Введение
Оглавление
Глава 1. Биографическая справка (дружеский литературный круг)
Глава 2. Поэтический диалог
19
Глава 3. Работа над журналом «Проти Или»
33
3.1. Содержание журнала
33
3.2. Типография братьев Тарусопулосов
41
3.3. Подготовка третьего номера «Проти Или»
44
Глава 4. Тексты «Проти Или» как поиск решения языкового вопроса
Заключение
Библиография
Приложение
Настоящая работа посвящена творчеству и дружбе двух греческих
поэтов, переводчиков и издателей второй половины XX века: Димитриса
П. Пападицаса (1922-1987) и Эпаминондаса Х. Гонатаса (1924-2006).
Заголовок «Поэтика экзистенциализма» представляется в данном случае
оправданным. Экзистенциализм возникает как ответ на вызов рационализма
и следствие неуверенности человека в завтрашнем дне, потери веры в
прогресс. «В экзистенциализме начала - середины ХХ века разрыв человека с
человечеством обретает этико-психологические очертания - как неизбывное
одиночество индивида, невозможность общения, бессмысленность бытия,
кризис "сущностной, родовой" основы личности» [Эпштейн 1998].
Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить
из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то
есть некой иррациональной реальности [Гайденко 2010].
Герои нашего повествования, юность которых выпала на самые
драматические годы истории Новой Греции, в полной мере осознают
хрупкость и драматичность бытия, зыбкость границы между объектом и
субъектом, действительностью и сном. Им все же удается найти свой
собственный путь преодоления – но для них экзистенция, прежде всего,
находит свое воплощение в языковом созидании, в поэтических прорывах,
причем в этом контексте собственное творчество для них нисколько не менее
значимо, чем голоса их талантливых предшественников и современников.
Кроме того, как будет показано в работе, антидотом трагической реальности
служит в описываемой ситуации диалог. Гонатас и Пападицас обращаются к
диалогу как способу выживания, как некой архетипической модели общения
прекрасной античности. И снова речь идет о диалоге и с близким другом и
современником, и с Иоанном Мосхом, писавшим в VI веке.
Целью работы было показать важность и своеобразие диалога,
развернувшегося на страницах журнала «Проти Или» и в жизни двух
выдающихся литераторов – Димитриса Пападицаса и Эпаминондаса
Гонатаса. В фокусе нашего внимания были годы созидания, когда
выпускался журнал (конец 50-х – начало 60-х гг.) Становление героев
происходило в контексте самого драматического и периода истории Греции –
оккупация, жестокая кражданская война, потрясшая до основания греческое
общество, когда впервые за тысячелетия брат шел на брата. В соответствии с
философией экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию»
человек должен оказаться именно в такой, пограничной ситуации. Только
таким образом можно достичь «интимного» понимания мира [Гайденко
2010]. Экзистенциальный опыт, «понимание», по Хайдеггеру, с точки зрения
наших героев возможно лишь через языковое осмысление. А самой близкой
для них формой языкового выражения становится диалог (вряд ли при этом
они имели в виду концепцию диалога М.М. Бахтина, хотя в
действительности их диалог – прекрасное подтверждение этой идеи
диалогичности мироздания). Мы попытались максимально полно
воспроизвести настроение эпохи, исторический контекст, воссоздать
значимые детали биографий наших героев для того, чтобы достаточно
аргументированно обосновать наш главный тезис – два роскошных тома
иллюстрированного журнала Проти Или, представляющие собой шедевр
типографского искусства, никак не связаны со стилистикой и риторикой
Башни из слоновой кости. Скорее, это интересный пример
постмодернистского каталога, причем речь здесь не идет о случайном наборе
примеров, а о продуманном с железной логикой каталоге прецедентов.
Пападицас и Гонатас предлагают ряд решений для мучавшего Грецию на
протяжении длительного времени (конец XIX и большая часть XX вв.)
языкового вопроса.67
Они, так же, как и гениальный Дионисий Соломос думают в данном
случае только «о свободе и языке», и так же ясно понимают значимость этой
свободы и возможность ее воплощения – через языковую свободу. Они
предлагают решение, по которому Греция пыталась идти много раз – путь
«языкового разнообразия», γλωσσική ποικιλία. Мы можем констатировать,
что сегодня Греция действительно обладает невероятно широким диапазоном
возможностей для выражения одной и той же мысли. Это связано не только с
богатой палитрой регистров, но, главным образом, с тем, что диахрония
греческого языка продолжает существовать и проявляться в синхронии.
В результате проделанной работы в научный обиход были введены
материалы журнала «Проти Или». Следует оговориться, что в данном случае
речь идет о довольно специфическом издании, которое фактически
представляет собой диалог двух литераторов, некоторую проекцию их
доверительной дружеской беседы. Очевидным отличием анализируемого
журнала является то, что круг его создателей ограничен двумя
собеседниками – кажется, что в данном случае форма журнала
воспринималась ими как некий создаваемый ими жанр, который в то же
самое время является продолжением классической формы, введенной в
обиход в Древней Греции и прославившей греков – а именно диалога.
В исследовании было показано, что рассматриваемый журнал можно
определить как вариант диалога. Представляется, что нам удалось обосновать
данный тезис.