Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ЛИТЕРАТУРН^1Й ДИАЛОГ Е.Х. ГОНАТАСА И Д.П. ПАПАДИЦАСА

Работа №136117

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Оглавление
Глава 1. Биографическая справка (дружеский литературный круг)
Глава 2. Поэтический диалог
19
Глава 3. Работа над журналом «Проти Или»
33
3.1. Содержание журнала
33
3.2. Типография братьев Тарусопулосов
41
3.3. Подготовка третьего номера «Проти Или»
44
Глава 4. Тексты «Проти Или» как поиск решения языкового вопроса
Заключение
Библиография
Приложение


Настоящая работа посвящена творчеству и дружбе двух греческих
поэтов, переводчиков и издателей второй половины XX века: Димитриса
П. Пападицаса (1922-1987) и Эпаминондаса Х. Гонатаса (1924-2006).
Заголовок «Поэтика экзистенциализма» представляется в данном случае
оправданным. Экзистенциализм возникает как ответ на вызов рационализма
и следствие неуверенности человека в завтрашнем дне, потери веры в
прогресс. «В экзистенциализме начала - середины ХХ века разрыв человека с
человечеством обретает этико-психологические очертания - как неизбывное
одиночество индивида, невозможность общения, бессмысленность бытия,
кризис "сущностной, родовой" основы личности» [Эпштейн 1998].
Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить
из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то
есть некой иррациональной реальности [Гайденко 2010].
Герои нашего повествования, юность которых выпала на самые
драматические годы истории Новой Греции, в полной мере осознают
хрупкость и драматичность бытия, зыбкость границы между объектом и
субъектом, действительностью и сном. Им все же удается найти свой
собственный путь преодоления – но для них экзистенция, прежде всего,
находит свое воплощение в языковом созидании, в поэтических прорывах,
причем в этом контексте собственное творчество для них нисколько не менее
значимо, чем голоса их талантливых предшественников и современников.
Кроме того, как будет показано в работе, антидотом трагической реальности
служит в описываемой ситуации диалог. Гонатас и Пападицас обращаются к
диалогу как способу выживания, как некой архетипической модели общения
прекрасной античности. И снова речь идет о диалоге и с близким другом и
современником, и с Иоанном Мосхом, писавшим в VI веке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью работы было показать важность и своеобразие диалога,
развернувшегося на страницах журнала «Проти Или» и в жизни двух
выдающихся литераторов – Димитриса Пападицаса и Эпаминондаса
Гонатаса. В фокусе нашего внимания были годы созидания, когда
выпускался журнал (конец 50-х – начало 60-х гг.) Становление героев
происходило в контексте самого драматического и периода истории Греции –
оккупация, жестокая кражданская война, потрясшая до основания греческое
общество, когда впервые за тысячелетия брат шел на брата. В соответствии с
философией экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию»
человек должен оказаться именно в такой, пограничной ситуации. Только
таким образом можно достичь «интимного» понимания мира [Гайденко
2010]. Экзистенциальный опыт, «понимание», по Хайдеггеру, с точки зрения
наших героев возможно лишь через языковое осмысление. А самой близкой
для них формой языкового выражения становится диалог (вряд ли при этом
они имели в виду концепцию диалога М.М. Бахтина, хотя в
действительности их диалог – прекрасное подтверждение этой идеи
диалогичности мироздания). Мы попытались максимально полно
воспроизвести настроение эпохи, исторический контекст, воссоздать
значимые детали биографий наших героев для того, чтобы достаточно
аргументированно обосновать наш главный тезис – два роскошных тома
иллюстрированного журнала Проти Или, представляющие собой шедевр
типографского искусства, никак не связаны со стилистикой и риторикой
Башни из слоновой кости. Скорее, это интересный пример
постмодернистского каталога, причем речь здесь не идет о случайном наборе
примеров, а о продуманном с железной логикой каталоге прецедентов.
Пападицас и Гонатас предлагают ряд решений для мучавшего Грецию на
протяжении длительного времени (конец XIX и большая часть XX вв.)
языкового вопроса.67
Они, так же, как и гениальный Дионисий Соломос думают в данном
случае только «о свободе и языке», и так же ясно понимают значимость этой
свободы и возможность ее воплощения – через языковую свободу. Они
предлагают решение, по которому Греция пыталась идти много раз – путь
«языкового разнообразия», γλωσσική ποικιλία. Мы можем констатировать,
что сегодня Греция действительно обладает невероятно широким диапазоном
возможностей для выражения одной и той же мысли. Это связано не только с
богатой палитрой регистров, но, главным образом, с тем, что диахрония
греческого языка продолжает существовать и проявляться в синхронии.
В результате проделанной работы в научный обиход были введены
материалы журнала «Проти Или». Следует оговориться, что в данном случае
речь идет о довольно специфическом издании, которое фактически
представляет собой диалог двух литераторов, некоторую проекцию их
доверительной дружеской беседы. Очевидным отличием анализируемого
журнала является то, что круг его создателей ограничен двумя
собеседниками – кажется, что в данном случае форма журнала
воспринималась ими как некий создаваемый ими жанр, который в то же
самое время является продолжением классической формы, введенной в
обиход в Древней Греции и прославившей греков – а именно диалога.
В исследовании было показано, что рассматриваемый журнал можно
определить как вариант диалога. Представляется, что нам удалось обосновать
данный тезис.


Γονατάς Ε.Χ. – Παπαδίτσας Δ.Π. Πρώτη Ύλη / Ποιητικά κείμενα. Αθήνα: Πρώτη
Ύλη 1959.
Γονατάς Ε.Χ. – Παπαδίτσας Δ.Π. Πρώτη Ύλη / Ποιητικά κείμενα [2]. Αθήνα:
Πρώτη Ύλη, 1961.
Γονατάς 1994 – Γονατάς Ε.Χ. Συνέντευξη στη Μικέλα Χαρτουλάρη // Τα Νέα,
Αθήνα, 4 Ιουνίου 1994. Σ. 13-16.
Γονατάς 2003 – Γονατάς Ε.Χ. Συνέντευξη στην Αναστασία Νάτσινα // Διαβάζω,
τεύχος 444. Αθήνα: 2003. Σ. 70-80.
Γονατάς 2007 – Γονατάς Ε.Χ. Επιστολή στον Νίκο Εγγονόπουλο // Κατάλογος 23.
Εκδόσεις «Στιγμή». Αθήνα, 2007. Σ. 37-41.
Γονατάς 2007а – Γονατάς Ε.Χ. Επιστολή στην Αιμέ Μπλαϊκαστέν // Κατάλογος
23. Εκδόσεις «Στιγμή». Αθήνα, 2007. Σ. 44-50.
Γονατάς 2009 – Γονατάς Ε.Χ. Επιστολή στον Νίκο Καχτίτση // Κατάλογος 24.
Εκδόσεις «Στιγμή». Αθήνα, 2009. Σ. 47-51.
Γονατάς 2009 – Γονατάς Ε.Χ. Το βάραθρο. Αθήνα: Πρώτη Ύλη, 1963.
Παπαδίτσας 1985 – Παπαδίτσας Δ.Π. Συνέντευξη στην Μαρία Τρουπάκη //
Διαβάζω τεύχος 133, Αθήνα: 1985. Σ. 138-144.
Παπαδίτσας 1989 – Παπαδίτσας Δ.Π. Ὡς δι’ἐσόπτρου. Αθήνα: Αστρολάβος /
Ευθύνη, 1989.
Παπαδίτσας 2000 – Παπαδίτσας Δ.Π. Να μου γράφεις, έστω και βαδίζοντας.
Επιστολές στον Ε.Χ. Γονατά 1960-1965. Αθήνα: Εκδόσεις Πατάκη, 2000.
Παπαδίτσας 2000 – Παπαδίτσας Δ.Π. Ποίηση. Αθήνα: Μέγας Αστρολάβος /
Ευθύνη, 1997.
Wols 2003 – Wols Ποιήματα και αφορισμοί / ακουαρέλες, σχέδια, φωτογραφίες
(παρουσίαση – μετάφραση Ε.Χ. Γονατάς). Αθήνα: Στιγμή, 2003.69
Использованная литература
Browning 1983 – Browning R. Medieval and Modern Greek. Cambridge:
Cambridge University Press, 1983.
Hesseling, Pernot 1913 – Hesselind D.C., Pernot H. Ερωτοπαίγνια / Bibliothèque
Grecque Vulgaire, T.10. Paris, Athènes: 1913.
Horrocks 1997 – Horrocks G. Greek: A History of the Language and its Speakers.
New York: Longman, 1997.
Pinthus 1920 – Pinthus K. Menschheits Dämmerung / Symphonie jüngster
Dichtung. Berlin: Ernst Rowohlt Verlag, 1920.
Mackridge 2010 – Mackridge P. Η πανελλήνια προφορική γλώσσα, ο βόρειος
φωνητισμός και το δημοτικό τραγούδι // Ευτυχισμός: Τιμή στον Ερατοσθένη
Γ. Καψωμένο. Ιωάννινα: Πανεπιστήμιο Ιωαννίνων, 2010. Σ. 339-349.
Peri 1999 – Peri M. Του πόθου αρρωστημένος / Ιατρική και Ποίηση στον
Ερωτόκριτο. Ηράκλειο: Πανεπιστημιακές Εκδόσεις Κρήτης, 1999.
Vitti 1997 – Vitti M. Η γενιά του Τριάντα. Ιδεολογία και μορφή. Αθήνα: Ερμής,
1977.
Wagner 1879 – Wagner W. Das ABC der Liebe. Eine Sammlung Rodischer
Liebeslieder. Leipzig, 1879.
Αμπατζοπούλου 1980 – Αμπατζοπούλου Φ. …δεν άνθισαν ματαίως. Ανθολογία
υπερρεαλισμού. Αθήνα: Νεφέλη, 1980. Σ. 71-77.
Αμπατζοπούλου 2000 – Αμπατζοπούλου Φ. Η γραφή και η βάσανος: ζητήματα
λογοτεχνικής αναπαράστασης. Αθήνα: Νεφέλη, 2000. Σ. 84-100.
Αναγνωστάκη 1980 – Αναγνωστάκη Ν. Μαγικές εικόνες: Βακαλό, Σαχτούρης,
Παπαδίτσας, Κύρου, Σεφέρης, Νεότερες τάσεις στην πεζογραφία, δεύτερη
έκδοση. Αθήνα: Νεφέλη, 1980. Σ. 44-75.
Εγγονόπουλος 1977 – Εγγονόπουλος Ν. Ποιήματα Αʹ. Αθήνα: Ίκαρος, 1977.
Καραντώνης 1981 – Καραντώνης Α. Προσωπικό με την ποίηση του
Δ.Π. Παπαδίτσα. Αναφορές στον υπερρεαλισμό. Αθήνα: Γνώση, 1981.70
Κασδαγλής 1990 – Κασδαγλής Ε. Χ. Το αγλαότεχνο τυπογραφείο των αδελφών
Ταρουσόπουλου. Αθήνα: Άγρα, 1990.
Λαδιά 1983 – Λαδιά Ε. Ποιητές και αρχαία Ελλάδα (Σικελιανός – Σεφέρης –
Παπαδίτσας). Αθήνα: Οι εκδόσεις των φίλων, 1983. Σ. 95-157.
Λαδιά 1988 – Λαδιά Ε. Βιοχρονογραφία του Δ.Π. Παπαδίτσα // Πολυφωνία για
τον Δ.Π. Παπαδίτσα, Τετράδια «Ευθύνης», τεθχ. 28, Αθήνα: 1988. Σ. 215-218.
Μακρής 1986 – Μακρής Γ.Β. Γραπτά (εισαγωγικό σημείωμα – σημειώσεις –
επιμέλεια Ε.Χ. Γονατάς). Αθήνα: Βιβλιοπωλείον της «Εστίας», 1986.
Σαχτούρης 2000 – Σαχτούρης Μ. Ποιός είναι ο τερλός λαγός / Συνομιλίες. Αθήνα:
εκδόσεις Καστανιώτη Α.Ε., 2000.
Χατζηβασιλείου 1992 – Χατζηβασιλείου Β. Μίλτος Σαχτούρης / Η παράκαμψη
του υπερρεαλισμού. Αθήνα: Βιβλιοπωλείον της «Εστίας», 1992.
Χρηστάκης 1992 – Χρηστάκης Λ. Γιώργος Μακρής / Είμαστε Προάγγελοι του
Χάους (Οδηγός αναγνώρισης κίτρινων προσώπων 1). Αθήνα: Χάος &
Κουλτούρα, 1992.
Гайденко 2010 – Гайденко П.П. Экзистенциализм // Новая философская
энциклопедия, 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
Елоева 1992 – Елоева Ф.А. Введение в новогреческую филологию: Учеб.
пособие. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1992.
Елоева 2014 – Елоева Ф.А., Емельянов В.В. Кафаревуса в современной
новогреческой литературе – лингвистический эксперимент или отражение
диахронии? К истории шумер. Anzil: орфография, семантика, этимология
// Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVIII / Отв.
редактор Н.Н. Казанский. СПб.: Наука, 2014. С. 268-275.
Кисилиер 2011 – Кисилиер М.Л. Местоименные клитики в «Луге Духовном»
Иоанна Мосха. СПб: Нестор-История, 2011.
Кисилиер, Федченко 2014 – Кисилиер М.Л., Федченко В.В. О языке
новогреческой литературы // Acta Linguastica Petropolitana. Труды
института лингвистических исследований. Т. VII, ч.1. Отв. редактор
Н.Н. Казанский. СПб: Наука, 2014. С. 409-444.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ