ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты концепции управления талантами в социологии 8
§1.1. Талант как предмет научного изучения 8
§1.2 Понятие и сущность системы управления талантами 11
§1.3. Социологический анализ концепции управления талантами 14
§1.4. Управление талантами в условиях российского рынка 21
Глава 2. Эмпирическое социологическое исследование управления талантами 24
§2.1 Исследовательская модель 24
§2.2 Программа эмпирического исследования 26
§2.3 Выводы по результатам исследования 30
Заключение 43
Список литературы 46
Приложение 1 Тест на Акцентуацию. 49
Приложение 2 Тест на профориентацию. 54
Приложение 3 Траскрипты интервью 61
Управление талантами (talantmagement) концепция, появившаяся вследствие ограниченного количества “талантливых” специалистов, в коих нуждается любая компания. Появление этого феномена спровоцировано резким скачком в экономической сфере, переходом от индустриального века к информационному в 80-90-е годы. Это время, когда, чтобы удержаться на плаву, компании нужны не просто люди качественно выполняющие свою работу, а таланты, которые могут реагировать на изменение, и сами внести изменения в жизнь компании. Отсюда следует, что управление талантами это совокупность инструментов управления персоналом, которые дают возможность организации привлекать, эффективно использовать и воспроизводить качества сотрудников, которые позволяют им вносить существенный вклад в развитие организации.
К сожалению, в России, многие компании до сих пор не осознают важность внедрения концепции управления талантами, уделяя внимание найму линейного и скорее всего временного персонала. Сегодня рынок труда настолько разнообразен, как по сферам деятельности, так и по условиям труда, что утверждение “ Людям нужны компании” меняется на зеркальное “ Компаниям нужны люди”. Многие компании прилагают огромные усилия для привлечения новых сотрудников, но в то же время, тратят не достаточно времени и средств на удержание и развитие талантов, которые уже работают в организации.
Данная проблема актуальна, так как в наше время “война за таланты” только набирает свои обороты. Взяв за основу данную концепцию начиная от политики подбора и найма и заканчивая развитием и удержанием, управленец получает гарантию процветания собственного дела, сотрудник получает необходимый для человека рост как личностный, так и социальный.
Целью дипломной работы является исследование управления талантами в сфере ресторанного бизнеса на примере сети ресторанов MarketPlace.
Объект исследования- отношение управленцев к внедрению концепции управления талантами в ресторанной сети MarketPlace.
Предмет исследования является концепция управления талантами как необходимое знание для управленцев.
Проблема исследования — недостаточная изученность способов управления творчеством одаренных от природы, профессионально подготовленных личностей («талантов») в ресторанном бизнесе и путей оптимизации их творчества, нацеленного на инновационное развитие общества в целом и отдельно взятых организаций различного профиля.
Теоретико-методологической основой работы послужили теория бюрократии М. Вебера, на базе которой в работе анализировались устаревшие подходы к социальному управлению трудовыми отношениями в современных организациях; теория социального капитала П.Бурдье и
Дж. Коулмана; взгляды Ф.У. Тейлора на способы стимулирования труда работников; концепция X. Йоаса о креативном социальном действии, ставшая основой разграничения в работе понятий креативности и таланта; исследование Э. Майклза, X. Хэндфилд-Джонса,
Э. Экселрода «Война за таланты», ставшее отправной точкой для анализа современных подходов к «управлению талантами»; теория социальной мобильности П.А. Сорокина, а также другие работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых.
Междисциплинарность ключевого исследуемого понятия предполагает к использованию такого же междисциплинарного подхода к изучению объекта, а также привлечению комплексной методологии. Общеметодологической базой для исследования служат принципы системности и социального детерминизма.
Методы научного исследования:
Для первого этапа исследования была выбрана качественная стратегия. В рамках первого этапа было проведено полуформализованное интервью с управляющими сети ресторанов с целью формирования гипотез и выработки тезисов в отношении концепции как таковой, применимость ее на практики и в отношении их прямых подчиненных.
На втором этапе был использован социометрический метод, а именно: тест на акцентуации личности, тест на профориентацию.
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза дипломного исследования: система построения организационных отношений в сети ресторанов MarketPlaceне позволяет интегрировать концепцию управления талантами в систему управления талантов.
Частные гипотезы:
-talentmanagement в современной российской организации, обретая форму исключительно повышения по карьерной лестнице, система обладает иерархией, соответствующей вертикальной социальной мобильности по П.Сорокину;
-в современных российских условиях из-за размытого и часто неточного определения такого социального пласта как “менеджеры” возникают трудности в поиске талантливого управленца и дальнейшей работы по развитию менеджмента. Концепция по управлению талантами так же перестает иметь изначальный смысл;
-в обследуемой сети ресторанов нет установки на привлечение талантливого персонала, существует определенный портрет кандидата, критериям которого он должен соответствовать.
- в настоящее время происходит перестройка системы отношений внутри организации в силу того, что во главе организаций постепенно становятся молодые управленцы, имеющие представления об управлении персоналом, отличающиеся от советских и бюрократических взглядов.
Задачи исследования:
1. Провести исследование теоретических оснований управления талантам;
2. Рассмотреть историю развития социологической мысли, относительно определения таланта и его места в социологической теории;
3. Изучить теории социологии управления, касающуюся исследовательского вопроса в трудах отечественных и зарубежных социологов.
4. Операционализировать понятие “талант” в управленческой сфере.
5. Эмпирическим путем обследовать middle-management на примере современной организацииMarketPlace для выявления критериев “талантливого управленца”
6. Получить экспертную оценку со стороны топ менеджмента в отношении концепции “управления талантами”
7. Соотнести результаты исследования двух управленческих пластов для получения полной картины организации управления в компании.
Научная разработанность: технология управления талантами является новым направлением в управлении человеческими ресурсами, следовательно, изучение этого вопроса есть актуальная новая задача для социологии управления. Так же не обоснованы технологии управления талантами в сфере ресторанного бизнеса.
Практическая значимость: внедрение технологии управления талантами в российской практике предоставит компаниям возможность повысить результативность мотивационных программ.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава включает 4 параграфа и раскрывает теоретические основания концепции управления талантами в трудах отечественных и зарубежных социологов. Вторая глава описывает результаты эмпирического исследования концепции Управления талантами на базе сети ресторанов MarketPlace.
Таким образом концепция управления талантами является новым понятием в современной российской организации. Ее изучение социологией управления и внедрение в российские реалии необходимо и выведет управление персоналом в организации на новый уровень.
Появившаяся в связи с нехваткой толковых кадров на западе в 80-е годы, концепция стала базисом, на котором сегодня должно строиться управление в любой компании, во избежание ошибок прошлого. В России война за таланты имеет место быть, особенно в наше время, когда диплом о высшем образовании не дает гарантий получения высококлассного менеджера, в силу огромного количества выпускников Вузов, с другой стороны, благодаря ЕГЭ и возможности поступления в Вуз любого уровня и города, HR- отделам есть из кого выбирать.
Мною было проведено комплексное социологическое исследование концепции управления талантами в сетевой организации “MarketPlace” с целью изучение возможности применения концепции “управления талантами” в условиях российского рынка.
Анализ данных опроверг мою основную гипотезу, в исследуемой организации установленная система отношений, основанная на жесткой иерархии, схожая с бюрократическими порядками в организации, не мешает управленцам использовать инструменты “talentmanagement”, более того, это происходит на подсознательном уровне и воспринимается как прямая обязанность руководителя, что говорит о новом пласте молодых управленцев.
В рамках выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи. Так, была рассмотрена концепция управления талантами сквозь призму социологических трудов зарубежных и отечественных социологов, были операционализированы основные понятия, собраны первичные данные для анализа, а именно интервью (см Приложение 3) и социометрические тесты (см Приложение 1 и 2), проведен анализ данных с последующими выводами.
В результате анализа данных были выявлено, что менеджеры ресторана в своем большинстве не относят себя к управлению как таковому, в основном их связывает активная жизненная позиция и умение коммуницировать(то есть доносить задачи), что касаемо профессиональной ориентации, большинство склонно к творческой деятельности. Только 3 из 12 респондентов оказались потенциально талантливыми управленцами в рамках моего исследования, с этими людьми необходимо работать, ведь они и есть капитал данной организации.
Из вышеописанного следует, что задачи, которые мы поставили перед дипломным исследованием, были нами успешно решены. Считаем, что полученные результаты помогут всем ознакомившимся с ними осознать важность подобных исследований, а все наши наработки, включающие в себя и описанную методику, послужат основой не одному исследованию.