1973), The World in Depression, 1929–39, Berkeley, Ca: University of California Press, pp. 288–295. 16. Lake, D.A.(1993), Leadership, Hegemony, and the International Economy: Naked Emperor or Tattered Monarch with Potential? International Studies Quarterly, vol. 37, no. 4, pp. 462–463.
68. Kirton J. J. (2015) Explaining the BRICS Summit’s Solid, Strengthening Success. International Organisations Research Journal, vol. 10, no 2, pp. 9–38. Available at: http://doi.org/ 10.17323/1996-7845-2015-02-09.
69. Kueh, Y.Y.(2012), Pax Sinica: Geopolitics and Economics of China’s Ascendance, Hong Kong: HKU Press. 12. Sinha, A.(2018), Building a Theory of Change in International Relations: Pathways of Disruptive and Incremental Change in World Politics, International Studies Review, vol. 20, no. 2, pp. 195–203.
70. Lamba, R. and Subramanian, A.(2020), Dynamism with Incommensurate Development: The Distinctive Indian Model, Journal of Economic Perspectives, vol. 34, no. 1, pp. 3–30.
71. Larionova M., Ignatov A., Popova I., Sakharov A., Shelepov A. (n. d.) BRICS at Ten: The Way Forward. Center for International Institutions Research (CIIR), RANEPA. Available at: https://www.ranepa.ru/images/ News_ciir/Project/BRICS_new_downloadings/BRICS-at-Ten_en_1227.pdf (accessed 10 June 2022).
72. Larionova M., Rakhmangulov M., Sakharov A., Shelepov A. (2014) BRICS: Emergence of Health Agenda. International Organisations Research Journal, vol. 9, no 4, pp. 73–88. Available at: https://iorj.hse.ru/ data/2014/12/26/1103993997/BRICShealth.pdf (accessed 9 June 2022).
73. Larionova M., Shelepov A. (2021) BRICS, G20 and Global Economic Governance Reform. International Political Science Review. Available at: https://doi.org/10.1177/01925121211035122. Li X. (ed.) (2019) The International Political Economy of the BRICS. Routledge.
74. Layne, C.(2012), This Time It’s Real: The End of Unipolarity and the Pax Americana, International Studies Quarterly, vol. 56, no. 1, March, pp. 203–213.
75. Lissovolik Y. (2017) BRICS-Plus: Alternative Globalization in the Making? Valdi Papers, Russia in Global Affairs. Available at: https://eng.globalaffairs.ru/articles/brics-plus-alternative-globalization-in-the-making/ (accessed 10 June 2022).
76. Madan T. (2020) Emerging Global Issues: The China-India Boundary Crisis and Its Implications. Brookings, 9 September. Available at: https://www.brookings.edu/testimonies/emerging-global-issues-the-china-indiaboundary-crisis-and-its-implications/ (accessed 10 June 2022).
77. Maniatis, T.(2012), Marxist Theories of Crisis and the Current Economic Crisis, Forum for Social Economics, vol. 41, no. 1, April, pp. 1–19.
78. Mansfield, E.D.(2014), Rising Powers in the Global Economy: Issues and Questions, International Studies Review, vol. 16, no. 3, pp. 437–442.
79. Mansfield, E.D.(2014), Rising Powers in the Global Economy: Issues and Questions, International Studies Review, vol. 16, no. 3, pp. 437–466.
80. Mearsheimer, J. (2019), Bound to Fail: The Rise and Fall of the Liberal International Order, International Security, vol. 43, no. 4, pp. 7–50.
81. Mearsheimer, J.(2018), Bound to Fail: The Rise and Fall of the Liberal International Order, International security, vol. 43, no. 4, pp. 7–8.
82. Mosendz P. (2014) Angry Australian Prime Minister Aims to Remove Russia from G-20 Summit. The Atlantic, 21 July. Available at: http://theatlantic.com/international/archive/2014/07/australia-aims-to-remove-russiafrom-g-20-summit/374748/ (accessed 10 June 2022).
83. New Development Bank (2017a) NDB’s General Strategy: 2017–2021. Режим доступа: https://www.ndb.int/ wp-content/uploads/2017/07/NDB-Strategy-Final.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
84. New Development Bank (2017b) Terms, Conditions and Procedures for the Admission of New Members to the New Development Bank. Режим доступа: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/06/TermsConditions-and-Procedures1.pdf (дата обращения: 30.11.2018). New Development Bank (2018) List of Memoranda of Understanding and Cooperation Agreements. Режим доступа: http://www.ndb.int/partnerships/list-of-partnerships/ (дата обращения: 30.11.2018).
85. Nuruzzaman M. (2020) Why BRICS Is No Threat to the Post-War Liberal World Order. International Studies, vol. 57, iss. 1, pp. 51–66. Available at: https://doi.org/10.1177%2F0020881719884449.
86. ORDAANA C. BRICS – quo vadis? [J]. Development Southern Africa, 2021, 38(3): 454-468.
87. Pant, H.V.(2015), Can BRICS Shape a New World Order?, International Studies Review, vol. 18, no. 4, pp. 731–732.
88. Parsi, V.E. (2018), Titanic. Il naufragio dell’ordine liberale. Bologna: Il Mulino.
89. Paul, T.V.(2017), Recasting Statecraft: International Relations and Strategies of Peaceful Change, International Studies Quarterly, vol. 61, no. 1, pp. 1–13.
90. President of the Russian Federation (RF) (2009) Russian Proposals to the London Summit (April 2009). Available at: http://en.kremlin.ru/supplement/4401 (accessed 10 June 2022).
91. Prizzon A. et al. (2017) Six Recommendations for Reforming Multilateral Development Banks. An Essay Series. ODI. Режим доступа: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/resource-documents/11908.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
92. Ramo J.C. (2004) The Beijing Consensus. L.: Foreign Policy Centre.
93. Roberts, S.(2016), An Agenda for Opening up the South African Economy: Lessons from Studies of Barriers to Entry, Johannesburg: CCRED.
94. Ruggie, J.G. (1982), International Regimes, Transactions, and Change: Embedded Liberalism in the Postwar Economic Order, International Organization, vol. 36, iss. 2, pp. 379–415.
95. Ruggie, J.G.(1982), International Regimes, Transactions, and Change: Embedded Liberalism in the Postwar Economic Order, International Organization, vol. 36, no. 2, pp. 379–415.
96. Ruggie, J.G.(1991), Embedded Liberalism Revisited: Institutions and Progress in International Economic Relations, in Progress in Postwar International Relations, ed. by Adler, E. and Crawford, B., New York: Columbia University Press, pp. 201–234.
97. SAKWA R. BRICS and sovereign internationalism[J]. Strategic Analysis, 2019, 43(6): 456-468.
98. Sandholtz, W. (2009), Explaining International Norm Change, in International Norms and Cycles of Change, ed. by Sandholtz, W. and Stiles, K. Oxford: Oxford University Press, pр. 1–26.
99. Schneiker, A. (2020), Norm Sabotage: Conceptual Reflection on a Phenomenon That Challenges Well-Established Norms, International Studies Perspectives. https://doi.org/10.1093/isp/ekaa003.
100. Speck, U. (2016), The crisis of liberal order, The American Interest, September 12.
101. Stuenkel O. (2020a) The BRICS and the Future of Global Order. Lexington Books.
102. Stuenkel O. (2020b) Why the BRICS Grouping is Here to Stay. The Diplomat, 20 November. Available at: https://thediplomat.com/2020/11/why-the-brics-grouping-is-here-to-stay/ (10 June 2022).
103. Stuenkel, O.(2014), Emerging Powers and Status: the Case of the First BRICs Summit, Asian Perspective, no. 38, рp. 89–109.
104. Thakur, R.(2014), How representative are BRICS?, Third World Quarterly, no. 10, pp. 1791–1808. 9. Kastner, S.L. and Saunders, P.C.(2012), Is China a Status Quo or Revisionist State? Leadership Travel as an Empirical Indicator of Foreign Policy Priorities, International Studies Quarterly, vol. 56, pp. 163–177.
105. The United States and the World Economy: foreign economic policy for the next decade (2005), ed. by Bergsten, C.F., Washington, DC: Peterson Institute.
106. Tianbiao, Z. and Pearson, M.(2015), Globalization and the role of the state: Reflections on Chinese international and comparative political economy scholarship, in International Political Economy in China: The Global Conversation, ed. by Chin, G.T., Pearson, M. and Wang Yong, London: Routledge, pp. 78–107.
107. Tkachenko, S. (2017), International Political Economy, in Russia and the World. Understanding International Relations, ed. by Tsvetkova, N.Rowman & Littlefield Publ., pp. 79–102.
108. Tkachenko, S. (2020), BRICS and Development Alternatives, in Bianchini, S. and Fiori, A. (eds), Rekindling the Strong State in Russia and China: Domestic Dynamics and Foreign Policy Projections. Leiden, Boston: Brill, pp. 271–297.
109. Tkachenko, S.L.(2020), BRICS and Development Alternatives, Rekindling the Strong State in Russia and China: Domestic Dynamics and Foreign Policy Projections, ed. by Bianchini, S. and Fiori, A., Leiden, Boston: Brill, pp. 271–297.
110. VERMA R, PAPA M. BRICS amidst IndiaChina rivalry [J]. Global Policy, 2021, 12(4): 509-513.
111. Verma R., Papa M. (2021) BRICS Amidst India-China Rivalry. Global Policy, vol. 12, iss. 4, pp. 509–13. Available at: https://doi.org/10.1111/1758-5899.12977.
112. Wallerstein I. (2016) The BRICS: A Fable for Our Time. Toward Freedom, 7 January. Available at: https:// towardfreedom.org/archives/globalism/the-brics-a-fable-for-our-time (accessed 9 June 2022).
113. Wallerstein, I. (1974), The Rise and Future of the World Capitalist System: Concepts for Comparative Analysis, Comparative Studies and History, vol. 16, pp. 387–415. 22. Jones, B. (2020), China and the return of great power strategic competition. Washington, D.C.: Brookings Institution. Available at: https://www.brookings.edu/research/china-and-the-return-of-great-powerstrategic-competition (аccessed: 20.08.2020).
114. Wang H. (2016) New Multilateral Development Banks. Opportunities and Challenges for Global Governance. Part of Discussion Paper Series on Global and Regional Governance. Режим доступа: https://www.cfr.org/ content/publications/attachments/Discussion_Paper_Wang_MDBs_OR.pdf (дата обращения: 30.11.2018).
115. Weiss, A. S.(2009), BRIC-à-Brac. Commentary, The RAND, Blog. URL: https://www.rand.org/ blog/2009/06/bric-agrave-brac.html (дата обращения: 19.04.2020).
116. Xi J. (2017) Stronger BRICS Partnership for a Brighter Future. Remarks at Plenary Session of BRICS Xiamen Summit. 4 September. Available at: http://eg.china-embassy.gov.cn/eng/rdwt/20170903/201709/ t20170905_7243256.htm (accessed 10 June 2022).
117. Zhang J.J. (2011) Seeking the Beijing Consensus in Asia: An Empirical Test of Soft Power. Режим доступа: https://dukespace.lib.duke.edu/dspace/bitstream/handle/10161/5383/Duke%20Honors%20Thesis.pdf? sequence=1 (дата обращения: 30.11.2018).
118. Zhou X. (2009) Reform the International Monetary System. BIS Review No 41, Bank for International Settlements. Available at: https://www.bis.org/review/r090402c.pdf (accessed 9 June 2022).
119. [Dataset] World Health Organization (WHO) (n. d.) WHO Coronavirus (COVID-19) Dashboard: Situation by Region, Country, Territory & Area. Available at: https://covid19.who.int/table (accessed 10 June 2022).
120. (Бразилия) Оливера Стинкеля, перевод Цянь Япина. Страны БРИКС и будущее мирового порядка [М]. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2017.
121. А.К. Морозкина :«Новый Банк Развития в глобальной финансово-экономической архитектуре»В«ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» Т. 10. № 2 (2015) [Электронный ресурс] :file:///Users/apple/Downloads/novyy-bank-razvitiya-v-globalnoy-finansovo-ekonomicheskoy-arhitekture.pdf
122. А.С. Буряков, О.М. Петрушина. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ БРИКС / Economy and Business: Theory and Practice, vol. 2 (96), 2023. DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-64-67
123. Алексеева Е.В., Завьялов Д.С. Место Российской Федерации в международной торговле технологиями // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 43 (2). – С. 21-25.
124. Андронова И.В., Шелепов А.В. (2019) Возможности усиления влияния НБР и АБИИ в глобальной финансовой системе // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 39–54. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-03
125. Бордачев, Т., Панова, В.и Суслов, Д.(2020), БРИКС и пандемия сотрудничества. Доклад Международного дискуссионного клуба Валдай. Апрель. URL: https://www.globalaffairs.ru/wp-content/uploads/2020/04/doklad_briks-i-pandemiya-sopernichestva.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
126. Бурых, Д.Н.(2018), БРИКС как фактор глобальной политики, Международная жизнь, 2018, № 1, с. 59–73.
127. Ван Вэй: «Сотрудничество БРИКС демонстрирует скачкообразную тенденцию развития» в «Международном рынке» 02.2022 Электронный ресурс]: https://www.cnki.net
128. Ван Вэнь, Лю Ин: «БРИКС: двигатель новой глобализации», New World Publishing Общество, 2017, стр. 7
129. Ван И: «Сотрудничество БРИКС плывет в будущее, китайская дипломатия делает большие успехи», «В поисках истины», выпуск 18, 2017 г., стр. 20.