Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования жизненных перспектив личности у молодых людей, перенесших детские психотравмы 13
1.1 Проблема понимания жизненной перспективы личности и формирования жизненных перспектив личности в
современной психологической теории 13
1.2 Теоретические подходы к пониманию детской психотравмы и её влияния на личностное развитие
человека 21
1.3 Категория осознанности в современной психологии и возможности рациональных теорий в коррекции
травматического опыта личности 41
1.4 Современные психотерапевтические подходы к коррекции
и развитию жизненных перспектив личности 48
Глава 2 Исследование взаимосвязи детской психотравмы и жизненных перспектив личности молодого человека 55
2.1 Организация и методика проведения исследования 55
2.2 Интерпретация результатов исследования детской
психотравмы и жизненных перспектив молодой личности 67
2.3 Анализ взаимосвязи детской психотравмы и жизненных
перспектив молодой личности 80
Заключение 94
Список используемой литературы и источников 100
Актуальность и научная значимость исследования обуславливается тем, что в условиях интенсивных общественных преобразований, характерных для современного этапа развития нашего государства, в психологической науке актуализировалась проблема изучения интегральной характеристики молодой личности - системы жизненных перспектив, отражающей ее мировоззренческие позиции и специфику субъектной активности, направленной на их практическую реализацию - наполнение смыслом конкретных действий и поступков. Актуальность темы исследования определяется необходимостью в условиях неопределенности обдумывания, коррекции, осмысления, проектирования жизненных перспектив личности.
В философско-антропологических и психологических исследованиях жизненные перспективы рассматриваются как структурные элементы жизненного пути личности (М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн и другие) как форма ее существования в пространстве и времени жизни, процесс и, в то же время, продукт жизнетворения (К.А. Абульханова-Славская, Т.М. Березина, Н.Ю. Григоровская). Ученые подчеркивают их субъективно-оценочный и сознательно-выборочный характер (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Ф. Лазурский и другие), ведущую роль субъекта в их построении (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.Б. Старовойтенко и другие), влияние на их формирование опыта взаимоотношений в родительской семье (Л.С Выготский, В.М. Мясищев, Р. Яноф-Бульман и другие). Ученые обнаружили, что отрицательный, в частности, психотравмирующий опыт семейных взаимоотношений приводит к многочисленным нарушениям жизненных перспектив личности: во взрослом возрасте она имеет склонность к виктимизации и воспроизводству в собственной семье общего стиля или отдельных элементов взаимоотношений, которые травмировали ее в детстве (Л.Ф. Верстелле, С.В. Ильина, И.М. Тимофеева и другие). Следовательно, отрицательные социальные последствия детских психотравм в семье придают указанной проблеме остроту и значимость.
Однако следует заметить, что, изучая их влияние на развитие личности, большинство исследователей акцентируют внимание на наличии у нее патологической симптоматики (Е.М. Кинард, О.Д. Кошелева,
А.С. Сермягина, О.Т. Соколова и другие). Ограничением такого подхода является фокусировка внимания исследователей только на отдельных проявлениях психосоциального неблагополучия личности, однако целостная система ее жизненных перспектив остается не исследованной...
При выполнении работы базовыми были труды по жизненной перспективе личности (таких авторов, как Н.В. Тарабрина, К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, Д.А. Никитина, С. Мадди, Д.А. Леонтьев), по детской психотравме (таких авторов, как В. Фелитти и Р. Анда, Р.А. Яноф-Бульман, Д. Винникот).
В процессе выполнения работы были успешно решены все поставленные задачи.
Во-первых, проведен теоретический анализ сущности, основных характеристик и порядка формирования жизненных перспектив личности в современной психологической науке. Под жизненной перспективой понимаем целостную картину будущего, ожидаемых событий, несущих ценностно-смысловую нагрузку для личности, опосредованных жизненными взаимодействиями личности, как человек относится к себе, другим, окружающему миру. Она является составляющей жизненного пути - процесса, охватывающего прошлое, настоящее и будущее и в ходе которого формируется представление субъекта о своей жизни. Жизненная перспектива играет важную роль в организации деятельности человеком и в управлении временем собственной жизни, он организует и направляет активность личности в настоящем в отношении достижения поставленных целей. Жизненные перспективы являются интегральной характеристикой личности, отражающей индивидуально-целостную систему ее мировоззренческих позиций и специфику их практической реализации в ее взаимоотношениях и деятельности. Они имеют сознательно-выборочный, субъективно-оценочный и статически-динамический характер, а особенности их построения личностью предопределяются спецификой ее жизненного опыта, в частности, опыта взаимоотношений в родительской семье на начальных этапах онтогенеза.
Во-вторых, изучены труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме детской травматизации личности, и взаимодействии последствий детской психотравмы и личностного развития. Проведенный теоретико-методологический анализ показал исторический контекст исследования проблемы психологической травмы у детей. Отмечено, что побудительными факторами к изучению психотравмы были: три особых формы, в частности, истерия - психологическое расстройство у женщин, невроз военного времени и травма в результате сексуального насилия и насилия в семье. Несмотря на существующее в научной среде множество понятий и определений психотравмы, считаем возможным сделать вывод, что под психологической травмой (психотравмой) подразумеваются особо тяжелые переживания, грубо нарушающие нормальную психическую жизнь человека, затрагивающее основные области существования, жизненные взаимодействия, результатом которых, возможно, станут адаптационные патологии, а также расстройства, сопряженные со стрессом. Таким образом, травма — это не событие, а реакция психики на экстремальное для конкретной личности событие. Травматический стресс можно определить как разновидность группы опасных изменяющих жизнь событий. Результаты исследований проблемы психотравмы на современном этапе свидетельствуют о том, что когда травматические реакции чрезмерны, неконтролируемы и выражаются из-за чрезвычайного психологического возбуждения, то они могут консолидировать связь между страхом и воспроизведением травмирующего события, обусловливать поведение избегания, постоянное воспроизведение событий в памяти, и, как следствие, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)...
1. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
2. Агафонов А. Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании. Самара : Изд-во «Универс групп», 2006. 348 с.
3. Андреева А. Д., Вохмянина Т. В., Воронова А. П., Чуткина Н. И. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. М. В. Дубровиной. Екатеринбург : Деловая книга, 2000. 176 с.
4. Бандура О. О., Усова А. В., Ольховский М. Д. Насилие в семье: отсроченные последствия насилия над детьми // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32, № 2. С. 171-179.
5. Белялов Ф. И. Психосоматика. М. : ГЭОТАР -Медиа, 2019. 360 с.
6. Бережная И. Ф., Зыкова А. О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике // Научный журнал «Вестник Воронежского государственного технического университета». 2012. № 2. С. 171-177.
7. Бурбо Л. Исцеление пяти травм. М. : ООО Книжное издательство «София», 2020. 192 с.
8. Васильев В. Я. Целевая направленность и временная перспектива личности // Психология личности и время: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции, г. Черновцы, 23-25 апр. 1991 г. Черновцы, 1991. Т. 2. С. 10-13.
9. Величко М. Психосоматика. Когда болеет тело, а причины в душе. Как самостоятельно помочь телу, понимая его язык. М. : Издательский дом «Кислород», 2020. 304 с.
10. Власов Н. А. Краткосрочная психотерапия тревожных расстройств. М. : Психотерапия, 2019. 376 с.
11. Водопьянова Н. Е Психодиагностика стресса. М. : Питер, 2009. 329 с.
12. Герман Дж. Травма и исцеление. М. : ООО «Издательство «Эксмо»,
2022. 432 с.
13. Головаха Е. И. Жизненные перспективы личности и профессиональное самоопределение молодежи. Киев : Наукова думка, 1988. 144 с.
14. Голубева Ю. В. Взаимосвязь детской психотравмы и жизненных перспектив молодой личности // Молодой ученый. 2022. № 41(436). С. 45-47.
15. Голубева Ю. В. Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности // Исследования молодых ученых: материалы LIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2023 г.). Казань : Молодой ученый, 2023. С. 82-88. URL: https://moluch.ru/conf7stud/archive/488/17943/ (дата обращения: 03.05.2023).
...72