Введение………………………………………………………………… 5
Глава 1. Анализ причин негативного поведения детей на
стоматологическом приеме
1.1 Признаки негативного поведения…………………………………. 11
1.2 Психофизиологические особенности ребенка……………...……. 13
1.3 Причинно-следственные связи, обуславливающие поведение
ребенка на стоматологическом приеме….……………………………… 15
1.3.1 Плохое здоровье ребенка…………………………………………….. 15
1.3.2 Функциональный дисбаланс систем организма…………………. 16
1.3.3 Коммуникативная некомпетентность врача…………………… 17
1.3.4 Дефицит внимания у ребенка……………………………………….. 20
1.3.5 Принуждение, насильственный привод ребенка к
стоматологу 21
1.3.6 Желание ребенка наказать родителей…………………………... 23
1.3.7 Употребление родителями или стоматологом необдуманных
слов перед лечением или в процессе лечения……………………..…………. 23
1.3.8 Ожидание и боязнь боли; реальная острая боль при гнойных
воспалениях зуба; боль, испытываемая в процессе лечения зубов;
низкий порог болевой чувствительности…………………………………… 25
1.3.9 Волнительное ожидание стоматологических манипуляций…. 25
1.3.10 Неправильное и неестественное поведение родителей перед
посещением стоматолога, рассказы окружающих………………………. 26
1.3.11 Склонность родителей к беспокойству, неврозоподобным
состояниям………………………………..……………………………………….. 28
1.3.12 Усталость ребенка…………………………………………………… 29
1.3.13 Отсутствие предыдущего опыта посещения стоматолога… 29
1.3.14 Боязнь уколов……………………………………………………………. 293
1.3.15 Негативный стоматологический опыт или пережитые ранее
травмы, негативный опыт общения с врачами других специальностей 30
1.3.16 Просмотр детьми масс-медиа………………………………………. 31
1.3.17 Воображение ребенка и мнительность…………………………… 32
1.3.18 Появление в поле пациента без предупреждения предметов,
звуков, запахов, вкусовых ощущений, вызывающих дискомфорт,
тревогу или страх ……………………………………………………………….. 32
1.3.19 Лабильность детских эмоций……………………………………….. 33
1.3.20 Беспомощность пациента в определенном положении………… 34
1.3.21 Инстинкт самосохранения 35
Глава 2. Методы диагностики психологического состояния и
методы психокоррекции стоматологического пациента……….…… 37
2.1 Сущность применяемых методов …………………….……….…… 37
2.1.1 Поведенческая шкала Франкла (объективная оценка
тревожности)…………………………………………………………………….. 40
2.1.2 Цветовой тест Люшера………………………………………………. 40
2.1.3 Оценка стоматологической тревожности по шкале Кораха …. 41
2.1.4 Опросник Спилберга-Ханина………………………………………….. 41
2.1.5 Рисуночные методики оценки психоэмоционального состояния 41
2.1.6 Тест Сонди или тест восьми влечений……………………………… 42
2.1.7 Методика «Паровозик»………………………………………………… 43
2.1.8 Анкета-опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» по
И.М. Марковской………………………………………………………………….. 43
2.1.9 Метод видео-компьютерной психодиагностики и
психокоррекции по А.Н. Ануашвили…………………………..………………. 44
2.2 Использование методов диагностики в практической
стоматологии…………………………………………………….…………. 47
2.3 Методы немедикаментозного управления поведением ребенка на4
стоматологическом приеме………………………………………………. 49
Глава 3. Результаты собственного исследования……………………
3.1 Организация исследования, материалы, метод.
Заключение.
Выводы
Список литературы
Приложение
Все контакты между стоматологами и пациентами, помимо
терапевтической, лечебной связи, являются системой человеческих
взаимоотношений. От того, как будут выстроены эти взаимоотношения,
зависит в конечном итоге успешность лечения. Поскольку развитие
многих стоматологических заболеваний начинается в раннем детском
возрасте, то профессиональное общение на детском стоматологическом
приеме начинается с обмена информацией между врачом и родителями
маленького пациента. Пациент для врача является не только объектом
диагностики и терапии, но и субъектом со сложным
психофизиологическим миром, индивидуально реагирующим на болезнь,
окружающую обстановку, условия микросоциальной среды [34].
В этой связи, для достижения успеха врач-стоматолог должен
пользоваться знаниями возрастной и семейной психологии, владеть
различными технологиями управления поведением детей в ходе
проведения стоматологических манипуляций.
Несмотря на достижения современной стоматологии в профилактике
и лечении стоматологических заболеваний, большинство детей
испытывают перед стоматологическим приемом и во время него такие
психические состояния, как напряжение, утомление, тревогу, стресс и
страх, которые зачастую приводят к устойчивой тревожности. Вопрос о
причинах устойчивой тревожности принадлежит к числу наиболее
значимых, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных.
Существует множество теорий тревожности по причине её полифакторной
этиологии. Искусственное моделирование процесса ее зарождения и
закрепления невозможны, прежде всего, по этическим соображениям. По
мнению автора данной работы, наиболее корректная модель тревожности
рассматривается Прихожан А. М. [23], как эмоционально-личностное
образование, которое имеет когнитивный, эмоциональный и
операциональный аспекты. Вопрос о том, как, по каким каналам, каким6
способом у детей образуется отрицательный эмоциональный опыт, каковы
его внешние и внутренние источники, является одним из центральных при
изучении причин личностной тревожности.
У каждого человека существует свой уровень личностной
тревожности, который отражает предрасположенность субъекта к
восприятию ряда ситуаций как угрожающие. Инстинкт самосохранения
человека отвечает на подобные ситуации определенными реакциями.
Тревога, переживаемая как ощущение, порождается наследственностью и
средой, и поддается измерениям. Измерение тревожности как свойства
личности особенно важно, поскольку это свойство во многом
обуславливает поведение субъекта.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние
характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением,
беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Страх лечения зубов на
приеме у врача стоматолога – это эмоциональное состояние, возникающее
в ситуациях ожидания угрозы, связанных с реальной или мнимой
опасностью.
Вовремя замеченные детские страхи и фобии хорошо поддаются
лечению и коррекции. В результате человек вырастает здоровым.
Несомненно, если уделить внимание работе с фобиями этой возрастной
категории, то общий процент пациентов, страдающих дентофобией,
значительно уменьшится.
Целью современного стоматолога, помимо улучшения здоровья
ротовой полости, должно быть формирование у маленького пациента
положительного отношения к стоматологии в целом. А лечение детей, в
идеале, предполагает установление психологического контакта не только с
малышом, но и с его родителями.
Предварительное психологическое тестирование стоматологических
пациентов и их родителей при совместном обращении позволяет не только
выявить пациентов, страдающих страхом стоматологического
вмешательства, но и установить скрытые внутренние психологические
факторы, которые обуславливают определенное поведение и особенности63
человека. Результаты такого тестирования помогают врачу при выборе
тактики адаптации пациента к предстоящим манипуляциям и при
установлении психологического контакта.
Ануашвили, А. Н. Основы психологии [Текст] / А. Н. Ануашвили.–
Варшава, Москва: Издат. Международный институт управления,
психологии и психотерапии. – 2002 [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://kuldoshina.ru/wp-content/uploads/2011/03/Ануашвили-А.Н.-
Основы-объективной-психологии.pdf
2. Бойко, В. В. Аксиомы поведения ребенка у стоматолога [Текст] /
В. В. Бойко [Электронный ресурс] // Сайт DentalMagazine. – Режим
доступа: https://dentalmagazine.ru/for-business/aksiomy-povedeniya-rebenkau-stomatologa.html
3. Бойко, В. В. Психология и менеджмент в стоматологии [Текст]: в
6 т. / Том VI: Врач – ребенок – родитель. – СПб.2012. – 480 с.
4. Ваганов, П. Д. Периоды детского возраста [Текст] / П. Д. Ваганов //
Медицинский научный и учебно-методический журнал. – 2005. - № 28. –
С. 3 - 16.
5. Васянина, А. А. Лечение зубов у детей с негативным отношением к
стоматологическим манипуляциям [Текст]: автореф. канд. мед. наук:
14.00.21 – стоматология, 19 00 04 – медицинская психология / Васянина
Анна Анатольевна. – СПб., 2008. –18 с. [Электронный ресурс] // Сайт
Медицинские Диссертации. – Режим доступа: http://medicaldiss.com/medicina/lechenie-zubov-u-detey-s-negativnym-otnosheniem-kstomatologicheskim-manipulyatsiyam#ixzz551RnpyVG
6. Велбери, Р. Ричард. Детская стоматология: руководство [Текст] /
Ричард Р. Велбери, Монти С. Даггал, М.-Т. Хози; Пер. с англ.; Под ред.
Л. П. Кисельниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 456 с., 350 ил.
7. Велиева, С. В. Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. – СПб:
Речь, 2007. – 240 с.67
8. Власова, Д. С. Стоматофобия как социальная проблема: факторы
формирования и возможности профилактики [Текст]: автореф. канд. мед.
наук: 14.02.05 - Социология медицины / Власова Дарья Сергеевна. –
Волгоград., 2012. – 20 с. [Электронный ресурс] // Сайт Медицинские
Диссертации. – Режим доступа: http://medicaldiss.com/medicina/stomatofobiya-kak-sotsialnaya-problema
9. Гублер, Е. В. Применение непараметрических критериев статистики в
медико-биологических исследованиях [Текст] / Е. В. Гублер, А. А. Генкин.
– Ленинград: Медицина, 1973. – 141 с.
10. Дубровина, Т. В. Психологический аспект в стоматологическом
лечении пациентов [Текст] // [Электронный ресурс] //
Сайт Коммерческого отдела ИПСТ. – Режим доступа:
http://www.kvipst.com.ua/articles/specialists/psasv_stomatologicheskomlechenii-patcientov.html
11. Захаров, А. И. Неврозы у детей [Текст]. – СПб: Дельта, 1996. –480 с.
12. Киселева, Е. Г. Формирование долгосрочных взаимоотношений
стоматологов с детьми и родителями для профилактики и лечения
стоматологических заболеваний [Текст]: автореф. д. мед. наук: 14.00.21 -
Социология медицины / Елена Генриховна Киселева. – Москва., 2006. –
44 с. [Электронный ресурс] // Сайт Медицинские Диссертации. – Режим
доступа: http://medical-diss.com/medicina/formirovanie-dolgosrochnyhvzaimootnosheniy-stomatologov-s-detmi-i-roditelyami-dlya-profilaktiki-ilecheniya-stomatologic