Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы развития эмоционального интеллекта средствами арт-терапии у младших подростков 9
1.1 Теоретический обзор проблемы эмоционального интеллекта в
зарубежной и отечественной литературе 9
1.2 Возрастные особенности младших подростков 15
1.3 Возможности методов арт-терапии в работе с эмоциональным
интеллектом у младших подростков 22
Глава 2 Результаты развития эмоционального интеллекта средствами арт-терапии у младших подростков 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3 Программа развития эмоционального интеллекта средствами
арт-терапии у младших подростков 50
2.4 Результаты контрольного эксперимента 57
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Актуальность и значимость исследования. Проблема взаимосвязи и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального в настоящее время вызывает большой интерес. Под эмоциональным интеллектом понимается умение понимать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению. В существующих возрастных периодизациях, таких авторов как Л.С. Выготский [9], Д.Б. Эльконин [59], подростковый возраст считается «эмоционально насыщенным». Следовательно, в психологии, одной из ведущих проблем, является проблема развития эмоциональной сферы подростка.
Все люди испытывают эмоции. Осознание чувств и эмоций обеспечивает точную информацию об окружающем мире. Не менее важно, максимально точно распознавать эмоции в каждой конкретной ситуации, чтобы иметь возможность адекватно реагировать. Необходимо не только различать разные эмоции (радость, страх, злость), но и степень их проявления, причем не только своих, но чужих эмоций. Управление своими эмоциями помогает в любой ситуации оставаться спокойным, рассудительным, выдержать стресс, справиться с конфликтом. Это важное умение необходимо в рабочей обстановке и в отношениях с другими людьми.
Гаджеты и компьютеры прочно вошли в жизнь современных детей. Ежедневное многочасовое общение с помощью гаджетов становится основным и приводит к тому, что современные дети перестают общаться «вживую». Приоритет получает знаковая система общения. Способность осознавать собственные чувства, проявлять сочувствие к кому-либо, регулировать эмоциональную составляющую общения оказывается неразвитой.
Возраст 10-12 лет, это, так называемый, переходный возраст. Как правило, происходит переход от младшего к подростковому возрасту, то есть это обучающиеся 5 - 6 классов. Во многих возрастных периодизациях этот возраст называют - младший подростковый возраст. Основным новообразованием считается «чувство взрослости». Характерным является наличие негативизма, которое проявляется в противостоянии влиянию взрослых, отвержению любых суждений, а также усилением независимости детей от взрослых. Эмоциональные нарушения, которые присущи данному возрасту, имеют последствия в виде неуспеваемости, нарушении поведения, трудностей в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.
Актуальность исследования, определяется необходимостью развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте для полноценного развития личности и потребностью общества в личностях, которые способны к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Проблема исследования: как обеспечить эффективное развитие
эмоционального интеллекта младших подростков средствами арт-терапии. Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования «Развитие эмоционального интеллекта средствами арт-терапии у младших подростков»
Исходя из этого, проблема нашего исследования: каковы особенности развития эмоционального интеллекта у младших подростков средствами арт- терапии?
Цель: Разработать, составить и апробировать программу развития эмоционального интеллекта у младших подростков с использованием средств арт-терапии.
Объект исследования: эмоциональный интеллект у младших подростков.
Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта у младших подростков средствами арт-терапии.
Гипотеза: развитие эмоционального интеллекта средствами арт-терапии будет продуктивным при реализации специально разработанной программы...
Большой интерес на сегодняшний день вызывает проблема взаимосвязи эмоционального и рационального. Под эмоциональным интеллектом понимается: «...умение понимать и различать эмоции, управлять эмоциональными состояниями как собственными, так и эмоциями партнеров по общению. Особенно «эмоционально насыщенным» считается подростковый возраст, поэтому проблема развития эмоциональной сферы подростков в психологии занимает ведущее место» [20].
Такие авторы как: Г.И. Щукина, М.Г. Савченко, Ю.К. Бабанский, В.Г. Иванов, В.Ф. Башаринский, В.Н. Максимова, Ф.Е. Савина,
В.В. Бондаревский, И.С. Лернер, исследовали развитие эмоционального интеллекта у подростков.
Ряд авторов исследовали воздействие психотерапевтического характера на эмоциональное развитие личности, такие как: Е.И. Николаева,
И.В. Воропаева, Л.Д. Лебедева, А.И. Копытин. Т.А. Колошина. Результаты исследования показали, что именно арт-терапия может развить у ребенка его способность к самосознанию, а также оказать поддержку личности.
Магистерская диссертация была направлена на то, чтобы реализовать программу арт-терапевтических занятий и доказать эффективность программы на развитие эмоционального интеллекта подростков.
В работе были поставлены задачи и цель исследования. В теоретической главе рассмотрены подходы отечественных и зарубежных исследователей по исследуемой проблеме.
«Эмоциональный интеллект - это психологическое образование, возникшее на основе взаимосвязи эмоциональных и когнитивных процессов, позволяющее перерабатывать содержащуюся в эмоциях информацию (воспринимать, идентифицировать, определять причинность) и использовать результаты для повышения эффективности процесса мышления и регулирования собственных эмоций» [20].
Изучив и обобщив модели таких авторов как: Н. Холл, Д.В. Люсин, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, мы пришли к выводу, что эмпатия, самомотивация, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями других людей, управление своими собственными эмоциями, это те компоненты эмоционального интеллекта, которые мы можем взять за основу.
«Подростки находятся на том уровне, который позволяет им добиваться успеха в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Подростки легче отстаивают свою точку зрения, а также преодолевают кризис самоидентификации. Принимая во внимание эти возрастные особенности, можно сказать, что данный возраст является наиболее сензитивным для развития эмоционального интеллекта. Необходимо учитывать новообразования подросткового возраста, связанные с эмоциональной и когнитивной сферами, такие как: рефлексия, самосознание, Я-концепция» [59]...
1. Агарагимова В. К., Гасанова Б. М. Особенности развития социализации подростков средствами арт-терапии // Известия ДГПУ. 2013. № 4. С. 20-25.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57-65.
3. Бажин Е. Ф., Эткинд A. M. Цветовой тест отношений. Л.,1985.19 с.
4. Барыльник С. Н. Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь с эмоциональным интеллектом с учетом гендерных особенностей // Молодой ученый. 2016. № 6. [Электронный ресурс]: URL https://moluch.ru/archive/110/27028// (дата обращения: 20.04.2022).
5. Бакшеева Т. С., Горяйнова Д. П. Влияние арт-терапии на поведение подростков // Воспитание школьников, 2010. № 7. С. 58-61.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
7. Власова О. И. Современное молодое поколение: трансформации труда, профессии, образования // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч. -практ. конф., 11-14 нояб. 2013 г., г. Екатеринбург. В 3 т. Т. 2 / Рос. гос.проф. -пед. ун-т. Екатеринбург. 2013. С. 221-223.
8. Володина К. А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации // Организационная психология.
2017. Т. 7. № 2. С. 86-101.
9. Выготский Л. С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопросы психологии. 2017. № 2. С.157-159.
10. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. С. 25-26.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. 544 с.
12. Грецов А. Г., Попова Е. Г. Исправь свое настроение сам / Информационно-методические материалы для подростков. СПб., СПбГАФК им П. Ф. Лесгафта, 2003. 36 с.
13. Давыдова Ю. В. Особенности эмоционального интеллекта подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. 2017. №2. С.92-94.
14. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в
психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. №2. URL: www.psyedu.ru (дата обращения:
11.04.2022).
15. Дубровина И. В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников // Мир психологии. 2012. № 2. С. 194-209.
...66